ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999-2001 ГОДЫ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 07.02.02 30-51-78/16

          ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
            В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999-2001 ГОДЫ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          7 февраля 2002 г.
                            N 30-51-78/16

                                (НЦПИ)


     В дополнение  к приказу Минобразования России от 25.01.2002 N 193
"О реализации решения коллегии  Минобразования  России  от  25.12.2001
N 19/2"  направляем  справку  "Об итогах реализации Программы развития
воспитания  в  системе  образования  России  на  1999-2001  годы"  для
использования в работе.

Начальник Управления
                                                         В.А. Березина
7 февраля 2002 г.
N 30-51-78/16


                                                            Приложение

                               СПРАВКА
               об итогах реализации программы развития
      воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы

     Развитие воспитания в системе образования России в последние годы
по праву  стало  одним  из  приоритетных  направлений  в  деятельности
Минобразования   России,  органов  управления  образованием  субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений всех типов и видов.
     Это стало   возможным,   прежде   всего   потому,  что  произошли
существенные позитивные изменения в обществе и  государстве  в  целом.
Впервые  за  многие  десятилетия  в  основополагающем  государственном
документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации -
определены  цели  воспитания и обучения как единого процесса,  пути их
достижения посредством государственной политики в области  образования
на   предстоящие   четверть  века.  Социальный  заказ  государства  на
воспитание человека,  формирование новых жизненных установок  личности
нашел  отражение  в других важнейших документах - материалах Госсовета
Российской Федерации по вопросу модернизации образования на период  до
2010 года.
     Одним из  основных  механизмов  реализации  целей  и  задач  этих
документов  стала  Программа развития воспитания в системе образования
России на 1999-2001 годы,  утвержденная приказом Минобразования России
от  18.10.99  (далее - Программа).  Координация деятельности различных
уровней образования от  дошкольного  до  высшего  профессионального  в
едином  образовательном  пространстве,  обеспечение  преемственности в
процессах  воспитания  и  контроль  за  выполнением   Программы   были
возложены на Управление воспитания и дополнительного образования детей
и молодежи и Научно-методический  совет  по  вопросам  воспитания  при
Минобразования  России.  Кроме  того,  в  2000  году  был создан Центр
исследования проблем воспитания,  формирования здорового образа жизни,
профилактики  наркомании,  социально-педагогической  поддержки детей и
молодежи Минобразования России.  Особое  внимание  в  ходе  реализации
Программы было уделено гражданскому,  патриотическому воспитанию детей
и  молодежи  через  проведение  Всероссийской  акции  "Я  -  гражданин
России",  краеведческое движение "Отечество",  Всероссийский слет юных
патриотов и многое другое.
     Сегодня можно констатировать, что Программа развития воспитания в
системе образования России на 1999-2001  годы  в  основном  выполнена.
Ведомственный  статус  и  управленческий  характер Программы позволили
структурным подразделениям Минобразования  России  в  соответствии  со
своей   компетенцией,   органам   управления   образованием  субъектов
Российской Федерации совместно  с  учеными  и  педагогами  осуществить
мероприятия,  направленные  на  обеспечение  необходимых  нормативных,
научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий
для развития воспитания на всех образовательных уровнях.
     Практика показала,  что   Программа   сыграла   важную   роль   в
совершенствовании    и    обновлении    воспитательной    деятельности
педагогических коллективов образовательных учреждений,  выполнила свою
основную   функцию,  направленную  на  повышение  роли  воспитательной
деятельности в образовательных учреждениях,  на смещение приоритетов в
образовательной среде в сторону воспитания подрастающего поколения.
     Реализация Программы подтвердила наличие  в  системе  образования
жизнеспособных    концептуальных    основ    воспитания,   проверенных
многолетней  практикой;  способствовала  разработке   региональных   и
муниципальных  программ развития воспитания на основе общечеловеческих
ценностей и  традиций  национальных  культур  с  учетом  возрастных  и
индивидуальных   особенностей  обучающихся  и  студентов,  активизации
научно-методического поиска по изучению и решению проблем  воспитания.
Итоги  реализации  Программы  свидетельствуют  о  том,  что в регионах
определены  основные  подходы  к  организации  воспитания  в   системе
образования,  активизирована  работа  по  внедрению  в  педагогическую
практику новейших достижений в области воспитания.
     Реализация Программы  способствовала  повышению  внимания органов
законодательной  и  исполнительной  власти  всех  уровней  к  вопросам
воспитания  и  гражданского  становления детей и молодежи,  расширению
направлений внеурочной деятельности,  развитию системы дополнительного
образования детей.
     Во всех  органах  управления  образованием  субъектов  Российской
Федерации  была  проведена  большая организаторская работа по развитию
воспитания,  что повлекло  за  собой  принятие  важных  управленческих
решений  по воссозданию структурных подразделений (отделов,  секторов,
кабинетов,  центров),  занимающихся  проблемами  воспитания.   Вопросы
воспитания  подрастающего  поколения  в  регионах  были рассмотрены на
законодательных собраниях,  совещаниях с главами,  заместителями  глав
муниципальных  органов,  оперативных  совещаниях  у  губернатора и его
заместителей; находят понимание и поддержку в администрациях.
     Этапы реализации    Программы,   актуальные   проблемы   развития
воспитания неоднократно рассматривались  на  всероссийских  семинарах,
совещаниях руководящих и научно-педагогических кадров.
     Как показала практика,  Программа развития воспитания  в  системе
образования России на 1999-2001 годы способствовала:
     - обновлению  содержания  и  способов  организации  воспитания  в
образовательных учреждениях всех типов и видов;
     - созданию воспитательных  систем;  -  укреплению  сотрудничества
     ученых, методистов и практиков в
осмыслении и решении проблем  воспитательной  деятельности;  -  поиску
     форм и способов взаимодействия учреждений
образования и  церкви  в  духовно-нравственном  воспитании   детей   и
молодежи;
     - консолидации   всех   социальных    институтов,    общественных
организаций  в  вопросах  воспитания  на основе заключения соглашений,
разработки планов совместной работы.
     Нормативно-правовое обеспечение  реализации  Программы.  Развитие
воспитания  потребовало   формирования   новой   концепции   правового
регулирования.  ГосНИИ  семьи  и воспитания РАО были систематизированы
все действующие нормативные акты по данным вопросам в законодательстве
Российской  Федерации.  Их  анализ  подтвердил  необходимость внесения
существенных изменений и дополнений в действующее законодательство. На
основе  проведенного  мониторинга  федеральных  нормативных  актов  по
вопросам  воспитания  подготовлены:  справочно-информационное  пособие
"Проблемы   воспитания   в   законодательстве  Российской  Федерации";
предложения о разработке  Национального  плана  действий  в  интересах
семьи; предложения об обеспечении информационной безопасности развития
детей.
     Подразделениями Министерства  подготовлены предложения о внесении
соответствующих изменений и дополнений в:
     - Закон РФ "Об образовании";
     - Семейный кодекс Российской Федерации;
     - проект  закона  РФ  "Об  изменениях и дополнениях в Закон РФ "О
музеях и музейном фонде";
     - проект   закона  РФ  "Об  изменениях  и  дополнениях  в  Основы
законодательства "О культуре".
     Подготовлены и изданы сборники нормативных документов:
     - "Специальные (коррекционные) образовательные учреждения";
     - "Справочник    директора    образовательного   учреждения   для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
     - "От  внешкольной работы - к дополнительному образованию детей",
раскрывающие   специфику   развития   воспитания   в   образовательных
учреждениях разных типов.
     В целях защиты ребенка от негативного воздействия детских  игр  и
игрушек,  отрицательно  влияющих  на  развитие  личности ребенка,  его
психическое  здоровье,  издан   приказ   Минобразования   России   "Об
экспертизе  настольных,  компьютерных  и  иных игр,  игрушек и игровых
сооружений  для  детей"  (от   26.06.2000   N   1917;   НГР:В0002471),
обеспечивающий  введение  Порядка  психолого-педагогической экспертизы
детских  игр  и  игрушек.  Под  руководством  Управления   дошкольного
образования проводится апробация Классификатора детских игр и игрушек,
отрабатываются критерии оценки настольных,  компьютерных и  иных  игр,
игрушек  и  игровых  сооружений  для  детей.  Разработана и утверждена
межведомственная Программа мер по профилактике социального сиротства и
улучшению  положения  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения
родителей,  включающая в себя в том числе специфику воспитания  детей.
Приказом  Минобразования  России  от  28.02.2000  N 619;  НГР:В0001773
утверждена  Концепция  профилактики   злоупотребления   психоактивными
веществами     в     образовательной    среде    (одобрена    решением
Правительственной   комиссии   по   противодействию    злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000).
     Кадровая политика.  Обеспечение готовности  специалистов  системы
образования  к решению современных задач воспитания детей и молодежи -
ключевой вопрос в  реализации  Программы.  Утвержден  План  совместных
действий  по  повышению  квалификации  специалистов  по  внеурочной  и
внеучебной деятельности образовательных  учреждений  разных  типов  на
базе  Академии  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников
образования.  В программах курсов  повышения  квалификации  работников
образования всех уровней нашли отражение вопросы развития воспитания.
     Разработаны государственные требования к  минимуму  содержания  и
уровня  профессиональной  переподготовки руководителей образовательных
учреждений по дополнительным профессиональным программам "Менеджмент в
образовании",  где  значительная  часть  отводится  освещению вопросов
организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
     В целях   осуществления   исследовательской   и   образовательной
деятельности по подготовке кадров в области воспитания в 1999  году  в
структуре    ГосНИИ    семьи    и    воспитания    РАО    был   создан
научно-образовательный  центр.  В  ходе  работы  проведен  комплексный
анализ   состояния   подготовки   и   переподготовки   руководящих   и
педагогических кадров в области воспитания в  системе  послевузовского
образования, создана научно-методическая база для разработки критериев
оценки готовности педагогов к  организации  воспитательного  процесса;
апробирована    технология    диагностики   готовности   педагогов   к
воспитательной деятельности.  Совместно  с  Управлением  воспитания  и
дополнительного образования детей и молодежи разработан пакет программ
курсов повышения квалификации и переподготовки указанных  специалистов
на  2000-2001 годы,  планы и графики проведения повышения квалификации
по вопросам развития  воспитания  в  системе  образования  по  четырем
потокам   в   течение  2000-2002  годов  для  следующих  специалистов:
заместителей директоров  общеобразовательных  школ  по  воспитательной
работе,    заместителей    директоров    учреждений    дополнительного
образования,     педагогов-организаторов     и     старших     вожатых
общеобразовательных школ, организаторов летнего отдыха школьников.
     Управлением среднего  профессионального  образования  разработаны
учебные   программы   для   подготовки   специалистов   по  внеучебной
деятельности.  В Классификатор специальностей среднего педагогического
образования  в 2000 году введена новая специальность 0322 "Организация
воспитательной  деятельности",  утверждены  Гостребования  по   данной
специальности.
     Управлением воспитания  и  дополнительного  образования  детей  и
молодежи   подготовлены   методические   рекомендации  о  деятельности
классного руководителя в общеобразовательном учреждении.
     В целях   обеспечения   реализации   Программы  в  ряде  регионов
(Томская,   Нижегородская,   Ленинградская,    Орловская,    Пермская,
Псковская,  Самарская области, республики Дагестан, Мордовия, Северная
Осетия-Алания  и  др.)  проведены  анализ   состояния   подготовки   и
переподготовки  кадров  по  проблемам воспитания,  мониторинг динамики
потребности образовательных учреждений в кадрах воспитателей.
     В настоящее   время  организацию  воспитательной  деятельности  в
системе   образования,   помимо   классных   руководителей,   призваны
осуществлять  такие  специалисты,  как  педагог-организатор,  классный
воспитатель,  социальный педагог, педагог дополнительного образования,
старший  вожатый  и  др.  Координирует  их деятельность,  как правило,
заместитель руководителя по воспитательной работе.
     Подготовка, переподготовка  и  повышение квалификации этих кадров
осуществляется на всех уровнях.  Так, в Карельском институте повышения
квалификации  работников  образования созданы 3 кафедры:  воспитания и
молодежной политики,  педагогики социальной работы,  проблем детства и
современных       образовательных      технологий,      обеспечивающие
профессиональную переподготовку  педагогических  кадров  Республики  в
области воспитания.
     Особое внимание в  регионах  стало  уделяться  качеству  курсовой
подготовки   организаторов   воспитательного  процесса,  в  том  числе
классных  руководителей.  Широкое  распространение  получили  конкурсы
профессионального мастерства "Самый классный классный",  "Золотой фонд
классных руководителей" (Амурская,  Ивановская  области,  гг.  Москва,
Санкт-Петербург  и  др.).  В  Республике  Мордовия,  Нижнем Новгороде,
Костроме и других  регионах  стало  традиционным  проведение  конкурса
вожатского  мастерства в целях привлечения внимания к данной категории
педагогических  кадров,  призванных  развивать  деятельность   детских
общественных организаций и объединений, ученического самоуправления.
     С целью  улучшения  качества  воспитательной  работы  с   детьми,
комплектования  образовательных  учреждений  кадрами  профессиональных
педагогов на базе педагогических колледжей  осуществляется  подготовка
педагогов   дополнительного   образования,  организаторов  внеклассной
работы,  вожатых  (республики  Башкортостан,  Татарстан,   Марий   Эл,
Калмыкия,  Тюменская,  Пермская, Оренбургская, Калужская, Ярославская,
Новгородская области,  Ненецкий АО и многие другие).  Более  50  вузов
осуществляют подготовку социальных педагогов.
     Минобразованием Республики   Дагестан   внесены   предложения   о
целесообразности   преподавания  на  всех  педагогических  факультетах
Государственного    педагогического    университета,    педагогических
колледжей  Республики методики воспитательной работы в образовательных
учреждениях.
     В штатное   расписание   образовательных  учреждений  всех  типов
вводятся должности  педагогов  дополнительного  образования,  классных
воспитателей,      социальных     педагогов,     педагогов-психологов,
педагогов-организаторов,    дефектологов    (Удмуртская    Республика,
Ямало-Ненецкий АО,  Брянская,  Владимирская, Вологодская, Воронежская,
Пермская,   Калининградская,   Новгородская   области,   гг.   Москва,
Санкт-Петербург).
     Научно-методическое обеспечение     содержания     воспитательной
деятельности.  Методической  службой  больше  внимания стало уделяться
обобщению и распространению опыта работы  по  организации  целостности
учебно-воспитательного   процесса,   его  диагностике,  становлению  и
развитию воспитательных систем, организации работы с семьей. Создаются
медиатеки, банки данных управленческого и педагогического опыта.
     В разработку Программы,  а главное в  ее  реализацию,  наравне  с
педагогами-практиками,   управленцами,  особый  вклад  внесли  ведущие
ученые,  занимающиеся проблемами воспитания,  которые четко  выстроили
тематику   фундаментальных   исследований   и  прикладных  разработок,
направленных  на   формирование   стратегии   в   области   воспитания
обучающихся на всех уровнях образования.
     В 2000 году была проведена первая Всероссийская научная дискуссия
"Воспитание  детей  в современных условиях",  которая проанализировала
традиционный опыт воспитания,  инновационные проекты и др.  По  итогам
дискуссии подготовлен сборник материалов.
     ГосНИИ семьи и воспитания РАО (С.В.  Дармодехин), Научным центром
современных   проблем   воспитания   Института  теории  образования  и
педагогики  РАО  (Н.Л.  Селиванова),  лабораторией  Исследовательского
центра проблем качества подготовки специалистов (И.А. Зимняя), Центром
социальной педагогики РАО (В.Г.  Бочарова), Академией педагогических и
социальных  наук  (Ю.П.  Сокольников),  Институтом  общего образования
Минобразования России (В.Ф.  Кривошеев),  кафедрами педагогики  многих
педвузов и педуниверситетов,  ведущими учеными проводятся исследования
по актуальным проблемам воспитания детей,  обучающихся и  студентов  в
современных условиях.
     Серьезная и планомерная работа по проведению научных исследований
по   проблемам   воспитания   в   системе  среднего  профессионального
образования  проводится   научным   коллективом   Института   среднего
специального   образования   РАО   (г.   Казань).   Институт  развития
профессионального  образования  Минобразования  России   разрабатывает
социальный   портрет  учащихся  системы  начального  профессионального
образования.  В нем представлены такие характеристики, как отношение к
религии, наркомании, к западному образу жизни, степень владения новыми
информационными технологиями,  ценностные ориентации,  которые лягут в
основу    разработки    методических    рекомендаций    по   улучшению
учебно-воспитательного процесса в учреждениях НПО.
     Управлением специального   образования   подготовлена  к  изданию
рукопись монографии "Развитие  двигательных  возможностей  учащихся  с
нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания" (пособие для
учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений).
     Кроме того,    разработана    общая    стратегия   воспитания   в
образовательной системе России. Авторским коллективом под руководством
д.п.н.,  профессора  И.А.  Зимней  подготовлен  двухтомник  "Стратегия
воспитания",  который  объединяет  различные  научные  концепции,   их
практическую  реализацию в образовательных учреждениях различных типов
и видов.
     Огромная роль   в   научном   обеспечении   реализации  Программы
принадлежит членам Научно-методического совета по вопросам  воспитания
при   Минобразования   России,  которые  приняли  активное  участие  в
подготовке мероприятий в ходе реализации Программы, в реализации своих
научных идей,  концепций,  проектов на базе образовательных учреждений
Российской Федерации.
     В ходе  реализации  Программы  проведено  более  20 всероссийских
научно-практических конференций,  семинаров,  совещаний  по  проблемам
воспитания   детей,  учащейся  молодежи  и  студентов,  в  том  числе:
"Культура мира  и  ненасилия  в  воспитании  учащихся:  опыт  регионов
России"  (сентябрь 1999);  "Дополнительное образование детей в России:
состояние  и  перспективы  развития  в  XXI  веке"   (декабрь   1999);
"Воспитание  личности  в  условиях  современного  вуза"  (март  2000);
"Сироты России:  право ребенка на семью" (январь 2001);  "Подростки  и
молодежь в меняющемся обществе" (октябрь 2001).
     Всероссийские семинары-совещания  во   вопросам:   "Состояние   и
перспективы развития досуговой и внеучебной деятельности в учреждениях
профессионального образования" (апрель 2000);  "Воспитание обучающихся
в учреждениях начального профессионального образования" (июнь 2000).
     Информационно-методическое обеспечение.  Для  повышения  качества
воспитательной   деятельности   и   целенаправленного  ее  развития  в
образовательных учреждениях структурные  подразделения  Минобразования
России  провели  необходимую  работу  по  созданию конкретных программ
развития воспитания с учетом  специфики  образовательного  уровня;  их
методическому, информационному обеспечению.
     В помощь  педагогическим  работникам  дошкольных  образовательных
учреждений,  специалистам органов управления образованием,  работникам
ИПК и ИУУ  Управлением  дошкольного  образования  разработан  и  издан
первый       официальный       аннотированный       каталог-справочник
учебно-методической литературы по  вопросам  воспитания  и  подготовки
детей к школе; разработан пакет инновационных образовательных программ
и пособий.
     Управлением среднего  профессионального  образования  разработана
Программа развития воспитания  в  системе  среднего  профессионального
образования   на  2001-2005  годы.  Продолжается  работа  по  созданию
комплекта образовательных программ для общеобразовательных  учреждений
и учреждений дополнительного образования детей.
     Особое внимание  в  ходе  реализации   Программы   было   уделено
проблемам    воспитания    в    учреждениях   высшего   и   начального
профессионального  образования,   что   стало   предметом   серьезного
конструктивного разговора на коллегиях Минобразования России в марте и
октябре 2001 года.
     В целях  расширения  информационного  пространства  по  проблемам
воспитания в высшей школе учрежден  информационно-методический  журнал
"Студенчество.  Диалоги  о  воспитании"  и  серия методических пособий
"Высшая  школа.  Диалоги  о   воспитании".   Проблемы   воспитания   и
дополнительного образования детей и молодежи находят широкое отражение
в  информационно-методическом  журнале   "Внешкольник".   Продолжается
реализация совместного проекта Управления воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи и государственного  издательского  центра
"Владос"   по   изданию  книг,  учебно-методических  пособий  в  серии
"Воспитание и дополнительное образование детей".  Среди книг, изданных
по  проблемам воспитания:  "Воспитание трудного ребенка" (под ред.  М.
Рожкова),  "Классному руководителю",  "Учебно-методический комплект по
этике" (автор А. Шемшурина), "Образование родителей и школа" (под ред.
Л. Петряевской) и др. Активизировалось сотрудничество с издательствами
"Педагогический  поиск",  "Педобщество  России".  Возобновлено издание
"Спутника классного  руководителя".  В  настоящее  время  подготовлены
рукописи "Книги вожатого" и "Настольной книги классного руководителя".
Опыт  работы  регионов  по  развитию  воспитания   в   образовательных
учреждениях    разных   типов   освещается   в   ежегодных   сборниках
Минобразования России "Инновации в Российском образовании".
     Взаимодействие с   заинтересованными   ведомствами,   социальными
институтами  воспитания  -  одно  из  важнейших   условий   выполнения
Программы,    повышения    эффективности    воспитательной    практики
образовательных учреждений.
     Примером такого     плодотворного     сотрудничества     является
деятельность Минобразования России и  Минкультуры  России.  Проведение
совместной   коллегии   "О   состоянии   и   развитии  художественного
образования в  России"  (ноябрь  1999  года)  призвано  способствовать
укреплению    взаимодействия   двух   ведомств   в   решении   проблем
гуманистического образования и воспитания детей и  молодежи  в  рамках
межведомственной программы "Дети. Молодежь. Культура. Образование".
     Минобразованием России  и  Московской   патриархией   на   основе
Договора о сотрудничестве осуществляется ряд совместных мероприятий по
духовно-нравственному воспитанию детей и  молодежи,  приобщению  их  к
ценностям  православной  культуры:  программа встречи 2000-тысячелетия
христианства;  научно-практические конференции "Традиции  православной
педагогики  и гуманизация образования",  "Христианство и образование";
семинар  "Духовно-нравственное  воспитание  и  развитие   личности   в
современных    образовательных    учреждениях";    круглый    стол   с
представителями   различных   конфессий   по   проблемам    воспитания
подрастающего поколения и т.д.
     Важнейшим социальным  институтом  воспитания,  самореализации   и
социализации   ребенка  признаны  детские  и  молодежные  общественные
организации.  Придавая  большое  значение   решению   этой   проблемы,
подготовлены  методические  рекомендации  по  расширению  деятельности
детских  и  молодежных  объединений  в  образовательных   учреждениях.
Проблемы  взаимодействия  органов  образования  и детских общественных
объединений обсуждены на коллегии  Минобразования  России  (июнь  2001
года).
     Особое место в вопросах воспитания  детей  и  молодежи  отводится
взаимодействию  семьи  и  школы.  Значимым  событием в ходе реализации
Программы  стало   Всероссийское   родительское   собрание   на   тему
"Воспитание  подрастающего  поколения:  идеалы,  ценности,  ориентиры"
(декабрь 2000 года,  Москва).  В  нем  приняли  участие  представители
родительской и педагогической общественности более 50 регионов России.
По итогам подготовлены рекомендации по взаимодействию  образовательных
учреждений  с  семьей,  в издательстве "Педобщество" готовится сборник
материалов из  опыта  работы.  В  декабре  2001  -  январе  2002  года
проводится  очередное Всероссийское родительское собрание по проблемам
воспитания подрастающего поколения. С целью более широкого привлечения
общественности оно пройдет в системе Интернет.
     Немаловажная роль   в    воспитании,    организации    занятости,
профилактике  правонарушений среди несовершеннолетних отводится работе
по  месту  жительства.  Управлением   воспитания   и   дополнительного
образования детей и молодежи совместно с Центром социальной педагогики
РАО подготовлены рекомендации для  организаторов  работы  с  детьми  и
подростками  по  месту  жительства  в  современных  условиях,  которые
предполагают возродить  отечественные  традиции,  опыт  педагогических
коллективов   в   работе   в   социуме.   Во  исполнение  распоряжения
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года  N  1847-р;
НГР:Р0006311   органы   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации  принимают   меры   не   только   по   развитию   учреждений
дополнительного   образования  детей,  но  и  обеспечению  организации
воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. Так,
в   Белгородской   области  принято  постановление  "Об  отчислении  2
процентов  от  объема  жилищно-коммунальных   услуг,   предоставленных
населению,  на  организацию  работы  с  детьми  и  молодежью  по месту
жительства",  что позволило  существенно  укрепить  материальную  базу
клубов  по  месту  жительства,  организовывать  массовые мероприятия с
детьми в микрорайонах. Серьезная планомерная работа в этом направлении
проводится в республиках Башкортостан,  Татарстан, Удмуртия, Марий Эл,
Архангельской,  Волгоградской,  Воронежской,  Владимирской, Иркутской,
Курской,   Калининградской,   Пензенской,  Московской,  Ленинградской,
Магаданской,  Мурманской, Омской, Курганской, Тамбовской, Сахалинской,
Ульяновской и других регионах.
     Особая роль  в  воспитании,  творческом   развитии,   гражданском
становлении  личности  ребенка принадлежит учреждениям дополнительного
образования детей.  Не случайно  вопрос  о  состоянии  и  перспективах
развития  системы  дополнительного образования детей в марте 2000 года
был заслушан на заседании Правительства Российской Федерации. Основные
меры   по   сохранению,  укреплению  и  дальнейшему  развитию  системы
дополнительного образования детей нашли  отражение  в  соответствующем
распоряжении   Правительства   Российской   Федерации,  во  исполнение
которого  разработана  Межведомственная  программа  развития   системы
дополнительного   образования  детей  на  2002-2005  годы,  проводится
Всероссийский конкурс учреждений  дополнительного  образования  детей.
Зарекомендовали  себя  и  такие  традиционные мероприятия федерального
уровня, как конкурс авторских программ для дополнительного образования
и конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".
     Своеобразным подведением итогов  реализации  Программы  по  праву
можно считать проведение Всероссийского конкурса воспитательных систем
образовательных   учреждений,   в   котором   приняло   участие    521
образовательное  учреждение  (по  8 номинациям) из 64 регионов России.
Эксперты   отметили,   что   представленные   воспитательные   системы
образовательных  учреждений  складывались  годами  на основе известных
научных исследований, собственного опыта, инновационных воспитательных
технологий.  Системообразующая деятельность образовательных учреждений
ориентирована,  прежде всего, на духовно-нравственные, патриотические,
общечеловеческие ценности.  Итоги конкурса подтвердили на практике то,
что реализация Программы позитивно сказалась на развитии воспитания  в
конкретно  взятом образовательном учреждении от детского сада до вуза.
Конкурс нашел большой отклик в регионах и отмечен органами  управления
образованием  субъектов  Российской  Федерации,  научно-педагогической
общественностью как одно из наиболее удачных  и  значимых  мероприятий
Программы.
     В целях  дальнейшего  совершенствования  развития  воспитания   в
системе образования необходимо:
     - активизировать меры по повышению социального статуса воспитания
в российском обществе;
     - обеспечить   систематическое   повышение   уровня    подготовки
руководящих  и  педагогических  кадров  к  организации  воспитательной
деятельности;
     - создать    условия    для   введения   в   штатное   расписание
образовательных  учреждений  педагогов  дополнительного   образования,
старших   вожатых,   педагогов-организаторов,   социальных  педагогов,
педагогов-психологов, классных воспитателей;
     - активнее  использовать  возможности  морального и материального
поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией
воспитательного процесса;
     - организовать    правовое    просвещение     родителей     через
государственные средства массовой информации;
     - содействовать развитию семейных форм устройства  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей;
     - разработать  инвариантную  модель   содержания   воспитания   в
дошкольном  образовательном  учреждении,  общеобразовательной  школе с
учетом   современной   социокультурной   ситуации,   новых   ценностей
воспитания и обучения;
     - разработать     нормативные     документы,     регламентирующие
деятельность   классного   руководителя   (воспитателя),   заместителя
директора по воспитательной  работе,  старшего  вожатого,  социального
педагога  и других специалистов,  обеспечивающих развитие воспитания в
образовательном учреждении;
     - развивать  сеть  учреждений дополнительного образования детей и
клубы по месту жительства в сельской местности;
     - разработать   критерии   оценки   качества  и  результативности
воспитательной деятельности образовательного учреждения;
     - неуклонно   повышать   социальный  статус  семьи  в  российском
обществе, ее роль в воспитании детей;
     - продолжить  обновление  содержания  воспитания в соответствии с
политическими и социально-экономическими условиями.
     Эти и   другие   приоритетные   направления   деятельности  нашли
отражение в Плане действий по реализации Программы развития воспитания
в системе образования России на 2002-2004 годы.