16.12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии референдума. 16.13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашений органов государственной власти Чеченской Республики, Избирательной комиссии Чеченской Республики аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными законами. 17. Организация деятельности комиссий референдума 17.1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально. 17.2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии. 17.3. Председатели территориальных избирательных комиссий и участковых комиссий референдума назначаются на должность из числа членов указанных комиссий референдума с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями референдума. 17.4. Заместитель председателя и секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 17.5. Заседания комиссии референдума созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 17.6. Заседание комиссии референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 17.7. Комиссия референдума по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии референдума обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией референдума на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 17.8. Решения комиссии референдума об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии референдума, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения референдума, об итогах голосования или результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, об отмене решения нижестоящей комиссии референдума в порядке, установленном настоящим Положением, принимаются на заседании соответствующей комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии референдума, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). 17.9. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 17.10. При принятии комиссией референдума решения в случае равного числа голосов членов комиссии референдума с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии референдума (председательствующего на заседании) является решающим. 17.11. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем комиссии референдума (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 17.12. Члены комиссии референдума, несогласные с решением, принятым комиссией референдума, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии референдума до сведения вышестоящей комиссии референдума не позднее чем в 3-дневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. 18. Содействие деятельности комиссий референдума 18.1. Государственные органы, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, воинские части обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных настоящим Положением, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. 18.2. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. 18.3. В период кампании референдума региональные государственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, безвозмездно предоставляют Избирательной комиссии Чеченской Республики не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для разъяснения норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения, информирования участников референдума о сроках и порядке осуществления необходимых действий по участию в референдуме, ходе кампании референдума, для ответов на вопросы участников референдума. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период кампании референдума безвозмездно предоставляют Избирательной комиссии Чеченской Республики не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади для разъяснения норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Положения, информирования участников референдума о сроках и порядке осуществления необходимых действий по участию в референдуме, об инициативной группе по проведению референдума, о ходе кампании референдума, для ответов на вопросы участников референдума. При этом расходы указанных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий производятся в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 18.4. Государственные органы, главы администраций районов и населенных пунктов Чеченской Республики, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее именуются - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - незамедлительно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума бесплатно. 19. Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума 19.1. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Положении следует понимать деятельность, указанную в пункте 5 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 19.2. Для осуществления деятельности, имеющей целью побудить или побуждающей участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенные на референдум проект Конституции Чеченской Республики, проекты Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", после регистрации инициативной группы по проведению референдума могут быть созданы и зарегистрированы в Избирательной комиссии Чеченской Республики иные группы участников референдума. В качестве иных групп участников референдума могут действовать руководящие органы общественных объединений, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном федеральным законом, на уровне Чеченской Республики или на более высоком уровне не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума, руководящие органы отделений указанных общественных объединений в Чеченской Республике, а также руководящие органы политических партий, отделений и иных структурных подразделений политических партий на территории Чеченской Республики. 19.3. Указанные в пункте 19.2 настоящего Положения органы могут обратиться в Избирательную комиссию Чеченской Республики с ходатайством о регистрации группы участников референдума не позднее чем за 45 дней до дня голосования на референдуме. В ходатайстве должна быть указана цель создания группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания общественного объединения, политической партии, на котором было принято решение об участии в референдуме в качестве группы участников референдума, а также устав (регламент) общественного объединения, политической партии, документы о регистрации общественного объединения, политической партии. Избирательная комиссия Чеченской Республики в течение пяти дней со дня поступления указанного ходатайства обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о регистрации или об отказе в регистрации группы участников референдума. Основанием для отказа в регистрации группы участников референдума может быть только несоответствие представленных документов требованиям федерального законодательства, настоящего Положения. 19.4. Нормы настоящего Положения, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено настоящим Положением. Глава V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА 20. Информационное обеспечение референдума 20.1. Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан Российской Федерации, гласности референдума. 20.2. Информирование участников референдума осуществляют органы исполнительной власти Чеченской Республики, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики, комиссии референдума, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 20.3. Информирование участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения референдума, о сроках и порядке совершения действий по участию в референдуме, о законодательстве о выборах и референдумах осуществляют комиссии референдума. 20.4. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным и достоверным. 20.5. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию участников референдума осуществляется свободно. 20.6. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. 20.7. В день голосования до момента окончания голосования на территории Чеченской Республики запрещается публикация (обнародование) данных о результатах референдума, в том числе размещение таких данных в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет"). 20.8. При опубликовании (обнародовании) результатов опроса общественного мнения, связанного с референдумом, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, в том числе их размещение в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет"). 21. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения референдума 21.1. Информационное обеспечение референдума осуществляется государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий. 21.2. В периодических печатных изданиях, учрежденных Администрацией Чеченской Республики исключительно для опубликования своих официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. 21.3. Перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и государственных и муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума, публикуется Избирательной комиссией Чеченской Республики по представлению соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики не позднее чем через семь дней после назначения дня голосования на референдуме. 22. Право на агитацию по вопросам референдума 22.1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию по вопросам референдума. Под агитацией по вопросам референдума понимается деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. 22.2. Агитация по вопросам референдума может проводиться: а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; б) посредством проведения массовых мероприятий (собрания и встречи с гражданами, митинги, демонстрации, шествия, публичные дебаты и дискуссии); в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) иными не запрещенными законом методами. Инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. 22.3. Расходы на проведение агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств фонда референдума. 22.4. Запрещается прямое или косвенное привлечение к агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования. 22.5. Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти Чеченской Республики, иным государственным органам, главам администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики; б) военнослужащим, лицам, замещающим должности в органах государственной власти, администрациях районов, населенных пунктов Чеченской Республики, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; д) комиссиям референдума, членам комиссий референдума с правом решающего голоса; е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности. 23. Агитационный период 23.1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. 23.2. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. 23.3. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий референдума в установленном федеральным законом порядке и на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах. 23.4. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения Избирательной комиссией Чеченской Республики дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования. 24. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях 24.1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Положением. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Положением, - бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). 24.2. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не менее чем за один год до начала кампании референдума, вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. 24.3. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время и печатную площадь только за плату. 24.4. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, должны быть едины для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума. 24.5. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума должны быть опубликованы и представлены в Избирательную комиссию Чеченской Республики организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за один день до дня публикации ими первого агитационного материала. 24.6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно - просветительских, детских, технических, научных и других), а также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума. Таким отказом считается непредставление в Избирательную комиссию Чеченской Республики уведомления, указанного в пункте 24.5 настоящего Положения, в установленные в этом пункте сроки. 24.7. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения агитации по вопросам референдума, по формам и в порядке, которые установлены Избирательной комиссией Чеченской Республики. Данные организации обязаны хранить указанные учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования. 24.8. Расходы государственных организаций телерадиовещания и редакций государственных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 24.9. Бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения агитации по вопросам референдума производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади. 25. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио 25.1. Бесплатное эфирное время на каналах государственных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений (их отделений в Чеченской Республике), указанных в пункте 19.2 настоящего Положения, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 25.2. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 25.1 настоящего Положения, для проведения агитации по вопросам референдума. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. 25.3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума, указанную в пункте 25.1 настоящего Положения, придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума. 25.4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, указанным в пункте 25.1 настоящего Положения, для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. 25.5. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума. 25.6. Муниципальные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 24.5 настоящего Положения, предоставляют инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума платное эфирное время для проведения агитации по вопросам референдума. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума муниципальной организацией телерадиовещания, определяется этой организацией телерадиовещания. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов по вопросам референдума каждой из групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума, определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой муниципальной организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Жеребьевка должна проводиться не позднее чем за 35 дней до дня голосования на референдуме. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 25.7. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 24.5 настоящего Положения, обязаны предоставлять эфирное время инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 24.5 настоящего Положения, не вправе предоставлять инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума эфирное время для проведения агитации по вопросам референдума. 25.8. Распределение эфирного времени, предоставляемого бесплатно и за плату на каналах государственных организаций телерадиовещания, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума осуществляется Избирательной комиссией Чеченской Республики на основании жеребьевки. Порядок и сроки проведения жеребьевки устанавливаются Избирательной комиссией Чеченской Республики. 26. Условия проведения агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях 26.1. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, распространяемых на территории Чеченской Республики и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатную площадь для агитационных материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет соответственно инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. 26.2. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем платной печатной площади, резервируемой редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с пунктом 26.1 настоящего Положения, но не должен превышать этот объем более чем в два раза. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления на количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума. 26.3. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, редакции выходящих реже одного раза в неделю государственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 24.5 настоящего Положения, предоставляют инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума платную печатную площадь. Размер и условия оплаты должны быть едиными для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем печатной площади, предоставляемой инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума редакциями указанных периодических печатных изданий, определяют сами редакции. Дата опубликования агитационных материалов по вопросам референдума каждой из групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума, определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакциями указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменной заявки на участие в жеребьевке, поданной инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. Жеребьевка должна проводиться не позднее чем за 35 дней до дня голосования на референдуме. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки. 26.4. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 24.5 настоящего Положения, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения агитации по вопросам референдума. 26.5. Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. 26.6. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания. 26.7. В течение трех дней после завершения регистрации групп участников референдума редакция периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц проводит жеребьевку в целях распределения бесплатной печатной площади между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, подавшими заявку на участие в жеребьевке, и установления дат бесплатных публикаций их агитационных материалов по вопросам референдума. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены Избирательной комиссии Чеченской Республики, а также лица, указанные в пункте 16.3 настоящего Положения. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки. 27. Условия проведения агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий 27.1. Государственные органы, главы администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики обязаны содействовать инициативной группе по проведению референдума в организации и проведении собраний, встреч с участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. 27.2. Заявления о выделении помещений для встреч с участниками референдума представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума рассматриваются главами администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются главами администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики не позднее чем в 7-дневный срок в соответствии с законодательством Российской Федерации. 27.3. По заявке инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем на установленное Избирательной комиссией Чеченской Республики либо по ее поручению территориальной избирательной комиссией время представителям инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума для встреч с участниками референдума. При этом комиссии референдума обязаны обеспечить равные условия для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума при проведении массовых мероприятий. 27.4. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям любой формы собственности, для проведения собраний, встреч с участниками референдума, митингов, публичных дебатов, дискуссий и других массовых мероприятий. 27.5. Агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с участниками референдума, находится в расположении воинской части. Такое здание, помещение выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу Избирательной комиссии Чеченской Республики. Встречи представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума с участниками референдума из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с Избирательной комиссией Чеченской Республики с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. 27.6. Обязанность обеспечения безопасности при проведении агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 28. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 28.1. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 28.2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии с пунктами 25.1 - 25.8 и 26.1 - 26.7 настоящего Положения, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. 28.3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума в Избирательную комиссию Чеченской Республики. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. 28.4. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. 28.5. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего фонда референдума и с нарушением требований, установленных пунктами 28.2 и 28.4 настоящего Положения. 28.6. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 28.3 настоящего Положения. 28.7. Глава администрации района, населенного пункта Чеченской Республики по предложению территориальной избирательной комиссии обязан не позднее чем за 20 дней до дня голосования выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий референдума и агитационных материалов инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится территориальными избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. 28.8. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 28.7 настоящего Положения) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. 28.9. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы в помещениях, на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий референдума, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. 29. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации по вопросам референдума 29.1. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с федеральными законами. 29.2. При проведении агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Выступления представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, иные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. 29.3. Инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, агитационную работу); вознаграждать участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, глав администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики. 29.4. Референдум и его результаты в период кампании референдума не могут быть объектом лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр. 29.5. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию по вопросам референдума. Членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг участникам референдума и организациям, расположенным на территории Чеченской Республики. 29.6. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с референдумом деятельности членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период кампании референдума осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается. 29.7. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник оплаты их услуг, а также незамедлительно информировать Избирательную комиссию Чеченской Республики о выявленных фактах и принятых мерах. 29.8. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения агитации по вопросам референдума, установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Положением, Избирательная комиссия Чеченской Республики вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА 30. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума 30.1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся комиссиями референдума за счет средств консолидированного бюджета Чеченской Республики, выделенных на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных Избирательной комиссии Чеченской Республики из федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы Избирательной комиссии Чеченской Республики, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. 30.2. Ассигнования на подготовку и проведение референдума предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете и (или) бюджете Чеченской Республики. Главным распорядителем средств на подготовку и проведение референдума является Избирательная комиссия Чеченской Республики, финансирование деятельности которой осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и (или) Администрацией Чеченской Республики в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о проведении референдума. 30.3. Председатели комиссий референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий референдума по финансовым вопросам, за возврат неизрасходованных средств и представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Положением. 30.4. Участковые комиссии референдума представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума. 30.5. Территориальные избирательные комиссии представляют финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в Избирательную комиссию Чеченской Республики не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума. 30.6. Избирательная комиссия Чеченской Республики представляет финансовый отчет о расходовании средств федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики, выделенных на подготовку и проведение референдума, Главе Администрации Чеченской Республики и (или) в Министерство финансов Российской Федерации не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов референдума и одновременно передает указанный отчет в средства массовой информации. 30.7. Денежные средства, выделенные комиссиям референдума из федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики на подготовку и проведение референдума и не израсходованные ими на указанные цели, возвращаются в федеральный бюджет и (или) бюджет Чеченской Республики. 30.8. Порядок и сроки открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики Избирательной комиссии Чеченской Республики, другим комиссиям референдума, устанавливаются Избирательной комиссией Чеченской Республики по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации на территории Чеченской Республики. Плата за услуги банка по открытию счетов комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. 30.9. Комиссии референдума, получающие денежные средства из федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. 31. Порядок создания и расходования фондов референдума 31.1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. Иные группы участников референдума в случае использования ими денежных средств для осуществления агитации за проведение референдума или против его проведения, участие в референдуме или против участия в нем, за проект Конституции Чеченской Республики или против него, за проект Закона Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" или против него, за проект Закона Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики" или против него, выносимых на референдум, обязаны создать фонды референдума. На указанные фонды распространяются правила, установленные настоящим Положением для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. 31.2. Инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума обязаны назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. 31.3. Право распоряжаться средствами фондов референдума принадлежит исключительно создавшим их инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума. 31.4. Фонд референдума может создаваться за счет следующих средств: собственных средств инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от установленного настоящим Положением предельного размера расходования средств фонда референдума; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольного пожертвования не может превышать 0,1 процента от установленного настоящим Положением предельного размера расходования средств фонда референдума для каждого гражданина и 1 процента от установленного настоящим Положением предельного размера расходования средств фонда референдума для каждого юридического лица. 31.5. Предельный размер расходования средств фонда референдума составляет 25 млн. рублей. 31.6. Запрещается вносить пожертвования в фонды референдума: а) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; б) иностранным гражданам; в) лицам без гражданства; г) международным организациям и международным общественным движениям; д) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год); е) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет; ж) органам государственной власти, главам администраций районов и населенных пунктов Чеченской Республики; з) государственным и муниципальным учреждениям и организациям; и) юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума; к) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах "д" и "и" настоящего пункта; л) воинским частям, военным организациям, правоохранительным органам; м) благотворительным организациям и религиозным объединениям и учрежденным ими организациям; н) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты - или если указаны недостоверные сведения); о) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на референдуме. 31.7. При внесении пожертвования гражданин Российской Федерации указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в подпунктах "д" и "и" пункта 31.6 настоящего Положения. 31.8. Пожертвования, указанные в пункте 31.6 настоящего Положения, пожертвования, внесенные с нарушением требований пункта 31.7 настоящего Положения, или часть пожертвования, превышающая установленный настоящим Положением размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход федерального бюджета. 31.9. Все денежные средства, образующие фонды референдума, перечисляются на специальный счет референдума, открытый с разрешения Избирательной комиссии Чеченской Республики уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в иных кредитных организациях, расположенных на территории Чеченской Республики. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств фондов референдума устанавливается Избирательной комиссией Чеченской Республики по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации на территории Чеченской Республики. 31.10. Средства фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. 31.11. Средства фондов референдума могут использоваться для: а) финансового обеспечения организационно - технических мер, направленных на сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, в том числе для оплаты труда лиц, привлекаемых для сбора подписей участников референдума; б) агитации по вопросам референдума, а также для оплаты работ (услуг) информационного и консультационного характера; в) оплаты других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также для покрытия иных расходов, непосредственно связанных с осуществлением инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума - своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. 31.12. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с кампанией референдума, заключаются лично уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума только через соответствующий фонд референдума. Запрещаются без письменного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином Российской Федерации работ, оказание им услуг по подготовке и проведению референдума без привлечения третьих лиц. 31.13. Кредитная организация - держатель специального счета референдума по требованию Избирательной комиссии Чеченской Республики, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете референдума инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Кредитная организация - держатель специального счета референдума по представлению Избирательной комиссии Чеченской Республики, а также по требованию инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума обязана в 3-дневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств фондов референдума. 31.14. Избирательная комиссия Чеченской Республики до дня голосования на референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им Избирательной комиссией Чеченской Республики для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Обязательному опубликованию подлежат сведения: а) о финансовой операции по расходованию средств фонда референдума, в случае если ее размер превышает 300 тыс. рублей; б) о юридических лицах, внесших в фонд референдума пожертвования в сумме, превышающей 150 тыс. рублей; в) о количестве граждан, внесших в фонд референдума пожертвования в сумме, превышающей 15 тыс. рублей; г) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата; д) об общей сумме средств, поступивших в фонд референдума, и общей сумме израсходованных средств. 31.15. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума обязаны представить в Избирательную комиссию Чеченской Республики два финансовых отчета о размерах своего фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда референдума. Первый финансовый отчет представляется не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи финансового отчета. Итоговый финансовый отчет представляется не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фондов референдума. Копии указанных отчетов передаются Избирательной комиссией Чеченской Республики в средства массовой информации не позднее чем через пять дней со дня поступления. 31.16. Все финансовые операции по специальному счету референдума инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума прекращаются в день голосования, кроме зачисления средств, перечисленных до дня голосования. Избирательная комиссия Чеченской Республики по ходатайству инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может продлить срок оплаты расходов со специального счета референдума, произведенных до дня голосования. 31.17. Неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете референдума после дня голосования, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума обязаны перечислить гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в фонд референдума, пропорционально вложенным средствам. По истечении 30 дней со дня голосования кредитная организация в бесспорном порядке по письменному указанию Избирательной комиссии Чеченской Республики обязана перечислить остатки неизрасходованных денежных средств на специальном счете референдума в доход федерального бюджета и (или) бюджета Чеченской Республики. 31.18. Избирательная комиссия Чеченской Республики осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств фондов референдума. Государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлению Избирательной комиссии Чеченской Республики обязаны в 5-дневный срок осуществить проверку достоверности сведений о юридических лицах - жертвователях и сообщить о результатах проверки Избирательной комиссии Чеченской Республики. 32. Контрольно - ревизионная служба 32.1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных Избирательной комиссии Чеченской Республики на подготовку и проведение референдума, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств фондов референдума, для проверки отчета инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума при Избирательной комиссии Чеченской Республики создается контрольно - ревизионная служба с привлечением специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации. В этих целях контрольно - ревизионная служба по поручению Избирательной комиссии Чеченской Республики: а) проверяет финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и комиссий референдума; б) обращается в государственные и иные органы, в организации любой формы собственности, а также к гражданам Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению контрольно - ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с обеспечением проведения референдума. Ответы на обращения контрольно - ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в 3-дневный срок, а за 5 - 1 день до дня голосования и в день голосования - немедленно; в) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании референдума; г) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок. 32.2. Государственные и иные органы и учреждения по запросу Избирательной комиссии Чеченской Республики не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении референдума обязаны направить специалистов в ее распоряжение на срок не менее пяти месяцев. В течение этого срока специалисты осуществляют свои обязанности с временным освобождением от основной работы, за ними сохраняются установленные должностные оклады и выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение референдума. Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ 33. Помещение для голосования 33.1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главами администраций районов, населенных пунктов Чеченской Республики. 33.2. В помещении для голосования должны быть специально оборудованные места или кабины для тайного голосования, снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 33.3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия референдума оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы, включающие в себя вопросы референдума, в том числе текст проекта Конституции Чеченской Республики, тексты проектов Законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики", выносимых на референдум, а также образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеней. Указанные материалы не должны содержать признаки агитации по вопросам референдума. 33.4. В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенные формы протоколов об итогах голосования вывешиваются до начала голосования и должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии референдума, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в них информации. 33.5. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. 33.6. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии референдума, наблюдателей. 34. Бюллетень для голосования на референдуме 34.1. Для проведения референдума изготавливаются бюллетени для голосования по проекту Конституции Чеченской Республики, бюллетени для голосования по проекту Закона Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и бюллетени для голосования по проекту Закона Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики". Указанные бюллетени для голосования на референдуме должны различаться по форме. 34.2. Бюллетени для голосования на референдуме являются документами строгой отчетности, изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением Избирательной комиссии Чеченской Республики. Нумерация бюллетеней для голосования на референдуме не допускается. Число изготовленных бюллетеней для голосования на референдуме не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных участников референдума. 34.3. Бюллетени для голосования на референдуме изготавливаются: а) с использованием специальной бумаги (бумаги с водяными знаками или цветной бумаги) или специальной краски; б) с нанесением на бланк бюллетеня типографским способом надписи микрошрифтом или защитной сетки. 34.4. Форма, текст и число бюллетеней для голосования на референдуме, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются Избирательной комиссией Чеченской Республики не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеней должен быть размещен только на одной его стороне. 34.5. В бюллетенях для голосования на референдуме воспроизводятся формулировки вынесенных на референдум вопросов и указываются варианты волеизъявления голосующего: "Да" или "Нет", под которыми помещаются пустые квадраты. 34.6. По решению Избирательной комиссии Чеченской Республики бюллетени для голосования на референдуме печатаются на русском и чеченском языках, а в случае необходимости - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания в Чеченской Республике. Если для участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене для голосования на референдуме. 34.7. Каждый бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. 34.8. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени для голосования на референдуме выбраковываются ее работниками под наблюдением членов Избирательной комиссии Чеченской Республики с |