О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ ГРАЖДАН, НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 28.04.98 36-6-98

          О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ФАКТОВ СМЕРТИ
       ГРАЖДАН, НАСТУПИВШЕЙ В ПОМЕЩЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

                                ПИСЬМО

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          28 апреля 1998 г.
                              N 36-6-98

                                (НЦПИ)

     Генеральной прокуратурой   Российской   Федерации    организована
проверка  законности  мер,  принятых по материалам и уголовным делам о
фактах смерти граждан,  в том числе самоубийств,  в помещениях органов
внутренних   дел   16-ти  субъектов  Российской  Федерации:  Чувашская
Республика,  Алтайский,  Краснодарский,  Хабаровский края, гг.Москва и
Санкт-Петербург,   Кировская,  Московская,  Новгородская,  Пензенская,
Ростовская,   Самарская,    Свердловская,    Тульская,    Ульяновская,
Ярославская области.
     По данным МВД России,  в 1996-1997 гг.  в  помещениях  милиции  и
подразделений    органов    внутренних    дел   Российской   Федерации
скоропостижно скончались,  погибли  и  покончили  жизнь  самоубийством
свыше 1600 человек.  Однако эти данные не отражают истинного положения
дел,  о  чем  свидетельствуют  сведения,   поступившие   по   запросам
Генеральной     прокуратуры     Российской     Федерации    из    бюро
судебно-медицинских экспертиз г.Москвы и Московской области, о трупах,
доставленных в морги из органов внутренних дел.  Эти сведения (списки)
позволили установить еще около 100 фактов наступления смерти граждан в
зданиях и помещениях милиции в двух названных регионах.
     Изучение показало,   что  многие  прокуроры  городов  и  районов,
руководители  прокуратур  субъектов  Федерации  не  придают   подобным
происшествиям   должного   значения,  примирились  с  ущемлением  прав
граждан, не реагируют остро и принципиально на нарушения законности.
     Почти повсеместно отсутствует полная информация о  фактах  смерти
граждан   в   помещениях   органов   внутренних   дел,   не   налажено
систематическое поступление сообщений из дежурных частей.
     Большинством прокуроров субъектов Федерации поручение Генеральной
прокуратуры   выполнено   формально   и   поверхностно.   Не   принято
исчерпывающих  мер  к установлению всех фактов скоропостижной смерти и
самоубийства  граждан,  доставленных  в  органы  внутренних  дел.   Не
использованы  возможности местных бюро судебно-медицинских экспертиз и
материалы служебных расследований по линии МВД  России,  не  проведена
сверка с дежурной службой милиции.
     Так, из докладной записки прокурора г.Москвы  следовало,  что  за
два последних года произошло 32 случая скоропостижной смерти граждан в
подразделениях и помещениях ОВД.  В то же время,  по данным управления
дежурной службы Главного штаба МВД России,  в столице зарегистрировано
88 таких случаев. По ряду происшествий проверки вообще не проводились,
а некоторые материалы оказались утерянными.
     Прокурору г.Москвы  в   этой   связи   было   поручено   провести
дополнительную проверку,  установить причины расхождений,  истребовать
материалы по вновь вскрытым фактам и проверить законность принятых  по
ним решений.
     Аналогичные поручения     направлялись      также      прокурорам
г.Санкт-Петербурга,   Свердловской,   Ростовской  и  некоторых  других
областей.  В результате после вмешательства Генеральной прокуратуры  в
упомянутых регионах дополнительно выявлено 52 случая смерти граждан, в
том числе с признаками насилия.
     Больше всего  граждан  умерло в медвытрезвителях,  ИВС,  дежурных
частях, комнатах административно задержанных. Самоубийства совершались
путем повешения с использованием деталей одежды. Скоропостижная смерть
наступала чаще всего от отравления этиловым спиртом, острой коронарной
недостаточности,  других  заболеваний,  связанных  со злоупотреблением
спиртными напитками,  и неоказания гражданам своевременной медицинской
помощи.
     Наступлению смерти  граждан  в  органах  внутренних  дел  нередко
способствовало  невыполнение  сотрудниками ОВД ведомственных приказов,
инструкций.  В дежурную часть,  медицинский вытрезвитель  доставлялись
пьяные,  находившиеся  в бессознательном состоянии,  лица с признаками
острого отравления,  наркотического опьянения,  с  опасными  телесными
повреждениями     и     другими     явно    выраженными    симптомами,
свидетельствующими  о  тяжелом  состоянии  доставленных.  Отсутствовал
надлежащий  контроль со стороны руководства внутренних дел за несением
службы дежурными нарядами.
     Ослаблен прокурорский  надзор  за законностью задержания граждан,
неукоснительным  соблюдением  их  прав,   свобод   и   конституционных
гарантий.
     Во многих  случаях  граждане  задерживаются  и   доставляются   в
подразделения  органов внутренних дел без достаточных на то оснований,
причем не всегда это задержание оформляется документально. Практически
в каждом втором случае в материалах и уголовных делах,  представленных
в  Генеральную  прокуратуру,  отсутствуют  документы,   подтверждающие
обоснованность  задержания и доставления в милицию граждан.  Серьезные
нарушения законности допускаются в изоляторах  временного  содержания,
куда нередко помещаются административно задержанные. С другой стороны,
лиц, находящихся в тяжелой степени алкогольного опьянения, оставляют в
ИВС. При этом прокуроры в своих заключениях и сообщениях, адресованных
в Генеральную прокуратуру,  в подавляющем большинстве случаев  считают
задержание  граждан  (которые впоследствии умерли в помещениях органов
внутренних дел) законным.
     Участились случаи   смерти   граждан,  наступившей  в  результате
физического насилия со  стороны  работников  милиции.  По  данным  МВД
России,  за  преступления,  связанные с превышением власти и служебных
полномочий,  в 1996-1997 гг.  привлечено к  уголовной  ответственности
более тысячи сотрудников органов внутренних дел.
     Прокуратурой Ульяновской области было возбуждено  уголовное  дело
по  факту  смерти  гражданина  Каргина в помещении служебного кабинета
ОМОН  Димитровградского  ГУВД  Ульяновской   области.   Расследованием
установлено,   что   Каргин   по  сфальсифицированным  документам  был
незаконно задержан и  доставлен  в  ГУВД.  В  ходе  допроса  ему  было
нанесено  в общей сложности около 30 телесных повреждений,  от которых
он скончался в кабинете. Виновные осуждены к лишению свободы.
     Прокуратурой Динского  района  Краснодарского  края  расследуется
уголовное дело по ст.ст.111, 286 УК РФ в отношении оперуполномоченных,
братьев Мирошник,  которые с применением насилия  незаконно  доставили
гр.Амелечко А.К.  в пункт милиции станицы Пластуновской, где причинили
ему телесные повреждения, от которых он скончался.
     По фактам смерти граждан,  наступившей  в  результате  превышения
своих   полномочий  работниками  милиции,  возбуждены  и  расследуются
уголовные  дела  органами  прокуратуры  гг.Москвы,   Санкт-Петербурга,
Алтайского  края,  Самарской,  Пензенской,  Ульяновской  областей.  По
выявленным нарушениям прокурорами ряда регионов внесены  представления
руководителям органов внутренних дел.
     Однако во многих случаях проверка материалов в порядке ст.109 УПК
РСФСР проводилась на таком низком уровне,  что сделать вывод о наличии
или отсутствии состава преступлений со стороны работников  милиции  не
представляется   возможным.  Именно  в  связи  с  неполнотой  проверки
Генеральная прокуратура РФ была вынуждена отменить 65 постановлений об
отказе в возбуждении уголовного дела,  в том числе с возбуждением дела
- в 8 случаях.
     Только по   Московской  области  отменено  11  постановлений,  по
г.Москве -  25,  причем  прокуроры  названных  регионов  нарушений  не
пресекли, с незаконными постановлениями согласились.
     Так, Исаев А.В.  был доставлен 3 апреля  1997  г.  в  медицинский
вытрезвитель N 2 УВД САО г.Москвы в нетрезвом состоянии.  На следующий
день Исаева  поместили  в  больницу,  где  он  скончался  от  закрытой
черепно-мозговой   травмы.   Однако  никакой  проверки  фактически  не
проводилось,  к материалам не приобщен даже  акт  судебно-медицинского
исследования.   Генеральной   прокуратурой  в  этой  связи  возбуждено
уголовное дело по признакам ст.111 УК РФ.
     Абрамов М.В.    скончался    6    сентября    1997   г.   в   ИВС
Павлово-Посадского  ОВД  Московской  области   от   острой   сердечной
недостаточности.  Согласно заключению судебно-медицинского эксперта на
теле   умершего   обнаружены   множественные   телесные    повреждения
прижизненного   характера,   обстоятельства   образования  которых  не
выявлены.  Не опрошен ни один сокамерник Абрамова,  ни один  сотрудник
милиции.  К материалам приобщено заявление вдовы погибшего о том,  что
мужа избили в милиции,  однако  и  она  не  опрошена.  Не  проверялась
обоснованность  ареста  Абрамова.  Постановление  отменено Генеральной
прокуратурой, возбуждено уголовное дело.
     В ряде  мест  по  материалам  исследуемой  категории  проверки  в
отношении  работников   милиции   проводились   сотрудниками   органов
внутренних   дел   с  принятием  процессуальных  решений.  По  всем  7
материалам,  поступившим  в  Генеральную  прокуратуру  из   Пензенской
области, проверки проводились и решения принимались только работниками
милиции.
     Укоренилась и   иная  порочная  практика,  когда  основная  часть
проверочных  действий  выполняется  сотрудниками  ОВД,  а  следователи
прокуратуры  или  помощники  прокуроров  только  принимают  решения  в
порядке ст.109 УПК РСФСР.  В Новгородской области имели место  случаи,
когда  решения  об  отказе  в  возбуждении уголовного дела принимались
работниками прокуратуры даже на  основании  рапортов  сотрудников  ОВД
своим   руководителям   без  проведения  проверочных  действий  и  при
отсутствии необходимых для правильного вывода данных.
     Сообщая об изложенном, предлагаю:
     1. Организовать   надлежащий   учет   фактов   смерти    граждан,
наступившей   в   зданиях   и   помещениях   органов  внутренних  дел.
Использовать в этих целях сведения дежурных служб  милиции,  материалы
служебных  проверок,  информацию  бюро судебно-медицинской экспертизы,
жалобы и заявления граждан.
     2. Обеспечить  безусловный  выезд  на места происшествий по таким
фактам работников прокуратур,  проведение ими проверочных  действий  и
принятие решений в порядке ст.109 УПК РСФСР.
     3. При наличии данных,  свидетельствующих о  возможном  доведении
умершего  до  самоубийства или о замаскированном убийстве,  возбуждать
уголовные дела.
     4. Во  всех  случаях,  связанных  со смертью граждан в помещениях
органов внутренних дел, проверять законность доставления, задержания и
нахождения умершего в органах внутренних дел.
     5. Прокурорам Чувашской Республики,  Хабаровского края, гг.Москвы
и Санкт-Петербурга,  Кировской,  Московской, Новгородской, Пензенской,
Ростовской,  Свердловской,  Тульской,  Ярославской  областей  провести
служебные  расследования  в  отношении  должностных  лиц,  в том числе
руководителей прокуратур,  которые формально и поверхностно  выполнили
поручение Генеральной прокуратуры Российской Федерации,  не обеспечили
надлежащий прокурорский надзор за соблюдением прав и  свобод  граждан,
не  приняли  исчерпывающих  мер  к  выявлению  и  пресечению нарушений
законности.
     О мерах  реагирования проинформировать Генеральную прокуратуру РФ
к 25.06.98.
     6. Прокурорам    субъектов    Российской   Федерации   результаты
проведенной  работы  по  устранению  нарушений,  указанных  в   данном
информационном  письме,  отразить отдельным разделом в годовом докладе
за 1998 год.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса
                                                          М.Б. Катышев
28 апреля 1998 г.
N 36-6-98