ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ФИРМЫ ОКАЗЫВАЕТ РЕКЛАМНЫЕ УСЛУГИ ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ. РЕКЛАМОДАТЕЛЬ - ИНОСТРАННОЕ ЛИЦО, НЕ ИМЕЮЩЕЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ, РАЗМЕЩАЕТ РЕКЛАМУ СВОЕГО ПРОДУКТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ УКРАИНЫ. РАСЧЕТЫ ПРОВОДЯТСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ФИРМЫ. ДОЛЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ФИРМЫ ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА УКРАИНУ В ОПЛАТУ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КАМПАНИИ УДЕРЖИВАТЬ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ЕГО В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 19 июня 2002 г. N 24-11/27756 (Д) В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) объектом обложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога. При определении места реализации выполненных работ (оказанных услуг) следует руководствоваться ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации. Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при оказании рекламных услуг местом реализации признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство). Таким образом, если местом реализации рекламных услуг не является территория Российской Федерации, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает. Что касается посреднических услуг, оказываемых организацией, согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку выполнение работ (оказание услуг) в интересах другого лица на основе договоров комиссии прямо не поименовано подпунктами 1-4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться положением подп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Поэтому у посреднических организаций, работающих по договору комиссии, оборотом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, является сумма дохода, полученная в виде вознаграждения. Необходимо учитывать, что данный порядок предусмотрен в случае получения дохода только на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Ю.А. Мавашев |