О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ В РАО "ГАЗПРОМ" И ДРУГИХ СУБЪЕКТАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 3 июля 1998 г. N 2779-II ГД (НТЦС) Чрезвычайно напряженное положение, сложившееся в экономике страны и на финансовых рынках, требует от всех ветвей власти взвешенных действий, не допускающих дальнейшего обострения обстановки. Однако состоявшееся на пленарном заседании Государственной Думы 2 июля 1998 года обсуждение положения в РАО "Газпром" показывает несогласованность и безответственность действий Правительства Российской Федерации, преднамеренно или невольно вызвавших обострение ситуации. Постановление Государственной Думы от 17 июня 1998 года N 2617-II ГД "О мерах по взысканию налоговых обязательств с РАО "Газпром" указывало на недопустимость действий Правительства Российской Федерации, дестабилизирующих положение в РАО "Газпром". Однако ситуация в РАО "Газпром", концерне "Росэнергоатом" и других субъектах естественных монополий свидетельствует о необходимости законодательного обеспечения процессов реорганизации и регулирования деятельности этих организаций. Обсудив положение вокруг РАО "Газпром", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с РАО "Газпром" разработать и согласовать порядок и график оплаты предприятиям "Газпрома" поставок газа в объеме установленных лимитов организациями бюджетной сферы и, соответственно, уплаты РАО "Газпром" налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет. Считать целесообразным распространить аналогичный порядок расчетов федерального бюджета на РАО "ЕЭС России", концерн "Росэнергоатом", организации МПС России. Рекомендовать Правительству Российской Федерации дать указание налоговым органам не применять санкций на арест имущества и банковских счетов перечисленных организаций до урегулирования системы расчетов с федеральным бюджетом. 2. Поручить Комитетам Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, по экономической политике, по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности до 1 сентября 1998 года подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет проектов федеральных законов, в том числе закон, устанавливающий, что реорганизация акционерных обществ - субъектов естественных монополий, более 25 процентов акций которых закреплено в собственности государства, осуществляется на основании специально принимаемых федеральных законов. 3. Рассмотреть до окончания весенней сессии 1998 года в трех чтениях проекты федеральных законов "Об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", направленные на защиту интересов государства в сфере деятельности акционерных обществ - субъектов естественных монополий и повышение эффективности управления принадлежащей государству собственностью. Поручить Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике внести на рассмотрение Государственной Думы в сентябре 1998 года проект федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации". 4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации воздержаться от проведения реорганизации организаций - субъектов естественных монополий до стабилизации экономического положения в стране, а также от продажи принадлежащих государству пакетов акций РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". 5. Учитывая стратегическое значение крупнейших организаций - субъектов естественных монополий РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС для экономики страны, разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты законов, предусматривающих внесение дополнений в налоговое законодательство, исключающих применение мер, влекущих приостановку и прекращение производства организаций. 6. Поручить Комитетам Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, по экономической политике и по безопасности в октябре 1998 года проинформировать Государственную Думу о действиях Правительства Российской Федерации по регулированию деятельности субъектов естественных монополий. Считать необходимым проведение в период осенней сессии парламентских слушаний по проблемам деятельности естественных монополий. Поручить Комитетам Государственной Думы по экономической политике, по промышленности, строительству, транспорту и энергетике организацию указанных слушаний. 7. Утвердить текст заявления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О событиях 2 июля 1998 года вокруг РАО "Газпром". 8. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину и Председателю Правительства Российской Федерации С.В.Кириенко, а также в "Российскую газету" для опубликования. 9. Контроль за выполнением настоящего Постановления поручить Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике. 10. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 3 июля 1998 г. N 2779-II ГД ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О событиях 2 июля 1998 года вокруг РАО "Газпром" 2 июля 1998 года российское общество было проинформировано о состоявшемся заседании Правительства Российской Федерации, по итогам которого было объявлено об аресте имущества РАО "Газпром" и расторжении договора доверительного управления тридцатипятипроцентным госпакетом акций, заключенного с Председателем правления компании Р.И. Вяхиревым, вызвавшее осложнение политической ситуации в стране, резкое падение курса акций российских компаний. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, соглашаясь с совершенно верным положением о необходимости ужесточения налоговой дисциплины и применения соответствующих мер воздействия в отношении предприятий-должников, отмечает, что технология принятия указанного решения характеризуется или дилетантизмом, или халатностью, или злым умыслом. Этот вывод основывается на осознании того, что: во-первых, под прикрытием заявления об утверждении жесткой налоговой дисциплины Правительство Российской Федерации наносит удар по одной из наиболее эффективно работающих структур российской экономики, бесперебойное функционирование которой обеспечивает нормальную жизнедеятельность десятков миллионов граждан и множества еще работающих предприятий; во-вторых, неаккуратное обращение с такой целостной системой, как "Газпром", способное повлечь ее потенциальное разрушение, ведет к росту влияния регионального сепаратизма и ослаблению государственной целостности Российской Федерации; в-третьих, события 2 июля 1998 года вокруг РАО "Газпром" следует рассматривать и как элемент международной политической игры, когда через дискредитацию внешнеэкономической деятельности РАО "Газпром" объективно сеялось недоверие не только к его обязательствам, но и к обязательствам России в целом перед европейскими партнерами. Все это совершается при использовании России в качестве инструмента реализации чужих государственных интересов; в-четвертых, события 2 июля 1998 года показали возможность использования непродуманных и несогласованных с парламентом решений Правительства для чисто спекулятивных операций с акциями российских компаний, когда падение котировок акций РАО "Газпром" даже с их последующим возвращением на более высокий уровень создает возможность перехода значительной части акций компании в иностранные руки и формирования внутри РАО "Газпром" нового консолидированного пакета акций, способного по своим размерам и влиянию конкурировать с государственным участием. В сложившейся ситуации Государственная Дума вынуждена заявить о недопустимости принятия в условиях жесточайшего экономического и финансового кризиса решений, разрушающих базовые, стратегически важные для страны отрасли отечественного производства, и предлагает Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации объявить мораторий на любые налоговые репрессии в отношении РАО "Газпром" и других стратегически значимых естественных монополий до принципиального решения вопроса о погашении долгов перед НИМИ предприятий и организаций, финансируемых из государственного бюджета. Правительство Российской Федерации - это еще не все государство, и столь серьезные решения должны приниматься высшим представительным органом страны - Федеральным Собранием Российской Федерации - с учетом интересов России в целом и ее регионов. 3 июля 1998 года |