О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 08.06.98 30

                 О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            8 июня 1998 г.
                                 N 30

                                (НЦПИ)


     В связи  с многочисленными запросами образовательных учреждений и
органов управления образованием о статусе  образовательных  учреждений
Минобразование России разъясняет:
     В соответствии  с Законом Российской Федерации "Об образовании" в
редакции  Федерального  закона  от  13  января   1996   г.   N   12-ФЗ
образовательное учреждение является юридическим лицом (ст. 12).
     Юридическим лицом  признается  организация,   которая   имеет   в
собственности,   хозяйственном   ведении  или  оперативном  управлении
обособленное  имущество  и  отвечает  по  своим  обязательствам   этим
имуществом,   может   от   своего  имени  приобретать  и  осуществлять
имущественные и личные неимущественные права,  нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде.
     Юридические лица должны иметь самостоятельный  баланс  или  смету
(ст. 48 ГК Российской Федерации).
     Юридическое лицо    считается    созданным    с    момента    его
государственной регистрации (ст. 51 ГК Российской Федерации).
     Образовательному учреждению для осуществления в полной мере  прав
юридического  лица  необходимо  иметь  расчетный счет.  Наличие такого
счета необходимо и для участия в судах в качестве истца или ответчика,
заключения договоров и в других случаях.
     Для производства    различного    рода    финансовых     расчетов
образовательному   учреждению  не  обязательно  иметь  в  своем  штате
бухгалтера.   Достаточно   заключить   соответствующий    договор    с
централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или
с органом управления образованием,  если эта бухгалтерия является  его
структурным подразделением.
     Образовательное учреждение, не имеющее статуса юридического лица,
не   может   претендовать  на  получение  лицензии  на  право  ведения
образовательной    деятельности    и    последующие    аттестацию    и
государственную аккредитацию.
     Отсутствие у  образовательного  учреждения  статуса  юридического
лица  может  явиться  основанием  для отказа органов социальной защиты
засчитывать в стаж,  дающий право на пенсию  за  выслугу  лет,  период
работы  в  этих образовательных учреждениях,  что приведет к ущемлению
прав педагогических работников.
     Образовательное учреждение   отвечает   по  своим  обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными средствами  и  принадлежащей
ему собственностью.  При недостаточности у образовательного учреждения
указанных средств субсидиарную ответственность по  его  обязательствам
несет учредитель в порядке,  определяемом законом (п.  9 ст. 39 Закона
Российской Федерации "Об образовании").
     При этом важно иметь в виду два момента.  Во-первых, субсидиарная
ответственность согласно абз.  2 п.  1 ст. 399 ГК Российской Федерации
наступает  в тех случаях,  когда основной должник (в данной ситуации -
государственное или  муниципальное  образовательное  учреждение)  либо
отказался  удовлетворить  требование  кредитора (поставщика),  либо не
ответил  на  это  требование  в   разумный   срок.   Применительно   к
субсидиарной  ответственности собственников образовательных учреждений
закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в
их  распоряжении  денежных средств (а не только их полное отсутствие).
При подтверждении данного условия образовательное учреждение перестает
быть  ответчиком,  ибо возложить на него имущественную ответственность
действительно невозможно из-за недостатка  имущества,  на  которое  по
закону   можно   обратить  взыскание.  Поэтому  ответчиком  становится
учредитель-собственник (который и должен привлечь основного должника -
образовательное  учреждение  - к участию в деле в соответствии с п.  3
ст.  399 ГК Российской  Федерации).  Иск  же  предъявляется  к  такому
собственнику, а не к образовательному учреждению.
     Во-вторых, следует    иметь    в     виду,     что     в     роли
собственника-учредителя  выступают  не  органы  государственной власти
(ибо   в   гражданско-правовых   отношениях    они    сами    являются
учреждениями-несобственниками),  а  соответствующие  публично-правовые
образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные
образования (п.  1 ст.  214 и п.  1 ст.  215 ГК Российской Федерации).
Следовательно,  именно об  их  ответственности  идет  речь.  От  имени
публично-правовых  образований  в  гражданском  обороте  выступают  их
органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.  1 и 2 ст.  125,  п. 3
ст.   214,   п.  2  ст.  215  ГК  Российской  Федерации).  Имуществом,
предназначенным    для     удовлетворения     претензий     кредиторов
публично-правовых   образований,   является   нераспределенное   между
государственными  и  муниципальными  юридическими  лицами   имущество,
составляющее  казну  соответствующего  публично-правового  образования
(абз.  1 п.  1 ст.  126,  абз.  2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК
Российской Федерации).
     Подробнее о   некоторых   вопросах,   связанных   с   применением
Гражданского   кодекса   Российской   Федерации,   изложено  в  письме
Минобразования России от 23 декабря 1997 г. N 65.

     Заместитель Министра                             В. Болотов