О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ. Указание. Министерство здравоохранения РФ. 23.03.98 219-У

              О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
                   ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

                               УКАЗАНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                           23 марта 1998 г.
                               N 219-У

                                (НЦПИ)


     В целях совершенствования деятельности службы планирования семьи:
     1. Ввести    в    действие    Методические    рекомендации     "О
штатно-организационной   структуре   центров   планирования   семьи  и
репродукции" (Приложение).
     2. Руководителям  органов  управления  здравоохранением субъектов
Российской  Федерации  разрешаю  тиражировать  настоящее  указание   в
необходимом количестве.
     3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

Заместитель Министра
                                               Т.И.СТУКОЛОВА


                                                            Приложение
                                           к указанию Минздрава России
                                           от 23 марта 1998 г. N 219-У

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
                   ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

     Основной задачей  службы  планирования  семьи  в   нашей   стране
является  предупреждение  абортов,  оказывающих  негативное влияние на
репродуктивное здоровье женщин,  показатели материнской и младенческой
заболеваемости и смертности.
     Высокий уровень    абортов,    недостаточная    информированность
населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный
рост числа заболеваний,  передаваемых половым  путем,  особенно  среди
подростков  и молодежи,  - все это обуславливает социальную значимость
проблемы  планирования  семьи.  Для  решения  этих  задач   в   России
реализуется  Федеральная программа "Планирование семьи",  в выполнении
которой участвуют государственные и негосударственные структуры.
     Нормативной базой формирования службы планирования семьи являются
Приказы  Минздрава  России  от  15.11.91 N 186 "О мерах по дальнейшему
развитию гинекологической помощи населению Российской  Федерации",  от
26.11.96   N   392   "О  проведении  анкетирования  пациентов  центров
планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.".  Этими  документами
определены   основные  направления  деятельности  службы  планирования
семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру
учреждений  здравоохранения,  утвержденную  Приказом  Минздравмедпрома
России от 20.02.95 N 35 "Об оплате  труда  работников  здравоохранения
Российской Федерации".
     В настоящее   время  в  стране  организовано  более  200  центров
планирования семьи   и   репродукции,    в    лечебно-профилактических
учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
     Однако нормативными документами до  сих  пор  не  решены  вопросы
обеспечения  этих  учреждений  и  подразделений  штатной  численностью
медицинского персонала,  что в существующих экономических условиях при
переходе  здравоохранения  к  обязательному  медицинскому  страхованию
является особенно важным.
     В последнее  десятилетие,  как  известно,  значительно  расширены
права руководителей органов и  учреждений  здравоохранения  в  решении
кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.
     Главные врачи имеют право:
     - использовать  штатные  нормативы  и  другие нормативные акты по
труду,  утвержденные  министерством,  как   носящие   рекомендательный
характер;
     - устанавливать  индивидуальные  нормы  нагрузки   (обслуживания)
медицинского  и  другого персонала в зависимости от конкретных местных
условий и,  прежде всего,  особенностей  прикрепленного  к  учреждению
контингента населения, технологии лечебно-диагностического процесса;
     - проводить  замены  должностей  в пределах категорий персонала в
любом порядке.
     При использовании     этих     прав    руководители    учреждений
здравоохранения должны ориентироваться  на  объем  работы  и  наиболее
полное   обеспечение   потребности  населения  в  том  или  ином  виде
медицинской помощи.
     Эти основные позиции  по  использованию  нормативов  по  труду  в
практике  здравоохранения  и были приняты за основу при проектировании
штатного обеспечения службы планирования семьи.
     Служба планирования семьи развивается как система, представленная
в  разных  типах  учреждений:  от  фельдшерско-акушерских  пунктов  до
центров планирования семьи и репродукции.
     Работа по планированию семьи на фельдшерско-акушерских пунктах, в
участковых   больницах,   женских   консультациях  и  родильных  домах
осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся численностью
персонала.  Снижение рождаемости в последние годы создает определенные
резервы в рабочем времени персонала акушерско-гинекологической службы,
которые должны быть направлены прежде всего на деятельность, связанную
с профилактикой абортов и охраной репродуктивного здоровья семьи.
     Вопрос определения  численности  персонала в центрах планирования
семьи и репродукции решается в каждом регионе в  зависимости  от  ряда
обстоятельств, наиболее важными из которых являются:
     - структура населения по возрастно-половому составу;
     - состояние   здоровья   населения   в  целом,  репродуктивном  и
подростковом возрастах;
     - частота  производства  абортов  в  разных  возрастных  группах,
соотношение родов и абортов;
     - уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди
молодежи и подростков;
     - число родов и абортов у подростков и т.д.
     Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности  персонала
центров  целесообразно  использовать в качестве ориентиров нормативные
показатели по труду.
     Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения за
деятельностью медицинского персонала центров,  изучен объем  работы  и
фактическая   численность  персонала  действующих  в  настоящее  время
центров  планирования  семьи  и   репродукции   субъектов   Российской
Федерации.
     Центры планирования семьи и репродукции создаются преимущественно
на базе областных (краевых,  республиканских) больниц.  В ряде случаев
они  являются  самостоятельными  учреждениями,   иногда   в   качестве
структурных   подразделений:   республиканской   больницы   (Удмуртия,
Дагестан), перинатального центра (Кабардино-Балкария), родильного дома
(Камчатка),    диагностического   центра   (г.   Ставрополь)   и   др.
Целесообразность   развертывания   центров   планирования   семьи    и
репродукции  на базе уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего
наличием в них мощной диагностической  службы,  позволяющей  проводить
качественную   диагностику,   нередко   основанную   на  использовании
дорогостоящей аппаратуры.
     В ряде территорий (г.  г.  Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами,
выполняющими   функции   областного   учреждения,   создаются   центры
планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.
     В составе некоторых  центров  планирования  семьи  и  репродукции
имеются   стационарные  подразделения  (г.  г.  Саранск,  Новосибирск,
Нижнекамск и др.).
     Численность персонала,   работающего  в  центрах,  имеет  большую
амплитуду колебаний:  от 2 до 100 и более должностей,  не  превышая  в
среднем   20-30   должностей.  Одна  должность  среднего  медицинского
работника приходится примерно на  30  тыс.  обслуживаемого  населения,
должность  врача  (суммарно  по  всем  специальностям)  -  на  60 тыс.
населения.
     Среди врачей,   работающих   в   центрах   планирования  семьи  и
репродукции,  подавляющее  большинство  -  врачи   акушеры-гинекологи,
прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции, бесплодия,
невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и
подросткам и т.д.
     В центрах  также  работают  врачи-урологи,   ведущие   прием   по
андрологии  (11,1%),  сексопатологи (9,5%),  генетики (6,3%),  а также
другие   специалисты,   такие   как   психотерапевты,   эндокринологи,
невропатологи и т.д. (рис. 1) (Сноска 1).
--------------------------------
     Сноска 1. Здесь и далее рисунки не приводятся.

     Результаты фотохронометражных  наблюдений  послужили  основой для
разработки   нормативных   показателей   по   труду   врачей   центров
планирования  семьи  и репродукции:  расчетных норм времени,  нагрузки
(обслуживания), плановой функции врачебной должности.
     Расчетные нормы  времени  на  посещение  в  центре,  в отличие от
других  типов   амбулаторно-поликлинических   учреждений,   не   имеют
существенных   различий   по  специальностям  врачей,  ведущих  прием.
Различия  в  трудозатратах  врачей  касаются  контингента  посетителей
центра:  на  прием  подростков  затрачивается  времени  в 1,6 раза - в
репродуктивном  возрасте  -  и  в  1,2  раза  больше,  чем  на   прием
посетителей старших возрастов (рис. 2).
     Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на приеме
в  центре  осуществлялись  на  основании  среднесложившейся  структуры
посетителей по возрасту:  70%  - лица репродуктивного возраста,  20% -
подростки и 10% - пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего
времени врача составили 30 мин. (30,47 мин.). В конкретных территориях
при  других  соотношениях  в  составе  посетителей  по  возрасту  этот
средневзвешенный показатель может иметь другое значение.
     Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число  посещений  на  1
час приема - определяются как частное от деления 60 мин.  на расчетные
нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60 : 30).
   Плановая функция врачебной должности (Ф) -  число  посещений  к
врачу в течение года - рассчитывается по формуле:

                          Ф = N x Б x К,                       (1)

     где N - нормы нагрузки (обслуживания);
     Б - годовой бюджет рабочего времени должности;
     К -  коэффициент  использования  рабочего  времени  должности  на
непосредственный прием посетителей.
     Специфика деятельности   врача   центра   состоит   в   том,  что
определенный  объем  работы  не  связан  с  непосредственным   приемом
пациентов.   Это,   прежде  всего,  санитарно-просветительная  работа,
проведение групповых занятий,  консультации  по  телефону  и  др.  Эти
затраты,  а  также  служебные  разговоры  и  личное  необходимое время
составляют,  по  данным  фотохронометражных  наблюдений,   около   20%
рабочего    времени    врача    центра.   Следовательно,   коэффициент
использования рабочего времени  должности  врача  на  непосредственное
проведение приема посетителей (К) в формуле (1) составит 0,8.
     Годовой бюджет  рабочего  времени  должности  (Б)  рассчитывается
согласно  нормативным  документам  Министерства  труда  и  социального
развития Российской  Федерации  (Сноска  1)  по   расчетному   графику
пятидневной рабочей недели.
--------------------------------
     Сноска 1.   См.   письмо    Минздрава    России     от   03.02.97
N 2510/790-96-32 "О  норме  рабочего  времени  и  порядке  определения
часовой  тарифной  ставки  из установленной месячной тарифной ставки в
1997 году".

     При расчетах годового бюджета рабочего  времени  для  определения
плановой  функции  врачебной  должности  из  общего  показателя  числа
рабочих часов в году исключается время отпуска.
     Следовательно, годовой  бюджет  рабочего  времени  должности  (Б)
можно рассчитать по следующей формуле:

                         365 - в - n - q
                     Б = --------------- x m,                  (2)
                                5

     где: в - число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);
     n - число праздничных дней;
     q - число дней  отпуска  (пересчитанное  на  пятидневную  рабочую
неделю);
     m - недельная продолжительность рабочего времени должности.
     Годовой бюджет   рабочего  времени  должности  врача  центра  при
38,5-часовой рабочей неделе (6,5 x 6 - 0,5) и 24-дневном  отпуске  (по
шестидневной рабочей неделе),  рассчитанный по формуле (2), составляет
1778,7 часа:

                   365 - 104 - 10 - 20
                   ------------------- x 38,5.
                             5

     Годовой бюджет рабочего времени должности  может  быть  рассчитан
также  и  на  основании  данных,  приведенных  в  вышеуказанном письме
Минздрава России,  путем  исключения  часов  отпуска.  Так,  в  письме
приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей
неделе в 1932,7 часа.  Годовой бюджет рабочего времени  должности  при
исключении  из  этого  показателя  часов  отпуска составит 1778,7 часа
(1932,7 - 38,5 x 4).
     Таким образом,    плановая   функция   должности   врача   центра
планирования  семьи  и  репродукции,  рассчитанная  по  формуле  1   с
соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в году (2
x 1778,7 x 0,8 = 2846).
     Расчет численности  должностей (Д) врачей центра осуществляется в
зависимости от возможной нагрузки должности,  т.е. плановой функции, и
спроса населения на те или иные услуги по формуле:

                                  П
                             Д = --- ,                         (3)
                                  Ф

     где: П - число посещений (фактических или планируемых) в год;
     Ф - число посещений к врачу в течение года.
     Например, к   врачу-урологу,  ведущему  прием  по  андрологии,  в
течение года было 4700  посещений.  Число  должностей  на  этот  объем
работы,  рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должности (4700 :
2850) и в соответствии с правилами  округления  должностей  в  штатное
расписание может быть введено 1,75 должности врача-уролога.
     Следует отметить,  что при составлении штатного расписания центра
планирования семьи и репродукции необходимо руководствоваться Приказом
Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96  N  16  "О  введении
форм  штатных  расписаний учреждений здравоохранения",  а наименование
должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и
фармацевтического  персонала  и  номенклатуре врачебных и провизорских
специальностей (Приказы Минздрава России N 48 от 24.02.98 и  N  33  от
16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями.
     Проведенное исследование позволяет  представить  рекомендации  по
штатно-организационной   структуре   центров   планирования   семьи  и
репродукции при обслуживании населения до 1 млн.  жителей  и  свыше  1
млн.  жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал.
Численность    среднего    медицинского    персонала     целесообразно
устанавливать соответственно врачебному,  а младшего - из расчета одна
должность на три должности врача, ведущего амбулаторный прием.
     Штаты медицинского  персонала  центров устанавливаются в пределах
общей численности персонала  женских  консультаций,  родильных  домов,
перинатальных центров и других лечебно-профилактических учреждений,  в
т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей.

                                                             Таблица 1

            РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
         ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ (Сноска 1)

--------------------------------
     Сноска 1.  Руководителям  органов  и  учреждений  здравоохранения
предоставляется   право   вносить   изменения   в   структуру  центров
планирования семьи и репродукции в зависимости от  местных  условий  и
потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

---------------------------------------------------------------------------
|          Перечень           | Наименование   |  Численность должностей  |
|       подразделений         |  должности     |      при обслуживании    |
|-----------------------------|----------------|--------------------------|
|                             |                | до 1 млн. | свыше 1 млн. |
|                             |                |  жителей  |   жителей    |
|-----------------------------|----------------|-----------|--------------|
| Медицинский профиль         | врач           |   до 7,0  |    до 15,0   |
| эндокринологии,             | специальностей |           |              |
| ультразвуковой диагностики  |                |           |              |
| и др.)                      |                |           |              |
|-----------------------------|----------------|-----------|--------------|
| Итого врачебный персонал    |                |   до 14,0 |    до 32,0   |
|-----------------------------|----------------|-----------|--------------|
| Немедицинский профиль       | психолог,      |   до 7,0  |    до 15,0   |
| Кабинеты: психологии,       | юрист,         |           |              |
| юриста, социальной помощи,  | социальный     |           |              |
| по делам молодежи и др.     | работник       |           |              |
|-----------------------------|----------------|-----------|--------------|
| Всего:                      |                |   до 21,0 |    до 47,0   |
---------------------------------------------------------------------------

     Таким образом,  представлена  методика  формирования  численности
медицинского  персонала  центров  планирования  семьи  и  репродукции,
этапность расчетов:  нормы времени,  нагрузки (обслуживания), плановой
функции врачебной должности,  численности должностей,  что может  быть
использовано как при развитии сети учреждений, так и при экономическом
анализе деятельности персонала центров.
   Внедрение в       практику       здравоохранения      разработанной
штатно-организационной  структуры   центров,   постоянное   проведение
экономического    анализа    деятельности    учреждений    на   основе
представленной методики будет способствовать рациональной  расстановке
и  использованию  кадров  в  соответствии  с  их нагрузкой и задачами,
решаемыми службой планирования семьи.

Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития
                                               Н.Н.ТОЧИЛОВА

Начальник Управления
охраны здоровья
матери и ребенка
                                               Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ