ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 20 мая 1998 г. (НЦПИ) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Костромской области; учитывая географические, природные, экономические, социальные и культурно-исторические особенности Костромской области; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Костромской области, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны; исходя из конституционного статуса Костромской области как равноправного субъекта Российской Федерации; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Костромской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Костромской области. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Костромская область обладает всей полнотой государственной власти. Статья 2 Исходя из географических, природных, экономических, социальных, культурно-исторических и иных особенностей Костромской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Костромской области относятся: а) структурная перестройка экономики и инвестиционная деятельность в Костромской области; б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Костромской области; в) разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития Костромской области; г) вопросы развития строительного комплекса области; д) вопросы развития агропромышленного комплекса Костромской области; е) устойчивое функционирование и развитие топливно-энергетического, транспортного комплексов, информационных систем, связи на территории Костромской области в соответствии с федеральным законодательством; ж) обеспечение условий устойчивого функционирования промышленности; з) социальная защита населения Костромской области, включая вопросы занятости населения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты ветеранов, пенсионеров, инвалидов, медицинского страхования населения Костромской области; и) вопросы миграции населения на территории Костромской области и социальной поддержки переселенцев; к) организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством; л) вопросы социальной защиты военнослужащих, работников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей в соответствии с федеральным законодательством; м) вопросы взаимодействия в сфере гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации мобилизационной подготовки народного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством; н) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Костромской области в соответствии с федеральным законодательством; о) вопросы хранения, учета и использования архивных фондов и архивных документов на территории Костромской области, образовавшихся и образующихся в результате деятельности федеральных учреждений, организаций и предприятий; п) реализация согласованной политики в области науки, культуры, общего и профессионального образования; р) вопросы воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы, водно - биологических и иных природных ресурсов, эксплуатации рекреационных ресурсов на территории Костромской области; с) вопросы развития перерабатывающей промышленности Костромской области; т) вопросы обеспечения мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды на территории Костромской области и осуществление мер по ее восстановлению, охране и обеспечению экологической безопасности; у) вопросы организации и развития туризма, в том числе международного, на территории Костромской области; ф) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении полномочий по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению. К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и Костромской области могут быть отнесены также иные вопросы путем внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 3 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Костромской области по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и главой администрации Костромской области. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Костромской области проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы по социально-экономическому развитию Костромской области; г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на территории Костромской области в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) обеспечивают финансирование содержания мобилизационных мощностей предприятий, расположенных на территории Костромской области, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; ж) согласовывают с органами государственной власти Костромской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Костромской области, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Костромской области: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов государственной власти Костромской области в соответствие с настоящим Договором; г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории Костромской области; д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Костромской области, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 6 До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Костромской области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Костромской области приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Костромской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 7 Если нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Костромской области применяются положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Костромской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. Статья 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Костромской области в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 9 Органы государственной власти Костромской области имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Костромской области, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Костромской области, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Костромской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. Органы государственной власти Костромской области вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории Костромской области частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в абзаце первом настоящей Статьи. Статья 10 Органы исполнительной власти Костромской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным главой администрации Костромской области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Статья 11 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Костромской области, регулируются нормативными правовыми актами Костромской области в соответствии с федеральным законодательством. Костромская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Костромской области в соответствии с федеральным законодательством. По предложению органов исполнительной власти Костромской области органы исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством могут передать государственный пакет акций либо его часть в собственность, владение или распоряжение Костромской области. Разграничение полномочий по использованию природных ресурсов на территории Костромской области, в том числе земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов, производится отдельными соглашениями в соответствии с федеральным законодательством. Статья 12 Органы государственной власти Костромской области вправе устанавливать и вводить своими законами областные налоги и сборы, ставки обязательных платежей в сфере лесопользования в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством общими принципами налогообложения и сборов в Российской Федерации. Финансирование федеральных расходов на территории Костромской области может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства по Костромской области в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Статья 13 Органы государственной власти Костромской области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области, установления границ муниципальных образований области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 14 Костромская область вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Костромской области. Статья 15 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Костромской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. Статья 16 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Костромской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 17 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Костромской области могут иметь свои полномочные представительства соответственно в г. Костроме и в г. Москве. Статья 18 Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным законом. Статья 19 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу со дня опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Костромской области договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 20 мая 1998 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Глава администрации Костромской области В. ШЕРШУНОВ |