Страницы: 1 2 охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по обороне, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. 2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии и методы производства такой энергии определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды по согласованию с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней, и международными договорами Российской Федерации. Глава IV. РЕСУРСНЫЕ И МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Статья 18. Планы проведения ресурсных и морских научных исследований 1. Ежегодные планы проведения ресурсных исследований составляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов. 2. Ежегодные планы проведения морских научных исследований составляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов. 3. В ежегодных планах проведения ресурсных и морских научных исследований указывается участие в исследованиях иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также компетентных международных организаций, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ. Статья 19. Представление и содержание запроса на проведение ресурсных исследований и запроса на проведение морских научных исследований 1. Ресурсные или морские научные исследования могут проводиться: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (далее для настоящей главы - российские заявители); иностранными государствами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, уполномоченными иностранными государствами, и компетентными международными организациями (далее для настоящей главы - иностранные заявители). 2. Порядок представления и рассмотрения запроса на проведение ресурсных исследований или запроса на проведение морских научных исследований (далее для настоящей главы - запрос), оценка запросов и порядок принятия по ним решений устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации. 3. Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения ресурсных или морских научных исследований подают соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям для включения программы планируемых исследований в соответствующие ежегодные планы. 4. Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям. 5. Запрос на проведение ресурсных или морских научных исследований (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать: программу планируемых ресурсных или морских научных исследований; информацию о характере и целях ресурсных или морских научных исследований; информацию о методах и средствах, которые будут использованы при проведении ресурсных или морских научных исследований, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других технических средств, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова (добычи), а также описание научного оборудования; наименования видов живых или неживых ресурсов, которые являются объектами ресурсных исследований; географические координаты районов, в которых планируется проведение ресурсных или морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них; предполагаемые дату первого прибытия в район, в котором планируется проведение ресурсных или морских научных исследований, и дату окончательного ухода из указанного района, а в соответствующих случаях даты размещения и удаления научного оборудования; название учреждения, под руководством которого проводятся ресурсные или морские научные исследования; информацию о лице, ответственном за проведение ресурсных или морских научных исследований (начальнике экспедиции); информацию о возможном воздействии планируемых исследований на морскую среду, живые и неживые ресурсы. 6. Российские заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия иностранных граждан и иностранных юридических лиц в ресурсных или морских научных исследованиях. 7. Иностранные заявители представляют информацию обо всех формах и о степени участия граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в ресурсных или морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями. 8. От заявителей может быть потребована дополнительная информация о ресурсных или морских научных исследованиях, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации. Статья 20. Порядок рассмотрения запросов 1. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям: не позднее чем через десять дней со дня получения запроса направляет заявителю уведомление о получении запроса; не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований либо уведомление: об отказе в разрешении на проведение планируемых исследований; о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения ресурсных или морских научных исследований; о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых исследованиях. 2. Разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований или уведомление об отказе в таком разрешении направляется иностранному заявителю через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по иностранным делам. 3. Основанием для выдачи российскому заявителю разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований, как правило, является включение соответствующего исследования в ежегодный план проведения ресурсных или морских научных исследований. 4. Разрешение на проведение ресурсных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 5. Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Статья 21. Основания для отказа в разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований 1. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если ресурсное или морское научное исследование: 1) создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации; 2) несовместимо с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов; 3) включает буровые работы на морском дне, использование взрывчатых веществ, пневматических устройств или привнесение вредных веществ в морскую среду; 4) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе; 5) создает помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне. 2. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случаях, если информация российского или иностранного заявителя о характере и целях исследования является неточной. 3. В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов, к региональному геологическому изучению морского дна и его недр, к поиску, разведке или разработке неживых ресурсов либо если проводящий морское научное исследование российский или иностранный заявитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований. Статья 22. Особенности получения разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с этой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации запроса о сроках и районе проведения указанных исследований не выдвинул каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в запросе срока может приступить к проведению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации. Статья 23. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих ресурсные или морские научные исследования 1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение ресурсных исследований или разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны: представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству или в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, выдавшие соответствующие разрешения, предварительные отчеты о проведенных исследованиях, как только это становится практически возможным, а окончательные отчеты - по завершении исследований; представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических и гидрологических наблюдений, предусмотренных программой ресурсных или морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешении на проведение ресурсных или морских научных исследований; незамедлительно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству о любом изменении в ресурсном исследовании или специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любом изменении в морском научном исследовании; не создавать помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществление своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне; удалять установки, сооружения и устройства по завершении ресурсных или морских научных исследований, если нет договоренности об ином. 2. Кроме того, российские заявители, если в проводимых ими ресурсных или морских научных исследованиях принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица, и иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в ресурсных исследованиях представителей Российской Федерации от специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству, а в морских научных исследованиях - от специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне, присутствие указанных представителей, их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать указанным представителям доступ ко всем данным и образцам, полученным в процессе таких исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности. 3. Все данные, полученные в результате ресурсных или морских научных исследований, после их обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения исследований, заявители обязаны передать в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешениях на проведение ресурсных или морских научных исследований, с уведомлением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству или специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям. 4. Российские и иностранные исследовательские суда, летательные аппараты, установки и сооружения, проводящие ресурсные или морские научные исследования, обязаны: регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации; при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений, если таковые предусмотрены в разрешении на проведение ресурсных или морских научных исследований, в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации. Статья 24. Передача и опубликование результатов ресурсных или морских научных исследований 1. Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, могут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. 2. Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы. Статья 25. Изменение программы ресурсных исследований или программы морских научных исследований 1. Программа ресурсных исследований по предложению заявителя может изменяться специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 2. Программа морских научных исследований по предложению заявителя может изменяться специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по рыболовству, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 3. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 60 дней со дня получения уведомления о своих возражениях. Статья 26. Приостановление либо прекращение ресурсных или морских научных исследований 1. Ресурсные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству либо приостановлены по решению специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по рыболовству, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе или федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды. 2. Морские научные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям либо приостановлены по решению специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по обороне или федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды. 3. Возобновление приостановленных ресурсных или морских научных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу, вынесшему решение о приостановлении ресурсных или морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут. 4. Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся: без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти; с изменившим проект ресурсных или морских научных исследований отступлением от сведений, представляемых в запросе в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией. Глава V. ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ Статья 27. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне 1. Государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды, живых и неживых ресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона; организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. 3. Объектами государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению и промыслу живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов. Статья 28. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне 1. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации по защите морской среды, живых и неживых ресурсов. 2. Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. 3. Расследование экологических правонарушений в целях возмещения вреда, нанесенного морской среде и живым ресурсам, осуществляют специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий. Статья 29. Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны 1. Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. 2. Государственный мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при выполнении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона. Статья 30. Сброс вредных веществ 1. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации. 2. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям". Статья 31. Морские аварии Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения. Статья 32. Защита и сохранение покрытых льдом районов В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российская Федерация в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды может принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям". Статья 33. Защита и сохранение особых районов Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям". Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЖИВЫМИ И НЕЖИВЫМИ РЕСУРСАМИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Статья 34. Система платежей за пользование живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны 1. Основными принципами экономических отношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами являются платность пользования, финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов и ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности. 2. Платежи за пользование живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоны устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации. 3. Пользование живыми и неживыми ресурсами является платным. Плату за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами исключительной экономической зоны осуществляют граждане Российской Федерации, российские юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и иностранные граждане и иностранные юридические лица независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. 4. Система платежей за пользование живыми ресурсами включает в себя: сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами; плату за пользование живыми ресурсами; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами. Система платежей за пользование неживыми ресурсами включает в себя: плату за информацию о неживых ресурсах; сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами; платежи за пользование неживыми ресурсами. Пользователи уплачивают также другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 5. Плата не взимается за проведение наблюдений в рамках государственного мониторинга, ресурсных и морских научных исследований, за вылов (добычу) живых ресурсов в целях воспроизводства и акклиматизации. Объемы вылова (добычи) живых ресурсов в указанных целях определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 6. Плата за пользование живыми ресурсами, платежи за пользование неживыми ресурсами, а также размеры платы, платежей, штрафов, отчислений и сборов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет устанавливаются федеральными законами. Порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами, порядок исчисления и применения нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительством Российской Федерации. 7. Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами поступают в федеральный бюджет. 8. Сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами, а также сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами поступают в федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 9. Денежные средства за реализованную Правительством Российской Федерации часть неживых ресурсов, добытую в исключительной экономической зоне на условиях соглашений о разделе продукции и принадлежащую Российской Федерации, или стоимостный эквивалент этой части неживых ресурсов поступают в федеральный бюджет. 10. За неуплату или за несвоевременную уплату налогов, сборов и других платежей пользователи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА Статья 35. Органы охраны 1. Охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные: федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе; федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды; федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу. 2. Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в пределах своих полномочий. 3. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей в исключительной экономической зоне должны иметь соответствующие служебные удостоверения. Указания должностных лиц органов охраны, отданные ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность в исключительной экономической зоне. 5. Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану исключительной экономической зоны под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками. Статья 36. Права должностных лиц органов охраны 1. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право: 1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне; перегрузку выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне живых ресурсов на другие суда; разведку и разработку неживых ресурсов; ресурсные и морские научные исследования; иную деятельность в исключительной экономической зоне; 2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, а также орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности; 3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации: приостанавливать деятельность, указанную в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации; задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения суда; задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам и задерживать суда, нарушающие настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации при осуществлении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации с передачей им задержанных судов - нарушителей, изъятых орудий лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого; 4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания; 5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, о задержании нарушителей и судов - нарушителей, о временном, вплоть до вынесения окончательного решения суда, изъятии орудий лова (добычи), оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; 6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх. 2. Военные корабли и летательные аппараты федерального органа исполнительной власти по пограничной службе могут применять оружие против судов - нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации. 3. Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исключительной экономической зоне настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации. Статья 37. Содействие органам охраны 1. Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по обороне, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по транспорту попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах исключительной экономической зоны с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов. 2. Капитаны судов и командиры военных кораблей, летательных аппаратов Российской Федерации и лица, ответственные за деятельность на искусственных островах, установках и сооружениях, а также на береговых постах и других средствах, информируют органы охраны об обнаружении военных кораблей, судов, об установках и о сооружениях, о которых не сообщено в "Извещениях мореплавателям". Такая информация передается безвозмездно через соответствующие диспетчерские службы. 3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, осуществляющие деятельность в исключительной экономической зоне, безвозмездно сообщают органам охраны по их запросам о местонахождении и действиях своих судов, искусственных островов, установок и сооружений. Статья 38. Экономическое стимулирование работников органов охраны 1. Экономическое стимулирование работников органов охраны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Экономическое стимулирование работников органов охраны может включать в себя: установление налоговых льгот; установление должностных и иных надбавок за особые условия охраны исключительной экономической зоны и ее живых и неживых ресурсов; премирование за выявленные нарушения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации; предоставление иных льгот, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 39. Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона 1. Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения. 2. В случае привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушения положений главы II настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к живым ресурсам исключительной экономической зоны, к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы при отсутствии международного договора между Российской Федерацией и государством гражданства этих лиц об обратном или любая другая форма личного наказания. Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона 1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в: выдаче лицензий (разрешений) на разведку и промысел живых ресурсов, разведку и разработку неживых ресурсов, на проведение ресурсных или морских научных исследований, на сброс вредных веществ или захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне вне пределов своей компетенции; несоблюдении условий и порядка выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетенции, произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), - привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за: незаконные разведку и промысел живых ресурсов, поиск, разведку или разработку неживых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью, установленных настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации; передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении); нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами Российской Федерации условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов; нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов; проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований; загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны; создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также за нарушение настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации. 3. Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда. 4. Возмещение вреда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 41. Разрешение споров 1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в судебном порядке судами Российской Федерации. 2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Статья 42. Контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона 1. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти. 2. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется прокуратурой Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ Страницы: 1 2 |