РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 ноября 2002 г. N 1663-р (НТЦС) 1. Утвердить прилагаемые Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы. 2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться в своей работе положениями Основных направлений поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 28 ноября 2002 г. N 1663-р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 1663-р ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ на 2002 - 2005 годы I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации. Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках национального законодательства этих государств и с учетом общепринятой мировой практики. Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется на основе научных рекомендаций и предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов и методов политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации. Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации с российской диаспорой проводится в интересах развития ее собственной активности и укрепления институтов российского гражданского общества. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом являются: всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм международного права; налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями; активизация роли соотечественников и их организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации. Реализация этих целей является одним из важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности, углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в ближнем зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества. Российская Федерация исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий жизни на своих территориях несут соответствующие государства. Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами, строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы. Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование механизмов их законной контролируемой миграции в Россию и достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания. Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская Федерация придает важное значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культурных традиций. Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации, что позволит существенно расширить возможности соотечественников законными средствами обеспечивать себе в стране проживания статус, равный статусу граждан других национальностей, адекватное политическое представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ 1. Использование действующих и создание новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и при осуществлении международного сотрудничества в других формах Российская Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное, возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное пользование родным языком. С учетом особой значимости русского языка, являющегося одним из мировых языков, а также средством межнационального общения на постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования русского языка, в том числе в качестве официального. Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Россия намерена прилагать энергичные усилия к приведению законодательства и правоприменительной практики всех государств в соответствие с международными нормами и их международными обязательствами. Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, других международных организаций. Россия открыта для сотрудничества с международными и национальными неправительственными правозащитными и религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека, ожидает от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение демократических институтов. Необходимым условием создания благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших органов СНГ, а также в рамках двусторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии. Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и многосторонних договоров о формах и способах урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников - граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними гражданства. Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства - участники СНГ и государства Балтии. Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур, изложены в приложении N 1. 2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии Исходя из того, что значительная часть соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально не защищенным слоям населения, Российская Федерация рассматривает оказание им помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, проживающих (пребывающих) в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. При этом поддерживаются инициативы неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников. 3. Развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками Российская Федерация поддерживает сотрудничество с соотечественниками в области образования, культуры и искусства, а также развитие научных, гуманитарных, информационных, деловых, профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе на основе многосторонних и двусторонних договоров с зарубежными государствами, и способствует их последовательной реализации. Позиция России строится на необходимости учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера. К основным направлениям деятельности по усилению культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся: создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в соседних государствах, интенсификация культурных связей на основе имеющихся международных договоров и заключения новых, содействие всем видам обменов и контактов между Российской Федерацией и соотечественниками, популяризация культуры народов России за рубежом. Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно - исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также поддерживать в рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между соответствующими организациями деятельность средних, специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и научно - исследовательскими учреждениями. Вместе с тем, признавая особую роль семьи и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания, Российская Федерация будет всячески способствовать процессам неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, организации любых совместных видов семейного досуга, празднования общероссийских и национальных праздников. Российская Федерация содействует реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры к заключению межгосударственных договоров по сотрудничеству в целях обеспечения этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей соотечественников, а также реализации соответствующих программ сотрудничества. Российская Федерация содействует и поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание специализированных общественных организаций. Российская Федерация приветствует и поощряет в рамках своего законодательства сотрудничество соотечественников и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности. Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками изложены в приложении N 2. 4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников Россия в рамках своего законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией. Особое значение придается мерам поддержки молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их связей с Россией. Важным направлением является также взаимодействие с религиозными объединениями соотечественников, особенно в тех местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений. Россия готова содействовать социально значимым инициативам Русской православной церкви и других традиционных конфессий по оказанию духовной и культурной помощи соотечественникам. Россия намерена поощрять контакты российских государственных и общественных организаций с организациями соотечественников, а также содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности. В интересах консолидации российской диаспоры Россия поддерживает инициативу соотечественников по созданию всемирной и региональных международных общественных организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц зарубежных стран и Российской Федерации. Загранучреждения, российские центры науки и культуры за рубежом Министерства иностранных дел Российской Федерации, представительства других российских федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществляют постоянные контакты с общественными организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной политике Российской Федерации в этой области. Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении N 3. 5. Поддержка социально не защищенных категорий соотечественников Российская Федерация в соответствии со своим законодательством и на основе межгосударственных договоренностей оказывает поддержку социально не защищенным категориям соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах СНГ и Балтии, может предоставляться в установленном порядке на индивидуальной основе прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Специальное внимание уделяется оказанию материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, проживающим в тех государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерации. Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников изложены в приложении N 4. IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Реализация мер по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и последовательных усилий федеральных органов власти и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с привлечением иных заинтересованных партнеров, в том числе общественных, религиозных и других организаций, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации. Координирующим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее именуется - Правительственная комиссия). Финансирование соответствующих мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на поддержку соотечественников за рубежом. Правительственная комиссия по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации рассматривает и утверждает направления использования указанных средств федерального бюджета, вносит в них изменения и дополнения, контролирует использование средств в установленном порядке. Правительственная комиссия принимает также меры по привлечению для поддержки соотечественников средств из внебюджетных источников и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств осуществляется в установленном порядке. Порядок использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом определяется Правительством Российской Федерации. Приложение N 1 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур ---------------------------------------------------------------------- | | Исполнители | |----------------------------------|---------------------------------| | 1. Взаимодействие с | МИД России | | иностранными государствами и | с участием комитетов и | | международными организациями в | комиссий палат Федерального | | целях защиты прав и законных | Собрания Российской | | интересов соотечественников | Федерации | | | (по согласованию) | |----------------------------------|---------------------------------| | 2. Формирование дополнительных | МИД России | | механизмов защиты прав | Минюст России | | соотечественников, в том числе | МВД России | | создание при Правительственной | ФСБ России | | комиссии по делам | Минобороны России | | соотечественников за рубежом | при участии Уполномоченного | | рабочей группы по оказанию | по правам человека в | | правовой помощи | Российской Федерации (по | | соотечественникам, разработка и | согласованию) | | осуществление комплекса мер по | | | защите и оказанию правовой | | | помощи | | |----------------------------------|---------------------------------| | 3. Поддержка деятельности | МИД России | | правозащитников и адвокатов, | органы исполнительной власти | | отстаивающих права | субъектов Российской | | соотечественников в | Федерации с участием | | правоохранительных органах и | правозащитных | | судах в государствах проживания | неправительственных | | с использованием международных | организаций (по | | механизмов и процедур | согласованию) | |----------------------------------|---------------------------------| | 4. Разработка и продвижение | МИД России | | инициатив по созданию | МВД России | | дополнительных международно - | ФСБ России | | правовых инструментов и | | | процедур, а также по | | | совершенствованию действующих | | | инструментов и процедур, | | | связанных с защитой и | | | обеспечением прав человека, | | | включая права лиц, | | | принадлежащих к национальным | | | меньшинствам | | |----------------------------------|---------------------------------| | 5. Подготовка предложений по | МИД России | | приведению Федерального закона | федеральные органы | | "О государственной политике | исполнительной власти с | | Российской Федерации в | участием комитетов и | | отношении соотечественников за | комиссий палат Федерального | | рубежом" в соответствие с | Собрания Российской | | законодательством Российской | Федерации | | Федерации | (по согласованию) | |----------------------------------|---------------------------------| | 6. Анализ положения | МИД России | | соотечественников за рубежом и | Росзарубежцентр | | подготовка на его основе | МПТР России | | ежегодно доклада о положении | с участием комитетов и | | соотечественников за рубежом и | комиссий палат Федерального | | реализации мер по их поддержке. | Собрания Российской | | Доведение основных положений | Федерации | | доклада до сведения | (по согласованию) | | общественности, средств | | | массовой информации, | | | международных организаций и | | | иностранных государств, | | | общественных и религиозных | | | организаций соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 7. Информационная поддержка | МИД России | | общественных организаций | Минюст России | | соотечественников в | с участием комитетов и | | государствах - участниках СНГ и | комиссий палат Федерального | | государствах Балтии по вопросам | Собрания Российской | | создания механизмов правовой | Федерации | | помощи в целях защиты прав | (по согласованию) | | соотечественников в | | | государствах проживания | | | (пребывания) | | |----------------------------------|---------------------------------| | 8. Предоставление средствам | МИД России | | массовой информации официальных | МПТР России | | материалов о положении | с участием комитетов и | | соотечественников за рубежом. | комиссий палат Федерального | | Использование возможностей сети | Собрания Российской | | Интернет для информирования | Федерации | | общественности России и | (по согласованию) | | зарубежных стран по вопросам | | | соблюдения прав | | | соотечественников за рубежом и | | | о принимаемых мерах по их | | | защите | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей с соотечественниками ---------------------------------------------------------------------- | | Исполнители | |----------------------------------|---------------------------------| | 1. Разработка правил | МИД России | | составления заявок на | Минфин России | | финансирование мероприятий по | | | поддержке соотечественников за | | | рубежом, а также критериев их | | | оценки и отбора наиболее | | | перспективных предложений | | |----------------------------------|---------------------------------| | 2. Использование механизмов | МИД России | | международного сотрудничества | ГТК России | | Российской Федерации с | органы исполнительной власти | | иностранными государствами в | субъектов Российской | | интересах налаживания | Федерации | | экономических связей | | | соотечественников за рубежом и | | | их организаций с хозяйствующими | | | субъектами Российской Федерации | | |----------------------------------|---------------------------------| | 3. Оказание организациям | МИД России | | соотечественников содействия в | МВД России | | получении информации о ситуации | органы исполнительной власти | | на российских региональных | субъектов Российской | | рынках труда и о потребностях в | Федерации | | рабочей силе, привлекаемой для | | | постоянной, временной и | | | сезонной работы, а также об | | | условиях добровольного | | | переселения в Россию | | |----------------------------------|---------------------------------| | 4. Проведение двусторонних | Минобразование России | | переговоров с государствами - | МИД России | | участниками СНГ и государствами | Росзарубежцентр | | Балтии о мерах по реализации | | | соглашений о порядке создания и | | | функционирования филиалов | | | высших учебных заведений в | | | государствах - участниках СНГ и | | | государствах Балтии | | |----------------------------------|---------------------------------| | 5. Разработка и осуществление | Минобразование России | | мер по оказанию организационной | МИД России | | и методической помощи | Росзарубежцентр | | действующим российско - | | | национальным (славянским) | | | университетам, стационарным | | | филиалам ведущих российских | | | вузов в государствах - | | | участниках СНГ, иным | | | образовательным учреждениям | | | такого рода за рубежом | | |----------------------------------|---------------------------------| | 6. Проработка и реализация | Минобразование России | | проектов целевого расширения | Минфин России | | возможностей очных и заочных | МИД России | | (дистанционных) форм обучения | Росзарубежцентр | | соотечественников в российских | | | образовательных учреждениях | | |----------------------------------|---------------------------------| | 7. Внесение с учетом интересов | Минобразование России | | соотечественников изменений в | МИД России | | распределение квот | | | государственных стипендий, | | | выделяемых за счет средств, | | | предусмотренных в федеральном | | | бюджете на обучение в вузах | | | России иностранных студентов | | |----------------------------------|---------------------------------| | 8. Проработка предложений по | Росзарубежцентр | | восстановлению сети курсов по | МИД России | | русскому языку в дальнем | Минобразование России | | зарубежье | | |----------------------------------|---------------------------------| | 9. Проведение в Российской | Минобразование России | | Федерации олимпиад по русской | Росзарубежцентр | | словесности и другим | МИД России | | гуманитарным, естественно - | Минфин России | | научным и прикладным | органы исполнительной власти | | дисциплинам для учащихся | субъектов Российской | | образовательных учреждений | Федерации | | иностранных государств из числа | | | соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 10. Организация повышения | Минобразование России | | квалификации научно- | МИД России | | педагогических кадров | Минфин России | | образовательных учреждений | | | иностранных государств, в | | | которых осуществляется обучение | | | на русском языке. | | | Содействие организации и | | | проведению ежегодного конкурса | | | "Лучший учитель русской | | | словесности" среди педагогов | | | школ государств - участников | | | СНГ и государств Балтии, в | | | которых осуществляется обучение | | | на русском языке | | |----------------------------------|---------------------------------| | 11. Осуществление целевых | Минобразование России | | поставок, в том числе на | Минфин России | | коммерческой основе, учебно - | ГТК России | | методической литературы для | МИД России | | общеобразовательных, воскресных | Росзарубежцентр | | школ, иных образовательных | органы исполнительной власти | | учреждений иностранных | субъектов Российской | | государств, осуществляющих | Федерации | | обучение на языках народов | | | России | | |----------------------------------|---------------------------------| | 12. Поддержка театров, | Минкультуры России | | профессиональных творческих | Росзарубежцентр | | коллективов и студий, | Минфин России | | действующих за рубежом и | МИД России | | пропагандирующих российскую | | | культуру. | | | Организация творческих | | | семинаров, встреч и мастер - | | | классов для творческих деятелей | | | - соотечественников, | | | проживающих в государствах - | | | участниках СНГ и государствах | | | Балтии. | | | Оказание содействия известным | | | деятелям культуры и искусства, | | | писателям, художникам, а также | | | молодым дарованиям из среды | | | соотечественников, в том числе | | | содействие их участию в | | | творческих международных | | | конкурсах | | |----------------------------------|---------------------------------| | 13. Осуществление мер по | МИД России | | выявлению и сохранению в | Росзарубежцентр | | государствах проживания | Минкультуры России | | соотечественников памятников, | | | связанных с культурой и | | | историей России | | |----------------------------------|---------------------------------| | 14. Организация в государствах | Росзарубежцентр | | проживания соотечественников | МИД России | | семейных конкурсов на знание | Минкультуры России | | истории и культуры России с | | | приглашением победителей на | | | отдых в Российскую Федерацию | | |----------------------------------|---------------------------------| | 15. Подготовка и | МИД России | | распространение среди | Минобразование России | | соотечественников книг для | Минкультуры России | | семейного чтения по истории, | МПТР России | | географии, экономике, | | | народонаселению, | | | государственному устройству, | | | политической и культурной жизни | | | современной России | | |----------------------------------|---------------------------------| | 16. Подготовка и внесение в | МИД России | | Правительство Российской | Росзарубежцентр | | Федерации предложений по | Минфин России | | созданию в государствах - | | | участниках СНГ российских | | | центров науки и культуры | | |----------------------------------|---------------------------------| | 17. Проведение в иностранных | органы исполнительной власти | | государствах дней культуры | субъектов Российской | | регионов России, тематических | Федерации | | выставок, презентаций, | Росзарубежцентр | | конференций и иных мероприятий | Минкультуры России | | с привлечением | федеральные органы | | соотечественников и их | исполнительной власти | | организаций | | | 18. Взаимодействие с | МИД России | | русскоязычными средствами | МПТР России | | массовой информации за рубежом | | | с целью обеспечения | | | соотечественников объективной | | | информацией о событиях в России | | |----------------------------------|---------------------------------| | 19. Разработка и осуществление | МПТР России | | проектов, в том числе на | МИД России | | коммерческой основе, связанных | | | с расширением теле- и | | | радиовещания из России на | | | различные страны и регионы мира | | | и подготовкой | | | специализированных программ для | | | соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 20. Распространение | МПТР России | | периодических и иных печатных | Минфин России | | изданий, кинопродукции, аудио - | МИД России | | и видеоматериалов на родных | | | языках соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 21. Организация подписки | МИД России | | соотечественников и их | Минфин России | | общественных и религиозных | | | организаций на периодические | | | издания, выходящие в Российской | | | Федерации | | |----------------------------------|---------------------------------| | 22. Создание при органах | органы исполнительной власти | | исполнительной власти субъектов | субъектов Российской | | Российской Федерации | Федерации | | консультативных органов по | комиссии и комитеты палат | | связям с соотечественниками за | Федерального Собрания | | рубежом | Российской Федерации (по | | | согласованию) | | | МИД России | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы Меры по поддержке деятельности общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников ---------------------------------------------------------------------- | | Исполнители | |----------------------------------|---------------------------------| | 1. Содействие процессу | МИД России | | самоорганизации | Росзарубежцентр | | соотечественников, оказание | федеральные органы | | помощи в проведении | исполнительной власти | | конференций, целевых семинаров | органы исполнительной власти | | и т.п. для активизации | субъектов Российской | | деятельности общественных | Федерации | | структур соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 2. Содействие реализации | МИД России | | инициатив по созданию всемирной | Росзарубежцентр | | и региональных международных | органы исполнительной власти | | неправительственных организаций | субъектов Российской | | российских соотечественников. | Федерации | | Содействие установлению | | | информационных и деловых связей | | | между активно действующими | | | организациями соотечественников | | |----------------------------------|---------------------------------| | 3. Налаживание и поддержание | МИД России | | контактов с заинтересованными | Росзарубежцентр | | общественными и религиозными | | | организациями | | | соотечественников, физическими | | | лицами, разработка проектов по | | | поддержке соотечественников и | | | взаимодействию с ними | | |----------------------------------|---------------------------------| | 4. Привлечение общественных и | Минобразование России | | религиозных организаций | Росзарубежцентр | | соотечественников к | МИД России | | деятельности попечительских | | | советов российско-национальных | | | (славянских) университетов и | | | филиалов образовательных | | | учреждений России, создаваемых | | | на территории государств - | | | участников СНГ и государств | | | Балтии | | |----------------------------------|---------------------------------| | 5. Содействие общественным и | МИД России | | религиозным организациям | Росзарубежцентр | | соотечественников за рубежом в | Минфин России | | осуществлении ими культурной, | Минкультуры России | | просветительской, | Минобразование России | | информационной, гуманитарной | МПТР России | | деятельности, издании газет, | ГТК России | | бюллетеней, подготовке теле- и | органы исполнительной власти | | радиопрограмм, создании и | субъектов Российской | | поддержке веб-сайтов, а также в | Федерации | | осуществлении иной законной | | | деятельности. | | | Закупка издаваемой в России | | | литературы и поставка | | | библиотекам, обслуживающим | | | общественные и религиозные | | | организации российских | | | соотечественников за рубежом | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение N 4 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы Меры по поддержке социально не защищенных категорий соотечественников ---------------------------------------------------------------------- | | Исполнители | |----------------------------------|---------------------------------| | 1. Организация медицинской | | | реабилитации соотечественников | МИД России | | - ветеранов Великой | | | Отечественной войны и | Минфин России | | приравненных к ним категорий | органы исполнительной власти | | ветеранов, проживающих в | субъектов Российской | | государствах - участниках СНГ и | Федерации | | государствах Балтии, в том | | | числе в лечебных и санаторных | | | учреждениях Российской | | | Федерации и государств | | | проживания | | |----------------------------------|---------------------------------| | 2. Разработка и осуществление | МИД России | | мер материальной помощи | Минфин России | | соотечественникам - ветеранам | | | Великой Отечественной войны, | | | проживающим в иностранных | | | государствах, законодательство | | | которых не предусматривает | | | предоставления им льгот, | | | аналогичных по объему и | | | содержанию льготам, | | | установленным законодательством | | | Российской Федерации | | |----------------------------------|---------------------------------| | 3. Организация в Российской | МИД России | | Федерации оздоровительного | | | отдыха детей-соотечественников | Минфин России | | из социально не защищенных | органы исполнительной власти | | семей | субъектов Российской | | | Федерации | |----------------------------------|---------------------------------| | 4. Оказание прямой финансовой | МИД России | | помощи социально не защищенным | Минфин России | | категориям соотечественников на | | | индивидуальной основе | | ---------------------------------------------------------------------- |