ОБ УЧЕТЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПЕНИ, ПРОЦЕНТОВ, ШТРАФОВ И РАБОТЕ ПО ЕЕ ПОГАШЕНИЮ (Редакция на 17.07.2002) ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 29 июня 1999 г. N 01-15/17924 (ЮИАИ) В целях упорядочения работы, осуществляемой таможенными органами по учету и взысканию задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей, пени, процентов и штрафов, ГТК России направляет Методические рекомендации по учету задолженности по таможенным платежам, пеням, штрафам и процентам за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей и работе по ее погашению. Прошу довести до сведения личного состава таможенных органов положения указанных методических рекомендаций. Заместитель председателя Комитета генерал - майор таможенной службы А.А. КАУЛЬБАРС 29 июня 1999 г. N 01-15/17924 Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ, ПЕНЯМ, ШТРАФАМ И ПРОЦЕНТАМ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ОТСРОЧКУ ИЛИ РАССРОЧКУ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И РАБОТЕ ПО ЕЕ ПОГАШЕНИЮ Настоящие Методические рекомендации определяют порядок учета задолженности юридических лиц по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей (далее - проценты) и принимаемые меры по ее погашению, которые разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". 1. Общие положения 1.1. В настоящих Методических рекомендациях используются основные понятия и термины. Недоимка - сумма подлежащих уплате таможенных платежей, не уплаченная участниками ВЭД или недовзысканная таможенными органами до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации или по окончании предоставленной в соответствии с установленным законодательством порядком отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. На недоимку начисляется пеня. Задолженность - сумма средств, включающих недоимку, а также проценты, пени и штрафы, не уплаченные (недоплаченные) плательщиками либо не взысканные (недовзысканные) таможенными органами. День уплаты - 1) при наличной форме уплаты - день внесения суммы денежных средств в кассу таможенного органа; 2) при безналичной форме уплаты - день списания кредитным учреждением денег со счета плательщика <*>; -------------------------------- <*> День списания - день отметки банка на платежном поручении об исполнении списания денежных средств, которое подтверждается выпиской банка о списании денег со счета плательщика, подписанной первым лицом организации, ее главным бухгалтером и заверенной мастичной печатью организации для банковских и финансовых документов. 3) при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет предстоящего платежа - день принятия таможенным органом такого решения по письменному заявлению плательщика. 1.2. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). Денежные средства должны поступить на счет таможенного органа не позднее чем через 10 дней со дня принятия ГТД к таможенному оформлению, за исключением случаев, когда плательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством. Без фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа товар не подлежит выпуску. 1.3. Обязанность юридического лица по погашению задолженности прекращается при уплате таможенных платежей, процентов, пени и штрафов в полном объеме либо при возникновении обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации связывает прекращение такой обязанности. При ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) или по решению суда ответственность по погашению задолженности возлагается на ликвидационную комиссию, а при признании судом юридического лица банкротом - на конкурсного управляющего. 2. Учет задолженности 2.1. Учет задолженности непосредственно осуществляют структурные подразделения таможенного органа (далее - ответственные отделы) в соответствии с возложенными на них функциями: а) отдел таможенных платежей (далее - ОТП) - при неуплате (частичной уплате) или при нарушении сроков уплаты таможенных платежей, процентов и пени; б) отдел таможенных режимов (далее - ОТР): - при неуплате (частичной уплате) или нарушении сроков уплаты периодических таможенных платежей и процентов в отношении временно ввезенных (вывезенных) товаров; - при нарушении условий пользования и распоряжения условно выпущенными товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза (вывоза) с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов; в) отдел (группа) исполнения по делам о нарушении таможенных правил - при неуплате (частичной уплате) сумм штрафов или стоимости товаров и транспортных средств по делам о нарушении таможенных правил; г) отдел таможенной инспекции - при нарушении условий пользования и распоряжения условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлялись льготы по уплате таможенных платежей; д) отдел таможенной стоимости - при выявлении невзысканных (недовзысканных) сумм таможенных платежей и процентов в ходе последующего (вторичного) контроля, проводимого после выпуска товаров; е) ОТП (или ОТР) - при доначислении таможенных платежей в связи с принятием законодательного акта либо международного договора, имеющих обратную силу; ж) отделы, определяемые начальником таможенного органа, - при образовании иной задолженности. 2.2. При нарушении сроков уплаты таможенных платежей вследствие нарушения сроков подачи ГТД отдел таможенного оформления направляет сведения по данному вопросу в ответственный отдел. 2.3. ОТП таможенного органа является ответственным за принятие мер по погашению задолженности путем бесспорного взыскания денежных средств со счетов плательщика и за информирование иных ответственных отделов о предпринятых мерах и ходе погашения задолженности. 2.4. Юридический отдел таможенного органа является ответственным за принятие мер по погашению задолженности путем обращения в судебные органы для взыскания задолженности при отсутствии денежных средств на счете должника и за информирование начальника таможенного органа и ОТП о предпринятых мерах и ходе погашения задолженности. 2.5. Обеспечение исполнения постановлений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил осуществляется отделом (группой) исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил, включая бесспорный порядок взыскания штрафов, а также принятие мер к принудительному исполнению постановлений службой судебных приставов в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". 2.6. Учет задолженности и контроль за ее погашением ведут ответственные отделы путем ведения базы данных, в которую включаются сведения о должнике, сумме задолженности, причине возникновения задолженности, дне возникновения задолженности, предпринятых мерах по взысканию задолженности, сумме погашенной задолженности и иные. 2.7. ОТП таможенного органа ведет сводный учет задолженности по таможенному органу, включая ведение сводного реестра должников, а также обобщает, анализирует и передает в соответствующие региональные таможенные управления сведения о задолженности. 2.8. Контроль за правильностью ведения учета задолженности во всех случаях ее возникновения, за соблюдением сроков формирования отчетных форм и представлением информации в ГТК России осуществляет отдел организации взимания таможенных платежей регионального таможенного управления и Управление федеральных таможенных доходов ГТК России (далее - УФТД ГТК России). 2.9. Отдел организации взимания таможенных платежей регионального таможенного управления на основании информации таможенных органов, а также ОТП таможни, непосредственно подчиненной ГТК России, анализируют сведения о задолженности и не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, направляют в УФТД ГТК России информацию о задолженности по состоянию на конец отчетного месяца по установленной форме. 2.10. УФТД ГТК России обобщает полученные от региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, сведения о задолженности и информирует соответствующие управления и руководство ГТК России. 2.11. Управления ГТК России в пределах своей компетенции оказывают методическое содействие УФТД ГТК России и таможенным органам по погашению задолженности. 3. Взыскание задолженности путем выставления инкассового поручения на бесспорное списание денежных средств со счета плательщика 3.1. Таможенные органы осуществляют бесспорное взыскание задолженности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней и штрафов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.2. При выявлении задолженности ответственный отдел направляет в ОТП служебную записку о необходимости бесспорного взыскания сумм недоимок и (или) процентов и пеней. В служебной записке, кроме того, указывают следующие сведения: наименование и реквизиты должника, номер ГТД или иного документа, являющегося основанием для взыскания задолженности, день обнаружения задолженности, сумму задолженности и причину ее возникновения. 3.3. Помимо указанных в пункте 3.2 сведений, ответственный отдел направляет в ОТП: - при доначислении таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости документ корректировки таможенной стоимости; - при доначислении таможенных платежей по иным основаниям соответствующие документы и иную информацию, в том числе в электронном виде. В необходимых случаях ОТП может запрашивать дополнительную информацию по факту задолженности. 3.4. ОТП после получения от ответственных отделов информации о задолженности и необходимости ее взыскания проверяет правильность расчета таможенных платежей, процентов, пени. Начисляет в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, пени согласно установленному порядку. 3.5. Бесспорный порядок взыскания применяется после неисполнения плательщиком требования об уплате (либо доплате) таможенных платежей. Требование об уплате (либо доплате) таможенных платежей (далее - требование) представляет собой письменное извещение ОТП таможенного органа должника о неуплаченной сумме таможенных платежей и (или) процентов, пеней, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченные таможенные платежи и (или) проценты, пени. Порядок и сроки исполнения требования определены Методическими рекомендациями по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенными до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 05.01.99 N 01-15/32. 3.6. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом после истечения срока, установленного для исполнения требования по уплате (либо доплате) таможенных платежей и (или) процентов и пени, но не позднее десяти дней после истечения срока исполнения требования, либо в случае уклонения должника от получения такого требования. Решение о бесспорном взыскании, принятое после вышеуказанного срока, считается недействительным и не подлежит исполнению. В случае истечения установленного срока для принятия решения о бесспорном взыскании таможенный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с должника сумм задолженности. 3.7. Решение о бесспорном взыскании составляется ОТП таможенного органа в письменной форме в шести экземплярах по установленной форме Акта на бесспорное взыскание и подписывается начальником таможенного органа. Решение должно содержать указание на неисполнение должником требования, номер и дату этого требования. Первый экземпляр решения о бесспорном взыскании остается в ОТП, второй экземпляр направляется должнику, четыре экземпляра направляются в банк, где открыт счет должника, вместе с экземплярами инкассовых поручений (распоряжений) на бесспорное взыскание. Решение направляется должнику в срок не позднее пяти дней после вынесения такого решения. 3.8. Установленный порядок взыскания таможенных платежей применяется также при взыскании пени за просрочку уплаты таможенных платежей, а также процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей. 3.9. Одновременно с составлением решения о бесспорном взыскании ОТП вносит сведения о должнике в сводный реестр должников и отражает сведения о факте возникновения задолженности в учетных документах. 3.10. ОТП доводит до сведения ответственных отделов номер и дату решения о бесспорном взыскании, реквизиты инкассовых поручений, а также сумму поступивших денежных средств на счета таможенного органа. 4. Меры, принимаемые таможенными органами при отсутствии денежных средств на счетах должника 4.1. Решение таможенного органа о бесспорном взыскании исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного решения, если взыскание денежных средств производится с рублевых счетов должника и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов должника. 4.2. Банк, при недостаточности или отсутствии на счете должника денежных средств для удовлетворения решения о взыскании таможенного органа, направляет по истечении сроков, указанных в пункте 4.1, в таможенный орган экземпляр решения о бесспорном взыскании, экземпляр инкассового поручения, с отметкой о полном или частичном неисполнении решения таможенного органа в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счете должника, заверенный руководителем и главным бухгалтером банка. 4.3. При непоступлении по истечении сроков, указанных в пункте 4.1, сумм задолженности на счета таможенного органа, а также в случае отсутствия информации банка о причинах неисполнения решения о взыскании таможенного органа ОТП направляет не позднее следующего рабочего дня в банк запрос о необходимости направления в 3-дневный срок в таможенный орган информации о причинах неисполнения банком решения таможенного органа. В запросе необходимо указать на то, что если решение таможенного органа не исполнено из-за недостаточности или отсутствия денежных средств на счете должника, то в таможенный орган должны быть возвращены экземпляр решения о бесспорном взыскании и экземпляр инкассового поручения с отметкой банка о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения решения таможенного органа. Кроме того, в запросе необходимо уведомить банк о его возможной ответственности за неисполнение или задержку исполнения решений таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей согласно статье 285 Таможенного кодекса Российской Федерации. 4.4. ОТП: - при получении из банка информации о недостаточности или отсутствии на счете должника денежных средств или о частичном исполнении инкассового поручения (помещения инкассового поручения в картотеку N 2) направляет в соответствующий налоговый орган по месту учета налогоплательщика (должника) запрос о предоставлении информации о всех имеющихся счетах должника; - при неполучении информации из банка в течение 5 дней со дня направления запроса передает соответствующие документы в ответственные отделы для возбуждения дела о нарушении таможенных правил по статье 285 Таможенного кодекса Российской Федерации. О всех случаях неисполнения или несвоевременного исполнения банками решений таможенного органа о бесспорном взыскании ОТП информирует отдел организации таможенных платежей регионального таможенного управления для передачи указанных сведений в УФТД ГТК России. 4.5. Функции ОТП по взысканию задолженности после получения информации банка о невозможности исполнения инкассового поручения в связи с недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах должника либо о частичном его исполнении (инкассовое поручение помещено в картотеку N 2) прекращаются. ОТП при получении информации из налогового органа о наличии других счетов должника направляет служебную записку в юридический отдел для принятия мер по взысканию задолженности, с приложением всех документов по факту задолженности, одновременно информируя об этом ответственный отдел, обнаруживший факт задолженности. 4.6. Юридический отдел таможенного органа при получении информации, указанной в пункте 4.5, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по взысканию задолженности. 5. Погашение задолженности путем обращения взыскания на имущество должника 5.1. Обращение взыскания на имущество должника, при отсутствии у него денежных средств, согласно статье 124 Таможенного кодекса Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.2. До принятия соответствующего нормативного правового акта ГТК России, в соответствии со статьей 77 Налогового кодекса, регулирующего порядок ареста таможенным органом имущества должника, решение об аресте имущества должника может быть принято судебным приставом либо арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5.3. До окончания формирования службы судебных приставов и издания нормативного правового акта ГТК России, регулирующего порядок обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с требованием о взыскании задолженности с имущества должника необходимо обращаться в арбитражный суд по месту юридического адреса должника согласно порядку, предусмотренному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для принятия соответствующего судебного акта, который будет являться основанием для наложения взыскания на имущество должника судебным исполнителем. 5.4. Юридический отдел и ответственный отдел ведут контроль за процедурой принудительного обращения взыскания на имущество должника. Юридический отдел информирует начальника таможенного органа и ОТП о результатах погашения задолженности. 6. Применение таможенными органами процедуры банкротства в отношении должника 6.1. Юридический отдел в случае вынесения арбитражным судом решения о невозможности взыскания задолженности из-за отсутствия у должника имущества направляет по согласованию с заместителем начальника таможенного органа по экономическим вопросам в региональное подразделение Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (далее - ФСДН России) по месту нахождения должника письменное обращение о признании его несостоятельным (банкротом). К обращению прикладываются документы о мерах, предпринятых таможенными органами по взысканию задолженности. 6.2. ФСДН России в соответствии с законодательством Российской Федерации предпринимает меры по введению внешнего управления имуществом должника либо по признанию его несостоятельным (банкротом) с учетом результатов рассмотрения вопроса о его платежеспособности. 6.3. В случае отсутствия в регионе деятельности таможенного органа подразделения ФСДН России с заявлением о признании должника банкротом необходимо обращаться в арбитражный суд. 6.4. Арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или выносит определение о введении внешнего управления имуществом должника. 6.5. Введение внешнего управления имуществом должника направлено на восстановление его платежеспособности и влечет за собой установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, который предусматривает, что на время его действия в отношении должника не допускается взыскание в бесспорном порядке, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и не предпринимаются иные финансовые санкции. Удовлетворение требований кредиторов осуществляет внешний управляющий. На сумму денежных средств, соответствующую требованиям кредиторов на момент введения внешнего управления, начисляются проценты согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если денежные средства, вырученные в процессе восстановления платежеспособности должника, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 6.6. В отношении ликвидируемого либо отсутствующего должника может применяться упрощенная процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". 6.7. Признание должника несостоятельным (банкротом) влечет за собой его ликвидацию и исключение из соответствующего государственного реестра. 6.8. В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок списания задолженности ликвидированных организаций и их исключения из реестра задолженности, данные суммы подлежат учету таможенными органами и отражению в отчетах по задолженности. |