ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРИНЦИПОВ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ РЕКЛАМЕ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 14 июля 1994 г. N 83 (Д) В целях реализации Указа Президента Российской Федерации "О защи- те потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достовер- ную информацию при рекламе. 2. Назначить Председателем Комиссии ГКАП России по рассмотрению дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потреби- телей на достоверную информацию при рекламе заместителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву. 3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России организо- вать работу в соответствии с утвержденным Положением. 4. Направить утвержденное Положение в соответствии с установлен- ным порядком на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федера- ции. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес- тителя Председателя Комитета Н.Е. Фонареву. Председатель Комитета Л.А.Бочин Зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 25 июля 1994 г. Регистрационный N 643 Утверждено приказом ГКАП России N 83 от 14 июля 1994 г. Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президен- та Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1183 "О защите потреби- телей от недобросовестной рекламы" и определяет порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе услуг банков, фи- нансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений и органи- заций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих товары и услуги (далее - рекламодатели). I. Общие положения 1.1. Государственный Комитет Российской Федерации по антимоно- польной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП России) осуществляет контроль за рекламной деятельностью банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, учреждений, орга- низаций и граждан-предпринимателей в части обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей на получение достоверной инфор- мации. 1.2. Рассмотрение дел по фактам нарушения принципов добросовест- ной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рек- ламе (далее - нарушение требований к рекламной деятельности) осущест- вляют ГКАП России и его территориальные управления. 1.3. При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные уп- равления руководствуются Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конку- ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын- ках", Указом Президента Российской Федерации 10 июня 1994 г. N 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. N 915, иным законодательством Российс- кой Федерации, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, утвержденными ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законо- дательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. N 53, настоящим Положением. 1.4. Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту на- хождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России. ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению. Вопрос о принятии дела к рассмотрению ГКАП России решается Председателем Комитета (его заместителем). II. Порядок и сроки рассмотрения дел о нарушениях требований к рекламной деятельности 2.1. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности расс- матриваются ГКАП России и его территориальными управлениями: - по заявлению депутатов; - по представлению федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов Российской Федерации (в сфере финансо- вых услуг, кроме банковских), Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (в сфере страховых услуг), а также Центрально- го банка Российской Федерации (в сфере банковских услуг); - по представлению органов исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации и органов местного самоуправления; - по собственной инициативе; - по представлению общественных объединений потребителей; - по материалам прокуратуры, суда и арбитражного суда. 2.2. ГКАП России и его территориальные управления рассматривают дела по собственной инициативе при получении их должностными лицами лично, через средства массовой информации или иные технические средс- тва от юридических и физических лиц информации, свидетельствующей о нарушениях требований к рекламной деятельности. Дела рассматриваются по представлению в письменной произвольной форме с указанием информации, свидетельствующей о нарушениях требова- ний к рекламной деятельности. 2.3. Основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения требований к рекламной деятельности является выяв- ление фактов недобросовестной рекламы, а именно несоблюдение рекламо- дателями следующих обязанностей: - указывать реальные размеры дивидендов, выплаченные по простым именным акциям в течение последнего финансового года; - указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально); - указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться с условия- ми выпуска; - не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности; - не допускать сравнения между рекламируемыми и другими юридичес- кими лицами, их услугами (товарами), если данное сравнение невозможно подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского ба- ланса, заверенного аудиторами; - не обещать проведение работ, оказание услуг, предоставление то- варов, если таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы; - указывать акционерным обществам в рекламе только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обык- новенным акциям. 2.4. Для рассмотрения дел по фактам нарушения требований к рек- ламной деятельности ГКАП России, его территориальные управления обра- зуют соответствующие комиссии. Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности, связанные с недобросовестной конкуренцией на товарных рынках, рассмат- риваются в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения дел о нару- шениях антимонопольного законодательства. 2.5. Представления или заявления лиц, указанных в пункте 2.1 нас- тоящего Положения, с приложением информации, свидетельствующей о нару- шениях требований к рекламной деятельности, рассматриваются заместите- лем Председателя ГКАП России (начальником территориального управления) в течение 10 рабочих дней с момента их поступления. В случае когда представленные документы содержат признаки наруше- ний требований к рекламной деятельности, Председатель комиссии выносит постановление о возбуждении производства по делу о нарушениях требова- ний к рекламной деятельности, которым, в частности, утверждает персо- нальный состав комиссии (Приложение N 1). В случае недостаточности данных, свидетельствующих о нарушениях требований к рекламной деятельности, Председателем комиссии может быть затребована дополнительная информация. 2.6. Возбудив производство по делу, Председатель комиссии в деся- тидневный срок обеспечивает подготовку материалов к рассмотрению. При подготовке дела к рассмотрению Председатель комиссии или по его пору- чению члены комиссии: проводят собеседование с заявителем, а также с рекламодателем, в отношении которого возбуждено дело о нарушении тре- бований к рекламной деятельности, об обстоятельствах дела и затребуют необходимые письменные и вещественные доказательства; затребуют пись- менное объяснение рекламодателя; разрешают вопрос о необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела иных заинтересованных лиц и экспертов; совершают иные действия, обеспечивающие полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела по существу. 2.7. Дела о нарушениях требований к рекламной деятельности расс- матриваются в месячный срок с момента получения всех запрошенных мате- риалов. О времени и месте рассмотрения дела извещаются рекламодатели и заявители (далее - стороны), эксперты и другие заинтересованные лица не позднее чем за три дня до рассмотрения. 2.8. Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется Председате- лем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полные, объективные и всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и ин- тересов сторон, устранение и предупреждение нарушений требований к рекламной деятельности. На заседании заслушиваются стороны, представители сторон, предс- тавители предприятий и организаций, привлеченных к рассмотрению дела, специалисты ГКАП России (территориального управления), эксперты. Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять до- казательства, задавать вопросы друг другу и комиссии, высказывать свои соображения по всем возникающим вопросам. Ход заседания фиксируется в протоколе, который подписывается Председателем и членами комиссии. 2.9. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока) в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства, прив- лечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых, по мнению комиссии, обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании. 2.10. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях: на- хождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном управле- нии, суде, арбитражном суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; получе- ния заключения специалиста органа государственного управления; назна- чения экспертизы. Об отложении дела и о приостановлении рассмотрения дела комиссия извещает всех лиц, привлеченных к участию в деле. 2.11. При наличии нарушений, перечисленных в п.2.3. настоящего Положения, комиссия выносит решение по факту недобросовестной рекламы в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 2). Решение выносится членами комиссии в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов. При отсутствии оснований для вынесения решения о нарушении требо- ваний к рекламной деятельности соответствующий вывод комиссии фиксиру- ется в протоколе. Выводы комиссии доводятся до сведения сторон и лиц, привлеченных к участию в деле, немедленно по вынесении. 2.12. Решение комиссии направляется заинтересованным лицам, в том числе рекламодателю и органу, осуществившему лицензирование, в трехд- невный срок со дня вынесения решения. В таком же порядке копия решения направляется в территориальное управление в случае, если дело рассматривалось комиссией ГКАП России, для осуществления контроля за его исполнением. Решение комиссии подлежит обязательному рассмотрению рекламодате- лем и органом, осуществившим лицензирование, в недельный срок с момен- та их уведомления. Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и немедленно информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. 2.13. В случае, если рекламодатель не снял рекламу с распростра- нения или орган, осуществивший лицензирование рекламодателя, не расс- мотрел вопрос о недобросовестной рекламе, Председатель ГКАП России (заместитель Председателя) или начальник территориального управления ГКАП России принимает решение о приостановлении действия выданной рек- ламодателю лицензии (Приложение N 3). Решение в трехдневный срок направляется для исполнения рекламода- телю и органу, осуществившему его лицензирование. Действие лицензии восстанавливается по решению ГКАП России (тер- риториального управления) после снятия рекламы с распространения. III. Порядок направления представлений 1 0и обжалования решений ГКАП России и его территориальных управлений 3.1. В случае неоднократного (более 3 раз в течение 1 года) нару- шения Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183 Председатель ГКАП России (его заместитель) или начальник территориального управления направляют соответственно Центробанку России, Минфину России, Госкоми- муществу России, Росстрахнадзору или их территориальным органам предс- тавление о досрочном аннулировании лицензии (Приложение N 4). 3.2. Решения ГКАП России и его территориальных управлений по фак- там нарушения требований к рекламной деятельности могут быть обжалова- ны в установленном порядке в арбитражный суд. Приложение 1 Постановление о возбуждении производства по делу по признакам нарушения требований к рекламной деятельности от "__"__199 г.___ (место рассмотрения) Председатель Комиссии ГКАП России (... территориального управления) по рассмотрению дел о нарушениях требований к рекламной деятельности, рассмотрев материалы, представленные___ (указание наименования органа, представившего материалы) признал их достаточными для возбуждения производства по делу и на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" постановил: 1. Возбудить производство по делу о нарушении п.__ Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"__ (наименование рекламодателя, в отношении которого возбуждено произ- водство по делу). 2. Рекламодателю, в отношении которого возбуждено производство по делу __ (наименование) - обеспечить явку представителя (с доверенностью на участие в рассмот- рении дела); - представить в срок до____ следующие документы и материалы___ (пере- чень документов и материалов) 3. Назначить рассмотрение дела___ (дата, время, адрес) 4. В состав Комиссии включить:_____ Председатель Комиссии (подпись) Приложение 2 Решение "___"__199 г._____ (место рассмотрения) Комиссия ГКАП России (...территориального управления) в соста- ве___ рассмотрела материалы производства по делу от " " 199 г. _N_ о нарушении п. ___Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", возбужденного по представлению ___ (наименование органа в отношении___ (наименование рекламодателя) в присутствии___ (ФИО представителей) при участии____ (иные лица, привлеченные к участию в деле) Комиссия установила:____ (объяснения рекламодателя, других лиц, заключения экспертов и т.д.) Руководствуясь ____(норма законодательства) и в соответствии с пунктом____ Положения о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе, утвержденным приказом ГКАП России от 14 июля 1994 г. N 83 Комиссия Решила: 1. Обязать рекламодателя____ (наименование рекламодателя) снять рекламу с распространения____ (указать средства распространения) и в трехдневный срок информировать ГКАП России (территориальное управ- ление ГКАП России) о снятии рекламы. 2. Органу, осуществившему лицензирование, ____ (указать наименование) в недельный срок рассмотреть вопрос о недобро- совестной рекламе, данной ___ (наименование рекламодателя) и информировать ГКАП России (территориальное управление ГКАП России) о взятии этого вопроса под контроль. В случае неисполнения данного решения рекламодателем в трехдневный срок и (или) органом, осуществляющим лицензирование, в недельный срок ГКАП России (территориальное управление) приостанавливает действие ли- цензии. Подписи: Председатель Комиссии:___ Члены Комиссии:___ Приложение 3 На бланке Решение о приостановлении действия лицензии на занятие ___ (вид деятельности) от "___" ____199 г. ___ (место вынесения) ГКАП России (... территориальное управление), руководствуясь пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недоб- росовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183, и в связи с неисполне- нием решения Комиссии ГКАП России (... территориального управления) от "__" ___199 г. N___ (место рассмотрения) по факту нарушения вышеназванного Указа Президента Российской Федера- ции ___ (наименование рекламодателя или органа, осуществляющего лицензирова- ние) приостанавливает действие лицензии N___ от "___"____ 199 г., выданной____ (наименование органа, выдавшего лицензию) (Подпись Председателя Комиссии) Приложение 4. На бланке Представление о досрочном аннулировании лицензии на занятие ___ (вид деятельности) от "___"_____199 г. ___ (место выдачи) ГКАП России (.... территориальное управление), руководствуясь п. 9 Указа Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недоб- росовестной рекламы" от 10 июня 1994 г. N 1183___ (наименование рекламодателя или органа, осуществляющего лицензирова- ние) предлагает___ (указать соответствующий орган) досрочно аннулировать лицензию N ___от "___ " ____199 г., выданную ___ (наименование органа, выдавшего лицензию) (Подпись Председателя Комиссии) |