ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СБОРОВ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В АЭРОПОРТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ 8 мая 1998 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 7 мая 1998 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной авиационной службы России Г.Н. ЗАЙЦЕВ 8 мая 1998 года Руководитель Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте М.Б. КИСЛЮК 7 мая 1998 года 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о государственном регулировании сборов и тарифов на услуги хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, в аэропортах Российской Федерации (далее - Положение) разработан в соответствии с нормативными актами: - Федеральным законом Российской Федерации "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17.08.1995; - Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ; - Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественной монополии"; - Постановлением Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" N 239 от 07.03.1995; - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте" N 1202 от 19.09.1997; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 г. N 994 "Об утверждении Положения о Федеральной авиационной службе". 1.2. Положение определяет цели и принципы государственного регулирования сборов и тарифов (ценового регулирования) на услуги хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, в аэропортах, условия их формирования и применения, процедуру принятия решений и их изменения. 1.3. Положение определяет принципы разграничения полномочий и взаимодействия ФСЕМТ России и ФАС России в сфере государственного ценового регулирования на услуги хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, в аэропортах России (далее - услуг в аэропортах). 2. Цели, принципы и задачи ценового регулирования услуг в аэропортах 2.1. Целью государственного ценового регулирования услуг хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, в аэропортах является реализация государственной политики по обеспечению баланса интересов государства, потребителей транспортных услуг и организаций транспорта. 2.2. Государственное регулирование услуг в аэропортах базируется на следующих принципах: - формирование и регулирование сборов и тарифов осуществляется на основе единой методологии, реализующей достижение поставленной цели; - реализация дифференцированного подхода к регулированию сборов и тарифов по конкретным аэропортам; - регулируемые сборы и тарифы являются едиными для всех потребителей его услуг, а правила их применения исключают дискриминацию одних пользователей перед другими; - регулированию подлежат сборы и тарифы (Приложение 1) на услуги в аэропортах, организационно и технологически связанные с обеспечением полетов и обслуживанием воздушных судов, выполняемых в аэропортах всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на основании сертификатов и лицензий ФАС (РУ ФАС) России; - зарубежный опыт и практика регулирования используются с учетом специфики состояния и развития аэропортов России; - обеспечение полного анализа экономического состояния объектов регулирования и публичность принятых решений. 2.3. При формировании и регулировании сборов и тарифов на услуги в аэропортах России решаются следующие практические задачи: - осуществление государственного контроля за уровнем сборов и тарифов, использованием государственного имущества и эффективностью инвестиций; - контроль за правильностью отнесения затрат аэропортов (предприятий) по видам услуг; - определение оптимального режима функционирования аэропорта (предприятия) с учетом экономической целесообразности; - возмещение сборами и тарифами необходимых затрат и получение прибыли организациям, выполняющим услуги в аэропортах с установленным уровнем эффективности; - своевременное изменение уровня сборов и тарифов и доведение их до авиакомпаний. 3. Основные методические положения 3.1. Методическое обеспечение ценового регулирования включает: - выявление естественных монопольных секторов в сфере услуг в аэропортах; - разработку и выбор эффективных методов регулирования; - установление уровня сборов и тарифов и параметров их изменения с учетом совокупности ценообразующих факторов; - определение уровня затрат, накоплений и потребности в инвестициях; - соблюдение сертификационных и лицензионных требований; - правовые, процедурные и информационные аспекты регулирования. 3.2. Регулирование ставок сборов и тарифов осуществляется путем: - установления уровня ставок сборов и тарифов; - соблюдения установленного предельного уровня рентабельности и себестоимости услуг; - изменения тарифных систем, правил формирования и применения цен на услуги в аэропортах. 3.3. Оценка уровня сборов и тарифов, принятие решения об изменении тарифных схем и уровня ставок в целом производится на основе комплексного технико - экономического анализа с учетом совокупности ценообразующих факторов, в том числе: - изменения объемов и структуры выполняемых и прогнозируемых работ и услуг с учетом сезонных колебаний спроса и качественных характеристик; - результативности проводимых мероприятий по снижению трудоемкости работ и услуг, снижению затрат и повышению качества аэропортового обслуживания; - прогнозы органов государственного управления по индексам цен на потребляемые топливно - энергетические, материально - технические ресурсы и размеры оплаты труда различных категорий работающих; - изменения налоговой и амортизационной политики, обязательных отчислений и платежей; - спросовых стимулов и ограничений, обусловленными показателями платежеспособности населения применительно к авиационному транспорту; - предельный уровень рентабельности по авиационной деятельности не должен превышать установленного уровня. 3.4. Для регулирования в сфере аэропортовой деятельности ФСЕМТ России по согласованию с ФАС России устанавливает классификацию аэропортов, их распределение по уровню регулирования (Приложение 2), структуризацию и перечень регулируемых видов работ и услуг. 3.5. Для государственного регулирования используется разрабатываемая ФСЕМТ России совместно с ФАС России система методик и обоснованных норм по различным сферам деятельности в аэропортах. 5. Порядок формирования и утверждения сборов и тарифов на работы и услуги в аэропортах России Государственное ценовое регулирование основывается на использовании следующей первичной и аналитической информации: - данных установленной бухгалтерской и статистической отчетности; - данных о количественной оценке планируемых мероприятий по развитию производственной базы аэропортов, эффективности реализуемых нововведений за счет прошлых инвестиций и др.; - аналитических работ ФСЕМТ России, ФАС России и привлекаемых организаций; - дополнительной информации от хозяйствующих субъектов по услугам, подлежащим регулированию. 5.1. Аэропорты федерального значения (по согласованному перечню), хозяйствующие субъекты ГА, осуществляющие свою деятельность в указанных аэропортах, руководствуясь Приказом ФАС России N 71 от 11.10.96, самостоятельно разрабатывают ставки сборов и тарифов и представляют в ФАС (РУ ФАС) России предложения и обоснования по их предельному уровню в соответствии с Приложением 3. ФАС России согласовывает ставки сборов и тарифов и представляет в ФСЕМТ России на утверждение. Утвержденные ФСЕМТ России сборы и тарифы регистрируются в ФАС России (в Центре расписания и тарифов) в установленном порядке. 5.2. Аэропорты регионального значения, руководствуясь Приказом ФАС России N 71, представляют предложения по предельному уровню ставок сборов и тарифов для их согласования и утверждения в РУ ФАС России. Утвержденные ставки сборов и тарифов регистрируются в установленном порядке в ЦРТ ФАС России. 5.3. Утвержденные ставки сборов и тарифов вводятся в действие через 30 дней со дня принятия решения ФСЕМТ России. 5.4. Контроль и надзор за правильностью установления и применения сборов и тарифов на услуги аэропортов России осуществляет ФСЕМТ России. 5.5. ФСЕМТ России и ФАС России вправе не принимать к рассмотрению материалы аэропортов по изменению сборов и тарифов в случае, если они не содержат обоснований для принятия решения. 5.6. Ставки сборов и тарифов на услуги аэропортов устанавливаются сроком на один год. В исключительных случаях, при изменении ценообразующих факторов аэропорты, предприятия и организации, оказывающие услуги в аэропортах, вправе обратиться в ФАС России и ФСЕМТ России с мотивированными предложениями по их изменению. 5.7. Методическое руководство и анализ практики ценового регулирования осуществляются ФСЕМТ России и ФАС России в соответствии с принципами взаимодействия, установленными данным Порядком. 5.8. ФСЕМТ России и ФАС России несут ответственность за экономическую обоснованность принимаемых решений, за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. 5.9. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы и услуги по аэропортовому обслуживанию, а также потребители этих работ и услуг вправе обжаловать решения ФСЕМТ России и ФАС России в соответствии с действующим законодательством. 5.10. К хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги в сфере аэропортовой деятельности, за нарушение дисциплины ценового регулирования могут быть применены санкции в соответствии с действующим законодательством. Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ СБОРОВ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В АЭРОПОРТАХ РОССИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ 1. Сбор за взлет - посадку 2. Сбор за обеспечение авиационной безопасности 3. Сбор за пользование аэровокзалом 4. Тариф за обслуживание пассажиров Приложение 2 ПЕРЕЧЕНЬ АЭРОПОРТОВ 1. АООТ "Аэропорт Абакан" 2. ОАО "Аэропорт Анапа" 3. ГУАП предприятие "Чукотавиа" 4. ОАО "Аэропорт Астрахань" 5. ОАО "Аэропорт Архангельск" 6. ОАО авиационное предприятие "Алтай" 7. ГУП "Аэропорт Благовещенск" 8. ОАО "Быково - Авиа" 9. АООТ "Братское авиационное предприятие" 10. ОАО "Владивосток авиа" 11. ОАО "Международный аэропорт Волгоград" 12. Владикавказское предприятие 13. АООТ "Аэропорт Внуково" 14. ОАО Авиакомпания "Воронежавиа" 15. ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" 16. ЗАО "Домодедово 2" 17. ОАО Авиакомпания "Красноярские авиалинии" 18. ГП Аэропорт Иркутск 19. АОЗТ Аэропорт Казань 20. Калининградское ГУАП "Калининградавиа" 21. АООТ "Аэропорт Кольцово" 22. ОАО "Авиационные линии Кубани" 23. АООТ "Кемеровское авиапредприятие" 24. Магнитогорское ГАП 25. ГП Аэропорт Магадан (Сокол) 26. ГУАП "Кавминводыавиа" 27. ОАО Аэропорт "Мурманск" Норильское авиационное предприятие ГП Авиакомпании Енисейский меридиан" 28. ОАО "Аэрокузнецк" 29. ГУАП Нижневартовское авиапредприятие 30. ГП "Международный аэропорт Нижний Новгород" 31. Ноябрьский филиал ОАО Тюменская авиационная транспортная компания Тюменьавиатранс 32. АООТ "Омский аэропорт" 33. ГУАП "Оренбургские авиалинии" 34. Государственное Петропавловск - Камчатское авиапредприятие 35. ГУАП "Пермские авиалинии" 36. АООТ Аэропорт Ростов - на - Дону 37. ОАО "Аэропорт Рощино" 38. ОАО "Международный аэропорт Самара" 39. ГУП Аэропорт Сочи 40. АООТ "Саратовские авиалинии" 41. АООТ Ставропольская акционерная авиакомпания 42. АООТ "Аэропорт Сургут" 43. ОАО "Читаавиа" 44. Аэропорт Сыктывкар Государственного авиапредприятия Комиавиа 45. ОАО "Аэропорт Толмачево" 46. Томское Государственное авиапредприятие 47. АООТ Авиакомпания "Симбирск - Аэро" 48. ОАО Бурятские авиалинии 49. Госпредприятие авиакомпании (Башкирские авиалинии) 50. Хабаровский объединенный авиаотряд - ГУП 51. ОАО "Аэропорт Челябинск" 52. Международный аэропорт Шереметьево 53. ГП аэропорт Южно - Сахалинск 54. ГУП Аэропорт Якутск Приложение 3 ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ФАС РОССИИ ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ СТАВОК СБОРОВ, ТАРИФОВ (ЦЕН) ЗА НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 1. Заявка на утверждение новых ставок сборов, тарифов (цен) 2. Баланс аэропорта (предприятия) с приложениями (годовой) 3. Форма 67-ГА за истекший период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) 4. Среднесписочная численность персонала предприятия (всего по службам аэропорта и АТБ за период с начала года) 5. Справка из региональных (область, край, республика) органов ценообразования и статистики об индексе роста оптовых цен в промышленности и сводном индексе роста потребительских цен - прогноз на год с поквартальной разбивкой и фактических за период с начала года с поквартальной разбивкой 6. Расчетные справки аэропорта (предприятия): 6.1. Справка - прогноз на год по формам таблиц 1 и 2 настоящего Приложения 6.2. Справка - прогноз по объемам работ на год в сопоставлении с предыдущим годом (поквартально, год - отчетный и прогнозируемый) 6.3. Справка - расчет по конкретным видам сборов и тарифов: - расходы, поквартально и год; - объемы, поквартально и год; - доходы расчетные по действующим ставкам, тарифам (ценам); - финансовый результат, поквартально и год; - предлагаемые ставки сборов и тарифов из расчета на текущий год, поквартально и год; - расчетные доходы по предлагаемым ставкам сборов и тарифам, поквартально и год; - финансовый результат, поквартально и год 7. Прейскурант тарифов (цен) на работы (услуги) по наземному обслуживанию воздушных судов, размеры которых устанавливаются руководителем предприятия |