О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 14 августа 2002 г. N 258 (Д) В целях совершенствования реабилитационной помощи детям - инвалидам и инвалидам с детства приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Примерный перечень помещений и оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно - профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 1). 1.2. Инструкцию о применении оборудования для осуществления реабилитационного процесса в лечебно - профилактических учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 2). 2. Управлению медицинских проблем материнства и детства, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению: 2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в отчетно - учетную документацию по детской инвалидности и направить на утверждение в Госкомстат России. 2.2. В срок до 01.02.2003 провести анализ утвержденных медицинских реабилитационных технологий, подготовить пособие по их применению в комплексной программе реабилитации детей - инвалидов и инвалидов с детства от рождения без ограничения возраста для врачей реабилитационных учреждений независимо от ведомственной подчиненности. 3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению, Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами в срок до 31.03.2003 проанализировать штатные нормативы специализированных лечебно - профилактических учреждений системы здравоохранения, осуществляющих проведение восстановительного лечения и реабилитации инвалидов, в том числе центров медицинской и социальной реабилитации с отделениями постоянного проживания для инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, а также отделений на базе многопрофильных больниц для реабилитации инвалидов с детства, самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения. 4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению в срок до 01.01.2003 подготовить план мероприятий по разработке стандартов (протоколов) медико - социальной реабилитации инвалидов с детства, страдающих детским церебральным параличом, без ограничения возраста в реабилитационных центрах и отделениях многопрофильных больниц. 5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра О.В. Шарапову. Министр Ю.Л.ШЕВЧЕНКО 14 августа 2002 г. N 258 Приложение N 1 УТВЕРЖДЕН Приказом Минздрава России от 14 августа 2002 г. N 258 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (НА 100 МЕСТ) ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование оборудования, принадлежность | Количество | |п/п| помещений | | |--------------------------------------------------------------------| | I. Помещения и дизайн | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) |1 | | |30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Помещение для компьютерного комплекса |1 | | |30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Элементы терапии средой (картины, эстампы, |В соответствии | | |графические работы и др.) |с возможностями | | | | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, | | | |мягкие напольные интерактивные покрытия | | | |с изображением сюжетно - ролевых игр, | | | |декоративные растения, приборы бокового | | | |освещения и пр.) | | |--------------------------------------------------------------------| | II. Оборудование для реабилитации | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Шведская стенка |4 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Батут |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Комплект ящиков - подставок |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Гимнастические скамейки |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |5 |Гимнастические палки |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |6 |Канат |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |7 |Гимнастические маты |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |8 |Гимнастический обруч |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |9 |Массажные коврики |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |10 |Притч (деревянный топчан реечный) |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |11 |Набор мячей различного диаметра и веса |5 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |12 |Компьютерные тренажеры |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |13 |Компьютерные игры |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |14 |Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы |10 | | |Lego, Puzzle) | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |15 |Столовые приборы специальной конструкции |По числу | | | |детей | |---|-----------------------------------------------|----------------| |16 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы |5 | | |(при тяжелых двигательных нарушениях) | | --------------------------------------------------------------------- - 1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,ФИЛИ НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРО (НА 100 МЕСТ) ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование оборудования, принадлежность | Количество | |п/п| помещений | | |--------------------------------------------------------------------| | I. Помещения и дизайн | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Помещение для групповой кондуктивной терапии |1 | | |30 - 40 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) |1 | | |30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Помещение для компьютерного развивающе - |1 | | |обучающего комплекса 30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |5 |Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |6 |Помещение для Монтессори - терапии |1 | | |20 - 25 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |7 |Элементы терапии средой (картины, эстампы, |В соответствии | | |графические работы и др.) |с возможностями | | | | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |8 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, | | | |мягкие напольные интерактивные покрытия | | | |с изображением сюжетно - ролевых игр, | | | |декоративные растения, приборы бокового | | | |освещения и пр.) | | |--------------------------------------------------------------------| | II. Реабилитационное оборудование | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Шведская стенка |4 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Батут |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Комплект ящиков - подставок |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Гимнастические скамейки |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |5 |Гимнастические палки |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |6 |Канат |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |7 |Гимнастические маты |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |8 |Гимнастический обруч |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |9 |Массажные коврики |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции) |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |11 |Набор мячей различного диаметра и веса |5 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |12 |Набор для проведения Монтессори - терапии |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |13 |Сухой бассейн |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |14 |Набор мягких форм специальной мебели |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |15 |Компьютерные тренажеры |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |16 |Сенсорная комната |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |17 |Аппарат функционального биоуправления |2 | | |с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |18 |Специализированный набор психологической |10 | | |коррекции | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |19 |Специализированный набор для коррекции |10 | | |речедвигательных нарушений | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |20 |Тренажеры для развития мелкой моторики |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |21 |Столовые приборы специальной конструкции |По числу | | | |детей | |---|-----------------------------------------------|----------------| |22 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы |5 | | |(при тяжелых двигательных нарушениях) | | ---------------------------------------------------------------------- 1.3. ДОМА РЕБЕНКА (НА 100 МЕСТ) ---------------------------------------------------------------------- | N | Наименование оборудования, принадлежность | Количество | |п/п| помещений | | |--------------------------------------------------------------------| | I. Помещения и дизайн | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Помещение для групповой кондуктивной терапии |1 | | |30 - 40 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК) |1 | | |30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Помещение для компьютерного развивающе - |1 | | |обучающего комплекса 30 - 35 кв. м | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |5 |Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |6 |Элементы терапии средой (картины, эстампы, |В соответствии | | |графические работы и др.) |с возможностями | | | | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |7 |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, | | | |мягкие напольные интерактивные покрытия с изо- | | | |бражением сюжетно - ролевых игр, декоративные | | | |растения, приборы бокового освещения и пр.) | | |--------------------------------------------------------------------| | II. Реабилитационное оборудование | |--------------------------------------------------------------------| |1 |Шведская стенка |4 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |2 |Батут |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |3 |Комплект ящиков - подставок |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |4 |Гимнастические скамейки |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |5 |Гимнастические палки |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |6 |Канат |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |7 |Гимнастические маты |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |8 |Гимнастический обруч |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |9 |Массажные коврики |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции) |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |11 |Набор мячей различного диаметра и веса |5 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |12 |Сухой бассейн |2 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |13 |Набор мягких форм специальной мебели |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |14 |Компьютерные тренажеры |10 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |15 |Сенсорная комната |1 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |16 |Аппарат функционального биоуправления |2 | | |с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.) | | |---|-----------------------------------------------|----------------| |17 |Тренажеры для развития мелкой моторики |50 | |---|-----------------------------------------------|----------------| |18 |Столовые приборы специальной конструкции |По числу | | | |детей | |---|-----------------------------------------------|----------------| |19 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы |5 | | |(при тяжелых двигательных нарушениях) | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 УТВЕРЖДЕНА Приказом Минздрава России от 14 августа 2002 г. N 258 ИНСТРУКЦИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ I. Оборудование применяется для организации комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и последствиями травм центральной и периферической нервной системы, опорно - двигательного аппарата, с умственной отсталостью и задержками психического развития различного генеза, в том числе детей - инвалидов. II.Назначение реабилитационного оборудования: 1. Шведская стенка: - выработка хвата, увеличение объема движений в конечностях, укрепление ангравитационной мускулатуры. 2. Батут: - тренировка функции равновесия, преодоление вестибулярных и мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы; - выработка, закрепление и оптимизация конструктивного праксиса; - тренаж для установочных выпрямительных рефлексов и более сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности; - тренировка пространственно - ориентировочных двигательных реакций и навыков. 3. Комплект ящиков - подставок: - для проведения занятий по кондуктивной терапии, выработки правильной осанки. 4. Гимнастические скамейки: - тренировка вертикального положения туловища в положении сидя; - индивидуальные и групповые занятия по кондуктивной терапии с использованием дополнительного спортивно - игрового инвентаря (мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции, воспитание манипулятивных функций в условиях удержания вертикальной позы сидя; - выработка навыков равновесия и тренировка вестибулярной функции; - улучшение кинематического рисунка шага. 5. Гимнастические палки: - выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти; - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей; - преодоление нарушений осанки и порочных установок в позвоночнике; - укрепление выпрямительной мускулатуры. 6. Канат: - формирование функций хвата и увеличение объема движений в верхних конечностях; - поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и локомоторных актов; - приспособление для игротерапевтических мероприятий (сюжетно - ролевые игры); - воспитание кинематического рисунка шага, преодоление нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств. 7. Маты: - выработка разнообразных двигательных навыков и навыков вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и задержкой развития опорно - двигательной системы. 8. Гимнастический обруч: - воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти; - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей; - укрепление мышц живота и поясницы; - оптимизация функции равновесия. 9. Массажные коврики: - воздействие на рефлексогенные зоны подошвенной поверхности стоп; - формирование и укрепление свода стопы; - преодоление порочных установок стоп; - оптимизация кинематического рисунка шага. 10. Притч: - необходим для разнообразных индивидуальных и групповых занятий по кондуктивной терапии, направленных на преодоление двигательных нарушений и вестибулярно - атактических расстройств, а также на выработку навыков вертикализации. 11. Набор мячей разного диаметра и веса: - гашение примитивных технических рефлексов, снижение мышечного тонуса; - увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка манипулятивных навыков; - тренировка опороспособности кистей и стоп; - преодоление аддукторного спазма; - игротерапия (сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.). 12. Набор для проведения Монтессори - терапии: - для развития познавательной сферы ребенка и навыков самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет). 13. Сухой бассейн: - развитие двигательной активности; - тренировка вестибулярного аппарата; - стимуляция тактильной чувствительности. 14. Набор мягких форм специальной мебели: - тренировка вестибулярного аппарата; - для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер. 15. Компьютерные тренажеры: - развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, устранение влияния примитивных тонических рефлексов, развитие пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций. 16. Компьютерные игры: - развитие логического, образного мышления, конструктивного праксиса; - стимуляция образного, цветового, пространственного представления; - развитие памяти; - активация манипулятивной деятельности. 17. Специализированный набор психологической коррекции: - для стимуляции высших корковых функций. 18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego, Puzzle): - развитие манипулятивной активности, мелкой моторики рук, познавательной деятельности. 19. Сенсорная комната: - повышение мотивации; - развитие пространственных представлений, гашение гиперкинезов, развитие двигательной активности; - стимуляция тактильной, зрительной, слуховой чувствительности. 20. Звуковой луч: - увеличение объема движений в суставах, развитие мелкой моторики рук и гашение непроизвольных движений; - развитие и закрепление правильной осанки; - развитие ощущения собственного тела в пространстве; - развитие мотивации. 21. Столовые приборы специальной конструкции: - для выработки навыка самообслуживания. При отсутствии помещений (Приложение 1, раздел II, п. 1, 2, 4, 6) для организации реабилитации возможно использование зала для лечебной физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д. |