О ПРОБЛЕМАХ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ - ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 22.05.02 802/28-5

      О ПРОБЛЕМАХ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ - ДЕТСКИХ ДОМОВ СЕМЕЙНОГО ТИПА

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            22 мая 2002 г.
                              N 802/28-5

                                (НЦПИ)


     В Министерство из  Российского  детского  фонда  переданы  письма
родителей-воспитателей  (приемных родителей) из Тюменской,  Пермской и
Самарской областей  с  размышлениями  о  проблемах  приемных  семей  -
детских домов семейного типа.
     В своих письмах они  поднимают  проблемы  финансирования  детских
домов  семейного  типа  (приемных  семей),  внутрисемейных  отношений,
взаимоотношений с органами государственной власти.
     Министерство разделяет   тревогу   и   переживания,   высказанные
родителями-воспитателями  (приемными  родителями),  и   озабочено   их
негативной оценкой действий органов управления образованием.
     Приемные семьи  существуют  в  России   наряду   с   учреждениями
различного профиля для детей, оставшихся без попечения родителей.
     Обычная семья,  часто с несколькими  своими  детьми,  добровольно
согласившаяся  принять  рожденного другими людьми ребенка на временное
совместное проживание,  нуждается в более внимательном и теплом к себе
отношении.
     Условия, процедура, ответственность и другие аспекты, связанные с
пребыванием  чужого  ребенка  в приемной семье,  установлены главой 21
Семейного кодекса Российской Федерации,  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от 17.07.96 N 829 "О приемной семье",  законами
субъектов Российской Федерации "Об оплате труда приемных родителей".
     Однако, как  показывает  практика,  для функционирования приемной
семьи недостаточно только придания ей правового,  статуса.  На примере
этих  семей,  впервые решившихся стать приемными,  мы можем убедиться,
что  очень  важным  фактором,  обеспечивающим  успех   (или   неуспех)
подобного  начинания,  является  обеспечение позитивного общественного
мнения  и  поддержки  органами  местного  самоуправления  и   органами
исполнительной  власти  семей,  взявших  на  воспитание  детей-сирот и
детей,  оставшихся  без   попечения   родителей,   предоставление   им
соответствующих льгот и преимуществ.
     Учитывая неоценимую социальную значимость воспитания  детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без попечения родителей,  в семьях граждан (под
опекой (попечительством) в приемных семьях), Министерство неоднократно
указывало  на  недопустимость насильственного перевода детского дома в
разряд "приемных  семей",  нарушения  норм  материального  обеспечения
детей,  находящихся  в детских домах семейного типа,  приемных семьях,
под опекой (попечительством), рекомендовало проведение паспортизации.
     В целях   совершенствования   деятельности   органов   управления
образованием  по  развитию  семейных   форм   устройства   рекомендуем
регулярно    проводить    встречи   родителей-воспитателей   (приемных
родителей) по проблемам организации жизни детского дома семейного типа
(приемной   семьи),   семьи,   материального   обеспечения  исполнения
сторонами обязательств по  договору  о  передаче  ребенка  (детей)  на
воспитание,   в   детский   дом   семейного   типа  (приемную  семью),
консультации   по   психолого-педагогическим    вопросам    воспитания
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, формированию
взаимоотношений   кровных   и   приемных   детей,   аутотренинги   для
родителей-воспитателей (приемных родителей).

Заместитель министра образования
Российской Федерации
                                                         E.E. Чепурных
22 мая 2002 г.
N 802/28-5