О СОЗДАНИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ. Распоряжение. Правительство Москвы. 26.05.98 554-РП

         О СОЗДАНИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
                  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ
  
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            26 мая 1998 г.
                               N 554-РП

                                 (Д)


     В целях  совершенствования  работы  по наблюдению и лабораторному
контролю в г. Москве и в соответствии с Положением о сети наблюдения и
лабораторного  контроля  гражданской  обороны  Российской  Федерации",
утвержденного ГКЧС России,  Минздравом  России,  Госкомсанэпиднадзором
России, Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом:
     1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской  обороны  города  Москвы  (СНЛК),  ее  структуру  и состав
(приложения 1,2,3).
     2. Поручить  Главному  управлению  по  делам  ГО  и ЧС г.  Москвы
организовать функционирование СНЛК.
     3. Префектам      административных     округов,     руководителям
Москомприроды, Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве, Московского центра
по  гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,  МосНПО "Радон",
Объединения  ветеринарии  г.Москвы,  Московской  железной   дороги   и
Метрополитена   до   1   июля   1998   года  разработать  и  утвердить
территориальные и ведомственные положения и структуру  СНЛК,  а  также
организовать их функционирование.
     4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить  на
первого  заместителя  Премьера  Правительства  Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы                                Ю.М.Лужков
26 мая 1998 г.
N 554-РП

                                                          Приложение 1

                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                                   от 26 мая 1998 года
                                                              N 554-РП

                              ПОЛОЖЕНИЕ

              о сети наблюдения и лабораторного контроля
                  гражданской обороны города Москвы

                       I.Общие  положения

     1. Настоящее Положение определяет организацию,  основные задачи и
порядок функционирования  сети  наблюдения  и  лабораторного  контроля
гражданской   обороны   города  Москвы  (СНЛК),  являющейся  городской
структурой.
     2. СНЛК  является  составной  частью  сил  и средств наблюдения и
контроля Московской  городской  системы  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).
     3. Общее руководство сетью наблюдения  и  лабораторного  контроля
возлагается  на  Главное  управление  по  делам  гражданской обороны и
чрезвычайным  ситуациям  города  Москвы  (ГУ  ГОЧС).  Непосредственное
руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские
(головные) организации, включенные в структуру СНЛК.
     4. Наблюдение*   и   лабораторный   контроль**   организуется   и
проводится в целях:
-------------------------------------
     * Наблюдение  -  способ  разведки,  обеспечивающий  своевременное
обнаружение  зараженности  (загрязненности) объектов окружающей среды,
продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ
и БС с помощью технических средств.
     ** Лабораторный  контроль  -  обнаружение   в   пробах   объектов
окружающей среды,  продовольствии,  пищевом и фуражном сырье, питьевой
воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения
специфической индикации).

     - своевременного   обнаружения   и   индикации*   радиоактивного,
химического,  биологического  заражения  (загрязнения)  питьевой воды,
пищевого и фуражного сырья,  продовольствия, объектов окружающей среды
(воздуха,  почвы,  воды  открытых водоемов,  растительности и др.) при
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     - принятие  экстренных  мер  по  защите  населения,  и территории
города от радиоактивных (РВ),  отравляющих  (ОВ),  аварийно-химических
опасных  веществ (АХОВ),  биологических (бактериологических) средств -
возбудителей инфекционных заболеваний.
     5. Сеть  наблюдения  и  лабораторного  контроля имеет два уровня:
городской и окружной.
     Городской уровень.   СНЛК   формируется   на   основе   следующих
учреждений и организаций, функционирующих на территории города:
     - Центр  Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Москве;
     - Московский   городской   комитет   охраны  окружающей  среды  и
природных рескрсов;
     - Дорожный ЦСЭН Московской ж/д;
     - ЦСЭН Метрополитена;
     - Московская городская ветеринарная лаборатория.
     - Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей
среды;
     - Московское научно-производственное объединение "Радон";
     - Химико-радиометрическая   лаборатория  Главного  управления  по
делам ГО и ЧС г.Москвы.
     Координацию деятельности  СНЛК  городского уровня осуществляет ГУ
ГОЧС г. Москвы.
     Окружной уровень.   СНЛК   формируется  на  основе  учреждений  и
организаций,  функционирующих на территории административного  округа.
Координацию  деятельности  СНЛК окружного уровня осуществляют комиссии
по  чрезвычайным  ситуациям  и   управления   по   делам   ГО   и   ЧС
административных округов г. Москвы.
     6. Перечень   конкретных   учреждений    и    организаций    СНЛК
функционирующих   на  городском  и  окружном  уровнях  устанавливается
соответствующими органами исполнительной власти.
------------------------------------------------
     * Индикация - комплекс мероприятий,  позволяющий подтвердить факт
заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.

   II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями
              сети  наблюдения и лабораторного контроля

     7. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
     В режиме  повседневной  деятельности  (мирное  время,  нормальная
радиационная,  химическая,  микробиологическая обстановка,  отсутствие
эпидемий,  эпизоотий,  эпифитотий)  наблюдение и лабораторный контроль
проводится  в  объеме  задач,  установленных  для  данного  учреждения
директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения
и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в
вышестоящую организацию по подчиненности.
     В режиме         повышенной         готовности         (ухудшение
производственно-промышленной,         радиационной,        химической,
микробиологической  обстановки,  прогноз  о  возможном   возникновении
чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный
контроль  проводятся  в  объеме   задач,   предусмотренных   настоящим
Положением.
     Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве,
воде,  растительности,  продовольствии,  пищевом  и  фуражном  сырье и
других  РВ,  АХОВ  в  концентрациях  (уровнях  радиации),  превышающих
фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для
жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей,  животных и растений;
о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями
СНЛК в вышестоящую  организацию  по  подчиненности  и  одновременно  в
соответствующий  территориальный орган управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям.
     Передача информации  осуществляется в сроки,  не превышающие двух
часов   с   момента   обнаружения   признаков   угрозы   возникновения
чрезвычайных  ситуаций,  и далее с периодичностью не более 4-х часов в
формализованном и не  формализованном  виде  по  существующим  каналам
связи.
     Состав и   конкретные   формы   представления    информации    по
подчиненности  устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей
организацией,   территориальными   органами   управления   по    делам
гражданской   обороны   и   чрезвычайным   ситуациям   и  закрепляются
соответствующей инструкцией.
     В режиме   чрезвычайной   ситуации  (возникновение  и  ликвидация
чрезвычайных  ситуаций  в  мирное   время),   применение   противником
современных   средств   поражения   в   военное  время,  наблюдение  и
лабораторный  контроль  проводятся  в  объеме  задач,  предусмотренных
настоящим Положением.
     Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей  среды
(воздухе,  почве,  воде),  продуктах питания, пищевом и фуражном сырье
РВ,  АХОВ в количествах,  значительно превышающих фоновые значения или
ПДК  (ПДУ),  а  также  ОВ  и  БС;  о  массовых  вспышках  инфекционных
заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого
загрязнения   окружающей   среды   передается   учреждениями   СНЛК  в
вышестоящую   организацию   по   подчиненности   и   одновременно    в
соответствующий  территориальный орган управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям*.
     Передача экстренной  информации  (уведомления)  осуществляется  в
формализованном и не формализованном виде по имеющимся  каналам  связи
немедленно,  с  последующим  письменным подтверждением (донесением) не
позднее двух часов с момента уведомления о возникновении  чрезвычайной
ситуации.
     Последующая информация  о  развитии   обстановки   передается   с
периодичностью  не  более 4-х часов ( если сроки подобных сообщений не
оговорены особо).

         III. Организация наблюдения и лабораторного контроля

     8. Основу СНЛК города составляют головные учреждения,  являющиеся
подразделениями   повышенной   готовности   со  сроками  приведения  в
готовность 6-8 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредотачиваются
в загородной зоне, с учетом существующей концепции по загородной зоне,
которая  подготавливается  заблаговременно  в  соответствии  с  планом
перевода учреждения с мирного на военное время.
     8.1. Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач
-------------------------------------
     * критерии  чрезвычайных   ситуаций   определяются   действующими
руководящими документами.

     СНЛК городские учреждения - выполняют следующие задачи:
     - определяют зараженность  (загрязненность)  объектов  окружающей
среды,  продовольствия,  пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ,
ОВ,  АХОВ и проводят  специфическую  индикацию  БС  в  соответствии  с
функциями,    возложенными    на   них   соответствующими   городскими
учреждениями;
     - проводят  сбор,  обобщение и анализ информации о радиоактивном,
химическом    и    биологическом    (бактериологическом)     заражении
(загрязнении)  продовольствия,  питьевой  воды,  пищевого  и фуражного
сырья,  объектов окружающей среды на контролируемой ими (закрепленной)
территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     - осуществляют     методическое     руководство      подчиненными
(закрепленными)   учреждениями   СНЛК   при   проведении   всех  видов
лабораторных исследований.
     8.2. Городские  учреждения  СНЛК,  кроме  указанных  выше функций
головных учреждений, выполняют следующие задачи:
     - общее  руководство  СНЛК  в  рамках  функциональной  подсистемы
МГСЧС;
     - разработку      нормативно-методических      документов     для
подведомственных учреждений по работе в СНЛК;
     - организацию   и  контроль  подготовки  кадров  подведомственных
учреждений для работы в СНЛК;
     - контроль  готовности  подведомственных  учреждений  к  работе в
СНЛК.
     8.3. Учреждения    СНЛК   окружного   уровня,   закрепленные   за
соответствующими головными учреждениями, выполняют задачи, возложенные
на  них городскими учреждениями и,  при задействовании в экстремальных
ситуациях, оперативно подчиняются и взаимодействуют с соответствующими
головными учреждениями СНЛК.
     8.4. Состав  и  структура  СНЛК  города  утверждается   Премьером
Правительства города Москвы.
     9. Главному государственному санитарному врачу города Москвы, при
угрозе  и возникновении чрезвычайной ситуации,  оперативно подчиняются
все расположенные и функционирующие на территории города учреждения  и
формирования  санитарно-эпидемиологического профиля,  независимо от их
ведомственной принадлежности,  для координации совместных  действий  в
рамках функциональной подсистемы МГСЧС. Взаимодействие и распределение
функций устанавливается по взаимному согласию и по подчиненности.
     9.1. На   Центр   Госсанэпиднадзора   в   г.  Москве  (  ЦГСЭН  )
возлагается:
     - организация  и ведение на территории города наблюдения,  оценки
прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;
     - осуществление предупреждения,  выявления и пресечения нарушений
требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья
населения и среды обитания;
     - организация    и    координация     работ     по     проведению
санитарно-гигиенических  и  противоэпидемических  мероприятий  в зонах
чрезвычайных  ситуаций  с   учетом   сил   и   средств   ведомственных
формирований   постоянной   готовности,  расположенных  на  территории
города;
     - организация  и  участие  в проведении санитарно-гигиенических и
противоэпидемических         мероприятий         по         ликвидации
санитарно-эпидемиологических    последствий   чрезвычайных   ситуаций,
формирование резервов санитарно-гигиенических  и  противоэпидемических
средств;
     - организация и проведение санитарно-эпидемиологической  разведки
в  очагах  массового  поражения,  а  также  при  вспышках инфекционных
заболеваний силами специальных формирований санэпидслужбы города;
     - установление  вида микробиологических средств боевых рецептур в
военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени в пробах,  отобранных из объектов
окружающей среды,  продовольствия,  питьевой воды,  пищевого сырья,  а
также  в  материалах,  взятых от больных и трупов людей (специфическая
индикация), согласно установленному порядку;
     - осуществление  идентификации выделенных штаммов микроорганизмов
и токсинов,  исследование на  неизвестного  возбудителя  бактериальной
этиологии;
     - направление в  Институт  вирусологии  и  полиомиелита  проб  на
исследование вирусов I-II групп;
     - организация и осуществление оперативного контроля  и  измерений
мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений
санэпидслужбы (радиационное наблюдение),  анализ и обобщение данных  о
радиационной обстановке в городе;
     - участие   в   радиационном   контроле,    анализ    и    оценка
неблагополучной  радиационной  обстановки в местах массового скопления
людей;
     - организация     и    проведение    лабораторных    исследований
продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья по определению удельной
и   объемной   активности   радионуклидов,   а  также  по  определению
загрязненности  указанных  объектов  ОВ  и  АХОВ.  Определение  других
токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств);
     - проведение санитарной экспертизы продовольствия,  питьевой воды
и пищевого сырья зараженных (загрязненных) РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей
гигиенического  заключения  о  пригодности  их  к   использованию   по
назначению;
     - установление радионуклидного состава (по гигиеническим значимым
радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб;
     - оказание методической помощи и руководство работой  нижестоящих
звеньев подсистемы СНЛК на территории города.
     9.2. Окружные   учреждения   санэпидслужбы   в   СНЛК   выполняют
перечисленные  выше  функции  Центра ГСЭН в г.Москве на контролируемой
территории (при задействовании) с учетом установленного  распределения
функций и поручений Центра ГСЭН в г.Москве.
     9.3. Все    окружные    центры     ГСЭН     и     соответствующие
санитарно-эпидемиологические  учреждения ведомств на территории города
осуществляют:
     - санитарно-эпидемиологическую    разведку    на    обслуживаемой
территории;
     - установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах
окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в  военное
время  и  возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных
ситуациях мирного времени;
     - исследование  проб,  отобранных  из  объектов окружающей среды,
продовольствия,  питьевой  воды  и  пищевого  сырья  на   зараженность
известными возбудителями;
     - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности  в
районе расположения учреждения;
     - установление наличия в объектах окружающей  среды  ОВ,  АХОВ  и
других   токсичных  веществ  (при  наличии  соответствующих  табельных
средств) и проведение их предварительной идентификации;
     - отбор   проб  из  объектов  окружающей  среды,  продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья,  зараженных  РВ,  ОВ,  АХОВ  и  БС,  и
доставка  их  в  головные  Центры ГСЭН для лабораторных исследований и
проведения  санитарной  экспертизы  в  случае  отсутствия  возможности
проведения   исследования   на   месте.   Пробы  для  исследования  на
неизвестные возбудители  бактериальной  этиологии  (холера,  сибирская
язва,  бруцеллез, туляремия) доставляются в ЦГСЭН в г.Москве. Пробы на
чуму (1-я гр.) доставляются в противочумный  Центр  Минздрава  России,
пробы  на  возбудителей  вирусной  этиологии  доставляются  в Институт
вирусологии и полиомиелита (1-11 гр.);
     - в   соответствии   с  категорией  санитарно-эпидемиологического
учреждения объем выполняемых работ определяется для каждой лаборатории
в   зависимости   от   уровня  оснащения  и  степени  подготовленности
специалистов.
     10. На Москомприроду возлагается контроль:
     - за выбросами промышленных предприятий;
     - за сбросами сточных вод в водоемы;
     - за загрязнением почвы.
     11. На Московскую городскую ветеринарную лабораторию возлагается:
     - проведение  ветеринарной  разведки  в   очагах   биологического
заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
     - установление  вида  биологических  средств  боевых  рецептур  в
военное  время  и  возбудителей  инфекционных  заболеваний  животных в
мирное время в материалах,  взятых от больных, трупов животных и птиц,
а  также  в  пробах  фуражного  сырья и воды в местах водопоя животных
(специфическая индикация);
     - проведение   лабораторной   диагностики  инфекционных  болезней
животных и птиц;
     - осуществление  идентификации  выделенных организмов (бруцеллез,
сибирская язва, холера, туляремия, легионеллез);
     - измерение  мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения учреждения;
     - определение  удельной  и  объемной  активности  радионуклидов в
пробах пищевого сырья животного происхождения,  фуражного сырья и воды
на контролируемых объектах;
     - установление   радионуклидного   состава   исследуемых    проб,
загрязненных радиоактивными веществами;
     - определение  загрязненности  сельскохозяйственных  животных   и
птиц,  продуктов  животноводства,  растениеводства,  фуражного сырья и
воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;
     - проведение   лабораторных   исследований   животных   и   птиц,
пораженных РВ, ОВ, АХОВ;
     - проведение  ветеринарно-санитарной  экспертизы  пищевого  сырья
животного  происхождения,  воды  (для   водопоя   сельскохозяйственных
животных),  а также фуражного сырья,  зараженных РВ,  ОВ,  АХОВ и БС с
выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
     - прогнозирование    и    оценка   радиационной,   химической   и
биологической  (бактериологической)  обстановки  в  целях  обоснования
планируемых защитных мероприятий;
     - оказание  методической  помощи  ветеринарным  лабораториям   на
закрепленной территории и подготовка кадров (специалистов).
     12. На  Московский  центр  по  гидрометеорологии  и   мониторингу
окружающей среды возлагается:
     - определение зараженности атмосферного  воздуха,  воды  открытых
водоемов и почв местности ОВ и АХОВ;
     - установление   границ   зон   радиоактивного   и    химического
заражения(загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
     - с  учетом  метеорологических  факторов,  составление   прогноза
распространения  во времени и в пространстве загрязняющих химических и
радиоактивных веществ;
     - с  учетом  гидрологических характеристик,  составление прогноза
распространения загрязняющих веществ в водных объектах;
     - подготовка  специалистов  ГМС  и ГМП по ведению радиационного и
химического наблюдения;
     - измерение  мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения учреждения.
     На гидрометеорологические станции и посты возлагается:
     - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности  в
районе расположения метеоплощадок;
     - установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном  воздухе,  в  воде
открытых водоемов и на местности;
     - осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя
атмосферы,  воды  открытых  водоемов  и  доставка их в соответствующие
ЦГМС.
     13. На  Московское  научно-производственное  объединение  "Радон"
возлагается:
     - измерение  мощности доз радиоактивного излучения на местности в
районе расположения учреждения;
     - установление  границ зон радиоактивного заражения (загрязнения)
в районах чрезвычайных ситуаций;
     - определение  удельной  и  объемной  активности  радионуклидов в
объектах окружающей среды;
     - установление радионуклидного состава проб;
     - анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городе.
     14. На   научно-исследовательские   учреждения,  производственные
(объектовые)  лаборатории  объектов  экономики  независимо   от   форм
собственности возлагается:*
     - измерение мощности доз радиоактивного излучения  на  территории
расположения лаборатории;
     - установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе
расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
     - установление  на  контролируемой  территории  факта   заражения
(загрязнения) РВ,  ОВ и АХОВ воды открытых водоемов,  используемой для
промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых
городских   водопроводных   станциях,   на   выпусках  сточных  вод  и
осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
     - установление   наличия   РВ,  ОВ  и  АХОВ  в  перерабатываемой,
выпускаемой,   перевозимой    и    хранящейся    пищевой    продукции,
продовольствии, пищевом сырье;
-------------------------------------------------
     *объем выполняемых  работ  определяется  для  каждой  лаборатории
отдельно в зависимости от уровня  оснащения  оборудованием  и  степени
подготовленности специалистов.

     - определение удельной  и  объемной  активности  радионуклидов  в
пробах   продовольствия,   пищевого  сырья,  воды,  пищевой  продукции
(перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
     - установление  радионуклидного  состава исследуемых проб (только
для центральных лабораторий);
     - определение    на    контролируемых    объектах    зараженности
продовольствия,  пищевого сырья, воды и других ОВ, АХОВ, осуществление
их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
     - установление  вида  биологических  средств  боевых  рецептур  в
военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных
ситуациях  мирного  времени  в  пробах,  отобранных из продовольствия,
пищевого  сырья,  питьевой  воды  и  других  (только  для  центральных
лабораторий);
     - отбор и доставка проб в  соответствующие  учреждения  СНЛК  для
проведения  экспертизы  и  исследований по определению их зараженности
(загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
     15. Химико-радиометрическая  лаборатория  Главного  управления по
делам ГОЧС города Москвы проводит радиационную и химическую разведку в
месте дислокации, участвует в подготовке специалистов производственных
(объектовых) лабораторий, включенных в СНЛК.
     16. Посты  радиационного  и  химического  наблюдения  на объектах
экономики независимо от форм собственности осуществляют  наблюдение  в
чрезвычайных  ситуациях  мирного и военного времени для своевременного
обнаружения в объектах окружающей среды РВ,  ОВ и АХОВ и их  индикацию
техническими средствами.
     17. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
     - ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;
     - соответствующий штат и табель оснащения;
     - план перевода учреждения с мирного на военное положение;
     - план подготовки и развития  учреждения  на  текущий  год  и  на
перспективу;
     - схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и
нерабочее время;
     - функциональные обязанности специалистов учреждений;
     - перечень     опасных    заболеваний    и    поражений    людей,
сельскохозяйственных животных и растений;
     - перечень   АХОВ,  которые  используются  и  (или)  хранятся  на
территории объекта и района, округа, города;
     - перечень   потенциально   опасных   объектов   в  радиационном,
химическом и микробиологическом отношении;
     - инструкцию   о   порядке  ведения  радиационного,  химического,
биологического (бактериологического) наблюдения (разведки)  и  порядок
оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
     - инструкцию  о   порядке   передачи   информации   о   заражении
(загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
     - методики отбора проб и проведения исследований на зараженность,
(загрязненность) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
     - нормы    допустимых    уровней     радиоактивного     заражения
(загрязнения),  предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе,
питьевой воде,  продовольствии,  пищевом и фуражном сырье на мирное  и
военное время:
     - карту   (схему)   контролируемого   района   для    отображения
радиационной,    химической   и   биологический   (бактериологической)
обстановки;
     - журнал   регистрации  отобранных  (поступивших)  проб  и  учета
результатов их исследования;
     - журнал     радиационного,    химического    и    биологического
(бактериологического) наблюдения (разведки);
     - инструкцию   по   мерам  безопасности  при  работе  с  пробами,
зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
     - переговорные  таблицы,  табели  срочных  донесений для передачи
информации по подчиненности и в территориальный  орган  управления  по
делам ГО и ЧС;
     - другие необходимые для работы документы.

   IV. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка
      кадров специалистов сети наблюдения лабораторного контроля

     18. Оснащение     учреждений    СНЛК    табелями,    лабораторным
оборудованием,  химическими реактивами, посудой и другими техническими
средствами  для выполнения задач в мирное и военное время производится
за  счет  средств,  выделяемых   соответствующими   министерствами   и
ведомствами Российской Федерации, а также за счет городского и местных
бюджетов.
     Штаты и   табели   оснащения   учреждений   СНЛК  разрабатываются
министерствами   и   ведомствами   Российской   Федерации.    Приборы,
лабораторное оборудование,  реактивы, средства индивидуальной защиты и
другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного
времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная
ситуация мирного  времени),  хранится  непосредственно  в  учреждениях
СНЛК,  используется  только  по  прямому  назначению  и  освежается  в
установленном порядке.
     Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой
воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб
объектов   окружающей   среды  и  организма  человека,  проводится  по
методикам, утвержденным Минздравом России, Минприроды России.
     Исследование пищевого  и  фуражного  сырья,  а  также диагностика
заболеваний животных и птиц,  проводится  по  методикам,  утвержденным
департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России.
     Лабораторный контроль  (кроме  БС)  объектов   окружающей   среды
осуществляется   по   методикам,   утвержденным  Минприроды  России  и
Росгидрометом.
     19. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач
обеспечивается путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время
и   оснащения  отделов,  лабораторий,  станций  и  постов  необходимым
оборудованием,  приборами и методиками. За подготовку (переподготовку)
специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
     Подготовка и   переподготовка   специалистов    организуется    и
проводится  вышестоящими  организациями и органами управления по делам
ГО  и  ЧС.  В  целях  совершенствования   учреждений   сети   ежегодно
планируются и проводятся учения и тренировки.
     20.Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК
представляются  в вышестоящие организации по подчиненности,  а также в
органы  управления  по  делам  гражданской  обороны   и   чрезвычайным
ситуациям в установленном порядке.
     21. Основными  источниками   финансирования   деятельности   СНЛК
являются   ассигнования,  выделяемые  организациям  и  учреждениям  на
мероприятия гражданской обороны,  а также иные средства,  получаемые в
результате  деятельности,  не запрещенной законодательством Российской
Федерации.
     Основанием для  истребования  финансовых  средств  является  план
подготовки текущего и перспективного  развития  СНЛК,  разрабатываемый
организациями и учреждениями,  согласованный с территориальным органом
управления по делам ГО и ЧС.
     22. Финансирование  мероприятий,  связанных с участием учреждений
СНЛК  в  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций  и  стихийных
бедствий,  осуществляется  за  счет  страховых  и резервных финансовых
фондов органов исполнительной власти.
     23. Ущерб и убытки,  причиненные учреждениям СНЛК не по их вине в
результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций  возмещаются  в  установленном  действующим законодательством
порядке.

Начальник Главного управления
по делам ГО и ЧС г. Москвы
генерал-майор                                               Е.Кистанов


                                                          Приложение 3

                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                                   от 26 мая 1998 года
                                                              N 554-РП

                               ПЕРЕЧЕНЬ

         организаций и учреждений, входящих в сеть наблюдения
                и лабораторного контроля города Москвы

     1. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
г. Москве.
     2. Московский  городской  комитет  охраны  окружающей   среды   и
природных ресурсов.
     3. Московская городская ветеринарная лаборатория.
     4. Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды.
     5. Московское научно-производственное объединение "Радон" (МосНПО
"Радон").
     6. Дорожный центр санэпиднадзора Московской железной дороги.
     7. Центр санэпиднадзора Метрополитена.
     8. Химико-радиометрическая  лаборатория  Главного  управления  по
делам ГО и ЧС г.Москвы.
     9. Посты   радиационного   и   химического   наблюдения  объектов
экономики.

     Верно:

Начальник Главного управления
по делам ГО и ЧС г. Москвы
генерал-майор                                               Е.Кистанов
                                                                                 к распоряжению Премьера
                                                                                 Правительства Москвы
                                                                                 от 26 мая 1998 г.
                                                                                 N 554-РП

                              СТРУКТУРА

        сети наблюдения и лабораторного контроля города Москвы

                               --------------------------------
                               |             КЧС              |
                               |            города            |
                               --------------------------------
                                 |    Главное управление    |
                   --------------|    по делам ГО и ЧС      |
                   |             |        г. Москвы         |
              -----------        ----------------------------
              |   ХРЛ   |                     |
              -----------                     |
         Горордской уровень                   |
    ------------------------------------------|---------------------------------------------------
    |              |                |         |       |                     |                    |
---------- ---------------- ----------------- | ---------------- ----------------------  -----------------
| ЦГСЭН  | |              | |               | | | Городская    | |      Центр по      |  | Ведомственные |
| г.     | | Москомприрода| | МосНПО "Радон"| | | ветеринарная | | гидрометеорологии  |  |  центры ГСЭН  |
| Москвы | |              | |               | | | лаборатория  | |   и мониторингу    |  |               |
|        | |              | |               | | |              | | окружающей среды   |  |               |
---------- ---------------- ----------------- | ---------------- ----------------------  -----------------
    |              |                          |                             |                    |
    |      -----------------   ---------------------------------    ----------------------       |
    |      | Аналитическая |   |             К Ч С             |    | Гидрометеостанции  |       |
    |      |   инспекция   |   |    административных округов   |    | и посты            |       |
    |      -----------------   ---------------------------------    ----------------------       |
    |                            |  Управления по делам ГОЧС |                                   |
    |                            |  административных округов |                                   |
    |                            -----------------------------                                   |
    |    Окружной уровень                     |                                                  |
    |   -----------------------------------------------------------------------------------------|
    |   |                        |                           |                     |             |
   ------------          -----------------      --------------------------  ---------------- ----------¬
   | Окружные |          |  Лаборатории  |      |  Посты радиационного и |  |  Лаборатории | |  ЦГСЭН  |
   |  ЦГСЭН   |          |    объектов   |      | химического наблюдения |  |      НИИ     | |         |
   |          |          | экономики     |      | (ПРХН)                 |  |              |  ----------
   ------------          -----------------      --------------------------  ----------------