О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ БАЗОВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России). 19.05.98 ЛХ-4-21/309

              О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ БАЗОВЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
                        ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЖИЛИЩНОЙ
                       И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

                            19 мая 1998 г.
                            N ЛХ-4-21/309

                                (НЦПИ)


     Решением Коллегии  Госстроя  России  от  24  декабря  1997   года
признано    целесообразным    в    целях    повышения    эффективности
градостроительного, архитектурного и изыскательского дела для успешной
реализации федеральных и региональных программ жилищного строительства
и  развития  территорий  создание  системы   базовых   территориальных
проектных организаций.
     С учетом  имеющегося   опыта   территориальной   деятельности   в
отдельных  регионах России доработано и направляется для практического
применения "Примерное положение о  базовой  территориальной  проектной
организации в области строительства,  архитектуры и градостроительства
субъекта Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которым  Комитет
рекомендует   органам   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации определить  на  конкурсной  основе  базовые  территориальные
проектные    организации,    прежде    всего    градостроительного   и
жилищно-гражданского профиля,  а  при  необходимости  -  других  видов
строительства.
     Госстрой России предполагает в дальнейшем  координировать  работу
аккредитованных базовых территориальных проектных организаций.

                                                          Л.В. Хихлуха
19 мая 1998 г.
N ЛХ-4-21/309


                                                            Приложение

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

           о базовой территориальной проектной организации
      в области строительства, архитектуры и градостроительства
                    субъекта Российской Федерации

                          I. Общие положения

     1.1. Базовая  территориальная  проектная   организация   субъекта
Российской Федерации действует в соответствии с Уставом,  утвержденным
в  установленном  порядке.  Направления  территориальной  деятельности
базовой   проектной   организации  должны  соответствовать  задачам  и
предмету ее уставной деятельности.
     1.2. Главной    задачей    базовой    территориальной   проектной
организации  при  выполнении  ею  территориальных   функций   является
осуществление  мероприятий,  направленных  на обеспечение комплексного
социального,  экономического  и  экологического  развития  территории,
рационального  землепользования  и создание безопасной,  благоприятной
среды   жизнедеятельности   населения,   социальной    инфраструктуры,
транспортных  и  инженерно-коммуникационных  систем,  а  также  выдача
заключений  на  соответствие  предпроектных  предложений  утвержденной
градостроительной      документации,      оказание     инжиниринговых,
консультационных, маркетинговых и иных услуг.
     1.3. Базовая      территориальная      проектная      организация
взаимодействует с Федеральным  органом  строительства,  архитектуры  и
градостроительства  в порядке,  определяемом двухсторонним соглашением
или договором с субъектом Российской Федерации.
     1.4. Базовая  территориальная  проектная организация осуществляет
свою деятельность под методическим руководством органа  строительства,
архитектуры  и  градостроительства  субъекта Российской Федерации и во
взаимодействии с другими органами государственного управления субъекта
Российской   Федерации,   органами   исполнительной   власти  местного
самоуправления.  Взаимодействие осуществляется  на  основе  договоров,
соглашений,  других форм письменно закрепленных условий,  если иное не
установлено   действующим   законодательством   субъекта    Российской
Федерации.
     1.5. Разногласия,  возникающие  между   базовой   территориальной
проектной организацией и другими юридическими и физическими лицами при
осуществлении   территориальных   функций,   рассматриваются   органом
строительства,  архитектуры  и  градостроительства субъекта Российской
Федерации и/или в суде.
     1.6. Базовая   территориальная   проектная  организация  является
ведущей организацией по  формированию  информационных  банков  данных,
необходимых  для осуществления территориальной деятельности.  Объемы и
формы,  порядок предоставления и сбора информации утверждаются органом
строительства,  архитектуры  и  градостроительства субъекта Российской
Федерации.
     Информационные банки  данных используются органами строительства,
архитектуры  и  градостроительства  субъекта  Российской  Федерации  и
местного  самоуправления  для  целей  управления  и градостроительного
регулирования развития территории и могут быть использованы  проектной
организацией  в  коммерческих,  рекламных и иных целях в установленном
порядке.
     Информационные банки  данных могут быть использованы федеральными
органами  в  целях  государственного  управления,  осуществляемого   в
интересах данного субъекта Российской Федерации.
     1.7. Работы по выполнению территориальных  функций  финансируются
за   счет   средств  соответствующих  бюджетов  и  средств  заказчиков
(застройщиков).

                     II. Территориальные функции

     На базовые  территориальные  проектные  организации   возлагается
выполнение следующих территориальных функций:
     - участие в разработке предложений к федеральным  и  региональным
программам в области строительства, архитектуры и градостроительства;
     - участие   в   формировании  общих  принципов  градостроительной
политики;
     - выявление     и     изучение     резервных    территорий    для
градостроительного освоения;
     - участие в работе межведомственных комиссий и комиссий по выбору
площадок (трасс) для строительства;
     - участие в согласовании размещения объектов жилищно-гражданского
и   производственного   назначения   в   соответствии  с  утвержденной
градостроительной документацией;
     - участие  в  составлении  территориального  и градостроительного
кадастра;
     - рассмотрение   землеотводных  документов  в  городах  и  других
поселениях   и   подготовка   заключений   по   размещению    объектов
строительства и иной хозяйственной деятельности;
     - участие  в  разработке  общереспубликанских  и  межрегиональных
природоохранительных мероприятий;
     - взаимодействие         с         федеральными         головными
научно-исследовательскими  и  проектными  организациями и содействие в
реализации результатов научных исследований в  области  строительства,
архитектуры    и   градостроительства,   подготовка   предложений   по
научно-исследовательской тематике и разработке  проектно-планировочной
документации;
     - подготовка  предложений   по   перечню   необходимых   правовых
нормативных актов и методических документов;
     - участие в проведении анализа конъюнктуры строительного рынка;
     - участие  в  разработке проектов норм,  нормативов и стандартов,
каталогов базовых решений,  отражающих различные специфические условия
территории  и подготовка заключений по проектам нормативно-технической
документации, разрабатываемым другими организациями;
     - осуществление выборочного анализа и контроля качества проектной
документации, выполненной другими организациями;
     - разработка  прогрессивных   архитектурно-строительных   систем,
каталогов   базовых   решений   и   проектов   жилых  домов  и  зданий
жилищно-гражданского  назначения,  рекомендуемых  для  применения   на
территории   субъекта   Российской   Федерации,  внедрение  энерго-  и
ресурсосберегающих технологий;
     - участие  в  подготовке  предложений  по  программам  и условиям
конкурсов на проектирование отдельных зданий,  комплексов, размещаемых
на территории субъекта Российской Федерации;
     - участие   в   организации    и    проведении    конкурсов    на
градостроительные и архитектурные проекты, тендеров на строительство;
     - участие   в   проведении  под  руководством  или  по  поручению
Федерального органа строительства,  архитектуры и градостроительства и
органов   строительства,  архитектуры  и  градостроительства  субъекта
Российской Федерации и  местного  самоуправления  проверок  соблюдения
требований   нормативно-технических   документов   и  правильности  их
применения на предприятиях и в организациях строительного комплекса;
     - участие   в   разработке  и  выдаче  заключений  по  стандартам
предприятий   на   соответствие   их   действующим   в   строительстве
государственным  стандартам и документам органов Госнадзора России,  а
также современному научно-техническому уровню;
     - обеспечение  на  договорной  основе  информацией,  в  том числе
получаемой  от  Федерального  органа  строительства,   архитектуры   и
градостроительства,  проектных  организаций,  других  заинтересованных
физических и юридических лиц;
     - участие  в  установленном  порядке  в  расследовании  аварий  и
деформаций по объектам жилищно-гражданского назначения  и  составлении
по ним заключений и рекомендаций по ликвидации аварийных ситуаций;
     - подготовка по заказу лицензионных центров экспертных заключений
по   проектной   и   градостроительной   документации,  представленной
лицензиатами;
     - участие   в  совершенствовании  инфраструктуры  информационного
обеспечения строительного комплекса;
     - предоставление   информации   органам   исполнительной   власти
субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления,  а  также
органам  государственного надзора о выявленных нарушениях утвержденной
градостроительной и проектной документации, законодательства в области
архитектуры   и   градостроительства,  федеральных  и  территориальных
строительных норм и правил;
     - составление  по заказам органов государственной власти субъекта
Российской  Федерации  и  органов  местного  самоуправления  различных
тематических подборок,  справок,  рекомендаций и других материалов,  а
также  составление  ежегодных  отчетов  о  выполнении  территориальных
функций;
     - оказание методической помощи,  консультаций, подготовка данных,
заключений  и  информационных  справок  по  вопросам  проектирования и
строительства.

       III. Права базовой территориальной проектной организации

     Базовая территориальная проектная организация имеет право:
     3.1. Принимать участие в заседаниях органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации  и  местного  самоуправления,  коллегий,
научно-технических   советов   по  вопросам  разработки  перспективных
программ  развития   территории   и   их   реализации,   осуществления
строительства,     рассмотрения    проектов    научно-методологических
документов,  научно-технических программ, а также участвовать в других
мероприятиях связанных с выполнением территориальных функций.
     3.2. Участвовать в работе Архитектурно-градостроительного  Совета
субъекта  Российской  Федерации  на  правах члена Совета (либо указать
другие права), а также быть членом научно-технических и других советов
по вопросам своей компетенции.
     3.3. Получать от Федерального органа строительства, архитектуры и
градостроительства информацию, направляемую на территории по свободной
рассылке.
     3.4. Запрашивать  и  получать  в согласованном порядке от органов
строительства,  архитектуры и градостроительства  субъекта  Российской
Федерации и местного самоуправления, от физических и юридических лиц:
     сведения, справки,    проектные     материалы,     разрешительную
документацию,   необходимые   для   решения   вопросов,   связанных  с
выполнением территориальных  функций,  в  том  числе  для  составления
документов и отчетов по заданию органов исполнительной власти.
     3.5. Информировать   органы   лицензирования   архитектурной    и
строительной  деятельности,  органы  государственной  власти  субъекта
Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления,  а   также
государственного   надзора   и  сертификации  продукции  о  выявленных
нарушениях требований нормативных документов в области  строительства,
архитектуры  и  градостроительства физическими и юридическими лицами -
субъектами строительной деятельности.

              IV. Ответственность и обязанности базовой
                территориальной проектной организации

     Базовая территориальная      проектная      организация     несет
ответственность за:
     4.1. Качество  заключений  по проектным предложениям,  выдаваемым
заказчику  (застройщику),  и  своевременный   вынос   разногласий   на
рассмотрение  органа  строительства,  архитектуры и градостроительства
субъекта Российской Федерации и/или местного самоуправления.
     4.2. Качественное    осуществление    территориальных    функций,
обоснованное и своевременное предоставление в установленном порядке  и
объеме документов по реализации территориальных функций.
     4.3. Ведение   информационных   баз   данных   и   предоставление
информации   в   порядке,   объеме   и   форме,  утвержденных  органом
строительства,  архитектуры и градостроительства  субъекта  Российской
Федерации.
     4.4. Рациональное  и  эффективное  использование  материальных  и
финансовых   ресурсов,  выделяемых  на  осуществление  территориальной
деятельности.
     4.5. Предоставление     Федеральному     органу    строительства,
архитектуры  и  градостроительства  и  органам  исполнительной  власти
субъекта  Российской  Федерации информации по вопросам территориальной
деятельности.
     4.6. Повышение    квалификации    специалистов,    обеспечивающих
выполнение территориальных функций,  путем участия их  в  семинарах  и
других    целевых   мероприятиях,   проводимых   Федеральным   органом
строительства,  архитектуры   и   градостроительства   для   проектных
организаций,   расположенных   на   территории   субъекта   Российской
Федерации, в целях и пределах выполняемых территориальных функций.

                            V. Заключение

     5.1. Положение о выполнении территориальной  деятельности  должно
содержать указания по видам проектирования и строительства, по которым
предусмотрено осуществление этой деятельности.
     5.2. В   Положение   могут   вноситься   изменения,   дополнения,
устанавливаться сроки выполнения всех или части функций.
     5.3. Невыполнение  обязанностей  по осуществлению территориальных
функций влечет отзыв статуса территориальной проектной  организации  в
порядке, в котором ранее он был установлен.
     5.4. Базовая территориальная проектная организация в соответствии
с действующим законодательством несет ответственность за нарушение или
прекращение  взятых  ею  обязательств  по  выполнению  территориальных
функций  на  основе  договоров,  соглашений  и  других  форм письменно
закрепленных условий.
     5.5. Органом   строительства,  архитектуры  и  градостроительства
субъекта  Российской  Федерации  устанавливается   порядок   обращения
заказчиков  (застройщиков)  в  территориальную проектную организацию с
целью  получения  необходимой  информации   в   пределах   выполняемых
организацией территориальных функций.
     5.6. Деятельность базовой территориальной проектной организации в
качестве  юридического  лица  осуществляется в порядке,  установленном
Гражданским кодексом Российской  Федерации,  и  в  соответствии  с  ее
Уставом.