ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ. Договор. Президент РФ. 16.06.98

        ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
      МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО
                           ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ

                               ДОГОВОР

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           16 июня 1998 г.


                              МЭР МОСКВЫ

                           16 июня 1998 г.


                             (РГ 98-116)


     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной власти  города  федерального  значения Москвы (далее -
Москвы),
     руководствуясь Конституцией   Российской  Федерации,  федеральным
законодательством, Уставом и законодательством Москвы;
     исходя из   конституционного  статуса  Москвы  как  равноправного
субъекта Российской Федерации;
     учитывая территориальные (город-мегаполис),
     природно-географические (наличие акватории рек  и  других  водных
объектов в   пределах   города,   лесопаркового   защитного   пояса  и
водоохранных зон),
     социально-экономические (наличие    высокого   производственного,
научно-технического, кадрового         потенциала,          уникальных
высокотехнологических производств,  транспортного  узла федерального и
международного значения,   крупнейших   гидротехнических   сооружений,
объекта федерального значения - Московского метрополитена),
     экологические (наличие    экологически    опасных    производств,
источников экологического загрязнения),
     национально-культурные (разнообразие    национального     состава
населения города,  активные миграционные процессы,  наличие памятников
культурно-исторического наследия   народов   России   федерального   и
международного  значения,  учреждений образования и культурных центров
федерального значения) особенности Москвы,
     ее правовой  статус столицы Российской Федерации в соответствии с
Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации",
а также  историческое  значение  Москвы  в  становлении  и  укреплении
российской государственности,
     в целях   качественного   улучшения   социально-экономических   и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы,
     обеспечения территориальной   целостности  Российской  Федерации,
единства экономического пространства страны,
     гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных
Конституцией Российской Федерации,
     обеспечения эффективной   реализации   Москвой   функций  столицы
Российской Федерации,
     обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы,
     создания условий,  стимулирующих активизацию деловой жизни города
и ориентацию   ее  на  обеспечение  социально-экономических  интересов
Москвы, развитие       предпринимательской       деятельности        и
научно-промышленного комплекса  города,  а  также обеспечивающих общий
рост благосостояния населения,
     улучшения экологической обстановки в городе;
     считая, что разграничение предметов ведения  и  полномочий  между
органами государственной   власти   Российской  Федерации  и  органами
государственной власти  Москвы  является  важнейшей  предпосылкой   их
согласованного взаимодействия;
     исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности  за
осуществление совместной      деятельности,      невмешательства     в
исключительную компетенцию друг друга;
     договорились о нижеследующем:

                               Статья 1

     Настоящий Договор  разграничивает  предметы  ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и  органами
государственной власти Москвы.
     Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по  предметам  совместного  ведения  Российской  Федерации и
субъектов Российской   Федерации   Москва   обладает   всей   полнотой
государственной власти.

                               Статья 2

     1. Исходя   из  перечисленных  в  преамбуле  настоящего  Договора
особенностей Москвы  и  ее  правового   статуса   столицы   Российской
Федерации, к  предметам  совместного  ведения органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной  власти  Москвы
относятся:
     а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы;
     б) разработка   и   реализация   федеральных   целевых   программ
социально-экономического развития Москвы;
     в) обеспечение  эффективного  выполнения  Москвой функций столицы
Российской Федерации;
     г) обеспечение    эффективного    функционирования    предприятий
оборонного комплекса,   предприятий,    выполняющих    государственный
оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также участие в
конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за
исключением вопросов  производства  и  реализации вооружений и военной
техники;
     д) решение   вопросов  защиты  прав  потребителей,  осуществление
государственного контроля  за  качеством  товаров,  отработка   систем
сертификации и  идентификации  продукции  и  услуг  в  соответствии  с
федеральным законодательством;
     е) лицензирование  отдельных  видов  деятельности  на  территории
Москвы в соответствии с федеральным законодательством;
     ж) установление правил продажи отдельных видов товаров,  бытового
и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы  в  части,
не противоречащей федеральному законодательству;
     з) вопросы функционирования и развития  транспортного  комплекса,
включая речной,  железнодорожный,  автомобильный, воздушный транспорт,
осуществляющий международные   перевозки,    независимо    от    формы
собственности;
     и) вопросы  развития  городской   инфраструктуры,   обслуживающие
федеральные и международные транспортные нужды;
     к) вопросы развития и функционирования  федеральных  и  городских
систем энергетики, информации и связи;
     л) вопросы  функционирования  и  развития  на  территории  города
федеральных организаций  науки,  культуры  и  спорта,  а также системы
подготовки специалистов  в  средних  специальных  и   высших   учебных
заведений, находящихся в ведении Российской Федерации;
     м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства;
     н) организация  прохождения  альтернативной  гражданской службы в
соответствии с федеральным законодательством;
     о) осуществление    согласованной    миграционной   политики   на
территории Москвы,    совместное    решение    вопросов    социального
обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;
     п) обеспечение     законности,     правопорядка,     общественной
безопасности;
     р) вопросы  занятости  населения,   структурного   преобразования
трудовых ресурсов на территории Москвы;
     с) вопросы    социальной     защиты     ветеранов,     инвалидов,
военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных
с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей;
     т) вопросы   охраны  окружающей  среды,  в  том  числе  охраны  и
содержания акватории рек и других водных объектов  в  пределах  границ
города, лесопаркового  защитного  пояса  и  водоохранных  зон  Москвы,
обеспечения экологической безопасности;
     у) проведение  согласованной  кадровой  политики в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим Договором;
     2. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной власти Москвы  осуществляют  также  взаимодействие  по
вопросам:
     а) регулирования межбюджетных отношений  Российской  Федерации  и
Москвы;
     б) реализации  таможенной  политики   Российской   Федерации   на
территории Москвы,  в  том  числе  в  части эффективного использования
таможенных платежей и сборов,  собираемых на  территории  Москвы,  для
поддержки экспорта   и   развития   внешнеэкономической  и  таможенной
структуры Российской Федерации,  включая вопросы создания  и  развития
таможенных зон  на  территории  Москвы,  в  соответствии с федеральным
законодательством;
     в) осуществления   мероприятий  в  области  гражданской  обороны,
предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного характера,   организации  и  обеспечения  мобилизационной
подготовки на территории Москвы;
     г) сохранения  и  содержания  особо ценных объектов и культурного
наследия народов Российской Федерации,  в том числе памятников истории
и культуры  федерального (общероссийского) значения,  расположенных на
территории Москвы;
     д) проведения  культурных,  спортивных,  научных  и  политических
мероприятий общероссийского и международного характера;
     е) разграничения   объектов   государственной   собственности   и
управления ими;
     ж) размещения  внешних займов Москвы в соответствии с федеральным
законодательством.

                               Статья 3

     К предметам совместного ведения органами  государственной  власти
Российской Федерации  и  органами  государственной власти Москвы могут
быть отнесены вопросы,  не устанавливающие настоящим Договором,  путем
внесения в   него   дополнений   или   подписания  нового  Договора  о
разграничении предметов ведения и полномочий.  При этом не допускается
изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и
предметов совместного  ведения  Российской   Федерации   и   субъектов
Российской Федерации,  установленных  соответственно  статьями 71 и 72
Конституции Российской Федерации.

                               Статья 4

     Полномочия органов исполнительной власти Российской  Федерации  и
органов исполнительной   власти   Москвы   по   конкретным   предметам
совместного ведения,  установленным статьей 72 Конституции  Российской
Федерации, а  также  перечисленным  в  статье  2  настоящего Договора,
определяются соответствующими соглашениями,  если иное не  установлено
федеральным законодательством.     Указанные    соглашения    являются
неотъемлемой составной  частью  настоящего  Договора  и   могут   быть
заключены одновременно  с подписанием Договора,  а также в любое время
после его вступления в силу.
     Соглашения подписываются  Председателем  Правительства Российской
Федерации и мэром Москвы.

                               Статья 5

     1. В  целях   согласованной   реализации   полномочий   в   сфере
законотворческой и    нормотворческой    деятельности   по   предметам
совместного ведения   органов   государственной   власти    Российской
Федерации:
     а) разрабатывают с участием органов государственной власти Москвы
проекты федеральных   законов   и   иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации;
     б) вносят  предложения  и могут участвовать в разработке проектов
нормативных правовых актов города Москвы;
     в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором.
     2. Органы государственной власти Москвы:
     а) участвуют  в  разработке   органами   государственной   власти
Российской Федерации  проектов  федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации;
     б) осуществляют  правовое  регулирование по предметам совместного
ведения в соответствии с федеральным законодательством;
     в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в соответствие
с Конституцией Российской Федерации,  федеральным законодательством  и
настоящим Договором;
     г) в срок  не  более  одного  месяца  рассматривают  обращения  и
предложения федеральных  органов  государственной  власти по вопросам,
относящимся к предметам ведения города Москвы,  и  сообщают  указанным
органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.
     3. До принятия федеральных законов и  иных  нормативных  правовых
актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения
Российской Федерации   и   субъектов   Российской   Федерации   органы
государственной власти  Москвы  вправе  осуществлять по этим предметам
собственное правовое регулирование.
     При принятии   соответствующих   федеральных   законов   и   иных
нормативных правовых  актов  Российской  Федерации   законы   и   иные
нормативные   правовые   акты   Москвы  приводятся  в  соответствие  с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
     нормы законов  и  иных  нормативных  правовых  актов  Москвы,  не
приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению
не подлежат.

                               Статья 6

     1. В   целях   реализации   полномочий   в   сфере    обеспечения
социально-экономического развития Москвы органы государственной власти
Российской Федерации:
     а) разрабатывают    по   предложению   и   с   участием   органов
государственной власти власти Москвы и утверждают федеральные  целевые
программы в  области  социально-экономического развития города,  в том
числе программы   развития   транспортного    комплекса,    сохранения
памятников исторического  и культурного наследия на территории Москвы,
а также окружающей природной среды;
     б) обеспечивают  в  установленном  порядке реализацию федеральных
целевых программ на территории Москвы и их финансирование  в  объемах,
установленных федеральным бюджетом;
     в) согласовывают  с   органов   государственной   власти   Москвы
строительство на  территории  города  объектов федерального значения с
учетом ресурсных возможностей города.
     2. Органы государственной власти Москвы:
     а) участвуют в разработке  и  осуществлении  федеральных  целевых
программ развития Москвы;
     б) участвуют в  перепрофилировании,  реструктуризации  и  санации
предприятий с  участием государственной собственности,  находящихся на
территории Российской Федерации, по согласованному перечню.

                               Статья 7

     1. В  целях  эффективного  обеспечения  Москвой  функций  столицы
Российской Федерации органы государственной власти Москвы:
     а) предоставляют  в   установленном   законом   порядке   органам
государственной власти    Российской   Федерации,   представительствам
субъектов Российской    Федерации,     а     также     дипломатическим
представительствам иностранных   государств   в  Российской  Федерации
находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания, строения
и сооружения и помещения, жилищный фонд, а также жилищно-коммунальные,
транспортные и иные услуги;
     б) совместно   с   федеральными  органов  государственной  власти
обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных  и
международных мероприятий;
     в) в соответствии с  федеральным  законодательством  участвуют  в
содержании и развитии систем связи и транспортных систем на территории
Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание
отдельных магистральных  улиц,  являющихся продолжениями автомобильных
дорог общего пользования (по перечням  отдельных  магистральных  улиц,
утвержденным Правительством Российской Федерации);
     г) согласовывают с  Правительством  Российской  Федерации  проект
генерального плана  развития  города  в  части  осуществления  Москвой
функций столицы Российской Федерации;
     д) реализуют    иные    полномочия,   установленные   федеральным
законодательством, настоящим   Договором    и    соглашениями    между
федеральными органами  исполнительной власти и органами исполнительной
власти Москвы.
     2. органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с федеральным законодательством:
     а) компенсируют  за  счет  федерального  бюджета  затраты Москвы,
связанные с  осуществлением  функций  столицы   Российской   Федерации
(перечень затрат  Москвы,  связанных  с осуществлением функций столицы
Российской Федерации,  а  также  методика  определения   их   размеров
определяются специальным  соглашением  между Правительством Российской
Федерации и правительством Москвы);
     б) ежегодно  учитывают  в проекте федерального бюджета расходы на
компенсацию указанных затрат Москвы, выделяя их отдельной строкой;
     в) совместно с органов государственной власти Москвы обеспечивают
необходимые условия для проведения общегосударственных и международных
мероприятий.

                               Статья 8

     В целях   осуществления   согласованной   кадровой  политики  при
реализации полномочий  по   предметам   совместного   ведения   органы
государственной власти Российской Федерации назначают по согласованию с
органами государственной власти Москвы  руководителей  территориальных
подразделений федеральных   органов  исполнительной  власти,  а  также
федеральных унитарных   предприятий,   организаций    и    учреждений,
действующих в  пределах  Москвы,  если иное не установлено федеральным
законодательством.

                               Статья 9

     1. В  целях  эффективного  регулирования  бюджетно-финансовых   и
налоговых отношений органы государственной власти Российской Федерации
и органы государственной власти Москвы установили,  что финансирование
федеральных расходов,  предусматриваемых  в  федеральном  бюджете  для
города Москвы,   осуществляется    через    Управление    федерального
казначейства Министерства  финансов  Российской Федерации по Москве за
счет доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет на территории
москвы строго   в   соответствии   с  реестрами,  доведенными  Главным
управлением федерального    казначейства    в     пределах     лимитов
финансирования, утвержденных на текущий период.
     2. Компенсация за счет средств федеральных источников  увеличения
расходов или уменьшения доходов Москвы,  возникших вследствие принятия
федеральных законов  и  иных  правовых   актов   федеральных   органов
государственной власти,  может осуществляться по отдельному соглашению
между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
     3. По   решению   органов   государственной   власти   Российской
Федерации, принятому по представлению органов  государственной  власти
Москвы, в  городе может быть проведен эксперимент по совершенствованию
системы налогообложения и межбюджетных отношений.
     4. В целях развития транспортной сети города правительству Москвы
в соответствии с федеральным  законодательством  могут  быть  переданы
федеральные средства  (включая  средства  Федерального дорожного фонда
Российской Федерации),  в  том  числе  на  основе   соглашения   между
Правительством Российской Федерации и правительством Москвы.
     5. В целях формирования  регионального  продовольственного  фонда
решением Правительства Российской Федерации правительству Москвы могут
быть переданы финансовые средства из федеральных источников в пределах
средств,  предусмотренных  на  эти  цели  в  соответствии  с законом о
федеральном бюджете на соответствующий  год,  при  условии  выполнения
правительством Москвы взятых финансовых обязательств.
     6. Восстановление  памятников   природы   и   культуры,   имеющих
федеральное значение,     расположенных    на    территории    Москвы,
финансируется в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в
соответствии с законом о федеральном бюджете.
     7. Органы   государственной    власти    Москвы    самостоятельно
устанавливают и  вводят своими законами налоги и сборы города Москвы в
соответствии с  Конституцией  Российской   Федерации   и   федеральным
законодательством.

                              Статья 10

     1. Разграничение  государственной  собственности  на  федеральную
собственность и собственность Москвы осуществляются в  соответствии  с
соглашением между правительством Российской Федерации и правительством
Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.
     2. Федеральные  органы  исполнительной  власти  учитывают  мнение
органов исполнительной  власти  Москвы  при  осуществлении  полномочий
собственника по  принадлежащим  Российской  Федерации  акциям  (долям,
вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы юридических
лиц.
     3. Передача  правительству  Москвы  прав  по   распоряжению   или
управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом,  в том числе
акциями (долями,  вкладами) в уставном капитале юридических лиц, может
осуществляться в    порядке,    установленном    соглашениями    между
Правительством  Российской  Федерации  и  правительством   Москвы,   в
соответствии с федеральным законодательством.
     4. Разграничение  природных  ресурсов  на  территории  Москвы  на
природные ресурсы,   относящиеся   к   федеральной   собственности   и
собственности Москвы,  а также вопросы природопользования регулируются
отдельными соглашениями.

                              Статья 11

     Взаимная передача  федеральными  органами исполнительной власти и
органами исполнительной  власти  Москвы  права   осуществления   части
полномочий в   соответствии   со  статьей  78  Конституции  Российской
Федерации может иметь место по соглашению  во  всех  случаях,  если  в
Конституции Российской  Федерации  или федеральном законодательстве не
содержится прямого запрета на передачу соответствующих полномочий.
     При передаче   права   осуществления   отдельных   полномочий   в
соответствующем соглашении   предусматриваются   необходимые   условия
передачи и осуществления этих полномочий.

                              Статья 12

     Органы исполнительной   власти   Москвы   могут   быть   наделены
полномочиями территориальных  подразделений   (агентств)   федеральных
органами исполнительной    власти   в   соответствии   с   федеральным
законодательством  и  на  основании  соглашений  между  Правительством
Российской  Федерации  или  уполномоченными  им  федеральными органами
исполнительной власти и правительством Москвы.

                              Статья 13

     В целях   реализации   положений   настоящего   Договора   органы
государственной власти  Российской  Федерации и органы государственной
власти Москвы могут  создавать  совместные  комиссии  и  иные  рабочие
органы на  паритетных  началах,  в  том  числе комиссию по обеспечению
реализации настоящего  Договора  и  Закона  Российской  Федерации   "О
статусе столицы  Российской Федерации".  Состав и положение о комиссии
утверждаются Президентом   Российской   Федерации   по   представлению
Правительства Российской Федерации и мэра Москвы.

                              Статья 14

     Москва вправе  выступать  самостоятельно  и  по поручению органов
государственной власти Российской Федерации участником международных и
внешнеэкономических связей,   если  это  не  противоречит  Конституции
Российской Федерации,  федеральному законодательству  и  международным
договорам Российской   Федерации,   вправе  заключать  соответствующие
договоры (соглашения)  с  административно-территориальными   единицами
иностранных государств,   субъектами  иностранных  федераций  и  иными
иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.
     Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии
с федеральным   законодательством   координируют    международные    и
внешнеэкономические связи Москвы.
     Особенности координации   международной   и   внешнеэкономической
деятельности на   территории  Москвы  определяются  соглашением  между
Правительством Российской Федерации и правительством Москвы,  а  также
отдельными соглашениями  между  соответствующими федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы.

                              Статья 15

     1. В случае установления нормативными правовыми актами Российской
Федерации, действие   которых   распространяется   на   все   субъекты
Российской Федерации,  больших,  чем устанавливается Договором,  прав,
льгот и  преимуществ  для  субъектов Российской Федерации,  применению
подлежат положения указанных нормативных правовых актов.
     2. В   случае   принятия   по   предметам   совместного   ведения
федеральными органами исполнительной  власти  Москвы  в  одностороннем
порядке нормативных правовых актов,  противоречащих Договору, подлежат
применению нормы Договора.

                              Статья 16

     1. Споры и разногласия,  возникающие в ходе реализации  Договора,
разрешаются путем    согласительных    процедур    либо   в   порядке,
установленном Конституцией   Российской   Федерации   и    федеральным
законодательством.
     2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать  в
соответствующем суде правовые акты федеральных органами исполнительной
власти, которые регулируют вопросы,  отнесенные к ведению Москвы,  или
не соответствуют   полномочиям   федеральных  органами  исполнительной
власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Москвы,  или
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия
Москвы,  установленные Конституцией Российской Федерации  и  настоящим
Договором,  а  также  требовать  возмещения в судебном порядке ущерба,
нанесенного Москве в  результате  применения  оспариваемого  правового
акта.
     Органы государственной  власти  Москвы  вправе  также  вносить  в
Правительство Российской   Федерации   предложения   об   отмене  либо
приостановлению действия на территории города частично  или  полностью
правовых актов    федеральных    органами    исполнительной    власти,
перечисленных в части первой настоящей статьи.

                              Статья 17

     Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.

                              Статья 18

     Настоящий Договор или  отдельные  его  положения  не  могут  быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
     Дополнения и изменения вносятся в Договор по  взаимному  согласию
сторон путем  внесения дополнений к настоящему Договору или заключения
нового Договора, если иное не установлено федеральным законом.

                              Статья 19

     Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях не  позднее
десяти дней со дня подписания и вступает в силу со дня опубликования.
     С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные
между органами  государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Москвы договоры и соглашения действуют в части,
не противоречащей настоящему Договору.
     Совершено в г.  Москве 16 июня  1998  года  в  двух  экземплярах,
каждый из которых имеет одинаковую силу.

Президент Российской Федерации                              Б.Н.Ельцин
16 июня 1998 г.

Мэр Москвы                                                  Ю.М.Лужков
16 июня 1998 г.