О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ И НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 29 июля 1998 г. N 48 (НЦПИ) За пять лет действия Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" органами прокуратуры проделана значительная работа по восстановлению исторической справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. За эти годы пересмотрено свыше 408 тысяч уголовных дел, по которым восстановлено доброе имя около 436 тысяч граждан. Признаны пострадавшими от политических репрессий более 281 тысячи человек. Вместе с тем в последнее время из-за недооценки важности проводимой работы наметилась тенденция направления работников, специально выделенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 мая 1993 года N 93ш целевым назначением на реабилитацию, на другие участки прокурорской деятельности. Прокурорский надзор за соблюдением реабилитационного законодательства, несмотря на некоторую активизацию, все еще недостаточно действен. Поступающие в Генеральную прокурору Российской Федерации обращения, материалы проверок свидетельствуют о продолжающихся нарушениях законодательства, регламентирующего предоставление льгот и гарантий жертвам политических репрессий. Не всегда срабатывает предусмотренная законом система мер по возмещению материального ущерба, предоставлению льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Далеко не везде исполняются требования Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", об обеспечении лекарствами по льготным рецептам, предоставлении жилищных и жилищно-бытовых льгот, бесплатного транспорта для инвалидов, льгот на первоочередную (или бесплатную) установку телефона, бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, получение путевок в первоочередном порядке и т.п. Серьезные недостатки отмечаются в деятельности региональных комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, работа которых сводится, как правило, только к рассмотрению заявлений о возмещении ущерба. В целях повышения эффективности работы по восстановлению прав жертв политических репрессий приказываю: 1. Отделу реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению реабилитации жертв политических репрессий Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам округов, флотов и видов войск: 1.1. Принять организационные меры, обеспечивающие полное, своевременное использование полномочий для установления и проверки всех дел с неотмененными до введения в действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" решениями судов и внесудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с настоящим Законом. 1.2. С учетом того, что настоящий Закон распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР, обеспечить в пределах своей компетенции разрешение соответствующих обращений иностранных граждан, международных организаций, представительств и посольств иностранных государств. 1.3. Строго соблюдать требование о составлении по материалам проверки заключений и выдаче справок о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых о периодическом предоставлении сведений о реабилитированных для публикации в местной печати. При отсутствии оснований для реабилитации составлять заключения об отказе в реабилитации с принятием в последующем решений согласно настоящему Закону. 1.4. Прокурорам субъектов Российской Федерации в целях создания надлежащих организационно-кадровых предпосылок эффективного решения задач по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" о завершении работы по пересмотру дел, поднадзорных территориальным прокуратурам, незамедлительно докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации. Произвести ревизию оставшегося архивного фонда для установления количества дел в отношении лиц, совершивших деяния, перечисленные в ст.5 настоящего Закона, и, доложив о результатах в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, приступить к их пересмотру независимо от подведомственности. Об окончании пересмотра дел в отношении лиц, осужденных по политическим мотивам за контрреволюционные и особо опасные государственные преступления, докладывать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Высвободившаяся вследствие завершения работы, штатная и нештатная численность работников, выделенная приказом Генерального прокурора от 27 мая 1993 года N 93ш, зачисляется в резерв Генерального прокурора Российской Федерации для последующего распределения по назначению, в том числе и пересмотра дел, поднадзорных органам военной прокуратуры. 2. Отделу реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратуры, управлению реабилитации жертв политических репрессий Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военным прокурорам в пределах своей компетенции усилить надзор за исполнением Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" федеральными министерствами, ведомствами и органами военного управления, региональными исполнительными органами и их должностными лицами: 2.1. Систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению. При выявлении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст.9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", готовить предложения по совершенствованию реабилитационного законодательства для их внесения в органы, обладающие правом законодательной инициативы; оказывать практическую помощь, изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур; организацию работы по исполнению реабилитационного законодательства строить на принципах взаимодействия с другими управлениями и отделами прокуратуры, а также в координации с органами представительной и исполнительной власти и военного управления. 2.2. Особое внимание уделить обеспечению действенного прокурорского надзора за соблюдением законодательства о льготах и гарантиях реабилитированных и пострадавших от политических репрессий, в первую очередь связанных с предоставлением льгот по улучшению жилищных условий, выделению беспроцентных ссуд и первоочередному обеспечению материалами для строительства жилья, выделению бесплатного транспорта для инвалидов, предоставления жертвам политических репрессий льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на городском и пригородном пассажирском транспорте, первоочередной (или бесплатной) установке телефона, внеочередному оказанию медицинской помощи и обеспечению лекарственными средствами со скидкой их стоимости по рецептам врачей, первоочередному получению путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. 2.3. Систематически проводить проверки законности правовых актов, издаваемых по вопросам реабилитации федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов Российской Федерации, органами отраслевого управления и местного самоуправления, состояния работы с письменными и устными обращениями в ведомствах и комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, использовать все прокурорские полномочия для устранения нарушений законности. 2.4. Регулярно проверять законность деятельности Комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. При необходимости оказывать им правовую помощь в вопросах, связанных с исполнением законодательства о реабилитации. 2.5. Организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц. В случаях уклонения от выполнения законных требований прокурора, использовать право обращения в суд для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст.165-10 КоАП РСФСР. 2.6. Четко организовать работу по разрешению заявлений и обращений граждан по вопросам реабилитации, признании пострадавшими от политических репрессий, предоставления предусмотренных законом льгот и гарантий, а также другим вопросам, связанным с исполнением Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Оперативно проводить тщательную проверку данных обращений, использовать все формы и методы прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав заявителей. При необходимости оказывать правовую помощь в вопросах, связанных с реабилитацией. 2.7. Активнее использовать гражданско-правовые средства защиты прав жертв политических репрессий. Направлять в суды заявления (иски) в случаях, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права, когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. 2.8. Прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона осуществлять гласно. Имеющиеся материалы предоставлять в установленном порядке местной администрации для проведения работы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Активно пропагандировать действующее законодательство и роль органов прокуратуры в установлении исторической справедливости. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В., Розанова А.А. и Демина Ю.Г. С настоящим приказом ознакомить оперативных работников центрального аппарата, приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам. Приказ от 28 мая 1993 года N 16 считать утратившим силу. Генеральный прокурор Российской Федерации Действительный государственный советник юстиции Ю.И. Скуратов |