ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ. Приказ. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). 14.07.94 83

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
       О НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ
          ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ

                                ПРИКАЗ

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
          ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

                           14 июля 1994 г.

                                 N 83

                                 (Д)



     В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О защи-
те потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183
ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения  дел  о  нарушениях
принципов  добросовестной конкуренции и прав потребителей на достовер-
ную информацию при рекламе.
     2. Назначить  Председателем  Комиссии ГКАП России по рассмотрению
дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав  потреби-
телей  на  достоверную информацию при рекламе заместителя Председателя
Комитета Н.Е. Фонареву.
     3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России организо-
вать работу в соответствии с утвержденным Положением.
     4. Направить  утвержденное Положение в соответствии с установлен-
ным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской  Федера-
ции.
     5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес-
тителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву.

     Председатель Комитета                                  Л.А.Бочин

     Зарегистрировано в
     Министерстве  Юстиции Российской Федерации
     25 июля 1994 г. Регистрационный N 643

     Утверждено
     приказом ГКАП России N 83
     от 14 июля 1994 г.

                              Положение
   о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной
    конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при
                               рекламе

     Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президен-
та Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1183 "О защите потреби-
телей  от  недобросовестной рекламы" и определяет порядок рассмотрения
дел по фактам нарушения принципов добросовестной  конкуренции  и  прав
потребителей  на достоверную информацию при рекламе услуг банков,  фи-
нансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений и органи-
заций,  граждан-предпринимателей,  акционерных  обществ,  а также иных
юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих товары
и услуги (далее - рекламодатели).
     I. Общие положения
     1.1. Государственный  Комитет  Российской  Федерации по антимоно-
польной политике и поддержке новых  экономических  структур  (далее  -
ГКАП  России) осуществляет контроль за рекламной деятельностью банков,
финансовых,  страховых и инвестиционных предприятий, учреждений, орга-
низаций  и граждан-предпринимателей в части обеспечения добросовестной
конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной инфор-
мации.
     1.2. Рассмотрение  дел по фактам нарушения принципов добросовест-
ной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рек-
ламе  (далее - нарушение требований к рекламной деятельности) осущест-
вляют ГКАП России и его территориальные управления.
     1.3. При  рассмотрении  дел ГКАП России и его территориальные уп-
равления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г.  "О  конку-
ренции  и  ограничении монополистической деятельности на товарных рын-
ках",  Указом Президента Российской Федерации 10 июня 1994 г.  N 1183,
Положением  о  ГКАП России,  утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 24 августа 1992 г. N 915, иным законодательством Российс-
кой Федерации,  положениями о территориальных управлениях ГКАП России,
утвержденными ГКАП России,
     Правилами рассмотрения  дел о нарушениях антимонопольного законо-
дательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. N 53,
настоящим Положением.
     1.4. Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности
рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту на-
хождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются
к  рассмотрению  ГКАП России.  ГКАП России вправе принять любое дело к
своему рассмотрению. Вопрос о принятии дела к рассмотрению ГКАП России
решается Председателем Комитета (его заместителем).
     II. Порядок и сроки рассмотрения дел о  нарушениях  требований  к
рекламной деятельности
     2.1. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности  расс-
матриваются ГКАП России и его территориальными управлениями:
     - по заявлению депутатов;
     - по представлению федеральных органов исполнительной  власти,  в
том числе Министерства финансов Российской Федерации (в сфере финансо-
вых услуг,  кроме банковских), Федеральной службы России по надзору за
страховой деятельностью (в сфере страховых услуг), а также Центрально-
го банка Российской Федерации (в сфере банковских услуг);
     - по представлению органов исполнительной власти  субъектов  Рос-
сийской Федерации и органов местного самоуправления;
     - по собственной инициативе;
     - по представлению общественных объединений потребителей;
     - по материалам прокуратуры, суда и арбитражного суда.
     2.2. ГКАП России и его территориальные  управления  рассматривают
дела  по  собственной  инициативе при получении их должностными лицами
лично,  через средства массовой информации или иные технические средс-
тва  от  юридических и физических лиц информации,  свидетельствующей о
нарушениях требований к рекламной деятельности.
     Дела рассматриваются  по  представлению в письменной произвольной
форме с указанием информации,  свидетельствующей о нарушениях требова-
ний к рекламной деятельности.
     2.3. Основанием для рассмотрения вопроса о  возбуждении  дела  по
признакам нарушения требований к рекламной деятельности является выяв-
ление фактов недобросовестной рекламы,  а именно несоблюдение рекламо-
дателями следующих обязанностей:
     - указывать реальные размеры дивидендов,  выплаченные по  простым
именным акциям в течение последнего финансового года;
     - указывать реальные проценты,  выплаченные  по  различным  видам
вкладов  в  течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам
(кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально);
     - указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных
бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условия-
ми выпуска;
     - не допускать объявления гарантий,  обещаний или  предложений  о
будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
     - не допускать сравнения между рекламируемыми и другими юридичес-
кими лицами,  их услугами (товарами), если данное сравнение невозможно
подтвердить данными статистической отчетности или  бухгалтерского  ба-
ланса, заверенного аудиторами;
     - не обещать проведение работ, оказание услуг, предоставление то-
варов,  если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на
день рекламы;
     - указывать  акционерным  обществам  в  рекламе только фактически
выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обык-
новенным акциям.
     2.4. Для рассмотрения дел по фактам нарушения требований  к  рек-
ламной деятельности ГКАП России,  его территориальные управления обра-
зуют соответствующие комиссии.
     Дела по  фактам  нарушения  требований  к рекламной деятельности,
связанные с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках, рассмат-
риваются в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения дел о нару-
шениях антимонопольного законодательства.
     2.5. Представления или заявления лиц, указанных в пункте 2.1 нас-
тоящего Положения, с приложением информации, свидетельствующей о нару-
шениях требований к рекламной деятельности, рассматриваются заместите-
лем Председателя ГКАП России (начальником территориального управления)
в течение 10 рабочих дней с момента их поступления.
     В случае когда представленные документы содержат признаки наруше-
ний требований к рекламной деятельности, Председатель комиссии выносит
постановление о возбуждении производства по делу о нарушениях требова-
ний к рекламной деятельности,  которым, в частности, утверждает персо-
нальный состав комиссии (Приложение N 1).
     В случае  недостаточности данных,  свидетельствующих о нарушениях
требований к рекламной деятельности, Председателем комиссии может быть
затребована дополнительная информация.
     2.6. Возбудив производство по делу, Председатель комиссии в деся-
тидневный срок обеспечивает подготовку материалов к рассмотрению.  При
подготовке дела к рассмотрению Председатель комиссии или по его  пору-
чению члены комиссии:  проводят собеседование с заявителем,  а также с
рекламодателем,  в отношении которого возбуждено дело о нарушении тре-
бований к рекламной деятельности,  об обстоятельствах дела и затребуют
необходимые письменные и вещественные доказательства;  затребуют пись-
менное  объяснение  рекламодателя;  разрешают  вопрос  о необходимости
привлечения к участию в рассмотрении дела иных заинтересованных лиц  и
экспертов; совершают иные действия, обеспечивающие полное, объективное
и всестороннее рассмотрение дела по существу.
     2.7. Дела  о нарушениях требований к рекламной деятельности расс-
матриваются в месячный срок с момента получения всех запрошенных мате-
риалов.
     О времени и месте рассмотрения дела  извещаются  рекламодатели  и
заявители  (далее - стороны),  эксперты и другие заинтересованные лица
не позднее чем за три дня до рассмотрения.
     2.8. Рассмотрение  дела на заседании комиссии ведется Председате-
лем таким образом,  чтобы обеспечить наиболее  полные,  объективные  и
всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и ин-
тересов сторон,  устранение и предупреждение  нарушений  требований  к
рекламной деятельности.
     На заседании заслушиваются стороны,  представители сторон, предс-
тавители предприятий и организаций,  привлеченных к рассмотрению дела,
специалисты ГКАП России (территориального управления), эксперты.
     Лица, привлеченные  к  участию  в рассмотрении дела,  имеют право
знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять до-
казательства, задавать вопросы друг другу и комиссии, высказывать свои
соображения по всем возникающим вопросам.
     Ход заседания  фиксируется  в  протоколе,  который  подписывается
Председателем и членами комиссии.
     2.9. Рассмотрение  дела может быть отложено (с указанием срока) в
связи с необходимостью получить дополнительные  доказательства,  прив-
лечь  к участию в деле экспертов или других лиц,  участие которых,  по
мнению комиссии,  обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение
дела невозможно в данном заседании.
     2.10. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:  на-
хождения  на рассмотрении в ГКАП России,  его территориальном управле-
нии, суде, арбитражном суде, следственных органах другого дела, выводы
по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; получе-
ния заключения специалиста органа государственного управления;  назна-
чения экспертизы.
     Об отложении дела и о приостановлении рассмотрения дела  комиссия
извещает всех лиц, привлеченных к участию в деле.
     2.11. При наличии нарушений,  перечисленных в  п.2.3.  настоящего
Положения,  комиссия выносит решение по факту недобросовестной рекламы
в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 2).
     Решение выносится  членами  комиссии  в  отсутствие сторон и всех
лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов.
     При отсутствии оснований для вынесения решения о нарушении требо-
ваний к рекламной деятельности соответствующий вывод комиссии фиксиру-
ется в протоколе.
     Выводы комиссии доводятся до сведения сторон и лиц,  привлеченных
к участию в деле, немедленно по вынесении.
     2.12. Решение комиссии направляется заинтересованным лицам, в том
числе рекламодателю и органу,  осуществившему лицензирование, в трехд-
невный срок со дня вынесения решения.
     В таком  же  порядке копия решения направляется в территориальное
управление в случае,  если дело рассматривалось комиссией ГКАП России,
для осуществления контроля за его исполнением.
     Решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению рекламодате-
лем и органом, осуществившим лицензирование, в недельный срок с момен-
та их уведомления.
     Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан
снять свою рекламу с распространения  в  трехдневный  срок  с  момента
окончания  срока на рассмотрение решения и немедленно информировать об
этом ГКАП России (территориальное управление) и  орган,  осуществивший
лицензирование рекламодателя.
     2.13. В случае,  если рекламодатель не снял рекламу с распростра-
нения или орган,  осуществивший лицензирование рекламодателя, не расс-
мотрел вопрос о недобросовестной  рекламе,  Председатель  ГКАП  России
(заместитель  Председателя)  или начальник территориального управления
ГКАП России принимает решение о приостановлении действия выданной рек-
ламодателю лицензии (Приложение N 3).
     Решение в трехдневный срок направляется для исполнения рекламода-
телю и органу, осуществившему его лицензирование.
     Действие лицензии восстанавливается по решению ГКАП России  (тер-
риториального управления) после снятия рекламы с распространения.
     III. Порядок направления представлений 1  0и обжалования решений ГКАП
России и его территориальных управлений
     3.1. В случае неоднократного (более 3 раз в течение 1 года) нару-
шения  Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от
недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г.  N 1183 Председатель ГКАП
России  (его  заместитель)  или  начальник территориального управления
направляют соответственно Центробанку России, Минфину России, Госкоми-
муществу России, Росстрахнадзору или их территориальным органам предс-
тавление о досрочном аннулировании лицензии (Приложение N 4).
     3.2. Решения ГКАП России и его территориальных управлений по фак-
там нарушения требований к рекламной деятельности могут быть обжалова-
ны в установленном порядке в арбитражный суд.

                                                          Приложение 1

                            Постановление
           о возбуждении производства по делу по признакам
            нарушения требований к рекламной деятельности

от "__"__199 г.___

(место рассмотрения)

Председатель Комиссии ГКАП России (... территориального управления) по
рассмотрению  дел  о  нарушениях  требований к рекламной деятельности,
рассмотрев материалы, представленные___

(указание наименования органа,  представившего материалы)  признал  их
достаточными для возбуждения производства по делу и на основании Указа
Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г.  N 1183  "О  защите
потребителей от недобросовестной рекламы"

постановил:

1. Возбудить  производство  по  делу о нарушении п.__ Указа Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г.  N 1183 "О защите потребителей
от недобросовестной рекламы"__

(наименование рекламодателя,  в  отношении  которого возбуждено произ-
водство по делу).

2. Рекламодателю, в отношении которого возбуждено производство по делу

__ (наименование)

- обеспечить явку представителя (с доверенностью на участие в рассмот-
рении дела);

- представить  в срок до____ следующие документы и материалы___ (пере-
чень документов и материалов)


3. Назначить рассмотрение дела___

(дата, время, адрес)

4. В состав Комиссии включить:_____

Председатель Комиссии (подпись)


                                                          Приложение 2

                               Решение

"___"__199 г._____ (место рассмотрения)

     Комиссия ГКАП  России  (...территориального  управления) в соста-
ве___ рассмотрела материалы производства по делу от " " 199 г.  _N_  о
нарушении п.  ___Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994
г. N 1183 "О защите потребителей от

недобросовестной рекламы", возбужденного по представлению ___

(наименование органа

в отношении___

(наименование рекламодателя)

в присутствии___

(ФИО представителей)

при участии____

(иные лица, привлеченные к участию в деле)

Комиссия установила:____

(объяснения рекламодателя, других лиц, заключения экспертов и т.д.)

Руководствуясь ____(норма законодательства)

и в соответствии с пунктом____ Положения о порядке рассмотрения дел  о
нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на
достоверную информацию при рекламе,  утвержденным приказом ГКАП России
от 14 июля 1994 г. N 83 Комиссия

Решила:

1. Обязать рекламодателя____

(наименование рекламодателя)

снять рекламу с распространения____

(указать средства распространения)

и в трехдневный срок информировать ГКАП России (территориальное управ-
ление ГКАП России) о снятии рекламы.

2. Органу, осуществившему лицензирование, ____

(указать наименование) в недельный срок рассмотреть вопрос о  недобро-
совестной рекламе, данной ___

(наименование рекламодателя)

и информировать ГКАП России (территориальное управление ГКАП России) о
взятии этого вопроса под контроль.

В случае неисполнения данного  решения  рекламодателем  в  трехдневный
срок и (или) органом,  осуществляющим лицензирование, в недельный срок
ГКАП России (территориальное управление) приостанавливает действие ли-
цензии.

Подписи:

Председатель Комиссии:___

Члены Комиссии:___


                                                          Приложение 3

На бланке

                               Решение
            о приостановлении действия лицензии на занятие

___
(вид деятельности)

от "___" ____199 г. ___

(место вынесения)

ГКАП России (... территориальное управление), руководствуясь пунктом 8
Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недоб-
росовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183, и в связи с неисполне-
нием решения Комиссии ГКАП России (...

территориального управления) от "__" ___199 г. N___

(место рассмотрения)

по факту  нарушения вышеназванного Указа Президента Российской Федера-
ции

___
(наименование рекламодателя или органа,  осуществляющего  лицензирова-
ние)

приостанавливает действие лицензии N___

от "___"____ 199 г., выданной____

(наименование органа, выдавшего лицензию)

(Подпись Председателя Комиссии)


                                                         Приложение 4.

На бланке

                            Представление
            о досрочном аннулировании лицензии на занятие

___
(вид деятельности)

от "___"_____199 г. ___

(место выдачи)

ГКАП России  (....  территориальное управление),  руководствуясь п.  9
Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недоб-
росовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183___

(наименование рекламодателя  или органа,  осуществляющего лицензирова-
ние)

предлагает___
(указать соответствующий орган)

досрочно аннулировать лицензию N ___от "___ " ____199 г., выданную ___

(наименование органа, выдавшего лицензию)

(Подпись Председателя Комиссии)