ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ (РЕДАКЦИЯ НА 03.10.2002). Постановление. Правительство РФ. 27.05.02 346

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                    В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
                       (Редакция на 03.10.2002)
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            27 мая 2002 г.
                                N 346

                                (ЮИАИ)




     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Положение о лицензировании разработки авиационной техники,  в том
числе авиационной техники двойного назначения;
     Положение о лицензировании производства  авиационной  техники,  в
том числе авиационной техники двойного назначения;
     Положение о лицензировании ремонта  авиационной  техники,  в  том
числе авиационной техники двойного назначения;
     Положение о лицензировании испытаний авиационной техники,  в  том
числе авиационной техники двойного назначения.
     2. Установить,  что лицензии  на  осуществление  деятельности  по
разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе
авиационной техники  двойного  назначения,  выданные  в  установленном
порядке   до   принятия  настоящего  Постановления,  действительны  до
окончания предусмотренного в них срока.
     3. Признать    утратившим    силу   Постановление   Правительства
Российской Федерации от  19  марта  2001  г.  N  205  "Об  утверждении
Положения о лицензировании деятельности по разработке,  производству и
испытаниям  авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной  техники
двойного  назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2001, N 13, ст. 1259).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. КАСЬЯНОВ
27 мая 2002 г.
N 346

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 27 мая 2002 года
                                                                 N 346



                              ПОЛОЖЕНИЕ
           О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
         В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
разработки  авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной  техники
двойного назначения, осуществляемой юридическими лицами.
     Под разработкой  авиационной  техники,  в  том  числе авиационной
техники двойного назначения,  понимаются научно  -  исследовательские,
опытно  -  конструкторские  и  экспериментальные  работы  по созданию,
модификации  и  модернизации  изделий  авиационной  техники,   включая
средства  наземного обслуживания летательных аппаратов,  мелкосерийное
изготовление,  а также авторские надзор и  сопровождение  изделий  при
производстве, эксплуатации и ремонте, вплоть до списания.
     2. Лицензирование разработки авиационной  техники,  в  том  числе
авиационной  техники  двойного  назначения,  осуществляется Российским
авиационно - космическим агентством (далее именуется  -  лицензирующий
орган).
     3. Лицензионными  требованиями   и   условиями   при   разработке
авиационной   техники,   в  том  числе  авиационной  техники  двойного
назначения являются:
     а) выполнение  мероприятий в области защиты государственной тайны
по противодействию иностранным  техническим  разведкам,  установленных
государственными   стандартами  Российской  Федерации  и  нормативными
правовыми актами Государственной технической комиссии  при  Президенте
Российской Федерации;
     б) соблюдение требований нормативно  -  технической  документации
(ГОСТ,  ОСТ,  ЕСКД,  СРПП)  при разработке авиационной техники,  в том
числе авиационной техники  двойного  назначения,  а  также  выполнение
положений комплексной программы обеспечения безопасности,  надежности,
эксплуатационной и ремонтной технологичности (ГОСТ В 20436);
     в) обеспечение     разработчиком    соответствия    характеристик
авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной   техники   двойного
назначения,  типовой  конструкции на этапах разработки,  производства,
испытаний и эксплуатации, вплоть до списания;
     г) выполнение лицензируемой деятельности работниками, отвечающими
требованиям Квалификационного  справочника  должностей  руководителей,
специалистов   и   других   служащих,   утвержденного   постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
     д) наличие  структурных подразделений,  обеспечивающих разработку
конструкторской,   технологической,   эксплуатационной   и   ремонтной
документации,  отработку  и  сопровождение  изделий (включая продление
ресурса) при производстве, эксплуатации и ремонте, вплоть до списания;
     е) соблюдение   требований   по   защите  сведений,  составляющих
государственную тайну (в  случаях,  предусмотренных  законодательством
Российской Федерации);
     ж) обеспечение помещениями, оборудованием, стендами, контрольно -
измерительной     аппаратурой,     необходимыми     для     разработки
конструкторской,   технологической,   эксплуатационной   и   ремонтной
документации,   изготовления   экспериментальных  и  опытных  образцов
изделий,  их  наземной,  в  том  числе  стендовой,  отработки,  летных
испытаний,   проверки   функционирования   изделий  и  их  технических
характеристик на  соответствие  требованиям  технического  задания  на
создание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного
назначения;
     з) проведение     своевременной    поверки    испытательного    и
технологического оборудования, контрольно - измерительных средств;
     и) обеспечение   учета   и   хранения  документации,  материалов,
полуфабрикатов,  комплектующих,  экспериментальных и опытных  образцов
изделий авиационной техники;
     к) наличие военного представительства заказчика;
     л) доля  иностранного  капитала,  в  случае  его участия,  должна
составлять менее 25 процентов уставного капитала соискателя  лицензии,
а его руководитель и входящие в органы управления лица должны являться
гражданами Российской Федерации;
     м) наличие  и  содержание  в  работоспособном  состоянии  средств
противопожарной  защиты  (пожарной  сигнализации   и   пожаротушения),
противопожарного  водоснабжения  и  необходимого для ликвидации пожара
расчетного  запаса  специальных  средств,   наличие   плана   действий
персонала на случай пожара.
     4. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и
организационно   -   правовой   формы  юридического  лица,  места  его
нахождения, лицензируемой деятельности;
     б) копии  учредительных  документов и документа,  подтверждающего
факт внесения записи  о  юридическом  лице  в  Единый  государственный
реестр юридических лиц;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом    органе    с    указанием    идентификационного     номера
налогоплательщика;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
     е) копия лицензии,  предусмотренной Законом Российской  Федерации
"О   государственной   тайне"  (если  осуществление  работ  связано  с
использованием сведений, составляющих государственную тайну).
     В случае   если   копии  представляемых  документов  не  заверены
нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
     5. За   предоставление   недостоверных  или  искаженных  сведений
соискатель   лицензии   несет   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Требовать от соискателя  лицензии  представления  документов,  не
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
     6. Лицензирующий орган вправе  осуществлять  проверку  соискателя
лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям.
     7. Решение  о  предоставлении  или  об  отказе  в  предоставлении
лицензии,  согласованное с Министерством обороны Российской Федерации,
принимается лицензирующим органом в срок,  не превышающий  60  дней  с
даты   поступления   заявления  о  предоставлении  лицензии  со  всеми
необходимыми документами.
     8. Лицензия  на  разработку  авиационной  техники,  в  том  числе
авиационной техники двойного  назначения,  выдается  на  5  лет.  Срок
действия  лицензии  может  быть  продлен  по  заявлению  лицензиата  в
установленном порядке.
     9. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование,  организационно  -  правовая   форма   и   место
нахождения юридического лица;
     в) идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата  по
Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
     г) лицензируемая деятельность;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии и срок ее действия;
     ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;
     и) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     к) основание и дата аннулирования лицензии.
     10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего органа,  в  котором  определяются  лицензиат  и  состав
комиссии, осуществляющей проверку.
     В комиссию могут входить  эксперты  с  опытом  работы  в  области
авиационной   техники,   в  том  числе  авиационной  техники  двойного
назначения, а также сотрудники военного представительства Министерства
обороны    Российской    Федерации,   закрепленного   за   проверяемым
лицензиатом.
     Лицензирующий орган  разрабатывает программу проверки,  в которой
определяются объем  и  сроки.  Указанная  программа  и  уведомление  о
проверке  с  указанием  цели,  сроков  и состава комиссии направляются
лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.
     Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
     Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года.
     Внеплановые проверки   проводятся  для  подтверждения  устранения
лицензиатом выявленных  при  проведении  плановых  проверок  нарушений
лицензионных   требований  и  условий,  а  также  в  случае  получения
лицензирующим органом  от  юридических  лиц,  органов  государственной
власти   и   органов   местного   самоуправления   документов  и  иных
доказательств,  свидетельствующих  о   наличии   признаков   нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий.
     По результатам проверки оформляется акт  с  указанием  конкретных
нарушений  и срока их устранения.  Указанный срок не может превышать 6
месяцев.
     Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
     На основании  акта  лицензирующий  орган  принимает   решение   о
приостановлении  действия лицензии или обращении в суд с заявлением об
аннулировании лицензии.
     Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган
об  устранении  им  нарушений,  повлекших  за  собой   приостановление
действия лицензии.
     Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает
решение  о  возобновлении  ее действия и сообщает об этом в письменной
форме лицензиату в течение 3  дней  после  получения  соответствующего
уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений,  повлекших за
собой приостановление действия лицензии.
     11. Принятие   решения   о   предоставлении  лицензии,  продлении
действия лицензии,  переоформлении лицензии,  приостановлении действия
лицензии,  возобновлении действия лицензии,  аннулировании лицензии, а
также  взимание  лицензионных   сборов   осуществляются   в   порядке,
установленном  Федеральным  законом  "О лицензировании отдельных видов
деятельности".


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 27 мая 2002 года
                                                                 N 346


                              ПОЛОЖЕНИЕ
          О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
         В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
производства  авиационной  техники,  в  том  числе авиационной техники
двойного назначения, осуществляемого юридическими лицами.
     Под производством  авиационной  техники,  в том числе авиационной
техники  двойного  назначения,  понимаются  мелкосерийное  и  серийное
изготовление  изделий авиационной техники,  включая средства наземного
обслуживания  летательных  аппаратов,   запасных   частей,   а   также
гарантийный надзор, гарантийное и техническое обслуживание изделий.
     2. Лицензирование производства авиационной техники,  в том  числе
авиационной  техники  двойного  назначения,  осуществляется Российским
авиационно - космическим агентством (далее именуется  -  лицензирующий
орган).
     3. Лицензионными  требованиями  и  условиями   при   производстве
авиационной   техники,   в  том  числе  авиационной  техники  двойного
назначения, являются:
     а) выполнение  мероприятий в области защиты государственной тайны
по противодействию иностранным  техническим  разведкам,  установленных
государственными   стандартами  Российской  Федерации  и  нормативными
правовыми актами Государственной технической комиссии  при  Президенте
Российской Федерации;
     б) соблюдение требований нормативно  -  технической  документации
(ГОСТ,  ОСТ,  ЕСКД,  СРПП) при производстве авиационной техники, в том
числе авиационной техники  двойного  назначения,  а  также  выполнение
положений комплексной программы обеспечения безопасности,  надежности,
эксплуатационной и ремонтной технологичности (ГОСТ В 20436);
     в) обеспечение     изготовителем    соответствия    характеристик
авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной   техники   двойного
назначения,  типовой  конструкции  на этапах производства,  испытаний,
эксплуатации и ремонта, вплоть до списания;
     г) выполнение лицензируемой деятельности работниками, отвечающими
требованиям Квалификационного  справочника  должностей  руководителей,
специалистов   и   других   служащих,   утвержденного   постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
     д) наличие  структурных подразделений,  обеспечивающих подготовку
производства,  соблюдение технологии  изготовления  серийных  образцов
изделий,  проведение  отладочных  и контрольно - измерительных работ и
гарантийный надзор;
     е) соблюдение   требований   по   защите  сведений,  составляющих
государственную тайну (в  случаях,  предусмотренных  законодательством
Российской Федерации);
     ж) обеспечение  помещениями,  оборудованием,  технологическими  и
испытательными   стендами,  контрольно  -  измерительной  аппаратурой,
необходимыми для изготовления,  наладки, отработки и проверки серийных
образцов изделий;
     з) проведение    своевременной    поверки    испытательного     и
технологического  оборудования,  контрольно  -  измерительных средств,
необходимых для выполнения работ и услуг при производстве  авиационной
техники;
     и) обеспечение  учета  и   хранения   документации,   материалов,
полуфабрикатов,    комплектующих,    серийно   изготовленных   изделий
авиационной техники;
     к) наличие военного представительства заказчика;
     л) доля иностранного  капитала,  в  случае  его  участия,  должна
составлять  менее 25 процентов уставного капитала соискателя лицензии,
а его руководитель и входящие в органы управления лица должны являться
гражданами Российской Федерации;
     м) наличие  и  содержание  в  работоспособном  состоянии  средств
противопожарной   защиты   (пожарной  сигнализации  и  пожаротушения),
противопожарного водоснабжения и необходимого  для  ликвидации  пожара
расчетного   запаса   специальных   средств,  наличие  плана  действий
персонала на случай пожара.
     4. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и
организационно   -   правовой   формы  юридического  лица,  места  его
нахождения, лицензируемой деятельности;
     б) копии  учредительных  документов и документа,  подтверждающего
факт внесения записи  о  юридическом  лице  в  Единый  государственный
реестр юридических лиц;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом     органе    с    указанием    идентификационного    номера
налогоплательщика;
     г) документ,   подтверждающий   уплату   лицензионного  сбора  за
рассмотрение  лицензирующим   органом   заявления   о   предоставлении
лицензии;
     д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
     е) копия  лицензии,  предусмотренной Законом Российской Федерации
"О  государственной  тайне"  (если  осуществление  работ   связано   с
использованием сведений, составляющих государственную тайну).
     В случае  если  копии  представляемых  документов   не   заверены
нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
     5. За  предоставление  недостоверных  или   искаженных   сведений
соискатель   лицензии   несет   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Требовать от  соискателя  лицензии  представления документов,  не
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
     6. Лицензирующий  орган  вправе  осуществлять проверку соискателя
лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям.
     7. Решение  о  предоставлении  или  об  отказе  в  предоставлении
лицензии,  согласованное с Министерством обороны Российской Федерации,
принимается  лицензирующим  органом  в срок,  не превышающий 60 дней с
даты поступления заявления о предоставлении  лицензии  с  необходимыми
документами.
     8. Лицензия на производство  авиационной  техники,  в  том  числе
авиационной техники двойного назначения, выдается на 5 лет.
     Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата
в установленном порядке.
     9. Лицензирующий  орган  ведет   реестр   лицензий,   в   котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование,   организационно   -   правовая  форма  и  место
нахождения юридического лица;
     в) идентификационный  номер налогоплательщика и код лицензиата по
Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
     г) лицензируемая деятельность;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии и срок ее действия;
     ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;
     и) основания и  даты  приостановления  и  возобновления  действия
лицензии;
     к) основание и дата аннулирования лицензии.
     10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором  определяются  лицензиат  и состав
комиссии, осуществляющей проверку.
     В комиссию  могут  входить  эксперты  с  опытом  работы в области
авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной   техники   двойного
назначения, а также сотрудники военного представительства Министерства
обороны   Российской   Федерации,   закрепленного    за    проверяемым
лицензиатом.
     Лицензирующий орган разрабатывает программу проверки,  в  которой
определяются  объем  и  сроки.  Указанная  программа  и  уведомление о
проверке с указанием ее цели,  сроков и состава комиссии  направляются
лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.
     Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
     Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года.
     Внеплановые проверки  проводятся  для  подтверждения   устранения
лицензиатом  выявленных  при  проведении  плановых  проверок нарушений
лицензионных  требований  и  условий,  а  также  в  случае   получения
лицензирующим  органом  от  юридических  лиц,  органов государственной
власти  и  органов   местного   самоуправления   документов   и   иных
доказательств,   свидетельствующих   о   наличии  признаков  нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их устранения.  Указанный срок не может превышать  6
месяцев.
     Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
     На основании   акта   лицензирующий  орган  принимает  решение  о
приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением  об
аннулировании лицензии.
    Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий  орган
об   устранении  им  нарушений,  повлекших  за  собой  приостановление
действия лицензии.
     Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает
решение о возобновлении ее действия и сообщает об  этом  в  письменной
форме  лицензиату  в  течение  3 дней после получения соответствующего
уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений,  повлекших за
собой приостановление действия лицензии.
     11. Принятие  решения  о   предоставлении   лицензии,   продлении
действия лицензии,  переоформлении лицензии,  приостановлении действия
лицензии,  возобновлении действия лицензии,  аннулировании лицензии, а
также   взимание   лицензионных   сборов   осуществляются  в  порядке,
установленном Федеральным законом "О  лицензировании  отдельных  видов
деятельности".


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 27 мая 2002 года
                                                                 N 346


                              ПОЛОЖЕНИЕ
            О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
         В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования  ремонта
авиационной   техники,   в  том  числе  авиационной  техники  двойного
назначения, осуществляемого юридическими лицами.
     Под ремонтом авиационной техники, в том числе авиационной техники
двойного назначения,  понимаются работы  и  услуги  по  восстановлению
летной годности авиационной техники после ее повреждения или износа.
     2. Лицензирование  ремонта  авиационной  техники,  в  том   числе
авиационной  техники  двойного назначения,  выполняемого организациями
авиационной промышленности,  осуществляется  Российским  авиационно  -
космическим   агентством,   выполняемого   организациями   гражданской
авиации,  -  Министерством  транспорта  Российской  Федерации   (далее
именуются - лицензирующий орган).
     3. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
ремонта авиационной техники,  в том числе авиационной техники двойного
назначения, являются:
     а) выполнение  мероприятий в области защиты государственной тайны
по противодействию иностранным  техническим  разведкам,  установленных
государственными   стандартами  Российской  Федерации  и  нормативными
правовыми актами Государственной технической комиссии  при  Президенте
Российской Федерации;
     б) наличие  сертификата  на  техническое  обслуживание  и  ремонт
гражданской авиационной техники, выдаваемого специально уполномоченным
органом  в  области   гражданской   авиации,   соблюдение   требований
нормативно - технической документации (ГОСТ, ОСТ, ЕСКД, СРПП), а также
выполнение положений комплексной программы  обеспечения  безопасности,
надежности,  эксплуатационной  и  ремонтной  технологичности  (ГОСТ  В
20436);
     в) обеспечение  ремонтной организацией соответствия характеристик
авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной   техники   двойного
назначения, типовой конструкции на этапах ремонта и эксплуатации;
     г) выполнение лицензируемой деятельности работниками, отвечающими
требованиям  Квалификационного  справочника  должностей руководителей,
специалистов   и   других   служащих,   утвержденного   постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
     д) наличие  структурных  подразделений,   обеспечивающих   ремонт
изделий   в   соответствии   с   учтенной   ремонтной   документацией,
разработанной   организацией   -   разработчиком   (изготовителем)   и
переданной соискателю лицензии (лицензиату) в установленном порядке, а
также гарантийный надзор  и  техническое  обслуживание  изделий  после
ремонта;
     е) соблюдение  требований  по   защите   сведений,   составляющих
государственную  тайну  (в случаях,  предусмотренных законодательством
Российской Федерации);
     ж) обеспечение  помещениями,  оборудованием,  технологическими  и
испытательными  стендами,  контрольно  -  измерительной   аппаратурой,
необходимыми  для  соблюдения  технологии  ремонта и оценки надежности
изделий, прошедших ремонт;
     з) проведение     своевременной    поверки    испытательного    и
технологического оборудования,  контрольно  -  измерительных  средств,
необходимых  для  выполнения  работ  и  услуг  при ремонте авиационной
техники;
     и) обеспечение   учета   и   хранения  документации,  материалов,
комплектующих,  а также  находящихся  в  ремонте  изделий  авиационной
техники;
     к) наличие военного представительства заказчика;
     л) наличие  и  содержание  в  работоспособном  состоянии  средств
противопожарной  защиты  (пожарной  сигнализации   и   пожаротушения),
противопожарного  водоснабжения  и  необходимого для ликвидации пожара
расчетного  запаса  специальных  средств,   наличие   плана   действий
персонала на случай пожара;
     м) доля иностранного  капитала,  в  случае  его  участия,  должна
составлять  менее 25 процентов уставного капитала соискателя лицензии,
а его руководитель и входящие в органы управления лица должны являться
гражданами Российской Федерации.
     4. Для получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет  в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и
организационно   -   правовой   формы  юридического  лица,  места  его
нахождения, лицензируемой деятельности;
     б) копии  учредительных  документов и документа,  подтверждающего
факт внесения записи  о  юридическом  лице  в  Единый  государственный
реестр юридических лиц;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом     органе    с    указанием    идентификационного    номера
налогоплательщика;
     г) документ,   подтверждающий   уплату   лицензионного  сбора  за
рассмотрение  лицензирующим   органом   заявления   о   предоставлении
лицензии;
     д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
     е) копия  лицензии,  предусмотренной Законом Российской Федерации
"О  государственной  тайне"  (если  осуществление  работ   связано   с
использованием сведений, составляющих государственную тайну).
     В случае  если  копии  представляемых  документов   не   заверены
нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
     5. За  предоставление  недостоверных  или   искаженных   сведений
соискатель   лицензии   несет   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Требовать от  соискателя  лицензий  представления документов,  не
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
     6. Лицензирующий  орган  вправе  осуществлять проверку соискателя
лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям.
     7. Решение  о  предоставлении  или  об  отказе  в  предоставлении
лицензии,  согласованное с Министерством обороны Российской Федерации,
принимается  лицензирующим  органом  в срок,  не превышающий 60 дней с
даты  поступления  заявления  о  предоставлении  лицензии   со   всеми
необходимыми документами.
     8. Лицензия  на  ремонт  авиационной   техники,   в   том   числе
авиационной техники двойного назначения, выдается на 5 лет.
     Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата
в установленном порядке.
     9. Лицензирующий  орган  ведет   реестр   лицензий,   в   котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование,   организационно   -   правовая  форма  и  место
нахождения юридического лица;
     в) идентификационный  номер налогоплательщика и код лицензиата по
Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
     г) лицензируемая деятельность;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии и срок ее действия;
     ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;
     и) основания и  даты  приостановления  и  возобновления  действия
лицензии;
     к) основание и дата аннулирования лицензии.
     10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего  органа,  в  котором  определяются  лицензиат  и состав
комиссии, осуществляющей проверку.
     В комиссию  могут  входить  эксперты  с  опытом  работы в области
авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной   техники   двойного
назначения, а также сотрудники военного представительства Министерства
обороны   Российской   Федерации,   закрепленного    за    проверяемым
лицензиатом.
     Лицензирующий орган разрабатывает программу проверки,  в  которой
определяются  ее  объем  и сроки.  Указанная программа и уведомление о
проверке с указанием ее цели,  сроков и состава комиссии  направляются
лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.
     Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
     Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года.
     Внеплановые проверки  проводятся  для  подтверждения   устранения
лицензиатом  выявленных  при  проведении  плановых  проверок нарушений
лицензионных  требований  и  условий,  а  также  в  случае   получения
лицензирующим  органом  от  юридических  лиц,  органов государственной
власти  и  органов   местного   самоуправления   документов   и   иных
доказательств,   свидетельствующих   о   наличии  признаков  нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий.
     По результатам  проверки  оформляется  акт с указанием конкретных
нарушений и срока их устранения.  Указанный срок не может превышать  6
месяцев.
     Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
     На основании   акта   лицензирующий  орган  принимает  решение  о
приостановлении действия лицензии или обращении в суд с заявлением  об
аннулировании лицензии.
     Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган
об   устранении  им  нарушений,  повлекших  за  собой  приостановление
действия лицензии.
     Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает
решение о возобновлении ее действия и сообщает об  этом  в  письменной
форме  лицензиату  в  течение  3 дней после получения соответствующего
уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений,  повлекших за
собой приостановление действия лицензии.
     11. Принятие  решения  о   предоставлении   лицензии,   продлении
действия лицензии,  переоформлении лицензии,  приостановлении действия
лицензии,  возобновлении действия лицензии,  аннулировании лицензии, а
также   взимание   лицензионных   сборов   осуществляются  в  порядке,
установленном Федеральным законом "О  лицензировании  отдельных  видов
деятельности".


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 27 мая 2002 года
                                                                 N 346


                              ПОЛОЖЕНИЕ
           О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
         В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     1. Настоящее   Положение   определяет   порядок    лицензирования
испытаний   авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной  техники
двойного назначения, осуществляемых юридическими лицами.
     Под испытаниями  авиационной  техники,  в  том  числе авиационной
техники  двойного  назначения,  понимаются  наземные,  в   том   числе
стендовые,   и  летные  испытания,  которые  проводятся  по  договорам
специализированными организациями в порядке оказания  услуг  сторонним
организациям.
     2. Лицензирование испытаний  авиационной  техники,  в  том  числе
авиационной  техники  двойного  назначения,  осуществляется Российским
авиационно - космическим агентством (далее именуется  -  лицензирующий
орган).
     3. Лицензионными  требованиями  и  условиями  при   осуществлении
испытаний   авиационной  техники,  в  том  числе  авиационной  техники
двойного назначения, являются:
     а) выполнение  мероприятий в области защиты государственной тайны
по противодействию иностранным  техническим  разведкам,  установленных
государственными   стандартами  Российской  Федерации  и  нормативными
правовыми актами Государственной технической комиссии  при  Президенте
Российской Федерации;
     б) соблюдение требований нормативно  -  технической  документации
(ГОСТ,  ОСТ,  ЕСКД,  СРПП),  а  также выполнение положений комплексной
программы обеспечения  безопасности,  надежности,  эксплуатационной  и
ремонтной технологичности (ГОСТ В 20436);
     в) выполнение лицензируемой деятельности работниками, отвечающими
требованиям  Квалификационного  справочника  должностей руководителей,
специалистов   и   других   служащих,   утвержденного   постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
     г) наличие структурных подразделений, обеспечивающих подготовку и
проведение наземных,  в том числе стендовых,  и (или) летных испытаний
изделий,  сбор и обобщение  необходимых  данных,  обработку  и  анализ
полученной   информации,   оценку  характеристик  изделий  авиационной
техники;
     д) обеспечение  помещениями,  оборудованием,  технологическими  и
испытательными  стендами,  контрольно  -  измерительной   аппаратурой,
необходимыми для подготовки и проведения испытаний, сбора, обработки и
анализа информации;
     е) соблюдение   требований   по   защите  сведений,  составляющих
государственную тайну (в  случаях,  предусмотренных  законодательством
Российской Федерации);
     ж) проведение    своевременной    поверки    испытательного     и
технологического  оборудования,  контрольно  -  измерительных средств,
необходимых для выполнения работ и услуг  при  испытаниях  авиационной
техники;
     з) обеспечение  учета  и   хранения   документации,   материалов,
контрольно   -   измерительной  аппаратуры,  а  также  находящихся  на
испытаниях изделий авиационной техники;
     и) наличие военного представительства заказчика;
     к) наличие  и  содержание  в  работоспособном  состоянии  средств
противопожарной   защиты   (пожарной  сигнализации  и  пожаротушения),
противопожарного водоснабжения и необходимого  для  ликвидации  пожара
расчетного   запаса   специальных   средств,  наличие  плана  действий
персонала на случай пожара;
     л) доля  иностранного  капитала,  в  случае  его участия,  должна
составлять менее 25 процентов уставного капитала соискателя  лицензии,
а его руководитель и входящие в органы управления лица должны являться
гражданами Российской Федерации.
     4. Для  получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и
организационно  -  правовой  формы  юридического   лица,   места   его
нахождения, лицензируемой деятельности;
     б) копии учредительных документов  и  документа,  подтверждающего
факт  внесения  записи  о  юридическом  лице  в Единый государственный
реестр юридических лиц;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом    органе    с    указанием    идентификационного     номера
налогоплательщика;
     г) документ,  подтверждающий  уплату   лицензионного   сбора   за
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   о  предоставлении
лицензии;
     д) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
     е) копия лицензии,  предусмотренной Законом Российской  Федерации
"О   государственной   тайне"  (если  осуществление  работ  связано  с
использованием сведений, составляющих государственную тайну).
     В случае   если   копии  представляемых  документов  не  заверены
нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
     5. За   предоставление   недостоверных  или  искаженных  сведений
соискатель   лицензии   несет   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Требовать от соискателя  лицензии  представления  документов,  не
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
     6. Лицензирующий орган вправе  осуществлять  проверку  соискателя
лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям.
     7. Решение  о  предоставлении  или  об  отказе  в  предоставлении
лицензии,  согласованное с Министерством обороны Российской Федерации,
принимается лицензирующим органом в срок,  не превышающий  60  дней  с
даты   поступления   заявления  о  предоставлении  лицензии  со  всеми
необходимыми документами.
     8. Лицензия   на  испытания  авиационной  техники,  в  том  числе
авиационной техники двойного назначения, выдается на 5 лет.
     Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата
в установленном порядке.
     9. Лицензирующий   орган   ведет   реестр   лицензий,  в  котором
указываются:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование,  организационно  -  правовая   форма   и   место
нахождения юридического лица;
     в) идентификационный номер налогоплательщика,  код лицензиата  по
Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
     г) лицензируемая деятельность;
     д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
     е) номер лицензии и срок ее действия;
     ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
     з) сведения о переоформлении и продлении срока действия лицензии;
     и) основания  и  даты  приостановления  и  возобновления действия
лицензии;
     к) основание и дата аннулирования лицензии.
     10. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий   осуществляется   на   основании   предписания   руководителя
лицензирующего органа,  в  котором  определяются  лицензиат  и  состав
комиссии, осуществляющей проверку.
     В комиссию могут входить  эксперты  с  опытом  работы  в  области
авиационной   техники,   в  том  числе  авиационной  техники  двойного
назначения, а также сотрудники военного представительства Министерства
обороны    Российской    Федерации,   закрепленного   за   проверяемым
лицензиатом.
     Лицензирующий орган  разрабатывает программу проверки,  в которой
определяются объем  и  сроки.  Указанная  программа  и  уведомление  о
проверке  с указанием ее цели,  сроков и состава комиссии направляются
лицензиату за 10 дней до даты начала проверки.
     Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
     Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года.
     Внеплановые проверки   проводятся  для  подтверждения  устранения
лицензиатом выявленных  при  проведении  плановых  проверок  нарушений
лицензионных   требований  и  условий,  а  также  в  случае  получения
лицензирующим органом  от  юридических  лиц,  органов  государственной
власти   и   органов   местного   самоуправления   документов  и  иных
доказательств,  свидетельствующих  о   наличии   признаков   нарушений
лицензиатом лицензионных требований и условий.
     По результатам проверки оформляется акт  с  указанием  конкретных
нарушений  и срока их устранения.  Указанный срок не может превышать 6
месяцев.
     Акт направляется лицензиату и в лицензирующий орган.
     На основании  акта  лицензирующий  орган  принимает   решение   о
приостановлении  действия лицензии или обращении в суд с заявлением об
аннулировании лицензии.
     Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган
об  устранении  им  нарушений,  повлекших  за  собой   приостановление
действия лицензии.
     Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает
решение  о  возобновлении  ее действия и сообщает об этом в письменной
форме лицензиату в течение 3  дней  после  получения  соответствующего
уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений,  повлекших за
собой приостановление действия лицензии.
     11. Принятие   решения   о   предоставлении  лицензии,  продлении
действия лицензии,  переоформлении лицензии,  приостановлении действия
лицензии,  возобновлении действия лицензии,  аннулировании лицензии, а
также  взимание  лицензионных   сборов   осуществляются   в   порядке,
установленном  Федеральным  законом  "О лицензировании отдельных видов
деятельности".