О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ПО ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ. Распоряжение. Мэр Москвы. 29.06.98 644-РМ


Страницы: 1  2  


на дату вступления в силу настоящего отчета владельцами оцененной мной
недвижимости или намеревающихся совершить с ней сделку;
     - денежное вознаграждение за проведение мной экспертизы никак  не
связано   с  событиями  или  действиями,  которые  могут  произойти  в
результате моих аналитических доводов,  мнений и выводов, изложенных в
настоящем отчетном документе о проведении экспертизы отчета об оценке;
     - мои аналитические доводы,  мнения и  выводы  были  получены,  а
отчетный   документ   о   проведении  экспертизы  составлен  в  полном
соответствии   с   Правилами    осуществления    оценочной    практики
профессиональных  оценщиков  недвижимости,  расположенной  в  границах
территории Москвы;
     - я   не  осуществил  (осуществил)  личный  осмотр  недвижимости,
которая является предметом проверяемого отчета (Если отчетный документ
о  проведении  экспертизы  (доклад,  памятная  записка или контрольный
лист) будут подписаны более,  чем одним профессиональным оценщиком, то
должно  быть  ясно указано какие профессиональные оценщики осуществили
личный осмотр недвижимости, а какие - нет);
     - никто  не  оказывал  существенной  профессиональной  помощи  ни
одному из профессиональных оценщиков,  подписавших настоящий  отчетный
документ (Если имели место исключения,  то в отчетном документе должны
быть указаны должны быть фамилии,  имена,  отчества, должности и места
работы лиц, оказавших существенную профессиональную помощь).
     Отступление от Обязательных правил 3-2 недопустимо.

      7. Обязательные правила 4: оказание консультационных услуг

     При оказании  консультационных  услуг  в  отношении  недвижимости
профессиональный  оценщик  обязан  знать  положения  настоящих Правил,
полностью их понимать и уверенно применять  их  в  своей  практической
работе для получения достоверных результатов.
     Обязательные правила  4  регулируют  те   же   основные   аспекты
оценочной  практики  профессиональных оценщиков недвижимости,  которые
изложены в Обязательных  правилах  1.  Однако,  в  данном  случае  эти
обязательные  правила  и  рекомендации  относятся  к  консультационной
деятельности  профессионального  оценщика,  то  есть  к  оказанию   им
консультационных услуг.
     Консультационные услуги   могут   оказываться    профессиональным
оценщиком  потребителям  его  услуг  по  договору возмездного оказания
услуг, а также по поручению работодателя.
     Консультационные услуги      представляют      собой     действия
профессионального оценщика,  не  связанные  с  определением  стоимости
конкретной  недвижимости,  рекомендуемой  потребителю  услуг для целей
совершения сделки с такой  недвижимостью.  Примерами  консультационных
услуг может служить:
     - практика использования недвижимости и ее развитие;
     - анализ  использования  недвижимости  с  точки  зрения получения
максимального дохода;
     - проведения  исследований,  касающихся  пригодности недвижимости
для  продажи,  технической   осуществимости   проектов   строительства
улучшений   и   анализ   технико-экономического   обоснования   такого
строительства;
     - практика инвестиций в недвижимость и инвестиционный анализ;
     - анализ рынков недвижимости;
     - иные     аналогичные    работы    и    исследования,    носящие
консультационный характер.
     Профессиональный оценщик  недвижимости должен обладать знаниями и
практическим опытом  проводить  научно-аналитические  исследования  по
программе,   отвечающей   интересам  потребителя  его  услуг,  включая
проведение предварительных исследований и поиска данных,  а также  для
подготовки отчетного документа об оказании консультационных услуг.
     Обязательные правила  4,  в  основном,   регламентируют   порядок
установления основных целей и намерений (интересов) потребителя услуг.
Есть существенное различие между оказанием консультационных  услуг  на
основе  полной беспристрастности профессионального оценщика в качестве
незаинтересованной   в   результатах   услуг   стороны   и   оказанием
консультационных услуг,  облегчающих потребителю таких услуг (клиенту)
достижение его  целей  и  соблюдения  его  интересов.  Оба  этих  вида
консультационных   услуг  может  оказывать  профессиональный  оценщик,
однако он обязан учитывать различие этих услуг при выполнении принятых
на себя обязательств по договору с потребителем.
     Профессиональный оценщик,     привлеченный     для     выполнения
консультационных   услуг    в    качестве    беспристрастного    лица,
незаинтересованной стороны,  не имеет права на получение денежного или
иного вознаграждения, размер которого связан с результатами его работы
по поручению потребителя.
     Профессиональный оценщик,  привлеченный  для  выполнения   работ,
связанных  с отчуждением недвижимости,  продажей прав на нее,  залогом
недвижимости,   изучением   и   проверкой    установленного    размера
налогообложения  недвижимости,  имеет право получать денежное или иное
вознаграждение,  связанное с результатами его работы, при условии, что
роль профессионального оценщика и его обязанности при выполнении таких
работ достоверно установлены в договоре с потребителем услуг.

                       Обязательные правила 4-1

     Профессиональный оценщик  при  оказании консультационных услуг по
вопросам недвижимости обязан:
     а) Быть  надлежащим  профессиональным  оценщиком  и  точно  знать
положения Правил,  понимать их и уверенно применять в своей  оценочной
практике  методы  и  приемы,  необходимые  для  получения  достоверных
результатов.
     б) Не  допускать  существенных ошибок,  пропусков,  погрешностей,
которые отрицательно повлияют на результаты консультационных услуг.
     в) Не  допускать  небрежного  и невнимательного отношения к своим
обязанностям   при   оказании   консультационных   услуг,    поскольку
совокупность  незначительных  ошибок  и  погрешностей может привести к
недостоверным результатам.
     Отступление от Обязательных правил 4-1 недопустимо.
     Обязательные правила 4-1 аналогичны Обязательным правилам 1-1.

                       Обязательные правила 4-2

     Профессиональный оценщик  при  оказании  консультационных   услуг
должен выполнять следующие рекомендуемые правила:
     а) Точно установить и уяснить цели  и  интересы  потребителя  его
услуг.
     б) Сформулировать  свою  задачу   в   соответствии   с   заданием
потребителя    услуг;    определить    назначение   и   предполагаемое
использование  потребителем  услуг  полученных  от   профессионального
оценщика результатов; установить границы поиска и сбора информационных
данных для выполнения консультационных услуг; точно идентифицировать и
описать  недвижимость,  по  поводу  которой  выполняются консультации;
сформулировать  особые  ограничительные  условия;  зафиксировать  дату
оказания  консультационных  услуг и составить соответствующий отчетный
документ.
     в) Обеспечить  сбор,  проверку  и  взаимно увязать информационные
данные,  которые могут  потребоваться  для  оказания  консультационных
услуг   и   если   проводимые   консультации   окажутся  связанными  с
необходимостью   определения   рыночной   стоимости    рассматриваемой
недвижимости,   осуществлять   оценку  в  соответствии  с  положениями
Обязательных правил 1.
     Если установление рыночной стоимости рассматриваемой недвижимости
будет   необходимо,   то   профессиональный    оценщик,    выполняющий
консультационные  услуги,  обязан еще раз просмотреть содержание Общих
обязательных  правил  и  Обязательных  правил  4,  для   того,   чтобы
убедиться,  что  никакие  личные интересы профессионального оценщика в
отношении  денежного  или  иного  вознаграждения  за  консультационные
услуги  не  нарушают  правил  обеспечения независимости его действий и
суждений.
     Профессиональный оценщик,  оказывающий  консультационные  услуги,
если сочтет это необходимым,  может привлечь (лично  или  при  участии
потребителя    его    услуг)    для    оценки   недвижимости   другого
профессионального оценщика.
     г) Использовать,   при  необходимости,  для  изучения  и  анализа
собранных информационных данных  специальные  средства  или  применять
специальные методы.
     д) Обосновать свой план оказания консультационных услуг, опираясь
на действующую нормативную правовую базу.
     Оказание консультационных услуг должно начаться с однозначного  и
точного  установления  целей  и  интересов потребителя услуг,  которые
могут быть неточно и неоднозначно сформулированы в задании потребителя
профессиональному   оценщику.   Если   консультационные  услуги  будут
касаться  специфических  объектов  недвижимости,  то  профессиональный
оценщик обязан получить правовое описание такого объекта, точный адрес
его  местоположения,  другие  существенные  характерные   особенности,
присущие этому объекту.
     Профессиональный оценщик обязан определить объем и  границы  свой
деятельности,   направленной  на  успешное  оказание  консультационных
услуг,  всю методологию выполнения задачи,  поставленной  потребителем
услуг,   порядок   получения   специфических   информационных  данных,
связанных с выполняемыми профессиональным оценщиком функциями.

                       Обязательные правила 4-3

     Профессиональный оценщик   при  оказании  консультационных  услуг
должен выполнять следующие правила в случаях, если они применимы:
     а) Определить,   если   это   возможно,   альтернативные  способы
достижения  целей  и  соблюдения  интересов  потребителя   услуг   при
выполнении  поставленной  им  задачи  и  проанализировать применимость
таких способов.
     б) Установить известные и предполагаемые ограничения для  каждого
из  альтернативных  способов  и  оценить  их  влияние  на  возможность
выполнения задачи, поставленной потребителем услуг.
     в) Определить  перечень  известных  и  предполагаемых  источников
информационных данных для каждого из альтернативных способов.
     г) Выбрать оптимальный способ для выполнения задачи, поставленной
потребителем услуг.
     Профессиональный оценщик   после  тщательного  рассмотрения  всех
возможных альтернативных способов должен выбрать  оптимальный  способ,
который  обеспечит  наилучшие условия выполнения задач и прогнозов для
потребителя услуг.  Все выводы профессионального оценщика должны  быть
логически   обоснованы,   а   все   затруднения,  которые  накладывают
ограничения на выбор оптимального способа, должны быть учтены.

                       Обязательные правила 4-4

     Профессиональный оценщик   при   осуществлении   анализа   рынков
недвижимости  должен  соблюдать следующие правила,  если они применимы
для данного случая:
     а) Определить    границы   анализируемого   рынка   недвижимости,
идентифицировать вид недвижимости,  установить и описать сферы влияния
такого рынка недвижимости.
     б) Установить  и  проанализировать  существующие  на данном рынке
недвижимости условия спроса и предложения.
     в) Установить   характер   и   прогноз   воздействий   на   рынок
недвижимости,  которые  могут  быть  оказаны  на состояние этого рынка
ожидаемым экономическим развитием, в том числе увеличением предложения
на таком рынке.
     г) Выполнить действия,  предусмотренные правилом в)  Обязательных
правил  4-4,  при  условии  будущего роста спроса на исследуемом рынке
недвижимости.
     Профессиональный оценщик  должен  тщательно  и  умело  установить
границы рыночных отношений,  которые необходимо подвергнуть анализу  и
обязан свой выбор обосновать логичными и достоверными доводами.
     Профессиональный оценщик   должен   установить   вид   или   виды
рассматриваемой недвижимости и подвергнуть анализу условия, которые со
значительной степенью вероятности смогут оказать существенное  влияние
на состояние спроса и предложения на исследуемом рынке недвижимости.
     Профессиональный оценщик должен изложить  свою  оценку  состояния
емкости исследуемого рынка недвижимости,  оценку конкурентоспособности
рассматриваемой  недвижимости,  включая  прогноз  влияния   возможного
будущего  изменения  соотношения  спрос-предложение на стоимость такой
недвижимости.
     От профессионального  оценщика  может потребоваться изложение его
мнения относительно возможной цены продажи  недвижимости  или  размера
арендной  платы  за  недвижимость,  которая  найдет  спрос  на  рынке.
Профессиональный   оценщик   должен    подробно    изложить    условия
представления   на  рынок  конкурирующих  объектов  недвижимости,  что
позволит сделать достоверные  прогнозы  относительно  цены  и  размера
арендной   платы,   которые   установятся   на  рынке  соответствующей
недвижимости.
     Анализ экономических     изменений     рынка    недвижимости    в
соответствующей       местности       (административно-территориальном
образовании),  где  расположен  рассматриваемый  объект  недвижимости,
может включать следующие основные элементы:
     - численность населения;
     - уровень занятости;
     - уровень  процентных  ставок по кредитам и по депозитам;
     - градостроительное  зонирование  территории  и  административное
деление территории;
     - средний   уровень   арендной   платы  за  площади  недвижимости
рассматриваемого вида и  средний  уровень  дохода  (заработной  платы)
населения на данной территории;
     - аналогичные  объекты   недвижимости,   находящиеся   в   стадии
строительства на данной территории;
     - наличие  вакантных  объектов  недвижимости  как   потенциальных
конкурентов рассматриваемой недвижимости;
     - наличие  транспортных  коммуникаций,  наличие  и  достаточность
инженерной  инфраструктуры,  стоимость  эксплуатации  канализационных,
водопроводных,  энергетических  и  коммуникационных   сетей   (средств
связи).
     Методология составления   прогнозов   должна   быть   приемлемой,
практически  удобной  для   проверки,   и   обеспечивающей   получение
достоверных результатов.
     Независимо от   используемых   моделей   обеспечения   прогнозов,
профессиональный  оценщик  должен  ясно,  однозначно и кратко изложить
принятые им модели и методологии прогнозирования.

                       Обязательные правила 4-5

     Профессиональный оценщик  при  проведении   анализа   возможности
инвестирования в недвижимость, освещении вопросов, касающихся движения
денежных потоков  должен  соблюдать,  если  они  применимы,  следующие
правила:
     а) Учитывать  и  анализировать  количество  поступающих  доходов,
используя сопоставимые размерности таких доходов.
     б) Учитывать и анализировать историю расходов, включая расходы на
формирование обязательных и необязательных фондов.
     в) Учитывать  и  анализировать  наличие  финансовых  средств,  их
денежного  эквивалента  и  установленных  сроков  уплаты  обязательных
платежей за использование недвижимости.
     г) Выбрать   наиболее   приемлемый   метод  обработки  и  анализа
поступлений денежных потоков.
     д) Учитывать  и  анализировать  характер  денежного   оборота   в
рассматриваемой   инвестиционной   системе   в  течение  установленных
временных периодов.
     Поскольку решения  об  инвестициях  в  недвижимость  основаны  на
анализе   условий   вложения   капитала,   профессиональный   оценщик,
осуществляющий  консультационные  услуги   для   потребителя,   обязан
разработать  или  использовать  известные  инвестиционные критерии,  с
учетом основных прогнозируемых им изменений,  которые могут  произойти
на рынках недвижимости и на финансовых рынках.
     Кроме того,   профессиональный    оценщик    должен    разъяснить
потребителю  сущность и значение применяемых им для анализа финансовых
показателей  (например,  ставка  внутренней  доходности  и  т.п.),   в
понятной  потребителю форме изложить применяемые им методы финансового
анализа, сущность и назначение используемых компьютерных программ.
     Для точного соблюдения Обязательных правил  4-5  профессиональный
оценщик  обязан  строго  придерживаться  Общих обязательных правил,  в
части достаточности своих знаний,  опыта  и  полномочий  для  оказания
услуг по консультированию по вопросам инвестиций в недвижимость.

                       Обязательные правила 4-6

     Профессиональный оценщик при выполнении консультационных услуг по
анализу  осуществимости или анализу технико-экономического обоснования
строительства  новых  улучшений  должен  руководствоваться,  если  они
применимы, следующими правилами:
     а) Провести  полный  анализ  конъюнктуры  соответствующего  рынка
недвижимости на основе доступных достоверных данных.
     б) Применить результаты проведенного анализа рынка недвижимости к
альтернативным выбранным профессиональным оценщиком вариантам действия
для выполнения задач, поставленных потребителем услуг, в том числе:
     - определить  и  проанализировать возможные расходы,  связанные с
реализацией каждого из вариантов действий;
     - учесть  и  проанализировать  вероятность изменений ограничений,
налагаемых или возникающих при реализации каждого из вариантов;
     - спрогнозировать и проанализировать возможный доход,  приносимый
каждым из вариантов.
     Получение результатов анализа соответствующего рынка недвижимости
является  важнейшей  стадией  для  проведения  анализа  осуществимости
предполагаемого использования  недвижимости  или  строительства  новой
недвижимости.
     Профессиональный оценщик  должен  сравнить  следующие  показатели
проекта  потребителя  услуг  с  полученными  результатами проведенного
анализа соответствующего рынка недвижимости:
     - стоимость  строительства  (реконструкции) недвижимости (расходы
на  подготовку  строительного   проекта,   получение   разрешения   на
строительство,   стоимость  строительных  материалов,  их  доставки  и
монтажа,  денежные  или  иные  вознаграждения  выплачиваемые  в   ходе
осуществления   строительства   и   т.п.),   а   также  предполагаемые
эксплуатационные расходы,  налоги на недвижимость и  иные  расходы  по
содержанию недвижимости;
     - временную   последовательность   действий   по   подготовке   и
реализации проекта потребителя услуг по строительству  (реконструкции)
недвижимости(планирование, строительство, маркетинг);
     - вид и размеры финансирования проекта;
     - прогнозы движения денежных потоков;
     - продолжительность ожидаемых доходов от проекта.
     Профессиональный оценщик     должен    располагать    достаточным
количеством достоверных данных для того, чтобы оценить будет ли проект
развиваться в соответствии с ожиданиями потребителя услуг, является ли
проект экономически  осуществимым  и  отвечает  ли  проект  финансовым
целям, поставленным потребителем услуг профессионального оценщика.

                      8. Обязательные правила 5:
            оформление результатов консультационных услуг

     Профессиональный оценщик     по     результатам     осуществления
консультационных    услуг    обязан    составить   отчетный   документ
установленной формы и содержания,  в котором он  должен  изложить  все
выполненные им действия по анализу данных,  свои мнения и выводы ясным
и   точным   языком,   не    допускающим    каких-либо    непониманий,
двусмысленностей и противоречий.
     Обязательные правила  5  по  своему   назначению   и   содержанию
аналогичны Обязательным правилам 2.
     Все свои мнения и вывода профессиональный оценщик обязан изложить
логично  и  убедительно.  Все  изложение должно быть систематизировано
таким образом,  чтобы от общих выводов можно было переходить в  уровню
анализа,   носящего   характер,   соответствующий   задаче   и  целям,
поставленным  потребителем  услуг.  Наиболее  сложные  для   понимания
вопросы и темы должны быть изложены и разъяснены подробно в деталях.
     Во многих  случаях  оказания  консультационных  услуг   действия,
мнения    и    выводы   профессионального   оценщика   должны   носить
беспристрастный и  непредвзятый  характер.  Поэтому,  профессиональный
оценщик  должен  точно  определить цели и намерения потребителя услуг,
изложенные   в   его   задании   или    в    поручении    работодателя
профессиональному  оценщику.  В  отчетном  документе профессионального
оценщика,  принявшего предложение клиента или  поручение  работодателя
все  действия  и  роль  профессионального  оценщика  должны быть точно
изложены.

                       Обязательные правила 5-1

     Каждый отчетный документ профессионального оценщика о  выполнении
консультационных услуг (доклад) должен:
     а) Содержать ясное и точное изложение,  не допускающее  различных
толкований,  оказываемых  профессиональным  оценщиком консультационных
услуг.
     б) Содержать   достаточное   количество  достоверной  информации,
которая позволит лицу или лицам,  которые получат доклад, пользоваться
этим документом в качестве источника обоснования своих решений.
     в) Содержать  ясные  и  точные разъяснения,  касающиеся необычных
предпосылок и предположений,  а также ограничивающих условий,  которые
могут  оказать  воздействие на деятельность профессионального оценщика
при оказании консультационных услуг,  и  его  окончательные  выводы  и
рекомендации, если таковые им будут сделаны.
     Отступление от Обязательных правил 5-1 недопустимо.
     Доклад профессионального    оценщика    (отчетный   документ)   о
выполненных  им  консультационных  услугах  должен   быть   полным   и
исчерпывающим,  позволяющим  потребителю  услуг полностью осознать всю
проблему   в   целом   и   проследить    за    выполнением    действий
профессионального  оценщика  шаг  за  шагом.  Все приводимые в докладе
профессионального оценщика данные,  результаты анализа, предположения,
выводы   и   рекомендации  должны  быть  подтверждены  соответствующим
образом.  Указания  профессионального  оценщика  на  используемые   им
аналитические,  математические  (статистические) и логические методы и
обоснования должны  быть  неотъемлемой  частью  доклада  о  выполнении
консультационных услуг.

                       Обязательные правила 5-2

     Каждый доклад    профессионального    оценщика    об    оказанных
консультационных  услугах  должен  быть  составлен  в  соответствии со
следующими правилами и должен содержать:
     а) Основание  оказания консультационных услуг и изложение задачи,
поставленной профессиональному оценщику.
     б) Изложение цели оказываемых консультационных услуг.
     в) Описание и идентификацию конкретного рассматриваемого  объекта
недвижимости, если таковой имеется.
     г) Данные  о  квалификации   профессионального   оценщика,   дату
оказания   консультационных   услуг   и  дату  составления  доклада  о
выполнении консультационных услуг.
     д) Описание  всей проделанной профессиональным оценщиком работы и
сведения о собранных информационных данных,  включая границы (глубину)
информационного поиска и указание источников информационных данных.
     е) Все  предпосылки,  предположения  и  ограничивающие   условия,
которые  могут  повлиять  на  процессы  анализа,  на мнение,  выводы и
рекомендации профессионального оценщика.
     ж) Сведения  о  собранных  информационных данных,  осуществленных
консультационных процедурах (методике  проведения  консультаций)  и  о
доводах,  подтверждающих  достоверность изложенных анализов,  мнений и
выводов.
     з) Изложение  окончательных  выводов профессионального оценщика и
рекомендаций потребителю услуг, если такие рекомендации были сделаны.
     и) Любую  дополнительную информацию,  которая может потребоваться
для   подтверждения   обоснованности   допущенных    отступлений    от
Обязательных правил 5.
     к) Подписанное профессиональным оценщиком Заявление, составленное
в соответствии с Обязательным правилом 5-3.
     Отступление от Обязательных правил 5-2 недопустимо.
     Профессиональный оценщик   обязан   изложить  своем  докладе  все
предпосылки,  предположения и ограничивающие условия, с учетом которых
были   оказаны   консультационные   услуги   и   которые  подтверждают
соответствие  оказанных  услуг   настоящим   Правилам.   Специфические
требования или условия,  предъявленные потребителем услуг, должны быть
изложены   со   всей   полнотой   как   отдельный    раздел    доклада
профессионального оценщика,  излагающая цели оказания консультационных
услуг.
     Профессиональный оценщик  обязан  проанализировать  правомерность
требований и условий потребителя его услуг,  и  если  профессиональный
оценщик   сочтет   их   приемлемыми,  он  должен  в  докладе  изложить
соответствующие доводы, подтверждающие его мнение о приемлемости.
     Профессиональный оценщик  должен  хранить  подписанные  им  копии
докладов в течение срока,  установленного  Правилами  для  отчетов  об
оценке  и  представлять копии докладов по соответствующему запросу при
прохождении очередной  переаттестации  профессиональных  оценщиков,  а
также в иных случаях, установленных действующим законодательством.
     Из доклада     профессионального     оценщика     об     оказании
консультационных   услуг,   представленного   потребителю   услуг  или
работодателю,  необходимо исключить все положения,  которые могут быть
квалифицированы  как добрые намерения и пожелания.  Все отступления от
установленных   правил,   а   также   любые   влияния   на    оказание
консультационных   услуг  необычных  фактов  и  условий,  связанных  с
рассматриваемой  проблемой,  должны  быть  мотивированы  и   объяснены
профессиональным оценщиком.
     Доклад профессионального  оценщика   должен   иметь   однозначную
трактовку  и  не  содержать  явно  обманных  положений,  поскольку это
представляет собой нарушение Общих обязательных правил.

                       Обязательное правило 5-3

     Каждый доклад   профессионального    оценщика    о    выполненных
консультационных   услугах   (в   том  числе  и  доклад  о  внутреннем
консультировании для своего работодателя) должен включать  подписанное
им Заявление,  составленное в следующей форме и помещенное в последнем
разделе доклада:
     Я, (фамилия,  имя, отчество), являясь надлежащим профессиональным
оценщиком недвижимости,  с полным  пониманием  существа  вопроса  и  в
соответствии со сложившимся у меня мнением заявляю, что:
     - все факты, изложенные в настоящем докладе, мной проверены;
     - приведенные   анализы,  мнения,  выводы  и  рекомендации  (если
таковые имеются) ограничиваются  лишь  принятыми  мной  допущениями  и
существующими  ограничительными  условиями  и  представляют  собой мои
личные беспристрастные профессиональные формулировки;
     - в   отношении  недвижимости,  являющейся  предметом  настоящего
доклада,  я не имею никакой личной заинтересованности ни сейчас  ни  в
перспективе,  а  также  я  не имею интересов или намерений в поддержке
любого из лиц, являющихся на дату вступления в силу настоящего доклада
владельцами   рассмотренной   мной   недвижимости  или  намеревающихся
совершить с ней сделку;
     - оплата  моих  услуг  не  связана  ни  с  каким  (или  связано с
определенным) фактом,  действием или событием, возникшими в результате
выполнения  мной  консультационных  услуг или в связи с использованием
моего доклада.  (Если  денежное  или  иное  вознаграждение  связано  с
определенным  действием  или  событием,  то характер этой связи должен
быть  раскрыт  и  описан  профессиональным   оценщиком   в   настоящем
Заявлении);
     - мои анализы,  мнения  и  выводы  осуществлялись,  а  доклад  об
оказании  консультационных  услуг  составлен  в  полном соответствии с
Правилами осуществления оценочной практики профессиональных  оценщиков
недвижимости, расположенной в границах территории Москвы;
     - я  осуществил (или я не осуществил) личный осмотр недвижимости,
которая являлась предметом рассмотрения  в  настоящем  докладе.  (Если
доклад подписан несколькими профессиональными оценщиками, то настоящее
Заявление должно содержать точные сведения о том кто осуществил личный
осмотр, а кто не осуществил);
     - никто  не  оказывал  мне (или нам - лицам,  подписавшим доклад)
существенной профессиональной помощи в осуществлении  консультационных
услуг и составлении настоящего доклада.
     Отступление от Обязательного правила 5-3 недопустимо.

            9. Рассмотрение дел о фактах нарушения Правил

     Дела о  фактах  нарушения  Правил  профессиональными   оценщиками
рассматриваются    уполномоченным    органом    Московской   городской
администрации,  если иное не установлено соответствующими нормативными
правовыми актами.
     Основанием для рассмотрения дела о факте нарушения  Правил  могут
являться:
     - данные  контрольной   проверки   копий   отчетных   документов,
представляемых  профессиональными оценщиками при прохождения очередной
официальной переаттестации;
     - письменная   жалоба   потребителей  услуг  на  профессиональных
оценщиков или оценщиков при осуществлении ими оценочной практики;
     - представление   аккредитованных   некоммерческих   организаций,
осуществивших      общественную      (дополнительную)       аттестацию
профессиональных оценщиков.
     Порядок и   сроки   рассмотрения   дел   о    фактах    нарушения
профессиональными оценщиками недвижимости, расположенной на территории
Москвы  настоящих  Правил  устанавливается  московскими   нормативными
правовыми актами.

            10. Ответственность профессиональных оценщиков
                         за нарушение Правил

     В случае подтверждения факта нарушения профессиональным оценщиком
настоящих Правил при осуществлении им оценочной практики  в  отношении
такого профессионального оценщика, в зависимости от тяжести нарушения,
может быть:
     - приостановлена   на  фиксированный  срок  действительность  его
официальной   аккредитации   при   уполномоченном   органе   городской
администрации  Москвы  с  внесением  соответствующей  записи  в Реестр
профессиональных оценщиков недвижимости,  расположенной на  территории
Москвы;
     - прекращена  действительность  его  официальной  аккредитации  с
внесением  соответствующей  записи в Реестр профессиональных оценщиков
недвижимости, расположенной на территории Москвы.
     С момента    внесения    соответствующей    записи    в    Реестр
профессиональный    оценщик    перестает    признаваться    надлежащим
профессиональным  оценщиком  и  Московская  городская администрация не
принимает  во  внимание  и  не   рассматривает   отчетные   документы,
подготовленные и подписанные таким профессиональным оценщиком, а также
рекомендует потенциальным  клиентам  воздерживаться  от  услуг  такого
профессионального  оценщика  при осуществлении им оценочной практики в
отношении недвижимости, расположенной на территории Москвы.
     Положение об    ответственности    профессиональных     оценщиков
недвижимости,   расположенной   на   территории  Москвы,  утверждается
московскими нормативными правовыми актами.

  
                                                          Приложение 2
                                            к распоряжению Мэра Москвы
                                           от 29 июня 1998 г. N 644-РМ

                       ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОФИЦИАЛЬНОЙ
             (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ
               ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЦЕНЩИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ

     1. Общие   положения,   значение   официальных  (государственных)
аттестаций и аккредитаций и основные понятия
     1.1. Официальная  (государственная)  аттестация  профессиональных
оценщиков недвижимости,  расположенной в  границах  территории  Москвы
(далее   -   Аттестация)   -   осуществляемая   Московской   городской
администрацией процедура периодической проверки знаний физических лиц,
претендующих  на  приобретение  статуса профессионального оценщика или
являющихся  профессиональными  оценщиками  (далее  -  соискатели)   по
теоретическим  основам  оценки  недвижимости и их практических навыков
осуществления оценочной практики.
     1.2. Официальная  (государственная) аккредитация профессиональных
оценщиков недвижимости (далее  -  Аккредитация)  -  выражение  доверия
профессиональным    оценщикам    недвижимости   Московской   городской
администрацией по результатам успешного прохождения Аттестации.
     1.3. Соискатель   -  физическое  лицо,  отвечающее  установленным
требованиям и  письменно  изъявившее  намерение  пройти  Аттестацию  и
получить Аккредитацию в соответствии с настоящим Положением.
     1.4. Аттестационный экзамен  -  форма  проведения  Аттестации  по
результатам  которого  соискатель  может получить Аккредитацию первого
уровня или быть допущенным ко второму этапу Аттестации второго уровня.
     1.5. Форма проведения Аттестации  и  срок  прохождения  очередной
переаттестации устанавливается отдельно для Аккредитации соискателей в
качестве профессиональных  оценщиков  недвижимости  первого  уровня  и
профессиональных оценщиков недвижимости второго уровня.
     1.6. Для   приобретения   соискателем  статуса  профессионального
оценщика недвижимости,  имеющего действительную  Аккредитацию  первого
уровня    Аттестация    проводится    только   в   форме   письменного
аттестационного экзамена (далее - Экзамен)  по  теоретическим  основам
оценки недвижимости.
     1.7. Для  приобретения  соискателем   статуса   профессионального
оценщика  недвижимости,  имеющего  действительную Аккредитацию второго
уровня Аттестация дополнительно к Экзамену  по  теоретическим  основам
оценочной  деятельности  включает  в  себя  второй этап - практическое
тестирование  в  форме  составления  и  проверки  отчета   об   оценке
конкретного   (эталонного)   объекта   недвижимости,   а  также  может
дополнительно включать в себя  экспертизу  копии  любого  из  отчетных
документов,  указанных соискателем в перечне,  прилагаемом к заявлению
на прохождение Аттестации.
     1.8. Экзамены  могут  подразделяться  по  составу и содержанию на
экзамены по проверке теоретических знаний по  оценке  как  всех  видов
недвижимости,  расположенной  в  границах территории Москвы,  так и по
отдельным   видам   недвижимости    (жилая    недвижимость,    нежилая
недвижимость,  участки территории города, включая входящие в их состав
земельные участки, участки недр и участки воздушного пространства).
     1.9. Состав  и  содержание Экзаменов устанавливается нормативными
правовыми актами Московской городской администрации.
     1.10. Экзамены   проводятся   в  обезличенной  письменной  форме,
обеспечивающей равные  условия  для  всех  соискателей,  объективность
проверки  результатов  и  принятия  решения о сдаче Экзамена.  Экзамен
длится от трех до пяти часов без перерыва.
     1.11. Аттестационная   комиссия   -   организационная  структура,
подчиненная Комиссии при Мэре Москвы по  разработке  нормативной  базы
землепользования,  градостроительства  и  управления  недвижимостью  -
Уполномоченному    органу    Московской    городской    администрации.
Аттестационная  комиссия  состоит из Экзаменационной комиссии и Группы
практического тестирования.
     1.12. Персональный  состав Аттестационной комиссии формируется из
представителей    Уполномоченного    органа,    представителей    иных
подразделений  Московской  городской  администрации  и  представителей
учреждений  образования,  включенных  в  состав  Коллегии  Московского
совета по оценке.
     Председателем Аттестационной   комиссии   является   руководитель
Уполномоченного   органа,  который  формирует  персональный  состав  и
назначает   председателей   Экзаменационной    комиссии    и    Группы
практического  тестирования.  Ответственным  секретарем Аттестационной
комиссии может быть назначен только сотрудник Уполномоченного органа.
     1.13. Экзаменационная комиссия обеспечивает:
     - проведение Экзамена;
     - проверку  экзаменационных  билетов  и  определение  результатов
Экзамена.
     1.14. Группа практического тестирования обеспечивает:
     - проведение практического тестирования;
     - определение результатов практического тестирования.
     1.15. Выдачу  документов  о  прохождении  Аттестации  и  внесение
данных   об   Аттестации  и  Аккредитации  профессиональных  оценщиков
недвижимости  в  соответствующий  Реестр  осуществляет  Уполномоченный
орган.
     1.16. Аттестационная  комиссия   действует   в   соответствии   с
положением,   утверждаемым  по  представлению  Уполномоченного  органа
распоряжением  Первого  заместителя  Премьера  Правительства   Москвы,
назначенного Председателем Московского совета по оценке.
     1.17. Типовые  задачи  и   вопросы   Экзаменов   для   проведения
Аттестаций  первого и второго уровня - подготовленные в соответствии с
нормативными правовыми актами Москвы перечни  тем,  основных  понятий,
вопросов  и задач.  Типовые задачи и вопросы Экзаменов,  как для всех,
так и для  отдельных  видов  недвижимости  утверждаются  отдельно  для
Аттестации первого и второго уровня.
     1.18. Экзаменационный билет - набор определенного числа  (равного
для всех соискателей,  сдающих конкретный Экзамен) задач и вопросов из
списка  типовых  задач  и  вопросов  Экзаменов.   Задачи   и   вопросы
экзаменационного  билета  формируются таким образом,  чтобы обеспечить
уникальность каждого экзаменационного билета и  исключить  возможность
недобросовестного прохождения Аттестации соискателями.
     1.19. Любые разночтения,  неточности,  опечатки,  обнаруженные  в
розданных  соискателям  экзаменационных  билетах,  должны  толковаться
Экзаменационной  комиссией  при  определении  результатов  Экзамена  в
пользу соискателя.
     1.20. Документом,  выдаваемым физическим лицам, успешно прошедшим
Аттестацию    соответствующего    уровня    является    Свидетельство,
подтверждающее   внесение   в   Реестр   профессиональных    оценщиков
недвижимости записи о факте успешного прохождения Аттестации.
     1.21. Профессиональные оценщики недвижимости,  записи об успешном
прохождении Аттестаций которых внесены в Реестр,  приобретают  с  даты
внесения  таких записей на срок до проведения очередной переаттестации
статус    профессионального    оценщика     недвижимости,     имеющего
действительную Аккредитацию первого или второго уровня.
     1.22. Статус    официально   аккредитованного   профессионального
оценщика  недвижимости  соответствующего  уровня  действует  до   даты
прохождения  очередной  переаттестации,  если Аккредитация конкретного
профессионального оценщика недвижимости досрочно не приостановлена или
не  прекращена в порядке,  установленном нормативными правовыми актами
Москвы.
     1.23. Профессиональные     оценщики     недвижимости,     имеющие
действительную Аккредитацию первого уровня  имеют  право  осуществлять
оценочную   практику  в  отношении  недвижимости,  являющейся  частной
собственностью,  а  Московская   городская   администрация   обязуется
принимать  во внимание и учитывать отчетные документы,  подготовленные
такими  профессиональными  оценщиками  в  течение  срока  действия  их
Аккредитации.
     1.24. Профессиональные     оценщики     недвижимости,     имеющие
действительную  Аккредитацию  второго  уровня имеют право осуществлять
оценочную практику,  как в отношении недвижимости,  являющейся частной
собственностью,   так   и   в   отношении   недвижимости,   являющейся
государственной  собственностью   Москвы,   а   Московская   городская
администрация  обязуется  принимать  во  внимание и учитывать отчетные
документы,  подготовленные  такими  профессиональными   оценщиками   в
течение действия срока их Аккредитации.
     1.25. Профессиональные     оценщики     недвижимости,     имеющие
действительную   Аккредитацию   второго  уровня,  становятся  на  срок
действия  такой  Аккредитации  потенциальными  партнерами   Московской
городской  администрации  и имеют право на получение городского заказа
на проведение оценки недвижимости в порядке, установленном московскими
нормативными правовыми актами.
     1.26. Срок действия Аккредитации первого или второго  уровня  два
календарных   года  с  даты  внесения  записи  в  Реестр,  если  такая
Аккредитация досрочно не приостановлена или не прекращена  в  порядке,
установленном нормативными правовыми актами Москвы.
     1.27. Основаниями для приостановления или досрочного  прекращения
действия  Аккредитации  профессионального  оценщика  является решение,
принятое   Уполномоченным   органом   по   результатам    рассмотрения
обоснованной   жалобы   потребителя   услуг  такого  профессионального
оценщика.
     1.28. Профессиональный     оценщик,     имеющий    действительную
Аккредитацию,  должен не позднее срока ее окончания  пройти  очередную
переаттестацию.
     1.29. К прохождению Аттестации второго уровня допускаются  только
профессиональные   оценщики   недвижимости,   имеющие   действительную
Аккредитацию первого уровня в течение не  менее,  чем  одного  полного
срока  действия  такой  Аккредитации  (два  календарных  года),  а для
прохождения переаттестации второго уровня - профессиональные оценщики,
имеющие действительную Аккредитацию второго уровня.

                   2. Условия допуска к Аттестации

     2.1. Прием документов соискателей,  проведение Экзаменов и выдача
Свидетельств  или  справок  по   результатам   проведения   Аттестаций
осуществляются  в  помещениях,  адреса которых,  время приема и выдачи
устанавливаются  Уполномоченным  органом  и  доводятся   до   сведения
соискателей.
     2.2. Порядок проведения второго этапа Аттестации второго  уровня,
связанного   с   подготовкой   отчета  об  оценке  эталонного  объекта
недвижимости,  указывается в материалах,  выданных  соискателям  после
приема документов на Аттестацию.
     2.3. Число  соискателей,  допущенных  к   очередной   Аттестации,
определяется,  исходя  из  возможностей обеспечения нормальных условий
для проведения каждого Экзамена.
     2.4. Число  Аттестаций в каждом месяце или квартале определяется,
исходя из числа заявлений соискателей и имеющихся возможностей  по  их
удовлетворению.
     2.5. За  прохождение  Аттестации  (переаттестации)  с  соискателя
взымается сумма, покрывающая затраты на проведение Аттестации (далее -
Оплата).  Оплата вносится на счет,  установленный Московской городской
администрацией.    Оплата    соискателю    не   возвращается.   Оплата
действительна в  течение  3  (трех)  календарных  месяцев  с  даты  ее
внесения на соответствующий расчетный счет.
     2.6. Оплата включает в себя сумму за формирование аттестационного
дела,  подготовку  необходимых экзаменационных материалов,  проведение
Экзамена,   организацию   проведения   оценки    эталонного    объекта
недвижимости  и  проверки  подготовленного  отчетного  документа  (для
Аттестации второго уровня), ведение Реестра профессиональных оценщиков
недвижимости,  изготовление и выдачу Свидетельства, подготовку справок
для лиц,  не прошедших Аттестацию и  иные  расходы  по  организации  и
проведению Аттестации.
     2.7. При проведении второго этапа Аттестации второго  уровня,  по
результатам  проверки отчетного документа об оценке эталонного объекта
недвижимости,  в качестве составного элемента второго этапа Аттестации
может  быть  проведена экспертиза копий любого из отчетных документов,
указанных  профессиональным  оценщиком  в   перечне,   прилагаемом   к
заявлению на прохождение Аттестации.
     2.8. Оплата составляет:
     2.8.1. Для  соискателей  -  кадровых  офицеров  Российской армии,
уволенных  в  запас,  временно   безработных,   зарегистрированных   в
установленном  порядке  в Департаменте труда и занятости Правительства
Москвы   (Московской   бирже   труда),   пенсионеров   (работающих   и
неработающих), в том числе получающих пенсию (пособие) по инвалидности
-  5  (пять)  минимальных  размеров  оплаты  труда   для   прохождения
Аттестации первого уровня;
     2.8.2. Для соискателей - государственных служащих,  работающих  в
подразделениях  Московской  городской администрации,  по представлению
заместителя Премьера Правительства  Москвы,  курирующего  деятельность
соответствующего  подразделения - бесплатно для прохождения Аттестации
первого и второго уровней;
     2.8.3. Для   всех   остальных   лиц,  то  есть  для  соискателей,
допускаемых к Аттестации  (переаттестации)  первого  уровня  на  общих
основаниях, - 10 (десять) минимальных размеров оплаты труда;
     2.8.4. Для прохождения Аттестации (переаттестации) второго уровня
-  25  (двадцать  пять)  минимальных  размеров  оплаты  труда для всех
соискателей, за исключением государственных служащих.
     2.9. Для    прохождения    Аттестации    соискатель    подает   в
Уполномоченный орган заявление установленного образца.
     2.10. Соискателем  на  прохождение  Аттестации  первого  уровня к
такому заявлению в обязательном порядке прилагаются:
     - подлинник и копия диплома, подтверждающего наличие у соискателя
среднего профессионального или высшего  профессионального  образования
(допускается  также  представление  подлинника  справки установленного
образца о незаконченном высшем профессиональном образовании);
     - подлинник  и  копия  документа,   подтверждающего   прохождение
соискателем   курса   обучения   по   оценке  недвижимости  (в  случае
прохождения обучения в учреждении образования);
     - подлинник и копию документа, подтверждающего Оплату.
     2.11. Соискатель,  являющийся профессиональным оценщиком, имеющим
действительную    аккредитацию   первого   уровня,   для   прохождения
переаттестации  первого  уровня  может   дополнительно   приложить   к
заявлению:
     - подлинник  и  копию  документа,   подтверждающего   прохождение
соискателем  курсов  по  переподготовке  или повышению квалификации по
оценке в течение срока действия его аккредитации (в случае прохождения
обучения в учреждении образования);
     - собственноручно подписанную справку с  перечнем  подготовленных
самостоятельно  или  в  группе  с  иными  профессиональными оценщиками
отчетных  документов  об  оценке  в   течение   срока   действия   его
Аккредитации.
     2.12. Соискатель  для  прохождения  Аттестации  второго  уровня к
заявлению в обязательном порядке прилагает:
     - подлинник и копию диплома, подтверждающего наличие у соискателя
высшего  профессионального  образования,  преимущественно,  в  области
физики,   химии,   математики,   техники   (включая   строительство  и
архитектуру), экономики, финансов или юриспруденции;
     - подлинник   и   копию  документа,  подтверждающего  прохождение
соискателем курсов по переподготовке  или  повышению  квалификации  по
оценке  недвижимости  в  течение  срока  действия  его аккредитации (в
случае прохождения обучения в учреждении образования);
     - собственноручно  подписанную  справку  с перечнем хранящихся им
копий отчетных документов об оценке,  самостоятельно подготовленных не
менее,  чем  10  (десяти)  или  не менее,  чем 5 (пяти) подготовленных
самостоятельно  и  10  (десяти)   отчетных   документов   об   оценке,
подготовленных   совместно  с  иными  профессиональными  оценщиками  в
течение  срока  действия  его  Аккредитации  (не  более,  чем  за  два
календарных года);
     - подлинник и копию документа, подтверждающего Оплату.
     2.13. При  подаче  заявления  соискатель предъявляет свой паспорт
(или документ его заменяющий) лицу, принимающему документы.
     2.14. Перечень документов,  указанных выше в настоящем разделе  и
прилагаемых   соискателем  к  заявлению,  является  исчерпывающим  для
соискателей, допускаемых к Аттестации на общих основаниях.
     2.15. Соискатели,  вносящие  Оплату  в  соответствии  с   пунктом
2.8.1.,  представляют  дополнительно  подлинники  и  копии документов,
подтверждающих  их  принадлежность  к  перечисленным  в  этих  пунктах
категориям лиц.
     2.16. Все документы,  прилагаемые  к  заявлению,  должны  быть  в
состоянии, не вызывающем сомнений в их достоверности.
     2.17. В случае принятия заявления от  соискателя,  на  соискателя
заводится   аттестационное   дело,   а   если   на  такого  соискателя
аттестационное  дело  было  заведено  ранее,   то   используется   его
существующее  аттестационное  дело,  в  которое  подшивается заявление
соискателя,  документ,  подтверждающий  Оплату,   иные   документы   в
соответствии с настоящим Положением.
     2.18. Соискатель,  от которого принято заявление и прилагаемые  к
нему документы, получает:
     2.18.1. Расписку о принятии  документов,  в  которой  указывается
дата,  время  и  место проведения письменного Экзамена или указывается
телефон,  по которому в установленное время соискатель может  получить
такую информацию;
     2.18.2. Типовые задачи и вопросы для подготовки к Экзамену.
     2.19. Соискатель,  от  которого  приняты документы на прохождение
Аттестации второго уровня, получает дополнительные материалы о порядке
и  условиях проведения второго этапа Аттестации,  связанного с оценкой
эталонного объекта недвижимости, после успешной сдачи Экзамена.
     2.20. Сформированные    аттестационные    дела    рассматриваются
Аттестационной  комиссией,  которая  принимает окончательное решение о
допуске соискателей к Экзамену,  о месте,  дате и  времени  проведения
Экзамена и все иные,  необходимые для проведения Аттестации решения, а
также  может  принять  решение   о   предоставлении   соискателем   на
прохождение Аттестации второго уровня копию любого отчетного документа
для экспертизы из перечня который приложен соискателем к заявлению.
     2.21. Если в отношении соискателя,  чьи документы  изначально  не
вызывали  сомнений  в  их  достоверности,  впоследствии стали известны
факты,  повлекшие принятие решения об отказе  в  допуске  к  Экзамену,
ответственный  секретарь  Аттестационной  комиссии  обязан принять все
возможные меры для уведомления такого соискателя о принятом решении  и
предоставить  ему  возможность оспорить такое решение в Уполномоченном
органе, по возможности, до даты проведения такого Экзамена.

             3. Процедура и условия проведения Аттестации

     3.1. В день проведения  Экзамена  Аттестации  первого  и  второго
уровней   до  его  начала  проводится  регистрация  всех  прибывших  и
допущенных   к   Экзамену    соискателей.    Регистрация    проводится
ответственным    секретарем   Аттестационной   комиссии.   Регистрация
начинается не позднее,  чем  за  15  минут  до  начала  Экзамена.  При
регистрации  соискатели  должны  предъявить паспорт или документ,  его
заменяющий.     Зарегистрированный     соискатель      собственноручно
расписывается  в экзаменационной ведомости.  Соискатели,  не прошедшие
регистрацию  до  начала  проведения  Экзамена,  на  этот  Экзамен   не
допускаются  и  могут  быть  допущены  только  на  следующий очередной
Экзамен (без взымания дополнительной оплаты в течение  срока  действия
Оплаты - пункт 2.5. настоящего Положения).
     3.2. Соискатель,  претендующий на прохождение Аттестации  второго
уровня, допускается ко второму этапу Аттестации (составление отчета об
оценке  эталонного  объекта   недвижимости)   после   успешной   сдачи
письменного Экзамена, предусмотренного для Аттестации второго уровня.
     3.3. При  отсутствии  у  соискателя  документа,   удостоверяющего
личность  или неприбытии на Экзамен,  соискатель не регистрируется и к
Экзамену  не  допускается.  За  таким  соискателем  сохраняется  право
допуска  к  последующим  Экзаменам без дополнительной оплаты в течение
трех календарных месяцев с даты внесения  Оплаты.  По  истечении  трех
календарных   месяцев  такой  соискатель  теряет  право  на  допуск  к
Экзамену, а в случае, если такой соискатель проходит Аттестацию первый
раз,  то  его  аттестационное дело подлежит уничтожению не ранее,  чем
через три календарных месяца с даты  прекращения  права  на  допуск  к
Экзамену.
     3.4. При   наличии    у    соискателя    уважительной    причины,
препятствующей  прохождению  им  Аттестации  в  течение установленного
трехмесячного срока,  срок допуска к Аттестации может быть  однократно
продлен  Уполномоченным  органом  в  соответствии  со  сроком действия
уважительной причины при наличии письменного обращения соискателя,  но
не  более,  чем  на  три  календарных месяца.  В качестве уважительных
причин признаются болезнь или командировка за пределы  города  Москвы,
иные  причины  (по  усмотрению Уполномоченного органа) с приложением к
обращению копий соответствующих документов.
     3.5. После завершения регистрации и размещения всех соискателей в
экзаменационном  помещении  ответственным  секретарем   Аттестационной
комиссии  соискателям  раздаются  экзаменационные  билеты  с отрывными
первыми листами,  необходимые дополнительные или справочные материалы,
бумага для черновиков и, при необходимости, вычислительная техника.
     3.6. При получении вычислительной техники (например,  финансового
калькулятора)  в  экзаменационной  ведомости  делается соответствующая
отметка.  Выданные соискателям экзаменационные билеты,  дополнительные
или справочные материалы,  черновики и вычислительная техника подлежат
возврату ответственному секретарю Аттестационной комиссии по истечении
времени, отведенного на сдачу Экзамена.
     3.7. К началу Экзамена в помещении, в котором проводится Экзамен,
должны присутствовать не менее двух членов Экзаменационной комиссии.
     3.8. Для исключения субъективного фактора при  сдаче  Экзамена  и
проверке   его  результатов,  каждый  соискатель  должен  заполнить  и
собственноручно оторвать первый отрывной лист экзаменационного билета.
Отрывные  листы  опечатываются ответственным секретарем Аттестационной
комиссии до  завершения  проверки  всех  экзаменационных  билетов.  По
истечении  времени,  отведенного для сдачи Экзамена,  соискатели сдают
экзаменационные   билеты   ответственному   секретарю   Аттестационной
комиссии.  После  завершения  проверки  всех  экзаменационных  билетов
ответственный секретарь Аттестационной комиссии распечатывает отрывные
листы  для  идентификации  соискателя  и проверенного экзаменационного
билета.
     3.9. В процессе сдачи Экзамена соискателям запрещается:
     - оставлять какие-либо пометки в  экзаменационном  билете  (кроме
указания варианта ответа);
     - иметь и/или использовать книги,  записи, таблицы или любые иные
письменные   или   печатные   материалы,  а  также  листы  бумаги  для
черновиков,  кроме выданных  ответственным  секретарем  Аттестационной
комиссии;
     - иметь  и/или  использовать  компьютеры,  электронные   записные
книжки,  органайзеры,  копировальные устройства,  электронные средства
связи,  фото-, видео-, аудиотехнику или любые другие устройства, кроме
выданных ответственным секретарем Аттестационной комиссии (допускается
использование   собственных   финансовых   калькуляторов,   отвечающих
установленным требованиям);
     - выходить  из  помещения   с   экзаменационными   билетами   или
черновиками как во время, так и по завершении Экзамена;
     - разговаривать или письменно общаться с другими соискателями.
     3.10. Соискатель,  нарушивший  любой  из  указанных в пункте 3.9.
запретов (далее - Нарушитель) может  быть  удален  с  Экзамена  членом
Экзаменационной комиссии.
     3.11. Факт удаления Нарушителя  с  Экзамена  фиксируется  членами
Экзаменационной комиссии в экзаменационной ведомости.
     3.12. Нарушитель считается несдавшим Экзамен, его экзаменационная
работа  не  рассматривается.  Нарушитель может быть повторно допущен к
Аттестации,  в том числе и  к  Аттестации  второго  уровня,  на  общих
основаниях в порядке, установленном настоящим Положением.
     3.13. На протяжении всего Экзамена  в  экзаменационном  помещении
должно находится не менее одного члена Экзаменационной комиссии.
     3.14. При необходимости,  выход из помещения соискателей во время
Экзамена   допускается  только  по  разрешению  члена  Экзаменационной
комиссии  или  ответственного  секретаря  Аттестационной  комиссии,  с
соблюдением требований пункта 3.9 настоящего Положения.
     3.15. Для сдачи  Экзамена  соискатель  должен  в  экзаменационном
билете  по  каждому  экзаменационному  вопросу  или  задаче  выбрать и
обвести кружком номер того ответа,  который он считает  верным.  Любые
другие пометки в экзаменационном билете производить запрещается.
     3.16. Соискатель  может  делать  любые  записи  на   листах   для
черновиков,  такие  записи  при  определении  результата  Экзамена  во
внимание не принимаются и на результат Экзамена не влияют.  Все  листы
черновиков,   на  которых  есть  какие-либо  записи  или  пометки,  по
окончании    Экзамена    уничтожаются     ответственным     секретарем
Аттестационной комиссии.
     3.17. В  случае,  если   соискатель   отметил   один   ответ,   а
впоследствии   изменил  свое  решение,  он  может  зачеркнуть  первый,
выбранный им ответ,  и отметить другой.  Любое исправление должно быть
сделано  таким  образом,  чтобы  окончательное решение соискателя было
однозначно понятно проверяющим.
     3.18. В  том  случае,  если  для  какого-либо  вопроса или задачи
экзаменационного билета обведено кружком несколько  вариантов  ответов
или  не  обведено  ни  одного  варианта,  то ответ на такой вопрос или
задачу признается неверным.
     3.19. При   возникновении   у  соискателей  каких-либо  вопросов,
включая вопросы по условиям заданий или порядку ответов на них,  члены
Экзаменационной комиссии могут давать необходимые разъяснения.
     3.20. За 15  минут  до  истечения  установленного  на  проведение
Экзамена  времени об этом делается объявление ответственным секретарем
Аттестационной комиссии.  В порядке исключения, по просьбе соискателей
время окончания экзамена может быть перенесено членами Экзаменационной
комиссии, но не более, чем на 15 минут.
     3.21. Закончивший сдачу Экзамена соискатель обязан:
     - сдать  ответственному  секретарю  Аттестационной  комиссии  или
присутствующему члену Экзаменационной комиссии экзаменационный билет и
выданные для проведения Экзамена справочные материалы и вычислительную
технику,  а  также все листы для черновиков,  как использованные так и
неиспользованные;
     - покинуть помещение, в котором проводился Экзамен.
     3.22. Соискатели    информируются    ответственным     секретарем
Аттестационной   комиссии   о   дате,   времени  и  порядке  оглашения
результатов  и  получения  соответствующих  документов  (справок   или
Свидетельств),  а  соискатели,  проходящие  Аттестацию второго уровня,
дополнительно  информируются   о   порядке   выдаче   материалов   для
прохождения второго этапа такой Аттестации.

                   4. Подведение итогов Аттестаций

     4.1. Проверку    экзаменационных   билетов   осуществляют   члены
Экзаменационной комиссии в помещении,  доступ  в  которое  любых  лиц,
кроме  членов  Экзаменационной  комиссии  и  ответственного  секретаря
Аттестационной комиссии,  до завершения проверки всех  экзаменационных
билетов запрещается.
     4.2. При проверке экзаменационных билетов  требуется  присутствие
не менее трех членов Экзаменационной комиссии.
     4.3. Проверка экзаменационных билетов осуществляется по эталонным
вариантам  любыми  членами  Экзаменационной  комиссии.  Проверка  всех
экзаменационных билетов прошедшего Экзамена должна  быть  закончена  в
течение дня проведения Экзамена.
     4.4. Доступ к  отрывным  листам  экзаменационных  билетов  членам
Экзаменационной   комиссии   и   любым  иным  лицам,  кроме  секретаря
Аттестационной  комиссии,  не  разрешается   до   окончания   проверки
экзаменационных    билетов    прошедшего   Экзамена   для   исключения
субъективного фактора при проверке.
     4.5. Любые  пометки  на  экзаменационных  билетах,  кроме пометок
установленного образца,  отмечающих правильный  по  мнению  соискателя
ответ, во внимание при определении результата Экзамена не принимаются.
     4.6. Вынос  экзаменационных  билетов  из  помещения,  в   котором
производится их проверка,  снятие с них копий, внесение любых пометок,
кроме записей о результатах проверки  и  личной  подписи  проверяющего
члена Экзаменационной комиссии, запрещаются.
     4.7. На проверенном экзаменационном билете членом Экзаменационной
комиссии  от  руки  записывается результат сдачи Экзамена - количество
неправильных ответов и вывод ¦Экзамен сдан¦ или ¦Экзамен не сдан¦. Под
этой  записью член Экзаменационной комиссии ставит свою подпись и дату
проверки.
     4.8. После  завершения  проверки  экзаменационных  билетов  члены
Экзаменационной  комиссии   передают   их   ответственному   секретарю
Аттестационной комиссии,  который заполняет экзаменационную ведомость.
В экзаменационной  ведомости  в  графе  "номер  варианта"  указываются
уникальные идентификационные номера экзаменационных билетов, а в графе
"результат  проверки"  -   вывод   члена   Экзаменационной   комиссии,
проверившего билет.
     4.9. После    заполнения    экзаменационной    ведомости,     она
подписывается  ответственным  секретарем  Аттестационной комиссии и не
менее, чем тремя членами Экзаменационной комиссии.
     4.10. На    основании   подписанной   экзаменационной   ведомости
составляется решение  Комиссии,  которое  подписывается  председателем
Экзаменационной  комиссии  и  ответственным  секретарем Аттестационной
комиссии.
     4.11. Соискатель  считается  успешно  сдавшим  Экзамен Аттестации
первого уровня и признается аккредитованным профессиональным оценщиком
недвижимости  первого  уровня  в  том  случае,  если он дал правильные
ответы не менее,  чем на 75 (семьдесят пять) процентов всех вопросов и
задач экзаменационного билета. В противном случае соискатель считается
не прошедшим Аттестацию первого уровня.
     4.12. Соискатель считается  успешно  сдавшим  Экзамен  Аттестации
второго  уровня и допускается к прохождению второго этапа Аттестации в
том случае,  если он  дал  правильные  ответы  не  менее,  чем  на  90
(девяносто) процентов всех вопросов и задач экзаменационного билета. В
противном  случае  соискатель  считается  несдавшим   Экзамен   и   не
допускается для дальнейшего прохождения Аттестации второго уровня.
     4.13. По завершении проверки экзаменационные билеты подшиваются в
соответствующие аттестационные дела.
     4.14. Оформленное  и подписанное решение Экзаменационной комиссии
является единственным основанием для внесения записи о лицах,  успешно
прошедших   Аттестацию   первого  уровня,  в  Реестр  профессиональных
оценщиков недвижимости,  расположенной в границах территории Москвы, и
выдачи  соответствующих  Свидетельств,  а  для  соискателей проходящих
Аттестацию второго  уровня  -  для  допуска  ко  второму  этапу  такой
Аттестации и выдачи материалов для выполнения задания.
     4.15. Соискателям,  не   прошедшим   Аттестацию,   Уполномоченным
органом  предоставляются справки с указанием номеров типовых вопросов,
на которые были даны неправильные ответы.
     4.16. Соискатели,  допущенные ко второму этапу Аттестации второго
уровня получают право на  проведение  оценки  и  составление  отчетных
документов   об   оценке  эталонного  объекта  недвижимости  в  сроки,
установленные в материалах, выданных таким соискателям.
     4.17. Отчетные документы,  подготовленные соискателем в отношении
эталонного  объекта  недвижимости  при   прохождении   второго   этапа
Аттестации   второго  уровня,  оцениваются  по  трехбалльной  системе:
неудовлетворительно, удовлетворительно и хорошо.
     4.18. Для проверки подготовленных соискателем отчетных документов
могут привлекаться преподаватели учреждений образования, представители
которых  включены  в  состав  Московского  совета  по оценке,  а также
профессиональные оценщики, имеющие действительную Аккредитацию второго
уровня.
     4.19. Проверка подготовленных отчетных документов  осуществляется
в   порядке,   установленном   для   проведения   экспертизы  отчетных
документов, подготовленных третьим лицом.
     4.20. В  случае,  если  отчетные  документы оцениваются с оценкой
хорошо,  то такой соискатель считается  успешно  прошедшим  Аттестацию
второго  уровня с внесением соответствующих записей в Реестр и выдачей
Свидетельства.
     4.21. В  случае,  если  отчетные  документы оцениваются с оценкой
неудовлетворительно,  то  такой  соискатель  считается  не   прошедшим
Аттестацию  второго уровня.  Такой соискатель имеет право снова пройти
Аттестацию второго уровня на общих основаниях в порядке, установленном
настоящим Положением.
     4.22. В случае,  если отчетные документы  оцениваются  с  оценкой
удовлетворительно,   то   такой  соискатель  может  считаться  успешно
прошедшим  Аттестацию  второго  уровня  при  условии,  что  любая   из
затребованных  в  соответствии  с  прилагаемым соискателем к заявлению
перечнем копий подготовленных  им  отчетов  будет  оценена  на  оценку
хорошо.
     4.23. В  случае  принятия   решения   о   проведении   экспертизы
затребованной копии ее оценка осуществляется в порядке,  установленном
для проведения экспертизы отчетных документов,  подготовленных третьим
лицом.    Выбор   копии   для   проведения   экспертизы   осуществляет
Уполномоченный  орган,  при  этом   предпочтение   отдается   отчетным
документам, подготовленным соискателем самостоятельно.
     4.24. Экспертиза затребованной копии не может быть поручена  тому
же  лицу,  которое  осуществило  проверку  подготовленного соискателем
отчета об  оценке  эталонного  объекта  недвижимости  при  прохождении
второго этапа Аттестации второго уровня.
     4.25. Работа лиц,  осуществляющих проверку отчетных документов по
оценке  эталонного  объекта  недвижимости  при  прохождении Аттестации
второго уровня,  а также осуществляющих экспертизу затребованных копий
отчетных документов, оплачивается по договорам из средств, поступивших
в качестве  Оплаты.  Размер  оплаты  не  может  быть  менее  3  (трех)
минимальных  месячных  оплаты  труда за каждую осуществленную проверку
или экспертизу.

                      5. Рассмотрение претензий

     5.1. Уполномоченный орган рассматривает обоснованные претензии на
определение результатов Экзамена Аттестаций первого и второго уровней.
Решение  Уполномоченного  органа  по  спорным вопросам итогов Экзамена
является окончательным и в  административном  порядке  обжалованию  не
подлежит.
     5.2. В течение семи календарных дней с даты  проведения  Экзамена
Аттестации  первого  или  второго  уровня  соискатели,  несогласные  с
результатами проверки  Экзамена,  вправе  направить  в  Уполномоченный
орган  претензию.  Претензии,  поданные  по истечении этого срока,  не
принимаются и не рассматриваются.
     5.3. Претензии    регистрируются    в    журнале    претензий   и
рассматриваются Уполномоченным органом в  течение  месяца  с  даты  их
получения.
     5.4. Если в процессе рассмотрения претензии будет обнаружено, что
при  проверке  экзаменационного билета членом Экзаменационной комиссии
была допущена ошибка,  исправление которой  изменяет  общий  результат
Экзамена,  Уполномоченный  орган  принимает окончательное решение,  на
основании которого  ответственный  секретарь  Аттестационной  комиссии
вносит необходимые изменения в соответствующие документы.
     5.5. Ответственный  секретарь  Аттестационной  комиссии в течение
двух недель с даты  принятия  решения  Уполномоченным  органом  обязан
направить уведомление (ответ на претензию) соискателю.
     5.6. Повторные претензии о несогласии  с  результатами  одного  и
того же Экзамена не принимаются.
     5.7. В случае возникновения у соискателя претензий на  результаты
экспертизы  одной  из  копий  подготовленных  им  отчетных документов,
указанных  в  перечне,  прилагаемом   к   заявлению   на   прохождение
Аттестации,  такие  претензии  подлежат  направлению  в Уполномоченный
орган  в  течение  семи  дней  с  даты  поступления   соответствующего
уведомления соискателю.
     5.8. По  претензиям,  поданным  в  соответствии  с  пунктом  5.7.
решение принимается Уполномоченным органом в течение одного месяцев.
     5.9. В течение двух недель с даты принятия решения Уполномоченный
орган уведомляет соискателя о принятом решении.
     5.10. При  несогласии  соискателя  с   решением   Уполномоченного
органа,  принятым  в  соответствии с пунктом 5.8.,  соискатель может в
течение двух недель с даты получения уведомления о  решении  по  своей
претензии направить повторную претензию в Уполномоченный орган.
     5.11. Повторная претензия подлежит передаче  для  рассмотрения  и
подготовки  заключения в соответствующую экспертную группу Московского
совета по оценке.  Решение,  принятое Московским советом по оценке  на
основании  заключения его экспертной группы,  является окончательным и
обязательным для соискателя и Уполномоченного органа.
     5.12. В случае принятия Московским советом по оценке решения, что
проэкспертированные  копии  отчетных  документов соискателя могут быть
признаны выполненными с оценкой хорошо,  то такой соискатель считается
успешно прошедшим Аттестацию второго уровня,  а соответствующие записи
в Реестр и выдача Свидетельства производится в  течение  семи  дней  с
даты принятия решения Московского совета по оценке.
     5.13. Претензии     соискателя     на    результаты    экспертизы
подготовленного им в ходе прохождения второго этапа Аттестации второго
уровня отчета об оценке эталонного объекта недвижимости не принимаются
и не рассматриваются.

         6. Содержание документов для прохождения Аттестации

     6.1. Заявление соискателя о  допуске  к  Аттестации  представляет
собой специальный бланк,  в соответствующие графы которого соискателем
вписываются необходимые сведения.
     6.2. Соискатель  вписывает  от  руки  в  специальный  бланк  свои
фамилию,  имя и  отчество  (полностью),  паспортные  данные  и  полные
наименования  прикладываемых  к  заявлению  копий документов о наличии
среднего профессионального образования или  высшего  профессионального
образования,  о прохождении курсов профессионального обучения, а также
иные сведения.  Подписав заявление,  соискатель принимает на себя  все
обязанности,  установленные  законодательством Москвы в отношении лиц,
проходящих Аттестацию.
     6.3. Соискателю выдается расписка в приеме документов. В расписке
перечисляются  принятые  от  соискателя  документы,  указывается дата,
время и место проведения Аттестации и иная информация, необходимая для
прохождения Аттестации или указывается телефон или адрес,  по которому
в указанное время соискатель может получить  такую  информацию.  Лицо,
выдавшее расписку, ставит свою подпись и дату выдачи расписки.
     6.4. Экзаменационные   билеты  представляют  собой  отпечатанные,
пронумерованные и скрепленные листы  бумаги  формата  А4,  на  которых
изложены  пронумерованные  экзаменационные задачи и вопросы.  Отрывной
первый и второй листы экзаменационного билета содержат уникальный  для
данного  билета  идентификационный номер.  К каждой задаче и к каждому
вопросу в экзаменационном билете предлагается  от  4  до  6  вариантов
ответов, из которых один является верным.
     6.5. Экзаменационный билет содержит  от  60  до  100  вопросов  и
задач,  число  и  сложность  которых  одинаковы  для всех соискателей,
сдающих конкретный Экзамен при проведении Аттестации  соответствующего
уровня.
     6.6. Первый  отрывной  лист  экзаменационного  билета,   подлежит
собственноручному заполнению соискателем, и в нем указывается фамилию,
имя и отчество соискателя и ставится собственноручная подпись и  дата,
с   последующей   передачей  первого  отрывного  листа  ответственному
секретарю Аттестационной комиссии.
     6.7. Второй   лист   экзаменационного   билета   содержит   текст
"Внимательно изучите следующие правила сдачи Экзамена",  с последующим
изложением  правил  ответов  на  экзаменационный  билет и поведения на
Экзамене. Далее следуют экзаменационные вопросы и задачи.
     6.8. Экзаменационная  ведомость  представляет  собой  специальный
бланк,  который содержит дату,  время и место  проведения  Экзамена  и
указание уровня Аттестации, фамилии и инициалы соискателей, допущенных
к данному Экзамену,  данные паспорта  соискателя,  или  документа  его
заменяющего  и  собственноручную подпись соискателя.  После подведения
итогов  Экзамена  заполняются  графы  экзаменационной   ведомости   об
уникальном    идентификационном    номере    полученного   соискателем
экзаменационного  билета.  Бланк  экзаменационной  ведомости  содержит
также иные графы, заполняемые уполномоченными лицами.

       7. Свидетельство профессионального оценщика недвижимости

     7.1. Свидетельство   профессионального   оценщика    недвижимости
оформляется  и  выдается Уполномоченным органом на основании решения о
результатах Аттестации.  Форма и содержание Свидетельства утверждаются
распорядительным документом Московской городской администрации.
     7.2. Свидетельство  содержит фамилию,  имя и отчество лица,  дату
принятия  соответствующего  решения  о  внесении  записи  об  успешной
Аттестации    в    Реестр    и   уникальный   регистрационный   номер,
соответствующий   номеру   в   Реестре   профессиональных    оценщиков
недвижимости.   Форма   Свидетельства   утверждается  распорядительным
документом  Московской  городской  администрации.   Свидетельство   об
Аттестации  первого  уровня  подписывают  председатель Экзаменационной
комиссии   и   ответственный   секретарь   Аттестационной    комиссии.
Свидетельство  об Аттестации второго уровня подписывают председатель и
ответственный секретарь Аттестационной комиссии.

           8. Ходатайство о выдаче дубликата Свидетельства
                          взамен утерянного

     8.1. Профессиональный  оценщик,  утерявший Свидетельство (далее -
Заявитель),  может обратиться в Уполномоченный орган с ходатайством  о
выдаче дубликата Свидетельства. В заявлении указывается фамилия, имя и
отчество Заявителя и дата прохождения Аттестации.
     8.2. За  рассмотрение  заявления и выдачу дубликата Свидетельства
Заявитель уплачивает  сумму  в  размере  одного  минимального  размера
оплаты  труда.  Копия  документа,  подтверждающего  оплату этой суммы,
прикладывается Заявителем к заявлению. При отсутствии копии документа,
подтверждающего оплату, заявление не принимается и не рассматривается.
     8.3. Срок рассмотрения  заявления  не  может  превышать  тридцать
календарных дней.
     8.4. Уполномоченный орган принимает решение  о  выдаче  дубликата
Свидетельства  на  основании данных Реестра профессиональных оценщиков
недвижимости.   Порядок   принятия   такого    решения    определяется
Уполномоченным  органом.  На документе,  выданном в качестве дубликата
Свидетельства    обязательно     присутствует     запись     "Дубликат
Свидетельства",  дата  выдачи  утерянного  Свидетельства и дата выдачи
дубликата Свидетельства.

            9. Оформление решений о результатах Аттестации

     9.1. Решение  Экзаменационной  комиссии  о  результатах  Экзамена
оформляется  на  основании  заполненной  и   подписанной   в   порядке
установленном   настоящим  Положением,  экзаменационной  ведомости.  В
решении указывается дата проведения Экзамена и его результаты. Решение
содержит   список   соискателей,   признанных   сдавшими   Экзамен,  и
соискателей,  признанных несдавшими Экзамен,  а для Аттестации второго
уровня  список  соискателей,  допущенных  ко второму этапу Аттестации.
Решение   подписывается   председателем   Экзаменационной    комиссии,
ответственным   секретарем  Аттестационной  комиссии  и  передается  в
Уполномоченный орган.
     9.2. Решение  о  результатах  успешного прохождения второго этапа
Аттестации  второго  уровня  оформляется  Аттестационной  комиссией  и
утверждается   Уполномоченным  органом.  Такое  решение  подписывается
председателем  и  ответственным  секретарем  Аттестационной  комиссии,
председателем   Группы   практического   тестирования,   председателем
Экзаменационной комиссии и передается в Уполномоченный орган.

          10. Реестр профессиональных оценщиков недвижимости
                          и Журнал претензий

     10.1. Реестр     профессиональных     оценщиков     недвижимости,
расположенной  в границах территории Москвы,  является документом,  на
основании записей в котором  выдаются  Свидетельства  профессиональным
оценщикам  об  успешном  прохождении  Аттестации  первого  или второго
уровня и приобретении  ими  статуса  аккредитованных  профессиональных
оценщиков.
     10.2. Журнал  претензий  является   документом,   в   котором   в
хронологическом  порядке  регистрируются  все  претензии  соискателей,
решения и ответы на такие претензии.
     10.3. Форма  и  содержание  Реестра утверждаются распорядительным
документом Московской городской администрации,  а форма и содержание и
Журнала претензий устанавливается Уполномоченным органом.
     10.4. Реестр и Журнал претензий ведется и хранится Уполномоченным
органом.

Страницы: 1  2