ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. Постановление. Правительство РФ. 31.07.98 867

   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
         ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
                       МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           31 июля 1998 г.
                                N 867

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое   Типовое   положение   об  образовательном
учреждении  для  детей,  нуждающихся  в   психолого-педагогической   и
медико-социальной помощи.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                       С. Кириенко
31 июля 1998 г.
N 867


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 31 июля 1998 года
                                                                 N 867

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

        об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
         психолого-педагогической и медико-социальной помощи

                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Типовое   положение   регулирует   образовательную,
реабилитационную,     оздоровительную     и    финансово-хозяйственную
деятельность образовательных учреждений для детей,  имеющих проблемы в
развитии,    обучении,    социальной   адаптации   и   нуждающихся   в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
     Настоящее Типовое  положение является типовым для государственных
и муниципальных образовательных учреждений для  детей,  нуждающихся  в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров:
     диагностики и   консультирования;    психолого-медико-социального
сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
     социально-трудовой адаптации    и    профориентации;     лечебной
педагогики и дифференцированного обучения и других.
     Образовательное учреждение    для    детей,     нуждающихся     в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется -
учреждение),  создается для детей и подростков от  3-х  до  18  лет  и
реализует  программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и
начального профессионального образования.
     Для негосударственных   учреждений  настоящее  Типовое  положение
является примерным.
     2. Основными задачами учреждения являются:
     оказание помощи  детям,   испытывающим   трудности   в   усвоении
образовательных программ;
     осуществление индивидуально    ориентированной    педагогической,
психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
     оказание помощи   другим   общеобразовательным   учреждениям   по
вопросам   обучения   и  воспитания  детей  с  проблемами  школьной  и
социальной адаптации.
     3. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
     организация образовательной деятельности  по  общеобразовательным
программам  (основным,  дополнительным) и начального профессионального
образования   в   соответствии   с   возрастными   и   индивидуальными
особенностями   детей,  состоянием  их  соматического  и  психического
здоровья;
     диагностика уровня    психического,    физического   развития   и
отклонений в поведении детей;
     организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
     психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
     проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
     оказание помощи   обучающимся   в    профориентации,    получении
профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
     анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
     4. Учреждение  несет в установленном законодательством Российской
Федерации  порядке  ответственность  перед  органами   государственной
власти,  органами  местного самоуправления за соответствие применяемых
форм,  методов  и  средств  организации   образовательного   процесса,
коррекционно-реабилитационной   и  оздоровительной  работы  возрастным
психофизиологическим    особенностям,     способностям,     интересам,
требованиям охраны жизни и здоровья детей.
     5. В своей деятельности учреждение руководствуется международными
актами   в   области   защиты   прав  и  законных  интересов  ребенка,
федеральными законами,  указами и распоряжениями Президента Российский
Федерации,  постановлениями  и распоряжениями Правительства Российской
Федерации,  решениями соответствующего органа управления образованием,
настоящим Типовым положением, своим уставом.

              II. Организация деятельности и учреждения

     6. Учреждение     создается    учредителем    (учредителями)    и
регистрируется в порядке,  установленном законодательством  Российской
Федерации.
     7. Учредителями   государственного    учреждения    могут    быть
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; учредителями муниципального учреждения
являются органы местного самоуправления.
     Отношения между   учредителем   (учредителями)   и    учреждением
определяются  договором,  заключаемым  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     8. Права    юридического    лица   в   части   ведения   уставной
финансово-хозяйственной  деятельности,  направленной  на   организацию
образовательного  процесса,  возникают  у  учреждения  с  момента  его
государственной регистрации.
     Учреждение является юридическим лицом и имеет устав, закрепленное
за ним имущество,  расчетный и другие счета в банковских  учреждениях,
печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
     Учреждение имеет     самостоятельный     баланс,     осуществляет
бухгалтерский  учет  и  предоставляет  информацию о своей деятельности
органам государственной статистики  и  налоговым  органам,  учредителю
(учредителям)   и   иным  лицам  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
     9. Право  на  ведение  образовательной  деятельности  и получение
льгот,   предусмотренных   законодательством   Российской   Федерации,
возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     10. Учреждение  в  соответствии  со  своими  уставными  целями  и
задачами  может реализовывать дополнительные образовательные программы
и  оказывать  дополнительные  образовательные  услуги  (на  договорной
основе).
     11. Учреждение создается из расчета одно  учреждение  на  5  тыс.
детей,  проживающих  в  городе (районе).  При необходимости учреждение
может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе
(районе).
     Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении  должна
быть не более 9-12 человек.
     Для детей    дошкольного    возраста    в    учреждении     могут
организовываться разновозрастные воспитательные группы.
     12. Дети,  проживающие в учреждении,  обеспечиваются питанием  по
нормам,  предусмотренным  для воспитанников образовательных учреждений
интернатного типа.

                     III. Образовательный процесс

     13. Содержание    образования    определяется    образовательными
программами,     разрабатываемыми     и    реализуемыми    учреждением
самостоятельно.
     14. Организация    образовательного    процесса    в   учреждении
регламентируется  учебным  планом,  годовым  календарным  графиком   и
расписанием  занятий,  разрабатываемыми  и  утверждаемыми  учреждением
самостоятельно.
     15. Образовательный   процесс   в   учреждении  осуществляется  с
использованием индивидуально-ориентированных  коррекционно-развивающих
образовательных программ.
     16. Для детей дошкольного возраста  организация  образовательного
процесса   осуществляется   в  соответствии  с  Типовым  положением  о
дошкольном образовательном учреждении.
     17. Государственная    (итоговая)    аттестация   обучающихся   в
учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением,  имеющим
государственную аккредитацию,  на основе договора,  заключенного между
учреждением и общеобразовательным учреждением.
     18. Общеобразовательное   учреждение   с   согласия  детей  и  их
родителей  (законных  представителей)  по  договорам  и  совместно   с
предприятиями,    учреждениями,    организациями    может    проводить
профессиональную подготовку детей в  качестве  дополнительных  (в  том
числе  платных)  образовательных  услуг  при  наличии  соответствующей
лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
     19. Профессиональное  обучение в учреждении осуществляется исходя
из региональных и местных условий,  ориентированных на  потребность  в
рабочих  кадрах,  с  учетом  интересов  и  индивидуальных особенностей
психофизического развития обучающихся.
     20. В  учреждении  могут  создаваться  различные  клубы,  секции,
кружки, студии и другие объединения по интересам.

               IV. Участники образовательного процесса

     21. Участниками  образовательного  процесса  являются  дети,   их
родители   (законные   представители),   педагогические,  медицинские,
инженерно-педагогические работники, юристы учреждения.
     22. В   учреждение  принимаются  дети,  обратившиеся  за  помощью
самостоятельно,  по инициативе  родителей  (законных  представителей),
направленные  другим  образовательным учреждением с согласия родителей
(законных представителей):
     с высокой  степенью  педагогической запущенности,  отказывающиеся
посещать общеобразовательные учреждения;
     с нарушением эмоционально-волевой сферы;
     подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
     вынужденные покинуть   семью,   в  том  числе  несовершеннолетние
матери;
     из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие
от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
     23. Зачисление  детей  в  учреждение  производится  на  основании
заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в
порядке, определяемом уставом учреждения.
     24. Перевод  детей  из  учреждения   в   другие   образовательные
учреждения   осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации об образовании.
     25. Дети  могут  продолжить  обучение  в  том общеобразовательном
учреждении, где они обучались ранее. Они принимаются в соответствующий
класс  на  основе документов об их промежуточной аттестации,  выданных
учреждением.
     26. Родители   (законные   представители)  имеют  право  защищать
законные права и интересы  детей,  принимать  участие  в  деятельности
учреждения  в  соответствии  с его уставом,  знакомиться с материалами
наблюдений, характером реабилитационных методов обучения, воспитания и
оздоровления детей.
     27. В  зависимости   от   содержания   и   основных   направлений
деятельности  в  штате  учреждения  могут  предусматриваться должности
методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога,    врачей-специалистов,    медицинской    сестры,
специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
     28. На  работу  в  учреждение  принимаются  специалисты,  имеющие
профессиональную     квалификацию,     соответствующую     требованиям
квалификационной    характеристики    по    должности   и   полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
     29. Отношения   между  работниками  и  администрацией  учреждения
регулируются трудовым  договором  (контрактом),  условия  которого  не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
     30. Социальные   педагоги   учреждения   осуществляют    комплекс
мероприятий  по  выявлению  причин  социальной  дезадаптации  детей  и
оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с
органами   и   организациями   по  вопросам  трудоустройства  детей  и
подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
     31. Юристы    учреждения    осуществляют   правовое   обеспечение
деятельности учреждения в области защиты интересов и  социальных  прав
детей,  проводят  работу по правовому воспитанию детей и консультируют
их родителей (законных представителей) по вопросам охраны прав детей.
     32. Медицинское обеспечение в учреждении осуществляет штатный или
специально закрепленный органом здравоохранения медицинский  персонал,
который  совместно  с  администрацией  учреждения проводит мероприятия
лечебно-профилактического характера, углубленную диагностику состояния
физического    и    психического   здоровья   детей,   оздоровительные
мероприятия,  консультативную помощь детям, их родителям, педагогам по
вопросам гигиены, профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и
других заболеваний.
     33. Работники учреждения имеют право:
     участвовать в  управлении  учреждением  в  порядке,  определяемом
уставом учреждения;
     повышать квалификацию  в  образовательных   учреждениях   высшего
профессионального   образования,   а  также  в  учреждениях  повышения
квалификации;
     проходить медицинское  обследование  за  счет  средств учредителя
(учредителей) учреждения.
     34. Педагогические,    инженерно-педагогические   и   медицинские
работники  учреждения  пользуются  правами  и  льготами   в   порядке,
установленном   законодательством   Российской   Федерации,   а  также
дополнительными льготами,  предоставляемыми в регионе  педагогическим,
инженерно-педагогическим   и  медицинским  работникам  образовательных
учреждений.
     35. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады) работников на основе Единой тарифной  сетки  по  оплате  труда
работников  бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными
требованиями на основании решения  аттестационной  комиссии,  а  также
определяет   виды   и   размеры   надбавок,  доплат  и  других  выплат
стимулирующего характера в пределах средств  учреждения,  направляемых
на оплату труда.

                      V. Управление учреждением

     36. Управление   учреждением   осуществляется  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится
на  принципах  единоначалия  и самоуправления.  Формами самоуправления
являются  совет  учреждения,  попечительский  совет,  общее  собрание,
педагогический   совет   и   другие  формы.  Порядок  выборов  органов
самоуправления  учреждения  и  их  компетенция  определяются   уставом
учреждения.
     37. Непосредственное   руководство    учреждением    осуществляет
директор, прошедший соответствующую аттестацию.
     Найм (прием)  на  работу  директора  государственного  учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и уставом учреждения.
     Директор муниципального  учреждения  назначается  решением органа
местного  самоуправления,  если  этим  органом  не  предусмотрен  иной
порядок.
     38. Директор   учреждения   несет   ответственность    за    свою
деятельность  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
уставом учреждения,  функциональными  обязанностями,  предусмотренными
квалификационными требованиями и трудовым договором (контрактом).

                 VI. Имущество и средства учреждения

     39. Собственник  имущества  (уполномоченный  им орган) в порядке,
установленном  законодательством  Российской   Федерации,   закрепляет
имущество за учреждением.
     Земельные участки  закрепляются  за  учреждением   в   бессрочное
бесплатное пользование.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
его оперативном управлении.
     Учреждение владеет,  пользуется и распоряжается  закрепленным  за
ним  имуществом  в соответствии с назначением этого имущества,  своими
уставными целями и законодательством Российской Федерации.
     Изъятие и   (или)   отчуждение   собственности,  закрепленной  за
учреждением,  допускается только в случаях и в порядке,  установленных
законодательством Российской Федерации.
     40. Деятельность   учреждения   финансируется   его   учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
     Источниками формирования   имущества   и   финансовых    ресурсов
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, закрепленное за учреждением;
     кредиты банков и других кредиторов;
     средства спонсоров,  добровольные  пожертвования   физических   и
юридических лиц;
     другие источники в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     41. Учреждение  отвечает  по  своим  обязательствам  в   пределах
находящихся  в  его  распоряжении денежных средств и принадлежащей ему
собственности.
     При недостаточности  этих  средств  по  обязательствам учреждения
отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
     42. Финансирование учреждения  осуществляется  в  соответствии  с
государственными   и   местными  нормативами  финансирования,  которые
устанавливаются с учетом затрат, не зависящих от количества детей.
     Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижения  нормативов  и  (или)  абсолютных   размеров   финансирования
учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).
     43. Учреждение    вправе     осуществлять     предпринимательскую
деятельность   и   распоряжаться   доходами  от  этой  деятельности  в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации,  регулирующим
предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
     44. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество  и
внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     45. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество,
принадлежащее ему на  праве  собственности,  за  вычетом  платежей  на
покрытие обязательств, используются в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.