ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 20 мая 1998 г. (НЦПИ) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл; учитывая географические, природные, социально-экономические и национально-культурные особенности Республики Марий Эл; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Республики Марий Эл, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл; исходя из конституционного статуса Республики Марий Эл как равноправного субъекта Российской Федерации; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Марий Эл и республиканским законодательством, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл. Статья 2 Исходя из географических, природных, экономических, социальных, национальных, культурных и иных особенностей Республики Марий Эл, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл относятся: а) структурная перестройка экономики Республики Марий Эл; б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Республики Марий Эл; в) координация деятельности по созданию и функционированию на территории Республики Марий Эл особой экономической зоны, а также локальных таможенных зон в соответствии с федеральным законодательством; г) разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития Республики Марий Эл; д) развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл; е) функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл; ж) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Республики Марий Эл (в том числе иностранных фирм и граждан, осуществляющих деятельность на территории Республики Марий Эл) в соответствии с федеральным законодательством; з) вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов юстиции, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей в соответствии с федеральным законодательством; и) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с федеральным законодательством; к) вопросы миграции населения на территории Республики Марий Эл; л) вопросы обеспечения эффективного функционирования и конверсии предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Республики Марий Эл, а также участие в реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники; м) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении полномочий по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению; н) функционирование и развитие транспортного комплекса на территории Республики Марий Эл; о) ликвидация негативных последствий, связанных с затоплением территории Республики Марий Эл в зоне Чебоксарского водохранилища, в том числе восстановление исторических объектов на территории Республики Марий Эл, пострадавших в результате затопления. К предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл могут быть отнесены также иные вопросы путем внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 3 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Республики Марий Эл по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и Президентом, Главой Правительства Республики Марий Эл. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Республики Марий Эл проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы социально-экономического развития Республики Марий Эл; г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на территории Республики Марий Эл в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) обеспечивают экономические условия содержания мобилизационных мощностей оборонных предприятий на территории Республики Марий Эл, в том числе компенсацию затрат предприятий на поддержание мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; ж) назначают по согласованию с органами государственной власти Республики Марий Эл руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Марий Эл, если иное не установлено федеральным законодательством; з) координируют взаимодействие между субъектами Российской Федерации, территории которых относятся к зоне затопления Чебоксарского водохранилища, в том числе способствуют заключению регионального соглашения по экологическим и экономическим вопросам между ними. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Республики Марий Эл: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл; б) принимают законы Республики Марий Эл и осуществляют иное правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Марий Эл в соответствие с настоящим Договором; г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории Республики Марий Эл; д) заключают соглашения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством; е) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Марий Эл, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 6 До принятия федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Республики Марий Эл вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты Республики Марий Эл, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 7 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Республики Марий Эл в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральных законах не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 8 Органы государственной власти Республики Марий Эл имеют право оспаривать в соответствующем суде Российской Федерации правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Республики Марий Эл или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Республики Марий Эл, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. Органы государственной власти Республики Марий Эл вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории республики частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи. Статья 9 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных Конституцией Российской Федерации и настоящим договором, Республика Марий Эл обладает всей полнотой государственной власти. В ведении Республики Марий Эл в том числе находятся: а) принятие и изменение Конституции Республики Марий Эл и контроль за ее соблюдением; б) установление в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством системы органов государственной власти Республики Марий Эл, порядка их формирования, организации и деятельности; в) принятие законодательных актов Республики Марий Эл; г) вопросы владения, пользования и распоряжения государственной собственностью Республики Марий Эл; д) решение вопросов административно-территориального устройства Республики Марий Эл, образования и упразднения административно-территориальных единиц, утверждения границ муниципальных образований Республики Марий Эл с соблюдением принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, единства экономического пространства страны; е) формирование республиканского бюджета; ж) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, не ущемляющей прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством; з) создание, формирование и обеспечение деятельности Конституционного Суда Республики Марий Эл; и) решение вопросов развития культуры и языка народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, сохранения их исторического наследия, охраны памятников истории и культуры республиканского значения; к) государственная служба Республики Марий Эл; л) учреждение государственных наград, почетных званий и праздников Республики Марий Эл. Статья 10 Если нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Республики Марий Эл применяются положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. Статья 11 Органы исполнительной власти Республики Марий Эл могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным Правительством Республики Марий Эл с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Статья 12 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Республики Марий Эл, регулируются нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законодательством. Республика Марий Эл самостоятельно определяет систему республиканских органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законодательством. Разграничение полномочий по использованию природных ресурсов на территории Республики Марий Эл, в том числе земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов, включая нефть и природный газ, производится отдельными соглашениями в соответствии с федеральным законодательством. Статья 13 Республика Марий Эл вправе самостоятельно устанавливать и вводить своими законами республиканские налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации. Состав и размер доходов, поступающих в виде средств от федеральных налогов в бюджет Республики Марий Эл, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл, если они прямо не установлены федеральным законодательством. Финансирование федеральных расходов на территории Республики Марий Эл может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства по Республике Марий Эл в установленном порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории республики и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Статья 14 Республика Марий Эл вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Республики Марий Эл. Статья 15 В целях реализации положений настоящего Договора федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Марий Эл вправе создавать на паритетных началах совместные комиссии, экспертные группы и иные рабочие органы. Статья 16 Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Марий Эл обеспечивают выполнение обязательств, установленных настоящим Договором. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур. В случае недостижения согласия споры выносятся на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Статья 17 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Марий Эл могут иметь полномочные представительства соответственно в городе Йошкар-Оле и городе Москве. Статья 18 Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию Сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным законом. Статья 19 Настоящий Договор подлежит опубликованию и вступает в силу со дня официального опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 20 мая 1998 года в трех экземплярах, причем три текста имеют одинаковую силу, и исполнены на русском и марийских (луговом и горном) языках. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Президент Республики Марий Эл В. КИСЛИЦЫН |