ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 28 июля 1998 г. N 578 (Д) На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях развития и совершенствования нормативной базы проектирования в городе Москве Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие Московские городские строительные нормы "Культурно-зрелищные учреждения" МГСН 4.17-98 (приложение). 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 28 июля 1998 г. N 578 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 июля 1998 года N 578 МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ "КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98) 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94. Они развивают и уточняют нормативные документы в строительстве, действующие на территории г.Москвы, и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых культурно-зрелищных учреждений, как самостоятельных,так и входящих в состав многопрофильных комплексов и зданий различного назначения, независимо от их формы собственности. 1.2. Настоящие нормы содержат московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения. 1.3. Нормы обязательны для применения организациями независимо от организационно-правовой формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими проектирование и строительство зданий и комплексов, указанных в п.1.1. 1.4. Настоящие нормы устанавливают основные положения и общие требования к размещению и организации территорий культурнозрелищных зданий, к их отдельным функционально-планировочным элементам и блокам, инженерно-технологическому оборудованию и комплексу безопасности. 1.5. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения по проектированию культурно-зрелищных учреждений. Положения отмеченные знаком @, являются обязательными. 2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2.1 В настоящих нормах даются ссылки на следующие нормативные документы: 2.2 Ссылки приведены на следующие нормативные документы: СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". МГСН 4.17-98 СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация". СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование". СНиП 2.04.09-84* "Пожарная автоматика зданий и сооружений". СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения". СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение". ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования"(рекомендуемые), Госкомархитектура. ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Госкомархитектура, 1994. МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы". "Нормы и правила планировки и застройки центральной части и исторических зон г. Москвы". МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях". МГСН 2.06-97 "Естественное и искусственное освещение". МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы". МГСН 4.08-97 "Массовые типы физкультурнооздоровительных учреждений". МГСН 4.14-98 "Предприятия общественного питания". МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей". МГСН 3.01-96 "Жилые здания". ПУЭ "Правила устройства электроустановок", 1986 г. НПБ 104-95 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях". НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности". НПБ 110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара" ГОСТ 12.1.004-94 "Пожарная безопасность. Общие требования". 2.2 При разработке настоящих норм использованы специальные справочные и рекомендательные материалы: СП "Проектирование театров", 1990. СП "Проектирование клубов", 1990. СН 548-82 "Инструкция по проектированию библиотек", Госгражданстрой, 1983. ВСН 45-86 "Культурно-зрелищные учреждения". Нормы проектирования. Госгражданстрой, 1988. "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1995. "Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г.Москвы и ЛПЗП", 1995. 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ 3.1. Культурно-зрелищные учреждения г.Москвы предназначены для обслуживания населения города, жителей других городов Российской Федерации и иностранных граждан. 3.2. Вместимость и тип культурно-зрелищного учреждения определяется заданием на проектирование с учетом потребностей города в различных формах и видах культурного обслуживания, концепции социально-экономического и градостроительного развития территориальных единиц города и программы модернизации существующей системы культурно-досугового обслуживания Москвы, заложенных в градостроительных документах. 3.3. При формировании многопрофильных и реконструкции существующих культурно-зрелищных зданий и комплексов для повышения комплексности услуг и привлекательности объекта в их состав могут быть введены сопутствующие объекты общественного обслуживания, открытые на город. 3.4. При проектировании нового строительства и реконструкции культурно-зрелищных учреждений должна быть обеспечена доступность для инвалидов всех помещений для посетителей в соответствии с требованиями ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также с "Руководством по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г.Москвы и ЛПЗП" и "Рекомендациями по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". 3.5. Материалы, применяемые в строительстве культурно - зрелищных зданий, должны иметь гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия. Принципы нормирования и классификация. 3.6. В основу нормирования культурно-зрелищных учреждений положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов в отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестко регламентированным составом. Этим определяются принятые в настоящих нормах условия нормирования требований по основным технологическим единицам. 3.7. В качестве технологической единицы принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. 3.8. Нормируемыми элементами-технологическими единицами являются: - комплекс помещений, обслуживающих зрителей; - зрительные залы различной вместимости и назначения; - сцены, эстрады и помещения их обслуживающие; - комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа; - комплекс помещений, обслуживающих артистов; - репетиционные помещения; - складские помещения; - мастерские; - клубный комплекс помещений; - музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения; - комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ; - видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения; - фото- и фонотеки с помещениями хранения; - служебно-административные помещения; - санитарно-гигиенические помещения; - помещения медицинско-оздоровительного назначения; - технические помещения, обслуживающие здание в целом. 3.9. Нормативные требования распространяются на: - набор услуг и состав основных групп помещений; - минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; - требования к безопасности посетителей и персонала. 3.10. Все культурно-зрелищные учреждения разделяются на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам нормируются по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения технологическим оборудованием. 3.11. Настоящая система гибкого нормирования позволяет формировать на этой основе многообразные типы культурно - зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения. Градостроительные требования 3.12. Размещение культурно-зрелищных учреждений в городской среде, выбор земельных участков под их строительство следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*, МГСН 1.01-97, "Норм и правил планировки и застройки центральной части и исторических зон г. Москвы" и других нормативных документов, действующих на территории Москвы. 3.13. Выбор участков под строительство новых и развитие существующих зданий культурно-зрелищного назначения следует осуществлять с учетом их транспортной доступности и ожидаемой посещаемости. 3.14. Размеры участка и размещение на нем здания определяются заданием на проектирование в соответствии с действующими нормативами и Концепцией социально-экономического и градостроительного развития административного округа. 3.15. В составе участка культурно-зрелищного учреждения предусматриваются следующие зоны: - площадки 0,2 м2 на одно место в зрительных залах); - внутренние не менее 3,5 м при одностороннем движении; - площадки для стоянок автомобилей (1 маш/место тельских мест объектов 1 и 2 уровней комфорта и 1 маш/место на 12 зрительских мест объектов 3 уровня комфорта); - хозяйственная зона, изолированная проездом для грузового транспорта шириной не менее 4,5 м с поворотной площадкой размером не менее 12,0х12,0 м. Целесообразно включать в состав территории: - озелененные и благоустроенные рекреации; - площадки для сезонных досуговых мероприятий; - благоустроенные пешеходные связи с прилегающими к участку объектами городского обслуживания и остановками общественноготранспорта. 3.16. При проектировании многопрофильных зданий культурно-зрелищных учреждений в их нижних наземных и подземных ярусах допускается размещение автостоянок для обеспечения потребности в машино-местах персонала и посетителей. 3.17. Площадь открытой стоянки одного автомобиля следует принимать не более 22,5 кв. м, при примыкании стоянки к проезжей части улиц и проездов - не более 18,0 м2 . 3.18. Подземные и наземные автостоянки следует проектировать в соответствии с МГСН 5.01-94*. 3.19. На участке проектируемого и реконструируемого культурно-зрелищного объекта должны быть предусмотрены индивидуальные стоянки для инвалидов (3-5 мест) и специальные устройства (пандусы, подъемники, поручни) для использования инвалидами всей территории и здания в соответствии с ВСН 62-91*. Продольный уклон пандусов не должен превышать 5 процентов, поперечный 1 процент. МГСН 4.17-98 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Вместимость культурно-зрелищных учреждений. 4.1. Вместимость зрительного зала (залов) и других помещений для посетителей включающих обоснование типа и мощности выбранного культурно-зрелищного объекта. 4.2. Вместимости театральных и концертных залов, Рекомендуемая для г. Москвы номенклатура типов клубов представленав Приложении 1. 4.3. Вместимости кинозалов в составе кинотеатров и других объектов культурно-зрелищного и иного назначения принимаются в зависимости от форм кинодемонстрации, технологического оборудования и от потребности в кинообслуживании. Примерные вместимости кинозалов, предназначенных для различных форм кинопоказа, 4.4. Ориентировочные вместимости учреждений культурно-досугового назначения, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания, представлены в МГСН 3.01-96 (Приложение 5). 4.5. В многозальных кинотеатрах с традиционным посеансным режимом работы кинозалов и поочередным использованием общих зрижимом работы кинозалов и поочередным использованием общих зрительских помещений, расчетную вместимость следует принимать: для 1 уровня комфорта - равной вместимости большего зала; для 2 уровня комфорта - 0,8 от вместимости большего зала; для 3 уровня комфорта - 0,6 от вместимости большего зала. Помещения зрительского комплекса Рекомендуемый состав помещений зрительского комплекса см. в Приложении 8. МГСН 4.17-98 Таблица 1 ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | место в зрит. зале,кв.м, | | | помещения |--------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Кассовый вестибюль 1) | 0,06 | 0,05 | 0,05 | | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Входной вестибюль | 0,15 | 0,10 | 0,10 | допустимо объединение | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Распределительный вес | | | | | | тибюль | 0,35 | 0,30 | 0,25 | | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Гардеробная | 0,12 | 0,10 | 0,10 | | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Камера хранения сумок | | | | размещается рядом | | и портфелей2) | 0,06 | 0,05 | 0,04 | с градеробной | |-----------------------|--------|-------|---------|------------------------| | Бюро обслуживания | 0,03 | 0,03 | - | рекомендуется | | Санитарные узлы | 0,20 | 0,15 | 0,10 | размещать рядом | | | | | | с входными или | | | | | | распределительми | ----------------------------------------------------------------------------- 1) Кассовый вестибюль может находиться вне зрительского комплекса. 2) Указанные цифры определяют норму общей площади хранения, без учета возможности хранения в несколько ярусов. 4.8. Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м; ширина прохода для зрителей перед барьером не - менее 3 м; длина фронта гардеробной стойки - не менее 1 пог/м на 25чел. 4.9. Кассовые кабины размещаются на площади кассового вестибюля. Площадь кабины кассира определяется из расчета не менее 5 м2 на одного кассира. Количество кассовых кабин следует принимать из расчета одна кабина - на 400 зрителей в клубах и кинотеатрах и на 500 зрителей - в театрах. 4.10. В вестибюле и гардеробной должны быть предусмотрены места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 м2 на каждого инвалида. 4.11. Состав и площади рекреационных помещений в зависимости от уровня комфорта учреждения (п.3.10) следует принимать по табл. 2. Таблица 2 -------------------------------------------------------------------------- | Наименование помещения | Площадь помещения на 1 | | | | место в в зрительном | | | | зале, при уровне комфорта | Примечания | | |---------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | |-------------------------|--------|-------|----------|------------------| | Фойе, кулуары, гостиные | 1,50 | 1,00 | 0,80 | ширина кулуаров | | | | | | - не менее 2,4 м | | | | | | уклон пола - не | | | | | | более 1:12 | |-------------------------|--------|-------|----------|------------------| | Курительные | 0,10 | 0,08 | 0,06 | | |-------------------------|--------|-------|----------|------------------| | Кладовая при фойе1) | 0,03 | 0,03 | 0,03 | | |-------------------------|--------|-------|----------|------------------| | Буфет2) | 0,50 | 0,40 | 0,30 | | -------------------------------------------------------------------------- 1) Кладовую при фойе следует предусматривать в случае предполагаемого многоцелевого использования его (елки, интермедии и т.п.). 2) Буфет (кафе, бар и т.п.) следует проектировать по МГСН 4.14-98. 4.12. Фойе возможно объединять с распределительным вестибюлем. Допускается перераспределение их площадей. Для отдыха зрителей рекомендуется дополнительно предусматривать при залах 1 и 2уровней 30 кв. м. Зрительные залы 4 включая подземные, в соответствии с п. 1.16. табл. 4 СНиП 2.08.02-89* и п.2.5. МГСН 4.04-94. а) по вместимости: - камерные - до 80 мест; - малые - от 81 до 300 мест; - средние - от 301 до 800 мест; - большие - от 801 до 1200 мест; - крупные - от 1201 и более мест; б) по назначению: - театральные - концертные; - кинозалы; - видеозалы; - универсальные; 1. МГСН 4.17- 98 в) по акустическим характеристикам: - речевые с естественной акустикой; - музыкальные с естественной акустикой; - музыкальные с электроакустикой; - универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.); г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой) - зал без стационарной сцены и эстрады; - зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов); - зал с традиционной эстрадой; - зал с трехсторонней сценой; - зал со сценой-ареной или рингом; - зал с панорамной сценой и сценической коробкой; - зал с панорамной сценой без сценической коробки; - зал с кольцевой сценой; - зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками; - зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом; д) по степени трансформации - стационарны мер, подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.) Сценой следует принимать согласно табл. 3 и 4, а также рис,2. Таблица 3 ------------------------------------------------------------------------------- | | Расчетная | Наименование | | |-----------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | |------------------------|-------|-------|-------|----------------------------| | Длина зрительного | | | | Измеряется от красного | | - в речевых залах | 15 | 20 | 25 | | |------------------------|-------|-------|-------|----------------------------| | - в музыкальных | | | | | | залах с естественной | | | | | | акустикой | 20 | 30 | 32 | | |------------------------|-------|-------|-------|----------------------------| | - в концертных залах | | | | | | со звукоусилением | 40 | 40 | 40 | | |------------------------|-------|-------|-------|----------------------------| | Превышение луча | | | | Лучи зрения направляются | | зрения зрителя над | | | | по кратчайшему расстоянию | | головой впереди | | | | на красную линию сцены 1) | | сидящего (не менее | | | | | | 2: | | | | | | - над брьером | | | | | | балкона | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- 1) Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены-арены и др. нетрадиционных типов сцен. 2) В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимости от конкретных условий. Таблица 4 -------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Расчетные | | | параметра | величины, градусы | Примечания | |----------------------------|-------------------|-----------------------------| | Горизонтальный | | Образуется лучами, | | ограничительный угол | | проведенными из точки, | | размещения зрительских | | лежащей на оси сцены, через | | мест (не более) | 30о1) | боковые грани строительного | | | | портала | |----------------------------|-------------------|-----------------------------| | Вертикальный | | Образуется лучом зрения | | ограничительный угол | | проведенным от глаза | | размещения зрительских | | зрителя через середину | | мест (не более) - для мест | | красной линии сцены. Высота | | по оси зала | 26о | глаза зрителя | |----------------------------|-------------------|-----------------------------| | - для ближайших к сцене | | над уровнем пола | | боковых мест | 40о | принимается 1,15 м | -------------------------------------------------------------------------------- 1) Только для портальной глубинной сцены. 4.16. Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном, определяется согласно рис. 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады,авансцены) и принимается по табл. 5. Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в табл.5. 4.17. Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок - от 25 до 30м ,залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м. 4.18. Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.). Таблица 5 ---------------------------------------------------------------------- | | Расстояние между границей | | | | сцены(или барьером оркестро | | | Уровень комфорта | вой ямы) и спинками кресел | Ширина проходов | | | первого ряда, при вместимости | в зале, м | | | зала, м | | | |-------------------------------| | | | до 300 мест | 301 и более | | | | | мест | | |------------------|--------------|----------------|-----------------| | 1 | 2,0 | 2,5 | 1,5 | |------------------|--------------|----------------|-----------------| | 2 | 1,5 | 2,0 | 1,35 | |------------------|--------------|----------------|-----------------| | 3 | не менее 1,2 | не менее 1,5 | не менее 1,0 | ---------------------------------------------------------------------- 4.19. Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м. 4.20. Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по табл. 6. Таблица 6 ---------------------------------------------------------------- | | Театральные залы | | | | Уровень |-------------------------| | Клубные | | комфорта | камерные | | Кинозалы | залы | | | и малые | прочие | | | |------------|-----------|-------------|-----------|-----------| | 1 | 1,0 | 0,7 | 1,2 | 0,7 | |------------|-----------|-------------|-----------|-----------| | 2 | 0,9 | 0,6 | 1,0 | 0,6 | |------------|-----------|-------------|-----------|-----------| | 3 | 0,8 | 0,6 | 1,0 | 0,6 | ---------------------------------------------------------------- 4.21. Места для оркестра могут быть расположены: - в зале с ограждением, без заглубления пола; - в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип). Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл.40) и 5.11 время. Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении. 4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 м2. Таблица 7 ---------------------------------------------------------------------- | | Размеры помещения, в зависимости | | | от типа оркестра, м | | Наименование |------------------------------------| | показателей | оперно - | музыкально - | | | | балетный | драматический | прочие | |-------------------------------|----------|----------------|--------| | Ширина помещения по оси зала, | | | | | (не менее) | 4,5-6,0 | 3,0-5,0 | 2,5 | |-------------------------------|----------|----------------|--------| | Ширина проема (не менее) | 4,5 | 2,0-3,5 | 1,7 | |-------------------------------|----------|----------------|--------| | Высота помещения от пола до | | | | | уровня планшета сцены | | | | | (просцениума, авансцены) | 2,4-2,8 | 2,1-2,4 | 1,9 | ---------------------------------------------------------------------- 4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно. 4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола. Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник. 4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов. Зрительские места могут быть различны: - скамьи; - скамьи с разделением на места подлокотниками; - кресла жесткие с откидными сиденьями; - кресла жесткие стационарные; - кресла полумягкие и мягкие стационарные; - кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.). 4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация. 4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8. Таблица 8 ------------------------------------------------------------------------------------ | Уровень | Расстояние | Ширина в м, (не | Количество мест в ряду, | | комфорта | между спинками | менее) | установленных непрерывно, | | | сидений, м, | | (не более) | | | (не менее) |----------------------|------------------------------| | | | прохода | мест в | при | при | | | | в ряду | осях под | одностороннем | двустороннем | | | | | локотников | выходе | выходе | |-----------|----------------|---------|------------|---------------|--------------| | 1 | 1,1 | 0,55 | от 0,58 | 6 | 12 | |-----------|----------------|---------|------------|---------------|--------------| | 2 | 1,0 | 0,50 | 0,56 | 16 | 30 | |-----------|----------------|---------|------------|---------------|--------------| | 3 | 0,91) | 0,45 | 0,52 | 26 | 50 | ------------------------------------------------------------------------------------ 1) Показатели для скамей - меньше на 0,05 м. 4.28. Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1-1,5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола. Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9 х 1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м. Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, приложение 1. 4.29. При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно табл. 9. Таблица 9 ------------------------------------------------------------------ | Назначение зала | Объем зала, м.куб., | | | на 1 место 1) | |--------------------------------------|-------------------------| | - речевой (драмтеатр, аудитория) | 4 - 5 | |--------------------------------------|-------------------------| | - кинозал | 4 - 6 | |--------------------------------------|-------------------------| | - музыкальный (музыкально - | | | драматический театр) | 5 - 7 | |--------------------------------------|-------------------------| | - оперно-балетный, концертный | 6 - 8 | ------------------------------------------------------------------ 1) Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%. 4.30. Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс.). 4.31. Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рис. 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%. 4.32. Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.04-97. 4.33. В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных. Сцены и эстрады 4.34. Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками. Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены см. в Приложении 8. 4.35. В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др. см. рис.1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслужива-ющих сцену. 4.36. Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями: - с 2-мя карманами и арьерсценой; - с 1 карманом и арьерсценой; - с 2-мя карманами без арьерсцены; - с 1 карманом; - с арьерсценой без карманов; - без арьерсцены и без карманов. Схемы построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены см. СП "Проектирование театров", 1990. 4.37. Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по табл. 10.Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен см. табл. 11. Таблица 10 ----------------------------------------------------------------------- | | Сцена с горизонт. | При наклонном перекрытии | | Тип сцены | перекрытием, м, не | в низкой части | | | менее | сцены, м, не менее | |---------------------|--------------------|--------------------------| | С-1 - С-3,С-5 (А) | 2,0 | 1,5 | |---------------------|--------------------|--------------------------| | С-4, С-6 - С-9 (Б) | 2,4 | 1,8 | |---------------------|--------------------|--------------------------| | арьерсцена | 1,6 | | ----------------------------------------------------------------------- Таблица 10 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Эстрады | | | | Строительный пор | Глубина | Арьерсцена | Карман | Рабочие | | и сцены, | Ширина, | Глубина, | Высота, | тал (в скобках - | авансцены |-----------------------------|----------------------------| галереи, | | тип | м | м | м | игровой портал) | 2), м | ширина, | глубина | высота, | ширина | глубина | высота, | количество | | | | | |-------------------------| (но не | м | 3), м | м | 3), м | 3), м | м | | | | | | | ширина 1), | высота 1), | менее) | | | | | | | | | | | | | м | м | | | | | | | | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Эстрады | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Э-1 | 9 | 6 | 5,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | Э-2 | 12 | 7,5 | 6 | 8,5 | 5 | 1,5 | - | - | - | - | - | - | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | Э-3 | 15 | 9 | 7,5 | 10,5 | 5,5 | 1,5 | - | - | - | - | - | - | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | Э-4 | 18 | 12 | 9 | 12 | 6,5 | 1,5 | - | - | - | - | - | - | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | Э-5 | 21 | 12 | 9 | 14 | 7,5 | 1,5 | - | - | - | - | - | - | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | Э-6 | 24 | 15 | 11 | 16 | 9 | 1,5 | - | - | - | - | - | - | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Сцены | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | С-1 | 12 | 7,5 | 10,5 | 8,5(6) | 5(4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | 1 | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-2 | 15 | 7,5 | 11,5 | 10,5 | 5,5 | | | | | | | | | | | | | | (6) | (4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | 1-2 | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-3 | 18 | 9 | 12,5 | 13(6) | 6,5 | | | | | | | | | | | | | | | (4,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | 1-2 | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-4 | 18 | 12 | 18 | 8(7) | 5,5(5) | 1,8 | 12 | 3 | 8,5 | 6 | 12 | 6,5 | 2-3 | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-5 | 21 | 12 | 16 | 14(8) | 7,5 | | | | | | | | | | | | | | | (5,5) | 1,5 | - | - | - | - | - | - | 2-3 | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-6 | 21 | 15 | 20 | 10(8) | 6,5 | 1,8 | 15 | 6 | 11 | 7,5 | 12 | 7,5 | 3-4 | | | | | | | (5,5) | | | | | | | | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-7 | 24 | 18 | 22 | 12(10) | 7,5 | 1,8 | 18 | 6 | 12 | 9 | 15 | 8,5 | 3-4 | | | | | | | (6,5) | | | | | | | | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-8 | 27 | 21 | 24 | 14(12) | 8,5 | 1,8 | 21 | 6 | 13,5 | 12 | 18 | 9,5 | 4-5 | | | | | | | (7,5) | | | | | | | | | |----------|---------|----------|---------|------------|------------|-----------|---------|---------|---------|--------|---------|---------|------------| | С-9 | 30 | 21 | 26 | 16(14) | 9,5(8,5) | 1,8 | 24 | 9 | 15 | 12 | 21 | 10,5 | 4-5 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1) Ширину строительного портала для сцен С-4, С-6 - С-9 допускается увеличивать на 1,5 м, высоту - на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены. 2) При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25 %. 3) При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом. Примечания: 1. Размеры (в плане) эстрад, сцен,арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены (эстрады). 2. Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования).Высоту сцен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия.Указанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила.. Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м. 4.38. Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс0,5 м. 4.39. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать неменее 0,8 м. 4.40. Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы. 4.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне. Авансцена должна быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной - не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал. 4.42. Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м. Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно-опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены. 4.43. Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскуюбудку. 4.44. Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены: - верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты; - бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах; - нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены; - заднего контражурного света, а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале): - бокового света (в осветительных ложах); - верхнего света на выносных софитах; - горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса); Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (см. п. 4.55.). Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в табл. 12. 4.45. Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по табл.13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не ме-нее 2,0 м. Таблица 12 ------------------------------------------------------------------------ | NN | | | | п/п | Помещение | Размещение | |------|--------------------------------|------------------------------| | 1. | Осветительные боковые ложи1) | у боковых стен зала или | | | | на специальных конструкциях | |------|--------------------------------|------------------------------| | 2. | Помещение выносного софита1) | над залом | |------|--------------------------------|------------------------------| | 3. | Светопроекционная | за задней стеной зала | |------|--------------------------------|------------------------------| | 4. | Светорегуляторная | или у задней стены со | |------|--------------------------------|------------------------------| | 5. | Помещение фронтального | стороны зала | | | освещения | | |------|--------------------------------|------------------------------| | 6. | Рирпроекционная | за задней стеной сцены | | | | (арьерсцены) | |------|--------------------------------|------------------------------| | 7. | Тиристорная 2) | вблизи сцены (с максимальным | | | | приближением к | | | | электропотребителям) | ------------------------------------------------------------------------ 1) Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов в соответствии с рис.5. 2) В настоящее время существуют новые системы без тиристорной Таблица 13 -------------------------------------------------------------------------- | Тип эстрады и | Вместимость зала, | Количество осветительных | | сцены | мест | лож | |---------------|-------------------|------------------------------------| | С-6 - С-9 | 800 и более | не менее 2-х боковых лож | |---------------|-------------------|------------------------------------| | С-4 и С-6 | менее 800 | 1 боковая ложа | |---------------|-------------------|------------------------------------| | С-2 - С-5 | 600 и более | 1 боковая ложа | |---------------|-------------------|------------------------------------| | С-1 - С-3 | менее 600 | допустимо размещение осветительной | | эстрады | любой вместимости | аппаратуры непосредственно на | | | | боковых стенах зрительного зала | -------------------------------------------------------------------------- 4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости -9о , в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз - 9о, снизу вверх - 3о . Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3 - 5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее, чем на 0,9 м. 4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход. 4.48. Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала или размещать в 2-х помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игровогопортала. 4.49. Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала. 4.50. Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниже уровня пола первой рабочей галереи. 4.51. Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену. 4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя: - помещения оборудования планшета и трюма; - помещения верхового оборудования. 4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно-опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения: - электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма; - для отвода накатных площадок (карман сцены); - для электропривода противопожарного занавеса; - щитовая сцены. 4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены шахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе, значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования: - помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены); - помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле. 4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия подъемно-опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30о (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматривются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене. Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров. 4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допусается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях. 4.57. Помещения студии и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно, со смотровым окном между ними. 4.58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждый - следует располагать в цокольном или первом этажах с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее, чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 кв. м. Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м. 4.59. Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны. Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа 4.60. Состав помещений кинопроекционной группы следует принимать согласно табл. 14. Площади помещением определяются заданием на проектирование или проектом в соответствии с принятым технологическим оборудованием. Таблица 14 ------------------------------------------------------------------------------ | | Площадь, м2, при числе кинопроекторов | | |-------------------------------------------------------| | | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | | |---------------|--------------|--------------|---------| | | | | для 35мм | для 16 | | Помещения | для 70/35- мм | для - 35 мм | фильмов | мм | | | фильмов | фильмов | с лампами | фильмов | | | | | накаливания | | |--------------------|---------------|--------------|--------------|---------| | Проекционная | + | + | + | + | + | +1) | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Перемоточная | + | + | + | +2) | - | - | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Агрегатная | | | | | | | | охлаждения | + | + | +3) | +3) | - | - | | кинопроекторов | | | | | | | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Комната | | | | | | | | киномеханика | + | + | + | + | - | - | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Радиоузел | + | + | + | - | - | - | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Мастерская | | | | | | | | киномеханика | + | - | + | - | - | - | |--------------------|-------|-------|------|-------|--------------|---------| | Санитарный узел | + | + | + | + | - | - | ------------------------------------------------------------------------------ 1) При использовании для кинопоказа передвижной 16-мм киноустановки допускается предусматривать в зале огороженное барьером место площадью 4м2. 2) При установке двух кинопроекторов, а также при большем количестве проекторов в многозальных кинотеатрах помещение перемоточной для каждого зала допускается не предусматривать. При этом площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной. 3) Только при установке кинопроекторов с ксеноновой лампой 5 кВт и более, с водяным охлаждением электродов. 4.61. Число кинопроекторов в проекционной каждого зала следует принимать: - в кинотеатрах круглогодичного действия в залах с широкоформатной проекцией - 4; - в кинотеатрах круглогодичного действия вместимостью 200 мест и более - 3; - в кинотеатрах сезонного действия, клубах, залах с эпизодическим кинопоказом - 2; - для динамической проекции для постановочных целей и для 16-мм фильмов - 1. Установка разнотипной аппаратуры не рекомендуется. В многозальных кинотеатрах рекомендуется установка кинопроекторов одного типа с источниками света различной мощности в зависимости от размеров экрана. 4.62. Во всех кинотеатрах и киноустановках, оборудованных 35-мм аппаратурой, должен обеспечиваться показ широкоэкранного, кашетированного (1:1,66) и обычного фильмов. 4.63. Для повышения качества звукового сопровождения кинофильмов в кинотеатрах с залами от 500 мест и более должна устанавливаться стереофоническая звуковоспроизводящая аппаратура. 4.64. Планировка и размеры помещения кинопроекционной приведены в рекомендуемом Приложении 3. При отметке пола кинопроекционной выше 3 м относительно уровня планировочной отметки тротуара следует предусматриватьподъемник. 4.65. Схемы размещения громкоговорителей за экраном приведены в рекомендуемом Приложении 4. 4.66. При проектировании помещений технологического обеспечения кинопоказа следует руководствоваться СНиП 2.08.02-89*. Комплекс помещений для артистов 4.67. В комплекс помещений для артистов входят артистические уборные, помещения для музыкантов и помещения, обслуживающие артистов. Рекомендуемый состав помещений для артистов см. в Приложении 8. Площади артистических уборных на одного артиста, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по табл. 15. По заданию на проектирование предусматриваются и артистические уборные типа "люкс" - с дополнительными помещениями, с расширенным санузлом. Для солистов оперы и дирижеров ведущих оперно-балетных театров предусматривают установку в уборных рояля илипианино. Таблица 15 -------------------------------------------------------------------------- | Количествово | Площадь, мкв. метров | Примечания | | артистов в | при уровне комфорта: | | | помещении1) |-----------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | |--------------|-------|--------|------------|---------------------------| | 1 | 25 | 12-15 | 9-11 | на 2 артистические убор | |--------------|-------|--------|------------|---------------------------| | 2 | 9 | 8 | 6-7,5 | ные 3 уровня комфорта | |--------------|-------|--------|------------|---------------------------| | 3 | 7 | 6 | 4,5-5.5 | предусматривается 1 | |--------------|-------|--------|------------|---------------------------| | 4 | 6 | 5 | 3,5-4,5 | санитарный узел (1 унитаз | |--------------|-------|--------|------------|---------------------------| | 5 | - | 4 | 3-3,5 | и 1 душ)2) | -------------------------------------------------------------------------- 1) Артистические уборные на большее количество человек предусматриваются для артистов хора, кардебалета, а также для детских трупп. Принимаются по заданию на проектирование. При каждой артистической уборной 1 и 2 уровня комфорта (или на 2 комнаты) следует предусматривать санитарный узел (умывальник, душ, бидэ) из расчета 1 прибор на 4 чел. 2) При проектировании санузла при каждой артистической уборной ее площадь следует увеличивать на 10%. 4.68. Площади помещений для музыкантов, в зависимости от уровня комфорта принимаются по табл. 16. Таблица 16 ---------------------------------------------------------------------- | | Площадь, м2 на одного | | | Наименование помещения | музыканта | Примечания | | | при уровне комфорта: | | | |------------------------| | | | 1 | 2 | 3 | | |---------------------------|-------|--------|-------|---------------| | Комната дирижера | 25 | 15 | 10 | | |---------------------------|-------|--------|-------|---------------| | Комната отдыха | | | | | | музыкантов | 1,5 | 1,2 | 1,0 | не менее 15м2 | |---------------------------|-------|--------|-------|---------------| | Помещение для занятий | | | | | | музыкантов | 0,8 | 0,6 | 0,5 | не менее 20м2 | |---------------------------|-------|--------|-------|---------------| | Помещение для настройки | | | | | | инструментов | 0,8 | 0,6 | 0,5 | не менее 20м2 | |---------------------------|-------|--------|-------|---------------| | Комната хранения | | | | | | музыкальных инструментов | 0,1 | 0,1 | 0,1 | не менее 10м2 | ---------------------------------------------------------------------- 4.69. Помещения, обслуживающие артистов, включают в себя: помещения ожидания выхода артистов на сцену, дежурные гримерно-парикмахерскую и костюмерную, комнату отдыха и курительную. 4.70. Помещения ожидания выхода артистов на сцену следует размещать смежно со сценой, как правило, с 2-х ее сторон. Площадь помещений определяется заданием на проектирование по единовременному количеству артистов в каждом помещении из расчета по 1,7 - 1,9 м2 на одного артиста, но она должна быть не менее 20 м2. Помещения следует делить на мужскую и женскую части занавесом или ширмой. При помещениях следует предусматривать санузлы. 4.71. Помещения дежурных мужских и женских гримерно-парикмахерских и костюмерных следует располагать вблизи артистических уборных. Площадь каждого помещения определяется заданием на проектирование из расчета единовременного количества артистов в каждом помещении, по 2 м2 на одного артиста. Ориентировочные показатели площадей этих помещений в театрах с колосниковой сценой в зависимости от уровня комфорта приведены в табл. 17. Таблица 17 -------------------------------------------------------------------- | | Площадь, м2, 1) | | Название помещения | при уровне комфорта: | | |-------------------------------| | | 1 | 2 | 3 | |----------------------------------|----------|---------|----------| | Дежурные костюмерные (мужская | | | | | и женская) | 30-50 | 25-45 | 20-30 | |----------------------------------|----------|---------|----------| | Дежурные гримерно-парикмахерские | | | | | (мужская и женская) | 30-60 | 25-55 | 20-50 | -------------------------------------------------------------------- 1) Меньшие значения показателей относятся к зрительным залам драматических трупп, большие - музыкальных. 4.72. Площадь общей комнаты отдыха для артистов следует определять заданием на проектирование из расчета единовременного количества человек, находящихся в данном помещении, по 4 м2 на каждого, но не менее 20 м2. При ней следует располагать курительную площадью не менее 15 м2. Репетиционные помещения 4.73. К репетиционным помещениям различных театральных трупп (драматической, музыкальной, балетной) относятся репетиционные залы и помещения индивидуальных занятий. 36. 4.74. Размеры и назначение репетиционных залов для различных театральных трупп рекомендуется принимать по табл. 18. Размещать их следует вблизи помещений для артистов. Количество, назначение и площадь репетиционных залов и помещений индивидуальных занятий для различных театральных трупп, а также состав и площади вспомогательных помещений при них определяются заданием на проектирование с учетом возможных гастрольных трупп. 4.75. Большие репетиционные залы допустимо обеспечивать механооборудованием в виде точечных подъемов. Над залом и сценой следует предусматривать рабочие мостики, которые образуют верхнее техническое пространство. 4.76. При больших репетиционных залах рекомендуется предусматривать не менее двух групповых артистических уборных, помещение ожидания выхода на сцену (в зал), курительные, склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры текущего репертуара, а также свето- и звукоаппаратные, светопроекционные. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом. При малых репетиционных залах следует предусматривать лишь помещение инвентарной. 4.77. В зале для репетиций балета предусматривается балетный станок из расчета 2,15 м на каждого занимающегося. 4.78. Ограждающие конструкции залов для репетиции оркестра и хора должны обеспечивать необходимую звукоизоляцию помещений. Площади каждого из этих залов и объем помещения, приходящихся на одного участника в зависимости от уровня комфорта, рекомендуется принимать по табл. 19. 4.79. Рекомендуемые состав и площади помещений для индивидуальных занятий артистов с педагогами в драматических театрах - не более 2-х комнат площадью 12-15 м2 каждая, в музыкальных - 3-4 комнаты площадью 16-20 м2 каждая, оперных - 5-6 комнат по20-25 кв.м. Таблица 18 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Размеры репетиционных помещений театров, м, в зависимости от типов сцен | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | Наименование | драматические и | музыкальной комедии | оперы и балета | | помещений | музыкально - драматические | | | | |--------------------------------|-----------------------------|-------------------------| | | С-4 | С-6 | С-7 | С-7| С-8 | С-8 | С-9 | |-------------------------|----------|----------|----------|-----------------------------|------------|------------| | Репетиционные залы: | | | | | | | | | - большой | 9х9х5 | 12х12х6 | 15х15х6 | 15х15х6 | 18х18х7,5 | 18х18х7,5 | 21х21х7,5 | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | - малый | 9х6х3,6 | 9х9х3,6 | 12х12х5 | 12х12х5 | 15х12х6 | 15х12х6 | 15х15х6 | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | Залы для репетиций: | | | | | | | | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | - балета | - | - | 15х9х4,5 | 15х9х4,5 | 18х12х4,5 | 18х12х4,5 | 18х15х4,5 | | | | | | | | | 18х15х4,5 | | - оркестра | - | - | - | 9х6х4,2 | 12х9х5,1 | 15х9х5,7 | 15х12х6 | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | - хора | - | - | 6х6х4,2 | 6х6х4,2 | 9х6х4,5 | 9х9х4,8 | 12х9х4,8 | | | | | | | | | 9х9х4,8 | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | Репетиционно - | | | | | | | | | физкультурный зал | 18х9х6 | 18х9х6 | 24х12х6 | - | - | - | - | |-------------------------|----------|----------|----------|--------------|--------------|------------|------------| | Универсальное | | | | | | | | | репетиционное помещение | 5х6 | 5х6 | 5х6 | 5х6 | 6х6 | 6х6 | 6х6 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Размеры залов - длина х ширина х высота. 2. Размеры в плане указаны в осях строительных конструкций, высота - от пола до низа выступающих конструкций перекрытий. 3. При проектировании музыкально-драматического театра для двух трупп - драматической и музыкальной - предусматриваются залы для репетиций - балета, оркестра, хора. 4. При проектировании драматического и музыкальнодраматического театров допускается предусматривать по заданию на проектирование репетиционнофизкультурный зал. Таблица 19 ----------------------------------------------------------------- | Наименование зала | Уровень комфорта | | и показатели |-------------------------------| | | 1 | 2 | 3 | {-------------------------------|----------|----------|---------| | Зал для репетиций оркестра, | | | | | на одного участника: | | | | | площадь, м2 | 3,0 | 2,5 | 2,0 | {-------------------------------|----------|----------|---------| | объем, м3 | 18,0 | 14,0 | 11,0 | {-------------------------------|----------|----------|---------| | Зал для репетиций хора, | | | | | на одного участника: | | | | | площадь, м2 | 2,5 | 2,0 | 1,5 | {-------------------------------|----------|----------|---------| | объем, м3 | 12,0 | 9,0 | 7,0 | ----------------------------------------------------------------- Складские помещения 4.80. Складские помещения культурно-зрелищных зданий делятся на две группы: складские помещения, обеспечивающие театральные представления, и складские помещения при клубном комплексе. Рекомендуемый состав складских помещений первой группы см. в Приложении 8. 4.81. Дежурные склады декораций, сценической электро-звукотехнической аппаратуры, дежурный склад мебели, бутафории и реквизита следует размещать в непосредственной близости к сцене. Резервные склады следует размещать, как правило, в отдельном корпусе, на участке вблизи здания театра. В отдельных случаях допускается их размещение в здании театра. 4.82. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м, что обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать 1/2 площади. Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями-пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада, с шагом 3 м. Ширина проходов между штабелями декораций 2,5 - 3 м. 4.83. Площади складов определяются в зависимости от размеров сцены, от репертуара театра и творческих особенностей постановки. При определении необходимой площади складов следует исходить изтого, что: - декорации каждого спектакля занимают ориентировочно около 10% площади сцены; - на дежурном складе хранятся декорации для 2-3 спектаклей, на складе текущего сезона - декорации для всех остальных спектаклей сезона; - площадь резервного склада должна быть не меньше площади дежурного склада. 4.84. Ориентировочные показатели площадей помещений складов, обслуживающих колосниковые сцены, следует принимать по табл.20. Таблица 20 ------------------------------------------------------------------------------ | | Площади складов, м | | |-----------------------------------------------------------------| | Типы | объемных | скатанных | бутафории, мебели, | костюмов | | сцен1) | и станковых | декораций | реквизита | (гардеробная) | | | декораций | | | | | |---------------|-----------|---------------------|---------------| | | д | р | д | р | д | тс | р | тс | р | +----------|---------|-----|-----|-----|-------|-------|-----|---------|-----| | С-1 по | 150 | 150 | 40 | 40 | 35 | 40 | 50 | 70 | 50 | | С-6 | | | | | | | | | | +----------|---------|-----|-----|-----|-------|-------|-----|---------|-----| | С-72) | 200 | 200 | 45 | 45 | 45-50 | 50-60 | 60 | 95-105 | 80 | +----------|---------|-----|-----|-----|-------|-------|-----|---------|-----| | С-83) | 220-260 | 260 | 55 | 55 | 50-60 | 60-80 | 80 | 105-150 | 100 | +----------|---------|-----|-----|-----|-------|-------|-----|---------|-----| | С-94) | 260-350 | 350 | 60 | 60 | 75 | 100 | 100 | 180 | 120 | ------------------------------------------------------------------------------ 1) Площади сцен различного типа см. табл.10. Из двойных цифр: 2) меньшая относится к драматическим театрам, большая - к музыкально-драматическим; 3) меньшая относится к драматическим театрам, большая - к музыкально-драматическим и оперно-балетным; 4) меньшая относится к музыкально-драматическим театрам, большая - к оперно-балетным. Примечание: Принятые в таблице обозначения: д - дежурный склад, тс - текущего сезона, резервный склад. 4.85. Дежурные склады объемных и станковых декораций должны примыкать к сцене и карманам. Их высоту и размеры проемов, соединяющих склады со сценой и карманами, следует принимать согласно табл. 21. Таблица 21 -------------------------------------------------------------------------- | | Высота помещения | Размеры проемов, м | | Сцены | склада декораций |-----------------------------| | | должна быть: | ширина | высота | |----------------|-------------------------|--------|--------------------| | С-1 - С-3, С-5 | равна высоте | 2,0 | равна высоте строи | | | строительного портала | | тельного портала | | | | | минус 0,5 м | |----------------|-------------------------|--------|--------------------| | С-6 - С-9, С-4 | равна высоте карманов | 2,5 | равна высоте карма | | | | | нов | -------------------------------------------------------------------------- |