Страницы: 1 2 О ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ КАК ЧАСТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА СТРАНЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 22 июня 1998 г. N 341 (НЦПИ) 20 мая 1998 г. на заседании Коллегии Министерства культуры Российской Федерации был рассмотрен вопрос о формировании государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны. Коллегия заслушала информацию о состоянии сохранности и безопасности библиотечных фондов, об итогах работы Межведомственной комиссии по проверке учета и режима хранения фондов всех федеральных библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, организованной Управлением библиотек и информации в соответствии с поручением Президиума Правительства Российской Федерации (протокол N 5 от 06.02.97). Анализ материалов проверки показывает, что несмотря на предпринимаемые федеральными библиотеками усилия по сохранению фондов, за последние годы в результате хронического недофинансирования резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической, ситуация с обеспечением безопасности и сохранности федеральных библиотечных фондов. Для выхода из создавшегося положения наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования требуется принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов, особенно важного в условиях нехватки средств. Коллегия рассмотрела и одобрила разработанные в этих целях ведущими библиотеками страны по заказу и при участии Управления библиотек и информации документы: Заключение об организация учета и режиме хранения фондов в федеральных библиотеках, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Проект Концепции Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Проект подпрограммы - "Консервация библиотечных фондов", одной из составляющих Национальную программу. Проект Положения о книжных памятниках Российской Федерации. Проект организации федерального Центра консервации документов на базе Отдела консервации документов Российской национальной библиотеки. Коллегия одобрила работу Управления библиотек и информации по формированию государственной политики в области сохранения библиотечных фондов. В целях дальнейшей реализации этой политики, повышения эффективности работ по обеспечению сохранности и доступности библиотечных фондов приказываю: 1. Признать направление деятельности по сохранению библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны одним из основных приоритетов государственной культурной политики. 2. Утвердить Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. 3. Рекомендовать органам культуры субъектов Российской Федерации принять концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации как основу для разработки региональных программ сохранения библиотечных фондов. 4. Управлению библиотек и информации (Е.И. Кузьмин) и федеральным библиотекам завершить разработку Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации в течение 1998 - 1999 гг. Управлению экономики и финансов (А.Б. Савченко) предусмотреть для этого необходимое финансирование. 5. Управлению экономики и финансов (А.Б. Савченко) совместно с Управлением библиотек и информации (Е.И. Кузьмин) в трехмесячный срок внести предложения по привлечению дополнительных средств, в том числе и внебюджетных, для регулярного финансирования работ в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов. 6. Рекомендовать органам культуры субъектов Российской Федерации обеспечить долевое целевое финансирование работ в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов. 7. Управлению библиотек и информации (Е.И. Кузьмин) подготовить предложения по созданию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594 дирекции Национальной программы сохранения библиотечных фондов. 8. Утвердить в качестве базовых учреждений по разработке и реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов по теме "Книжные памятники Российской Федерации" - Российскую государственную библиотеку, "Консервация библиотечных фондов" - Российскую национальную библиотеку, "Создание страхового фонда и сохранение информации" - Всероссийскую государственную библиотеку иностранной литературы им. М.И. Рудомино, "Использование библиотечных фондов" - Государственную публичную историческую библиотеку, "Безопасность библиотечных фондов - Центр по безопасности культурных ценностей ГосНИИР. Базовым организациям работать в тесном контакте с федеральными и региональными библиотеками, другими учреждениями культуры. Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. 9. Российской национальной библиотеке (В.Н. Зайцев) создать федеральный Центр консервации библиотечных фондов на основе Отдела консервации документов Российской национальной библиотеки в качестве базового подразделения для реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации в части "Консервация документов". Утвердить проект его организации. Управлению экономики и финансов (А.Б. Савченко) предусмотреть расходы по организации и содержанию Центра в проектах бюджета Российской национальной библиотеки начиная с 1999 г. 10. В основном одобрить проект Положения о книжных памятниках Российской Федерации, направить его для согласования в заинтересованные ведомства с целью последующего внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения. 11. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра В.П. Демина. Министр культуры Российской Федерации Н.Л. ДЕМЕНТЬЕВА 22 июня 1998 г. N 341 Приложение НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ Одним из мощных факторов развития общества в современных условиях стала его информатизация. Информация, заключающая в себе весь мировой опыт человечества, служащая исторической памятью и основой дальнейшего экономического и духовного прогресса общества, хранится в библиотеках и архивах мира. Сохранение для грядущих поколений этой бесценной информации и ее носителей, составляющих библиотечные фонды, стало глобальной задачей, которую решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в целом. В настоящее время состояние сохранности библиотечных документов вызывает большую тревогу - и не только в нашей стране. По заключению специалистов из 320 млн. книг США разрушено 20%, т.е. 64 млн. В Библиотеке Конгресса США примерно 25 процентов фонда находится в критическом состоянии (это около 13 млн. единиц хранения). Исследования, проведенные Немецким библиотечным институтом показали, что 15 процентов библиотечных и 20% архивных фондов Германии - под угрозой разрушения. В Российской национальной библиотеке около 25 процентов документов требуют срочных консервационных мер, в Российской государственной библиотеке - около 30 процентов. На Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1986 г. были приняты "Директивы возможных международных действий по сохранению библиотечных материалов", которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов. Такие программы созданы и успешно реализуются в США, Швеции, Франции, Канаде, Японии и др. Проекты сохранности библиотечных фондов, осуществляемые ИФЛА (IFLA - Международная федерация библиотечных ассоциаций), предполагают разработку международной стратегии сохранения библиотечных фондов в рамках центральной программы Preservation and Conservation (PAC), главными принципами которой являются: - сохранение фондов как основное условие для выживания национальной и мировой культуры и науки; - сохранение фондов только в кооперации на государственном и международном уровнях; - ответственность каждой страны за сохранение собственных документных фондов как национальной части общемирового духовного наследия. Федеральный закон о библиотечном деле, принятый в России в 1994 г., установил "принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". Закон констатировал, что "в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками". В полной мере реализовать декларируемые Законом принципы возможно лишь при обеспечении сохранности информации и ее носителей. Однако до настоящего времени в нашей стране эта проблема на правительственном уровне не ставилась, не было единой национальной программы сохранения документных фондов библиотек как культурного, научного и информационного достояния страны. Финансирование этого направления деятельности не могло обеспечить даже самую необходимую часть потребностей библиотек в этой области. Скудное финансирование не дает возможности государственным учреждениям осуществлять политику наиболее полного комплектования библиотечных фондов, в том числе восстановительного. Возможности хранения фондов в библиотеках крайне ограничены и не соответствуют самым элементарным стандартам. В федеральных библиотеках России, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, по приблизительным подсчетам хранится около 90 млн. единиц хранения документов (рукописных, печатных, аудио - визуальных, в электронной форме и т.п.) с V по XX вв. Из них около 8 млн. ед. хр. - редкие и ценные материалы, которые включают около 1,5 млн. ед. хр. рукописных материалов с V по XX вв., более 0,3 млн. томов старопечатных изданий с XV по XIX вв., около б млн. редких и ценных изданий с XIX в. по сегодняшний день. Фонды федеральных библиотек составляют часть общенационального культурного наследия России, являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом страны, включают большое количество памятников мирового значения и, помимо культурно - исторической, научной и духовной, имеют огромную материальную ценность. Библиотеки изначально предназначены для выполнения двуединой функции - хранить опубликованные и написанные в прошлом документы и обеспечивать доступ к ним нынешним и будущим поколениям. Функциональная задача сама по себе уже противоречива: не просто сохранять, а сохранять, используя. При этом степень доступности документа во многом определяется степенью его сохранности. Однако с обеспечением сохранности библиотечных фондов в библиотеках России сложилась катастрофическая ситуация. Это объясняется тем, что обеспечение сохранности фондов, как никакой другой процесс библиотечной деятельности, зависит от объемов и своевременности финансирования. Создание оптимального режима хранения и безопасности фондов, соответствующего государственным стандартам, может быть обеспечено только при выполнении следующих условий: Поддержание нормативного физического и санитарно - гигиенического состояния зданий, инженерных коммуникаций, помещений хранилищ. Расширение площадей хранилищ в соответствии с ростом библиотечных фондов. Оборудование библиотек современными комплексами технических средств безопасности, их постоянное совершенствование и обеспечение бесперебойной работы. Постоянное совершенствование материально - технической базы библиотек для обеспечения нормативных режимов хранения документов, их стабилизации и реставрации. Обеспечение процессов защиты, хранения и использования библиотечных фондов достаточным количеством квалифицированных кадров. Создание Единого страхового фонда документов библиотек. Четкая организация работы хранителей, служб консервации фондов и безопасности, контроль за безукоризненным выполнением ими своих должностных обязанностей в процессе сохранения и использования фондов. Из всего вышеперечисленного только последний пункт не требует постоянного бюджетного и специального целевого финансирования. В настоящее время, как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии. Такие помещения сами по себе являются источником повышенной опасности для хранящихся там фондов. В библиотеках периодически возникают аварийные ситуации различной степени тяжести: от протечек кровель до затоплений при прорыве систем тепло- и водоснабжения, канализации, от трещин в стенах, потолках и в оконных блоках в результате деформации конструкций до обрушивания потолков в рабочих помещениях и читательской зоне. За последние четыре года в Российской национальной библиотеке произошло 12 аварий, в результате которых пострадали фонды - около 60 000 единиц хранения; в Российской государственной библиотеке - 20 аварий; в Государственной публичной исторической библиотеке - 2; в Российской государственной библиотеке по искусству - 4 и т.д. Хранилища библиотек переполнены, в них нет систем кондиционирования воздуха и вентиляции, отсутствуют оборудование для нейтрализации бумаги с повышенной кислотностью, для консервации и реставрации фондов, а также необходимые инструменты и материалы для реставрационных работ, ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов хранителей и реставраторов. В результате, несмотря на то, что в крупнейших библиотеках страны - Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и др. разработаны новейшие технологии и методы, обеспечивающие долговечную сохранность книжных фондов на различных материальных основах, практически во всех библиотеках нет условий для выполнения даже самых элементарных требований ГОСТа 7.50-90 "Консервация документов. Общие требования". Ярким примером сложившейся ситуации с обеспечением сохранности библиотечных фондов является Российская государственная библиотека. В крупнейшей библиотеке страны в книгохранилище, рассчитанном на 10 млн. томов, хранится 20 млн. томов. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4 раза, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26 C при норме +18 C, а относительная влажность - 90% при норме 50%. Во многих провинциальных библиотеках дела обстоят еще хуже. В некоторых библиотеках фонды редких и ценных книг, подвергшиеся затоплению в результате чрезвычайных ситуаций, требуют принятия немедленных мер по консервации и реставрации, которые не предпринимаются из-за нехватки финансовых средств и необходимых специалистов. Расчет, проведенный в 1980-е гг. в Отделе консервации документов Российской национальной библиотеки, показал, что при сохранении нынешней ситуации для реставрации документов, хранящихся в Российской национальной библиотеке, потребуется примерно 400 лет, по расчетам специалистов Российской государственной библиотеки для восстановления их фонда - 500 лет. Для стабилизирующей обработки около 13 млн. единиц хранения Библиотеки Конгресса США - необходимы 20 лет. Объем разрушающихся фондов требует высокоэффективных способов обеспечения сохранности. Достаточно широко распространено мнение, что сохранение фондов означает, в основном, только реставрацию, но такое мнение не только не квалифицированно, но и опасно. Безусловно, реставрация была, есть и будет, но все большее значение приобретают меры как профилактические, так и специальные, консервационные, направленные на предупреждение повреждений всех типов документов. Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются в процессе хранения и использования. Естественное старение, нарушение режима хранения, неаккуратность читателей, а зачастую и халатность хранителей - основные причины утраты библиотечных документов, в том числе и являющихся культурными ценностями. В наихудшем состоянии находятся не древнейшие памятники письменности и печати, а документы второй пол. XIX - XX вв. Половина книг, напечатанных в этот период на бумаге с повышенной кислотностью, не пригодна для использования уже сейчас, поскольку такая бумага подвержена быстрому старению, желтеет, становится ломкой и разрушается при использовании. Перевод информации в более компактные формы - микрофильмы, микрофиши, магнитные и оптические диски - позволяет создать страховые фонды, имеющие определенные преимущества: удобство перемещения и гарантии неприкосновенности, снижение вероятности хищения, возможность сохранения в экстремальных ситуациях. Но, как и традиционные, новые носители информации рождают специфическую проблему их хранения, стабилизации и реставрации. Не обеспечена в настоящее время и безопасность библиотечных фондов. Как показывает практика, даже в крупнейших библиотеках России имеющиеся системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения не могут гарантировать безопасность фондов. Подтверждением этому служат участившиеся в последнее время случаи хищения, пожары и другие экстремальные ситуации. В большинстве же библиотек России и такие системы обеспечения безопасности фондов отсутствуют. Попытки решать все эти проблемы в отдельности не имели успеха, т.к. являлись попытками бороться со следствиями без устранения их причин: проекты предлагавшихся программ консервации и реставрации фондов входили в противоречие с состоянием материально - технической базы хранилищ и профессиональной подготовки кадров, объективными возможностями хранения фондов. Проблема усугубляется недостаточной защищенностью книжного фонда российским законодательством и не в последнюю очередь оплатой труда людей, которым государство доверяет хранение многомиллионных ценностей. Оклады сотрудников библиотек и архивов более чем вдвое ниже средней по стране. В условиях сложной криминогенной ситуации в стране, а также повышенного риска природных катастроф, роста экологической опасности возрастает угроза физической утраты значимой части культурного и информационного наследия России. Справиться с этой угрозой возможно лишь в том случае, если проблема сохранения библиотечных фондов выйдет на уровень общенациональной задачи. Решать проблемы, связанные с обеспечением сохранности библиотечных фондов необходимо комплексно, в рамках единой Национальной программы, которая призвана: - вывести проблему обеспечения сохранности книжных фондов библиотек, архивов и музеев на государственный уровень, привлечь внимание ответственных лиц законодательной и исполнительной власти к решению этой проблемы, придать ей статус общегосударственной политики; - скоординировать действия учреждений и частных лиц по собиранию, учету, регистрации, сохранению и использованию библиотечных фондов; - сконцентрировать средства, финансовые и трудовые ресурсы для создания необходимых базовых условий развития данного направления деятельности; - способствовать привлечению научного и производственно - технического потенциала страны к решению проблем сохранения национального культурного и информационного наследия России. Государственная Программа разрабатывается на базе Основ законодательства о культуре (1992 г.), Федерального закона о библиотечном деле (1994 г.), Федерального закона об информации, информатизации и защите информации (1995 г.), а также "Директив будущих международных действии по сохранению библиотечных материалов" (ЮНЕСКО, Вена 1986 г.), Программы ЮНЕСКО "Память мира" (198_ г.), Программы ИФЛА "Preservation and Conservation" (1986 г.). Цель Программы Сохранение в интересах настоящих и будущих поколений библиотечных фондов Российской Федерации, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации. Задачи Программы - Обеспечение нормативных условий хранения библиотечных фондов. - Организация системы безопасности библиотечных фондов РФ. - Создание федеральных и региональных центров реставрации и консервации книг и рукописей; создание и внедрение новых технологий в процессы реставрации и консервации; создание единой электронной базы данных по реставрации фондов. - Разработка и проведение целенаправленной политики по обеспечению сохранности библиотечных фондов в процессе их использования. - Создание системы единого общегосударственного учета, включая библиографический, библиотечных фондов России. Совершенствование системы комплектования. - Создание единой системы - Фонда книжных памятников России. Государственная регистрация книжных памятников. - Создание нормативной базы и методического обеспечения комплекса работ с библиотечными фондами. - Обеспечение библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами. - Создание системы специального образования, предусматривающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров библиотекарей, хранителей и реставраторов в средних и высших учебных заведениях. - Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов. - Техническое обеспечение программы, внедрение новейшей техники и технологий в процессы работы с библиотечными фондами. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитана на 10 лет и включает в себя следующие основные подпрограммы: 1. Учет библиотечных фондов. 2. Использование библиотечных фондов. 3. Консервация библиотечных фондов. 4. Сохранение информации и создание Страхового библиотечного фонда РФ. 5. Формирование фонда книжных памятников Российской Федерации, учет и регистрация книжных памятников. 6. Безопасность библиотечных фондов. 7. Кадровое обеспечение программы. В качестве механизма реализации Национальной программы предусмотрено закрепление за каждой подпрограммой базовой организации, являющейся ее основным разработчиком, а также организационным, методическим и координационным центом ее реализации. Базовые организации работают в тесном контакте с федеральными и региональными библиотеками, другими учреждениями культуры. Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. 1. УЧЕТ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Цель программы - обеспечение сохранности библиотечных фондов посредством совершенствования системы их учета. Задачи программы: Совершенствование системы нормативных и методических документов по учету библиотечных фондов, создание их единой системы, ее эффективное внедрение в библиотеках России. Базовая организация - Российская государственная библиотека. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Цель программы - обеспечение сохранности библиотечных фондов в процессе их использования. Задачи программы: Технологический аспект 1. Разработка системы инструктивно - методических документов, обеспечивающих сохранность на всех этапах движения документа в процессе выдачи: - Типовые правила выдачи документов из хранилища абонентам (внутри библиотеки и вне ее), в другие подразделения и внешним организациям; - Учетные формы по пути документа из хранилища к пользователю (экспертиза имеющихся, разработка новых); - Правила обращения с документами для читателей; - Правила обращения с документами для персонала. 2. Разработки принципов и нормативных документов, обеспечивающих защиту оригиналов документов в процессе пользования. Определение типов и видов оригиналов документов, пользование которыми ограничено; Определение принципов целесообразной замены оригинала копиями (изданий повышенного спроса, плохой сохранности и т.п.); Разработка правил контроля за состоянием оригинала документа в процессе выдачи; Разработка типовою паспорта документа для контроля за состоянием в процессе использования; Определение требований к обеспечению сохранности при экспонировании библиотечных документов. 3. Разработка документов, регламентирующих копирование документов. Правила копирования документов (по всем видам копирования и тиражирования); Формы учета количества и характера копирования документов; Правила и нормы восстановления документов после копирования (определение типов разрушений в процессе копирования и правил работы по восстановлению). Правовой аспект 1. Определение меры ответственности за повреждение библиотечных документов. 2. Страхование библиотечных фондов. 3. Определение статуса библиотечных каталогов как объекта сохранности (оформление авторских прав, охранных документов, и т.п.). Информационно - методический аспект 1. Определение форм и принципов координации между библиотеками в распределении нагрузки на совпадающие по составу фонды. 2. Подготовка программы издания сводных каталогов на документы повышенного спроса. Базовая организация - Государственная публичная историческая библиотека России. 3. КОНСЕРВАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Цель программы - обеспечение сохранности документов, понимаемое, как принятие всех возможных мер и организация всех видов деятельности, направленных на "замедление старения бумаги и предотвращение ее повреждения "(ГОСТ 7.50-90. СИБИД. Консервация документов. Термины и определения). Задачи программы: Создание оптимальных условий хранения библиотечных фондов и системы контроля за ним, через техническое переоснащение и введение новейших эффективных технологий консервации документов. Научно - исследовательская деятельность в сфере обеспечения сохранности библиотечных фондов. Создание системы нормативных документов по консервации и реставрации фондов. Создание региональных центров реставрации и консервации библиотечных фондов и учебно - производственных центров. Внедрение новой техники и технологии и процессы реставрации и стабилизации фондов. Обследование и анализ состояния физической сохранности редких фондов и условий их хранения в российских библиотеках. Создание базы данных о состоянии физической сохранности памятников и работах по их реставрации. Разработка системы мер по спасению фондов при возникновении чрезвычайных ситуаций в хранилищах. Обеспечение срочной квалифицированной помощи книжным памятникам, находящимся в критическом состоянии. Развитие средств и методов массовой консервации библиотечных документов. Научно - информационная издательская деятельность. Подготовка и повышение квалификации кадров консерваторов и хранителей. Организация и координация деятельности российских библиотек по обеспечению сохранности фондов, устранение параллелизма и неоправданных финансовых затрат в сфере консервации библиотечных фондов. Базовая организация - Центр консервации библиотечных фондов, создаваемый на базе Отдела консервации документов Российской национальной библиотеки. 4. СОЗДАНИЕ СТРАХОВОГО ФОНДА И СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Цель программы - сохранение информации, предоставление доступа к интеллектуальному содержанию документов, уязвимых с точки зрения сохранности. Задачи программы: Разработки концепции перевода документов библиотек России на микро- и цифровые носители. Организация Единого страхового библиотечного фонда Российской Федерации. Создание системы нормативных и методических документов по организации Единого страхового библиотечного фонда Российской Федерации. Создание и ведение Российского регистра страховых копий (микроформ и цифровых копий), а также его интеграцию в европейский регистр страховых микроформ (EROMM). Разработку нормативно - методических документов, регламентирующих микрофильмирование и оцифровывание. Разработка юридической базы по правовому обеспечению вопросов копирования и использования копий документов. Создание комплекса мобильных микрофильмирующих аппаратов для обеспечения съемки документов в фондах библиотек. Организация и координация деятельности российских библиотек по обеспечению сохранности фондов, устранение параллелизма и неоправданных финансовых затрат в сфере копирования библиотечных документов. Базовая организация по разработке и реализации проекта - ВГБИЛ им. М.И. Рудомино. 5. КНИЖНЫЕ ПАМЯТНИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Цель программы - оптимизация деятельности по формированию, учету и рациональному использованию фондов книжных памятников в масштабах страны в соответствии с государственной политикой в области сохранения и умножения национального культурного наследия. Задачи программы: Разработка теоретических проблем, связанных с книжными памятниками, понятийно - терминологического аппарата, принципов создания и функционирования (индивидуального представления пользователям и экспонирование) фондов и коллекций книжных памятников, их регистрации, библиографирования (описание и аннотирование), определение системы сводов книжных памятников, разработка особых приемов консервации применительно к книжным памятникам. Выявление состава книжных памятников применительно к различным хронологическим периодам, их изучение, создание сводных каталогов и каталогов различных коллекций, разработка постоянных и переменных экспозиций историко - книжной проблематики. Разработка системы регламентирующих документов (ГОСТов, профилей комплектования), методических рекомендаций по всем направлениям работы с книжными памятниками, проведение семинаров, курсов повышения квалификации, индивидуального консультирования. Информационное обеспечение работы с книжными памятниками в масштабах страны, создание баз данных о фондах книжных памятников. Организационное содействие созданию, регистрации, обеспечению рационального использования фондов книжных памятников в учреждениях - фондодержателях страны. Экспертиза представляемых для регистрации документов. Формирование Государственного реестра книжных памятников Российской Федерации в соответствии с Положением о книжных памятниках Российской Федерации. Организация Свода книжных памятников России, максимально полно отражающего национальный репертуар рукописной и печатной книги Российской Федерации. Разработка концепции сводных электронных каталогов книжных памятников. Создание системы сводов редких и ценных книг; Свода национального репертуара книжных памятников (национальная библиография). Базовая организация - Научно исследовательский отдел редкой книги Российской государственной библиотеки. 6. БЕЗОПАСНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Цель программы - разработка политики в отношении охраны библиотечных фондов, обеспечение их безопасности. Задачи программы: Определение приоритетных направлений развития системы безопасности библиотек, разработка стратегического плана, выделение задач и этапов планирования. Разработка основных ведомственных нормативов, определяющих ответственность должностных лиц: - по организации и контролю системы безопасности; - взаимоотношений с различными органами внутренних дел (составление договоров на охрану, подбор кадров, поиск похищенного и др.); - по планированию мероприятий (организационных, по технической укрепленности, техническим средствам охраны, противопожарной защите, эвакуации людей и фондов). Разработка концепции и программ безопасности как для крупных, так и небольших библиотек. Регулярное проведение комплексных обследований библиотек по следующим параметрам: - состояния защищенности зданий, фондов; - уровня технических средств охраны. Анализ результатов обследования, выработка практических рекомендаций по организации контроля (мониторинг) и предложений по планированию мероприятий обеспечения безопасности в комплексе. Создание базы данных о состоянии безопасности библиотек. Определение объектов: - в наибольшей степени нуждающихся в оборудовании или замене технических средств безопасности; - наилучшим образом реализующих задачи защиты; - имеющих персонал для реализации необходимых мероприятий. Разработка рекомендаций по определению очередности на поставку оборудования, необходимого для обеспечения безопасности библиотек, и расчет необходимых для этого затрат. Обучение персонала библиотек. Разработка учебных программ. Разработка методических пособии. Чтение лекций. Учебные занятия. Учебные тренировки. Экспертиза технических решений; заключения о соответствии проектной документации задачам охраны конкретных объектов. Организация конкурсов на оборудование техническими средствами безопасности. Разработка типовых вариантов построения комплексных систем защиты. Разработка технических требований для проектирования оснащения типового здания библиотеки техническими средствами обеспечения безопасности. Проведение исследований, испытаний и внедрения в библиотеках опытных и серийных образцов современных средств охраны. Разработка типовых эффективных систем и средств пожарной защиты, безопасных для библиотечных фондов; проведение исследований средств пожаротушения. Разработка новой технологии идентификации книжных памятников в целях исключения подмены, подделки, незаконной продажи и т.п. (разработка средств защиты подлинности). Проведение семинаров, конференций по вопросам безопасности библиотечных фондов. Страхование библиотек и библиотечных фондов. Определение очередности целевого финансирования библиотек. Базовая организация - Центр по безопасности культурного наследия Государственного научно - исследовательского института реставрации. 7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Задачи программы: Создание системы специального образования в области сохранения библиотечных фондов. Формирование общественного мнения по вопросам обеспечения сохранности библиотечных фондов, в частности книжных памятников. Введение специальных предметов в средней школе. Создание специализированных школ реставраторов. Создание системы спецкурсов и спецсеминаров в гуманитарных ВУЗах. Разработка учебных программ. Создание системы регулярной профессионально - психологической подготовки и повышения квалификации хранителей, реставраторов, работников обслуживания читателей. Базовые организации - Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Школа консервации и реставрации книг "Раритет", Московский государственный университет культуры. ПОДПРОГРАММА 3 КОНСЕРВАЦИЯ ДОКУМЕНТНЫХ ФОНДОВ БИБЛИОТЕК <*> Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности. -------------------------------- <*> Проект подготовлен по заказу Министерства культуры Российской Федерации авторским коллективом специалистов в следующем составе: С.А. Добрусина, зав. ОКД РНБ, Е.С. Чернина, ст. науч. сотр. ОКД РНБ, Ю.П. Нюкша, гл. консультант ОКД БАН, Н.И. Хахалева, зам. директора РГБ, Г.А. Кисловская, зам. директора ВГБИЛ, З.П. Дворяшина, директор Центра консервации документов НБ РГГУ, Н.А. Щербачева, гл. специалист Министерства культуры РФ и др. Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе. В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно - влажностного, санитарно - гигиенического) и применения контейнерного хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно. В настоящее время в библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов. Их объем продолжает быстро увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, отсутствия в большинстве библиотек служб консервации, а также недостаточная осведомленность работников библиотек в вопросах сохранности. Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс глобальных мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие: - создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях; - внедрение фазовой консервации (контейнерное хранение как форма временной консервации); - разработка методов массовой стабилизации; - развитие массовой реставрации документов. Реализация данных направлений при преимущественном развитии профилактической (превентивной) консервации, позволит наиболее оперативно и экономно обеспечить сохранность максимально большого количества документов. 1. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях - главная составляющая превентивной консервации, представляющей совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от неблагоприятных внешних воздействий. Режим хранения документов обеспечивается путем соблюдения нормативных температуры и влажности воздуха, освещенности, санитарно - гигиенического состояния помещений. При реконструкции старых и строительстве новых зданий библиотек надлежит строго соблюдать требования СНиП и ГОСТ 7.50-90 "Консервация документов. Общие требования". Библиотеки должны быть оснащены необходимыми техническими средствами контроля окружающей среды и поддержания нормативных условий хранения документов. 2. Фазовая консервация. Внедрение фазовой консервации - хранения документов в контейнерах из специальных материалов, разрешенных к использованию, является другой составляющей превентивной консервации. Назначение фазовой консервации состоит в предохранении документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени. Документы помещают и коробки из бескислотного картона или в полиэфирную пленку (инкапсулирование). 3. Разработка методов массовой стабилизации документов - специальной обработки, замедляющей старение и предотвращающей повреждение документов. Это, в первую очередь, нейтрализация кислотности бумаги, создание щелочного резерва защита от биоповреждений с пролонгированным эффектом. Предпочтительна массовая стабилизация как более производительная и применимая к большей части документов постоянного и длительного хранения. В России технологии массовой стабилизации практически отсутствуют. Развитие форм превентивной консервации и массовой стабилизации позволит снизить потребность в реставрации документов. 4. Развитие массовой реставрация документов. В отечественной практике наибольшее распространение получила трудоемкая, малопроизводительная и дорогостоящая форма консервации - реставрация. Как правило, доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Именно поэтому документы должны подвергаться реставрации только по специальному решению хранителя и консерватора. Развитие массовой реставрации документов направлено на увеличение производительности и эффективности восстановления ветхих и поврежденных документов. Актуальность данного направления заключается в том, что доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Увеличение эффективности технологий и производительности массовой реставрации приведет к сокращению объема документов, требующих срочной реставрации. Реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, поэтому его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко - культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов. Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы. Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием. Центры консервации осуществляют научно - исследовательскую, методическую, обучающую, практическую деятельность. Научная деятельность состоит в проведении комплексной научной экспертизы и изучении процессов старения и повреждения документов, разработке и внедрении новых методов консервации, эффективном освоении оборудования. Научно - исследовательская деятельность должна развиваться на основе координации, что позволит полнее использовать научные кадры и инструментальную базу. Методическая деятельность заключается в проведении консультаций, подготовке изданий и распространении методических пособий. В настоящее время существует настоятельная потребность в методической помощи по дальнейшему внедрению государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих хранение и использование фондов. Обучающая деятельность осуществляется путем преподавания научных основ консервации, чтения лекций и проведения стажировок для консерваторов и хранителей библиотек. В университетах и библиотеках Москвы и Санкт - Петербурга накоплен опыт научной и практической работы, который может быть адаптирован для конкретных потребностей других библиотек. В дальнейшем центры должны разработать единую программу обучения и определить регионы обслуживания. Практическая деятельность включает выполнение работ по консервации документов библиотек России, не имеющих собственных служб. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ 1. КОНСЕРВАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Проекты | Сроки | Координаторы | Ожидаемые результаты | Источники | Стоимость | | п/п | | исполнения | Исполнители | | финансирования | (млн. руб.) | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 1. | Комплексное | 1999 - | Минкультуры, | Формирование базы | Текущие расходы, в | | | | обследование и | 2000 | РБА, РГБ, | данных, необходимой для | том числе из | | | | экспертиза условий | г. | РНБ, ВГБИЛ | разработки проектов по | федерального бюджета | | | | хранения документов | | | обеспечению нормативных | | | | | в библиотеках | | | условий хранения | | | | | | | | библиотечных фондов | | | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 2. | Систематическое | Постоянно | Минкультуры, | Создание базы данных о | Текущие расходы, в | | | | обследование | | РБА | состоянии документов в | том числе из | | | | состояния фондов в | | РГБ, РНБ, | библиотеках для | федерального бюджета | | | | библиотеках. | | РГГУ, ВГБИЛ | осуществления неотложных | | | | | Выявление памятников | | | и плановых работ по | | | | | письменности и | | | консервации фондов | | | | | печати и других | | | библиотек | | | | | документов, | | | | | | | | нуждающихся в | | | | | | | | срочной стабилизации | | | | | | | | и реставрации | | | | | | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 3. | Проведение научных | Ежегодно | РБА | Создание научной базы | Текущие расходы, в | | | | исследований в | | РГБ, РНБ, | для совершенствования и | том числе из | | | | области консервации | | РГГУ, ГНИИР | развития процессов | федерального бюджета | | | | документов | | | консервации документов, | | | | | | | | разработки надежных | | | | | | | | технологий, | | | | | | | | использования новых | | | | | | | | материалов | | | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 4. | Разработка | 1998 - | Минкультуры, | Создание системы | Текущие расходы, в | | | | нормативной и научно | 2000 | РБА | нормативных и | том числе из | | | | - методической базы | г. | РГБ, РНБ, | методических документов | федерального бюджета | | | | для осуществления | | ВГБИЛ, РГГУ | по консервации | | | | | консервации | | | документов библиотечных | | | | | документов. | | | фондов | | | | | Составление | | | | | | | | библиографии по | | | | | | | | проблемам | | | | | | | | консервации | | | | | | | | документов | | | | | | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 5. | Подготовка | Постоянно | Минкультуры, | Создание системы | Текущие расходы, в | | | | библиотечных кадров | | РБА | обучения и повышения | том числе из | | | | разных уровней и | | РГБ, РНБ, | квалификации кадров. | федерального бюджета | | | | специальностей, | | РГГУ, ВГБИЛ, | Разработка учебных | | | | | ответственных за | | Школа | программ и методических | | | | | обеспечение | | "Раритет" | пособий | | | | | сохранности фондов. | | | | | | | | Воспитательная | | | | | | | | работа с | | | | | | | | пользователями | | | | | | |-----|----------------------|------------|--------------|---------------------------|----------------------|-------------| | 6. | Создание и развитие | 1998 - | Минкультуры, | Концентрация | Текущие расходы, в | | | | федеральных и | 2000 | РБА | материальных и кадровых | том числе из | | | | региональных Центров | г. | РГБ, РНБ, | ресурсов в | бюджетов всех | | | | консервации | | | немногочисленных | уровней | | | | документов, а также | | | центрах, оснащенных | | | | | библиотечных служб | | | необходимым | | | | | консервации и | | | оборудованием для | | | | | реставрационных | | | осуществления научно - | | | | | мастерских | | | исследовательской, | | | | | | | | методической и | | | | | | | | практической деятельности | | | Страницы: 1 2 |