ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ. Резолюция. Комитет Министров Совета Европы. 09.04.65 (65) 11

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ

                              РЕЗОЛЮЦИЯ

                   КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

                           9 апреля 1965 г.
                              N (65) 11
                                                                       
                              (РЮ 02-10)


     Заключение под стражу
     Резолюция (65) 11 Комитета Министров Совета Европы
     (принята представителями Министров 9 апреля 1965 г.)

     Стремясь способствовать применению  и  расширять  применение  тех
принципов  относительно  заключения  под стражу,  которые уже признаны
Конвенцией о защите прав человека и  основных  свобод,  подписанной  в
Риме 4 ноября 1950 г.;
     Принимая о  внимание  пункт  3  (а)   Рекомендации   195   (1959)
Консультативной Ассамблеи по уголовной реформе,
     1. Рекомендует    Правительствам    обеспечивать     соответствие
заключения под стражу следующим принципам:
     a) Заключение под  стражу  никогда  не  должно  быть  видом  меры
пресечения,  применяемым  в  обязательном  порядке  абсолютно ко всем.
Судебный орган  должен  принимать  свое  решение  с  учетом  фактов  и
обстоятельств дела.
     b) Заключение   под    стражу    должно    рассматриваться    как
исключительная мера.
     c) Заключение под  стражу  должно  применяться  или  продолжаться
только  в  случае строгой необходимости.  Ни при каких обстоятельствах
оно не должно применяться для целей наказания.
     d) Любое решение о заключении под стражу должно формулировать как
можно точнее содержание обвинения и основания в пользу содержания  под
стражей. Оно должно быть сразу доведено до сведения лица, заключенного
под стражу.
     e) Должны    быть    предусмотрены   эффективные   гарантии   для
предупреждения содержания под стражей за  пределами  того,  когда  это
строго необходимо.
     Должны быть  приняты  во  внимание  следующие  правовые  средства
защиты:
     - ограничение  срока заключения под стажу,  установленное законом
или судебным органом;
     - пересмотр ex officio на периодической основе;
     - право на обжалование в судебный орган;
     - право на помощь адвоката.
     f) Лицо,  заключенное под стражу,  должно быть проинформировано о
своих правах и условиях их осуществления.
     g) В  некоторых  случаях  с большей пользой вместо заключения под
стражу могут быть применены иные меры, такие как:
     - наблюдение на дому;
     - запрет  на  оставление  конкретного  места   или   района   без
разрешения судьи;
     - приказ периодически являться в определенные органы;
     - изъятие паспорта или других документов, удостоверяющих личность;
     - предоставление обеспечения;
     - направление молодых преступников в специальные учреждения.
     2. Предлагает  государствам-участникам каждые три года направлять
доклады Генеральному секретарю Совета Европы,  предоставляя информацию
о шагах, предпринятых для осуществления этих рекомендаций.

     О заключении под стражу до суда
     Рекомендация R (80) 11 Комитета Министров государствам  -  членам
Совета Европы
     (принята представителями Министров 27 июня 1980 г.)

     Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава
Совета Европы,
     Принимая во внимание Резолюцию (65) 11 о заключении под стражу  и
обращаясь  к  Резолюции  (73)  5  о  минимальных  стандартных правилах
обращения с заключенными;
     Считая желательным  адаптацию  рекомендаций,  содержащихся в этих
резолюциях,  к современным разработкам в области уголовной политики  и
уголовного судопроизводства;
     Считая, что исходя из гуманистических  и  социальных  соображений
желательно  сокращать  применение  заключения  по  стражу  до  суда до
минимума, согласующегося с интересами правосудия;
     Считая желательным   создание   на   уровне   государств   Европы
определенных стандартов, применяемых к лицам, ожидающим суда;
     Признавая важность   предоставления   средств,   необходимых  для
обеспечения того, что каждый обвиняемый в преступлении предстает перед
судом в так скоро, как это возможно;
     Принимая во  внимание   соответствующие   положения   европейской
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме
4 ноября 1950 г., и прецедентного права Европейской Комиссии по правам
человека и Европейского Суда по правам человека, относящегося к ней;
     Принимая во внимание  Резолюцию  N  1,  принятую  на  конференции
министров юстиции европейских государств в г. Вене в мае 1974 г.,
     Рекомендует правительствам  государств  -  членов  Совета  Европы
гарантировать,   что   их  право  и  правоприменительная  практика  по
вопросам,  касающимся заключения под стражу до суда,  основывается  на
следующих принципах.

                          I. Общие принципы

     1. Считаясь невиновным до тех пор,  пока не доказана его вина, ни
одно лицо,  обвиняемое в совершении преступления,  не следует помещать
под  стражу  до  суда,  если  только обстоятельства дела не делают это
строго необходимым.  Поэтому заключение  под  стражу  до  суда  должно
рассматриваться  в  качестве  исключительной  меры,  и  она никогда не
должна быть обязательной и использоваться для целей наказания.

      II. Принципы, применяемые к решениям о заключении до суда

     2. Лицо,  обвиняемое в преступлении и  лишенное  свободы,  должно
предстать непосредственно перед судьей или иным лицом,  уполномоченным
законом осуществлять судебные полномочия (здесь и  далее  -  "судебный
орган").
     Когда лицо,  о  котором  идет  речь,  предстает  перед   судебным
органом,  решение  о  заключении  под  стражу  должно  приниматься без
промедления.
     3. Распоряжение  о  заключении  под  стражу  до  суда  может быть
сделано только в случае наличия обоснованного подозрения,  что лицо, о
котором идет речь,  совершило предполагаемое преступление, и если есть
серьезные основания полагать,  что  имеет  место  одно  или  более  из
следующих оснований:
     - опасность того, что данное лицо скроется;
     - опасность   того,   что   данное   лицо   будет  препятствовать
осуществлению правосудия;
     - опасность совершения данным лицом тяжкого преступления.
     4. Даже если  наличие  вышеупомянутых  оснований  не  может  быть
установлено,  заключение  под  стражу  до суда тем не менее может быть
оправданно в исключительных случаях,  когда речь идет об особо  тяжких
преступлениях.
     5. При рассмотрении вопроса о необходимости заключения под стражу
судебный орган должен принимать во внимание обстоятельства конкретного
дела и,  в частности, такие из следующих факторов, которые могут иметь
отношение к делу:
     - характер и тяжесть предполагаемого преступления;
     - обоснованность  доказательств  того,  что  именно  данное  лицо
совершило преступление;
     - наказание,  которое,  возможно,  будет  назначено  в результате
осуждения;
     - характер,  прошлое и личные и социальные обстоятельства лица и,
в частности, его связи с обществом;
     - поведение  лица,  особенно  то,  как он исполнил обязательства,
которые могли быть установлены в отношении  него  в  ходе  предыдущего
уголовного разбирательства.
     6. Следует уделять внимание развитию служб,  предназначенных  для
улучшения  информационного  обеспечения  судебного  органа  о личных и
социальных обстоятельствах лица, о котором идет речь.
     7. Не  следует  выдавать  распоряжение о заключении под стражу до
суда,  если лишение свободы будет являться  мерой,  непропорциональной
характеру  предполагаемого  преступления  и наказанию,  которое влечет
совершение такого преступления.
    8. Если  было  сделано  распоряжение  о заключении под стражу,  то
документ, письменно фиксирующий данное решение, должен как можно более
точно закреплять сущность обвинения и основания для подобного решения.
Это решение сообщается  непосредственно  лицу,  в  отношении  которого
вынесено   решение,  и  ему  следует  предоставлять  копию  указанного
документа.
     9. Всякий раз,  когда в соответствии с вышеупомянутыми принципами
может быть сделано распоряжение  о  заключении  под  стражу  до  суда,
судебный  орган  должен  ответить  на  вопрос  -  возможно ли избежать
применения подобной меры пресечения путем установления  альтернативных
мер, например тех, что упомянуты в принципе 15.
     10. Заинтересованному  лицу  должно  быть   предоставлено   право
юридически присутствовать перед судебным органом в любом случае, когда
поднимается или вероятно будет подниматься вопрос о заключении его под
стражу до суда.
     Если выдано распоряжение о заключении под стражу до суда, то лицу
как  можно быстрее должна быть предоставлена юридическая помощь,  если
его собственных средств для этого недостаточно.
     11. Каждый, в отношении кого выдано распоряжение о заключении под
стражу до суда,  должен иметь право обжаловать это решение и требовать
освобождения.
     12. Лицо, в отношении которого вынесено распоряжение о заключении
под  стражу  до суда,  должно быть проинформировано о своих правах,  в
частности  о  праве  на  юридическое   представительство,   праве   на
юридическую помощь, праве обжалования и праве требовать освобождения.
     13. Заключение под стражу до суда не должно  продолжаться  долее,
чем того требуют цели,  закрепленные в принципе 3; оно также не должно
продолжаться, если период времени, проведенный под стражей до суда, не
соответствовал  бы  возможному  наказанию,  которое бы отбывало лицо в
случае своего осуждения.
     14. Заключение  под  стражу  до  суда  должно  пересматриваться в
течение разумно  коротких  интервалов  времени,  которые  должны  быть
установлены законом или судебным органом.  При таком пересмотре должны
приниматься во  внимание  все  изменения  в  обстоятельствах,  которые
произошли с того момента, как лицо было взято под стражу.

          III. Принципы, применяемые к альтернативным мерам

     15. При  изучении возможности избежания применения заключения под
стражу  до  суда  судебный  орган  должен  рассмотреть  все  возможные
альтернативные меры, которые могут предусматривать следующее:
     - обещание соответствующего лица явиться в судебный орган  как  и
когда это требуется и не препятствовать осуществлению правосудия;
     - требование проживания по конкретному адресу (например,  дома, в
приюте   под   поручительством,   специализированном   заведении   для
несовершеннолетних преступников и т.д.) на  условиях,  устанавливаемых
судебным органом;
     - запрет оставления или появления в определенном месте или районе
без разрешения;
     - распоряжение о периодическом отчете перед  некоторыми  органами
(например, судом, полицией и т.д.);
     - изъятие паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
     - предоставление    залога    или    других    форм   обеспечения
соответствующим лицом с учетом его средств;
     - предоставление поручительства;
     - надзор или помощь организации, назначаемой судебным органом.
     О таких  мерах направляется письменное уведомление,  и они должны
быть   четко   разъяснены   соответствующему   лицу,   которое   также
предупреждают  о  том,  что  в  случае нарушения данных условий к нему
может быть применено заключение под стражу.
     Лицо, в  отношении  которого  установлена  какая  бы  то  ни было
альтернативная мера,  должно,  в той степени как этого требуют условия
этой  меры,  обладать  теми  же  преимуществами от гарантий,  которыми
согласно настоящей Рекомендации обладает лицо,  взятое под  стражу  до
суда.

              IV. Принципы, применяемые к расследованию
                     и судебному разбирательству

     16. Расследование по обвинениям  против  лица,  находящегося  под
стражей до суда,  и процессуальные действия,  предшествующие судебному
разбирательству,  должны всегда  проводиться  как  можно  быстрее  для
максимального сокращения срока нахождения под стражей.  Для достижения
этой цели должны предприниматься все возможные усилия.
     При проведении  расследования  и  предании  соответствующего лица
суду задействованные в нем власти должны отдавать приоритет тем делам,
по которым соответствующие лица находятся под стражей.
     17. Период времени,  проведенный под стражей до суда, должен быть
вычтен из продолжительности срока приговора.
     18. Следует уделять внимание созданию и развитию схем компенсации
лицам,  которые  провели время под стражей до суда,  и впоследствии не
были осуждены.