О ПРИМЕНЕНИИ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗАКОНОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ОРГАНИЗАЦИЯМ, СОЗДАННЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ). Письмо. Государственная налоговая инспекция по Московской области . 13.01.97 12-06/4172


                                ПИСЬМО

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                          13 января 1997 г.
                             N 12-06/4172

                             (НИМР 97-2)

     Государственная налоговая инспекции по Московской области в связи
с поступающими запросами сообщает следующее.
     По вопросу  о  том,  возможно  ли  и  в  каком  объеме применение
установленной законом   ответственности   за   нарушение    налогового
законодательства к организациям, созданным в результате преобразования
предприятий,  даны разъяснения  Высшим  Арбитражным  Судом  Российской
Федерации в письме от 28 августа 1995 г.  N С1-7/ОП-506, доведенном до
налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от 22 сентября  1995
г. N ПВ-6-08/504.
     В пункте  2  названного  письма  Высшего  Арбитражного  Суда   РФ
указано, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщиками являются
юридические, физические лица,  другие налогоплательщики,  на которых в
соответствии с  законодательством  возложена  обязанность   уплачивать
налоги. Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет
ответственность, предусмотренную статьей 13 этого Закона.
     При реорганизации    юридического   лица   к   вновь   возникшему
юридическому лицу  переходят  права  и  обязанности  реорганизованного
юридического лица    в   соответствии   с   передаточным   актом   или
разделительным балансом.
     Если в    момент    реорганизации    имущество    реорганизуемого
юридического лица уже было обременено обязательствами  перед  бюджетом
по уплате  недоимок и финансовых санкций,  эти обязательства наравне с
обязательствами перед  другими  кредиторами  должны  быть  включены  в
разделительный баланс  или  передаточный акт.  Поэтому вновь созданное
юридическое лицо,   являющееся    правопреемником    реорганизованного
юридического лица,  обязано оплатить как эту недоимку по налогу, так и
санкции, предусмотренные статьей 13 Закона  Российской  Федерации  "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".
     Реорганизация юридического  лица  может  быть   осуществлена   по
решению его  учредителей  (участников)  либо  органа то учредительными
документами (статья 57 Гражданского кодекса Российской  Федерации  "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации").
     Если налоговый орган,  несмотря на такое сообщение,  до окончания
процесса реорганизации    и    составления   разделительного   баланса
(передаточного акта)   не   выявил   оставшиеся   у    реорганизуемого
юридического лица  недоимки,  к  вновь  созданному  юридическому  лицу
впоследствии не  может  применяться   ответственность   за   нарушения
налогового законодательства,  допущенные  реорганизованным юридическим
лицом и выявленные после образования нового юридического лица.  Однако
в этом  случае  сумма  недоимки  может  быть  взыскана,  поскольку она
представляет собой  задолженность  перед  государством  независимо  от
того, была ли эта задолженность выявлена в момент реорганизации.
     Одновременно Государственная налоговая  инспекция  по  Московской
области обращает  внимание  на необходимость строгого и своевременного
контроля за соблюдением  налогового  законодательства  реорганизуемыми
юридическими лицами  с  целью  исключения  впредь  фактов вынужденного
неприменения соответствующих мер ответственности.

     Заместитель начальника
     Государственной налоговой
     инспекции по Московской области
     государственный советник
     налоговой службы II ранга                         Т.Л. Подколзина