СОТРУДНИКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ГРАЖДАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩАЯ В МОСКВЕ. ДОЛЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРИ ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ УКАЗАННОЙ СОТРУДНИЦЕ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД Р. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 18.07.02 28-11/33280

    СОТРУДНИКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
 ГРАЖДАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩАЯ В МОСКВЕ. ДОЛЖНО
ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ПРИ ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ УКАЗАННОЙ СОТРУДНИЦЕ
 ПЕРЕЧИСЛЯТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                           18 июля 2002 г.
                            N 28-11/33280

                                 (Д)


     Статьей 1   Федерального   закона  от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  (далее  -
Закон)   определено,  что  застрахованные  лица  -  лица,  на  которых
распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии  с
Законом.   Застрахованными   лицами   являются   граждане   Российской
Федерации,  а также проживающие  на  территории  Российской  Федерации
иностранные  граждане и лица без гражданства,  работающие по трудовому
договору или по договору гражданско - правового  характера,  предметом
которого  являются  выполнение  работ  и  оказание  услуг,  а также по
авторскому и лицензионному договорам.
     В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми
взносами и базой для  начисления  страховых  взносов  являются  объект
налогообложения   и  налоговая  база  по  единому  социальному  налогу
(взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     Согласно ст.  62  Конституции  Российской  Федерации  иностранные
граждане  и  лица  без  гражданства  пользуются в Российской Федерации
правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме  случаев,  установленных  федеральным  законом или международным
договором Российской Федерации.
     При наличии международного договора между Российской Федерацией и
иностранным    государством    следует    руководствоваться    нормами
международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и
медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.
     При отсутствии    международного    договора   между   Российской
Федерацией и иностранным государством применение указанных  выше  норм
регулируется законодательством Российской Федерации.
     Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О  трудовых
пенсиях  в  Российской  Федерации"  и  ст.  3  Федерального  закона от
15.12.2001  N  166-ФЗ  "О  государственном  пенсионном  обеспечении  в
Российской  Федерации" предусмотрено,  что иностранные граждане и лица
без гражданства,  постоянно проживающие в Российской Федерации,  имеют
право  на  получение базовой и трудовой частей пенсии,  за исключением
случаев, установленных федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.
     Таким образом,  определяющим  обстоятельством  для   установления
права   иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  на  пенсионное
обеспечение по законодательству Российской Федерации  является  статус
постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
     В соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  право
граждан на получение базовой, а также страховой и накопительной частей
пенсии неразрывно  связано  с  обязанностью  работодателя  производить
уплату  ЕСН  в  федеральный  бюджет и страховые взносы на обязательное
пенсионное   страхование   (далее   -    страховые    взносы).    Лица
(работодатели),   осуществляющие   свою   деятельность  на  территории
Российской Федерации,  независимо от форм собственности и финансово  -
хозяйственной  деятельности должны уплачивать ЕСН в федеральный бюджет
и страховые взносы только за тех иностранных  граждан,  которые  имеют
статус постоянно проживающих в Российской Федерации.
     С целью выяснения факта  возникновения  для  лица  (работодателя)
обязанности   производить   уплату  налога  в  федеральный  бюджет  за
иностранного  гражданина,  привлеченного  им  для  выполнения   работ,
необходимо   установить,   имеет   ли   гражданин   статус   постоянно
проживающего в Российской Федерации.
     Таким образом,  ЕСН в части,  зачисляемой в федеральный бюджет, и
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации начисляются на
выплаты и вознаграждения,  выплачиваемые иностранным гражданам и лицам
без  гражданства,  постоянно  проживающим  в  Российской  Федерации  и
работающим как по трудовым договорам,  так и по договорам гражданско -
правового  характера,  предметом  которых  является  выполнение  работ
(оказание услуг),  авторским договорам, а на выплаты и вознаграждения,
начисленные в пользу  иностранных  граждан,  временно  пребывающих  на
территории  Российской  Федерации,  страховые  взносы  и  ЕСН в части,
зачисляемой в Федеральный бюджет, не начисляются.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин