ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 ноября 2002 г.
                               N 1663-р

                                (НТЦС)


     1. Утвердить    прилагаемые    Основные   направления   поддержки
Российской Федерацией соотечественников за  рубежом  на  2002  -  2005
годы.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти   и    органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться
в своей работе положениями Основных направлений  поддержки  Российской
Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы.
     3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  на
Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
28 ноября 2002 г.
N 1663-р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 28 ноября 2002 года
                                                              N 1663-р


                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
     ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
                         на 2002 - 2005 годы

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Основные направления     поддержки     Российской      Федерацией
соотечественников  за  рубежом на современном этапе представляют собой
систему  мер  по  созданию   эффективных   механизмов   взаимодействия
российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав
и  свобод  соотечественников,  проживающих  за   рубежом,   по   более
адекватному   обеспечению   их   законных   интересов   и   сохранению
этнокультурной самобытности,  а также активизации их роли в расширении
сотрудничества   России   с  зарубежными  государствами  и  дальнейшем
развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
     Правовую основу   действий   Российской  Федерации  по  поддержке
соотечественников   составляют   общепризнанные   принципы   и   нормы
международного  права  и  международные договоры Российской Федерации,
Конституция  Российской  Федерации,  федеральные   законы   и   другие
нормативные   правовые   акты   Российской   Федерации,   регулирующие
деятельность  федеральных  органов  государственной  власти  в   сфере
внешней  и  внутренней  политики.  Реализация мероприятий по поддержке
соотечественников в конкретных зарубежных государствах  осуществляется
в  рамках  национального  законодательства  этих государств и с учетом
общепринятой мировой практики.
     Поддержка соотечественников  за  рубежом осуществляется на основе
научных рекомендаций и  предполагает  использование  всего  имеющегося
арсенала     механизмов     и    методов    политико-дипломатического,
экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера
с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
     Работа федеральных   органов   исполнительной   власти,   органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  дипломатических
представительств  и  консульских  учреждений  Российской  Федерации  с
российской  диаспорой  проводится  в интересах развития ее собственной
активности и укрепления институтов российского гражданского общества.

          II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
                     СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

     Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников
за рубежом являются:
     всестороннее содействие  полноценной  реализации  и  эффективному
обеспечению прав и  свобод  соотечественников,  а  также  их  законных
интересов   в   странах   проживания   на   основе   соблюдения   норм
международного права;
     налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с
соотечественниками, а также их организациями;
     активизация роли  соотечественников и их организаций в расширении
равноправных  и  взаимовыгодных   отношений   России   с   зарубежными
государствами  и  дальнейшем развитии демократических преобразований в
Российской Федерации.
     Реализация этих   целей  является  одним  из  важнейших  факторов
укрепления  международной  стабильности  и  безопасности,   углубления
взаимовыгодного  сотрудничества  с  зарубежными странами,  обеспечения
национальных интересов России.  Эффективное решение наиболее острых  и
масштабных  проблем  соотечественников,  проживающих,  в частности,  в
ближнем  зарубежье,  составляет  важное  условие  формирования   вдоль
российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.
     Российская Федерация    исходит    из    того,    что    основную
ответственность  за  гарантированное  осуществление  индивидуальных  и
коллективных прав,  за обеспечение достойных условий  жизни  на  своих
территориях несут соответствующие государства.
     Россия твердо  настаивает   на   предоставлении   и   обеспечении
соотечественникам   в   государствах   их  проживания  полного  объема
гражданских,  политических,  социальных,  экономических,  культурных и
иных  прав  и  свобод  в соответствии с общепризнанными международными
нормами  и  стандартами,  строит  практические   отношения   с   этими
государствами   в   соответствии  с  их  готовностью  должным  образом
обеспечивать указанные права и свободы.
     Российская политика  в  отношении  соотечественников  за  рубежом
направлена на их  адаптацию  в  странах  проживания  при  добровольном
сохранении   этнокультурной  самобытности,  а  также  на  формирование
механизмов их законной контролируемой миграции в Россию  и  достижение
оптимального баланса между этими процессами.  Россия в соответствии со
своими международными обязательствами и национальным законодательством
намерена    принимать    на    своей   территории   соотечественников,
переселяющихся на добровольной  основе  или  вследствие  возникновения
чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания.
     Выступая в защиту принципа культурного  многообразия,  Российская
Федерация  придает  важное  значение  развитию  и  распространению  за
рубежом русской культуры и русского языка,  а также поддерживает  меры
по  сохранению  в среде соотечественников иных родных для них языков и
культурных традиций.
     Важной частью    задачи   содействия   адаптации   и   интеграции
соотечественников является поддержка их самоорганизации,  что позволит
существенно    расширить   возможности   соотечественников   законными
средствами  обеспечивать  себе  в  стране  проживания  статус,  равный
статусу   граждан   других  национальностей,  адекватное  политическое
представительство и участие в принятии решений,  доступ к материальным
и  иным  ресурсам,  что является необходимым условием для сохранения и
развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к
культуре страны проживания.

         III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
                     СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

            1. Использование действующих и создание новых
           международных механизмов и процедур обеспечения
          и защиты прав и основных свобод человека, включая
         права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам

     В двусторонних  отношениях  с  зарубежными  государствами  и  при
осуществлении международного сотрудничества в других формах Российская
Федерация  учитывает  правовое  и  социально-экономическое   положение
соотечественников.   Россия   исходит   из   того,   что  плодотворное
двустороннее   и   многостороннее   сотрудничество,   в   том    числе
политическое,  торгово-экономическое,  научно-техническое  и  военное,
возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса
прав  и  свобод проживающих там российских соотечественников,  включая
право  на  получение   гражданства   страны   проживания,   сохранение
культурной самобытности, свободное пользование родным языком.
     С учетом особой значимости русского языка,  являющегося одним  из
мировых   языков,   а  также  средством  межнационального  общения  на
постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ,  Российская Федерация
в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой
принимает все возможные меры  для  поддержания  статуса  и  расширения
сферы   использования   русского   языка,   в  том  числе  в  качестве
официального.
     Будучи приверженной  соблюдению общепризнанных международных норм
в области обеспечения прав  и  свобод  человека,  включая  права  лиц,
принадлежащих  к национальным меньшинствам,  Россия намерена прилагать
энергичные усилия к приведению законодательства и  правоприменительной
практики  всех государств в соответствие с международными нормами и их
международными обязательствами.
     Россия поддерживает  принцип,  согласно которому обеспечение прав
человека,   включая   права   лиц,   принадлежащих   к    национальным
меньшинствам,  не является исключительно внутренним делом государства.
В  этой  связи  Российская  Федерация   призывает   к   интенсификации
сотрудничества  в  сфере  прав  человека  в рамках ООН,  ОБСЕ,  Совета
Европы,  Совета  государств  Балтийского  моря,  других  международных
организаций.
     Россия открыта   для   сотрудничества    с    международными    и
национальными   неправительственными   правозащитными  и  религиозными
организациями,  осуществляющими мониторинг соблюдения  прав  человека,
ожидает    от    них    реального   вклада   в   улучшение   положения
соотечественников,  в повсеместное укрепление  верховенства  права,  в
создание и упрочение демократических институтов.
     Необходимым условием   создания   благоприятного    политического
климата  и  установления  мер доверия между странами является принятие
соответствующих обязательств государствами,  пока не присоединившимися
к  основополагающим  международно-правовым  актам  о правах и основных
свободах человека,  включая права лиц,  принадлежащих  к  национальным
меньшинствам.
     Россия намерена   в   случае   необходимости   выносить   вопросы
обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к
национальным  меньшинствам,  для  рассмотрения  на  заседаниях  высших
органов  СНГ,  а  также в рамках двусторонних контактов с руководством
государств - участников СНГ и государств Балтии.
     Россия выступает  за интенсификацию переговоров с государствами -
участниками СНГ и государствами Балтии по  заключению  двусторонних  и
многосторонних  договоров  о  формах  и  способах урегулирования всего
комплекса  проблем,  связанных  с  правовым  и  гражданским   статусом
соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и
надежных гарантий достойного и  полного  обеспечения  их  гражданских,
политических,  социальных,  культурных,  религиозных  и  иных  прав  и
свобод,   а   также   создание   механизмов   реализации   достигнутых
договоренностей.  Особое внимание уделяется правам соотечественников -
граждан Российской Федерации и лиц  без  гражданства,  проживающих  за
пределами    России,    решению   проблемы   приобретения   последними
гражданства.
     Исходя из  того,  что  нарушения прав человека и дискриминация по
этническому,  языковому,  религиозному и иным  признакам  препятствуют
нормальной  адаптации  соотечественников  в  государствах  проживания,
служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская
Федерация  придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и
считает   своим   долгом   информировать   отечественную   и   мировую
общественность   о   положении   российской   диаспоры   в  зарубежных
государствах,  включая  государства  -  участники  СНГ  и  государства
Балтии.
     Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод
соотечественников,   в   том   числе  с  использованием  международных
механизмов и процедур, изложены в приложении N 1.

               2. Финансовая и экономическая поддержка
            соотечественников в государствах - участниках
                      СНГ и государствах Балтии

     Исходя из   того,   что   значительная  часть  соотечественников,
проживающих  в  странах  СНГ  и  Балтии,  относится  к  социально   не
защищенным   слоям   населения,   Российская  Федерация  рассматривает
оказание им помощи и поддержки как одну  из  важных  составных  частей
государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за
рубежом.  Для этих целей используются средства федерального бюджета  в
пределах   ассигнований   соответствующего   года.  Прямая  финансовая
поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств)  будет
оказываться   в   первую   очередь  социально  не  защищенным  группам
соотечественников,  проживающих   (пребывающих)   в   государствах   -
участниках СНГ и государствах Балтии.
     При этом    поддерживаются     инициативы     неправительственных
организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников.

                3. Развитие гуманитарных, культурных,
               образовательных, научных, информационных
          и деловых связей и контактов с соотечественниками

     Российская Федерация      поддерживает      сотрудничество      с
соотечественниками  в  области  образования,  культуры и искусства,  а
также  развитие  научных,   гуманитарных,   информационных,   деловых,
профессиональных,    спортивных,    детских,    молодежных,   женских,
ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов
и  связей,  в  том  числе  на  основе  многосторонних  и  двусторонних
договоров   с   зарубежными   государствами,   и    способствует    их
последовательной реализации.
     Позиция России строится на  необходимости  учитывать  культурные,
информационные,   образовательные,   религиозные   и   иные   духовные
потребности  соотечественников,  их  готовность  взаимодействовать   с
российскими  государственными  и  неправительственными  структурами  в
осуществлении проектов гуманитарного,  культурного,  научного и  иного
характера.
     К основным  направлениям  деятельности  по  усилению  культурного
присутствия  России  в  зарубежных государствах относятся:  создание и
развитие сети российских центров науки  и  культуры,  прежде  всего  в
соседних  государствах,  интенсификация  культурных  связей  на основе
имеющихся международных договоров и заключения новых,  содействие всем
видам    обменов   и   контактов   между   Российской   Федерацией   и
соотечественниками, популяризация культуры народов России за рубежом.
     Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам
в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно  -
исследовательских    учреждениях   Российской   Федерации,   а   также
поддерживать в рамках межправительственных договоренностей и  на  базе
договоренностей   между  соответствующими  организациями  деятельность
средних,  специальных,  высших и  иных  образовательных  учреждений  с
преподаванием  на  русском языке в зарубежных странах,  способствовать
налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и  научно
- исследовательскими учреждениями.
     Вместе с тем,  признавая особую роль семьи и семейного воспитания
в  сохранении  этнокультурной  идентичности,  осознании причастности к
исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания,
Российская   Федерация   будет   всячески   способствовать   процессам
неформального сплочения своих соотечественников в каждом  государстве,
прежде  всего  по линии создания детских,  юношеских и женских клубов,
организации любых  совместных  видов  семейного  досуга,  празднования
общероссийских и национальных праздников.
     Российская Федерация      содействует       реализации       прав
соотечественников   на   получение,  использование  и  распространение
информации на русском и других языках народов России,  на сохранение и
развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской
Федерацией,  а также внутри российской диаспоры.  В этих целях  Россия
принимает   меры   к   заключению   межгосударственных   договоров  по
сотрудничеству в целях  обеспечения  этнокультурных,  образовательных,
информационных,  языковых  и  иных  потребностей соотечественников,  а
также реализации соответствующих программ сотрудничества.
     Российская Федерация содействует и поощряет развитие всесторонних
контактов и связей  между  общественными  организациями  и  отдельными
гражданами в России и в странах проживания соотечественников,  а также
развитие  общественных  инициатив,   направленных   на   поддержку   и
взаимодействие  с  соотечественниками  за  рубежом,  включая  создание
специализированных общественных организаций.
     Российская Федерация  приветствует  и  поощряет  в  рамках своего
законодательства сотрудничество соотечественников и их  организаций  с
российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности.
     Меры по оказанию финансовой и экономической  поддержки,  развитию
гуманитарных,  культурных,  образовательных, научных, информационных и
деловых связей с соотечественниками изложены в приложении N 2.

          4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций)
                   и объединений соотечественников

     Россия в  рамках  своего  законодательства  и  в  соответствии  с
нормами  международного   права   оказывает   поддержку   общественным
организациям соотечественников,  деятельность которых осуществляется в
соответствии с законодательством  стран  проживания  и  направлена  на
сохранение   их   этнической   и  культурной  самобытности,  защиту  и
обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией.
     Особое значение придается мерам поддержки молодежных  организаций
соотечественников,  русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их
связей с Россией.
     Важным направлением  является также взаимодействие с религиозными
объединениями  соотечественников,  особенно  в  тех  местах,  где  они
являются  весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в
помощи  и  защите  от  дискриминации  и  притеснений.  Россия   готова
содействовать  социально  значимым  инициативам  Русской  православной
церкви  и  других  традиционных  конфессий  по  оказанию  духовной   и
культурной помощи соотечественникам.
     Россия намерена поощрять контакты  российских  государственных  и
общественных  организаций  с организациями соотечественников,  а также
содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности.
    В интересах  консолидации  российской диаспоры Россия поддерживает
инициативу соотечественников  по  созданию  всемирной  и  региональных
международных    общественных    организаций    российской   диаспоры,
объединяющих  юридических  и  физических  лиц   зарубежных   стран   и
Российской Федерации.
     Загранучреждения, российские центры науки и культуры  за  рубежом
Министерства  иностранных дел Российской Федерации,  представительства
других  российских  федеральных  органов   исполнительной   власти   и
организаций   осуществляют   постоянные   контакты   с   общественными
организациями  соотечественников,  информируют  их  представителей   о
государственной политике Российской Федерации в этой области.
     Меры по   поддержке   деятельности    общественных    организаций
(ассоциаций)  и  объединений соотечественников изложены в приложении N
3.

                 5. Поддержка социально не защищенных
                     категорий соотечественников

     Российская Федерация в соответствии со своим законодательством  и
на   основе  межгосударственных  договоренностей  оказывает  поддержку
социально  не  защищенным   категориям   соотечественников.   Наиболее
нуждающимся,   а   также   оказавшимся   в   экстремальных   ситуациях
соотечественникам,  проживающим (пребывающим) прежде всего  в  странах
СНГ  и  Балтии,  может  предоставляться  в  установленном  порядке  на
индивидуальной основе прямая финансовая и  иная  материальная  помощь.
Для  этих  целей используются средства федерального бюджета в пределах
ассигнований соответствующего года.
     Специальное внимание  уделяется  оказанию  материальной поддержки
соотечественникам  -   ветеранам   Великой   Отечественной   войны   и
приравненным   к   ним   лицам,   проживающим   в   тех  государствах,
законодательство которых не предусматривает предоставления  им  льгот,
аналогичных    по   объему   и   содержанию   льготам,   установленным
законодательством Российской Федерации.
     Меры по    поддержке    социально    не    защищенных   категорий
соотечественников изложены в приложении N 4.

            IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

     Реализация мер  по   поддержке   соотечественников   за   рубежом
осуществляется   путем  скоординированных  и  последовательных  усилий
федеральных   органов   власти   и   органов   исполнительной   власти
заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации с привлечением иных
заинтересованных партнеров,  в том числе общественных,  религиозных  и
других   организаций,   хозяйствующих   субъектов,   средств  массовой
информации.
     Координирующим органом    Правительства   Российской   Федерации,
обеспечивающим эту  работу,  является  Правительственная  комиссия  по
делам    соотечественников    за    рубежом    (далее    именуется   -
Правительственная комиссия).
     Финансирование соответствующих    мероприятий,    реализуемых   в
Российской Федерации и за  рубежом,  осуществляется  за  счет  средств
федерального     бюджета,    выделяемых    ежегодно    на    поддержку
соотечественников за рубежом.
     Правительственная комиссия    по    представлению    Министерства
иностранных  дел  Российской  Федерации  рассматривает  и   утверждает
направления  использования  указанных  средств  федерального  бюджета,
вносит  в  них  изменения  и  дополнения,  контролирует  использование
средств в установленном порядке.
     Правительственная комиссия принимает также  меры  по  привлечению
для  поддержки  соотечественников средств из внебюджетных источников и
из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств
осуществляется в установленном порядке.
     Порядок использования средств федерального бюджета на  реализацию
мероприятий  по  поддержке  соотечественников  за рубежом определяется
Правительством Российской Федерации.


                                                        Приложение N 1

                                               к Основным направлениям
                                                  поддержки Российской
                                          Федерацией соотечественников
                                        за рубежом на 2002 - 2005 годы

      Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и
        свобод соотечественников, в том числе с использованием
                 международных механизмов и процедур

----------------------------------------------------------------------
|                                  |         Исполнители             |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 1. Взаимодействие с              | МИД России                      |
| иностранными государствами и     | с участием комитетов и          |
| международными организациями в   | комиссий палат Федерального     |
| целях защиты прав и законных     | Собрания Российской             |
| интересов соотечественников      | Федерации                       |
|                                  | (по согласованию)               |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 2. Формирование дополнительных   | МИД России                      |
| механизмов защиты прав           | Минюст России                   |
| соотечественников, в том числе   | МВД России                      |
| создание при Правительственной   | ФСБ России                      |
| комиссии по делам                | Минобороны России               |
| соотечественников за рубежом     | при участии Уполномоченного     |
| рабочей группы по оказанию       | по правам человека в            |
| правовой помощи                  | Российской Федерации (по        |
| соотечественникам, разработка и  | согласованию)                   |
| осуществление комплекса мер по   |                                 |
| защите и оказанию правовой       |                                 |
| помощи                           |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 3. Поддержка деятельности        | МИД России                      |
| правозащитников и адвокатов,     | органы исполнительной власти    |
| отстаивающих права               | субъектов Российской            |
| соотечественников в              | Федерации с участием            |
| правоохранительных органах и     | правозащитных                   |
| судах в государствах проживания  | неправительственных             |
| с использованием международных   | организаций (по                 |
| механизмов и процедур            | согласованию)                   |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 4. Разработка и продвижение      | МИД России                      |
| инициатив по созданию            | МВД России                      |
| дополнительных международно -    | ФСБ России                      |
| правовых инструментов и          |                                 |
| процедур, а также по             |                                 |
| совершенствованию действующих    |                                 |
| инструментов и процедур,         |                                 |
| связанных с защитой и            |                                 |
| обеспечением прав человека,      |                                 |
| включая права лиц,               |                                 |
| принадлежащих к национальным     |                                 |
| меньшинствам                     |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 5. Подготовка предложений по     | МИД России                      |
| приведению Федерального закона   | федеральные органы              |
| "О государственной политике      | исполнительной власти с         |
| Российской Федерации в           | участием комитетов и            |
| отношении соотечественников за   | комиссий палат Федерального     |
| рубежом" в соответствие с        | Собрания Российской             |
| законодательством Российской     | Федерации                       |
| Федерации                        | (по согласованию)               |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 6. Анализ положения              | МИД России                      |
| соотечественников за рубежом и   | Росзарубежцентр                 |
| подготовка на его основе         | МПТР России                     |
| ежегодно доклада о положении     | с участием комитетов и          |
| соотечественников за рубежом и   | комиссий палат Федерального     |
| реализации мер по их поддержке.  | Собрания Российской             |
| Доведение основных положений     | Федерации                       |
| доклада до сведения              | (по согласованию)               |
| общественности, средств          |                                 |
| массовой информации,             |                                 |
| международных организаций и      |                                 |
| иностранных государств,          |                                 |
| общественных и религиозных       |                                 |
| организаций соотечественников    |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 7. Информационная поддержка      | МИД России                      |
| общественных организаций         | Минюст России                   |
| соотечественников в              | с участием комитетов и          |
| государствах - участниках СНГ и  | комиссий палат Федерального     |
| государствах Балтии по вопросам  | Собрания Российской             |
| создания механизмов правовой     | Федерации                       |
| помощи в целях защиты прав       | (по согласованию)               |
| соотечественников в              |                                 |
| государствах проживания          |                                 |
| (пребывания)                     |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 8. Предоставление средствам      | МИД России                      |
| массовой информации официальных  | МПТР России                     |
| материалов о положении           | с участием комитетов и          |
| соотечественников за рубежом.    | комиссий палат Федерального     |
| Использование возможностей сети  | Собрания Российской             |
| Интернет для информирования      | Федерации                       |
| общественности России и          | (по согласованию)               |
| зарубежных стран по вопросам     |                                 |
| соблюдения прав                  |                                 |
| соотечественников за рубежом и   |                                 |
| о принимаемых мерах по их        |                                 |
| защите                           |                                 |
----------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                               к Основным направлениям
                                                  поддержки Российской
                                          Федерацией соотечественников
                                        за рубежом на 2002 - 2005 годы

             Меры по оказанию финансовой и экономической
            поддержки, развитию гуманитарных, культурных,
               образовательных, научных, информационных
                и деловых связей с соотечественниками

----------------------------------------------------------------------
|                                  |         Исполнители             |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 1. Разработка правил             | МИД России                      |
| составления заявок на            | Минфин России                   |
| финансирование мероприятий по    |                                 |
| поддержке соотечественников за   |                                 |
| рубежом, а также критериев их    |                                 |
| оценки и отбора наиболее         |                                 |
| перспективных предложений        |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 2. Использование механизмов      | МИД России                      |
| международного сотрудничества    | ГТК России                      |
| Российской Федерации с           | органы исполнительной власти    |
| иностранными государствами в     | субъектов Российской            |
| интересах налаживания            | Федерации                       |
| экономических связей             |                                 |
| соотечественников за рубежом и   |                                 |
| их организаций с хозяйствующими  |                                 |
| субъектами Российской Федерации  |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 3. Оказание организациям         | МИД России                      |
| соотечественников содействия в   | МВД России                      |
| получении информации о ситуации  | органы исполнительной власти    |
| на российских региональных       | субъектов Российской            |
| рынках труда и о потребностях в  | Федерации                       |
| рабочей силе, привлекаемой для   |                                 |
| постоянной, временной и          |                                 |
| сезонной работы, а также об      |                                 |
| условиях добровольного           |                                 |
| переселения в Россию             |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 4. Проведение двусторонних       | Минобразование России           |
| переговоров с государствами -    | МИД России                      |
| участниками СНГ и государствами  | Росзарубежцентр                 |
| Балтии о мерах по реализации     |                                 |
| соглашений о порядке создания и  |                                 |
| функционирования филиалов        |                                 |
| высших учебных заведений в       |                                 |
| государствах - участниках СНГ и  |                                 |
| государствах Балтии              |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 5. Разработка и осуществление    | Минобразование России           |
| мер по оказанию организационной  | МИД России                      |
| и методической помощи            | Росзарубежцентр                 |
| действующим российско -          |                                 |
| национальным (славянским)        |                                 |
| университетам, стационарным      |                                 |
| филиалам ведущих российских      |                                 |
| вузов в государствах -           |                                 |
| участниках СНГ, иным             |                                 |
| образовательным учреждениям      |                                 |
| такого рода за рубежом           |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 6. Проработка и реализация       | Минобразование России           |
| проектов целевого расширения     | Минфин России                   |
| возможностей очных и заочных     | МИД России                      |
| (дистанционных) форм обучения    | Росзарубежцентр                 |
| соотечественников в российских   |                                 |
| образовательных учреждениях      |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 7. Внесение с учетом интересов   | Минобразование России           |
| соотечественников изменений в    | МИД России                      |
| распределение квот               |                                 |
| государственных стипендий,       |                                 |
| выделяемых за счет средств,      |                                 |
| предусмотренных в федеральном    |                                 |
| бюджете на обучение в вузах      |                                 |
| России иностранных студентов     |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 8. Проработка предложений по     | Росзарубежцентр                 |
| восстановлению сети курсов по    | МИД России                      |
| русскому языку в дальнем         | Минобразование России           |
| зарубежье                        |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 9. Проведение в Российской       | Минобразование России           |
| Федерации олимпиад по русской    | Росзарубежцентр                 |
| словесности и другим             | МИД России                      |
| гуманитарным, естественно -      | Минфин России                   |
| научным и прикладным             | органы исполнительной власти    |
| дисциплинам для учащихся         | субъектов Российской            |
| образовательных учреждений       | Федерации                       |
| иностранных государств из числа  |                                 |
| соотечественников                |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 10. Организация повышения        | Минобразование России           |
| квалификации научно-             | МИД России                      |
| педагогических кадров            | Минфин России                   |
| образовательных учреждений       |                                 |
| иностранных государств, в        |                                 |
| которых осуществляется обучение  |                                 |
| на русском языке.                |                                 |
|   Содействие организации и       |                                 |
| проведению ежегодного конкурса   |                                 |
| "Лучший учитель русской          |                                 |
| словесности" среди педагогов     |                                 |
| школ государств - участников     |                                 |
| СНГ и государств Балтии, в       |                                 |
| которых осуществляется обучение  |                                 |
| на русском языке                 |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 11. Осуществление целевых        | Минобразование России           |
| поставок, в том числе на         | Минфин России                   |
| коммерческой основе, учебно -    | ГТК России                      |
| методической литературы для      | МИД России                      |
| общеобразовательных, воскресных  | Росзарубежцентр                 |
| школ, иных образовательных       | органы исполнительной власти    |
| учреждений иностранных           | субъектов Российской            |
| государств, осуществляющих       | Федерации                       |
| обучение на языках народов       |                                 |
| России                           |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 12. Поддержка театров,           | Минкультуры России              |
| профессиональных творческих      | Росзарубежцентр                 |
| коллективов и студий,            | Минфин России                   |
| действующих за рубежом и         | МИД России                      |
| пропагандирующих российскую      |                                 |
| культуру.                        |                                 |
|   Организация творческих         |                                 |
| семинаров, встреч и мастер -     |                                 |
| классов для творческих деятелей  |                                 |
| - соотечественников,             |                                 |
| проживающих в государствах -     |                                 |
| участниках СНГ и государствах    |                                 |
| Балтии.                          |                                 |
|   Оказание содействия известным  |                                 |
| деятелям культуры и искусства,   |                                 |
| писателям, художникам, а также   |                                 |
| молодым дарованиям из среды      |                                 |
| соотечественников, в том числе   |                                 |
| содействие их участию в          |                                 |
| творческих международных         |                                 |
| конкурсах                        |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 13. Осуществление мер по         | МИД России                      |
| выявлению и сохранению в         | Росзарубежцентр                 |
| государствах проживания          | Минкультуры России              |
| соотечественников памятников,    |                                 |
| связанных с культурой и          |                                 |
| историей России                  |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 14. Организация в государствах   | Росзарубежцентр                 |
| проживания соотечественников     | МИД России                      |
| семейных конкурсов на знание     | Минкультуры России              |
| истории и культуры России с      |                                 |
| приглашением победителей на      |                                 |
| отдых в Российскую Федерацию     |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 15. Подготовка и                 | МИД России                      |
| распространение среди            | Минобразование России           |
| соотечественников книг для       | Минкультуры России              |
| семейного чтения по истории,     | МПТР России                     |
| географии, экономике,            |                                 |
| народонаселению,                 |                                 |
| государственному устройству,     |                                 |
| политической и культурной жизни  |                                 |
| современной России               |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 16. Подготовка и внесение в      | МИД России                      |
| Правительство Российской         | Росзарубежцентр                 |
| Федерации предложений по         | Минфин России                   |
| созданию в государствах -        |                                 |
| участниках СНГ российских        |                                 |
| центров науки и культуры         |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 17. Проведение в иностранных     | органы исполнительной власти    |
| государствах дней культуры       | субъектов Российской            |
| регионов России, тематических    | Федерации                       |
| выставок, презентаций,           | Росзарубежцентр                 |
| конференций и иных мероприятий   | Минкультуры России              |
| с привлечением                   | федеральные органы              |
| соотечественников и их           | исполнительной власти           |
| организаций                      |                                 |
| 18. Взаимодействие с             | МИД России                      |
| русскоязычными средствами        | МПТР России                     |
| массовой информации за рубежом   |                                 |
| с целью обеспечения              |                                 |
| соотечественников объективной    |                                 |
| информацией о событиях в России  |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 19. Разработка и осуществление   | МПТР России                     |
| проектов, в том числе на         | МИД России                      |
| коммерческой основе, связанных   |                                 |
| с расширением теле- и            |                                 |
| радиовещания из России на        |                                 |
| различные страны и регионы мира  |                                 |
| и подготовкой                    |                                 |
| специализированных программ для  |                                 |
| соотечественников                |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 20. Распространение              | МПТР России                     |
| периодических и иных печатных    | Минфин России                   |
| изданий, кинопродукции, аудио -  | МИД России                      |
| и видеоматериалов на родных      |                                 |
| языках соотечественников         |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 21. Организация подписки         | МИД России                      |
| соотечественников и их           | Минфин России                   |
| общественных и религиозных       |                                 |
| организаций на периодические     |                                 |
| издания, выходящие в Российской  |                                 |
| Федерации                        |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 22. Создание при органах         | органы исполнительной власти    |
| исполнительной власти субъектов  | субъектов Российской            |
| Российской Федерации             | Федерации                       |
| консультативных органов по       | комиссии и комитеты палат       |
| связям с соотечественниками за   | Федерального Собрания           |
| рубежом                          | Российской Федерации (по        |
|                                  | согласованию)                   |
|                                  | МИД России                      |
----------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                               к Основным направлениям
                                                  поддержки Российской
                                          Федерацией соотечественников
                                        за рубежом на 2002 - 2005 годы

       Меры по поддержке деятельности общественных организаций
             (ассоциаций) и объединений соотечественников

----------------------------------------------------------------------
|                                  |         Исполнители             |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 1. Содействие процессу           | МИД России                      |
| самоорганизации                  | Росзарубежцентр                 |
| соотечественников, оказание      | федеральные органы              |
| помощи в проведении              | исполнительной власти           |
| конференций, целевых семинаров   | органы исполнительной власти    |
| и т.п. для активизации           | субъектов Российской            |
| деятельности общественных        | Федерации                       |
| структур соотечественников       |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 2. Содействие реализации         | МИД России                      |
| инициатив по созданию всемирной  | Росзарубежцентр                 |
| и региональных международных     | органы исполнительной власти    |
| неправительственных организаций  | субъектов Российской            |
| российских соотечественников.    | Федерации                       |
|  Содействие установлению         |                                 |
| информационных и деловых связей  |                                 |
| между активно действующими       |                                 |
| организациями соотечественников  |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 3. Налаживание и поддержание     | МИД России                      |
| контактов с заинтересованными    | Росзарубежцентр                 |
| общественными и религиозными     |                                 |
| организациями                    |                                 |
| соотечественников, физическими   |                                 |
| лицами, разработка проектов по   |                                 |
| поддержке соотечественников и    |                                 |
| взаимодействию с ними            |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 4. Привлечение общественных и    | Минобразование России           |
| религиозных организаций          | Росзарубежцентр                 |
| соотечественников к              | МИД России                      |
| деятельности попечительских      |                                 |
| советов российско-национальных   |                                 |
| (славянских) университетов и     |                                 |
| филиалов образовательных         |                                 |
| учреждений России, создаваемых   |                                 |
| на территории государств -       |                                 |
| участников СНГ и государств      |                                 |
| Балтии                           |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 5. Содействие общественным и     | МИД России                      |
| религиозным организациям         | Росзарубежцентр                 |
| соотечественников за рубежом в   | Минфин России                   |
| осуществлении ими культурной,    | Минкультуры России              |
| просветительской,                | Минобразование России           |
| информационной, гуманитарной     | МПТР России                     |
| деятельности, издании газет,     | ГТК России                      |
| бюллетеней, подготовке теле- и   | органы исполнительной власти    |
| радиопрограмм, создании и        | субъектов Российской            |
| поддержке веб-сайтов, а также в  | Федерации                       |
| осуществлении иной законной      |                                 |
| деятельности.                    |                                 |
|   Закупка издаваемой в России    |                                 |
| литературы и поставка            |                                 |
| библиотекам, обслуживающим       |                                 |
| общественные и религиозные       |                                 |
| организации российских           |                                 |
| соотечественников за рубежом     |                                 |
----------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 4

                                               к Основным направлениям
                                                  поддержки Российской
                                          Федерацией соотечественников
                                        за рубежом на 2002 - 2005 годы

              Меры по поддержке социально не защищенных
                     категорий соотечественников

----------------------------------------------------------------------
|                                  |         Исполнители             |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 1. Организация медицинской       |                                 |
| реабилитации соотечественников   | МИД России                      |
| - ветеранов Великой              |                                 |
| Отечественной войны и            | Минфин России                   |
| приравненных к ним категорий     | органы исполнительной власти    |
| ветеранов, проживающих в         | субъектов Российской            |
| государствах - участниках СНГ и  | Федерации                       |
| государствах Балтии, в том       |                                 |
| числе в лечебных и санаторных    |                                 |
| учреждениях Российской           |                                 |
| Федерации и государств           |                                 |
| проживания                       |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 2. Разработка и осуществление    | МИД России                      |
| мер материальной помощи          | Минфин России                   |
| соотечественникам - ветеранам    |                                 |
| Великой Отечественной войны,     |                                 |
| проживающим в иностранных        |                                 |
| государствах, законодательство   |                                 |
| которых не предусматривает       |                                 |
| предоставления им льгот,         |                                 |
| аналогичных по объему и          |                                 |
| содержанию льготам,              |                                 |
| установленным законодательством  |                                 |
| Российской Федерации             |                                 |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 3. Организация в Российской      | МИД России                      |
| Федерации оздоровительного       |                                 |
| отдыха детей-соотечественников   | Минфин России                   |
| из социально не защищенных       | органы исполнительной власти    |
| семей                            | субъектов Российской            |
|                                  | Федерации                       |
|----------------------------------|---------------------------------|
| 4. Оказание прямой финансовой    | МИД России                      |
| помощи социально не защищенным   | Минфин России                   |
| категориям соотечественников на  |                                 |
| индивидуальной основе            |                                 |
----------------------------------------------------------------------
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru