ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 24.06.98 89-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ



     Принят Государственной Думой        22 мая 1998 года
     Одобрен Советом Федерации           10 июня 1998 года

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы  обращения
с  отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного
воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека  и
окружающую  природную  среду,  а  также  вовлечения  таких  отходов  в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Федеральном законе  используются  следующие  основные
понятия:
     отходы производства и потребления  (далее  -  отходы)  -  остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления,  а также  товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;
     опасные отходы  -  отходы,  которые  содержат  вредные  вещества,
обладающие   опасными   свойствами   (токсичностью,  взрывоопасностью,
пожароопасностью,  высокой реакционной  способностью)  или  содержащие
возбудителей  инфекционных  болезней,  либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей  природной
среды  и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами;
     обращение с   отходами   -   деятельность,   в  процессе  которой
образуются отходы,  а  также  деятельность  по  сбору,  использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
     хранение отходов  -  содержание  отходов  в  объектах  размещения
отходов  в  целях  их  последующего  захоронения,  обезвреживания  или
использования;
     захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему
использованию,   в   специальных  хранилищах  в  целях  предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
     использование отходов   -  применение  отходов  для  производства
товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг   или   для
получения энергии;
     обезвреживание отходов - обработка отходов,  в том числе сжигание
и  обеззараживание  отходов на специализированных установках,  в целях
предотвращения вредного воздействия отходов  на  здоровье  человека  и
окружающую природную среду;
     объект размещения отходов - специально оборудованное  сооружение,
предназначенное   для  размещения  отходов  (полигон,  шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
     трансграничное перемещение   отходов   -  перемещение  отходов  с
территории,  находящейся  под  юрисдикцией  одного   государства,   на
территорию  (через  территорию),  находящуюся  под юрисдикцией другого
государства,  или в район,  не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства,  при  условии,  что такое перемещение отходов затрагивает
интересы не менее чем двух государств;
     лимит на  размещение  отходов  -  предельно допустимое количество
отходов конкретного вида,  которые разрешается размещать  определенным
способом  на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом
экологической обстановки на данной территории;
     норматив образования  отходов  - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
     паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность
отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий
сведения об их составе;
     вид отходов - совокупность отходов,  которые имеют общие признаки
в соответствии с системой классификации отходов.

                   Статья 2. Правовое регулирование
                    в области обращения с отходами

     1. Правовое   регулирование   в   области  обращения  с  отходами
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     2. Отношения  в  области  обращения с радиоактивными отходами,  с
выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ  в
водные    объекты   регулируются   соответствующим   законодательством
Российской Федерации.

         Статья 3. Основные принципы государственной политики
                    в области обращения с отходами

     Основными принципами государственной политики в области обращения
с отходами являются:
     охрана здоровья    человека,   поддержание   или   восстановление
благоприятного  состояния  окружающей  природной  среды  и  сохранение
биологического разнообразия;
     научно обоснованное  сочетание  экологических   и   экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
     использование новейших  научно-технических  достижений  в   целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;
     комплексная переработка  материально-сырьевых  ресурсов  в  целях
уменьшения количества отходов;
     использование методов экономического регулирования деятельности в
области  обращения  с отходами в целях уменьшения количества отходов и
вовлечения их в хозяйственный оборот;
     доступ в  соответствии с законодательством Российской Федерации к
информации в области обращения с отходами;
     участие в  международном  сотрудничестве  Российской  Федерации в
области обращения с отходами.

           Статья 4. Отходы как объект права собственности

     1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику  сырья,
материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,  а  также
товаров (продукции),  в результате использования  которых  эти  отходы
образовались.
     2. Право собственности на отходы может  быть  приобретено  другим
лицом  на  основании  договора купли-продажи,  мены,  дарения или иной
сделки об отчуждении отходов.
     3. Собственник  опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в
собственность другому лицу,  передавать ему,  оставаясь собственником,
право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у
этого лица имеется лицензия на осуществление  деятельности  в  области
обращения с опасными отходами.
     4. В случае,  если отходы брошены собственником или иным  образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в
собственности,  во владении  либо  в  пользовании  которого  находится
земельный  участок,  водоем  или иной объект,  где находятся брошенные
отходы,  может обратить  их  в  свою  собственность,  приступив  к  их
использованию   или   совершив  иные  действия,  свидетельствующие  об
обращении  их   в   собственность   в   соответствии   с   гражданским
законодательством.

   ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
        ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
                         ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

         Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
                         обращения с отходами

     К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами
относятся:
     разработка и принятие  федеральных  законов  и  иных  нормативных
правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
     проведение в Российской Федерации единой государственной политики
в области обращения с отходами;
     осуществление надзора за исполнением законодательства  Российской
Федерации в области обращения с отходами;
     организация и осуществление государственного контроля  и  надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
     определение компетенции  специально  уполномоченных   федеральных
органов исполнительной власти в области обращения с отходами;
     разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ
в области обращения с отходами;
     лицензирование деятельности  в  области  обращения   с   опасными
отходами;
     установление государственных  стандартов,  правил,  нормативов  и
требований безопасного обращения с отходами;
     осуществление мер по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций   природного   и   техногенного   характера,   возникших  при
осуществлении обращения с отходами;
     организация государственного   учета   и   отчетности  в  области
обращения с отходами;
     обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
     определение порядка ведения государственного кадастра  отходов  и
организация его ведения;
     обеспечение экономических,  социальных  и  правовых  условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     осуществление международного сотрудничества Российской  Федерации
в области обращения с отходами;
     осуществление иных предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации полномочий.

         Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
                    в области обращения с отходами

     К полномочиям субъектов Российской Федерации в области  обращения
с отходами относятся:
     обеспечение проведения   государственной   политики   в   области
обращения с отходами;
     осуществление правового  регулирования  в  области  обращения   с
отходами  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации и
контроль за осуществлением такого регулирования;
     проектирование и  строительство  объектов  размещения отходов,  а
также объектов использования и обезвреживания отходов;
     определение органов  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов;
     организация и  осуществление  государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
     проведение мероприятий    по    предупреждению    и    ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера,  возникших
при осуществлении обращения с отходами;
     разработка и реализация региональных целевых программ  в  области
обращения  с  отходами,  участие в разработке и выполнении федеральных
целевых программ в области обращения с отходами;
     обеспечение экономических,  социальных  и  правовых  условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
     участие в ведении государственного кадастра отходов;
     участие в  международном  сотрудничестве  Российской  Федерации в
области обращения с отходами;
     иные полномочия  в области обращения с отходами,  не отнесенные к
полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

        Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы
         исполнительной власти в области обращения с отходами

     Специально уполномоченными  федеральными  органами исполнительной
власти в области обращения  с  отходами  являются  федеральные  органы
исполнительной  власти,  на  которые в установленном порядке возложено
выполнение задач  и  функций  государственного  управления  в  области
обращения с отходами.

         Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
                    в области обращения с отходами

     Органы местного самоуправления осуществляют свою  деятельность  в
области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством Российской Федерации и  законодательством  субъектов
Российской Федерации.

          ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

          Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению
                         с опасными отходами

     1. Деятельность  по  обращению  с  опасными   отходами   подлежит
лицензированию.
     Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению  с
опасными  отходами  является  соблюдение  требований  охраны  здоровья
человека и охраны окружающей природной среды.
     2. Порядок  лицензирования  деятельности  по обращению с опасными
отходами определяет Правительство Российской Федерации.

        Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
     реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий,
                 строений, сооружений и иных объектов

     1. При проектировании,  строительстве, реконструкции, консервации
и   ликвидации   предприятий,  зданий,  строений,  сооружений  и  иных
объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане,
которые  осуществляют  индивидуальную предпринимательскую деятельность
без   образования   юридического   лица   (далее   -    индивидуальные
предприниматели), и юридические лица обязаны:
     соблюдать экологические,   санитарные    и    иные    требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     иметь техническую     и     технологическую    документацию    об
использовании, обезвреживании образующихся отходов.
     2. Строительство,   реконструкция,   консервация   и   ликвидация
предприятий,   зданий,   строений,   сооружений   и   иных   объектов,
эксплуатация которых связана с обращением с отходами,  допускаются при
наличии  положительного   заключения   государственной   экологической
экспертизы.
     3. При проектировании жилых зданий,  а также предприятий, зданий,
строений,  сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются отходы,  необходимо предусматривать  места  (площадки)  для
сбора   таких  отходов  в  соответствии  с  установленными  правилами,
нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

          Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий,
             зданий, строений, сооружений и иных объектов

     Индивидуальные предприниматели    и    юридические    лица    при
эксплуатации  предприятий,  зданий,  строений,   сооружений   и   иных
объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
     соблюдать экологические,   санитарные    и    иные    требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
     внедрять малоотходные     технологии     на    основе    новейших
научно-технических достижений;
     проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
     проводить мониторинг  состояния  окружающей  природной  среды  на
территориях объектов размещения отходов;
     предоставлять в установленном порядке  необходимую  информацию  в
области обращения с отходами;
     соблюдать требования   предупреждения   аварий,    связанных    с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
     в случае возникновения или угрозы аварий,  связанных с обращением
с  отходами,  которые  наносят  или  могут  нанести  ущерб  окружающей
природной среде,  здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу
юридических   лиц,   немедленно   информировать   об  этом  специально
уполномоченные федеральные  органы  исполнительной  власти  в  области
обращения   с   отходами,   органы   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.

         Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     1. Создание объектов размещения отходов допускается на  основании
разрешений,  выданных специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     2. Определение места строительства  объектов  размещения  отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и
иных)  исследований   в   порядке,   установленном   законодательством
Российской   Федерации,   и   при  наличии  положительного  заключения
государственной экологической экспертизы.
     3. На  территориях  объектов  размещения  отходов и в пределах их
воздействия  на  окружающую  природную  среду  собственники   объектов
размещения  отходов,  а  также  лица,  во  владении  или в пользовании
которых  находятся  объекты  размещения  отходов,  обязаны   проводить
мониторинг   состояния   окружающей   природной   среды   в   порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     4. Собственники объектов размещения отходов,  а  также  лица,  во
владении  или  в  пользовании  которых  находятся  объекты  размещения
отходов,  после  окончания  эксплуатации   данных   объектов   обязаны
проводить  контроль  за  их  состоянием  и  воздействием на окружающую
природную  среду  и  работы  по  восстановлению  нарушенных  земель  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     5. Запрещается захоронение отходов  на  территориях  городских  и
других поселений,  лесопарковых,  курортных,  лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон,  а также водоохранных зон,  на водосборных площадях
подземных  водных  объектов,  которые используются в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в
местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях,
если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и
безопасности ведения горных работ.
     6. Объекты  размещения  отходов вносятся в государственный реестр
объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов
размещения    отходов    осуществляется    в   порядке,   определенном
Правительством Российской Федерации.

           Статья 13. Требования к обращению с отходами на
               территориях городских и других поселений

     1. Территории  городских  и  других поселений подлежат регулярной
очистке от отходов в  соответствии  с  экологическими,  санитарными  и
иными требованиями.
     2. Организацию деятельности в области  обращения  с  отходами  на
территориях  городских и других поселений осуществляют органы местного
самоуправления   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     3. Порядок  сбора  отходов  на  территориях  городских  и  других
поселений,  предусматривающий  их  разделение на виды (пищевые отходы,
цветные и черные металлы,  текстиль,  бумага и  другие),  определяется
органами    местного    самоуправления    и   должен   соответствовать
экологическим,  санитарным  и  иным  требованиям  в   области   охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.

        Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

     1. Опасные   отходы   в   зависимости   от  степени  их  вредного
воздействия  на  окружающую  природную  среду  и   здоровье   человека
подразделяются  на  классы  опасности  в  соответствии  с  критериями,
установленными  специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,  в процессе
деятельности которых образуются опасные  отходы,  обязаны  подтвердить
отнесение  данных  отходов  к  конкретному классу опасности в порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами.
     3. На опасные  отходы  должен  быть  составлен  паспорт.  Паспорт
опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах
опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет
Правительство Российской Федерации.
     4. Деятельность  индивидуальных  предпринимателей  и  юридических
лиц,   в  процессе  которой  образуются  опасные  отходы,  может  быть
ограничена или запрещена в установленном законодательством  Российской
Федерации  порядке  при  отсутствии  технической  или иной возможности
обеспечить  безопасное  для  окружающей  природной  среды  и  здоровья
человека обращение с опасными отходами.

         Статья 15. Требования к профессиональной подготовке
           лиц, допущенных к обращению с опасными отходами

     1. Лица,  которые  допущены  к  обращению  с  опасными  отходами,
обязаны     иметь    профессиональную    подготовку,    подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
     2. Ответственность  за  допуск  работников  к  работе  с опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

      Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

     1. Транспортирование опасных отходов  должно  осуществляться  при
следующих условиях:
     наличие паспорта опасных отходов;
     наличие специально   оборудованных   и   снабженных  специальными
знаками транспортных средств;
     соблюдение требований  безопасности  к  транспортированию опасных
отходов на транспортных средствах;
     наличие документации  для  транспортирования  и  передачи опасных
отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов,  цели
и места назначения их транспортирования.
     2. Порядок  транспортирования  опасных  отходов  на  транспортных
средствах,  требования  к  погрузочно-разгрузочным работам,  упаковке,
маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической  и
пожарной   безопасности   определяются  государственными  стандартами,
правилами и нормативами,  разработанными  и  утвержденными  специально
уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

            Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

     1. Ввоз отходов на территорию Российской  Федерации  в  целях  их
захоронения и обезвреживания запрещается.
     2. Ввоз отходов на территорию Российской  Федерации  в  целях  их
использования  осуществляется  на  основании  разрешения,  выданного в
установленном порядке.
     3. Порядок  трансграничного  перемещения  отходов устанавливается
Правительством Российской Федерации.

            ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И
              ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

        Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

     1. В  целях  обеспечения  охраны  окружающей  природной  среды  и
здоровья  человека,  уменьшения  количества  отходов  применительно  к
индивидуальным  предпринимателям  и юридическим лицам,  осуществляющим
деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
     2. Лимиты на размещение отходов устанавливают  в  соответствии  с
нормативами  предельно  допустимых  вредных  воздействий на окружающую
природную   среду   специально   уполномоченные   федеральные   органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие  деятельность   в   области   обращения   с   отходами,
разрабатывают  проекты  нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение.
     4. Порядок   разработки   и  утверждения  нормативов  образования
отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской
Федерации.
     5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов  на  их
размещение  деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц  в  области  обращения   с   отходами   может   быть   ограничена,
приостановлена    или    прекращена    в    порядке,   предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

     Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами

     1. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие  деятельность  в области обращения с отходами,  обязаны
вести в установленном  порядке  учет  образовавшихся,  использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а
также  размещенных  отходов.  Порядок  учета  в  области  обращения  с
отходами  устанавливают  специально  уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией;  порядок статистического учета в области обращения
с   отходами   -   специально   уполномоченный    федеральный    орган
исполнительной власти в области статистического учета.
     2. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие  деятельность  в области обращения с отходами,  обязаны
представлять отчетность  в  порядке  и  в  сроки,  которые  определены
специально  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
области  статистического   учета   по   согласованию   со   специально
уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие  деятельность   в   области   обращения   с   отходами,
обеспечивают хранение материалов учета в течение срока,  определенного
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

              Статья 20. Государственный кадастр отходов

     1. Государственный  кадастр  отходов  включает в себя федеральный
классификационный каталог  отходов,  государственный  реестр  объектов
размещения  отходов,  а  также  банк данных об отходах и о технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
     2. Государственный   кадастр   отходов   ведется  по  единой  для
Российской  Федерации  системе.   Порядок   ведения   государственного
кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

                 ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                    В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

             Статья 21. Основные принципы экономического
             регулирования в области обращения с отходами

     Основными принципами  экономического  регулирования   в   области
обращения с отходами являются:
     уменьшение количества отходов и  вовлечение  их  в  хозяйственный
оборот;
     платность размещения отходов;
     экономическое стимулирование  деятельности  в области обращения с
отходами.

         Статья 22. Программы в области обращения с отходами

     1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов,  их
использованию,   обезвреживанию   и   размещению  с  учетом  состояния
окружающей природной среды,  а также  уровня  социально-экономического
развития  территорий федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  разрабатывают
соответственно  федеральные  целевые  программы и региональные целевые
программы в области обращения с отходами.
     2. Финансирование   программ   в  области  обращения  с  отходами
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации.

                Статья 23. Плата за размещение отходов

     1. Плата   за   размещение  отходов  взимается  с  индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     2. Базовые  нормативы  платы  за  размещение  отходов  определяет
Правительство Российской Федерации.
     3. Дифференцированные  ставки   платы   за   размещение   отходов
устанавливают  с  учетом  экологической  обстановки на соответствующих
территориях  на  основании  базовых  нормативов  платы  за  размещение
отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по  согласованию
со  специально  уполномоченными  федеральными  органами исполнительной
власти  в  области  обращения  с  отходами  в  соответствии  со  своей
компетенцией.

        Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в
                     области обращения с отходами

     1. Экономическое стимулирование деятельности в области  обращения
с отходами осуществляется посредством:
     понижения размера  платы  за  размещение  отходов  индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам,  осуществляющим деятельность,  в
процессе которой образуются  отходы,  при  внедрении  ими  технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
     применения ускоренной   амортизации   основных   производственных
фондов,  связанных с осуществлением деятельности в области обращения с
отходами.
     2. Меры  экономического  стимулирования  деятельности  в  области
обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

          ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

         Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
                    в области обращения с отходами

     1. Государственный контроль за деятельностью в области  обращения
с  отходами  осуществляют специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
     2. Государственный  контроль за деятельностью в области обращения
с отходами включает в себя:
     контроль за   выполнением   экологических,   санитарных   и  иных
требований в области обращения с отходами;
     контроль за  соблюдением требований к трансграничному перемещению
отходов;
     контроль за   соблюдением   требований  пожарной  безопасности  в
области обращения с отходами;
     контроль за  соблюдением  условий  осуществления  деятельности по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
     контроль за  соблюдением  требований  предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
     контроль за  соблюдением  требований  и  правил транспортирования
опасных отходов;
     контроль за  выполнением  мероприятий  по  уменьшению  количества
отходов  и  вовлечению  отходов  в  хозяйственный  оборот  в  качестве
дополнительных источников сырья;
     контроль за достоверностью предоставляемой информации  в  области
обращения с отходами и отчетности об отходах;
     выявление нарушений  законодательства  Российской   Федерации   в
области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению
таких нарушений;
     привлечение в   установленном   порядке  виновных  индивидуальных
предпринимателей  и  юридических  лиц  к  ответственности,  применение
штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного
окружающей природной среде и здоровью человека в результате  нарушения
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
     3. Решения органов,  осуществляющих государственный  контроль  за
деятельностью в области обращения с отходами,  могут быть обжалованы в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

                 Статья 26. Производственный контроль
                    в области обращения с отходами

     1. Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность   в   области
обращения  с  отходами,  организуют  и  осуществляют  производственный
контроль  за  соблюдением   требований   законодательства   Российской
Федерации в области обращения с отходами.
     2. Порядок осуществления  производственного  контроля  в  области
обращения  с  отходами  определяют  юридические  лица,  осуществляющие
деятельность в  области  обращения  с  отходами,  по  согласованию  со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в области обращения с отходами.

                   Статья 27. Общественный контроль
                    в области обращения с отходами

     Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют
граждане  или  общественные  объединения  в  порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

       ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

             Статья 28. Виды ответственности за нарушение
                законодательства Российской Федерации
                    в области обращения с отходами

     Неисполнение или   ненадлежащее    исполнение    законодательства
Российской  Федерации  в  области  обращения  с  отходами должностными
лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную,  административную,
уголовную  или  гражданско-правовую  ответственность  в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

            Статья 29. Исковые требования об ограничении,
        о приостановлении или о прекращении деятельности лиц,
             осуществляемой с нарушением законодательства
         Российской Федерации в области обращения с отходами

     1. Исковые требования  об  ограничении,о  приостановлении  или  о
прекращении деятельности юридических лиц,  осуществляемой с нарушением
законодательства Российской Федерации в области обращения с  отходами,
рассматриваются   судом   или   арбитражным  судом  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     2. Исковые  требования  об  ограничении,  о приостановлении или о
прекращении     деятельности     индивидуальных      предпринимателей,
осуществляемой  с  нарушением  законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами, рассматриваются судом.

                 ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

          Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
             соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные правовые   акты   Российской    Федерации    подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
                                                              Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ