О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 11.12.02 01-06/49408

        О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОДАКЦИЗНЫХ
      ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
 
                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          11 декабря 2002 г.
                            N 01-06/49408

                                 (Д)
 

     В последнее время увеличилось количество поступающих в ГТК России
обращений  таможенных  органов,  импортеров  и  обладателей  прав   на
товарные   знаки,   свидетельствующих   об  отсутствии  единообразного
толкования  вопросов  применения  отдельных  положений  Инструкции   о
порядке  маркировки  отдельных  подакцизных  товаров акцизными марками
(далее - Инструкция),  утвержденной Приказом ГТК России от  28.12.2000
N 1230  "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками"
(зарегистрирован Минюстом России 14.03.2001,  рег.  N 2610)  (далее  -
Приказ),  касающихся  защиты  прав  интеллектуальной собственности,  в
частности, пунктов 15, 56 и 63.
     Если по   внешнеторговому  договору  планируется  ввозить  товар,
сопровождаемый товарными знаками и обозначениями, подлежащими охране и
защите  согласно  установленному  порядку,  импортер для покупки марок
должен  в  соответствии  с  подпунктом  "з"   пункта   15   Инструкции
представить  уполномоченному  таможенному органу оригинал и заверенную
импортером  копию  свидетельства   на   товарный   знак   либо   копию
лицензионного  договора  между  правообладателем  на  товарный  знак и
импортером    товара     на     использование     товарного     знака,
зарегистрированного  в  Государственном патентном ведомстве Российской
Федерации.  Перечень товарных  знаков,  внесенных  в  реестр  объектов
интеллектуальной   собственности   ГТК   России  и  подлежащих  защите
таможенными  органами,  ГТК  России  доводит  до  сведения  таможенных
органов.
     Соответствие данного   положения   Инструкции    законодательству
Российской Федерации подтверждено Верховным Судом Российской Федерации
(решение от 14.12.2001 N  ГКПИ  2001-1671)  и  Кассационной  коллегией
Верховного  Суда Российской Федерации (определение от 14.03.2002 N КАС
02-100).
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 04.10.2002
N 747 "О внесении дополнений в Постановление Правительства  Российской
Федерации  от  04.09.1999  N  1008" установлено,  что продажа акцизных
марок для маркирования ввозимой на  таможенную  территорию  Российской
Федерации   алкогольной   продукции,   табака   и   табачных   изделий
осуществляется  с  учетом   условий   и   ограничений,   установленных
законодательством  Российской  Федерации в отношении оборота указанных
товаров на территории Российской Федерации.
     В настоящее  время ГТК России подготовил изменения и дополнения к
Приказу и к Инструкции.  В связи с этим  до  издания  соответствующего
нормативного  правового  акта ГТК России рекомендует руководствоваться
следующим.
     В соответствии  со  статьей  4  Конституции  Российской Федерации
верховенство на всей территории Российской Федерации имеют Конституция
Российской  Федерации и федеральные законы,  что предполагает точное и
неуклонное  их  соблюдение  и  применение.  Указанием  ГТК  России  от
02.07.1997    N   01-14/836   "О   применении   таможенными   органами
законодательства Российской Федерации" таможенным  органам  разъяснена
обязанность  применения положений федеральных законов,  правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской  Федерации,
содержащих   нормы   прямого  действия,  независимо  от  наличия  либо
отсутствия к этому времени  специальных  указаний  ГТК  России.  Кроме
того,  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской Федерации от
06.06.1996  N  810  "О  мерах  по  укреплению  дисциплины  в   системе
государственной   службы"   нарушение   федеральных   законов,  указов
Президента Российской Федерации, а также неисполнение или ненадлежащее
их  исполнение и неисполнение вступивших в законную силу решений судов
является  однократным   грубым   нарушением   дисциплины   в   системе
государственной  службы,  влекущим  применение  в  отношении  виновных
должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти
мер   дисциплинарной   ответственности,   вплоть  до  освобождения  от
занимаемой должности.
     В соответствии   с   Законом  Российской  Федерации  от  23.09.92
N 3520-1 "О товарных знаках,  знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения   товаров"  (далее  -  Закон),  регулирующим  отношения,
возникающие в связи с регистрацией,  правовой охраной и использованием
товарных   знаков,   правовая  охрана  товарного  знака  в  Российской
Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации
в  Государственном  патентном ведомстве Российской Федерации (статья 2
Закона)  -  Российском  агентстве  по  патентам  и   товарным   знакам
(Роспатент).    На    зарегистрированный    товарный   знак   выдается
свидетельство на товарный знак,  которое  удостоверяет  исключительное
право  владельца  на  товарный  знак в отношении товаров,  указанных в
свидетельстве (статья 3 Закона).
     Владелец товарного  знака имеет исключительное право пользоваться
и распоряжаться товарным знаком,  а также запрещать его  использование
другим лицам (пункт 1 статьи 4 Закона).
     В соответствии  со  статьей  22  и  с  учетом  статьи  27  Закона
использованием  товарного  знака  считается применение его на товарах,
для которых товарный знак зарегистрирован,  и  (или)  на  их  упаковке
владельцем   товарного   знака   или   лицом,   которому  такое  право
предоставлено  на  основе  лицензионного  договора,   действительность
которого   подтверждается  его  регистрацией  в  Роспатенте.  Согласно
разъяснениям  Роспатента  (доведены  до  сведения  таможенных  органов
письмом  ГТК  России  от 02.12.2002 N 07-25/47630) положения статьи 22
Закона относятся к законному использованию товарного знака.  В  статье
46  Закона  определено,  что  незаконное использование товарного знака
влечет за собой гражданскую и (или) уголовную  ответственность.  Кроме
того,  в соответствии со статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об
административных    правонарушениях    установлена    административная
ответственность за незаконное использование товарного знака.  При этом
в указанной статье содержится ссылка  на  пункт  2  статьи  4  Закона,
согласно которому несанкционированное изготовление,  применение, ввоз,
предложение к продаже,  продажа,  иное введение в хозяйственный оборот
или  хранение  с этой целью товарного знака или товара,  обозначенного
этим знаком,  или обозначения,  сходного с ним до степени смешения,  в
отношении  однородных  товаров  признается  нарушением  прав владельца
товарного знака.  Таким образом,  действия, нарушающие права владельца
товарного знака, являются незаконным использованием товарного знака.
     Вместе с  тем  статьей  23  Закона  определено,  что  регистрация
товарного  знака  не  дает права его владельцу запретить использование
этого товарного знака другим лицам в отношении товаров,  которые  были
введены  в  хозяйственный  оборот непосредственно владельцем товарного
знака или с его согласия.
     Товары иностранного    производства,   сопровождаемые   товарными
знаками,  зарегистрированными  в  Российской  Федерации,  вводятся   в
хозяйственный  оборот  с  момента  их ввоза в установленном порядке на
территорию Российской Федерации.  В соответствии с Таможенным кодексом
Российской   Федерации  иностранные  товары,  ввозимые  на  таможенную
территорию Российской Федерации,  подлежат  таможенному  оформлению  и
таможенному контролю, а пользование ввезенными товарами осуществляется
в соответствии с таможенными режимами,  предусматривающими последующее
владение,   пользование  и  распоряжение  этими  товарами.  Таможенным
режимом,  в соответствии  с  которым  ввозимые  товары,  маркированные
акцизной  маркой,  могут  считаться введенными в хозяйственный оборот,
является такой режим,  как выпуск  товаров  для  свободного  обращения
(решение  Верховного  Суда  Российской  Федерации от 14.12.2001 N ГКПИ
2001-1671).
     На практике   наличие   между   правообладателем   и   импортером
договорных    отношений    (внешнеторговых    договоров,    дилерских,
дистрибьюторских   соглашений   и  т.д.),  предусматривающих  ввоз  на
территорию Российской Федерации товаров, обозначенных товарным знаком,
является согласием на введение таких товаров иностранного производства
в хозяйственный оборот.  В связи с этим импортер при подаче  заявления
на  покупку  марок,  при  ввозе и таможенном оформлении товаров вправе
представлять  в  таможенные  органы  помимо  документов,  указанных  в
Инструкции,  документы  (или  их  заверенные копии),  подтверждающие в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации   законность
использования   товарных   знаков   при  ввозе  товаров  в  Российскую
Федерацию.
     Обращаем внимание   на   то,   что   перечень   товарных  знаков,
зарегистрированных в Роспатенте и  соответственно  охраноспособных  на
территории  Российской  Федерации и подлежащих согласно установленному
порядку защите таможенными органами,  доводит до  сведения  таможенных
органов   Российской  Федерации  ГТК  России.  При  этом  в  доводимой
информации помимо сведений о самом подлежащем  защите  товарном  знаке
(наименование,  номер и дата свидетельств, описание и т.д.) содержатся
сведения  о  правообладателях   и   иных   лицах,   вводящих   товары,
обозначенные  товарным  знаком,  в  хозяйственный  оборот  с  согласия
владельца товарного знака.

Председатель Комитета
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
                                                            М.В. ВАНИН
11 декабря 2002 г.
N 01-06/49408