О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РОССИИ НА 1998-2004 ГОДЫ". Постановление. Правительство РФ. 11.06.98 582

       О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ
              С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РОССИИ НА 1998-2004 ГОДЫ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           11 июня 1998 г.
                                N 582

                                 (Д)


     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 5 ноября 1997 г.  N  1387  "О  мерах  по  стабилизации  и
развитию  здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 46, ст. 5312)
и в целях комплексного решения проблем по улучшению эпидемиологической
ситуации, связанной с туберкулезом, Правительство Российской Федерации
постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемую    федеральную    целевую    программу
"Неотложные  меры  борьбы  с  туберкулезом в России на 1998-2004 годы"
(далее именуется - Программа).
     2. Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации
функции государственного заказчика Программы.
     3. Министерству  экономики  Российской  Федерации  и Министерству
финансов  Российской   Федерации   включить   Программу   в   перечень
федеральных   целевых  программ,  подлежащих  финансированию  за  счет
средств федерального бюджета в 1999 году и в последующие годы.
     4. Федеральным  органам  исполнительной  власти  и  организациям,
являющимся  исполнителями   мероприятий   Программы,   обеспечить   их
реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.
     5. Установить,  что  в  ходе   реализации   Программы   отдельные
мероприятия  могут  уточняться,  а  объемы  финансирования мероприятий
подлежат корректировке с  учетом  утвержденных  расходов  федерального
бюджета.
     6. Министерству     здравоохранения     Российской     Федерации,
Министерству   внутренних   дел   Российской  Федерации,  Министерству
сельского  хозяйства   и   продовольствия   Российской   Федерации   и
Министерству  экономики  Российской Федерации согласовывать с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельные объемы
бюджетного   финансирования   на   1999   год  и  последующие  годы  и
предусматривать  их  долевое  участие  в  финансировании   программных
мероприятий,   включая   текущие  расходы  и  расходы  на  капитальное
строительство и реконструкцию,  имея в виду, что совокупные расходы на
реализацию  Программы,  финансируемые из федерального бюджета,  должны
составить не более 20 процентов общих расходов.
     7. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации в пределах средств их бюджетов:
     принять участие в реализации мероприятий Программы;
     предусматривать разработку   региональных   программ   борьбы   с
туберкулезом.
     8. Федеральной  службе  России  по  телевидению  и   радиовещанию
оказывать  содействие в освещении в средствах массовой информации хода
реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                        С.Кириенко
11 июня 1998 г.
N 582


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 11 июня 1998 года
                                                                 N 582


        ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ
              С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РОССИИ НА 1998-2004 годы"


                               ПАСПОРТ

        федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы
              с туберкулезом в России на 1998-2004 годы"

Наименование Программы   - Неотложные меры  борьбы  с  туберкулезом  в
                           России на 1998-2004 годы

Наименование, дата и     - постановление Правительства      Российской
номер                      Федерации от 5 ноября 1997  г.  N  1387  "О
решения о разработке       мерах    по    стабилизации    и   развитию
Программы                  здравоохранения  и  медицинской   науки   в
                           Российской Федерации"

Государственный          - Министерство    здравоохранения  Российской
заказчик                   Федерации
Программы

Основные разработчики    - Министерство   здравоохранения   Российской
Программы                  Федерации,  Министерство    внутренних  дел
                           Российской     Федерации,      Министерство
                           сельского     хозяйства   и  продовольствия
                           Российской Федерации

Цели и задачи            - стабилизация             эпидемиологической
Программы,                 ситуации,  связанной  с  туберкулезом  в
важнейшие целевые          России;
показатели                 снижение основных        показателей     по
                           туберкулезу:
                           заболеваемости -    с 67,5  до  50  на  100
                           тыс. населения;
                           смертности - с 17 до 12;     заболеваемости
                           детей - с 13,2 до 8;
                           развитие    материально-технической    базы
                           противотуберкулезной службы;
                           мероприятия    по своевременному  выявлению
                           туберкулеза;
                           организация современного    лечения больных
                           туберкулезом;
                           подготовка кадров;
                           лечебно-профилактические мероприятия  среди
                           подозреваемых,  обвиняемых  и   осужденных,
                           больных    туберкулезом,    в   учреждениях
                           уголовно-исполнительной системы;
                           мероприятия по   профилактике   заболевания
                           туберкулезом сельскохозяйственных животных;
                           организация отечественного     производства
                           противотуберкулезных  препаратов  и  вакцин
                           БЦЖ, БЦЖ-М

Сроки и этапы            - 1998-2004 годы
реализации                 первый    этап    (1998-2000    годы)     -
Программы                  подготовка     и  реализация первоочередных
                           мероприятий по сдерживанию  распространения
                           туберкулезной инфекции среди населения
                           второй этап (2001-2004 годы)  -  реализация
                           основных  обязательных противотуберкулезных
                           мероприятий    в     целях     стабилизации
                           эпидемиологической  ситуации,  связанной  с
                           туберкулезом

Перечень основных        - мероприятия    в  системе  здравоохранения:
мероприятий                развитие   материально-технической     базы
Программы                  противотуберкулезной                службы,
                           лечебно-профилактические мероприятия     по
                           туберкулезу, подготовка кадров;
                           мероприятия в       уголовно-исполнительной
                           системе:
                           развитие материально-технической       базы
                           противотуберкулезной                службы,
                           лечебно-профилактические мероприятия  среди
                           подозреваемых,   обвиняемых  и  осужденных,
                           больных туберкулезом;
                           мероприятия в системе сельского хозяйства:
                           совершенствование мероприятий            по
                           профилактике    заболеваний    туберкулезом
                           сельскохозяйственных животных  и  персонала
                           животноводческих ферм

Исполнители основных     - Министерство    здравоохранения  Российской
мероприятий                Федерации,  Министерство     внутренних дел
Программы                  Российской    Федерации,       Министерство
                           сельского хозяйства     и    продовольствия
                           Российской     Федерации,      Министерство
                           экономики       Российской       Федерации,
                           Министерство финансов Российской Федерации,
                           Министерство  обороны Российской Федерации,
                           органы  исполнительной   власти   субъектов
                           Российской Федерации

Объемы и источники       - общий    объем финансирования Программы  на
финансирования             1998-2004    годы - 17550,5 млн.  рублей (в
Программы                  ценах 1998    года),  в  том  числе  7693,6
                           млн. рублей из федерального бюджета, 9598,5
                           млн.    рублей    из   бюджетов   субъектов
                           Российской Федерации и 258,4 млн. рублей из
                           внебюджетных источников.
                           Объемы финансирования мероприятий Программы
                           за   счет   средств   федерального  бюджета
                           ежегодно     уточняются     государственным
                           заказчиком    с   Министерством   экономики
                           Российской   Федерации   и    Министерством
                           финансов  Российской  Федерации,  исходя из
                           возможностей федерального бюджета

Ожидаемые конечные       - стабилизация             эпидемиологической
результаты                 ситуации,    связанной     с  туберкулезом;
реализации Программы       снижение    заболеваемости  туберкулезом  -
                           до 50,  смертности - до 12,  заболеваемости
                           детей - до 8 на 100 тыс. населения;
                           снижение заболеваемости  туберкулезом среди
                           лиц,     находящихся     в      учреждениях
                           уголовно-исполнительной системы;
                           выявление при профилактических осмотрах  не
                           менее  65-70  процентов  впервые заболевших
                           туберкулезом;
                           излечение впервые     выявленных    больных
                           туберкулезом до 85 процентов;
                           сокращение расходов     на    дорогостоящее
                           стационарное лечение до 60 процентов

Организация контроля за  - контроль    за    реализацией     Программы
реализацией                осуществляют                   Министерство
Программы                  здравоохранения     Российской   Федерации,
                           Министерство экономики           Российской
                           Федерации, Министерство финансов Российской
                           Федерации  совместно с другими федеральными
                           органами  исполнительной  власти,  органами
                           исполнительной  власти субъектов Российской
                           Федерации,   организациями    в    порядке,
                           установленном  для  контроля за реализацией
                           федеральных целевых программ

    I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


     Федеральная целевая   программа   "Неотложные   меры   борьбы   с
туберкулезом в России на 1998-2004 годы" (далее именуется - Программа)
разработана   во  исполнение  постановления  Правительства  Российской
Федерации от 5 ноября 1997 г.  N  1387  "О  мерах  по  стабилизации  и
развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
     Туберкулез является  медико-социальной  проблемой,   на   которую
оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и
питания.   Особенности   развития   в   России   в   последние    годы
эпидемиологической  ситуации,  связанной  с  туберкулезом,  могут быть
оценены  как  угроза   начинающейся   эпидемии   туберкулеза.   Подъем
заболеваемости  туберкулезом  начался  с  1992  года,  и  в  1996 году
показатель ее достиг 67,5 на 100 тыс. населения.
     Все основные   показатели   по   туберкулезу  имеют  тенденцию  к
увеличению:  показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза
возрос  на 98,6 процента;  показатель распространенности увеличился на
18,8 процента;  показатель смертности возрос в 2,2 раза (с 7,7 в  1990
году  до  17,7  в 1996 году на 100 тыс.  населения).  В последние годы
ежегодно  регистрировались  75-85  тыс.  впервые  выявленных   больных
туберкулезом.   За   1996   год   число   впервые  выявленных  больных
туберкулезом увеличилось на 14068 человек  и  составило  почти  100000
человек.  Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится
2,2 млн.  человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе
300 тыс.  человек,  больных активной формой туберкулеза. Однако не все
больные    туберкулезом    попадают    под    наблюдение.     Снижение
профилактической  работы  и  активного  выявления  больных  приводит к
недовыявлению  25-30  процентов  больных  туберкулезом  ежегодно,  что
пополняет   источники   распространения  туберкулеза  среди  здорового
населения.
     Лица в  возрасте  от  20  до  39  лет составляют 44,8 процента от
общего  числа  впервые  выявленных  больных,   лица   работоспособного
возраста (от 20 до 59 лет) - 80,6 процента.
     Эпидемическая опасность  туберкулезной  инфекции   выражается   в
высокой  степени  инфицирования  детей  России  - свыше 1 процента (на
отдельных территориях - 14-25 процентов),  что в 10 раз  выше,  чем  в
развитых странах мира.
     Увеличились и  экономические  потери:   из-за   запущенных   форм
туберкулеза  повысился  выход на инвалидность в 2 раза.  Из числа лиц,
больных "открытой" формой туберкулеза,  30 процентов - инвалиды, среди
них 90 процентов - лица трудоспособного возраста.
     Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом
являются:  отсутствие  адекватного финансирования противотуберкулезных
мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое
качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение
профилактической системы ежегодного  отдыха  населения  в  санаториях,
домах  отдыха,  детей  -  в пионерских лагерях;  появление новых групп
риска:  беженцев,  лиц без определенного места жительства;  увеличение
числа  асоциальных  лиц среди населения.  Нарушена сложившаяся система
противотуберкулезной помощи,  ухудшается материально-техническая база,
снижается  уровень  профилактических осмотров,  ухудшается обеспечение
медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.
     Угрожающий характер    принимает   эпидемиологическая   ситуация,
связанная  с  туберкулезом,  в   учреждениях   уголовно-исполнительной
системы.   Уровень   заболеваемости  осужденных  в  50  раз  превышает
среднероссийский показатель.  В 1996  году  этот  показатель  составил
3395,17  на 100 тыс.  населения,  смертность от туберкулеза - 307,5 на
100 тыс.  населения,  первичная инвалидизация по туберкулезу составила
37  процентов  в общей структуре,  при этом 77,4 процента лиц являются
инвалидами II группы.
     Источником инфекции   является   крупный  рогатый  скот,  больной
туберкулезом. В стране насчитывается более 1000 неблагополучных в этом
отношении   ферм,  в  которых  содержится  44,2  тыс.  голов  больного
туберкулезом скота. Ежегодно заболевают до 80 тыс. животных.
     В Российской       Федерации       производится      недостаточно
противотуберкулезных препаратов;  на закупку их  за  рубежом  ежегодно
расходуется более 30 млн. долларов США.
     Существующее финансирование      противотуберкулезной      службы
обеспечивает  потребность  в медикаментах и продуктах питания не более
чем на 30 процентов. Средняя заработная плата врача-фтизиатра с учетом
25-процентной  надбавки  за  вредность  составляет  430  тыс.  рублей,
медсестры - 240 тыс. рублей.
     Анализ сложившейся  в России ситуации,  связанной с туберкулезом,
выявляет ряд проблем,  требующих  неотложного  решения:  сохранение  и
развитие  материально-технической  базы  противотуберкулезной  службы;
дооснащение учреждений  медицинским  оборудованием  в  соответствии  с
нормативной потребностью;  обеспечение основными противотуберкулезными
препаратами;  введение лечебно-диагностических стандартов;  подготовка
кадров  врачей-фтизиатров;  распространение знаний о туберкулезе среди
населения;  своевременное выявление больных туберкулезом,  особенно  в
группах  повышенного  риска,  среди  детей  и подростков,  асоциальных
элементов и лиц,  находящихся  в  учреждениях  уголовно-исполнительной
системы;  излечение больных туберкулезом;  выпуск в достаточном объеме
отечественных противотуберкулезных препаратов и вакцин БЦЖ и БЦЖ-М.
     Проблема борьбы  с туберкулезом требует комплексного подхода к ее
решению, привлечения целевых средств из федерального бюджета, бюджетов
субъектов     Российской     Федерации,     внебюджетных    источников
финансирования,  что возможно осуществить только в рамках  федеральной
целевой программы.
     Расчеты свидетельствуют,  что экономический  ущерб,  связанный  с
заболеваемостью  туберкулезом в России,  составит в 1998 году 12 млрд.
рублей (в ценах 1998 года),  к 2005 году суммарные потери возрастут до
128,89 млрд.  рублей. Реализация Программы позволит снизить эти потери
к 2005 году на 45,25 млрд. рублей.

    II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

     Основными целями      Программы       являются       стабилизация
эпидемиологической   ситуации,   связанной  с  туберкулезом;  снижение
основных показателей по туберкулезу:  заболеваемости - с 67,5 до 50 на
100 тыс.  населения; смертности - с 17 до 12; заболеваемости детей - с
13,2 до 8 на 100 тыс. населения.
     Для достижения    указанных   целей   предусматривается   решение
следующих задач:
     развитие материально-технической     базы    противотуберкулезной
службы;   проведение   мероприятий   по    своевременному    выявлению
туберкулеза;  организация  современного  лечения больных туберкулезом;
подготовка кадров,  обучение  персонала  и  распространение  знаний  о
туберкулезе среди населения;
     проведение лечебно-профилактических       мероприятий       среди
подозреваемых,   обвиняемых  и  осужденных,  больных  туберкулезом,  в
учреждениях уголовно-исполнительной системы;
     реализация профилактических    мероприятий    по   предупреждению
заболеваний сельскохозяйственных животных;
     организация отечественного    производства   противотуберкулезных
препаратов и вакцин БЦЖ, БЦЖ-М.
     Сроки реализации  Программы - 1998 - 2004 годы.  Реализация будет
проводиться поэтапно:
     первый этап  -  1998  -  2000  годы - предполагается подготовка и
реализация первоочередных мероприятий по  сдерживанию  распространения
туберкулезной инфекции среди населения;
     второй этап - 2001 -  2004  годы  -  будут  реализованы  основные
обязательные    противотуберкулезные   мероприятия   по   стабилизации
эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.

                 III. Система программных мероприятий

     Программные мероприятия   будут    осуществляться    в    системе
здравоохранения,   в   уголовно-исполнительной   системе,  в  сельском
хозяйстве,  в области отечественного производства противотуберкулезных
диагностических и лечебных препаратов.
     В системе здравоохранения развитие  материально-технической  базы
противотуберкулезной    службы    предусматривает    строительство   и
реконструкцию    федеральных    научно-исследовательских    институтов
туберкулеза,  противотуберкулезных диспансеров, туберкулезных больниц,
санаториев,  дооснащение  и   переоснащение   лечебно-профилактических
туберкулезных учреждений медицинским оборудованием,  совершенствование
системы подготовки кадров для противотуберкулезных учреждений.
     Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением
заболевания    туберкулезом,    направлены    на     совершенствование
санитарно-просветительной    работы    среди   населения   и   больных
туберкулезом,  расширение  объема  и  повышение  качества   проведения
обязательных профилактических мероприятий в очагах туберкулеза,  среди
групп повышенного риска и  проведение  специфических  профилактических
мероприятий  среди  детей и подростков,  усиление работы,  связанной с
профилактическими   флюорографическими    исследованиями    населения.
Предусматриваются   разработка  и  внедрение  новых  форм  организации
лечебно-диагностического  процесса,  обеспечение  лечебных  учреждений
противотуберкулезными препаратами.
     В уголовно-исполнительной            системе             развитие
материально-технической      базы      противотуберкулезной     службы
предусматривает строительство и реконструкцию лечебно-профилактических
учреждений, медицинских частей следственных изоляторов, исправительных
и  воспитательных  колоний,  туберкулезных  больниц  и   туберкулезных
отделений общесоматических больниц,  создание изолированных участков в
исправительных  учреждениях  для  больных   туберкулезом   осужденных,
укрепление  материально-технической  базы  и  дооснащение  медицинской
техникой лечебно-профилактических  учреждений  уголовно-исполнительной
системы.
     Лечебно-профилактические мероприятия     среди     подозреваемых,
обвиняемых   и   осужденных,   больных  туберкулезом,  предусматривают
совершенствование  и  внедрение  новых  методов,  повышение  объема  и
качества   профилактики,   лечения   и   реабилитации   подозреваемых,
обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом.
     В системе   сельского   хозяйства   предусматривается  проведение
комплекса противотуберкулезных мероприятий,  включающих  своевременное
выявление больных животных и сдачу их на убой,  обеззараживание молока
и обрата на неблагополучных фермах, проведение дезинфекции и ремонта с
учетом санитарных требований к животноводческим помещениям,  оснащение
неблагополучных  по  заболеваемости  туберкулезом  ферм   безыгольными
инъекторами,      дезинфицирующими     средствами,     автоматическими
дезинфицирующими установками, оборудованием для пастеризации молока.
     Программой предусмотрена  организация отечественного производства
высокоэффективных  противотуберкулезных  диагностических  и   лечебных
препаратов   при   одновременном   увеличении   мощностей  выпускаемых
препаратов;  строительство цеха по производству готовых  лекарственных
форм,  реконструкция опытно-экспериментальной лаборатории.  Проведение
указанных работ будет осуществляться на конкурсной основе.
     Предусматривается модернизация существующего производства вакцины
туберкулеза  БЦЖ  и   БЦЖ-М   в   соответствии   с   национальными   и
международными   правилами   GМР   для  обеспечения  в  полном  объеме
потребности  здравоохранения  вакциной  гарантированного  качества   и
завершение   строительства   производственного   корпуса  федерального
государственного унитарного предприятия  "Аллерген"  в  г.  Ставрополе
(объем  капиталовложений  48,5  млн.  рублей) и корпуса предприятия по
производству    бактерийных    препаратов    Научно-исследовательского
института  эпидемиологии  и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи Российской
академии  медицинских  наук  (объем  капитальных  вложений  56,5  млн.
рублей).   Кроме   бюджетных   ассигнований,  планируется  привлечение
собственных  средств   предприятий   и   кредитов.   Предусматривается
реконструкция   Курской  государственной  биофабрики  по  производству
туберкулинов для диагностики бактериозов у животных (39 млн. рублей).

                 IV. Ресурсное обеспечение Программы

     Программа реализуется  за  счет  средств  федерального   бюджета,
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников.
     Ориентировочные объемы финансирования  мероприятий  на  1998-2004
годы  в ценах 1998 года составят 17550,5 млн.  рублей,  в том числе по
источникам  финансирования:  7693,6  млн.  рублей  за   счет   средств
федерального  бюджета,  9598,5  млн.  рублей  за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.  Капитальные вложения составят  5720,7
млн.  рублей, прочие текущие расходы - 11829,8 млн. рублей (приложения
N 1, 2, 3).
     Объемы ассигнований на 1998 год составят 1655 млн.  рублей, в том
числе 460 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (приложение
N 4), 1048,7 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, 146,3 млн. рублей за счет внебюджетных источников.
     Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.

                   V. Механизм реализации Программы

     Ответственным за  реализацию  Программы  является государственный
заказчик   Программы   -   Министерство   здравоохранения   Российской
Федерации.  Основными  исполнителями  Программы  являются Министерство
экономики  Российской  Федерации  (по  вопросам  методологического   и
ресурсного  обеспечения  Программы),  Министерство финансов Российской
Федерации (по  вопросам  финансового  обеспечения  Программы),  другие
заинтересованные    федеральные   органы   исполнительной   власти   и
организации (по вопросам,  отнесенным к  их  компетенции)  с  участием
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Реализация Программы  осуществляется  на  основе  государственных
контрактов   (договоров),  заключаемых  Министерством  здравоохранения
Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.
     Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы
координацию   деятельности   основных    исполнителей,    контролирует
целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение
намеченных мероприятий;  формирует совместно с основными исполнителями
Программы  свободную  бюджетную  заявку,  предусматривая  в ней объемы
ассигнований  на  последовательную  поэтапную  реализацию  мероприятий
Программы,   и  ежегодно  представляет  ее  в  Министерство  экономики
Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации  для
учета      при     формировании     проектов     годовых     прогнозов
социально-экономического  развития  страны  и  федерального   бюджета;
принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
     Основные исполнители Программы с участием органов  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  разрабатывают  и  утверждают
ежегодные  планы  работ  по  выполнению  соответствующих  мероприятий;
осуществляют  организацию,  контроль и обеспечение выполнения в полном
объеме предусмотренных Программой работ;  подготавливают и  направляют
государственному  заказчику  предложения  к сводной бюджетной заявке с
указанием  конкретных  мероприятий   в   стоимостных   и   натуральных
показателях с соответствующими обоснованиями.
     Исполнители отдельных  мероприятий   Программы   -   предприятия,
учреждения,  организации,  общественные  объединения  определяются  на
конкурсной основе в соответствии с Положением об  организации  закупки
товаров,  работ и услуг для государственных нужд,  утвержденным Указом
Президента  Российской  Федерации  от  8  апреля  1997  г.  N  305  "О
первоочередных   мерах   по   предотвращению  коррупции  и  сокращению
бюджетных   расходов   при   организации   закупки    продукции    для
государственных нужд".
     Предусматривается активное   привлечение   средств    фондов    и
общественных   организаций,  других  поступлений.  В  ходе  реализации
Программы Министерством  здравоохранения  Российской  Федерации  будут
осуществляться  мероприятия по формированию договоров с международными
организациями в целях привлечения финансовых средств для осуществления
совместных   проектов   по   укреплению  материально-технической  базы
противотуберкулезных   учреждений,    внедрению    новых    технологий
профилактики   и   лечения,  обеспечению  противотуберкулезной  службы
лекарственными  средствами,  а  также  по  развитию  сотрудничества  и
кооперации  на  взаимовыгодной  (паритетной)  основе с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств.

 VI. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

     Управление реализацией  Программы  осуществляется   Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
     Министерство здравоохранения     Российской     Федерации     как
государственный заказчик Программы совместно с Министерством экономики
Российской Федерации,  Министерством финансов Российской  Федерации  и
другими  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
осуществляют контроль за ее выполнением.
     Ежегодно на   заседаниях  коллегии  Министерства  здравоохранения
Российской  Федерации  рассматриваются  вопросы  о   ходе   реализации
программных  мероприятий  и  об эффективности использования финансовых
средств.
     Информация и   доклады   о   ходе   выполнения   Программы  и  об
использовании   средств   федерального   бюджета   представляются    в
установленном порядке.

            VII. Оценка эффективности реализации Программы

     Экономическая эффективность  от  реализации Программы ожидается в
виде снижения прямых и косвенных экономических  потерь  и  приведет  к
улучшению состояния здоровья населения.
     Реализация мероприятий Программы позволит:
     стабилизировать эпидемиологическую    ситуацию,    связанную    с
туберкулезом:  снизить заболеваемость  до  50,  смертность  -  до  12,
заболеваемость детей - до 8 на 100 тыс. населения;
     сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза
и  уровень  нетрудоспособности  населения,  что  будет  способствовать
экономии средств,  затрачиваемых  на  лечение  и  выплату  пособий  по
больничным листам и инвалидности;
     снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц,
содержащихся  в учреждениях уголовно-исполнительной системы,  выявлять
при  профилактических  осмотрах  не  менее  65-70  процентов   впервые
заболевших, повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных
туберкулезом до 85 процентов;
     сократить расходы    на   оказание   дорогостоящей   стационарной
медицинской помощи больным туберкулезом при  использовании  стационара
дневного  пребывания  больных  на  30  процентов,  а  при амбулаторном
лечении - более чем на 60 процентов;
     отказаться от закупки противотуберкулезных препаратов за рубежом.


                                                        Приложение N 1

    Ориентировочные объемы финансирования мероприятий федеральной
  целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России
                          на 1998-2004 годы"

                                     (млн. рублей, в ценах 1998 года)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                 | 1998-2004    |                                         |                              |
|                                 | годы- всего  |              В том числе                |                              |
|                                 |--------------------------------------------------------|                              |
|                                 | в том числе  |            |             |              |                              |
|    Наименование мероприятий     | из           |            |             |              |        Исполнители           |
|                                 | федерального |  1998 год  |  1999-2000  |  2001-2004   |                              |
|                                 | бюджета      |            |  годы       |  годы        |                              |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                Мероприятия в системе здравоохранения

1.   Развитие                      6529,1/1736,9   417,3/62    916,3/263,5    5195,5/1411,4   Минздрав России
     материально-технической                                                                  органы исполнительной власти
     базы   противотуберкулезной                                                              субъектов
     службы                                                                                   Российской Федерации

1.1. Строительство             и   4282,5/1610,6   102,3/35    256,2/223,5    3924/1352,1     Минздрав России
     реконструкция          сети                                                              органы исполнительной власти
     противотуберкулезных                                                                     субъектов
     учреждений    (диспансеров,                                                              Российской Федерации
     больниц,             клиник
     научно-исследовательских
     институтов, санаториев)*

     *Перечень объектов,  подлежащих  строительству  и  реконструкции,
определяется   ежегодно   по    мере    разработки    и    утверждения
проектно-сметной   документации   и   в  зависимости  от  технического
состояния зданий и сооружений.  Годовые объемы финансирования по этому
разделу уточняются государственным заказчиком Программы с Минэкономики
России и Минфином России с учетом возможностей федерального бюджета на
соответствующий год.

1.2. Дооснащение                   2237/126,3      315/27      655/40         1267/59,3       Минздрав России
     лечебно-профилактических                                                                 органы исполнительной власти
     учреждений      медицинским                                                              субъектов
     оборудованием                                                                            Российской Федерации

1.3. Мероприятия по   подготовке   9,6/-           -           5,1/-          4,5/-           Минздрав России
     кадров

2.   Лечебно-профилактические      4797,1/625,2    653,8/51    1402,5/217,8   2740,8/356,4    Минздрав России
     противотуберкулезные                                                                     органы исполнительной власти
     мероприятия                                                                              субъектов
                                                                                              Российской Федерации

2.1. Расширение                    2,4/2,4         -           1,3/1,3        1,1/1,1         Минздрав России
     санитарно-просветительной                                                                органы исполнительной власти
     работы    по     пропаганде                                                              субъектов
     здорового  образа  жизни  и                                                              Российской Федерации
     профилактике    туберкулеза
     среди  населения  и больных
     туберкулезом

2.2. Обеспечение проведения    в   1799,3/15,7     258,5/-     513/7,2        1027,8/8,5      Минздрав России
     полном  объеме обязательных                                                              органы исполнительной власти
     профилактических                                                                         субъектов
     противотуберкулезных                                                                     Российской Федерации
     мероприятий    в     очагах
     туберкулезной     инфекции,
     среди   групп   повышенного
     риска           заболевания
     туберкулезом,  среди детей,
     инфицированных туберкулезом

2.3. Проведение     обязательных   10/10           -           4/4            6/4             Минобразование России
     лечебно-профилактических
     мероприятий               в
     оздоровительных учреждениях
     санаторного типа для  детей
     с     различными    формами
     туберкулезной инфекции

2.4. Расширение    специфических   -               -           -              -
     профилактических
     мероприятий среди  детей  и
     подростков

2.5. Внедрение новых        форм   -               -           -              -
     организации       лечебного
     процесса

2.6. Обеспечение        лечебных   2985,4/597,1    395,3/51    884,2/205,3    1705,9/340,8    Минздрав России
     учреждений     современными                                                              органы исполнительной власти
     противотуберкулезными                                                                    субъектов
     препаратами                                                                              Российской Федерации

            Мероприятия в уголовно-исполнительной системе

3.   Развитие     инфраструктуры   1688/1688       87/87       636,5/636,5    964,5/964,5     МВД России
     противотуберкулезной службы

3.1. Строительство             и   353,5/353,5     10/10       141,5/141,5    202/202         МВД России
     реконструкция
     лечебно-профилактических
     учреждений     (медицинских
     частей         следственных
     изоляторов,  исправительных
     колоний,     воспитательных
     колоний,      туберкулезных
     больниц   и   туберкулезных
     отделений  общесоматических
     больниц)

3.2. Строительство             и   665/665         10/10       275/275        380/380         МВД России
     реконструкция      лечебных
     учреждений   исправительных
     колоний  для  содержания  и
     амбулаторного       лечения
     осужденных,         больных
     активной             формой
     туберкулеза,       создание
     изолированных участков  для
     больных        туберкулезом
     осужденных в исправительных
     учреждениях
     уголовно-исполнительной
     системы

3.3. Укрепление                    499,8/499,8     15/15       199,2/199,2    285,6/285,6     МВД России
     материально-технической
     базы
     лечебно-профилактических
     учреждений:   туберкулезных
     больниц        (отделений),
     медицинских          частей
     следственных  изоляторов  и
     исправительных  колоний,  в
     том  числе для содержания и
     амбулаторного       лечения
     осужденных,         больных
     активной             формой
     туберкулеза,  изолированных
     участков  для   осужденных,
     больных   туберкулезом,   в
     исправительных  учреждениях
     уголовно-исполнительной
     системы

3.4. Дооснащение     медицинских   169,7/169,7     52/52       20,8/20,8      96,9/96,9       МВД России
     частей           учреждений
     уголовно-исполнительной
     системы
     рентгенофлюорографической и
     иной медицинской техникой

4.   Лечебно-профилактические      3323,6/3323,6   253/253     1171,4/1171,4  1899,2/1899,2   МВД России
     мероприятия           среди
     подозреваемых, обвиняемых и
     осужденных,         больных
     туберкулезом

4.1. Профилактические              118,3/118,3     3/3         47,7/47,7      67,6/67,6       МВД России
     противотуберкулезные
     мероприятия   среди   групп
     повышенного  риска,  в  том
     числе     химиопрофилактика
     туберкулеза

4.2. Лечение и      реабилитация   3205,3/3205,3   250/250     1123,7/1123,7  1831,6/1831,6   МВД России
     подозреваемых, обвиняемых и
     осужденных,         больных
     туберкулезом

           Мероприятия на фермах, содержащих инфицированный
             и больной туберкулезом крупный рогатый скот

5.   Совершенствование             793/158,6       97,6/7      242,3/61,1     453,1/90,5      Минсельхозпрод России
     профилактических                                                                         органы исполнительной власти
     мероприятий           среди                                                              субъектов
     сельскохозяйственных                                                                     Российской Федерации
     животных и персонала

     Производство противотуберкулезных диагностических и лечебных
                   препаратов, субстанций и вакцин

6.   Производство                  275,7/81,8      105,3/-     170,4/81,8     -               Минэкономики России
     противотуберкулезных                                                                     Минздрав России
     препаратов и субстанций

7.   Производство вакцин  против   105/40,5        41/-        64/40,5        -               Минэкономики России
     туберкулеза БЦЖ и БЦЖ-М                                                                  Минздрав России


8.   Производство туберкулиновых   39/39           -           29,9/29,9      9,1/9,1         Минсельхозпрод России
     препаратов

     Итого                         17550,5/7693,6  1655/460    4633,3/2502,5  11262,2/4731,1


                                                    ____________



                                                        Приложение N 2


    Ассигнования для финансирования федеральной целевой программы
  "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы"

                                      (млн. рублей, в ценах 1998 года)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Источники финансирования       | 1998-2004 |                             В том числе                        |
|                                   | годы -    |----------------------------------------------------------------|
|                                   | всего     | 1999 год| 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ассигнования - всего                  17550,5    1525,4     3107,9     2815,55    2815,55    2815,55    2815,55

в том числе:
федеральный бюджет                    7693,6     460        2042,5     1182,775   1182,775   1182,775   1182,775

бюджеты субъектов        Российской
Федерации и местные бюджеты           9598,5     1009,35    1009,35    1632,775   1632,775   1632,775   1632,775

внебюджетные источники                258,4      56,05      56,05      -          -          -          -

Капитальные вложения - всего          5720,7     127,4      809,6      1128,775   1128,775   1128,775   1128,775

в том числе:
федеральный бюджет                    2790,4     55         737,2      485,8      485,8      485,8      485,8

бюджеты субъектов        Российской   2671,9     16,35      16,35      642,975    642,975    642,975    642,975
Федерации и местные бюджеты

внебюджетные источники                258,4      56,05      56,05      -          -          -          -

Прочие текущие расходы - всего        11829,8    1398       2298,3     1686,775   1686,775   1686,775   1686,775

в том числе:
федеральный бюджет                    4903,2     405        1305,3     696,975    696,975    696,975    696,975

бюджеты субъектов        Российской   6926,6     993        993        989,8      989,8      989,8      989,8
Федерации и местные бюджеты



                                                       Приложение N 3

    Источники и ориентировочные объемы финансирования федеральной
  целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России
                          на 1998-2004 годы"


                                     (млн. рублей, в ценах 1998 года)
--------------------------------------------------------------------
|    Источники            |          Объемы финансирования         |
|    финансирования       |----------------------------------------|
|                         | Всего  | 1998 год| 1999-2000| 2001-2004|
|                         |        |         | годы     | годы     |
--------------------------------------------------------------------
Всего                      17550,5  1655     4633,3      11262,2

в том числе:

федеральный бюджет         7693,6   460      2502,5      4731,1

бюджеты субъектов          9598,5   1048,7   2018,7      6531,1
Российской Федерации
и местные бюджеты

внебюджетные источники     258,4    146,3    112,1       -

Капитальные вложения       5720,7   268,6    937         4515,1
- всего

в том числе:
федеральный бюджет         2790,4   55       792,2       1943,2

бюджеты субъектов          2671,9   67,3     32,7        2571,9
Российской Федерации
и местные бюджеты

внебюджетные источники     258,4    146,3    112,1       -

Прочие текущие расходы -   11829,8  1386,4   3696,3      6747,1
всего

в том числе:
федеральный бюджет         4903,2   405      1710,3      2787,9

бюджеты субъектов          6926,6   981,4    1986        3959,2
Российской Федерации
и местные бюджеты

внебюджетные источники     -        -        -           -


                                                        Приложение N 4


   Ассигнования, выделенные на 1998 год из федерального бюджета для
       финансирования федеральной целевой программы "Неотложные
        меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2004 годы"

                                      (млн. рублей, в ценах 1998 года)
----------------------------------------------------------------------
|        Наименование мероприятий                   | 1998 год       |
----------------------------------------------------------------------
Объем ассигнований  из  федерального  бюджета              460
для финансирования Программы - всего

в том числе:

капитальные вложения                                       55

прочие текущие расходы                                     405

Капитальные вложения, предназначенные на:

мероприятия по строительству и  реконструкции              35
противотуберкулезных               учреждений
здравоохранения

мероприятия по строительству и  реконструкции              20
противотуберкулезных               учреждений
уголовно-исполнительной системы

Прочие текущие расходы, предназначенные на:

дооснащение          лечебно-профилактических              27
учреждений     здравоохранения    медицинским
оборудованием

обеспечение          лечебно-профилактических              51
учреждений противотуберкулезными препаратами

укрепление материально-технической   базы   и              67
дооснащение              противотуберкулезных
подразделений уголовно-исполнительной системы

профилактические         противотуберкулезные              253
мероприятия уголовно-исполнительной системы

профилактические мероприятия               по              7
предупреждению                    заболеваний
сельскохозяйственных  животных  и   персонала
животноводческих ферм



                                                        Приложение N 5


    Капитальное строительство и реконструкция противотуберкулезных
                учреждений здравоохранения в 1998 году

                                      (млн. рублей, в ценах 1998 года)
--------------------------------------------------------------------------
                        |                               | Ориентировочная
Наименование объекта    |    Место строительства или    | стоимость,
                        |    реконструкции              | 1998-2000
                        |                               | годы
                        |                               | - всего/
                        |                               | в том
                        |                               | числе
                        |                               | 1998 год
                        |                               |
--------------------------------------------------------------------------
                           I. Строительство

Противотуберкулезный     г. Майкоп, Республика Адыгея    10,3/2
диспансер (200 коек)

Противотуберкулезный     пос. Агинское, Агинский         10/2
диспансер                Бурятский
(100 коек)               автономный округ

Стационар                г. Барнаул, Алтайский край      6/1
противотуберкулезного
диспансера
(400 коек)

Стационар                г. Белгород, Белгородская       6/1
противотуберкулезного    область
диспансера (400 коек)

Лечебный корпус          г. Брянск, Брянская область     10/2
противотуберкулезного
диспансера (240 коек)

Противотуберкулезный     г. Улан-Удэ, Республика         15/2
диспансер                Бурятия
(600 коек)

Стационар                г. Йошкар-Ола, Республика       20/1,5
противотуберкулезного    Марий Эл
диспансера (120 коек)

Клинический корпус       г. Новосибирск, Новосибирская   28/2,5
Новосибирского           область
научно-исследователь-
ского института
туберкулеза Минздрава
России (200 коек)

Стационар                г. Невинномысск,                6/2
противотуберкулезного    Ставропольский
диспансера с котельной   край
(300 коек)

Противотуберкулезный     г. Владикавказ, Республика      10/2
диспансер                Северная
(600 коек)               Осетия - Алания

Лечебный корпус          г. Комсомольск-на-Амуре,        20/1
противотуберкулезного    Хабаровский
диспансера (200 коек)    край

Противотуберкулезный     пос. Березово,                  6/2
диспансер                Ханты-Мансийский
(120 коек)               автономный округ

Противотуберкулезный     г. Чебоксары, Чувашская         10/2
диспансер                Республика
(240 коек)

Детский туберкулезный    г. Чуварлей, Чувашская          4/0,5
санаторий                Республика
(300 коек)

Детский                  пос. Заозерный, Чукотский       3/0,5
противотуберкулезный     автономный
диспансер (300 коек)     округ

Противотуберкулезный     г. Палана, Корякский            6/2
диспансер                автономный
(60 коек)                округ

Противотуберкулезный     г. Назрань, Республика          6/1,5
диспансер                Ингушетия
(300 коек)

Противотуберкулезный     г. Мытищи, Московская область   10/2,5
диспансер
(60 коек)

Противотуберкулезный     г. Иваново, Ивановская область  15/1
диспансер на 60 коек
(пищеблок)

                         II. Реконструкция

Противотуберкулезный     г. Владимир, Владимирская       10/2
диспансер                область
(200 коек)

Межрайонная туберку-     г. Кизилюрт, Республика         10/1
лезная больница          Дагестан

Противотуберкулезный     г. Элиста, Республика           3/1
диспансер                Калмыкия
(300 коек)

Итого                                                    224,3/35


     Финансирование объектов на 2001 - 2004 годы будет  осуществляться
с   долевым  участием  средств  федерального  бюджета  в  пределах  20
процентов от сметной стоимости строительства объектов.



                                                        Приложение N 6


  Капитальное строительство и реконструкция противотуберкулезных
      учреждений уголовно-исполнительной системы в 1998 году

                                      (млн. рублей, в ценах 1998 года)
--------------------------------------------------------------------------
                        |                               | Ориентировочная
Наименование объекта    |    Место строительства или    | стоимость,
                        |    реконструкции              | 1998-2000
                        |                               | годы
                        |                               | - всего/
                        |                               | в том
                        |                               | числе
                        |                               | 1998 год
                        |                               |
--------------------------------------------------------------------------
                           I. Строительство

Общежитие под стационар в    пос. Река-Емца, Плесецкий     6,89/1
лечебно-исправительном       район
учреждении N 8 (150 мест)    Архангельской области

Общежитие под стационар в    г. Боровичи, Новгородская     13,12/1
лечебно-исправительном       область
учреждении N 3 (350 мест)

Два общежития под стационар  пос. Фрунзе, Шахтский район   10,16/1
в  лечебно-исправительном    Ростовской
учреждении                   области
N 20 (300 мест)

Два общежития под стационар  пос. Михайловское,            11,4/1
в лечебно-исправительном     Бологовский район
учреждении                   Тверской области
N 3 (400 мест)

Общежитие под стационар в    г. Сургут, Тюменская область  8,04/1
лечебно-исправительном
учреждении N 17 (200 мест)

Лечебный корпус              г. Барнаул, Алтайский край    6/1
туберкулезного
отделения в
лечебно-исправительном
учреждении N 12 (100 мест)

Лечебный корпус              г. Москва                     17,4/1
туберкулезного
отделения при медицинской
части
следственного изолятора
N 2 (500 мест)

Пристройка к больнице        г. Петропавловск-Камчатский,  7,2/1
(50 мест)                    Камчатская
                             область

Два лечебных корпуса в       г. Владивосток,               24,55/2
лечебно-исправительном       Приморский край
учреждении N 47 (600 мест)

Лечебный корпус в            г. Нижний Тагил,              30/1
лечебно-исправительном       Свердловская область
учреждении
N 51 (120 мест)

                          II. Реконструкция

Следственный изолятор N 1    г. Воронеж,                   1,3/1,3
- перепрофилирование         Воронежская область
медицинской части в
туберкулезную
больницу (170 мест)

Общежитие под стационар в    г. Кирово-Чепецк, Кировская   1,9/0,7
лечебно-исправительном       область
учреждении N 12 (100 мест)

Туберкулезное отделение в    г. Рязань, Рязанская область  2,04/0,8
лечебно-исправительном
учреждении ЯМ 401/Б
(95 мест)

Туберкулезное отделение в    г. Южно-Сахалинск,            1,2/1,2
лечебно-профилактическом     Сахалинская область
учреждении N 1 (30 мест)

Исправительная колония       с. Кривоборье, Рамонский      40,2/1
N 6 - перепрофилирование     район
в туберкулезную колонию      Воронежской области
(600 мест)

Исправительная колония       пос. Мирный, Варнавинский     44,9/1
N 6 - перепрофилирование     район
в туберкулезную колонию      Нижегородской области
(800 мест)

Исправительная колония       г. Электросталь, Московская   5/3
N 7 - перепрофилирование в   область
туберкулезную
колонию (800 мест)

Итого                                                      231,3/20