О СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО УЧЕБНЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ИЗДАНИЯМ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство общего и профессионального образования РФ. 19.06.98 1646

              О СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
                   ПО УЧЕБНЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ИЗДАНИЯМ
               МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

       МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           19 июня 1998 г.
                                N 1646

                                (НЦПИ)


     В целях  обеспечения  качества создаваемых и используемых учебных
электронных изданий приказываю:
     1. Создать  Федеральный  экспертный  совет по учебным электронным
изданиям   Министерства   общего   и   профессионального   образования
Российской  Федерации  для  экспертизы  учебных  электронных  изданий,
решения вопроса выдачи рекомендательного грифа Минобразования России о
возможности  использования  в  учебном процессе и разработки важнейших
направлений выпуска учебных электронных изданий.
     2. Назначить  председателем  Федерального  экспертного  совета по
учебным   электронным   изданиям   заместителя   Министра   общего   и
профессионального  образования  Российской Федерации А.В.  Суворинова,
заместителем     председателя     -     директора     Республиканского
государственного  центра многокомпонентных информационных компьютерных
сред Минобразования России А.В. Осина и ученым секретарем - начальника
отдела учебной литературы для профессионального образования Управления
книгоиздания,  библиотек  и  информационно-методического   обеспечения
Минобразования России Ф.Ф. Стерликова.
     3. Утвердить Положение о Федеральном экспертном совете по учебным
электронным   изданиям   Министерства   общего   и   профессионального
образования Российской Федерации (приложение 1).
     4. Утвердить  Инструкцию  о  порядке  рассмотрения  и утверждения
грифа Минобразования России на учебные электронные издания (приложение
2).
     5. Утвердить состав Федерального экспертного  совета  по  учебным
электронным   изданиям   Министерства   общего   и   профессионального
образования Российской Федерации (приложение 3).
     6. Руководителям  подразделений Минобразования России при решении
вопроса  о  выдаче  рекомендательных  грифов  на  учебные  электронные
издания руководствоваться настоящим приказом.
     7. Руководителям подразделений Минобразования России при  решении
вопроса  о  присвоении  ученого  звания доцента и профессора учитывать
электронные издания с грифом Минобразования России.
     8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

     Министр                                         А. Тихонов

                                                          Приложение 1
                                       к приказу Минобразования России
                                             от 19 июня 1998 г. N 1646

                              ПОЛОЖЕНИЕ
        о Федеральном экспертном совете по учебным электронным
     изданиям Министерства общего и профессионального образования
                         Российской Федерации

     1. Федеральный экспертный совет по учебным  электронным  изданиям
является    научно-методическим    органом   Министерства   общего   и
профессионального   образования   Российской   Федерации.   В    своей
деятельности   руководствуется   федеральными   законами,   указами  и
распоряжениями  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями  Правительства  Российской Федерации,  законодательными
актами  в  области  образования,  авторского  права  и   книгоиздания,
приказами и решениями коллегии Министерства общего и профессионального
образования и настоящим Положением.
     2. Основными  задачами Федерального экспертного совета по учебным
электронным изданиям являются:
     обеспечение надлежащего       уровня       содержательной       и
учебно-методической экспертизы учебных электронных изданий для системы
образования Российской Федерации;
     осуществление объективной технической и эргономической экспертизы
учебных электронных изданий;
     участие в формировании федеральных комплектов учебных электронных
изданий   для  общего  образования,  начального,  среднего  и  высшего
профессионального образования;
     привлечение ведущих ученых, преподавателей, методистов, учителей,
издателей,  психологов,  других специалистов и организаций к участию в
экспертной оценке учебных электронных изданий;
     содействие созданию  современных  учебных  электронных   изданий,
открытости и непрерывности образования, а также праву преподавателей и
обучающихся на свободу выбора и использования методик и форм обучения,
учебных и учебно-методических материалов.
     3. Федеральный экспертный совет по учебным  электронным  изданиям
Министерства   общего   и   профессионального  образования  Российской
Федерации выполняет функции,  необходимые  для  решения  перечисленных
задач, а также осуществляет:
     взаимодействие с   подразделениями    Министерства    общего    и
профессионального        образования       Российской       Федерации,
научно-исследовательскими институтами РАН и  РАО,  республиканскими  и
другими  институтами  повышения  квалификации  работников образования,
ассоциациями   учителей,   методическими   и   экспертными    советами
министерств  образования  республик  в  составе  Российской Федерации,
управлений   (главных   управлений),   комитетов,   департаментов   по
образованию   краев,   областей,   автономных  образований,  субъектов
Российской Федерации, частными компаниями;
     привлечение к  осуществлению  экспертизы  и  консультированию  по
вопросам  учебных  электронных  изданий  с   учетом   национальных   и
региональных    социально-экономических,   экологических,   культурных
особенностей и межнациональных  отношений  специалистов  из  различных
регионов Российской Федерации, а также зарубежных специалистов;
     организацию и проведение выездных заседаний,  семинаров, сессий и
конференций;
     освещение тематики   в   средствах    массовой    информации    и
специализированных   научных   изданиях,  проведение  целенаправленной
работы по формированию мнения профессионального  сообщества  в  пользу
активного   использования   современных  информационных  технологий  в
обучении;
     оказание организационно-методической  помощи  органам  управления
образованием   субъектов   Российской    Федерации,    образовательным
учреждениям,   сети   библиотек   в   комплектовании   фондов  учебных
электронных изданий, их использовании и обновлении;
     координацию издательских  программ  в области учебных электронных
изданий,  подготовку предложений по организации  обеспечения  учебными
электронными изданиями образовательных учреждений;
     проведение анализа  обеспеченности   образовательных   учреждений
учебными   электронными   изданиями,   выявление  потребности  в  них,
формирование заказов и контроль за их выполнением;
     планирование работ  по широкому внедрению в практику преподавания
учебных электронных  изданий,  развитие  новых  направлений  работ  по
использованию   современных   информационных   технологий   в  учебном
процессе;
     реализацию научно-исследовательских    программ    для   развития
научно-методических основ экспертизы учебных электронных изданий.
     4. Структура  и  функции  подразделений  Федерального экспертного
совета по учебным электронным изданиям.
     Федеральный экспертный  совет  по  учебным  электронным  изданиям
(далее  -  совет)  возглавляется  заместителем   Министра   общего   и
профессионального  образования  Российской  Федерации (председатель) и
состоит из специалистов в области учебных электронных изданий.
     Персональный состав  Федерального  совета  утверждается  приказом
Министерства  общего  и   профессионального   образования   Российской
Федерации.
     Совет организует предметные секции по направлениям деятельности и
руководит   их   работой.   Персональный  состав  секции  утверждается
председателем совета.
     Секции совета выполняют экспертизу учебных электронных изданий по
соответствующему направлению,  руководствуясь  Инструкцией  о  порядке
рассмотрения  и  утверждения  грифа  Минобразования  России на учебные
электронные издания и дополнительной инструкцией, утвержденной советом
и  отражающей специфику данного направления,  и формирует решение,  на
основании которого дает свое заключение.
     Заключение совета  по  конкретному  учебному электронному изданию
является  единственным  основанием  для  выдачи  грифа  Минобразования
России.
     Апелляция на решение секции рассматривается советом.
     Аппарат совета    -    это   орган   совета,   который   проводит
предварительную экспертизу на предмет отнесения  заявленного  учебного
электронного   издания   к   той   или   иной   секции,   регистрацию,
делопроизводство и архив.
     5. Финансово-хозяйственная  деятельность  совета.  Секции  совета
работают на хозяйственном  расчете  и  организационно-правовой  основе
базовых   организаций.   Список   базовых   организаций   утверждается
председателем совета.
     Аппарат совета   состоит   из  штатных  сотрудников  центрального
аппарата Минобразования России.

                                                          Приложение 2
                                       к приказу Минобразования России
                                              от 19 июня 1998г. N 1646

                              ИНСТРУКЦИЯ
              о порядке рассмотрения и утверждения грифа
         Минобразования России на учебные электронные издания

                             1. Введение

     Настоящая Инструкция является основным документом  Минобразования
России,   содержащим   определения   понятий  и  правила  технической,
учебно-методической,  эргономической   и   содержательной   экспертизы
учебных электронных изданий.
     Для высшего,  среднего,  начального  профессионального  и  общего
образования  в  соответствии  с  целями  и  задачами учебного процесса
осуществляется  подготовка  и  издание  учебных  электронных  изданий,
которые    должны    содержать    систематизированный    материал   по
соответствующим  научно-практическим  областям  знаний,   обеспечивать
творческое  и  активное  овладение  студентами  и  учащимися знаниями,
умениями и навыками в этой области. Учебное электронное издание должно
отличаться  высоким  уровнем  исполнения и художественного оформления,
полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством
технического      исполнения,      наглядностью,     логичностью     и
последовательностью изложения.

                       2. Основные определения

     2.1. Электронное  издание   -   это   совокупность   графической,
текстовой,  цифровой,  речевой,  музыкальной,  видео-,  фото- и другой
информации,  а также печатной документации  пользователя.  Электронное
издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном
(магнитная лента,  магнитный диск и  др.),  оптическом  (CD-ROM,  DVD,
CD-R,   CD-I,   CD+   и  др.),  а  также  опубликовано  в  электронной
компьютерной сети.
     К учебным  электронным изданиям относятся издания,  разработанные
по  заказу  Минобразования  России,   заказам   региональных   органов
управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием,
соответствующим полному учебном курсу  или  отдельным  его  частям  по
различным  видам  учебных  работ  и  учебных дисциплин (лекция,  урок,
семинар,  лабораторные  и   практические   занятия,   самостоятельная,
домашняя работа, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном
случае  понимаются  дисциплины   вуза,   включенные   в   утвержденный
Минобразованием  России  Государственный  образовательный стандарт,  и
примерный  учебный   план,   а   также   дисциплины   средней   школы,
соответствующие  утвержденному  Минобразованием России учебному плану.
Официальный статус учебного электронного издания  утверждается  только
федеральным органом управления образованием.
     2.2. Учебник  -  учебное  издание,   содержащее   систематическое
изложение  учебной дисциплины или ее раздела,  части,  соответствующее
государственному  стандарту   и   учебной   программе   и   официально
утвержденное в качестве данного вида издания.
     Электронный учебник  -  основное  учебное  электронное   издание,
созданное   на   высоком  научном  и  методическом  уровне,  полностью
соответствующее федеральной составляющей  дисциплины  Государственного
образовательного стандарта специальностей и направлений,  определяемой
дидактическими единицами стандарта и программой.
     2.3. Электронное  учебное  пособие  -  это издание,  частично или
полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное
в качестве данного вида издания.
     Электронными учебными пособиями  являются  издания  по  отдельным
наиболее  важным  разделам дисциплин Государственного образовательного
стандарта специальностей и направлений,  по дисциплинам  примерного  и
рабочего  плана,  а также сборники упражнений и задач,  альбомы карт и
схем,  атласы конструкций,  хрестоматии по  дисциплинам  примерного  и
рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента,
указания  к  практикуму,  курсовому   и   дипломному   проектированию,
справочники, энциклопедии, тренажеры и др.
     2.4. Выдача   рекомендательных   грифов   на   издания   учебного
назначения  является  важнейшим  инструментом  влияния и регулирования
Минобразования России.  Для электронных изданий утверждаются следующие
грифы:   "Рекомендовано  в  качестве  учебника...",  "Рекомендовано  в
качестве учебного  пособия...",  "Рекомендовано  для  использования  в
учебном    процессе...",    "Рекомендовано   для   использования   при
самостоятельном и дополнительном образовании".
     2.5. Электронные  издания,  созданные  в инициативном порядке для
дополнительного образования,  факультатива  и  других  образовательных
применений,  определенных  авторами,  подлежат рассмотрению на предмет
выдачи грифа "Рекомендовано для использования  при  самостоятельном  и
дополнительном образовании".

                          3. Общие положения

     3.1. Решение   о   выдаче   рекомендательного  грифа  принимается
соответствующим подразделением  Минобразования  России  по  заключению
Федерального   экспертного  совета  по  учебным  электронным  изданиям
Минобразования России.
     3.2. Процедура   выдачи  грифа  на  учебное  электронное  издание
осуществляется в два этапа. На первом этапе специализированной секцией
приводится  экспертиза  электронного издания,  составляется экспертное
заключение,  утверждаемое Федеральным экспертным  советом  по  учебным
электронным  изданиям  Минобразования  России.  На  втором - на основе
экспертного заключения Минобразованием России принимается решение.
     3.3. Экспертиза   организуется  и  проводится  специализированной
секцией  Федерального  экспертного  совета  по   учебным   электронным
изданиям,  созданной  на  основе  базовой  организации.  Каждая секция
формирует постоянную экспертную группу специалистов из  числа  штатных
работников  базовой  организации,  которая  привлекает  к своей работе
специалистов (внештатных экспертов) из различных областей  знаний  для
проведения содержательной,  эргономической, методической и технической
экспертизы электронного издания.  Внештатные эксперты  привлекаются  к
работе  на  основании  рекомендации Федерального экспертного совета по
учебным электронным изданиям Минобразования России.
     3.4. Для  обеспечения сравнительного анализа уровня отечественных
и  зарубежных  разработок  базовые  организации   формируют   собрания
образцов  отечественных  и  зарубежных  учебных  электронных  изданий,
каталогов   ведущих   издательств    и    производителей,    каталогов
международных выставок и аналитических обзоров по смежным темам.

       4. Выдача рекомендательного грифа Минобразования России

     Для решения  вопроса  о  присвоении учебному электронному изданию
рекомендательного грифа издатель  или  автор  направляет  материалы  и
документы   в   адрес   Федерального  экспертного  совета  по  учебным
электронным изданиям Минобразования России.
     На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:
     - заявление авторов на имя председателя Федерального  экспертного
совета по учебным электронным изданиям;
     - сопроводительное письмо от организации - разработчика  учебного
электронного  издания  за  подписью руководителя организации (в письме
приводится состав авторского коллектива  и  творческий  вклад  каждого
автора,   даются  краткая  аннотация  учебного  электронного  издания,
выходные данные,  классификация, объем составных частей и компонентов,
планируемый    тираж   и   год   выпуска;   номер   издания,   издание
переработанное,  дополненное,  по какой учебной программе подготовлено
издание,  сведения о рецензировании издания, указание о том, для каких
классов,  специальностей  или   направлений   оно   предназначено   по
действующему классификатору) либо от авторского коллектива;
     - копия  свидетельства  о  регистрации  продукта  в  РосАПО;
     - электронное  издание  в  2 экземплярах в упаковке для конечного
потребителя;
     - полный      комплект     сопроводительной,     пользовательской
документации;
     - две внешние рецензии:
     а) рецензия кафедры одного из вузов, в котором будет использовано
учебное  электронное  издание  (по  усмотрению издателя и автора может
быть дополнительно представлена рецензия кафедры,  где работает автор)
либо    рецензия    районного   органа   управления   образовательными
учреждениями;
     б) рецензия  специалиста  данной  области  знаний,  работающего в
соответствующем  вузе,   научной,   проектной   организации   или   на
производстве, в школе, техникуме, ПТУ.
     При оформлении грифа на стабильные учебные издания (2-е издание и
др.)  может  быть  представлена  одна  внешняя рецензия.  Стереотипные
издания стабильных учебных электронных изданий (3-е,  4-е издание и т.
д.)  могут  выпускаться без рецензирования,  если с момента их издания
прошло не более одного года.
     В рецензиях  должны содержаться всесторонняя и объективная оценка
электронного издания,  анализ методических достоинств  и  недостатков,
констатироваться соответствие стандарту и программе курса, приводиться
постраничные замечания.
     В заключительной части рецензии должны содержаться рекомендация о
целесообразности  присвоения  учебному  электронному   изданию   грифа
Минобразования   России   (с   указанием   класса,  специальности  или
направления по действующему классификатору) и рекомендуемый гриф.
     Для учебных электронных изданий, подготовленных на языках народов
Российской Федерации,  вместо заключения вышеперечисленных  советов  и
объединений   прилагается   рекомендация  министерства  (департамента)
образования соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Министерство, выдавшее    гриф    на    соответствующее   учебное
электронное издание,  после его издания может организовать  обсуждение
опыта его использования с привлечением высших учебных заведений,  УМО,
НМС,  НМЦ,  РОНО,  педагогических  коллективов  школ,  общественности.
Результаты  обсуждения  используются  для  рекомендации  о переиздании
данного электронного издания.
     Срок действия  грифа  на  электронные  издания  в  связи с быстро
изменяющейся компьютерной техникой -  2  года.  По  истечении  данного
срока  необходимо  возобновить  представление  документов на получение
рекомендательного грифа.
     Настоящее Положение  не  определяет  порядка подготовки и издания
учебных электронных изданий,  выпускаемых вузами и издательствами  без
грифа федерального органа управления образованием, а также изданий, не
относящихся к электронным.

                       5. Содержание экспертизы

     5.1. Государственная   научно-техническая   экспертиза   учебного
электронного   издания   -   это   регламентированный   установленными
Минобразованием  России  правилами  процесс  исследования   экспертами
технического    решения,    научной,   методической,   познавательной,
педагогической ценности представленного учебного электронного  издания
в  сопоставлении  с  другими аналогичными и альтернативными изданиями,
анализа  сопутствующей  документации,  завершающийся   заключением   о
возможности   или   невозможности  выдачи  рекомендательного  грифа  в
соответствии с установленными настоящей Инструкцией критериями.
     5.2. Государственная   научно-техническая   экспертиза   учебного
электронного издания имеет целью определить:
     - соответствие   учебного   электронного  издания  виду  учебного
издания,  дисциплине и ее части, дополнениям к дисциплине (указаниям к
практикуму,  курсовому  и  дипломному  проектированию,  дидактическому
материалу и т. д.);
     - соответствие   профессиональной   программе   (учебному  плану)
начального, среднего, высшего, послевузовского образования;
     - объем и качество продукции (по содержанию учебного электронного
издания в целом и по его отдельным компонентам);
     - полнота  и  новизна  информации;
     - качество методического  инструментария,  качество  технического
исполнения,  наглядность,  логичность  и последовательность изложения,
усвояемость материала и т. д.
     5.3. На    основании    исследования   представленного   учебного
электронного   издания   эксперт   должен   составить   мотивированное
заключение  о  выдаче  рекомендательных  грифов Минобразования России,
либо  решение  о  запросе  дополнительных   сведений   и   материалов,
необходимых для вынесения решения по заявке,  либо решение об отказе в
выдаче рекомендательных грифов.
     5.4. Экспертное    заключение    включает    отнесение   учебного
электронного издания к  классификационным  признакам,  раскрывает  его
качества  и  практическую  ценность  для  реализации  образовательного
процесса,  устанавливает  и  оценивает  авторский  вклад   претендента
(претендентов),  рекомендацию по использованию и мотивированное мнение
о присвоении продукту соответствующего грифа Минобразования России.
     5.5. Экспертное  заключение передается специализированной секцией
для утверждения в Федеральный экспертный совет по учебным  электронным
изданиям   и   далее   в   Минобразование  России,  которое  принимает
окончательное  решение  о  рекомендации  по   использованию   учебного
электронного издания и о выдаче соответствующего грифа.

                 6. Сроки проведения экспертных работ

     6.1. Переписка и документооборот в процессе экспертизы:
     - в случае необходимости по усмотрению  экспертной  группы  может
быть   дополнительно   затребована  рецензия  специалиста  независимой
организации  помимо   отзывов,   предоставленных   авторами   учебного
электронного издания;
     - в случае необходимости по усмотрению экспертной  группы  автору
может быть направлен запрос по существу учебного электронного издания,
сопроводительной документации.
     6.2. Сроки  проведения экспертных работ.
     На проведение  первого  этапа   (научно-техническая   экспертиза)
отводится месячный срок, по истечении которого:
     - выдается заключение для представления Федеральному  экспертному
совету по учебным электронным изданиям Минобразования России;
     - авторам направляется мотивированный отказ;
     - авторам посылается запрос по существу представленного  учебного
электронного издания, сопроводительных документов;
     - авторов уведомляют о решении  экспертной  группы  дополнительно
затребовать   рецензию   специалиста  независимой  организации  помимо
отзывов,  представленных  авторами,  и   о   сроках   на   независимое
рецензирование (не более одного месяца).
     На проведение  второго  этапа  (решение  вопроса   о   присвоении
рекомендательного   грифа)   отводится  месячный  срок,  по  истечении
которого авторам выдается оформленное решение Минобразования России  о
присвоении рекомендательного грифа с конкретной формулировкой грифа.

                                                          Приложение 3
                                       к приказу Минобразования России
                                             от 19 июня 1998 г. N 1646

                                СОСТАВ
   федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям
         Министерства общего и профессионального образования
                         Российской Федерации

Суворинов А.  В.            - заместитель Министра общего и
(председатель совета)         профессионального образования
                              Российской Федерации

Осин А. В.                  - директор Республиканского
(заместитель председателя     государственного центра
совета)                       многокомпонентных информационных
                              компьютерных сред
                              Минобразования России

Стерликов Ф. Ф.             - начальник отдела учебной литературы
(ученый секретарь             для профессионального образования
совета)                       Управления книгоиздания, библиотек
                              и информационно-методического
                              обеспечения Минобразования России

Гик С. И.                   - директор Института общего образования
                              Российской академии образования

Зубков В. Г.                - профессор Московского государственного
                              индустриального университета

Иванников А. Д.             - директор   Центра  информатизации
                              Минобразования России

Семенов А. Л.               - заместитель председателя Московского
                              департамента образования правительства
                              Москвы

Солдаткин В. И.             - проректор Московского государственного
                              университета экономики, статистики и
                              информатики