ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 28 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ". Постановление. Конституционный Суд РФ. 29.05.98 16-П

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 4 СТАТЬИ
 28 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                                                            
                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                                                                            
                            29 мая 1998 г.
                                N 16-П                                                         

                                 (Д)

                                                                            
     Конституционный Суд     Российской     Федерации     в    составе
председательствующего В.О.Лучина,  судей  Э.М.Аметистова,  М.В.Баглая,
Н.Т.Ведерникова,     Ю.М.Данилова,    В.Д.Зорькина,    В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой,
     с участием  доктора юридических наук О.О.Миронова - представителя
Государственной  Думы  как  стороны,   обратившейся   с   запросом   в
Конституционный Суд Российской Федерации, и кандидата юридических наук
Н.Т.Арапова - представителя Государственного  Совета  Республики  Коми
как стороны, издавшей оспариваемый акт,
     руководствуясь статьей  125  (пункт  "б"  части  2)   Конституции
Российской  Федерации,  подпунктом "б" пункта 1 части первой статьи 3,
подпунктом "б" пункта 1 части второй статьи 22,  статьями 36,  74, 84,
85  и  86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
части 4 статьи 28 Закона Республики Коми от  25  марта  1996  года  "О
государственной службе Республики Коми".
     Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы  о
проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О
государственной службе Республики Коми".
     Основанием к    рассмотрению    дела    явилась    обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе  о  том,  соответствует  ли   Конституции
Российской Федерации оспариваемая в запросе норма.
     Заслушав сообщение  судьи-докладчика  В.Г.Стрекозова,  объяснения
представителей   сторон,   исследовав   имеющиеся   документы  и  иные
материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
     1. Законом  Республики  Коми "О государственной службе Республики
Коми" предусмотрено,  что  государственный  служащий  не  вправе  быть
депутатом   законодательного   (представительного)  органа  Российской
Федерации,  депутатом   Государственного   Совета   Республики   Коми,
депутатом  местного  представительного  органа власти (пункт 2 части 1
статьи 11). Однако эти ограничения, согласно части 4 статьи 28 Закона,
не распространяются на государственных служащих,  избранных депутатами
Государственного Совета Республики  Коми  и  местных  представительных
органов  власти до вступления в силу данного Закона.  Ныне действующий
Государственный Совет Республики Коми был сформирован до вступления  в
силу   данного  Закона,  и  15  из  50  его  депутатов  (по  сведениям
Государственного Совета Республики Коми) в настоящее время  продолжают
занимать  различные должности в исполнительных органах государственной
власти Республики Коми.
     По мнению  Государственной  Думы,  положение  части  4  статьи 28
Закона Республики Коми  "О  государственной  службе  Республики  Коми"
противоречит   закрепленному   в   статье  10  Конституции  Российской
Федерации принципу разделения властей,  который исключает  возможность
одновременного  участия  одного  и  того же гражданина (одних и тех же
граждан)  в  деятельности  органов  различных  ветвей  государственной
власти.
     2. Согласно   статье   10   Конституции   Российской    Федерации
государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную.  Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
     Разделение властей   относится   к    числу    общих    принципов
демократического  правового федеративного государства.  Закрепленное в
Конституции  Российской  Федерации   в   качестве   одной   из   основ
конституционного   строя   для   Российской  Федерации  в  целом,  оно
обязательно не только для федерального уровня,  но и  для  организации
государственной  власти  в  субъектах  Российской  Федерации,  на  что
указывалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от  18  января  1996  года  по  делу о проверке конституционности ряда
положений Устава (Основного Закона) Алтайского края.
     Принцип разделения  властей  предполагает не только распределение
властных полномочий между органами  различных  ветвей  государственной
власти,  но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни
для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в
Конституции   Российской   Федерации,   данный  принцип  не  допускает
сосредоточения функций различных  ветвей  власти  в  одном  органе,  а
следовательно,  и совмещения депутатского мандата с занятием должности
на государственной службе.  Из этого  требования  исходил  федеральный
законодатель,  установив в Федеральном законе от 31 июля 1995 года "Об
основах   государственной   службы    Российской    Федерации",    что
государственный  служащий  не  вправе  быть депутатом законодательного
(представительного)  органа  Российской   Федерации,   законодательных
(представительных)  органов  субъектов  Российской Федерации,  органов
местного самоуправления (подпункт 2 пункта 1 статьи 11).
     3. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 77 (часть
1) право субъектов Российской  Федерации  устанавливать  свою  систему
органов  государственной  власти  самостоятельно,  но в соответствии с
основами  конституционного  строя  Российской   Федерации   и   общими
принципами   организации  представительных  и  исполнительных  органов
государственной власти, установленными федеральным законом.
     Конституция Республики    Коми    также    предусматривает,   что
государственная власть в  Республике  Коми  осуществляется  на  основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную (часть первая
статьи 8),  что законы и иные правовые акты Республики Коми  не  могут
противоречить законам,  принятым федеральными органами государственной
власти в  соответствии  с  полномочиями  Российской  Федерации  (часть
первая  статьи  65),  и  что Республика Коми самостоятельно определяет
систему органов государственной власти  республики  в  соответствии  с
основами   конституционного   строя,   общими  принципами  организации
представительных и исполнительных  органов  государственной  власти  в
Российской Федерации и законодательством Республики Коми (часть первая
статьи 66).
     По смыслу статей 15 (часть 1),  66 (часть 1), 72 (пункт "н") и 76
(части 1,  2 и 5) Конституции Российской Федерации, субъект Российской
Федерации  вправе  принимать  законы,  регламентирующие  организацию и
деятельность собственных  органов  государственной  власти,  но  такие
законы  не  должны  противоречить  Конституции  Российской Федерации и
соответствующим федеральным законам.
     Законодатель Республики Коми,  руководствуясь указанными статьями
Конституции Российской Федерации и  Федеральным  законом  "Об  основах
государственной   службы  Российской  Федерации",  закрепил  в  Законе
Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" в  качестве
принципов    государственной    службы   разделение   законодательной,
исполнительной и судебной  властей  (пункт  4  статьи  5)  и  единство
основных  требований,  предъявляемых к государственной службе (пункт 7
статьи 5),  одним из  которых  является  запрет  для  государственного
служащего  быть  депутатом законодательного (представительного) органа
Российской Федерации,  депутатом  Государственного  Совета  Республики
Коми,  депутатом  местного  представительного  органа  власти (пункт 2
части 1 статьи 11).
     4. Как   следует  из  объяснения  представителя  Государственного
Совета Республики Коми,  включая оспариваемую норму Закона  Республики
Коми  "О  государственной  службе  Республики  Коми"  в  его  главу VI
"Заключительные и переходные положения",  законодатель Республики Коми
основывался  на  пункте 9 раздела второго "Заключительные и переходные
положения" Конституции Российской Федерации, согласно которому депутат
Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом
Правительства Российской Федерации.
     Между тем  эта  конституционная  норма  носит  строго  целевой  и
временный  характер,  -  она  распространяется  только  на   депутатов
Государственной  Думы  первого созыва.  Никаких исключений для органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  Конституция
Российской  Федерации  не  предусматривает.  Не  предусмотрены  они  и
Конституцией  Республики  Коми,  а   также   Конституционным   законом
Республики Коми от 17 февраля 1994 года "О порядке введения в действие
Конституции Республики Коми".
     Следовательно, допустив,      даже      временно,      совмещение
государственной  службы  с  осуществлением   депутатских   полномочий,
законодатель  Республики Коми нарушил требования не только Конституции
Российской Федерации и Федерального закона "Об основах государственной
службы Российской Федерации", но и Конституции Республики Коми.
     5. Из статьи 125 (часть 6)  Конституции  Российской  Федерации  и
части  третьей  статьи  79  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации" следует, что часть 4 статьи
28  Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми",
как противоречащая Конституции Российской Федерации,  утрачивает силу.
Это   означает,   что  государственные  служащие,  в  настоящее  время
являющиеся депутатами Государственного Совета Республики  Коми,  далее
не   вправе   совмещать   государственную   службу   с  осуществлением
депутатских полномочий  и  должны  сделать  соответствующий  выбор,  а
органы  законодательной  и  исполнительной  власти Республики Коми - в
кратчайший срок обеспечить прекращение такого совмещения.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  статьями 72,  74,  75 и 87  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации постановил:
     1. Признать   часть   4  статьи  28  Закона  Республики  Коми  "О
государственной службе Республики Коми" не соответствующей Конституции
Российской Федерации, ее статьям 10, 72 (пункт "н"), 76 (часть 5) и 77
(часть 1).
     2. Органам  законодательной  и  исполнительной  власти Республики
Коми  надлежит  принять  незамедлительные  меры   к   прекращению,   в
соответствии  с  настоящим Постановлением,  совмещения государственной
службы с осуществлением депутатских полномочий.
     Решения Государственного  Совета  Республики  Коми,  принятые  до
вступления в силу настоящего Постановления,  не подлежат пересмотру  в
связи   признанием  части  4  статьи  28  Закона  Республики  Коми  "О
государственной службе Республики Коми" не соответствующей Конституции
Российской Федерации.
     3. Согласно статье 79  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
является окончательным,  не  подлежит  обжалованию,  вступает  в  силу
немедленно  после  его провозглашения,  действует непосредственно и не
требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
     4. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит  незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации",  "Российской газете",  а  также  в  официальных
изданиях органов государственной власти Республики Коми. Постановление
должно быть  также  опубликовано  в  "Вестнике  Конституционного  Суда
Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации
29 мая 1998 г.
N 16-П