ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КАРЕЛИНА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ" ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ 9 апреля 1998 г. (НЦПИ) Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.Ю. Карелина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил: 1. Гражданин М.Ю. Карелин обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 статьи 111 и части 1 статьи 130 (в жалобе ошибочно указана статья 134) Конституции Республики Татарстан, а также статьи 1, части первой статьи 4, частей второй и четвертой статьи 27 Закона Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года "О местных органах государственной власти и управления" (в редакции от 25 мая 1995 года), устанавливающими порядок назначения Президентом Республики Татарстан глав администраций городов республиканского подчинения и закрепляющими административно - территориальное деление Республики Татарстан, в соответствии с которым город Набережные Челны выведен из числа городских поселений, где на городском уровне осуществляется местное самоуправление. По мнению заявителя, указанные нормы нарушают его конституционные права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, выразить свое мнение об изменении границы местного самоуправления, а следовательно, и на самостоятельное, совместно с другими жителями города Набережные Челны, решение вопросов местного значения, в том числе касающихся выборов главы местного самоуправления города. 2. Нормы Конституции Республики Татарстан и Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", оспариваемые в жалобе гражданина М.Ю. Карелина, содержат положения, уже бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" органы государственной власти на уровне городов, имеющих статус административно - территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъекта Российской Федерации, по своему статусу и полномочиям, по характеру формирования, функционирования и взаимодействия с вышестоящими органами власти должны соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти, на которых строится организация публичной власти на местах, независимо от того, осуществляется она органами государственной власти местного уровня или муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти. Отметив, что глава администрации административно - территориальной единицы является должностным лицом самостоятельного исполнительного органа государственной власти, а не должностным лицом структурного подразделения вышестоящего (республиканского) органа власти, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что назначение и освобождение от должности главы администрации административно - территориальной единицы не может быть отнесено к компетенции органов государственной власти республики, как несовместимое с положениями статей 5 (часть 3) и 10 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципов разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различного уровня и их самостоятельности в пределах их полномочий. Оспариваемые заявителем пункт 3 статьи 111 и часть 1 статьи 130 Конституции Республики Татарстан, а также часть вторая статьи 27 Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" устанавливают, что глава администрации города республиканского подчинения назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан, если он не является депутатом данной территории; глава администрации города республиканского подчинения освобождается от должности Президентом Республики Татарстан (пункт 3 статьи 111 Конституции Республики Татарстан). Порядок назначения и освобождения от должности главы администрации города республиканского подчинения Президентом республики, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 января 1997 года, не соответствует положениям статей 5 (часть 3) и 10 Конституции Российской Федерации. Это Постановление, а следовательно, и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют силу. Правовые последствия признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации определены в части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации": такое признание является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. В Постановлении от 24 января 1997 года, а также в Постановлении от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Конституционный Суд Российской Федерации установил, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно - территориальных единиц, предусмотренных административно - территориальным устройством субъекта Российской Федерации. К числу таких административно - территориальных единиц республик в составе Российской Федерации могут относиться и города республиканского подчинения. Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации основана на праве субъектов Российской Федерации, вытекающем из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в статьях 1 (часть 1), 11 (часть 2), главе 3 "Федеративное устройство" (в том числе в статьях 66 (часть 1), 71, 72, 73, 76 и 77) Конституции Российской Федерации, самостоятельно устанавливать на своей территории административно - территориальное деление и определять систему местных органов государственной власти. Реализация такого права субъектами Российской Федерации подразумевает, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно - территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда). Таким образом, с учетом ранее высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, следует констатировать, что в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения, оспариваемые заявителем, отсутствует неопределенность, а следовательно, и основание для рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы гражданина М.Ю. Карелина. Нормативные акты, содержащие оспариваемые им положения, аналогичные тем, что ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, в этой части подлежат отмене в установленном порядке и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. 3. Как следует из приложенных к жалобе решения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан и определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, как сами по себе оспариваемые положения, так и их применение не затрагивают конституционные права граждан на местное самоуправление, за защитой которых заявитель обратился в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьями 64, 66, 111 (пункт 3), 124 - 130 Конституции Республики Татарстан и статьей 1, частью первой статьи 4 Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" система органов государственной власти Республики Татарстан включает в себя не только высшие республиканские органы, но и территориальные органы государственной власти административно - территориальных единиц, к которым отнесены и города республиканского подчинения. В Республике Татарстан имеется два вида органов местной власти - местные органы государственной власти и управления, статус которых регулируется главой 13 Конституции Республики Татарстан и Законом Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", и органы местного самоуправления, правовое положение которых определено в разделе V Конституции Республики Татарстан и Законе Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года "О местном самоуправлении" (с изменениями и дополнениями от 8 декабря 1995 года). Глава администрации города Набережные Челны, как города республиканского подчинения, признаваемого административно - территориальной единицей Республики Татарстан, в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и Законом Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" является местным органом государственного управления. Суды общей юрисдикции, куда гражданин М.Ю. Карелин обращался именно в целях защиты конституционного права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и в связи с этим просил назначить дату выборов главы администрации города Набережные Челны, поскольку, по его мнению, он является главой муниципального образования, разрешили дело на основании норм, касающихся установления в Республике Татарстан системы организации и деятельности местных органов государственной власти административно - территориальных единиц (пункт 3 статьи 111 Конституции Республики Татарстан; статья 1, часть первая статьи 4 Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления"); порядка назначения глав местных администраций, входящих в систему местных органов государственной власти (пункт 3 статьи 111, часть 1 статьи 130 Конституции Республики Татарстан; части вторая - четвертая статьи 27 Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления"), а также права заявителя участвовать в выборах в представительные органы местной государственной власти. Поскольку указанными нормами конституционные права граждан на местное самоуправление не затрагиваются, жалоба М.Ю. Карелина не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карелина Михаила Юрьевича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие силу, а также в связи с тем, что жалоба не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку оспариваемые положения Конституции Республики Татарстан и Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" по поставленным в жалобе вопросам не могут считаться затрагивающими конституционное право на местное самоуправление. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. БАГЛАЙ 9 апреля 1998 г. Судья - секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. СЕЛЕЗНЕВ 9 апреля 1998 г. |