ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 27 марта 2000 г. N 24-52-68/13 (Д) В целях совершенствования аттестации образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации Минобразование России направляет для использования в работе Рекомендации органам управления образованием субъектов Российской Федерации по организации и оценке региональных систем аттестации образовательных учреждений. Заместитель Министра В.Д.ШАДРИКОВ 27 марта 2000 г. N 24-52-68/13 РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. Общая информация В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" для проведения аттестации образовательных учреждений должна быть создана независимая от органов управления образованием государственная система аттестационно - диагностических центров (государственная аттестационная служба, далее - ГАС). Создание ГАС находится в ведении Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием (п. 8 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Вместе с тем ввиду ряда объективных факторов, к которым, в частности, относятся сложная финансово - экономическая ситуация в стране, несовершенство существующей нормативной правовой базы, решение вопроса о создании ГАС на федеральном уровне отложено. Однако с учетом необходимости государственного контроля за качеством образования и наличия общественной потребности в осуществлении объективной оценки образовательной деятельности государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений на единой основе было признано необходимым приступить к аттестации образовательных учреждений исходя из имеющихся условий. В этих целях в 1996 г. было подготовлено Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утверждено Приказом Минобразования России от 25.01.96 N 27, зарегистрировано Минюстом России 04.03.96, N 1046), в соответствии с которым до создания ГАС функции организации и проведения аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (основные и дополнительные) и программы начального профессионального образования, возлагались на государственные органы управления образованием. За прошедшее время в субъектах РФ накоплен интересный опыт по отработке различных подходов к организации региональных систем аттестации и проведения аттестационных процедур, созданы различные модели органов, выполняющих функции аттестации. Наиболее распространенной практикой является создание структурного подразделения государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями по аттестации образовательных учреждений. При этом, как правило, часть функций по аттестации либо аттестация отдельных типов и видов образовательных учреждений делегируются на муниципальный уровень. Вместе с тем в ряде регионов были созданы самостоятельные аттестационно - диагностические центры при органах управления образованием либо при администрациях субъектов Федерации. Опыт функционирования указанных центров, являясь в целом положительным, показал наличие проблем, связанных с определением их статуса и взаимоотношений с органами управлениями образованием. В целях урегулирования этой ситуации в новом Положении о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (утверждено Приказом Минобразования России от 22.05.98 N 1327, зарегистрированного Минюстом России 14.08.98, N 1589) независимые аттестационные службы наряду с органами управления образованием включены в перечень субъектов, полномочных осуществлять аттестацию образовательных учреждений соответствующих типов. Общей проблемой органов, осуществляющих аттестацию в регионах, является недостаточная материально - техническая оснащенность, нехватка квалифицированного персонала и экспертов, аттестационных технологий, обеспечивающих возможность проведения "массовой" аттестации. Это отрицательным образом сказывается на работе этих органов, на отношении общественности к методам и результатам проводимых аттестаций. Участники проведенной Минобразованием России в 1997 - 1999 годах серии межрегиональных семинаров - совещаний неоднократно отмечали необходимость выработки на федеральном уровне единых требований в отношении создаваемых в регионах систем аттестации и органов, осуществляющих аттестацию образовательных учреждений. В этих целях Минобразованием России в качестве ориентиров для государственных органов управления образованием субъектов РФ были разработаны параметры региональных систем аттестации, соответствие которым является условием их полноценного, стабильного и эффективного функционирования. 2. Основные параметры региональных систем аттестации Региональные системы аттестации могут быть оценены исходя из четырех групп параметров. Это организационные условия, нормативно - правовая база, научно - методическое обеспечение, информационное обеспечение. 2.1. Организационные условия 2.1.1. Организация аттестационной службы: - наличие специализированного органа (структурного подразделения органа управления образованием, самостоятельной службы и т.п.); - наличие у специализированного органа (далее - службы) полномочий, обеспечивающих выполнение функций организации и проведения аттестации, подготовки рекомендаций на основе анализа результатов аттестации, рассмотрения рекламаций на качество образования, организации научно - методического, информационного и информационно - технического обеспечения, консультирования и др.; - наличие штатного персонала службы, достаточного для выполнения поставленных задач и вышеуказанных функций, а также необходимого числа подготовленных экспертов; - наличие комплекса материально - технического обеспечения деятельности службы (помещения, оргтехника, транспорт и др.); - наличие схемы финансирования (источники, нормы, целевое назначение, формы отчетности). 2.1.2. Организация вспомогательных служб: - создание подсистемы обучения работников аттестационной службы и экспертов; - определение специализированной организации (уполномоченной либо на основании договоров), оказывающей услуги по проведению научных исследований и разработке необходимых методических материалов; - выделение органами местного самоуправления специалистов, обеспечивающих проведение аттестации муниципальных образовательных учреждений (в случае делегирования соответствующих полномочий на муниципальный уровень). 2.2. Нормативная правовая база 2.2.1. Наличие пакета документов: - документы, регламентирующие организацию аттестации в регионе, статус, функции аттестационной службы и порядок ее взаимоотношений с органами управления образованием, процедуру проведения аттестационных обследований, порядок утверждения применяемых педагогических измерительных материалов; - акт о делегировании полномочий по аттестации органам местного самоуправления (в случае делегирования); - план - график проведения аттестации; - комплект утвержденных типовых форм документов, используемых при аттестации. 2.2.2. Соответствие регионального пакета документов федеральным нормативным правовым актам. 2.3. Научно - методическое обеспечение: - наличие аттестационных технологий и педагогических измерительных материалов, рекомендованных к применению органом управления образованием; - наличие методических рекомендаций и пособий по проведению аттестации образовательных учреждений различных типов и видов, предназначенных для различных участников процедуры аттестации (аттестационных комиссий, руководителей образовательных учреждений, учителей, экспертов и др.); - наличие технологического (программного) обеспечения для формирования баз данных, накопления, обработки и использования полученной в ходе аттестации информации. 2.4. Информационное обеспечение: - наличие системы информационного обеспечения аттестации и аккредитации (информационные бюллетени, инструктивно - методические письма, имеющие определенную периодичность издания); - наличие взаимодействия с региональной прессой; - наличие баз данных, открытых для доступа и получения информации (на магнитных и бумажных носителях); - наличие схемы получения информации о рекламациях на качество образования в отдельных образовательных учреждениях, об эффективности действующей службы. |