О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 25.12.2001 N 19/2 "ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999-2001 ГОДЫ И ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2002-20. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 25.01.02 193

         О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
         ОТ 25.12.2001 N 19/2 "ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
           РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
        НА 1999-2001 ГОДЫ И ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ
         ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ"

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          25 января 2002 г.
                                N 193

                                (НЦПИ)


     В соответствии  с  решением  коллегии  Минобразования  России  от
25.12.2001  N 19/2 "Об итогах реализации Программы развития воспитания
в  системе  образования  России  на  1999-2001  годы  и  об   основных
направлениях  развития  воспитания  в системе образования на 2002-2004
годы" приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Основные направления и план действий по реализации Программы
развития  воспитания  в  системе  образования России на 2002-2004 годы
(приложение N 1).
     1.2. Межведомственную  программу развития системы дополнительного
образования детей на 2002-2005  годы,  согласованную  с  Министерством
культуры  Российской  Федерации и Государственным комитетом Российской
Федерации по физической культуре, спорту и туризму (приложение N 2).
     2. Управлению  воспитания  и  дополнительного образования детей и
молодежи (В.А.Березиной):
     2.1. Направить  материалы по итогам реализации Программы развития
воспитания в системе образования России на  1999-2001  годы  в  органы
управления   образованием   и   органы  по  делам  молодежи  субъектов
Российской Федерации для использования в практической работе.
     2.2. Провести  во  II  квартале 2002 года Всероссийское совещание
руководителей органов  управления  образованием  субъектов  Российской
Федерации  по  реализации  Программы  развития  воспитания  в  системе
образования России на 1999-2001 годы.
     2.3. До   20.02.2002  подготовить  письма  руководителям  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  о  выделении
дополнительных    средств    для   введения   в   штатное   расписание
образовательных  учреждений  общего  и  начального   профессионального
образования должностей заместителя директора по воспитательной работе,
психолога и социального педагога;  об участии обучающихся в управлении
общеобразовательным учреждением.
     2.4. Совместно    с    Управлением    дошкольного     образования
(Т.И.Оверчук),    Управлением    общеобразовательных    учреждений   и
инспектирования      (В.Ф.Сауткиным),      Управлением      начального
профессионального   образования   (Е.Я.Бутко),   Управлением  среднего
профессионального  образования  (П.Ф.Анисимовым),   Департаментом   по
молодежной политике (Г.В.Куприяновой) до 20.05.2003 подготовить проект
постановления  Правительства  Российской  Федерации   о   национальной
программе  развития воспитания детей и молодежи в Российской Федерации
и внести  его  в  установленном  порядке  в  Правительство  Российской
Федерации.
     2.5. Совместно    с    Управлением    дошкольного     образования
(Т.И.Оверчук),  Департаментом  образовательных  программ  и стандартов
общего   образования   (А.В.Баранниковым),   Управлением    начального
профессионального   образования   (Е.Я.Бутко),   Управлением  среднего
профессионального    образования    (П.Ф.Анисимовым),    Департаментом
образовательных  программ  и  стандартов профессионального образования
(В.И.Кружалиным) до 10.03.2003 разработать критерии уровня  социальной
компетентности воспитанников и обучающихся образовательных учреждений.
     2.6. Совместно    с    Управлением    дошкольного     образования
(Т.И.Оверчук),    Управлением    общеобразовательных    учреждений   и
инспектирования (В.Ф.Сауткиным),  Управлением социально-педагогической
поддержки   и   реабилитации   детей  (Г.Н.Тростанецкой),  Управлением
специального   образования   (Д.С.Шиловым),   Управлением   начального
профессионального   образования   (Е.Я.Бутко),   Управлением  среднего
профессионального    образования    (П.Ф.Анисимовым),    Департаментом
образовательных  программ  и  стандартов профессионального образования
(В.И.Кружалиным) провести в 2003/2004 учебном  году  II  Всероссийский
конкурс    моделей    организации    воспитательной   деятельности   в
образовательных учреждениях всех типов.
     2.7. Совместно     с     Управлением     развития     образования
(П.Е.Кондрашовым) включить в план приоритетных направлений  реализации
Федеральной программы развития образования создание и функционирование
федеральных  экспериментальных  площадок  по   отработке   вариативных
моделей развития воспитания.
     3. Департаменту  образовательных  программ  и  стандартов  общего
образования  (А.В.Баранникову)  совместно  с  Управлением воспитания и
дополнительного   образования   детей   и   молодежи   (В.А.Березиной)
разработать  до  02.03.2002  рекомендации по повышению воспитательного
потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
     4. Управлению   учебного   книгоиздания,   библиотек  и  медиатек
(З.А.Нефедовой) совместно с Управлением воспитания  и  дополнительного
образования   детей   и   молодежи   (В.А.Березиной)   до   01.11.2002
организовать  подготовку  к   изданию   учебно-методического   пособия
"Воспитать  человека"  для  использования  в практической деятельности
руководителей   и   педагогических   работников    общеобразовательных
учреждений, родительской общественности.
     5. Департаменту   по   молодежной   политике    (Г.В.Куприяновой)
совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей
и молодежи (В.А.Березиной) разработать до 01.04.2002  рекомендации  по
развитию    студенческого    самоуправления   в   средних   и   высших
профессиональных учебных заведениях.
     6. Управлению    лицензирования,    аккредитации   и   аттестации
(Е.Н.Геворкян)  до  01.12.2002  представить  предложения  о   внесении
изменений  и  дополнений  в  соответствующие  нормативные акты в части
оценки  эффективности  воспитательной   деятельности   образовательных
учреждений.
     7. Рекомендовать  органам   управления   образованием   субъектов
Российской Федерации:
     7.1. Проанализировать   итоги   реализации   Программы   развития
воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы,  определить
перспективы развития воспитания на 2002-2004  годы  в  образовательных
учреждениях всех типов и видов.
     7.2. Совместно с органами по делам молодежи субъектов  Российской
Федерации, заинтересованными ведомствами и общественными организациями
активизировать работу с детьми и подростками по месту их жительства.
     7.3. Изыскивать   возможности   для   моральной   и  материальной
поддержки  педагогических  коллективов   образовательных   учреждений,
успешно осуществляющих воспитательную деятельность.
     7.4. Привлекать  местные   средства   массовой   информации   для
освещения   лучшего   опыта  образовательных  учреждений  по  развитию
воспитания в системе образования.
     8. Пресс-службе (С.В.Омельченко) обеспечить освещение в средствах
массовой  информации  материалов   органов   управления   образованием
субъектов   Российской   Федерации  и  образовательных  учреждений  по
развитию воспитания в системе образования России.
     9. Контроль   за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя министра Е.Е.Чепурных.
     
Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. Филиппов
25 января 2002 г.
N 193


                                                        Приложение N 1

                                       к приказу Минобразования России
                                                от 25 января 2002 года
                                                                 N 193

          Основные направления и план действий по реализации
         программы развития воспитания в системе образования
                       России на 2002-2004 годы

                 Реализация государственной политики
                в области воспитания детей и молодежи

     В Российской  Федерации  проживает  38   млн.детей   и   учащейся
молодежи,  что  составляет  более  четверти населения страны.  Будущее
России определяется уровнем их  воспитания,  обучения,  физического  и
духовного развития, гражданского становления.
     Программа развития воспитания в  системе  образования  России  на
1999-2001    годы   (далее   -   Программа),   утвержденная   приказом
Минобразования России от 18.10.99 N 574,  определила  цели,  задачи  и
направления   совершенствования   организации   воспитания  в  системе
образования на  долгосрочной  основе.  Она  направлена  на  реализацию
стратегии  развития воспитания подрастающих поколений,  определенной в
Конституции Российской  Федерации,  Законе  Российской  Федерации  "Об
образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной
доктрине образования в Российской  Федерации,  Концепции  модернизации
российского  образования,  государственной  программе  "Патриотическое
воспитание  граждан   Российской   Федерации   на   2001-2005   годы",
федеральной  целевой  программе  "Формирование  установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в российском  обществе  (2001-2005
годы)".
     Итоги реализации   конкретных   мер   по   обеспечению   развития
воспитания   в   системе   образования   России   на   1999-2001  годы
свидетельствуют о том,  что в течение  этих  двух  лет  была  заложена
основа   создания   условий   для   развития   системы   воспитания  в
образовательных учреждениях через:
     обновление нормативной  правовой  базы  по  вопросам  воспитания.
Внесены  соответствующие  изменения   и   дополнения   в   действующее
законодательство,   разработаны   проекты   новых  и  изданы  сборники
действующих нормативных актов;
     научно-методическое обеспечение   развития  воспитания  с  учетом
специфики образовательных учреждений разных типов.  Проведено более 20
научных  исследований  по  актуальным  проблемам  воспитания  детей  и
молодежи в  современных  условиях;  всероссийские  научно-практические
конференции,    семинары,    научные    дискуссии;    активизировалась
деятельность  методической  службы  по  обобщению  и   распространению
передового  опыта  работы  по  организации  единства  образовательного
процесса,  его диагностике,  развитию воспитательных систем,  созданию
банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта;
повысилась роль Научно-методического  совета  по  вопросам  воспитания
детей и молодежи в реализации практических мероприятий Программы;
     информационно-методическое обеспечение:  издание  аннотированного
каталога-справочника   учебно-методической   литературы   по  вопросам
воспитания  и  подготовки  детей  к  школе;  разработка   региональных
программ развития воспитания, инновационных образовательных программ и
пособий для организации воспитательной деятельности в  образовательных
учреждениях   разных   типов,   методических   рекомендаций   в  адрес
педагогических работников по актуальным вопросам  воспитания  детей  и
молодежи;  издание  серии  "Воспитание  и  дополнительное  образование
детей" в издательстве  "Владос",  информационно-методического  журнала
"Внешкольник",   методических   пособий   "Высшая   школа.  Диалоги  о
воспитании"; подготовка рукописей "Книги вожатого" и "Настольной книги
классного руководителя";
     обеспечение готовности  педагогических   и   руководящих   кадров
системы  образования  к  решению  современных задач воспитания детей и
молодежи: реализация плана повышения квалификации специалистов на базе
Академии    повышения   квалификации   и   переподготовки   работников
образования Минобразования России,  ГосНИИ  семьи  и  воспитания  РАО;
разработка  пакета  соответствующих  программ  курсов для заместителей
директоров по воспитательной работе,  педагогов-организаторов, старших
вожатых,   педагогов  дополнительного  образования  детей,  социальных
педагогов,  организаторов летнего  отдыха  детей  и  др.;  введение  в
средних   специальных   учебных   заведениях  новых  специальностей  -
"Организация    воспитательной     деятельности"     и     "Педагогика
дополнительного образования";  разработка методических рекомендаций "О
деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении".
За  два года реализации Программы количество специалистов,  призванных
обеспечивать организацию воспитательной деятельности в образовательных
учреждениях России, возросло на 8207 человек;
     разработку на основе Программы и реализацию  конкретных  программ
развития   воспитания  на  региональном  и  муниципальном  уровнях,  в
конкретных образовательных учреждениях всех  типов;  создание  моделей
воспитательных  систем;  обеспечение  занятости  детей  и  молодежи  в
учреждениях дополнительного образования  детей  (42%  обучающихся),  в
клубах по месту жительства,  в школьных кружках и секциях (за два года
количество  кружков  и  секций   в   общеобразовательных   учреждениях
увеличилось  на 8,7%,  количество обучающихся соответственно на 8,8%),
что   позитивно   сказалось   на   снижении    правонарушений    среди
несовершеннолетних   (в  2000  году  число  преступлений,  совершенных
подростками,  уменьшилось  по  сравнению  с  1999  годом  на  6,2%,  а
количество несовершеннолетних участников преступлений - на 3,1%).
     Все это естественным образом оказало положительное воздействие на
развитие   воспитания   детей  и  молодежи.  За  два  года  в  системе
образования удалось переломить ситуацию:  повысить статус воспитания в
образовательных  учреждениях,  привлечь  к проблеме воспитания широкую
педагогическую,  научную и родительскую общественность, гуманизировать
воспитание  на  основе  личностно-ориентированного  подхода,  традиций
российской педагогики, полученных научных исследований.
     В ходе реализации Программы в 1999-2001 годах системе образования
были предъявлены достаточно высокие требования по развитию воспитания,
что,  к  сожалению,  не  всегда  сопровождалось  созданием  адекватных
условий:  повсеместным введением в  штаты  образовательных  учреждений
необходимого  количества  руководящих и педагогических кадров,  в т.ч.
методистов,  обеспечивающих организацию  воспитательной  деятельности;
увеличением  заработной  платы  и соответствующих надбавок;  коренными
изменениями  в  подготовке  на  базе  высшей  профессиональной   школы
педагогических   кадров  для  обеспечения  образовательного  процесса;
введением  критериев  оценки  уровня  воспитанности  обучающихся   при
аттестации    образовательных   учреждений   всех   типов;   созданием
необходимых условий,  в т.ч.  финансовых и материально-технических для
организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
     В результате,  несмотря  на  отдельные  улучшения,   в   развитии
воспитания  в  системе  образования  России  сделаны лишь первые шаги.
Реальная эффективность работы возможна только при повышении требований
к  развитию  воспитания  с  одной  стороны  и активной государственной
поддержке на всех уровнях с другой стороны.
     В целях  закрепления и дальнейшего совершенствования наметившихся
достижений в развитии воспитания на 2002-2004 годы ставятся  следующие
задачи:
     1. Довести опыт работы образовательных учреждений разных типов по
созданию  моделей  организации  воспитательной  деятельности,  ставших
лауреатами   I   Всероссийского   конкурса    воспитательных    систем
образовательных   учреждений   и  Всероссийского  конкурса  моделей  и
проектов  организации  воспитательной   деятельности   в   вузах,   до
педагогических    работников   образовательных   учреждений,   органов
управления   образованием   субъектов   Российской    Федерации    для
использования в их практической работе.
     2. На   основе   реально   существующих   воспитательных   систем
конкретных    образовательных   учреждений   стремиться   к   созданию
"воспитательного пространства" микрорайона,  малого  города,  сельской
местности,  что  позволит  включить  в  развитие  воспитания  детей  и
молодежи все социальные институты общества.
     3. Обеспечить  эффективность  профилактики асоциального поведения
детей и молодежи,  детской  беспризорности,  правонарушений  и  других
негативных   явлений   за   счет  организации  максимальной  занятости
обучающихся через развитие системы дополнительного образования  детей,
организацию  работы  по  месту  их  жительства,  увеличение количества
творческих объединений по интересам в общеобразовательных  учреждениях
и  учреждениях  профессионального  образования,  привлечению  семьи  к
воспитанию детей и молодежи.
     4. Повсеместно  способствовать  развитию  участия  обучающихся  в
управлении  образовательными  учреждениями;   содействовать   созданию
детских и молодежных общественных организаций.
     5. Обеспечить   повышение   уровня   педагогических   работников,
осуществляющих    воспитательную    деятельность   в   образовательных
учреждениях.
     6. Укреплять   взаимодействие   с   заинтересованными   органами,
общественными и другими организациями по вопросу  воспитания  детей  и
молодежи.
     
               Основные направления и этапы реализации
         Программы развития воспитания в системе образования
                          на 2002-2004 годы
     
     Современная стратегия  воспитания  в  соответствии  с  Концепцией
модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:
     необходимость обеспечения   соответствия  содержания  и  качества
воспитания актуальным и перспективным потребностям личности,  общества
и государства;
     повышение роли   воспитательной   деятельности   в    гуманизации
общественно-экономических   отношений,  формировании  новых  жизненных
установок;
     восстановление ответственности  и  активной  роли  государства  в
воспитании юных граждан;
     достижение нового  уровня  взаимодействия семьи,  образовательных
учреждений,  органов управления  образованием,  детских  и  молодежных
общественных   организаций,   религиозных  конфессий  в  воспитании  и
социализации детей и молодежи;
     расширение активных субъектов воспитания,  включая все социальные
институты,    профессионально-педагогическое    сообщество,    широкую
общественность.
     Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе
образования России на новом качественном уровне являются:
     активизация мер по повышению  социального  статуса  воспитания  в
российском обществе;
     развитие профессионального   уровня   управления   воспитательной
деятельностью  в  образовательных  учреждениях;  формирование  единого
межведомственного   подхода   к   воспитанию   детей    и    молодежи;
демократического   стиля   руководства   "воспитательным   процессом";
создание единого образовательного пространства;
     создание системы   психолого-педагогической  и  медико-социальной
реабилитации семьи;  усиление поддержки родителей в  осуществлении  их
прав на участие в управлении образовательным учреждением;
     развитие многообразия   типов   образовательных   учреждений    и
образовательных  программ,  обеспечивающих индивидуализацию обучения и
воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;
     разработка инвариантных    моделей    содержания   воспитания   в
образовательных  учреждениях  с  учетом  современной   социокультурной
ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;
     формирование эффективной     системы     профилактики     детской
безнадзорности  и  беспризорности,  способной  обеспечить  преодоление
негативных проявлений среди детей и молодежи;
     реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о
правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения
страны;
     усиление взаимодействия   органов   управления   образованием   и
образовательных   учреждений   со   средствами   массовой  информации,
включение  СМИ  в  процессы  воспитания;   системное   противодействие
информации,    наносящей    вред    духовно-нравственному   воспитанию
подрастающего поколения;
     повышение социального статуса педагогических работников, создание
условий  для  их  профессионального  совершенствования  и  творчества;
информационно-методическое   и  научно-педагогическое  обеспечение  их
деятельности;  создание единой системы  подготовки  кадров  в  области
воспитания с учетом специфики образовательных учреждений;
     создание условий    для    введения    в    штатное    расписание
образовательных   учреждений  педагогов  дополнительного  образования,
старших  вожатых,   педагогов-организаторов,   социальных   педагогов,
педагогов-психологов, классных воспитателей;
     активное использование возможностей  морального  и  материального
поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией
воспитательной деятельности;
     развитие сети   учреждений   дополнительного  образования  детей,
особенно клубов по месту жительства, в том числе в сельской местности;
     разработка критериев    оценки    качества   и   результативности
воспитательной деятельности образовательного учреждения.
     Кроме того,  в  ходе  реализации  Программы развития воспитания в
системе образования России на  2002-2004  годы  выделены  приоритетные
направления, нуждающиеся в особом внимании и поддержке:
     
------------------------------------------------------------------------
| "Наш двор"      | - организация работы  с  детьми и  подростками  по |
|                 |   месту их жительства.                             |
|-----------------|----------------------------------------------------|
| Ожидаемые       | -      создание федеральных      экспериментальных |
| результаты:     |   площадок  по   развитию   клубов  и   творческих |
|                 |   объединений по  месту  жительства обучающихся  в |
|                 |   федеральных   округах   Российской    Федерации; |
|                 |   решение   правовых    и   финансовых    вопросов |
|                 |   организации  работы с  детьми  и подростками  по |
|                 |   месту   их   жительства;  охват   занятиями   по |
|                 |   интересам в  клубах по месту  жительства до  30% |
|                 |   подростков  микрорайона;   обобщение  опыта   по |
|                 |   созданию     "воспитательного      пространства" |
|                 |   микрорайона, малых городов, сельской местности.  |
|-----------------|----------------------------------------------------|
|      "Быть      | -      кадровое обеспечение развития воспитания  в |
| рядом  и   чуть |   образовательных учреждениях.                     |
| впереди!"       |                                                    |
|-----------------|----------------------------------------------------|
|      Ожидаемые  | -      обеспечение образовательных      учреждений |
| результаты:     |   разных  типов  педагогическими  и   руководящими |
|                 |   кадрами    для    организации     воспитательной |
|                 |   деятельности (разработка нормативов, определение |
|                 |   базовых     образовательных    учреждений     по |
|                 |   подготовке,    переподготовке    и     повышению |
|                 |   квалификации различных специалистов);  повышение |
|                 |   роли   высших  педагогических   профессиональных |
|                 |   учебных  заведений в  подготовке  педагогических |
|                 |   кадров,  способных   решать  задачи   воспитания |
|                 |   подрастающего поколения.                         |
|-----------------|----------------------------------------------------|
|      "Лидер"    | -      создание условий для участия обучающихся  в |
|                 |   управлении    образовательными     учреждениями, |
|                 |   развитие  деятельности   детских  и   молодежных |
|                 |   общественных организаций и объединений.          |
|-----------------|----------------------------------------------------|
|      Ожидаемые  | -      создание федеральных      экспериментальных |
| результаты:     |   площадок   в  федеральных   округах   Российской |
|                 |   Федерации   по   разработке   моделей    участия |
|                 |   обучающихся   в   управлении    образовательными |
|                 |   учреждениями,  внедрение   передового  опыта   в |
|                 |   практику  работы общеобразовательных  учреждений |
|                 |   России;  создание   условий  для   повсеместного |
|                 |   развития  детских   и  молодежных   общественных |
|                 |   организаций  и  объединений  в   образовательных |
|                 |   учреждениях разных типов  и по месту  жительства |
|                 |   обучающихся. Эти направления призваны не  только |
|                 |   повысить   потенциал  системы   воспитания   для |
|                 |   достижения планируемых результатов, но и в целом |
|                 |   способствовать    эффективности     модернизации |
|                 |   российского образования на предстоящие годы.     |
------------------------------------------------------------------------

     План действий  по  реализации  Программы  развития  воспитания  в
системе образования  России  на  2002-2004  годы  составлен  с  учетом
особенностей развития воспитания в образовательных учреждениях разного
типа,  адресован органам управления  образованием,  органам  по  делам
молодежи,  педагогическим  коллективам образовательных учреждений всех
типов,  ученым,  родительской общественности,  руководителям детских и
молодежных   общественных   и   других   организаций,   осуществляющих
воспитание обучающихся и воспитанников.
     Дошкольное образование
     В ходе  первого  этапа  реализации  Программы  (1999-2001   годы)
основной    упор    был    сделан    на    сохранение   и   укрепление
материально-технической   базы   сети    дошкольных    образовательных
учреждений;    совершенствование   подготовки   кадров   воспитателей,
ориентированных на решение современных задач;  разработку и  внедрение
комплексных образовательных программ и воспитательных технологий.
     План действий по реализации Программы на 2002-2004 годы направлен
прежде  всего  на  создание  системы  приобщения  детей  к  культурным
ценностям,  индивидуализации их обучения и  воспитания,  социализации,
формирование    коммуникативных    навыков    с    целью   обеспечения
преемственности  образовательных   программ   дошкольного   и   общего
образования;  развитие  форм  педагогического  просвещения  родителей,
оказания им помощи в воспитании детей; на активизацию работы с детьми,
находящимися вне дошкольных образовательных учреждений.
     Общее образование
     В целях создания условий для повышения воспитательного потенциала
общеобразовательных учреждений  предполагается  значительное  усиление
воспитывающей  функции образовательного процесса;  дальнейшее развитие
психолого-педагогической службы как основы индивидуализации целостного
образовательного процесса; организация всестороннего изучения личности
обучающегося,   его   интересов   и   склонностей;    функционирование
общеобразовательного  учреждения как открытой системы,  способствующей
укреплению  взаимодействия  с  семьей,  повышению  роли   родительской
общественности в управлении общеобразовательным учреждением.
     На первой  ступени  общего  образования  приоритет  будет   отдан
приобщению   детей   к   чтению  литературы  как  одному  из  наиболее
действенных  средств   воспитания   юного   гражданина,   формирования
духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья.
     На второй ступени общего образования особое  внимание  необходимо
уделить  участию обучающихся в управлении образовательным учреждением,
развитию детских общественных организаций  и  объединений;  вовлечению
обучающихся   в   творческую   деятельность  по  интересам  в  системе
дополнительного   образования   детей,   внеклассной   и   внешкольной
деятельности,  по  месту  их жительства;  широкому привлечению семьи к
организации воспитательной деятельности.
     На третьей  ступени  общего  образования  предполагается  сделать
акцент на развитии учебно-исследовательской деятельности обучающихся в
рамках  научных обществ обучающихся (НОО),  малых академий наук (МАН),
очно-заочных   школ   по   различным   областям   знаний;   реализации
дополнительных  образовательных  программ спортивной,  художественной,
технической и другой направленности, обеспечивающих допрофессиональную
подготовку   старшеклассников,   способствующих  интеграции  основного
общего   и   дополнительного   образования    в    целях    расширения
"воспитательного  пространства" для самореализации личности,  развития
творческих  способностей,   формирования   готовности   к   жизненному
самоопределению;     реализации     под     руководством     педагогов
социально-значимых проектов в ходе Всероссийской акции "Я -  гражданин
России!".
     Профессиональное образование   -   создание   целостной   системы
содержания,  форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений
профессионального образования различного  типа;  формирование  базовой
культуры  личности,  овладение  социальным  опытом,  навыками принятия
жизненно важных решений; формирование самоуправления. Создание условий
для  дальнейшего  развития  личности  в  период  обучения.  Ориентация
воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала
обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии
с реальными требованиями  общества,  потребностями  личности  и  рынка
труда.   Использование   возможностей   дополнительного   образования,
досуговой, клубной деятельности, молодежных общественных организаций в
формировании     гражданского    самосознания,    духовно-нравственном
становлении       обучающихся;       расширение       сети       служб
социально-психологической    помощи,   воспитание   толерантности   по
отношению к лицам с  ограниченными  возможностями  здоровья;  развитие
многоуровневой    системы    подготовки   и   переподготовки   кадров,
обеспечивающих организацию внеучебной деятельности.
     Реализация основных  направлений  развития  воспитания  в системе
образования на 2002-2004 годы призвана способствовать:
     сохранению исторической   преемственности   поколений;   развитию
национальной культуры,  воспитанию бережного отношения к историческому
и     культурному     наследию     народов     России;    формированию
духовно-нравственных качеств личности;
     воспитанию патриотов  России;  граждан правового демократического
государства,  уважающих  права   и   свободы   личности,   проявляющих
национальную и религиозную терпимость; развитию культуры межэтнических
отношений;
     разностороннему развитию   детей   и  молодежи;  формированию  их
творческих способностей; созданию условий для самореализации личности;
     воспитанию у   детей   и   молодежи   целостного   миропонимания,
современного научного мировоззрения;
     формированию основ  культуры здоровья;  сознательного отношения к
семейной жизни;
     формированию трудовой   мотивации,  обучению  основным  принципам
построения профессиональной  карьеры  и  навыкам  поведения  на  рынке
труда.
     В основе воспитания  должен  лежать  принцип,  в  соответствии  с
которым все люди равноценны,  а их человеческое достоинство незыблемо.
В процессе воспитания необходимо укреплять веру в  то,  что  все  люди
уникальны,  что  каждый  из  них  имеет предпосылки для развития своей
личности и что индивидуальное своеобразие делает  общество  богатым  и
разносторонним.   Воспитание   должно  показать  значение  знания  как
созидательной и преобразующей силы как для развития  личности,  так  и
для формирования гуманных отношений в обществе.
     
            План действий по реализации Программы развития
               воспитания в системе образования России
                          на 2002-2004 годы
     
                1. Реализация государственного заказа
                        на воспитание личности

     Государственный заказ  на   воспитание   личности   определен   в
основополагающих   законодательных   актах   Российской   Федерации  -
Конституции Российской  Федерации,  Законе  Российской  Федерации  "Об
образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной
доктрине образования в Российской  Федерации,  Концепции  модернизации
Российского  образования;  Программе  развития  воспитания  в  системе
образования России.
     
---------------------------------------------------------------------------
| Мероприятия               | Сроки     | Исполнитель                     |
|                           | исполнения|                                 |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1                         | 2         | 3                               |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.1. Разработка  критериев| 2003 год  | Управление воспитания          и|
| уровня          социальной|           | дополнительного      образования|
| компетенции  воспитанников|           | детей  и  молодежи,  структурные|
| и обучающихся             |           | подразделения     Минобразования|
|                           |           | России                          |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.2. Реализация   программ| 2002-2004 | Органы управления   образованием|
| развития   воспитания   на| годы      | субъектов Российской  Федерации,|
| региональном             и|           | структурные        подразделения|
| муниципальном     уровнях;|           | Минобразования России           |
| разработка         моделей|           |                                 |
| организации воспитательной|           |                                 |
| деятельности             в|           |                                 |
| образовательных           |           |                                 |
| учреждениях разных типов  |           |                                 |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.3. Издание и  пропаганда| 2002 год  | Управление воспитания          и|
| лучших моделей организации|           | дополнительного      образования|
| воспитательной            |           | детей и молодежи,               |
| деятельности             в|           | Управление учебного             |
| образовательных           |           | книгоиздания,                   |
| учреждениях разных типов в|           | библиотек и             медиатек|
| системе образования России|           | Минобразования России           |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.4. Создание   в   рамках| 2002 год  | Управление воспитания          и|
| ФПРО           федеральных|           | дополнительного      образования|
| экспериментальных площадок|           | детей и молодежи,               |
| по                развитию|           | Департамент по        молодежной|
| "воспитательного          |           | политике Минобразования России, |
| пространства"            в|           | органы управления образованием и|
| микрорайонах,        малых|           | органы по     делам     молодежи|
| городах,          сельской|           | субъектов Российской Федерации  |
| местности  в   федеральных|           |                                 |
| округах         Российской|           |                                 |
| Федерации                 |           |                                 |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.5. Разработка           | май       | Управление воспитания          и|
| рекомендаций            по| 2002 года | дополнительного      образования|
| организации               |           | детей и молодежи,               |
| дополнительного           |           | Управление общеобразовательных  |
| образования    детей     в|           | учреждений   и   инспектирования|
| общеобразовательных       |           | Минобразования России           |
| учреждениях               |           |                                 |
|---------------------------|-----------|---------------------------------|
| 1.6. Разработка           | апрель    | Департамент образовательных     |
| рекомендаций            по| 2002 года | программ  и  стандартов   общего|
| организации воспитательной|           | образования,                    |
| работы в ходе эксперимента|           | Управление воспитания          и|
| по       совершенствованию|           | дополнительного      образования|
| структуры       содержания|           | детей и молодежи  Минобразования|
| общего образования        |           | России                          |
---------------------------------------------------------------------------

               2. Повышение ответственности руководящих
            и педагогических кадров за развитие воспитания
                     в системе образования России
                                                               
---------------------------------------------------------------------------
|Мероприятия                  |Сроки     |Исполнитель                     |
|                             |исполнения|                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|1                            |2         |3                               |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.1. Введение     в     штаты|2002-2004 |Органы управления   образованием|
|образовательных    учреждений|годы      |субъектов Российской Федерации, |
|должностей     педагогических|          |руководители образовательных    |
|работников,    обеспечивающих|          |учреждений                      |
|организацию    воспитательной|          |                                |
|деятельности                 |          |                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.2. Развитие      творческих|2002-2004 |Органы управления   образованием|
|объединений   по   интересам,|годы      |субъектов Российской Федерации, |
|кружков, спортивных секций  и|          |руководители образовательных    |
|т.д.         на          базе|          |учреждений                      |
|общеобразовательного         |          |                                |
|учреждения                   |          |                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.3. Разработка              |2002 год  |Органы управления   образованием|
|индивидуальной  карты   роста|          |субъектов Российской Федерации, |
|личности    обучающегося    в|          |руководители образовательных    |
|единстве     образовательного|          |учреждений                      |
|процесса                     |          |                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.4. Разработка     критериев|2002-2003 |Управление воспитания          и|
|оценки         воспитательной|годы      |дополнительного      образования|
|деятельности образовательного|          |детей и молодежи,               |
|учреждения разных типов      |          |заинтересованные подразделения  |
|                             |          |Минобразования России,          |
|                             |          |ГосНИИ семьи и воспитания РАО   |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.5. Подготовка    ежегодного|ежегодно  |ГосНИИ семьи и воспитания РАО,  |
|анализа            реализации|          |заинтересованные подразделения  |
|образовательными учреждениями|          |Минобразования России,          |
|разных  типов  воспитательной|          |органы управления   образованием|
|функции                      |          |субъектов Российской Федерации  |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.6. Разработка     комплекта|2003-2004 |Управление дошкольного          |
|программ                    и|годы      |образования       Минобразования|
|учебно-методических   пособий|          |России,                         |
|по обеспечению взаимодействия|          |институты РАО,                  |
|дошкольного  образовательного|          |медико-психологический центр    |
|учреждения    и    семьи    в|          |Северо-Западного округа г.Москвы|
|формировании            основ|          |                                |
|духовно-нравственного,       |          |                                |
|патриотического             и|          |                                |
|культурно-миротворческого    |          |                                |
|воспитания детей  дошкольного|          |                                |
|возраста                     |          |                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.7. Подготовка   и   издание|2003-2004 |Управление дошкольного          |
|сборника           актуальных|годы      |образования       Минобразования|
|технологий  воспитания  детей|          |России                          |
|дошкольного   возраста    (из|          |                                |
|опыта   работы    дошкольного|          |                                |
|образовательного учреждения) |          |                                |
|-----------------------------|----------|--------------------------------|
|2.8. Разработка и  проведение|2003 год  |Департамент образовательных     |
|мониторинга   "Воспитательный|          |программ  и  стандартов   общего|
|потенциал     урока"      (по|          |образования       Минобразования|
|результатам  эксперимента  по|          |России, институты РАО           |
|совершенствованию структуры и|          |                                |
|содержания             общего|          |                                |
|образования)                 |          |                                |
---------------------------------------------------------------------------

               3. Внедрение передового опыта, повышение
           квалификации педагогических и руководящих кадров
                      образовательных учреждений
                                                               
--------------------------------------------------------------------------------
| Мероприятия             | Сроки     | Исполнитель                            |
|                         | исполнения|                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 1                       | 2         | 3                                      |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.1. Разработка         | I кв.     | Управление воспитания и дополнительного|
| программы      повышения| 2004 года | образования детей      и       молодежи|
| квалификации руководящих|           | Минобразования России,                 |
| и педагогических  кадров|           | АПК и ПРО Минобразования России,       |
| органов       управления|           | ГосНИИ семьи и воспитания РАО          |
| образованием,           |           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждений всех типов   |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.2. Проведение         | IV кв.    | Управление воспитания и дополнительного|
| Всероссийского          | 2002 года | образования детей      и       молодежи|
| семинара-совещания      |           | Минобразования России,                 |
| "Воспитательная         |           | институты РАО,                         |
| деятельность   классного|           | негосударственное образовательное      |
| руководителя           в|           | учреждение   -  центр   "Педагогический|
| современных условиях"   |           | поиск"                                 |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.3. Подготовка        к| Ill кв.   | Управление воспитания и дополнительного|
| изданию                 | 2003 года | образования детей      и       молодежи|
| научно-методического    |           | Минобразования России,                 |
| сборника по  организации|           | институты РАО                          |
| работы     в     области|           |                                        |
| воспитания             и|           |                                        |
| дополнительного         |           |                                        |
| образования   детей    и|           |                                        |
| молодежи               в|           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждениях             |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.4. Подготовка        к| Ill кв.   | Управление воспитания и дополнительного|
| изданию "Книги вожатого"| 2002 года | образования детей      и       молодежи|
|                         |           | Минобразования России, Союз  пионерских|
|                         |           | организаций     (Федерация      детских|
|                         |           | организаций), Педобщество России       |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.5. Организация        | 2002 год  | Управление воспитания и дополнительного|
| Всероссийских           |           | образования детей      и       молодежи|
| научно-методических     |           | Минобразования России,                 |
| обучающих семинаров:    |           | негосударственное образовательное      |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| "Воспитание в   сельской| 2003 год  | учреждение -   центр    "Педагогический|
| школе",  "Воспитание   в|           | поиск",  институты   РАО,  АПК  и   ПРО|
| начальной школе"        |           | Минобразования России                  |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.6. Разработка         | IV кв.    | Управление специального    образования,|
| методических            | 2002 года | Управление воспитания и дополнительного|
| рекомендаций для органов|           | образования     детей    и     молодежи|
| управления  образованием|           | Минобразования     России,      Комитет|
| и         педагогических|           | образования Алтайского края            |
| коллективов             |           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждений            по|           |                                        |
| психологическому        |           |                                        |
| сопровождению           |           |                                        |
| воспитательной          |           |                                        |
| деятельности           в|           |                                        |
| общеобразовательном     |           |                                        |
| учреждении              |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.7. Разработка         | 2002-2005 | Управление дошкольного      образования|
| тематических     модулей| годы      | Минобразования России,                 |
| программ          курсов|           | АПК и ПРО Минобразования России        |
| повышения   квалификации|           |                                        |
| специалистов дошкольного|           |                                        |
| образования     (органов|           |                                        |
| управления образованием,|           |                                        |
| дошкольных              |           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждений, ИПК) по теме|           |                                        |
| "Содержание   и    формы|           |                                        |
| сотрудничества          |           |                                        |
| дошкольных              |           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждений  с семьей  по|           |                                        |
| духовно-нравственному   |           |                                        |
| воспитанию детей"       |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.8. Пропаганда         | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного|
| регионального      опыта| годы      | образования детей и молодежи,          |
| работы    по    развитию|           | Департамент по   молодежной    политике|
| воспитания    в    серии|           | Минобразования России,                 |
| учебно-методических     |           | органы управления образованием и органы|
| пособий  "Воспитание   и|           | по делам молодежи субъектов  Российской|
| дополнительное          |           | Федерации                              |
| образование       детей"|           |                                        |
| издательства   "Владос",|           |                                        |
| на  страницах   журналов|           |                                        |
| "Внешкольник"          и|           |                                        |
| "Студенчество. Диалоги о|           |                                        |
| воспитании"             |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.9. Определение базовых| 2002 год  | Структурные подразделения              |
| площадок по    повышению|           | Минобразования      России,      органы|
| квалификации            |           | управления    образованием    субъектов|
| педагогических         и|           | Российской Федерации                   |
| руководящих   кадров   с|           |                                        |
| учетом   специфики    их|           |                                        |
| деятельности            |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.10.Создание базы      | 2002 год  | Управление воспитания и дополнительного|
| данных передового  опыта|           | образования детей и молодежи,          |
| развития  воспитания   в|           | структурные подразделения              |
| образовательных         |           | Минобразования России                  |
| учреждениях разных типов|           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.11. Создание          | 2002-2004 | Управление воспитания и дополнительного|
| федеральных             | годы      | образования детей и молодежи,          |
| экспериментальных       |           | структурные подразделения              |
| площадок  в рамках  ФПРО|           | Минобразования России,                 |
| по отработке вариативных|           | органы управления          образованием|
| моделей         развития|           | субъектов Российской Федерации         |
| воспитания:     создание|           |                                        |
| воспитательной системы в|           |                                        |
| образовательном         |           |                                        |
| учреждении,  организация|           |                                        |
| работы     по      месту|           |                                        |
| жительства  обучающихся,|           |                                        |
| развитие дополнительного|           |                                        |
| образования  в  условиях|           |                                        |
| общеобразовательного    |           |                                        |
| учреждения,     развитие|           |                                        |
| сети          учреждений|           |                                        |
| дополнительного         |           |                                        |
| образования детей       |           |                                        |
|-------------------------|-----------|----------------------------------------|
| 3.12. Проведение        | 2003-2004 | Структурные подразделения              |
| научно-исследовательской| годы      | Минобразования России,                 |
| работы     в     области|           | институты РАО                          |
| воспитания   с    учетом|           |                                        |
| специфики               |           |                                        |
| образовательных         |           |                                        |
| учреждений              |           |                                        |
--------------------------------------------------------------------------------

          4. Координация взаимодействия по реализации Плана
        действий, обеспечение "обратной связи" Минобразования
         России с органами управления образованием субъектов
                         Российской Федерации
                                                               
-----------------------------------------------------------------------------------
|Мероприятия                  |Сроки     |Исполнитель                             |
|                             |исполнения|                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|1                            |2         |3                                       |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.1. Проведение региональных |2002-2004 |Структурные подразделения               |
|и федеральных мероприятий на |годы      |Минобразования России,                  |
|базе лучших  образовательных |          |органы управления          образованием |
|учреждений,   имеющих   опыт |          |субъектов Российской Федерации          |
|организации   воспитательной |          |                                        |
|деятельности                 |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.2. Максимальное            |2002-2004 |Структурные подразделения               |
|использование           форм |годы      |Минобразования России,                  |
|морального  и  материального |          |органы управления          образованием |
|поощрения  педагогических  и |          |субъектов Российской Федерации          |
|руководящих      работников, |          |                                        |
|образовательных   учреждений |          |                                        |
|разных типов за  достигнутые |          |                                        |
|успехи в области воспитания  |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.3. Подготовка    ежегодных |ежегодно  |Управление воспитания и дополнительного |
|отчетов  об итогах  развития |          |образования детей и молодежи,           |
|воспитания     в     системе |          |структурные подразделения               |
|образования                  |          |Минобразования России,                  |
|                             |          |органы управления          образованием |
|                             |          |субъектов Российской Федерации          |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.4. Работа  со   средствами |2002-2004 |Структурные подразделения               |
|массовой    информации    по |годы      |Минобразования России,                  |
|освещению   лучшего    опыта |          |органы управления          образованием |
|образовательных   учреждений |          |субъектов Российской Федерации          |
|по               организации |          |                                        |
|воспитательной  деятельности |          |                                        |
|с детьми и молодежью         |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.5. Подготовка              |Ill кв.   |Департамент образовательных программ  и |
|информационно-аналитического |2002 года |стандартов      общего      образования |
|материала    "Воспитательный |          |Минобразования России                   |
|потенциал        современных |          |                                        |
|образовательных  программ  и |          |                                        |
|учебников"                   |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.6. Обобщение         опыта |IV кв.    |Управление воспитания и дополнительного |
|взаимодействия               |2002 года |образования детей      и       молодежи |
|образовательных учреждений с |          |Минобразования России,                  |
|семьей                       |          |органы управления          образованием |
|                             |          |субъектов Российской Федерации,         |
|                             |          |ГосНИИ семьи и воспитания РАО           |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.7. Подготовить и  провести |2004 год  |Управление воспитания и дополнительного |
|II   Всероссийский   конкурс |          |образования детей и молодежи,           |
|моделей          организации |          |структурные подразделения               |
|воспитательной  деятельности |          |Минобразования России,                  |
|образовательных   учреждений |          |органы управления          образованием |
|всех типов                   |          |субъектов Российской Федерации          |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.8. Введение  в   ежегодный |ежегодно  |Минобразование России    совместно    с |
|государственный  доклад   "О |          |Минтрудом России                        |
|положении детей в Российской |          |                                        |
|Федерации"         разделов: |          |                                        |
|"Состояние    и     основные |          |                                        |
|проблемы  воспитания  детей: |          |                                        |
|тенденции   и   приоритеты"; |          |                                        |
|"Роль  семьи  в   воспитании |          |                                        |
|детей"                       |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.9. Проведение              |ежегодно  |Структурные подразделения               |
|Всероссийского родительского |          |Минобразования России,                  |
|собрания    по     проблемам |          |институты РАО,                          |
|воспитания                   |          |Педобщество России                      |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.10. Проведение    "круглых |2002-2004 |Управление воспитания и дополнительного |
|столов"  с   представителями |годы      |образования детей и молодежи,           |
|различных    конфессий    по |          |Департамент по   молодежной    политике |
|проблемам         воспитания |          |Минобразования России                   |
|подрастающего поколения      |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.11. Проведение             |ежегодно  |Структурные подразделения               |
|научно-практических          |          |Минобразования России,                  |
|конференций,  семинаров   по |          |заинтересованные министерства         и |
|проблемам     предупреждения |          |ведомства,                              |
|безнадзорности,              |          |общественные организации                |
|беспризорности,              |          |                                        |
|правонарушений,   наркомании |          |                                        |
|среди детей и молодежи       |          |                                        |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.12. Разработка             |I кв.     |Управление воспитания и дополнительного |
|программно-методических      |2003 года |образования детей      и       молодежи |
|мероприятий   по   семейному |          |Минобразования России,                  |
|воспитанию                   |          |комитет образования Тюменской области   |
|-----------------------------|----------|----------------------------------------|
|4.13. Проведение мониторинга |2003-2004 |ГосНИИ семьи и  воспитания РАО,  органы |
|современного состояния       |годы      |управления  образованием  и  органы  по |
|воспитания детей и  молодежи |          |делам  молодежи  субъектов   Российской |
|в  России,   места  и   роли |          |Федерации                               |
|социальных   институтов    в |          |                                        |
|формировании         единого |          |                                        |
|"воспитательного             |          |                                        |
|пространства"                |          |                                        |
-----------------------------------------------------------------------------------