ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 16 июня 1998 г. МЭР МОСКВЫ 16 июня 1998 г. (РГ 98-116) Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти города федерального значения Москвы (далее - Москвы), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Москвы; исходя из конституционного статуса Москвы как равноправного субъекта Российской Федерации; учитывая территориальные (город-мегаполис), природно-географические (наличие акватории рек и других водных объектов в пределах города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон), социально-экономические (наличие высокого производственного, научно-технического, кадрового потенциала, уникальных высокотехнологических производств, транспортного узла федерального и международного значения, крупнейших гидротехнических сооружений, объекта федерального значения - Московского метрополитена), экологические (наличие экологически опасных производств, источников экологического загрязнения), национально-культурные (разнообразие национального состава населения города, активные миграционные процессы, наличие памятников культурно-исторического наследия народов России федерального и международного значения, учреждений образования и культурных центров федерального значения) особенности Москвы, ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", а также историческое значение Москвы в становлении и укреплении российской государственности, в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Москвы, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, обеспечения эффективной реализации Москвой функций столицы Российской Федерации, обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы, создания условий, стимулирующих активизацию деловой жизни города и ориентацию ее на обеспечение социально-экономических интересов Москвы, развитие предпринимательской деятельности и научно-промышленного комплекса города, а также обеспечивающих общий рост благосостояния населения, улучшения экологической обстановки в городе; считая, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы является важнейшей предпосылкой их согласованного взаимодействия; исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга; договорились о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Москва обладает всей полнотой государственной власти. Статья 2 1. Исходя из перечисленных в преамбуле настоящего Договора особенностей Москвы и ее правового статуса столицы Российской Федерации, к предметам совместного ведения органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы относятся: а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы; б) разработка и реализация федеральных целевых программ социально-экономического развития Москвы; в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации; г) обеспечение эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники; д) решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление государственного контроля за качеством товаров, отработка систем сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с федеральным законодательством; е) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Москвы в соответствии с федеральным законодательством; ж) установление правил продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству; з) вопросы функционирования и развития транспортного комплекса, включая речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, осуществляющий международные перевозки, независимо от формы собственности; и) вопросы развития городской инфраструктуры, обслуживающие федеральные и международные транспортные нужды; к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских систем энергетики, информации и связи; л) вопросы функционирования и развития на территории города федеральных организаций науки, культуры и спорта, а также системы подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации; м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства; н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством; о) осуществление согласованной миграционной политики на территории Москвы, совместное решение вопросов социального обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; п) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; р) вопросы занятости населения, структурного преобразования трудовых ресурсов на территории Москвы; с) вопросы социальной защиты ветеранов, инвалидов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей; т) вопросы охраны окружающей среды, в том числе охраны и содержания акватории рек и других водных объектов в пределах границ города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон Москвы, обеспечения экологической безопасности; у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Договором; 2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы осуществляют также взаимодействие по вопросам: а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и Москвы; б) реализации таможенной политики Российской Федерации на территории Москвы, в том числе в части эффективного использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Москвы, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной структуры Российской Федерации, включая вопросы создания и развития таможенных зон на территории Москвы, в соответствии с федеральным законодательством; в) осуществления мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и обеспечения мобилизационной подготовки на территории Москвы; г) сохранения и содержания особо ценных объектов и культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, расположенных на территории Москвы; д) проведения культурных, спортивных, научных и политических мероприятий общероссийского и международного характера; е) разграничения объектов государственной собственности и управления ими; ж) размещения внешних займов Москвы в соответствии с федеральным законодательством. Статья 3 К предметам совместного ведения органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы могут быть отнесены вопросы, не устанавливающие настоящим Договором, путем внесения в него дополнений или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 4 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Москвы по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и мэром Москвы. Статья 5 1. В целях согласованной реализации полномочий в сфере законотворческой и нормотворческой деятельности по предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Москвы проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; б) вносят предложения и могут участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором. 2. Органы государственной власти Москвы: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Договором; г) в срок не более одного месяца рассматривают обращения и предложения федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к предметам ведения города Москвы, и сообщают указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений. 3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование. При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Москвы приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. нормы законов и иных нормативных правовых актов Москвы, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 6 1. В целях реализации полномочий в сфере обеспечения социально-экономического развития Москвы органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают по предложению и с участием органов государственной власти власти Москвы и утверждают федеральные целевые программы в области социально-экономического развития города, в том числе программы развития транспортного комплекса, сохранения памятников исторического и культурного наследия на территории Москвы, а также окружающей природной среды; б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных целевых программ на территории Москвы и их финансирование в объемах, установленных федеральным бюджетом; в) согласовывают с органов государственной власти Москвы строительство на территории города объектов федерального значения с учетом ресурсных возможностей города. 2. Органы государственной власти Москвы: а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых программ развития Москвы; б) участвуют в перепрофилировании, реструктуризации и санации предприятий с участием государственной собственности, находящихся на территории Российской Федерации, по согласованному перечню. Статья 7 1. В целях эффективного обеспечения Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти Москвы: а) предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания, строения и сооружения и помещения, жилищный фонд, а также жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; б) совместно с федеральными органов государственной власти обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют в содержании и развитии систем связи и транспортных систем на территории Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных магистральных улиц, являющихся продолжениями автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации); г) согласовывают с Правительством Российской Федерации проект генерального плана развития города в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации; д) реализуют иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Договором и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы. 2. органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством: а) компенсируют за счет федерального бюджета затраты Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации (перечень затрат Москвы, связанных с осуществлением функций столицы Российской Федерации, а также методика определения их размеров определяются специальным соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы); б) ежегодно учитывают в проекте федерального бюджета расходы на компенсацию указанных затрат Москвы, выделяя их отдельной строкой; в) совместно с органов государственной власти Москвы обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Статья 8 В целях осуществления согласованной кадровой политики при реализации полномочий по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации назначают по согласованию с органами государственной власти Москвы руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также федеральных унитарных предприятий, организаций и учреждений, действующих в пределах Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 9 1. В целях эффективного регулирования бюджетно-финансовых и налоговых отношений органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы установили, что финансирование федеральных расходов, предусматриваемых в федеральном бюджете для города Москвы, осуществляется через Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Москве за счет доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет на территории москвы строго в соответствии с реестрами, доведенными Главным управлением федерального казначейства в пределах лимитов финансирования, утвержденных на текущий период. 2. Компенсация за счет средств федеральных источников увеличения расходов или уменьшения доходов Москвы, возникших вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти, может осуществляться по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. 3. По решению органов государственной власти Российской Федерации, принятому по представлению органов государственной власти Москвы, в городе может быть проведен эксперимент по совершенствованию системы налогообложения и межбюджетных отношений. 4. В целях развития транспортной сети города правительству Москвы в соответствии с федеральным законодательством могут быть переданы федеральные средства (включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации), в том числе на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы. 5. В целях формирования регионального продовольственного фонда решением Правительства Российской Федерации правительству Москвы могут быть переданы финансовые средства из федеральных источников в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год, при условии выполнения правительством Москвы взятых финансовых обязательств. 6. Восстановление памятников природы и культуры, имеющих федеральное значение, расположенных на территории Москвы, финансируется в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в соответствии с законом о федеральном бюджете. 7. Органы государственной власти Москвы самостоятельно устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 10 1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность Москвы осуществляются в соответствии с соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством. 2. Федеральные органы исполнительной власти учитывают мнение органов исполнительной власти Москвы при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы юридических лиц. 3. Передача правительству Москвы прав по распоряжению или управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом, в том числе акциями (долями, вкладами) в уставном капитале юридических лиц, может осуществляться в порядке, установленном соглашениями между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, в соответствии с федеральным законодательством. 4. Разграничение природных ресурсов на территории Москвы на природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и собственности Москвы, а также вопросы природопользования регулируются отдельными соглашениями. Статья 11 Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы права осуществления части полномочий в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве не содержится прямого запрета на передачу соответствующих полномочий. При передаче права осуществления отдельных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 12 Органы исполнительной власти Москвы могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений (агентств) федеральных органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством и на основании соглашений между Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и правительством Москвы. Статья 13 В целях реализации положений настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах, в том числе комиссию по обеспечению реализации настоящего Договора и Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". Состав и положение о комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и мэра Москвы. Статья 14 Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Москвы. Особенности координации международной и внешнеэкономической деятельности на территории Москвы определяются соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством Москвы, а также отдельными соглашениями между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы. Статья 15 1. В случае установления нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, больших, чем устанавливается Договором, прав, льгот и преимуществ для субъектов Российской Федерации, применению подлежат положения указанных нормативных правовых актов. 2. В случае принятия по предметам совместного ведения федеральными органами исполнительной власти Москвы в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих Договору, подлежат применению нормы Договора. Статья 16 1. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. 2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органами исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Москвы, или не соответствуют полномочиям федеральных органами исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Москвы, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Москвы, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором, а также требовать возмещения в судебном порядке ущерба, нанесенного Москве в результате применения оспариваемого правового акта. Органы государственной власти Москвы вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлению действия на территории города частично или полностью правовых актов федеральных органами исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи. Статья 17 Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет. Статья 18 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в Договор по взаимному согласию сторон путем внесения дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора, если иное не установлено федеральным законом. Статья 19 Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях не позднее десяти дней со дня подписания и вступает в силу со дня опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 16 июня 1998 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 16 июня 1998 г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 16 июня 1998 г. |