О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 23 марта 1998 г. N 219-У (НЦПИ) В целях совершенствования деятельности службы планирования семьи: 1. Ввести в действие Методические рекомендации "О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции" (Приложение). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее указание в необходимом количестве. 3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой. Заместитель Министра Т.И.СТУКОЛОВА Приложение к указанию Минздрава России от 23 марта 1998 г. N 219-У МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ Основной задачей службы планирования семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи, - все это обуславливает социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется Федеральная программа "Планирование семьи", в выполнении которой участвуют государственные и негосударственные структуры. Нормативной базой формирования службы планирования семьи являются Приказы Минздрава России от 15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации", от 26.11.96 N 392 "О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.". Этими документами определены основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации". В настоящее время в стране организовано более 200 центров планирования семьи и репродукции, в лечебно-профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи. Однако нормативными документами до сих пор не решены вопросы обеспечения этих учреждений и подразделений штатной численностью медицинского персонала, что в существующих экономических условиях при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию является особенно важным. В последнее десятилетие, как известно, значительно расширены права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда. Главные врачи имеют право: - использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер; - устанавливать индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского и другого персонала в зависимости от конкретных местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения, технологии лечебно-диагностического процесса; - проводить замены должностей в пределах категорий персонала в любом порядке. При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи. Эти основные позиции по использованию нормативов по труду в практике здравоохранения и были приняты за основу при проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи. Служба планирования семьи развивается как система, представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско-акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции. Работа по планированию семьи на фельдшерско-акушерских пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы создает определенные резервы в рабочем времени персонала акушерско-гинекологической службы, которые должны быть направлены прежде всего на деятельность, связанную с профилактикой абортов и охраной репродуктивного здоровья семьи. Вопрос определения численности персонала в центрах планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются: - структура населения по возрастно-половому составу; - состояние здоровья населения в целом, репродуктивном и подростковом возрастах; - частота производства абортов в разных возрастных группах, соотношение родов и абортов; - уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи и подростков; - число родов и абортов у подростков и т.д. Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров нормативные показатели по труду. Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения за деятельностью медицинского персонала центров, изучен объем работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее время центров планирования семьи и репродукции субъектов Российской Федерации. Центры планирования семьи и репродукции создаются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда в качестве структурных подразделений: республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан), перинатального центра (Кабардино-Балкария), родильного дома (Камчатка), диагностического центра (г. Ставрополь) и др. Целесообразность развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них мощной диагностической службы, позволяющей проводить качественную диагностику, нередко основанную на использовании дорогостоящей аппаратуры. В ряде территорий (г. г. Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов. В составе некоторых центров планирования семьи и репродукции имеются стационарные подразделения (г. г. Саранск, Новосибирск, Нижнекамск и др.). Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения, должность врача (суммарно по всем специальностям) - на 60 тыс. населения. Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство - врачи акушеры-гинекологи, прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам и т.д. В центрах также работают врачи-урологи, ведущие прием по андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи, невропатологи и т.д. (рис. 1) (Сноска 1). -------------------------------- Сноска 1. Здесь и далее рисунки не приводятся. Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для разработки нормативных показателей по труду врачей центров планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности. Расчетные нормы времени на посещение в центре, в отличие от других типов амбулаторно-поликлинических учреждений, не имеют существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием. Различия в трудозатратах врачей касаются контингента посетителей центра: на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза - в репродуктивном возрасте - и в 1,2 раза больше, чем на прием посетителей старших возрастов (рис. 2). Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся структуры посетителей по возрасту: 70% - лица репродуктивного возраста, 20% - подростки и 10% - пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего времени врача составили 30 мин. (30,47 мин.). В конкретных территориях при других соотношениях в составе посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель может иметь другое значение. Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число посещений на 1 час приема - определяются как частное от деления 60 мин. на расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60 : 30). Плановая функция врачебной должности (Ф) - число посещений к врачу в течение года - рассчитывается по формуле: Ф = N x Б x К, (1) где N - нормы нагрузки (обслуживания); Б - годовой бюджет рабочего времени должности; К - коэффициент использования рабочего времени должности на непосредственный прием посетителей. Специфика деятельности врача центра состоит в том, что определенный объем работы не связан с непосредственным приемом пациентов. Это, прежде всего, санитарно-просветительная работа, проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти затраты, а также служебные разговоры и личное необходимое время составляют, по данным фотохронометражных наблюдений, около 20% рабочего времени врача центра. Следовательно, коэффициент использования рабочего времени должности врача на непосредственное проведение приема посетителей (К) в формуле (1) составит 0,8. Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) рассчитывается согласно нормативным документам Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Сноска 1) по расчетному графику пятидневной рабочей недели. -------------------------------- Сноска 1. См. письмо Минздрава России от 03.02.97 N 2510/790-96-32 "О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году". При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения плановой функции врачебной должности из общего показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска. Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б) можно рассчитать по следующей формуле: 365 - в - n - q Б = --------------- x m, (2) 5 где: в - число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе); n - число праздничных дней; q - число дней отпуска (пересчитанное на пятидневную рабочую неделю); m - недельная продолжительность рабочего времени должности. Годовой бюджет рабочего времени должности врача центра при 38,5-часовой рабочей неделе (6,5 x 6 - 0,5) и 24-дневном отпуске (по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2), составляет 1778,7 часа: 365 - 104 - 10 - 20 ------------------- x 38,5. 5 Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном письме Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей неделе в 1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени должности при исключении из этого показателя часов отпуска составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 x 4). Таким образом, плановая функция должности врача центра планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в году (2 x 1778,7 x 0,8 = 2846). Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле: П Д = --- , (3) Ф где: П - число посещений (фактических или планируемых) в год; Ф - число посещений к врачу в течение года. Например, к врачу-урологу, ведущему прием по андрологии, в течение года было 4700 посещений. Число должностей на этот объем работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должности (4700 : 2850) и в соответствии с правилами округления должностей в штатное расписание может быть введено 1,75 должности врача-уролога. Следует отметить, что при составлении штатного расписания центра планирования семьи и репродукции необходимо руководствоваться Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения", а наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы Минздрава России N 48 от 24.02.98 и N 33 от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями. Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1 млн. жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал. Численность среднего медицинского персонала целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего - из расчета одна должность на три должности врача, ведущего амбулаторный прием. Штаты медицинского персонала центров устанавливаются в пределах общей численности персонала женских консультаций, родильных домов, перинатальных центров и других лечебно-профилактических учреждений, в т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей. Таблица 1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ (Сноска 1) -------------------------------- Сноска 1. Руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи. --------------------------------------------------------------------------- | Перечень | Наименование | Численность должностей | | подразделений | должности | при обслуживании | |-----------------------------|----------------|--------------------------| | | | до 1 млн. | свыше 1 млн. | | | | жителей | жителей | |-----------------------------|----------------|-----------|--------------| | Медицинский профиль | врач | до 7,0 | до 15,0 | | эндокринологии, | специальностей | | | | ультразвуковой диагностики | | | | | и др.) | | | | |-----------------------------|----------------|-----------|--------------| | Итого врачебный персонал | | до 14,0 | до 32,0 | |-----------------------------|----------------|-----------|--------------| | Немедицинский профиль | психолог, | до 7,0 | до 15,0 | | Кабинеты: психологии, | юрист, | | | | юриста, социальной помощи, | социальный | | | | по делам молодежи и др. | работник | | | |-----------------------------|----------------|-----------|--------------| | Всего: | | до 21,0 | до 47,0 | --------------------------------------------------------------------------- Таким образом, представлена методика формирования численности медицинского персонала центров планирования семьи и репродукции, этапность расчетов: нормы времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности, численности должностей, что может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и при экономическом анализе деятельности персонала центров. Внедрение в практику здравоохранения разработанной штатно-организационной структуры центров, постоянное проведение экономического анализа деятельности учреждений на основе представленной методики будет способствовать рациональной расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и задачами, решаемыми службой планирования семьи. Начальник Управления планирования, финансирования и развития Н.Н.ТОЧИЛОВА Начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ |