О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 10 августа 1998 г. N 917 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года (прилагается). 2. Утвердить прилагаемый план мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года. 3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и осуществлении социально-экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года. Председатель Правительства Российской Федерации С. Кириенко 10 августа 1998 г. N 917 ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 917 КОНЦЕПЦИЯ государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки. 1. Характеристика состояния в области здорового питания населения Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран и странах СНГ. Увеличение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с питанием. У большинства населения России выявлены нарушения полноценного питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей. Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения страны. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания. Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания. 2. Цели, задачи и этапы реализации государственной политики Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых. Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей: производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов; доступность пищевых продуктов для всех слоев населения; высокое качество и безопасность пищевых продуктов; пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания; постоянный контроль за состоянием питания населения. На первом этапе реализации Концепции (1998-1999 годы) совершенствуется нормативная база в сфере производства и реализации пищевых продуктов, определяется уровень дефицита пищевых веществ, создаются методические рекомендации по разработке региональных программ здорового питания. В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20-30 процентов продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30-40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок. Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация). На втором этапе (2000-2002 годы) будет увеличено производство витаминов, биологически активных добавок к пище и других микроэлементов и разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. Субъектами Российской Федерации реализуются программы преодоления дефицита основных пищевых веществ и продуктов. В научной сфере проводятся фундаментальные, комплексные и междисциплинарные исследования в области науки о питании и смежных областях, в том числе по уточнению потребностей человека в пищевых веществах и энергии, защитных свойств пищи, выполняются прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейших технологий производства, переработки, хранения и транспортирования продовольственного сырья и пищевых продуктов. На третьем этапе (2003-2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья нации, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита фтора и йода. В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики страны, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов для различных социальных и возрастных групп населения. 3. Основные принципы государственной политики в области здорового питания Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах: а) здоровье человека - важнейший приоритет государства; б) пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека; в) питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи; г) рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства; д) питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды. Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья и прогнозов развития науки и техники в области производства сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов. Фундаментальные и прикладные научные исследования развиваются опережающими темпами в наиболее перспективных направлениях, расширяют познания человека о его потребностях в пищевых веществах и энергии, о свойствах сырья и продуктов, создают технологическую основу для совершенствования процессов производства продовольствия и являются важнейшим фактором государственной политики. 4. Основные направления государственной политики в области здорового питания Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения: 1) в области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность отечественных предприятий в увеличении объемов производства и повышении качества продовольствия; 2) в области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по: развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; проведению исследований в области трансгенных форм растений и животных и созданию на их основе новых сортов и гибридов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды, обеспечивающих стабильное производство качественного сырья для нужд человека; разработке нового поколения диагностических и лечебных препаратов для борьбы с распространенными болезнями сельскохозяйственных животных, в том числе и вирусного происхождения; разработке новых технологий и технических средств для увеличения производства сбалансированных кормов для животноводства; выделению экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов; совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий; 3) в области производства пищевых продуктов предусматривается: а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая: получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ; использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства; б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе: продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения; продуктов лечебно-профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ, в том числе для населения, проживающего в зонах экологически неблагополучных по различным видам загрязнений; продуктов питания для военнослужащих и групп населения, находящихся в экстремальных условиях; в) создание отечественного производства витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и других пищевых веществ в объемах, достаточных для полного обеспечения населения, в частности путем обогащения ими пищевых продуктов массового потребления; г) организация крупнотоннажного производства пищевого белка и белковых препаратов, предназначенных для обогащения пищевых продуктов; д) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции; 4) в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих: ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микро-элементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.) в первую очередь в экологически неблагополучных регионах; профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.); повышение уровня образования специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации; расширение производства биологически активных добавок к пище; 5) в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается: максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения; совершенствование нормативно-методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции; осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух); создание современной инструментальной и аналитической базы контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов; 6) в области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по: ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов; созданию образовательных программ для населения; внедрению современных компьютерных систем сбора, хранения и обмена информацией, включая использование глобальных сетей; созданию информационно-издательских программ; 7) в области рационализации детского питания намечается решение следующих задач: разработка и реализация комплексной программы поддержки грудного вскармливания; обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами; обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания; организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования; 8) в области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры: осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в регионах Российской Федерации; уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию; подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля; 9) в области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации. 5. Механизм реализации государственной политики в области здорового питания Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие: государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники в сфере производства и потребления продовольствия, формирование федеральных и региональных целевых, научно-технических и других программ, предусматривающих научно-технические и технологические решения по приоритетным проблемам питания, разработку принципиально новых техники и технологий, способных коренным образом повлиять на структурные изменения в сфере производства продовольствия, витаминов и пищевых добавок; опережающее развитие фундаментальных исследований в перспективных направлениях производства и потребления продовольствия; проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки; совершенствование государственной системы стандартизации и сертификации продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и производств, приведение ее в соответствие с требованиями международной практики; создание системы анализа и оценки информации о достижениях и тенденциях развития отечественной и зарубежной науки и техники в области здорового питания и производства качественных пищевых продуктов и добавок, подготовки прогнозно-аналитических материалов, используемых для формирования и эффективного проведения государственной политики; развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области сельскохозяйственного производства, пищевых технологий и гигиены питания. УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 917 ПЛАН мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятия | Наименование документов | Срок исполнения | Ответственные исполнители | | п/п | | | | | |-----|--------------------------------|--------------------------------|-----------------|----------------------------| | 1. | Определение на основе | доклад в Правительство | I квартал | Минздрав России, | | | социально-гигиенического | Российской Федерации об уровне | 1999 г. | Минсельхозпрод России, | | | мониторинга здоровья и питания | дефицита пищевых веществ и | | Минэкономики России, | | | населения Российской Федерации | экономическом обосновании мер | | Минобразование России, | | | уровня дефицита пищевых | по его преодолению | | Госкомстат России, другие | | | веществ и экономическое | | | заинтересованные | | | обоснование мер по его | | | федеральные органы | | | преодолению | | | исполнительной власти, | | | | | | органы исполнительной | | | | | | власти субъектов | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | 2. | Разработка системы | проект постановления | II квартал | Минэкономики России, | | | экономического стимулирования | Правительства Российской | 1999 г. | Минфин России, Минздрав | | | отечественных производителей | Федерации о мерах по | | России, другие | | | витаминов и других | экономическому стимулированию | | заинтересованные | | | микронутриентов | отечественных производителей | | федеральные органы | | | | витаминов и других | | исполнительной власти | | | | микронутриентов | | | | | | | | | | 3. | Разработка приоритетных | проект постановления | III квартал | Миннауки России, | | | направлений развития науки и | Правительства Российской | 1999 г. | Минэкономики России, | | | техники в сфере производства | Федерации о приоритетных | | Минздрав России, | | | сельскохозяйственного сырья и | направлениях развития науки и | | Минсельхозпрод России, | | | пищевых продуктов на период до | техники в сфере производства | | Минобразование России, | | | 2005 года | сельскохозяйственного сырья и | | другие заинтересованные | | | | пищевых продуктов до 2005 года | | федеральные органы | | | | | | исполнительной власти, | | | | | | Российская академия | | | | | | медицинских наук, | | | | | | Российская академия | | | | | | сельскохозяйственных наук | | | | | | | | 4. | Совершенствование | проекты законов Российской | | Минсельхозпрод России, | | | законодательной базы в сфере | Федерации: | | Минздрав России, другие | | | производства и реализации | "Об этикетировании пищевых | III квартал | заинтересованные | | | пищевых продуктов, | продуктов"; | 1999 г. | федеральные органы | | | направленное на обеспечение их | | | исполнительной власти | | | качества и безопасности | "Об обогащении пищевых | IV квартал | | | | | продуктов незаменимыми | 1999 г. | | | | | пищевыми веществами" | | | | | | | | | | 5. | Разработка субъектами | региональные программы | IV квартал | органы исполнительной | | | Российской Федерации | здорового питания | 1999 г. | власти субъектов | | | региональных программ по | | | Российской Федерации, | | | реализации Концепции | | | Минздрав России, | | | государственной политики в | | | заинтересованные | | | области здорового питания | | | федеральные органы | | | населения Российской Федерации | | | исполнительной власти | | | на период до 2005 года | | | | | 6. | Организация и обеспечение | решение Правительства | IV квартал | Минздрав России, Миннауки | | | деятельности органов | Российской Федерации о | 1998 г. | России, Минсельхозпрод | | | исполнительной власти в | возложении вопросов | | России, другие | | | области здорового питания | координации в области | | заинтересованные | | | населения Российской Федерации | здорового питания населения на | | федеральные органы | | | | Межведомственную комиссию по | | исполнительной власти | | | | охране здоровья граждан | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |