О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 24.10.96 59

             О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
                  ПОЛНОМОЧИЙ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
                          24 октября 1996 г.
                                 N 59

                             (ВВАС 97-1)

     Результаты работы органов прокуратуры по использованию полномочий
в арбитражном процессе свидетельствует о реальном  становлении  нового
направления прокурорской  деятельности, положительной роли прокуратуры
в защите  государственных  и  общественных  интересов,  в   укреплении
законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
     Достижение позитивных    результатов    во   многом   обусловлено
правильными ориентирами в организации работы, выборе методов и средств
прокурорского реагирования.
     В целях   дальнейшего   совершенствования   работы   полного    и
эффективного решения   органами   прокуратуры   задач   в  арбитражном
судопроизводстве приказываю:
     1. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  городов и районов,
военным, транспортным и иным специализированным прокурорам  принять, в
пределах их компетенции,  исчерпывающие меры,  направленные на полное,
своевременное использование полномочий на подготовку и  предъявление в
арбитражные суды   исков   в  защиту  государственных  и  общественных
интересов, участие в их  рассмотрении,  обжалование  и  опротестование
незаконных и необоснованных судебных актов.
     Участие прокуроров  в  арбитражном  процессе  рассматривать   как
действенное средство    укрепления    законности    и   предупреждения
правонарушений в  экономической  сфере,   защиты   государственных   и
общественных интересов,  нарушенных  или  оспариваемых прав участников
предпринимательской деятельности.
     2. Использовать  обращения  с  исками  в арбитражные суды в целях
оперативного и  реального  пресечения  и  устранения   правонарушений,
возникающих из  гражданских,  административных и иных правоотношений в
сфере предпринимательской  и   иной   экономической   деятельности   и
затрагивающих государственные  и  общественные  интересы,  а также для
возмещения причиненного ущерба,  привлечения виновных к  установленной
законом ответственности.
     2.1. При решении  вопросов  о  подготовке  и  предъявлении  исков
считать безусловно  необходимым  вмешательство  прокурора  для  защиты
государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:
     - выявления     правонарушений,     для     устранения    которых
законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (ст. 30 Закона
Российской Федерации  "О  приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации",  статьи 4 и 7  Закона  Российской
Федерации "О  несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др.);
     - занятия  запрещенными   видами    деятельности   либо   занятия
коммерческой деятельностью,   на   осуществление   которой  необходимо
специальное разрешение   (лицензия),   когда   оно   отсутствует   или
просрочено;
     - наличия  данных  о  недействительности  оспоримых  сделок  и  о
ничтожности сделок,  не  соответствующих  требованиям закона,  а также
совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
     - нарушений  природоохранительного законодательства,  связанных с
причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
     - невыполнения   обязательств  в  пользу  государства,  если  это
привело или могло привести к срыву  крупных  инвестиционных  проектов,
целевых программ;
     - несоответствия   учредительных   документов   юридических   лиц
требованиям законодательства  и  нарушения  установленного  порядка их
образования и государственной регистрации.
     2.2. Особую   взвешенность   проявлять  при  подготовке  исков  в
интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей.
     Считать необходимым  предъявление подобных исков в первую очередь
в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий,  в том
числе федеральных казенных предприятий,  когда они сами по объективным
причинам не  могли  обратиться  с  иском  либо  такое   обращение   не
последовало из-за    недобросовестности    руководителей    и   других
должностных лиц.  В  последнем  случае  наряду  с  предъявлением  иска
следует решать вопросы о привлечении к ответственности виновных.
     Иски в интересах  иных  юридических  лиц  предъявлять  в  случаях
нарушения не  только  прав  истцов,  но  и ущемления государственных и
общественных (публичных) интересов (срыв  выпуска  социально  значимой
продукции, нарушение   нормальной  эксплуатации  объектов  транспорта,
энергетики, оборонного   комплекса,    медицинских,    образовательных
учреждений, создание  предпосылок  экологических катастроф,  серьезных
социальных конфликтов и др.).
     3. Работу  по  подготовке,  предъявлению  и  поддержанию  исков в
арбитражных судах строить в тесном взаимодействии прокуратур субъектов
Российской Федерации и приравненных к ним прокурор,  их подразделений,
городских и районных прокуратур.
     ответственность за   своевременную   и   качественную  подготовку
проектов исковых заявлений  (заявлений)  в  защиту  государственных  и
общественных интересов  возложить на руководителей районных, городских
и приравненных к ним прокуратур,  а  также  начальников  управлений  и
отделов вышестоящих   прокуратур,   проводящих   надзорные   проверки,
осуществляющих изучение  материалов,  расследование   уголовных   дел,
проверку законности  приговоров  и  решений по уголовным и гражданским
делам.
     4. В    целях    создания    надлежащих   организационно-кадровых
предпосылок эффективного  решения  задач  на  актуальном   направлении
прокурорской деятельности завершить работу по формированию в аппаратах
прокуратур субъектов Российской Федерации  на  правах  самостоятельных
подразделений отделов  (групп)  по  обеспечению  участия  прокуроров в
арбитражном процессе.  Укомплектовать их подготовленными  прокурорами,
способными решать вопросы на высоком профессиональном уровне.
     5. Возложить на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров
в арбитражном процессе следующие основные обязанности:
     - рассмотрение  поступивших  из   других   подразделений   данной
прокуратуры и    подчиненных    прокуратур    материалов,    требующих
реагирования в форме  иска  в  арбитражные  суды;  оформление  исковых
заявлений (заявлений)   в   защиту   государственных   и  общественных
интересов; направление  исковых   заявлений   (заявлений)   в   защиту
государственных и    общественных   интересов;   направление   исковых
заявлений (заявлений) согласно установленным  правилам  о  подсудности
споров;
     - участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров, в
арбитражных судах   первой  инстанции;  апелляционное  и  кассационное
обжалование решений,  определений  и  постановлений  по  этим   делам,
участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
     - рассмотрение обращений о проверке законности  и  обоснованности
вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам от лиц,
не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах
и обязанностях;
     - постановка перед прокурором (заместителем прокурора)  вопроса о
запросе из арбитражного суда на срок до пяти рабочих дней арбитражного
дела в целях реализации права на обращение  к  Генеральному  прокурору
Российской Федерации или его заместителю с представлением о принесении
протеста в порядке надзора;
     - изучение   по   поручению  Генеральной  прокуратуры  Российской
Федерации, прокурора  (заместителя   прокурора),   в   том   числе   в
арбитражном суде,   дел,   судебные   акты   по   которым  могут  быть
пересмотрены в   порядке   надзора;   подготовка   представлений    об
опротестовании в  порядке надзора незаконных и необоснованных судебных
постановлений;
     - анализ,  изучение  и  проверка  работы  подчиненных прокуратур;
координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению
исков в    защиту    государственных    и    общественных   интересов;
распространение передового опыты,  участие в мероприятиях по повышению
деловой квалификации работников прокуратуры.
     6. Обеспечить качество,  правовую  и  фактическую  обоснованность
обращений в  арбитражный  суд,  оформление процессуальных документов в
строгом соответствии с требованиями законодательства.
     В целях   реального   исполнения   решений   судов,   минимизации
материального и иного ущерба,  причиняемого правонарушениями,  во всех
необходимых случаях  ставить  перед  судом  вопрос о применении мер по
обеспечению иска.
     7. Принимать  обязательное    участие  в судебном разбирательстве
всех дел,  возбужденных по искам и заявлениям  прокуроров,  в  первой,
апелляционной и кассационной инстанциях.
     7.1. Эту обязанность выполнять,  как  правило,  силами  аппаратов
прокуратур субъектов   Российской   Федерации   по   месту  нахождения
арбитражного суда, рассматривающего дело.
     7.2. Прокурору,  обратившемуся с исковым заявлением (заявлением),
апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не  по  месту
нахождения данной  прокуратуры  (если  в  деле  не  обеспечено участие
подчиненных ему работников),  одновременно с направлением материалов в
суд высылать  копии  документов  соответствующему  прокурору  субъекта
Российской Федерации с извещением о необходимости участия  в  процессе
работников данной  территориальной прокуратуры,  а также информировать
об этом арбитражный суд.
     7.3. Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие в
процессе при рассмотрении арбитражных дел,  возбужденных по инициативе
прокурора  другого субъекта Российской Федерации.
     7.4. Прокурор,   направивший   исковое   заявление   (заявление),
апелляционную или   кассационную  жалобу  в   арбитражный  суд  другой
территории, должен  незамедлительно  извещаться  о    результатах   их
рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде.
     8. На  всех  стадиях  арбитражного  процесса  позицию  прокуроров
определять в  строгом соответствии с требованиями закона,  материалами
дел и   внутренним   убеждением,   последовательно   отстаивать    ее,
руководствуясь принципами законности,  равенства организаций и граждан
перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
     Своевременно обжаловать  в  апелляционном  и кассационном порядке
незаконные и необоснованные судебные решения.  Постановку  вопросов  в
жалобах увязывать с определенными законом полномочиями апелляционной и
кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений.
     В необходимых    случаях   заявлять   перед   арбитражным   судом
кассационной инстанции  ходатайство   о   приостановлении   исполнения
решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.
     9. Использовать все имеющиеся процессуальные возможности  в целях
реального исполнения  решений  арбитражных  судов  по  делам  по искам
прокуроров.
     10. При   рассмотрении   обращений  лиц,  указанных  в  пункте  5
настоящего приказа,  о проверке законности и  обоснованности  решений,
определений и  постановлений арбитражных судов,  вступивших в законную
силу, активнее использовать полномочия по проведению  проверок доводов
заявителей.
     При наличии оснований для принесения протеста в  порядке  надзора
обращаться с  соответствующим  представлением к Генеральному прокурору
Российской Федерации или  его  заместителю,  обеспечить  представление
дополнительных документов и иных доказательств в подтверждение доводов
о необходимости пересмотра состоявшихся судебных актов.  При отказе  в
таком обращении составлять мотивированное заключение по делу, сообщать
об этом заявителям.
     11. Учитывая,  что статья 51 Федерального конституционного закона
"Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает порядок,
согласно которому  судьи  арбитражного  суда осуществляют правосудие в
мантиях, прокуроры,  участвующие  в  заседаниях  арбитражного  суда  и
имеющие классные чины, должны быть в форменном обмундировании.
     12. Управлению по обеспечению участия  прокуроров  в  арбитражном
процессе Генеральной   прокуратуры   Российской   Федерации  постоянно
изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации
ими полномочий   в   арбитражном   процессе,   принимать   меры  к  ее
совершенствованию. Обеспечить взаимодействие в этой работе  с  другими
управлениями и отделами, научными организациями и учебными заведениями
Генеральной прокуратуры.
     13. Оценивать  деятельность  прокуроров  по участию в арбитражном
судопроизводстве исходя  из   совокупности   данных,   характеризующих
оперативность и   обоснованность   подготовки  и  предъявления  исков,
качество поддержания их в суде,  эффективность обжалования  решений  и
постановлений об   отказе   в   удовлетворении   исковых   требований,
обоснованность представлений  об  опротестовании  в  порядке   надзора
судебных постановлений.
     14. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.
     Приказ направить прокурорам республик,  краев,  областей, городам
Москвы и  Санкт-Петербурга,  автономной  области,  автономных округов,
Волжскому природоохранному прокурору,  прокурорам городов  и  районов,
военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.
     Считать недействующим   приказ   и.о.   Генерального    прокурора
Российской Федерации  от  01.08.95 N 41 "О задачах органов прокуратуры
по реализации полномочий в арбитражном процессе"* . (Сноска*.  Вестник
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1995, N 10, с. 72-75.)

     Генеральный прокурор РФ,
     Действительный государственный
     советник юстиции                                  Ю.И.Скуратов