О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ, ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 12.08.96 49/7

               О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ,
                 ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
                  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                        И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
     
                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
                          12 августа 1996 г.
                                N 49/7
     
                                 (Д)
        
     
     За последнее время коррупция  получила  широкое  распространение,
она    тесно    переплетается   с   организованной   преступностью   и
свидетельствует об  активном  проникновении  криминальных  структур  в
различные   эшелоны  исполнительной  власти,  государственные  органы.
Многие предприниматели наталкиваются на  искусственные  препятствия  в
решении   производственных   вопросов  на  всех  уровнях  власти,  для
преодоления  которых  они  прибегают   к   подкупу.   Наиболее   часто
используется  подкуп  при  получении кредитов,  субсидий,  помещений в
аренду,  лицензировании,   регистрационных   мероприятиях.   Серьезную
опасность   представляют  сращивание  государственных  и  коммерческих
структур,  факты  корыстных  злоупотреблений  в  правоохранительных  и
контролирующих  органах  власти  и управления.  Укоренилась незаконная
практика вхождения  руководящих  работников  органов  власти  в  число
учредителей  коммерческих структур.  Коррупция должностных лиц создает
предпосылки для хищнического  растаскивания  национального  достояния,
контрабанды,  незаконного  вывоза  за  границу стратегического сырья и
невосполнимых  природных  ресурсов,  уклонения   от   уплаты   налогов
различного рода финансовых махинацией.
     Между тем многие  прокуроры  недооценивают  опасность  разложения
органов   государственной  и  муниципальной  служб,  их  сращивания  с
коммерческими структурами, неэффективно используют свои полномочия для
выявления и пресечения фактов коррупции,  нарушений законодательства о
государственной  и  муниципальной  службе,  привлечения   виновных   к
установленной   законом  ответственности,  примиренчески  относятся  к
низкой результативности оперативно-розыскных служб (МВД,  ФСБ,  ФСНП),
контролирующих   органов,   к   серьезным  недостаткам  в  организации
раскрытия и расследования должностных преступлений.
     В связи с изложенным предлагаю:
     1. Заместителям Генерального прокурора,  начальникам управлений и
отделов   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам
субъектов Федерации,  военным  и  иным  специализированным  прокурорам
принять   решительные   меры   к   усилению   борьбы   с   коррупцией,
своевременному  выявлению  и  пресечению   корыстных   злоупотреблений
служебными  полномочиями  государственными и муниципальными служащими,
повышению уровня организации и осуществления  надзора  за  исполнением
законодательства  в системе государственной,  муниципальной,  воинской
службы.
     Работу на  этом  важнейшем  направлении прокурорской деятельности
проводить  в   координации   и   деловом   взаимодействии   со   всеми
правоохранительными   и   контролирующими   органами.   Систематически
проводить  совместный  анализ  состояния   законности,   эффективности
использования предусмотренных     законом    средств    предупреждения
проявлений  коррупции.   Обсуждать   на   координационных   совещаниях
правоприменительную практику. Делать практические выводы из материалов
конкретных  уголовных   дел   о   взяточничестве,   других   корыстных
злоупотреблениях.   Разрабатывать   на   этой  основе  и  осуществлять
согласованные действия по предупреждению коррупционных правонарушений.
     2. Осуществляя  надзор  за  исполнением  Федеральных  законов "Об
основах государственной службы Российской Федерации", "О конкуренции и
ограничении  монополистической  деятельности на товарных рынках",  "Об
общих  принципах  организации   местного   самоуправления"   и   иного
законодательства,   направленного   на  борьбу  с  коррупцией,  особое
внимание   обращать   на   соблюдение   обязательного    представления
государственными  служащими  при  назначении  на  должность сведений о
доходах,  движимом и недвижимом имуществе,  вкладах в банках и  ценных
бумагах, а также обязательств финансового характера.
     3. Безотлагательно  рассматривать   поступившие   в   прокуратуру
материалы о фактах нарушений, неисполнении или ненадлежащем исполнении
законов должностными лицами системы  государственной  и  муниципальной
службы, создающих условия для коррупции и злоупотреблений, и принимать
по   ним   соответствующие   решения   о   привлечении   виновных    к
административной или уголовной ответственности.
     Для пресечения    и    предупреждения    нарушений    законности,
коррупционных    проявлений    максимально    использовать    средства
прокурорского  реагирования,  в  том  числе   предусмотренные   Указом
Президента  Российской  Федерации  от  06.06.96 "О мерах по укреплению
дисциплины  в  системе  государственной  службы"  полномочия,  вносить
представления  о  наказании,  вплоть  до  освобождения  от  занимаемой
должности  независимо   от   порядка   ее   замещения,   руководителей
федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,  нарушающих федеральные законы,  указы
Президента Российской Федерации.
     4. Обеспечить действенность  надзора  за  законностью  разрешения
заявлений  и  сообщений  о  фактах  должностных  преступлений.  Строго
соблюдать установленный порядок проверки не реже одного раза  в  месяц
исполнения законов о приеме,  регистрации, учете заявлений и сообщений
о таких преступлениях.
     При осуществлении  прокурорского  надзора за оперативно-розыскной
деятельностью особое внимание обращать на полноту проверок  информации
о готовящихся и совершенных должностных преступлениях.
     5. Прокурорам субъектов Российской Федерации держать  под  личным
контролем   организацию   расследования   наиболее  актуальных  дел  о
должностных  преступлениях  руководящих  работников  органов   власти,
сотрудников правоохранительных органов.
     Расследование дел  о  взяточничестве  поручать  квалифицированным
следователям,  а  наиболее  сложные  и  актуальные  дела  передавать в
производство следователей прокуратур субъектов  Российской  Федерации.
Принимать  своевременные  меры к пресечению незаконного воздействия на
следователей и прокуроров с целью  повлиять  на  ход  расследования  и
принимаемые по делу решения.
     Проверять законность освобождения  от  уголовной  ответственности
должностных лиц по нереабилитирующим основаниям в месячный срок со дня
принятия решений нижестоящими прокурорами.
     6. Управлению  по  надзору  за  исполнением законов и законностью
правовых актов,  управлению по надзору за расследованием преступлений,
управлению  по  надзору  за  исполнением  законов  на  транспорте  и в
таможенных органах,  Главной военной прокуратуре,  второму  управлению
при  выездах  в  прокуратуры  республик,  краев,  областей,  военные и
специализированные прокуратуры изучать организацию работы по борьбе  с
коррупцией,  оказывать  практическую помощь в обеспечении комплексного
подхода,  взаимодействии  всех  отраслей  прокурорского   надзора,   в
постановке профессиональной учебы прокурорско-следственных кадров.
     7. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам
информировать  о проведенной работе Генеральную прокуратуру Российской
Федерации раз в полугодие.
     8. Контроль  за  исполнением  настоящего  указания  возложить  на
заместителей  Генерального  прокурора  Российской  Федерации  Катышева
М.Б., Давыдова В.И., Паничева В.Н.
     Указание направить  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
военным  и  иным  специализированным прокурорам,  прокурорам городов и
районов.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции                               Ю.И. Скуратов