Страницы: 1 2 продолжительностью не менее 40 минут; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии; - организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня; - обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. 2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки: - в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый; - со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый. 2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3). 2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно - активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.). 2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. 2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно - развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5 - 11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей. 2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей. 2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4. Таблица 4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ------------------------------------------------------------------ | | Длительность просмотра (мин.) | |------------|---------------------------------------------------| | Классы | диафильмов, | кинофильмов | телепередач | | | диапозитивов | | | |------------|----------------|----------------|-----------------| | 1 - 2 | 7 - 15 | 15 - 20 | 15 | |------------|----------------|----------------|-----------------| | 3 - 4 | 15 - 20 | 15 - 20 | 20 | |------------|----------------|----------------|-----------------| | 5 - 7 | 20 - 25 | 20 - 25 | 20 - 25 | |------------|----------------|----------------|-----------------| | 8 - 11 | - | 25 - 30 | 25 - 30 | ------------------------------------------------------------------ В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3 - 4, обучающихся II и III ступени - 4 - 6. 2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно - вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5). 2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20 - 25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30 - 35 минут. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 - 3-х - 5 - 7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут. 2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут. 2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. 2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов. 2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6). 2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях. 2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3 - 4-м - до 2 ч, в 5 - 6-м - до 2,5 ч, в 7 - 8-м - до 3 ч, в 9 - 11-м - до 4 ч. 2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п. 2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее). 2.10. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся 2.10.1. Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей - педиатров. 2.10.2. Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются проведением медицинских осмотров в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования. 2.10.3. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого - педагогической коррекции. 2.10.4. Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке. 2.10.5. Администрация и медицинские работники общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких учреждениях является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка. 2.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию 2.11.1. В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение работает в две смены, уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке (например, 0,5 - 1%-ный раствор хлорной извести, хлорамина или гипохлорита кальция, 0, 2%-ный раствор сульфохлорантина, 3%-ный раствор амфолана, 1%-ный (по ДВ) раствор полисепта, 1%-ный (по ДВ) раствор перамина, 3%-ный (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством). Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной и осенью). Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств. Санитарно - техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще - дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке (например, Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД, Дезеф, Дезус, Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств (Приложение 7). 2.11.2. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми (завтрак, обед, полдник). После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Мытье посуды осуществляется механическим или ручным способом. При ручном способе мытья посуды используется трехгнездная ванна. Освобожденная от остатков пищи столовая посуда моется щеткой в воде, имеющей 50 град. С, с добавлением моющих средств (1 ванна). После этого посуда погружается в один из дезинфицирующих растворов (0,2%-ный раствор хлорамина, гипохлорита натрия или кальция) - 2 ванна, ополаскивается горячей проточной водой при температуре 65 град. С (3 ванна) и просушивается в специальных шкафах или решетках. Стеклянная посуда после механической очистки моется с применением разрешенных моечных средств (1 ванна), ополаскивается горячей проточной водой (2 ванна) и просушивается на специальных решетках. Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (1 ванна) споласкивают горячей проточной водой (2 ванна) и обеззараживают физическим методом в воздушных стерилизаторах в течение 2 - 3 мин. Чистые столовые приборы хранят в металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх. 2.11.3. Во время карантина очередность процессов обработки посуды меняется. Сначала, после освобождения от остатков пищи, посуду погружают в один из дезинфицирующих растворов, указанных в Приложении 7, или кипятят в 2%-ным растворе соды 15 мин. После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высушивают. При использовании посудомоечной машины обработку посуды проводят по режиму, указанному в документации на машину. 2.11.4. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением соды или замачивают в дезинфицирующем растворе (0,5%-ном растворе хлорамина 50 минут), затем прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре. 2.11.5. Остатки пищи обеззараживают кипячением в течение 15 мин. или засыпают хлорной известью либо любым из следующих средств: известью белильной термостойкой 200 г/кг или НГК, или ДОСГК 100 г/кг. 2.11.6. В помещении пищеблока (кухни, кладовые и пр.) должны соблюдаться правила хранения продуктов и пищевых отходов и проводиться борьба с мухами, тараканами и грызунами. 2.11.7. В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты многоразового пользования способом погружения в один из растворов, указанных в Приложении N 7, или пользоваться физическими методами обеззараживания (кипячение, сухой горячий воздух). Предметы ухода за больными дезинфицируются способом протирания или погружения в раствор дезинфицирующего средства (Приложение 7). 2.11.8. В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования. 2.11.9. В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все помещения, где находились дети из класса с установленным карантином. При проведении дезинфекции особое внимание уделяют обработке объектов, играющих решающую роль в передаче данной инфекции. При капельных инфекциях - частое проветривание классов (на каждой перемене), тщательное удаление пыли в помещениях, обеззараживание посуды; при кишечных инфекциях - обеззараживание посуды, поверхностей обеденных столов, санитарно - технического оборудования, мытье рук с мылом после каждого посещения туалета и перед приемом пищи. 2.11.10. С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре - пять классов) проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70-градусным раствором спирта. 2.11.11. На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков проводят орошением 10%-ным раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5%-ным раствором НГК или 7%-ным раствором ВГК при времени обеззараживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов: 10%-ным раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20%-ным хлорно - известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5%-ным раствором НГК 2:1 на 120 мин. 2.11.12. С целью предупреждения выплода мух и уничтожения их на фазе развития в отходах 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из средств в соответствии с указаниями по борьбе с мухами. На территории учреждений не должно быть безнадзорных животных. 2.12. Требования к организации питания 2.12.1. Требования к режиму питания обучающихся. Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником. 2.12.2. Организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора. 2.12.3. При организации питания следует руководствоваться санитарно - эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. 2.12.4. О случаях появления в учреждении пищевых отравлений и острых кишечных инфекций среди обучающихся и персонала в установленном порядке информируются территориальные центры госсанэпиднадзора. 2.12.5. В питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях запрещается использовать: - фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); - творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5 - 10 мин. до готовности); - молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога; - зеленый горошек без термической обработки; - макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные); - напитки, морсы без термической обработки, квас; - грибы, - макароны с рубленым яйцом, яичница - глазунья; - пирожные и торты кремовые; - жаренные во фритюре пирожки, пончики; - неизвестного состава порошки в качестве рыхлителей теста. 2.12.6. Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока. К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета. Контроль за соблюдением сроков прохождения медосмотров возлагается на медработника учреждения. На каждого работника заводится личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума. Персонал пищеблока обязан соблюдать следующие правила личной гигиены: - приходить на работу в чистой одежде и обуви; - оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной; - коротко стричь ногти; - перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим; - при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения; - сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника. Сотрудникам в пищеблоках не разрешается: - при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками; - принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте. Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журналы установленной формы. В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи. Приложение 1 (обязательное) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА ------------------------------------------------------------------------- | Письменный стол | 1 - 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Стулья | 4 - 6 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Ширма | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Кушетка | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Шкаф канцелярский | 1 - 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Шкаф аптечный | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Медицинский столик со стеклянной крышкой: | | |----------------------------------------------------------|------------| | а) с набором прививочного инструментария | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | б) со средствами для оказания неотложной помощи | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Холодильник (для вакцин и медикаментов) | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Умывальная раковина (умывальник) | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Ведро с педальной крышкой | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Весы медицинские | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Ростомер | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Спирометр | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Динамометр ручной | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Лампа настольная для офтальмологического | 1 шт. | | и оториноларингологического обследования | | |----------------------------------------------------------|------------| | Таблица для определения остроты зрения, | 1 шт. | | помещенная в аппарат Ротта | | |----------------------------------------------------------|------------| | Тонометр | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Фонендоскоп | 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Бикс маленький | 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Бикс большой | 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Жгут резиновый | 4 - 6 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Шприцы одноразовые с иглами | | |----------------------------------------------------------|------------| | 2,0 | 10 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | 5,0 | 10 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | 10,0 | 5 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Пинцет | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Термометр медицинский | 20 - 25 шт.| |----------------------------------------------------------|------------| | Ножницы | 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Грелка резиновая | 1 - 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Пузырь для льда | 1 - 2 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Лоток почкообразный | 5 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Шпатель металлический | 40 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Шины (Крамера, Дитерихса, пластмассовые, | 10 шт. | | для верхних конечностей) | | |----------------------------------------------------------|------------| | Носилки | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Кварц тубусный | 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Очки в детской оправе (Дрр 56 - 58 мм) с линзами в 1 дптр| 1 шт. | |----------------------------------------------------------|------------| | Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения | 1 шт. | | Е.Б. Рабкина | | |----------------------------------------------------------|------------| | Плантограф деревянный | 1 шт. | | (может быть изготовлен в мастерской для | | | трудового обучения) | | |----------------------------------------------------------|------------| | Коврик (1 м х 1,5 м) | 1 шт. | ------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 (рекомендуемое) КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ) Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия. ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. ФМ для снятия утомления с туловища. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. 2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени на уроках с элементами письма. 1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. Приложение 3 (рекомендуемое) КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза. Приложение 4 (рекомендуемое) ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Классы | Ежедневный | Культурно - | Уроки | Внеклассные формы | Общие | Самостоятельные | | | объем | оздоровительные | физкультуры | занятий в неделю | мероприятия | занятия | | | времени (ч) | мероприятия | в неделю | спортсекции, | для | физкультурой не | | | | | | кружки | обучающихся | менее (мин.) | | | | | | физкультуры, | | | | | | | | группы ОФП (ч) | | | |--------|--------------|-----------------------|-------------|-------------------|----------------|------------------| | I | 2 |5 - 6| 5 |15 - 20 | 1 | 2 | 1,10 | 6 - 8 |Е | 10 - 15 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | II | 2 |5 - 6| 5 |15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 |Ж | 15 - 20 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | III | 2 |5 - 6| 5 |15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 |E | 15 - 20 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | IV | 2 |5 - 6| 5 |15 - 20 | 1 | 2 | 1,30 | 6 - 8 |M | 15 - 20 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | V | 2 |5 - 7| 5 |35 - 45 | 1 | 2 | 1,30 | 8 - 9 |E | 20 - 25 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | VI | 2 |5 - 7| 5 |35 - 45 | 1 | 2 | 1,30 | 8 - 9 |С | 20 - 25 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | VII | 2 |6 - 8| 5 |35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 |Я | 20 - 25 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | VIII | 2 |6 - 8| 5 |35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 |Ч | 20 - 25 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | IX | 2 |6 - 8| - |35 - 45 | 1 | 2 | 2 | 8 - 9 |Н | 25 - 30 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | X | 2 |6 - 8| - |15 - 20 | - | 2 | 2 | 10 |О | 25 - 30 | |--------|--------------|-----|---|--------|----|-------------|-------------------|-------|--------|------------------| | XI | 2 |6 - 8| - |15 - 20 | - | 2 | 2 | 10 | | 30 - 35 | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 5 (рекомендуемое) ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТРЕХСОВМЕЩЕННОГО КОМПЛЕКТОВАНИЯ КЛАССОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ -------------------------------------------------------------------------- | Вариант 1 | Вариант 2 | | | | | --------- | ------- --- | | |Х|Х|Х|Х| | |Х|Х|Х| |Х| | | --------|-------- | ------|-----|-| | | |х|х|х|х| | 1 полугодие |х|х|х|х| | | --|-|-|-|-- | --|-|-|-|-- | | | | | | | | | | | | | | | --------- | --------- | |-----------------------------------|------------------------------------| | --------- | ------- --- | | |Х|Х|Х|Х| | |Х|Х|Х| |Х| | | --------|-------- | ------|-----|-| | | | | | | | | 2 полугодие | | | | | | | --|-|-|-|-- | --|-|-|-|-- | | |х|х|х|х| | |х|х|х|х| | | --------- | --------- | |------------------------------------------------------------------------| | --- | | |Х| - 1 класс | | --- | |------------------------------------------------------------------------| | --- | | |х| - 2 класс | | --- | |------------------------------------------------------------------------| | --- | | | | - 3 класс | | --- | -------------------------------------------------------------------------- Примечание. Продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков - до 35 мин. В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 мин., во 2 - 35 мин. Второй перерыв (20 мин.) используется для питания детей. Третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе. Во 2 варианте в первом классе после 3 урока проводится 2,5 часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования. Приложение 6 (рекомендуемое) ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. ---------------------------------------------------------------------- | Предмет | Количество баллов | |------------------------------------------------|-------------------| | Математика, русский язык (для национальных | 11 | | общеобразовательных учреждений) | | |------------------------------------------------|-------------------| | Иностранный язык | 10 | |------------------------------------------------|-------------------| | Физика, химия | 9 | |------------------------------------------------|-------------------| | История | 8 | |------------------------------------------------|-------------------| | Родной язык, литература | 7 | |------------------------------------------------|-------------------| | Естествознание, география | 6 | |------------------------------------------------|-------------------| | Физкультура | 5 | |------------------------------------------------|-------------------| | Труд | 4 | |------------------------------------------------|-------------------| | Черчение | 3 | |------------------------------------------------|-------------------| | Рисование | 2 | |------------------------------------------------|-------------------| | Пение | 1 | ---------------------------------------------------------------------- Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11 классов. Для обучающихся в 5 - 11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Приложение 7 (обязательное) САНИТАРНО - ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЙ РЕЖИМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ПЕРИОД КАРАНТИНА ---------------------------------------------------------------------- | Наименование объекта | Способ и режим обеззараживания | |--------------------------|-----------------------------------------| | 1. Помещение (пол, | Обработку проводят способом протирания | | стены, двери, подоконники| ветошью, смоченной в одном из | | и др.), жесткая мебель | дезинфицирующих растворов: | | | 0,5%-ный раствор хлорамина - 60 мин.; | | | 0,5%-ный раствор хлорной извести или | | | извести белильной термостойкой - | | | 60 мин.; | | | 0,25%-ный раствор НГК, ДОСГК - 60 мин.; | | | 0,2%-ный раствор сульфохлорантина - | | | 60 мин.; | | | 3%-ный (по ДВ) раствор перекиси | | | водорода с моющим средством (0,5%) - | | | 60 мин.; | | | 1%-ный (по ДВ) раствор перамина - | | | 60 мин.; | | | 1% (по ДВ) раствор полисепта - | | | 60 мин.; | | | 3%-ный раствор амфолана - 60 мин.; | | | 0,5%-ный раствор катамина ЛБ - 30 мин. | |--------------------------|-----------------------------------------| | 2. Ковры | Дважды почистить щеткой, смоченной: | | | 0,5%-ным раствором хлорамина; | | | 0,2%-ным раствором сульфохлорантина; | | | 1%-ным раствором перамина; | | | 0,5%-ным раствором катамина АБ и на | | | время карантина убрать | |--------------------------|-----------------------------------------| | 3. Посуда, освобожденная | Кипячение в воде или в 2%-ном растворе | | от остатков пищи | соды - 15 мин. | | | Погружение в один из дезинфицирующих | | | растворов на 60 мин: | | | 1%-ный раствор хлорамина, | | | 1%-ный осветленный раствор хлорной | | | извести, | | | 0,5%-ный раствор НГК; | | | 0,2%-ный раствор сульфохлорантина, | | | 3%-ный раствор амфолана, | | | 1%-ный раствор катамина АБ. | | | Посуду после дезинфекции вымыть, | | | сполоснуть и высушить | |--------------------------|-----------------------------------------| | 4. Остатки пищи | Кипячение - 15 мин. | | | Засыпание хлорной известью (или | | | известью белильной термостойкой) 200 | | | г/кг - 60 мин. | | | НГК, ДОСГК 100 г/кг | |--------------------------|-----------------------------------------| | 5. Санитарно - | Крышки унитазов мыть горячей мыльной | | техническое | водой. | | оборудование | Унитазы, ванны, раковины протереть | | (раковины, | дважды одним из растворов, указанных | | унитазы и др.) | в п. 1, или протереть чистяще - | | | дезинфицирующим средством: Белка, | | | Блеск-2, Санита, ПЧД, Санитарный, | | | Дезус, Дезэф и др. - в соответствии с | | | рекомендациями по изменению средства на | | | этикетке. Использованные квачи, | | | уборочный материал погружают в 0,5%-ный | | | раствор НГК или 1%-ный раствор хлорной | | | извести - на 30 мин., прополаскивают и | | | высушивают. Хранят чистые квачи и | | | уборочный материал в специальной | | | промаркированной таре в хозяйственном | | | шкафу | |--------------------------|-----------------------------------------| | 6. Изделия медицинского | Химический метод: погружение или | | назначения из стекла, | протирание одним из дезинфицирующих | | металла, резин, | растворов: | | пластмасс | 1,0%-ный раствор хлорамина - 30 мин.; | | | 2,5%-ный (0,5%-ный ДВ) раствор | | | хлоргексидина биглюконата - 30 мин.; | | | 3%-ный (по ДВ) раствор перекиси | | | водорода с 0,5%-ным раствором моющего | | | средства - 80 мин. | | | Физический метод (кроме изделий из | | | пластмасс): | | | кипячение в воде или 2%-ном растворе | | | соды - 15 мин.; | | | сухой горячий воздух 120 град. | | | С - 45 мин. | |--------------------------|-----------------------------------------| | 7. Руки персонала | Для гигиенического обеззараживания руки | | | обрабатывают ватным тампоном в течение | | | 2 мин. одним из растворов: | | | 2,5%-ный (0,5%-ный) водный раствор | | | хлоргексидина биглюконата; | | | 1%-ный раствор йодопирона; | | | 0,5%-ный раствор хлорамина, | | | а затем моют мылом | ---------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |