О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 25.12.2001 N 19/2 "ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999-2001 ГОДЫ И ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 25 января 2002 г. N 193 (НЦПИ) В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2001 N 19/2 "Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы" приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы (приложение N 1). 1.2. Межведомственную программу развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, согласованную с Министерством культуры Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (приложение N 2). 2. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной): 2.1. Направить материалы по итогам реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы в органы управления образованием и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации для использования в практической работе. 2.2. Провести во II квартале 2002 года Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. 2.3. До 20.02.2002 подготовить письма руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств для введения в штатное расписание образовательных учреждений общего и начального профессионального образования должностей заместителя директора по воспитательной работе, психолога и социального педагога; об участии обучающихся в управлении общеобразовательным учреждением. 2.4. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф.Сауткиным), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) до 20.05.2003 подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о национальной программе развития воспитания детей и молодежи в Российской Федерации и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. 2.5. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования (А.В.Баранниковым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалиным) до 10.03.2003 разработать критерии уровня социальной компетентности воспитанников и обучающихся образовательных учреждений. 2.6. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф.Сауткиным), Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой), Управлением специального образования (Д.С.Шиловым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалиным) провести в 2003/2004 учебном году II Всероссийский конкурс моделей организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях всех типов. 2.7. Совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым) включить в план приоритетных направлений реализации Федеральной программы развития образования создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития воспитания. 3. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) разработать до 02.03.2002 рекомендации по повышению воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. 4. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (З.А.Нефедовой) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) до 01.11.2002 организовать подготовку к изданию учебно-методического пособия "Воспитать человека" для использования в практической деятельности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, родительской общественности. 5. Департаменту по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) разработать до 01.04.2002 рекомендации по развитию студенческого самоуправления в средних и высших профессиональных учебных заведениях. 6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н.Геворкян) до 01.12.2002 представить предложения о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты в части оценки эффективности воспитательной деятельности образовательных учреждений. 7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 7.1. Проанализировать итоги реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, определить перспективы развития воспитания на 2002-2004 годы в образовательных учреждениях всех типов и видов. 7.2. Совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации, заинтересованными ведомствами и общественными организациями активизировать работу с детьми и подростками по месту их жительства. 7.3. Изыскивать возможности для моральной и материальной поддержки педагогических коллективов образовательных учреждений, успешно осуществляющих воспитательную деятельность. 7.4. Привлекать местные средства массовой информации для освещения лучшего опыта образовательных учреждений по развитию воспитания в системе образования. 8. Пресс-службе (С.В.Омельченко) обеспечить освещение в средствах массовой информации материалов органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по развитию воспитания в системе образования России. 9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных. Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов 25 января 2002 г. N 193 Приложение N 1 к приказу Минобразования России от 25 января 2002 года N 193 Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы Реализация государственной политики в области воспитания детей и молодежи В Российской Федерации проживает 38 млн.детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти населения страны. Будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (далее - Программа), утвержденная приказом Минобразования России от 18.10.99 N 574, определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)". Итоги реализации конкретных мер по обеспечению развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы свидетельствуют о том, что в течение этих двух лет была заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях через: обновление нормативной правовой базы по вопросам воспитания. Внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство, разработаны проекты новых и изданы сборники действующих нормативных актов; научно-методическое обеспечение развития воспитания с учетом специфики образовательных учреждений разных типов. Проведено более 20 научных исследований по актуальным проблемам воспитания детей и молодежи в современных условиях; всероссийские научно-практические конференции, семинары, научные дискуссии; активизировалась деятельность методической службы по обобщению и распространению передового опыта работы по организации единства образовательного процесса, его диагностике, развитию воспитательных систем, созданию банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; повысилась роль Научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи в реализации практических мероприятий Программы; информационно-методическое обеспечение: издание аннотированного каталога-справочника учебно-методической литературы по вопросам воспитания и подготовки детей к школе; разработка региональных программ развития воспитания, инновационных образовательных программ и пособий для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов, методических рекомендаций в адрес педагогических работников по актуальным вопросам воспитания детей и молодежи; издание серии "Воспитание и дополнительное образование детей" в издательстве "Владос", информационно-методического журнала "Внешкольник", методических пособий "Высшая школа. Диалоги о воспитании"; подготовка рукописей "Книги вожатого" и "Настольной книги классного руководителя"; обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования к решению современных задач воспитания детей и молодежи: реализация плана повышения квалификации специалистов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, ГосНИИ семьи и воспитания РАО; разработка пакета соответствующих программ курсов для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования детей, социальных педагогов, организаторов летнего отдыха детей и др.; введение в средних специальных учебных заведениях новых специальностей - "Организация воспитательной деятельности" и "Педагогика дополнительного образования"; разработка методических рекомендаций "О деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении". За два года реализации Программы количество специалистов, призванных обеспечивать организацию воспитательной деятельности в образовательных учреждениях России, возросло на 8207 человек; разработку на основе Программы и реализацию конкретных программ развития воспитания на региональном и муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях всех типов; создание моделей воспитательных систем; обеспечение занятости детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей (42% обучающихся), в клубах по месту жительства, в школьных кружках и секциях (за два года количество кружков и секций в общеобразовательных учреждениях увеличилось на 8,7%, количество обучающихся соответственно на 8,8%), что позитивно сказалось на снижении правонарушений среди несовершеннолетних (в 2000 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2%, а количество несовершеннолетних участников преступлений - на 3,1%). Все это естественным образом оказало положительное воздействие на развитие воспитания детей и молодежи. За два года в системе образования удалось переломить ситуацию: повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе личностно-ориентированного подхода, традиций российской педагогики, полученных научных исследований. В ходе реализации Программы в 1999-2001 годах системе образования были предъявлены достаточно высокие требования по развитию воспитания, что, к сожалению, не всегда сопровождалось созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты образовательных учреждений необходимого количества руководящих и педагогических кадров, в т.ч. методистов, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности; увеличением заработной платы и соответствующих надбавок; коренными изменениями в подготовке на базе высшей профессиональной школы педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса; введением критериев оценки уровня воспитанности обучающихся при аттестации образовательных учреждений всех типов; созданием необходимых условий, в т.ч. финансовых и материально-технических для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. В результате, несмотря на отдельные улучшения, в развитии воспитания в системе образования России сделаны лишь первые шаги. Реальная эффективность работы возможна только при повышении требований к развитию воспитания с одной стороны и активной государственной поддержке на всех уровнях с другой стороны. В целях закрепления и дальнейшего совершенствования наметившихся достижений в развитии воспитания на 2002-2004 годы ставятся следующие задачи: 1. Довести опыт работы образовательных учреждений разных типов по созданию моделей организации воспитательной деятельности, ставших лауреатами I Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений и Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах, до педагогических работников образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в их практической работе. 2. На основе реально существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию "воспитательного пространства" микрорайона, малого города, сельской местности, что позволит включить в развитие воспитания детей и молодежи все социальные институты общества. 3. Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту их жительства, увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечению семьи к воспитанию детей и молодежи. 4. Повсеместно способствовать развитию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями; содействовать созданию детских и молодежных общественных организаций. 5. Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях. 6. Укреплять взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и молодежи. Основные направления и этапы реализации Программы развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на: необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок; восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных граждан; достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи; расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность. Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования России на новом качественном уровне являются: активизация мер по повышению социального статуса воспитания в российском обществе; развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; демократического стиля руководства "воспитательным процессом"; создание единого образовательного пространства; создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением; развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода; разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения; формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны; усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; повышение социального статуса педагогических работников, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности; создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений; создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей; активное использование возможностей морального и материального поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности; развитие сети учреждений дополнительного образования детей, особенно клубов по месту жительства, в том числе в сельской местности; разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения. Кроме того, в ходе реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы выделены приоритетные направления, нуждающиеся в особом внимании и поддержке: ------------------------------------------------------------------------ | "Наш двор" | - организация работы с детьми и подростками по | | | месту их жительства. | |-----------------|----------------------------------------------------| | Ожидаемые | - создание федеральных экспериментальных | | результаты: | площадок по развитию клубов и творческих | | | объединений по месту жительства обучающихся в | | | федеральных округах Российской Федерации; | | | решение правовых и финансовых вопросов | | | организации работы с детьми и подростками по | | | месту их жительства; охват занятиями по | | | интересам в клубах по месту жительства до 30% | | | подростков микрорайона; обобщение опыта по | | | созданию "воспитательного пространства" | | | микрорайона, малых городов, сельской местности. | |-----------------|----------------------------------------------------| | "Быть | - кадровое обеспечение развития воспитания в | | рядом и чуть | образовательных учреждениях. | | впереди!" | | |-----------------|----------------------------------------------------| | Ожидаемые | - обеспечение образовательных учреждений | | результаты: | разных типов педагогическими и руководящими | | | кадрами для организации воспитательной | | | деятельности (разработка нормативов, определение | | | базовых образовательных учреждений по | | | подготовке, переподготовке и повышению | | | квалификации различных специалистов); повышение | | | роли высших педагогических профессиональных | | | учебных заведений в подготовке педагогических | | | кадров, способных решать задачи воспитания | | | подрастающего поколения. | |-----------------|----------------------------------------------------| | "Лидер" | - создание условий для участия обучающихся в | | | управлении образовательными учреждениями, | | | развитие деятельности детских и молодежных | | | общественных организаций и объединений. | |-----------------|----------------------------------------------------| | Ожидаемые | - создание федеральных экспериментальных | | результаты: | площадок в федеральных округах Российской | | | Федерации по разработке моделей участия | | | обучающихся в управлении образовательными | | | учреждениями, внедрение передового опыта в | | | практику работы общеобразовательных учреждений | | | России; создание условий для повсеместного | | | развития детских и молодежных общественных | | | организаций и объединений в образовательных | | | учреждениях разных типов и по месту жительства | | | обучающихся. Эти направления призваны не только | | | повысить потенциал системы воспитания для | | | достижения планируемых результатов, но и в целом | | | способствовать эффективности модернизации | | | российского образования на предстоящие годы. | ------------------------------------------------------------------------ План действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы составлен с учетом особенностей развития воспитания в образовательных учреждениях разного типа, адресован органам управления образованием, органам по делам молодежи, педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов, ученым, родительской общественности, руководителям детских и молодежных общественных и других организаций, осуществляющих воспитание обучающихся и воспитанников. Дошкольное образование В ходе первого этапа реализации Программы (1999-2001 годы) основной упор был сделан на сохранение и укрепление материально-технической базы сети дошкольных образовательных учреждений; совершенствование подготовки кадров воспитателей, ориентированных на решение современных задач; разработку и внедрение комплексных образовательных программ и воспитательных технологий. План действий по реализации Программы на 2002-2004 годы направлен прежде всего на создание системы приобщения детей к культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания, социализации, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и общего образования; развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей; на активизацию работы с детьми, находящимися вне дошкольных образовательных учреждений. Общее образование В целях создания условий для повышения воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений предполагается значительное усиление воспитывающей функции образовательного процесса; дальнейшее развитие психолого-педагогической службы как основы индивидуализации целостного образовательного процесса; организация всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей; функционирование общеобразовательного учреждения как открытой системы, способствующей укреплению взаимодействия с семьей, повышению роли родительской общественности в управлении общеобразовательным учреждением. На первой ступени общего образования приоритет будет отдан приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья. На второй ступени общего образования особое внимание необходимо уделить участию обучающихся в управлении образовательным учреждением, развитию детских общественных организаций и объединений; вовлечению обучающихся в творческую деятельность по интересам в системе дополнительного образования детей, внеклассной и внешкольной деятельности, по месту их жительства; широкому привлечению семьи к организации воспитательной деятельности. На третьей ступени общего образования предполагается сделать акцент на развитии учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках научных обществ обучающихся (НОО), малых академий наук (МАН), очно-заочных школ по различным областям знаний; реализации дополнительных образовательных программ спортивной, художественной, технической и другой направленности, обеспечивающих допрофессиональную подготовку старшеклассников, способствующих интеграции основного общего и дополнительного образования в целях расширения "воспитательного пространства" для самореализации личности, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению; реализации под руководством педагогов социально-значимых проектов в ходе Всероссийской акции "Я - гражданин России!". Профессиональное образование - создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различного типа; формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений; формирование самоуправления. Создание условий для дальнейшего развития личности в период обучения. Ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда. Использование возможностей дополнительного образования, досуговой, клубной деятельности, молодежных общественных организаций в формировании гражданского самосознания, духовно-нравственном становлении обучающихся; расширение сети служб социально-психологической помощи, воспитание толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; развитие многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих организацию внеучебной деятельности. Реализация основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы призвана способствовать: сохранению исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формированию духовно-нравственных качеств личности; воспитанию патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитию культуры межэтнических отношений; разностороннему развитию детей и молодежи; формированию их творческих способностей; созданию условий для самореализации личности; воспитанию у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; формированию основ культуры здоровья; сознательного отношения к семейной жизни; формированию трудовой мотивации, обучению основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. В основе воспитания должен лежать принцип, в соответствии с которым все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо. В процессе воспитания необходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый из них имеет предпосылки для развития своей личности и что индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним. Воспитание должно показать значение знания как созидательной и преобразующей силы как для развития личности, так и для формирования гуманных отношений в обществе. План действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы 1. Реализация государственного заказа на воспитание личности Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования; Программе развития воспитания в системе образования России. --------------------------------------------------------------------------- | Мероприятия | Сроки | Исполнитель | | | исполнения| | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.1. Разработка критериев| 2003 год | Управление воспитания и| | уровня социальной| | дополнительного образования| | компетенции воспитанников| | детей и молодежи, структурные| | и обучающихся | | подразделения Минобразования| | | | России | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.2. Реализация программ| 2002-2004 | Органы управления образованием| | развития воспитания на| годы | субъектов Российской Федерации,| | региональном и| | структурные подразделения| | муниципальном уровнях;| | Минобразования России | | разработка моделей| | | | организации воспитательной| | | | деятельности в| | | | образовательных | | | | учреждениях разных типов | | | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.3. Издание и пропаганда| 2002 год | Управление воспитания и| | лучших моделей организации| | дополнительного образования| | воспитательной | | детей и молодежи, | | деятельности в| | Управление учебного | | образовательных | | книгоиздания, | | учреждениях разных типов в| | библиотек и медиатек| | системе образования России| | Минобразования России | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.4. Создание в рамках| 2002 год | Управление воспитания и| | ФПРО федеральных| | дополнительного образования| | экспериментальных площадок| | детей и молодежи, | | по развитию| | Департамент по молодежной| | "воспитательного | | политике Минобразования России, | | пространства" в| | органы управления образованием и| | микрорайонах, малых| | органы по делам молодежи| | городах, сельской| | субъектов Российской Федерации | | местности в федеральных| | | | округах Российской| | | | Федерации | | | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.5. Разработка | май | Управление воспитания и| | рекомендаций по| 2002 года | дополнительного образования| | организации | | детей и молодежи, | | дополнительного | | Управление общеобразовательных | | образования детей в| | учреждений и инспектирования| | общеобразовательных | | Минобразования России | | учреждениях | | | |---------------------------|-----------|---------------------------------| | 1.6. Разработка | апрель | Департамент образовательных | | рекомендаций по| 2002 года | программ и стандартов общего| | организации воспитательной| | образования, | | работы в ходе эксперимента| | Управление воспитания и| | по совершенствованию| | дополнительного образования| | структуры содержания| | детей и молодежи Минобразования| | общего образования | | России | --------------------------------------------------------------------------- 2. Повышение ответственности руководящих и педагогических кадров за развитие воспитания в системе образования России --------------------------------------------------------------------------- |Мероприятия |Сроки |Исполнитель | | |исполнения| | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |1 |2 |3 | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.1. Введение в штаты|2002-2004 |Органы управления образованием| |образовательных учреждений|годы |субъектов Российской Федерации, | |должностей педагогических| |руководители образовательных | |работников, обеспечивающих| |учреждений | |организацию воспитательной| | | |деятельности | | | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.2. Развитие творческих|2002-2004 |Органы управления образованием| |объединений по интересам,|годы |субъектов Российской Федерации, | |кружков, спортивных секций и| |руководители образовательных | |т.д. на базе| |учреждений | |общеобразовательного | | | |учреждения | | | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.3. Разработка |2002 год |Органы управления образованием| |индивидуальной карты роста| |субъектов Российской Федерации, | |личности обучающегося в| |руководители образовательных | |единстве образовательного| |учреждений | |процесса | | | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.4. Разработка критериев|2002-2003 |Управление воспитания и| |оценки воспитательной|годы |дополнительного образования| |деятельности образовательного| |детей и молодежи, | |учреждения разных типов | |заинтересованные подразделения | | | |Минобразования России, | | | |ГосНИИ семьи и воспитания РАО | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.5. Подготовка ежегодного|ежегодно |ГосНИИ семьи и воспитания РАО, | |анализа реализации| |заинтересованные подразделения | |образовательными учреждениями| |Минобразования России, | |разных типов воспитательной| |органы управления образованием| |функции | |субъектов Российской Федерации | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.6. Разработка комплекта|2003-2004 |Управление дошкольного | |программ и|годы |образования Минобразования| |учебно-методических пособий| |России, | |по обеспечению взаимодействия| |институты РАО, | |дошкольного образовательного| |медико-психологический центр | |учреждения и семьи в| |Северо-Западного округа г.Москвы| |формировании основ| | | |духовно-нравственного, | | | |патриотического и| | | |культурно-миротворческого | | | |воспитания детей дошкольного| | | |возраста | | | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.7. Подготовка и издание|2003-2004 |Управление дошкольного | |сборника актуальных|годы |образования Минобразования| |технологий воспитания детей| |России | |дошкольного возраста (из| | | |опыта работы дошкольного| | | |образовательного учреждения) | | | |-----------------------------|----------|--------------------------------| |2.8. Разработка и проведение|2003 год |Департамент образовательных | |мониторинга "Воспитательный| |программ и стандартов общего| |потенциал урока" (по| |образования Минобразования| |результатам эксперимента по| |России, институты РАО | |совершенствованию структуры и| | | |содержания общего| | | |образования) | | | --------------------------------------------------------------------------- 3. Внедрение передового опыта, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений -------------------------------------------------------------------------------- | Мероприятия | Сроки | Исполнитель | | | исполнения| | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.1. Разработка | I кв. | Управление воспитания и дополнительного| | программы повышения| 2004 года | образования детей и молодежи| | квалификации руководящих| | Минобразования России, | | и педагогических кадров| | АПК и ПРО Минобразования России, | | органов управления| | ГосНИИ семьи и воспитания РАО | | образованием, | | | | образовательных | | | | учреждений всех типов | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.2. Проведение | IV кв. | Управление воспитания и дополнительного| | Всероссийского | 2002 года | образования детей и молодежи| | семинара-совещания | | Минобразования России, | | "Воспитательная | | институты РАО, | | деятельность классного| | негосударственное образовательное | | руководителя в| | учреждение - центр "Педагогический| | современных условиях" | | поиск" | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.3. Подготовка к| Ill кв. | Управление воспитания и дополнительного| | изданию | 2003 года | образования детей и молодежи| | научно-методического | | Минобразования России, | | сборника по организации| | институты РАО | | работы в области| | | | воспитания и| | | | дополнительного | | | | образования детей и| | | | молодежи в| | | | образовательных | | | | учреждениях | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.4. Подготовка к| Ill кв. | Управление воспитания и дополнительного| | изданию "Книги вожатого"| 2002 года | образования детей и молодежи| | | | Минобразования России, Союз пионерских| | | | организаций (Федерация детских| | | | организаций), Педобщество России | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.5. Организация | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного| | Всероссийских | | образования детей и молодежи| | научно-методических | | Минобразования России, | | обучающих семинаров: | | негосударственное образовательное | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | "Воспитание в сельской| 2003 год | учреждение - центр "Педагогический| | школе", "Воспитание в| | поиск", институты РАО, АПК и ПРО| | начальной школе" | | Минобразования России | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.6. Разработка | IV кв. | Управление специального образования,| | методических | 2002 года | Управление воспитания и дополнительного| | рекомендаций для органов| | образования детей и молодежи| | управления образованием| | Минобразования России, Комитет| | и педагогических| | образования Алтайского края | | коллективов | | | | образовательных | | | | учреждений по| | | | психологическому | | | | сопровождению | | | | воспитательной | | | | деятельности в| | | | общеобразовательном | | | | учреждении | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.7. Разработка | 2002-2005 | Управление дошкольного образования| | тематических модулей| годы | Минобразования России, | | программ курсов| | АПК и ПРО Минобразования России | | повышения квалификации| | | | специалистов дошкольного| | | | образования (органов| | | | управления образованием,| | | | дошкольных | | | | образовательных | | | | учреждений, ИПК) по теме| | | | "Содержание и формы| | | | сотрудничества | | | | дошкольных | | | | образовательных | | | | учреждений с семьей по| | | | духовно-нравственному | | | | воспитанию детей" | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.8. Пропаганда | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного| | регионального опыта| годы | образования детей и молодежи, | | работы по развитию| | Департамент по молодежной политике| | воспитания в серии| | Минобразования России, | | учебно-методических | | органы управления образованием и органы| | пособий "Воспитание и| | по делам молодежи субъектов Российской| | дополнительное | | Федерации | | образование детей"| | | | издательства "Владос",| | | | на страницах журналов| | | | "Внешкольник" и| | | | "Студенчество. Диалоги о| | | | воспитании" | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.9. Определение базовых| 2002 год | Структурные подразделения | | площадок по повышению| | Минобразования России, органы| | квалификации | | управления образованием субъектов| | педагогических и| | Российской Федерации | | руководящих кадров с| | | | учетом специфики их| | | | деятельности | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.10.Создание базы | 2002 год | Управление воспитания и дополнительного| | данных передового опыта| | образования детей и молодежи, | | развития воспитания в| | структурные подразделения | | образовательных | | Минобразования России | | учреждениях разных типов| | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.11. Создание | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного| | федеральных | годы | образования детей и молодежи, | | экспериментальных | | структурные подразделения | | площадок в рамках ФПРО| | Минобразования России, | | по отработке вариативных| | органы управления образованием| | моделей развития| | субъектов Российской Федерации | | воспитания: создание| | | | воспитательной системы в| | | | образовательном | | | | учреждении, организация| | | | работы по месту| | | | жительства обучающихся,| | | | развитие дополнительного| | | | образования в условиях| | | | общеобразовательного | | | | учреждения, развитие| | | | сети учреждений| | | | дополнительного | | | | образования детей | | | |-------------------------|-----------|----------------------------------------| | 3.12. Проведение | 2003-2004 | Структурные подразделения | | научно-исследовательской| годы | Минобразования России, | | работы в области| | институты РАО | | воспитания с учетом| | | | специфики | | | | образовательных | | | | учреждений | | | -------------------------------------------------------------------------------- 4. Координация взаимодействия по реализации Плана действий, обеспечение "обратной связи" Минобразования России с органами управления образованием субъектов Российской Федерации ----------------------------------------------------------------------------------- |Мероприятия |Сроки |Исполнитель | | |исполнения| | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |1 |2 |3 | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.1. Проведение региональных |2002-2004 |Структурные подразделения | |и федеральных мероприятий на |годы |Минобразования России, | |базе лучших образовательных | |органы управления образованием | |учреждений, имеющих опыт | |субъектов Российской Федерации | |организации воспитательной | | | |деятельности | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.2. Максимальное |2002-2004 |Структурные подразделения | |использование форм |годы |Минобразования России, | |морального и материального | |органы управления образованием | |поощрения педагогических и | |субъектов Российской Федерации | |руководящих работников, | | | |образовательных учреждений | | | |разных типов за достигнутые | | | |успехи в области воспитания | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.3. Подготовка ежегодных |ежегодно |Управление воспитания и дополнительного | |отчетов об итогах развития | |образования детей и молодежи, | |воспитания в системе | |структурные подразделения | |образования | |Минобразования России, | | | |органы управления образованием | | | |субъектов Российской Федерации | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.4. Работа со средствами |2002-2004 |Структурные подразделения | |массовой информации по |годы |Минобразования России, | |освещению лучшего опыта | |органы управления образованием | |образовательных учреждений | |субъектов Российской Федерации | |по организации | | | |воспитательной деятельности | | | |с детьми и молодежью | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.5. Подготовка |Ill кв. |Департамент образовательных программ и | |информационно-аналитического |2002 года |стандартов общего образования | |материала "Воспитательный | |Минобразования России | |потенциал современных | | | |образовательных программ и | | | |учебников" | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.6. Обобщение опыта |IV кв. |Управление воспитания и дополнительного | |взаимодействия |2002 года |образования детей и молодежи | |образовательных учреждений с | |Минобразования России, | |семьей | |органы управления образованием | | | |субъектов Российской Федерации, | | | |ГосНИИ семьи и воспитания РАО | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.7. Подготовить и провести |2004 год |Управление воспитания и дополнительного | |II Всероссийский конкурс | |образования детей и молодежи, | |моделей организации | |структурные подразделения | |воспитательной деятельности | |Минобразования России, | |образовательных учреждений | |органы управления образованием | |всех типов | |субъектов Российской Федерации | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.8. Введение в ежегодный |ежегодно |Минобразование России совместно с | |государственный доклад "О | |Минтрудом России | |положении детей в Российской | | | |Федерации" разделов: | | | |"Состояние и основные | | | |проблемы воспитания детей: | | | |тенденции и приоритеты"; | | | |"Роль семьи в воспитании | | | |детей" | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.9. Проведение |ежегодно |Структурные подразделения | |Всероссийского родительского | |Минобразования России, | |собрания по проблемам | |институты РАО, | |воспитания | |Педобщество России | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.10. Проведение "круглых |2002-2004 |Управление воспитания и дополнительного | |столов" с представителями |годы |образования детей и молодежи, | |различных конфессий по | |Департамент по молодежной политике | |проблемам воспитания | |Минобразования России | |подрастающего поколения | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.11. Проведение |ежегодно |Структурные подразделения | |научно-практических | |Минобразования России, | |конференций, семинаров по | |заинтересованные министерства и | |проблемам предупреждения | |ведомства, | |безнадзорности, | |общественные организации | |беспризорности, | | | |правонарушений, наркомании | | | |среди детей и молодежи | | | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.12. Разработка |I кв. |Управление воспитания и дополнительного | |программно-методических |2003 года |образования детей и молодежи | |мероприятий по семейному | |Минобразования России, | |воспитанию | |комитет образования Тюменской области | |-----------------------------|----------|----------------------------------------| |4.13. Проведение мониторинга |2003-2004 |ГосНИИ семьи и воспитания РАО, органы | |современного состояния |годы |управления образованием и органы по | |воспитания детей и молодежи | |делам молодежи субъектов Российской | |в России, места и роли | |Федерации | |социальных институтов в | | | |формировании единого | | | |"воспитательного | | | |пространства" | | | ----------------------------------------------------------------------------------- |