ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ 26 июня 1998 г. N 61 (НЦПИ) В целях обеспечения единообразия при разработке положений о территориальных органах Федеральной миграционной службы России в субъектах Российской Федерации приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации (далее - Типовое положение). 2. Установить, что: 2.1. Положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации разрабатывается миграционной службой в субъекте Российской Федерации на основании Типового положения и представляется на утверждение в Федеральную миграционную службу России после согласования с администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации; 2.2. Положения о миграционных службах г.Москвы, Московской области, г.Санкт-Петербурга, Ленинградской области, об Управлении иммиграционного контроля по Московской области и г.Москве и об Управлении иммиграционного контроля по Ленинградской области и г.Санкт-Петербургу разрабатываются этими территориальными органами Федеральной миграционной службы России на основе Типового положения с учетом особенностей их деятельности. 2.3. Положения об Управлении иммиграционного контроля по Московской области и г.Москве и об Управлении иммиграционного контроля по Ленинградской области и г.Санкт-Петербургу согласовываются с администрациями субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется деятельность этих Управлений. 2.4. Внесение изменений и дополнений в положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном п.п. 2.1-2.3 настоящего приказа; 2.5. Подлинник положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации (изменения и дополнения к нему) хранится в соответствующем территориальном органе Федеральной миграционной службы России. Копия положения (изменений и дополнений к нему) представляется в ФМС России для хранения; 3. Руководителям территориальных органов Федеральной миграционной службы России в субъектах Российской Федерации разработать проекты положений о миграционных службах (управлениях иммиграционного контроля) и в двухмесячный срок представить их на утверждение в ФМС России в установленном порядке. 4. Признать утратившими силу: 4.1. Приказ ФМС России от 12 июля 1994 года N 29 "Об утверждении Типового положения о миграционной службе субъекта Российской Федерации"; 4.2. Приказ ФМС России от 11 ноября 1994 года N 49 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 12 июля 1994 года N 29 "Об утверждении Типового положения о миграционной службе субъекта Российской Федерации". 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Руководитель ФМС России Т.М. Регент 26 июня 1998 г. N 61 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 1998 N 1559 УТВЕРЖДЕНО приказом ФМС России от 26 июня 1998 года N 61 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о территориальном органе Федеральной миграционной службы России в субъекте Российской Федерации Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"*1, Федеральным законом "О беженцах" *2, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1992 года N 740 "Вопросы Федеральной миграционной службы России" и Положением о Федеральной миграционной службе России*3. 1. Миграционная служба в субъекте Российской Федерации (далее - Миграционная служба) является территориальным органом Федеральной миграционной службы России (ФМС России). Миграционная служба в своей деятельности подчиняется ФМС России, взаимодействует с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем регионе, администрацией субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Миграционная служба совместно с соответствующими органами исполнительной власти реализует государственную политику в области миграции населения на территории субъекта Российской Федерации. 2. Миграционная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также настоящим Положением. --------------------------- * 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 51, ст. 5110. * 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956. * 3 Утверждено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 173 "Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 836) с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 252 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной миграционной службе России" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 14, ст. 1062). 3. Миграционной службе подведомственны: районные (межрайонные, зональные, городские) отделения Миграционной службы; посты иммиграционного контроля; центры временного размещения вынужденных переселенцев; центры временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами; пункты первичного приема; места временного содержания. 4. Основными задачами Миграционной службы являются: 4.1. Участие в разработке и реализации федеральных целевых программ и региональных (межрегиональных) миграционных программ; 4.2. Определение в соответствии с законодательством правового статуса граждан Российской Федерации, ходатайствующих о признании вынужденными переселенцами, и правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории Российской Федерации; 4.3. Организация и проведение работы по приему, учету и временному размещению лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, а также оказание помощи и содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства; 4.4. Организация и проведение работы по учету и временному размещению иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории Российской Федерации, а также оказание в соответствии с законодательством содействия беженцам и лицам, получившим временное убежище, во временном обустройстве; 4.5. Организация и осуществление иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4.6. Реализация мер в области временной трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу, привлечения и использования на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы; 4.7. Защита прав вынужденных мигрантов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Миграционная служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет выполнение на территории субъекта Российской Федерации следующих функций: 5.1. Анализирует состояние внутренней и внешней миграции, подготавливает совместно с соответствующими органами исполнительной власти предложения по формированию политики в области миграции населения и организует работу по ее реализации; 5.2. Участвует в разработке региональной (межрегиональной) миграционной программы и вносит ее на рассмотрение в ФМС России и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; участвует в реализации федеральных и региональных (межрегиональных) программ в пределах своей компетенции; 5.3. Проводит во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления работу по приему, размещению, обустройству вынужденных мигрантов и оказанию им содействия в трудоустройстве; 5.4. Рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы признания (лишения, утраты, продления срока действия статуса или срока признания) вынужденным переселенцем или беженцем, предоставления временного убежища и принимает по ним решения, выдает документы установленной формы; 5.5. Принимает в установленном порядке письменные ходатайства о предоставлении политического убежища и при наличии достаточных оснований для их рассмотрения направляет в ФМС России*4; 5.6. Оказывает социальную поддержку вынужденным мигрантам в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5.7. Обеспечивает деятельность подведомственных учреждений и подчиненных подразделений, контролирует их работу; 5.8. Рассматривает и решает в установленном порядке вопросы расселения вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище; 5.9. Содействует вынужденным переселенцам в организации компактных поселений, строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктур и рабочих мест в местах компактных поселений; 5.10. Совместно с соответствующими органами исполнительной власти определяет места для размещения лиц, ищущих убежище, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций, и организует работу по их приему и размещению; 5.11. Участвует в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилых помещений из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев и жилья, предназначенного для постоянного проживания вынужденных переселенцев, выступает в качестве арендатора жилых помещений, предназначенных для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев; ----------------------------- * 4 Пункт 8 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3601). 5.12. Осуществляет в установленном порядке контроль в пунктах пропуска через государственную границу за въездом иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, либо следующих транзитом, а также их учет, идентификацию и регистрацию *5; 5.13. Определяет и реализует совместно с компетентными органами субъекта Российской Федерации меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, передает в правоохранительные органы данные на лиц, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации, в том числе подлежащих выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации; 5.14. Осуществляет в установленном порядке выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам*6, лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей*7; 5.15. Осуществляет контроль за соблюдением организациями условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей; вносит в установленном порядке в ФМС России предложения о приостановлении действия и аннулировании (а также приостанавливает действие и аннулирует) выданных лицензий*8; 5.16. Обеспечивает защиту прав и социальных гарантий вынужденных мигрантов в соответствии с законодательством; 5.17. Осуществляет совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации контроль за реализацией законодательства по проблемам миграции; ---------------------------- * 5. Пункт 4 Положения об иммиграционном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. N 1020 "Об утверждении Положения об иммиграционном контроле " (собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2384). * 6 Пункт 15 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст. 4934). * 7 Пункт 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1095 "Об утверждения Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4451). * 8 Пункты 16 и 18 Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1095 "Об утверждения Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4451). 5.18. Подготавливает предложения о финансировании мероприятий по решению проблем миграции на территории субъекта Российской Федерации и вносит их в ФМС России и соответствующий орган исполнительной власти; 5.19. Направляет финансовые средства, выделяемые как из федерального бюджета, так и из других источников финансирования, и материальные ресурсы на решение проблем миграции, осуществляет контроль за их использованием, отчитывается за их распределение и эффективное использование по целевому назначению, в необходимых случаях по согласованию с ФМС России производит перераспределение неизрасходованных средств, выделенных из федерального бюджета, и материальных ресурсов, исходя из приоритетов и сроков реализации программ; 5.20. По согласованию с ФМС России заключает договоры с научно-исследовательскими организациями и привлекает специалистов для проведения научных исследований по проблемам миграции населения на территории субъекта Российской Федерации; 5.21. Осуществляет в установленных законодательством случаях и порядке учет и переучет вынужденных мигрантов; участвует во внедрении единой информационной системы в области миграции, формирует базы данных по направлениям деятельности Миграционной службы, обеспечивает внедрение стандартных и специальных программных средств; 5.22. Взаимодействует с общественными объединениями и иными неправительственными организациями по оказанию помощи мигрантам: 5.23. Участвует в установленном порядке в подготовке международных соглашений (договоров) в области миграции населения и их реализации; 5.24. Принимает в установленном порядке участие в работе международных организаций по вопросам миграции населения. 6. Миграционная служба наряду с выполнением перечисленных функций: 6.1. Взаимодействует с другими территориальными органами ФМС России по вопросам своей компетенции; 6.2. Выступает в качестве истца, ответчика, третьего лица в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах; 6.3. Обеспечивает в пределах своих полномочий защиту сведений, составляющих государственную и служебную тайну, а также сведений конфиденциального характера; 6.4. Оказывает методическую и организационную помощь органам местного самоуправления в решении проблем миграции; 6.5. Ведет учет по утвержденным в установленном порядке формам, подготавливает статистические и аналитические материалы и в установленные сроки представляет их в ФМС России и соответствующему органу исполнительной власти; 6.6. Получает от территориальных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотренные государственной статистической отчетностью сведения по вопросам, отнесенным к компетенции Миграционной службы; 6.7. Поддерживает связи с общественностью и средствами массовой информации, проводит разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам своей компетенции; 6.8. Ведет прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам своей компетенции; рассматривает и принимает решения по заявлениям, обращениям и жалобам физических и юридических лиц. 7. Миграционная служба имеет право: 7.1. Принимать в пределах своей компетенции решения, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, общественными объединениями; 7.2. Вносить предложения в ФМС России и соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 7.3. От своего имени заключать в установленном законодательством порядке договоры, направленные на реализацию задач и функций Миграционной службы, включая договоры на строительство (приобретение) жилья, договоры на предоставление вынужденным переселенцам долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство (приобретение) жилья*9 погашение которых гарантируется договором залога приобретаемого жилья или договорами поручительства; 7.4. В установленном порядке запрашивать и получать информацию, необходимую для выполнения возложенных на Миграционную службу задач; 7.5. Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении действия и отмене приказов, распоряжений, инструкций, других актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, противоречащих законодательству и нормативным актам по вопросам обеспечения прав мигрантов; 7.6. Осуществлять в установленном порядке издательскую деятельность: выпускать справочную и другую печатную продукцию по проблемам миграции; --------------------------- * 9 Пункт 10 Положения о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья.(Собрание законодательства Российской Федерации , 1997, N 5, ст. 693). 7.7. Участвовать в проведении благотворительных акций и программ, направленных на социальную поддержку вынужденных переселенцев и беженцев; направлять средства из добровольных пожертвований для оказания им материальной помощи; 7.8. Проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания; принимать участие в мероприятиях, проводимых соответствующими органами государственной власти по вопросам, относящимся к компетенции Миграционной службы. 8. Миграционная служба является юридическим лицом, имеет свои бюджетные и другие счета в банке, обособленное имущество, гербовую печать, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки. Местонахождение Миграционной службы. 9. Создание, реорганизация и ликвидация Миграционной службы производится ФМС России после согласования с администрацией субъекта Российской Федерации*10. 10. Определение численности аппарата Миграционной службы и утверждение штатного расписания осуществляется ФМС России. 11. Финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральной миграционной программой*11, и содержание аппарата Миграционной службы производится в установленном порядке за счет средств федерального бюджета. Миграционной службе на эти цели могут выделяться средства из бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, по которым ведется бухгалтерский учет и отчетность. Миграционная служба имеет в банковских учреждениях бюджетные и другие счета, открываемые в установленном порядке. --------------------------- * 10 Подпункт "а" пункта 3.4 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст. 2598). * 11 Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. N 1414 "О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5406). 12. Миграционную службу возглавляет ее руководитель. Назначение на должность руководителя Миграционной службы производится Руководителем ФМС России после согласования с администрацией субъекта Российской Федерации*12 и полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем*13 регионе. Освобождение руководителя Миграционной службы от должности производится Руководителем ФМС России. Руководитель Миграционной службы: осуществляет руководство Миграционной службой и несет персональную ответственность за ее деятельность; издает приказы, распоряжения и дает указания в пределах своих полномочий, организует проверку их исполнения; осуществляет прием работников и их увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяет должностные обязанности работников и осуществляет контроль за их исполнением; является распорядителем финансовых и материальных средств, выделяемых Миграционной службе; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 13. Работники Миграционной службы, замещающие должности, включенные в перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, являются федеральными государственными служащими, на них в установленном порядке распространяются условия оплаты труда, социально-бытового и медицинского обслуживания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. --------------------------- * 12 Подпункт "а" пункта 3.4 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст. 2598). * 13 Пункт 5 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. N 696 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3421). * 14 Приложение N 9 к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4129). |