О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 14.08.02 258

             О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
               ДЕТЯМ - ИНВАЛИДАМ И ИНВАЛИДАМ С ДЕТСТВА

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
 
                          14 августа 2002 г.
                                N 258
 
                                 (Д)


     В целях   совершенствования   реабилитационной   помощи  детям  -
инвалидам и инвалидам с детства приказываю:
     1. Утвердить:
     1.1. Примерный   перечень   помещений    и    оборудования    для
осуществления  реабилитационного процесса в лечебно - профилактических
учреждениях системы здравоохранения (Приложение N 1).
     1.2. Инструкцию   о  применении  оборудования  для  осуществления
реабилитационного процесса в лечебно  -  профилактических  учреждениях
системы здравоохранения (Приложение N 2).
     2. Управлению  медицинских   проблем   материнства   и   детства,
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению:
     2.1. В срок до 01.03.2003 внести изменения в  отчетно  -  учетную
документацию  по  детской  инвалидности  и  направить на утверждение в
Госкомстат России.
     2.2. В   срок   до   01.02.2003   провести   анализ  утвержденных
медицинских реабилитационных технологий,  подготовить  пособие  по  их
применению  в  комплексной  программе реабилитации детей - инвалидов и
инвалидов с детства от рождения без ограничения  возраста  для  врачей
реабилитационных учреждений независимо от ведомственной подчиненности.
     3. Департаменту  организации  и   развития   медицинской   помощи
населению,   Департаменту   экономического  развития  здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами в  срок  до  31.03.2003
проанализировать   штатные   нормативы  специализированных  лечебно  -
профилактических учреждений  системы  здравоохранения,  осуществляющих
проведение восстановительного лечения и реабилитации инвалидов,  в том
числе центров медицинской  и  социальной  реабилитации  с  отделениями
постоянного  проживания  для  инвалидов  с  тяжелыми  формами детского
церебрального паралича,  самостоятельно не передвигающихся и  себя  не
обслуживающих,  а  также отделений на базе многопрофильных больниц для
реабилитации инвалидов с  детства,  самостоятельно  передвигающихся  и
себя обслуживающих. При необходимости внести изменения и дополнения.
     4. Департаменту  организации  и   развития   медицинской   помощи
населению  в  срок  до  01.01.2003  подготовить  план  мероприятий  по
разработке стандартов (протоколов) медико  -  социальной  реабилитации
инвалидов  с детства,  страдающих детским церебральным параличом,  без
ограничения  возраста  в   реабилитационных   центрах   и   отделениях
многопрофильных больниц.
     5. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
заместителя Министра О.В. Шарапову.

Министр
                                                          Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

14 августа 2002 г.
N 258


                                                        Приложение N 1

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                              Приказом
                                                      Минздрава России
                                                 от 14 августа 2002 г.
                                                                 N 258

                        ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
              ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
                РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
                     ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

               1.1. СОМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (НА 100 МЕСТ)

----------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование оборудования, принадлежность   | Количество     |
|п/п|                   помещений                   |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|                     I. Помещения и дизайн                          |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)    |1               |
|   |30 - 35 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Помещение для компьютерного комплекса          |1               |
|   |30 - 35 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Элементы терапии средой (картины, эстампы,     |В соответствии  |
|   |графические работы и др.)                      |с возможностями |
|   |                                               |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,  |                |
|   |мягкие напольные интерактивные покрытия        |                |
|   |с изображением сюжетно - ролевых игр,          |                |
|   |декоративные растения, приборы бокового        |                |
|   |освещения и пр.)                               |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|               II. Оборудование для реабилитации                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Шведская стенка                                |4               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Батут                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Комплект ящиков - подставок                    |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Гимнастические скамейки                        |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|5  |Гимнастические палки                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|6  |Канат                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|7  |Гимнастические маты                            |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|8  |Гимнастический обруч                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|9  |Массажные коврики                              |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|10 |Притч (деревянный топчан реечный)              |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|11 |Набор мячей различного диаметра и веса         |5               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|12 |Компьютерные тренажеры                         |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|13 |Компьютерные игры                              |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|14 |Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы   |10              |
|   |Lego, Puzzle)                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|15 |Столовые приборы специальной конструкции       |По числу        |
|   |                                               |детей           |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|16 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы           |5               |
|   |(при тяжелых двигательных нарушениях)          |                |
---------------------------------------------------------------------                -

            1.2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ, НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИЙ,ФИЛИ
         НЕЙРОТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПРО
                          (НА 100 МЕСТ)

----------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование оборудования, принадлежность   | Количество     |
|п/п|                   помещений                   |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|                     I. Помещения и дизайн                          |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Помещение для групповой кондуктивной терапии   |1               |
|   |30 - 40 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)    |1               |
|   |30 - 35 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Помещение для компьютерного развивающе -       |1               |
|   |обучающего комплекса 30 - 35 кв. м             |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м        |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|5  |Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м  |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|6  |Помещение для Монтессори - терапии             |1               |
|   |20 - 25 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|7  |Элементы терапии средой (картины, эстампы,     |В соответствии  |
|   |графические работы и др.)                      |с возможностями |
|   |                                               |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|8  |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,  |                |
|   |мягкие напольные интерактивные покрытия        |                |
|   |с изображением сюжетно - ролевых игр,          |                |
|   |декоративные растения, приборы бокового        |                |
|   |освещения и пр.)                               |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|               II. Реабилитационное оборудование                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Шведская стенка                                |4               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Батут                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Комплект ящиков - подставок                    |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Гимнастические скамейки                        |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|5  |Гимнастические палки                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|6  |Канат                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|7  |Гимнастические маты                            |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|8  |Гимнастический обруч                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|9  |Массажные коврики                              |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции)  |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|11 |Набор мячей различного диаметра и веса         |5               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|12 |Набор для проведения Монтессори - терапии      |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|13 |Сухой бассейн                                  |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|14 |Набор мягких форм специальной мебели           |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|15 |Компьютерные тренажеры                         |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|16 |Сенсорная комната                              |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|17 |Аппарат функционального биоуправления          |2               |
|   |с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)      |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|18 |Специализированный набор психологической       |10              |
|   |коррекции                                      |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|19 |Специализированный набор для коррекции         |10              |
|   |речедвигательных нарушений                     |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|20 |Тренажеры для развития мелкой моторики         |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|21 |Столовые приборы специальной конструкции       |По числу        |
|   |                                               |детей           |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|22 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы           |5               |
|   |(при тяжелых двигательных нарушениях)          |                |
----------------------------------------------------------------------

                 1.3. ДОМА РЕБЕНКА (НА 100 МЕСТ)

----------------------------------------------------------------------
| N |   Наименование оборудования, принадлежность   | Количество     |
|п/п|                   помещений                   |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|                     I. Помещения и дизайн                          |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Помещение для групповой кондуктивной терапии   |1               |
|   |30 - 40 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Помещение для групповой кинезотерапии (ЛФК)    |1               |
|   |30 - 35 кв. м                                  |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Помещение для компьютерного развивающе -       |1               |
|   |обучающего комплекса 30 - 35 кв. м             |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Помещение для эрготерапии 30 - 35 кв. м        |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|5  |Помещение для сенсорной комнаты 15 - 20 кв. м  |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|6  |Элементы терапии средой (картины, эстампы,     |В соответствии  |
|   |графические работы и др.)                      |с возможностями |
|   |                                               |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|7  |Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен,  |                |
|   |мягкие напольные интерактивные покрытия с изо- |                |
|   |бражением сюжетно - ролевых игр, декоративные  |                |
|   |растения, приборы бокового освещения и пр.)    |                |
|--------------------------------------------------------------------|
|               II. Реабилитационное оборудование                    |
|--------------------------------------------------------------------|
|1  |Шведская стенка                                |4               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|2  |Батут                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|3  |Комплект ящиков - подставок                    |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|4  |Гимнастические скамейки                        |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|5  |Гимнастические палки                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|6  |Канат                                          |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|7  |Гимнастические маты                            |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|8  |Гимнастический обруч                           |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|9  |Массажные коврики                              |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|10 |Притч (деревянный топчан реечной конструкции)  |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|11 |Набор мячей различного диаметра и веса         |5               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|12 |Сухой бассейн                                  |2               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|13 |Набор мягких форм специальной мебели           |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|14 |Компьютерные тренажеры                         |10              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|15 |Сенсорная комната                              |1               |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|16 |Аппарат функционального биоуправления          |2               |
|   |с обратной связью ("Звуковой луч" и т.п.)      |                |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|17 |Тренажеры для развития мелкой моторики         |50              |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|18 |Столовые приборы специальной конструкции       |По числу        |
|   |                                               |детей           |
|---|-----------------------------------------------|----------------|
|19 |Тренажер для обучения навыкам ходьбы           |5               |
|   |(при тяжелых двигательных нарушениях)          |                |
----------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                                              Приказом
                                                      Минздрава России
                                                 от 14 августа 2002 г.
                                                                 N 258

                              ИНСТРУКЦИЯ
             О ПРИМЕНЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
                РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ЛЕЧЕБНО -
                     ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

     I. Оборудование    применяется    для   организации   комплексной
реабилитации детей с хроническими заболеваниями и последствиями  травм
центральной  и периферической нервной системы,  опорно - двигательного
аппарата,  с умственной отсталостью и задержками психического развития
различного генеза, в том числе детей - инвалидов.
     II.Назначение реабилитационного оборудования:
     1. Шведская стенка:
     - выработка хвата,  увеличение  объема  движений  в  конечностях,
укрепление ангравитационной мускулатуры.
     2. Батут:
     - тренировка  функции  равновесия,  преодоление  вестибулярных  и
мозжечковых расстройств, оптимизация опоры на стопы;
     - выработка, закрепление и оптимизация конструктивного праксиса;
     - тренаж  для  установочных  выпрямительных  рефлексов  и   более
сложных локомоторных актов в атогенетической последовательности;
     - тренировка  пространственно  -   ориентировочных   двигательных
реакций и навыков.
     3. Комплект ящиков - подставок:
     - для  проведения  занятий  по  кондуктивной  терапии,  выработки
правильной осанки.
     4. Гимнастические скамейки:
     - тренировка вертикального положения туловища в положении сидя;
     - индивидуальные  и  групповые  занятия по кондуктивной терапии с
использованием дополнительного спортивно - игрового  инвентаря  (мячи,
гимнастические  палки,  кольца  и  т.д.),  направленные  на увеличение
объема движений  верхних  конечностей,  скорость  реакции,  воспитание
манипулятивных функций в условиях удержания вертикальной позы сидя;
     - выработка  навыков  равновесия   и   тренировка   вестибулярной
функции;
     - улучшение кинематического рисунка шага.
     5. Гимнастические палки:
     - выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти;
     - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
     - преодоление   нарушений   осанки   и   порочных   установок   в
позвоночнике;
     - укрепление выпрямительной мускулатуры.
     6. Канат:
     - формирование функций  хвата  и  увеличение  объема  движений  в
верхних конечностях;
     - поддерживающее устройство  при  освоении  вертикальной  позы  и
локомоторных актов;
     - приспособление для игротерапевтических мероприятий  (сюжетно  -
ролевые игры);
     - воспитание кинематического рисунка шага,  преодоление нарушений
функций равновесия и вестибулярных расстройств.
     7. Маты:
     - выработка   разнообразных   двигательных   навыков   и  навыков
вертикализации у детей  с  локомоторными  расстройствами  и  задержкой
развития опорно - двигательной системы.
     8. Гимнастический обруч:
     - воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти;
     - увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
     - укрепление мышц живота и поясницы;
     - оптимизация функции равновесия.
     9. Массажные коврики:
     - воздействие  на  рефлексогенные  зоны  подошвенной  поверхности
стоп;
     - формирование и укрепление свода стопы;
     - преодоление порочных установок стоп;
     - оптимизация кинематического рисунка шага.
     10. Притч:
     - необходим для разнообразных индивидуальных и групповых  занятий
по  кондуктивной  терапии,  направленных  на  преодоление двигательных
нарушений и  вестибулярно  -  атактических  расстройств,  а  также  на
выработку навыков вертикализации.
     11. Набор мячей разного диаметра и веса:
     - гашение  примитивных технических рефлексов,  снижение мышечного
тонуса;
     - увеличение  объема  движений в суставах конечностей,  выработка
манипулятивных навыков;
     - тренировка опороспособности кистей и стоп;
     - преодоление аддукторного спазма;
     - игротерапия (сюжетно - ролевые игры, сказкотерапия и т.п.).
     12. Набор для проведения Монтессори - терапии:
     - для   развития   познавательной   сферы   ребенка   и   навыков
самообслуживания (для детей в возрасте от 3 до 5 лет).
     13. Сухой бассейн:
     - развитие двигательной активности;
     - тренировка вестибулярного аппарата;
     - стимуляция тактильной чувствительности.
     14. Набор мягких форм специальной мебели:
     - тренировка вестибулярного аппарата;
     - для уменьшения аддукторного тонуса мышц бедер.
     15. Компьютерные тренажеры:
     - развитие    мелкой   моторики,   тактильной   чувствительности,
устранение  влияния   примитивных   тонических   рефлексов,   развитие
пространственного восприятия, стимуляция высших корковых функций.
     16. Компьютерные игры:
     - развитие   логического,   образного  мышления,  конструктивного
праксиса;
     - стимуляция      образного,     цветового,     пространственного
представления;
     - развитие памяти;
     - активация манипулятивной деятельности.
     17. Специализированный набор психологической коррекции:
     - для стимуляции высших корковых функций.
     18. Тренажеры (ротационные) и игры (конструкторы Lego, Puzzle):
     - развитие  манипулятивной  активности,  мелкой   моторики   рук,
познавательной деятельности.
     19. Сенсорная комната:
     - повышение мотивации;
     - развитие пространственных представлений,  гашение гиперкинезов,
развитие двигательной активности;
     - стимуляция тактильной, зрительной, слуховой чувствительности.
     20. Звуковой луч:
     - увеличение объема движений в суставах, развитие мелкой моторики
рук и гашение непроизвольных движений;
     - развитие и закрепление правильной осанки;
     - развитие ощущения собственного тела в пространстве;
     - развитие мотивации.
     21. Столовые приборы специальной конструкции:
     - для выработки навыка самообслуживания.
     При отсутствии помещений (Приложение 1, раздел II, п. 1, 2, 4, 6)
для организации реабилитации возможно использование зала для  лечебной
физкультуры, групповых помещений, холла, рекреаций и т.д.