О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 30 марта 1998 г. N 299-РМ (Д) За последние годы в Москве построено свыше 2300 павильонов, в том числе из быстровозводимых конструкций, установлено несколько десятков тысяч боксовых гаражей, организовано более двух тысяч открытых и закрытых автостоянок. Все это позволило повысить обеспеченность жителей города предприятиями торговли, услуг, местами для хранения автомобилей. Вместе с тем, строительство ряда павильонов и комплексов, гаражей и автостоянок проведено без оформления в установленном порядке земельно-правовых отношений и рассмотрения Москомархитектурой проектных решений. Имеются факты согласования исходно-разрешительной документации с отступлениями от действующих санитарных, противопожарных и других норм и правил. При предварительном рассмотрении вопросов размещения и строительства павильонов и торговых комплексов, автостоянок и боксовых гаражей не учитываются целесообразность их размещения на данной территории, возможность подъезда и разгрузки транспорта, права граждан и условия их проживания, что вызывает справедливые жалобы жителей Москвы. Не осуществляется должный надзор за соответствием выполняемых строительных работ утвержденному проекту. Внешний вид, оформление многих объектов не соответствуют требованиям современного дизайна, не уделяется должного внимания благоустройству прилегающей территории. В целях улучшения внешнего облика улиц, магистралей, площадей и дворовых территорий г.Москвы при размещении и строительстве некапитальных объектов: 1. Утвердить Дополнительные требования к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории города Москвы (приложение). 2. Руководителям организаций и фирм, производителям работ, юридическим и физическим лицам, выполняющим работы по проектированию и строительству объектов торговли и услуг, автостоянок и гаражей, других сооружений некапитального характера, принять к руководству и исполнению Дополнительные требования к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории города Москвы. 3. Префектам административных округов, главам районных управ, Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе установить порядок, обеспечивающий подготовку исходно-разрешительной и проектной документации в соответствии с прилагаемыми Дополнительными требованиями. 4. Объединению административно-технических инспекций, Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора установить жесткий контроль за размещением и строительством объектов некапитального характера в соответствии с утвержденными требованиями. 5. Пресс-центру Мэрии и Правительства Москвы опубликовать настоящее распоряжение и Дополнительные требования к порядку размещения и строительства некапитальных объектов на территории города Москвы. 6. Признать утратившими силу распоряжения Премьера Правительства Москвы от 29.06.94 N 1156-РП "О строительстве быстровозводимых торговых комплексов в Москве" и от 30.12.94 N 2565-РП "О внесении дополнений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от 29.06.94 N 1156-РП "О строительстве быстровозводимых торговых комплексов в Москве". 7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Приложение к распоряжению Мэра от 30 марта 1998 г. N 299-РМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗМЕЩЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НЕКАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ г.МОСКВЫ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие требования распространяются на некапитальные объекты, размещаемые на территории города Москвы: - автостоянки (открытые и с навесами); - боксовые гаражи; - ангары, складские и подсобные строения (сооружения); - объекты торговли и услуг (киоски, палатки, павильоны, ларьки); - остановочные павильоны, телефонные кабины; - другие объекты некапитального характера. 1.2. Размещение, проектирование и строительство некапитальных объектов в г.Москве производится в соответствии с действующими Строительными нормами и правилами, утвержденными постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.89 N 78 и Временными нормами и правилами проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН 1.01.-97), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 12.08.97 N 592. Размещение некапитальных (нестационарных) объектов торговли и услуг осуществляется также в соответствии с Законом города Москвы от 28 февраля 1996 г. N 7-18 "О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг" (с изменениями и дополнениями от 12 июля 1996 г. N 25) и распоряжением Мэра от 28.10.96 N 429/1-РМ "О введении нового порядка подготовки предложений на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг в г.Москве". 1.3. Любые объекты (независимо от площади и назначения), для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций, проектируются и строятся в порядке, установленном для капитальных зданий и сооружений, включая получение заключения по проектной документации в Мосгосэкспертизе, разрешения на производство строительно-монтажных работ в Инспекции Госархстройнадзора г.Москвы и ордера на производство земляных и строительных работ в Объединении административно-технических инспекций. 1.4. Некапитальные объекты могут быть размещены на территории г.Москвы (вне зависимости от ведомственной принадлежности и прав землепользования) только по распоряжению префектов административных округов в порядке, установленном распоряжением Мэра Москвы от 08.04.97 N 273-РМ "Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г.Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей". 1.5. Проектирование, строительство или установку (сборку) объектов имеют право производить только организации или фирмы, имеющие лицензии на указанные виды деятельности в г.Москве и несущие ответственность за качество проектирования, строительства или сборки конструкций в соответствии с утвержденным проектом. 1.6. Капитальные и некапитальные объекты торговли и услуг, оформленные как нестационарные, не могут быть переведены в разряд стационарных и осуществляют свою деятельность только при наличии городского торгового патента. 2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ИСХОДНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ 2.1. Распоряжением Мэра Москвы от 08.04.97 N 273-РМ "Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г.Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей" утвержден Порядок оформления права на проведение строительных работ по объектам, отнесенным к ведению префектов административных округов, куда входит оформление права на установку объектов (киосков, палаток, павильонов и других объектов торговли и услуг, гаражей), использование территорий под автостоянки, складирование и внутриквартальные инженерные объекты. 2.2. Основанием для получения права на установку некапитальных объектов, использование территорий под автостоянки, складирование и внутриквартальные инженерные объекты является распорядительный документ префекта административного округа (правовой акт), оформленный в соответствии с комплектом исходно-разрешительной документации (ИРД) в составе: - градостроительного заключения на установку сооружения; - заключения экологической экспертизы (по необходимости); - городского торгового патента (для нестационарных объектов торговли и услуг). 2.3. Основанием для разработки ИРД для указанных объектов является: - поручение префекта (заместителя префекта по строительству) или - поручение окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству или - поручение окружной специализированной комиссии, уполномоченной префектом административного округа решать вопросы предоставления земельных участков для устройства соответствующих объектов (гаражно-стояночная комиссия, конкурсная комиссия, комиссия по мелкорозничной торговле и т.д.) с приложением следующих документов: - протокола конкурсной комиссии (комиссии по мелкорозничной торговле); - заявки (задания) инвестора на подготовку ИРД с гарантией оплаты работ по подготовке ИПЛ; - копий документов по оформлению имущественных и земельных отношений (при наличии). 2.4. Градостроительное заключение на установку некапитальных объектов разрабатывается АПУ округа и согласовывается в обязательном порядке с префектом, Центром Госсанэпиднадзора, УГПС ГУВД г.Москвы, Отделом подземных сооружений Мосгоргеотреста, Москомприродой, ОАТИ Правительства Москвы, районной Управой. В зависимости от назначения и месторасположения объекта перечень организаций, с которыми необходимо согласовать градостроительное заключение, может быть дополнен: Департаментом потребительского рынка и услуг (на особо важных объектах г.Москвы в соответствии с распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 07.08.97 N 822-РЗП), объединением "Мослесопарк", УГК ОИП г.Москвы, Управлением ГАИ ГУВД г.Москвы, эксплуатационными службами подземных коммуникаций и других инженерных сооружений, владельцами (пользователями) земельных участков, другими заинтересованными организациями. 2.6. Размещение трех и более объектов на одной площадке, в непосредственной близости друг от друга (двор, улица, площадь, территория рынка, ярмарки и т.п.) осуществляется в соответствии с разработанными АПУ округа или Москомархитектурой схемами. Схемы размещения объектов согласовываются со всеми организациями, указанными в пункте 2.4, и утверждаются префектами административных округов. 2.7. Перемещение ранее установленного объекта на другую территорию, а также замена объектов оформляются как установка нового объекта. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЪЕКТОВ 3.1. Размещение объектов ограничивается в охранных зонах памятников истории, культуры и архитектуры, в зонах исторического центра и охранных зонах регулирования застройки, на резервных территориях, предназначенных для капитального строительства, территориях, занимаемых зелеными насаждениями и в водоохранных зонах, на территориях, занятых подземными коммуникациями и в их охранных зонах, а также на тротуарах, проездах и других участках, где затрудняется движение пешеходов и транспорта, усложняется проведение механизированной уборки. Для обеспечения безопасного прохода пешеходов при размещении объектов ширина тротуаров должна быть не менее 4,5 метров на основных вылетных, кольцевых и радиальных магистралях городского значения и не менее 3 метров для остальных улиц. В каждом конкретном случае вопрос о размещении объекта рассматривается районной Управой и Архитектурно-планировочным управлением округа при обязательном согласовании заинтересованных организаций в соответствии с разделом 2 настоящих требований и соблюдением Временных норм и правил проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН 1.01-97). 3.2. Размещение объектов в подземных пешеходных переходах проводится в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Премьера Правительства Москвы от 01.02.93 N 143-РП "О наведении порядка с организацией торговли в пешеходных переходах", по согласованию с префектурой и предприятием "Гормост", по утвержденным схемам и архитектурно-дизайнерскому решению торговых рядов, согласованному Москомархитектурой. 3.3. Размещение объектов в вестибюлях метро и подземных подуличных переходах, являющихся частью станций метрополитена, осуществляется в порядке, установленном распоряжением Мэра Москвы от 15.05.97 N 383-РМ "О мерах по упорядочению торговой деятельности в Московском метрополитене". 3.4. Запрещается размещение объектов на расстоянии 10 метров от технических сооружений метрополитена и на расстоянии 25 метров от вентиляционных шахт метрополитена, а также под козырьками вестибюлей и станций. Не разрешается размещение объектов на газонах, цветниках, детских площадках, в арках зданий, в случаях, если объект загораживает витрины торговых предприятий, ближе 20 метров от окон зданий. 3.5. К объектам должен быть предусмотрен удобный подъезд автотранспорта для выгрузки или погрузки товаров, не создающий помех для прохода пешеходов. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗАЙНУ ОБЪЕКТОВ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ 4.1. Каждый объект должен иметь паспорт, определяющий основные объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения, внешний вид фасадов, их рекламно-художественное оформление, технико-экономические показатели. Паспорт разрабатывается в составе проектной документации. Высота объектов, их этажность и площадь определяются в каждом конкретном случае в соответствии с действующими нормами и правилами с обоснованием необходимости и целесообразности принимаемых решений, исходя из интересов граждан и условий их проживания, градостроительной ситуации и месторасположения. 4.2. Внешний вид объектов должен отвечать современным архитектурно-художественным требованиям городского дизайна и, с учетом долговременной эксплуатации, не терять своих качеств. 4.3. Не рекомендуется применение типовых проектов, так как индивидуальные проекты выполняются с учетом конкретной градостроительной ситуации, в увязке со средой обитания и интересами жителей прилегающей территории. Исключением могут быть палатки и киоски типа: "Мороженое", "Табак", "Цветы", "Театральные кассы", "Справки", "Газеты-журналы", а также остановочные павильоны, телефонные кабины, тенты типа "ракушка", боксовые гаражи и другие подобные объекты. 4.4. В случае необходимости установки отдельных объектов мелкорозничной торговли на одной площадке рекомендуется вместо набора однотипных киосков применение быстровозводимых модульных комплексов (мини-маркетов, мини-рынков, торговых рядов), выполненных из легких конструкций по индивидуальным проектам. 4.5. Для строительства (изготовления) объекта и его отделки применяются любые современные материалы. Предпочтение следует отдавать легким металлическим конструкциям с остеклением из витринного стекла (простого или тонированного) и облицовкой цветными пластиками. Допускается использование других материалов, имеющих качественную и прочную окраску, отделку. При этом исключается применение кирпича, блоков, рулонной и шиферной кровли. 4.6. В случае, если объект был установлен ранее в соответствии с действующим на момент установки порядком, но его внешний вид не соответствует современным требованиям, владельцу объекта необходимо осуществить модернизацию (переработку) внешнего вида объекта: восстановление или замену конструктивных элементов, облицовки, остекления, рекламных вывесок, окраски. Модернизация (переработка) объекта осуществляется в соответствии с проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке (раздел 5 настоящих требований). 4.7. Ограждение автостоянок, гаражных комплексов и других некапитальных объектов должно быть выполнено из металлических сетчатых или профильных элементов, кованых или сварных решеток и иметь привлекательный внешний вид: окрашено прочными красками, не должно иметь повреждений и не предусмотренных проектом наклонов. Не допускается использование железобетонных ограждений и оград, выполненных из отходов строительного производства, колючей проволоки и других подобных материалов. 4.8. Территория, занимаемая объектами, а также прилегающая территория должны быть благоустроены в соответствии с проектом. Не допускается принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов без выполнения благоустроительных работ. В состав работ по благоустройству должны, как правило, входить работы по устройству дорог и стоянок с твердым покрытием тротуаров, водоотводов, освещения, малых архитектурных форм, а также работы по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и цветников. 4.9. При установке боксовых гаражей не допускается использование в одном ряду разнотипных конструкций, отличающихся друг от друга высотой, формой, габаритами, цветовым решением и отделкой. Установка таких конструкций должны выполняться в соответствии со схемой на предварительно спланированной территории и с устройством твердого основания. 4.10. Киоски, павильоны, торговые ряды и другие объекты торговли и услуг должны иметь вывеску, определяющую профиль предприятия, информационную табличку с указанием зарегистрированного названия, формы собственности и режима работы предприятия. 4.11. По мере необходимости объекты торговли и услуг, другие некапитальные объекты могут использоваться для размещения на них всевозможной рекламы. Такое оформление квалифицируется как установка средств наружной рекламы и информации и выполняется в соответствии с Правилами размещения средств наружной рекламы и информации в г.Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 16.04.96 N 335. 5. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ЕЕ СОСТАВ, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ. ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ 5.1. Для получения разрешения на строительство (установку объектов) заказчик обязан иметь следующий состав документов: - распорядительный документ префекта административного округа (правовой акт); - исходно-разрешительную документацию в составе градостроительного заключения, заключения экологической экспертизы (при необходимости) и городского торгового патента (для нестационарных объектов торговли и услуг); - договор аренды земельного участка или акт землепользования; - утвержденную проектную документацию в следующем составе: - для объектов площадью 20 кв.метров - ситуационный план с привязкой объекта, генеральный план (с благоустройством участка при необходимости), фасады в цветовом решении, паспорт объекта, пояснительная записка об участке; - для объектов площадью свыше 20 кв.метров, а также объектов, при установке которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, подводке коммуникаций, - ситуационный план с привязкой объекта, генеральный план с благоустройством участка, фасады в цветовом решении, а также резервы, план, фото с макета или аксонометрия, фотомонтаж (при необходимости), конструктивное решение, краткая пояснительная записка об участке, объемном и архитектурном решениях, паспорт объекта с основными технико-экономическими показателями, проект организации строительства. 5.2. Все архитектурные решения на строительство некапитальных объектов площадью свыше 60 кв.метров должны представляться в Управление комплексного благоустройства города ГлавАПУ Москомархитектуры для определения необходимого объема проектной документации и дальнейшего представления на Регламентную комиссию Москомархитектуры. 5.3. Проекты на строительство объектов площадью до 60 кв.метров представляются на рассмотрение и согласование в Управление комплексного благоустройства города ГлавАПУ Москомархитектуры, за исключением объектов, размещаемых в зонах особого градостроительного значения, а также в исторически сложившейся центральной части города, которые представляются на согласование в соответствии с пунктом 5.2 настоящих требований. 5.4. Перечень организаций, с которыми необходимо согласовать проектную документацию, определяется градостроительным заключением и распоряжением префекта об отводе земельного участка для строительства (установки) объекта. 5.5. Порядок согласования проектов с городскими службами и органами государственного контроля (надзора) определяется действующими нормативными и распорядительными документами. 5.6. После получения всех необходимых согласований проектная документация для строительства (установки) объектов площадью свыше 20 кв.метров представляется в Мосгосэкспертизу для проведения комплексной экспертизы. 5.7. Положительное заключение Мосгосэкспертизы является основанием для утверждения проектной документации заказчиком. 5.8. Разрешение на производство строительно-монтажных работ по объектам площадью свыше 20 кв.метров оформляется в Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы. 5.9. Для производства работ по строительству и установке (сборке) объектов в случае необходимости выполнения каких-либо земляных работ, обустройства строительной площадки (установка ограждения, бытовок, складирования материалов и конструкций), осуществления строительно-монтажных работ необходимо оформить ордер в Объединении административно-технических инспекций. Ордер оформляется в соответствии с Правилами организации производства земляных и строительных работ в Москве. 5.10. Строительство объектов осуществляется подрядными организациями в сроки, установленные графиками производства работ (в составе проекта организации строительства и проекта производства работ). 5.11. Приемка в эксплуатацию установленных объектов (площадью до 20 кв.м) осуществляется комиссией, созданной по решению префекта административного округа. Комиссия составляет акт приемки. 5.12. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов (площадью свыше 20 кв.метров) производится Государственной комиссией в порядке, установленном для капитальных зданий и сооружений с обязательным участием Инспекции Госархстройнадзора г.Москвы и подтверждается актом приемки, утвержденным префектом административного округа. 5.13. Без утвержденного акта приемки установка объектов не имеет юридической силы, и на основании распоряжения префекта объект может быть демонтирован. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ И СОДЕРЖАНИЮ ОБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 6.1. Владельцы объектов обязаны обеспечить постоянный уход за внешним видом и содержанием своих объектов: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить и устранять повреждения в остеклении, вывесках, конструктивных элементах фасадов. 6.2. Запрещается складирование тары, материалов, различных конструкций и отходов на крышах объектов и прилегающих территориях. 6.3. Уборка и поддержание чистоты на территории объектов (автостоянок, гаражей, торговых рядов, рынках и т.д.) и прилегающих территориях (на расстоянии 5 метров) обеспечиваются арендаторами и владельцами указанных объектов в соответствии с Правилами по организации уборки и санитарному содержанию территорий г.Москвы. 6.4. Владельцы объектов обязаны обеспечить уход за газонами и зелеными насаждениями, если таковые входят в закрепленную за ними территорию, а также заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) с организациями, имеющими на это лицензию. Ответственность за нарушение настоящих требований несут юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством. |