ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.06.98 24-11/05

         ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ,
                   ОТНОСЯЩИХСЯ К СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           26 июня 1998 г.
                              N 24-11/05

                              (ФГ 98-27)


     Министерство финансов Российской Федерации  предлагает  страховым
организациям,  заключающим  договоры  страхования по видам страхования
жизни с использованием согласованных  с  федеральным  органом  надзора
страховых  тарифов,  рассчитанных  с  использованием нормы доходности,
превышающей  2-кратный  размер  действующей  ставки  рефинансирования,
установленной  Центральным банком Российской Федерации,  представить в
Департамент  страхового  надзора   в   месячный   срок   экономическое
обоснование   возможности   выполнения   страховщиком  обязательств  и
обеспечения планируемого инвестиционного дохода.
     К страховым  организациям,  не  согласовавшим  страховые тарифы и
продолжающим заключать договоры страхования жизни  после  1.08.98  г.,
будут  применяться  санкции в соответствии с Положением о порядке дачи
предписания,  ограничения,  приостановления  и  отзыва   лицензии   на
осуществление    страховой    деятельности,    утвержденным   приказом
Росстрахнадзора от 19.06.95 г. N 02-02/17.
     Страховщикам рекомендуется      ежеквартально      пересматривать
максимальную  величину  нормы  доходности,  используемой  при  расчете
страховых  тарифов  по  видам  страхования,  относящимся к страхованию
жизни.
     При этом  норму доходности для расчета величины страховых тарифов
по договорам страхования,  сходным по сроку действия  и  по  характеру
обязательств,   принимаемых   на   себя  по  договору  страховщиком  и
страхователем,   следует   выбирать    на    основе    консервативного
(осторожного)     подхода,     предполагающего     надлежащий    запас
платежеспособности  для  обеспечения  запланированной   доходности   в
течение действия договора страхования.
     При определении   допустимой   нормы   доходности    страховщикам
рекомендуется ориентироваться на меньшую из двух величин:
     сложившуюся норму   доходности   (с    учетом    налогообложения)
государственных   ценных  бумаг  (аукционную  учетную  ставку,  индекс
государственных  ценных  бумаг,  рассчитываемый  ЦБ  РФ)   со   сроком
обращения, наиболее близким к предполагаемому сроку действия договоров
страхования,  среднюю за предшествующий период  продолжительностью  не
менее 12 месяцев;
     доходность активов страховой организации (или изменения стоимости
активов)  за  предшествующий  период  продолжительностью  не  менее 12
месяцев.
     Изменения страховых   тарифов   в   связи   с  увеличением  нормы
доходности от инвестиций активов,  принятой  при  актуарных  расчетах,
требуют  предварительного  согласования  с  Минфином России.  При этом
страховые   организации   представляют    экономическое    обоснование
возможности   выполнения  страховщиком  обязательств,  принимаемых  по
договорам страхования жизни и обеспечения планируемого инвестиционного
дохода.
     В частности,  если страховая  организация  планирует  получить  в
будущем доход,  больший, чем определенный на основании консервативного
подхода,  для согласования страховых  тарифов  следует  представить  в
Департамент страхового надзора:
     а) аналитическую справку о полученной за последний финансовый год
доходности  (с учетом налогообложения) инвестиций в целом по страховой
организации и в случае необходимости по каждому виду активов;
     б) список планируемых направлений инвестиций с разбивкой по видам
активов с указанием их  объема,  полученного  дохода  от  актива  (или
изменения  стоимости актива) за последний год и предполагаемого дохода
от актива (или изменения стоимости  актива)  в  течение  максимального
планируемого срока действия договоров;
     в) необходимые документы (справки,  копии  договоров  и  т.  п.),
подтверждающие     обоснованность     предположений     о    получении
запланированного инвестиционного дохода, если таковые документы в силу
характера  инвестиций  могут  быть  представлены.  В  частности,  если
указанный доход планируется получить по вкладам в  банки  (депозитам),
рекомендуется представить копию договора.

Заместитель министра финансов
Российской Федерации                                        В. КОВАЛЕВ
26 июня 1998 г.
N 24-11/05