ОБ ИТОГАХ ПРОВЕРОК РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, И МЕРАХ ПО ЕЕ УСИЛЕНИЮ (РЕДАКЦИЯ НА 28.06.2002). Приказ. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 30.12.96 803

             ОБ ИТОГАХ ПРОВЕРОК РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
         С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ,
                        И МЕРАХ ПО ЕЕ УСИЛЕНИЮ
                       (Редакция на 28.06.2002)
 
                                ПРИКАЗ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          30 декабря 1996 г.
                                N 803

                                (ЮИАИ)


   
 
     Контрольно -   ревизионным   управлением   Министерства  финансов
Российской Федерации и Государственной  налоговой  службой  Российской
Федерации   проведена   проверка  работы  136  таможенных  органов  по
соблюдению порядка  учета,  хранения,  оценки  и  реализации  товаров,
обращенных в федеральную собственность, и своевременности перечисления
средств от реализации на депозитный  счет  ГТК  России  за  период  их
деятельности в 1995 году и первом полугодии 1996 года.
     В результате проверки установлено,  что  ряд  таможенных  органов
допускают  нарушения  нормативных  актов  и  несоблюдение  таможенного
законодательства в части обращения товаров в федеральную собственность
и распоряжения ими.
     За проверяемый период выявлены факты несвоевременного возбуждения
дел  о  нарушении таможенных правил (далее - НТП).  Так,  например,  в
Калужской таможне протокол о НТП,  непосредственным объектом  которого
является синтетическая ткань,  помещенная на склад временного хранения
(далее -  СВХ),  был  составлен  по  истечении  5  месяцев  с  момента
совершения  правонарушения.  Красноярской  таможней  протоколы  о  НТП
оформлялись с нарушением установленных сроков от полутора  до  четырех
месяцев.  Аналогичные нарушения были выявлены в Иркутской,  Казанской,
Курской,   Московской   выставочной,   Нижневолжской,   Новосибирской,
Пермской и Самарской таможнях.
     В ходе  проверок  установлены  случаи несвоевременной передачи на
реализацию товаров, обращенных в федеральную собственность:
     - Московской   почтово  -  багажной  таможней  автомобиль  ГАЗ-13
"Чайка" был передан на реализацию спустя 18 месяцев после конфискации,
в результате чего 67%  суммы,  полученной от продажи автотранспортного
средства, направлены на возмещение расходов за его хранение;
     - Мурманской  таможней  конфискованные  продовольственные  товары
(водка и печень трески) были переданы на  реализацию  спустя  полгода.
Аналогичные факты несвоевременной передачи товаров на реализацию имели
место  в  Алтайской,  Дербентской,  Тамбовской,   Набережночелнинской,
Новокузнецкой  и  Щелковской таможнях,  а также в Липецкой таможне,  в
которой одной из причин этого явилась задержка их оценки на срок от  4
до 5 месяцев.
     В нарушение установленного порядка (письмо ГТК России от 21.06.93
N   01-13/6048   "О   порядке   бухгалтерского   и   складского  учета
конфискованных,  принятых на  хранение  и  задержанных  по  квитанциям
товаров    (предметов),    валюты    и    ценностей"   Благовещенская,
Калининградская,  Новороссийская,  Печорская,  Самарская, Ульяновская,
Читинская,  Чкаловская  таможни допускали задержку сдачи на хранение в
местные учреждения банка принятой на хранение  иностранной  валюты.  В
Шереметьевской  таможне  изъятая  валюта  не  передавалась на хранение
начиная с 1991 года и на момент проверки эта сумма составила  свыше  1
млрд. рублей.
     В ряде   проверенных   таможенных   органов   установлены   факты
несоблюдения месячного срока (со дня вступления в силу постановления о
НТП) отправки в Роскомдрагмет драгоценных металлов и других  ценностей
(Белгородская,   Выборгская,   Иркутская,   Казанская,  Кингисеппская,
Курская,     Петропавловск-Камчатская,     Самарская,     Саратовская,
Черняховская, Чкаловская и другие таможни).
     В отдельных актах отмечены случаи включения в комиссию по  оценке
товара  экспертов,  не  обладающих  специальными  познаниями  для дачи
заключений.  Так,  например,  в Алтайской таможне в указанную комиссию
был  включен в качестве эксперта товаровед организации - комиссионера;
в Печорской таможне  оценка  телевизоров,  переданных  на  реализацию,
произведена без привлечения эксперта.
     Без заключения договора и определения цены Липецкой таможней было
передано на реализацию 23 тонны угля.
     Несмотря на   неоднократные   предупреждения   ГТК    России    о
своевременном    и   полном   перечислении   средств   от   реализации
конфискованных товаров,  таможенные органы не соблюдают  установленных
сроков  перечисления вырученных средств на депозитный счет ГТК России.
Такие случаи были отражены в  актах  проверок  Выборгской,  Иркутской,
Калужской,    Саратовской,    Смоленской,   Тамбовской,   Ульяновской,
Ярославской и других таможен.
     До настоящего  времени  должностными  лицами  таможенных  органов
недостаточно  осуществлялся  контроль  за  соблюдением  комиссионерами
условий договоров комиссии, что привело, наряду с другими причинами, к
образованию дебиторской задолженности и  сохранению  больших  остатков
нереализованных товаров в таких таможнях,  как Белгородская, Брянская,
Гродековская,   Карачаево-Черкесская,    Костомукшская,    Кузбасская,
Тверская, Таганрогская, Уссурийская и другие.
     Выявлено, что в ряде  таможен  не  соблюдался  установленный  ГТК
России    порядок    ведения   бухгалтерского   и   складского   учета
конфискованных и изъятых по квитанциям товаров (предметов),  валюты  и
ценностей.  В Смоленской таможне по данным бухгалтерии на счете 333 на
01.06.96 числился стиральный порошок в количестве 23064  кг  на  сумму
115320 тыс. рублей. На момент проверки указанный груз был реализован и
деньги поступили на депозитный  счет  таможни.  Брянской  таможней  не
заключались  договоры  о  хранении  с  организациями,  осуществляющими
хранение  товаров,   обращенных   в   федеральную   собственность.   В
Благовещенской  и  Пермской  таможнях  не  был налажен бухгалтерский и
складской учет товаров,  обращенных  в  федеральную  собственность,  и
средств,  получаемых  таможенными  органами  от их реализации,  что не
позволяло  контролировать  своевременность  и   полноту   перечисления
денежных  средств  за  товары,  переданные  на  реализацию.  Нарушения
порядка ведения  бухгалтерского  учета  (письмо ГТК России от 21.06.93
N 01-13/6048)   имелись   в   Дербентской,    Иркутской,    Калужской,
Находкинской,  Новосибирской,  Тверской,  Уссурийской,  Ярославской  и
других таможнях.
     Имелись случаи    недостачи   конфискованного   имущества   из-за
несоблюдения должностными лицами таможенных органов и  представителями
складов  порядка ведения бухгалтерского и складского учета в Пермской,
Тюменской,  Омской,  Калининградской,  Красноярской,   Махачкалинской,
Читинской и других таможнях.
     В актах проверяющих отражены факты зачисления в  местные  бюджеты
средств,  полученных  от реализации товаров,  обращенных в федеральную
собственность,  переданных  правоохранительным  органам   в   качестве
вещественных  доказательств  по  уголовным делам.  Факты непоступления
средств от реализации вещественных доказательств  на  депозитный  счет
таможенных   органов   имели  место  также  в  Балтийской,  Курской  и
Черняховской таможнях.
     На основании изложенного приказываю:
     1. Предупредить начальников таможенных управлений:  Дагестанского
- З.Я.  Амирова,  Дальневосточного - О.Н.  Свиридова, Западного - Н.А.
Лютова,  Западно - Сибирского -  Е.С.  Шибанова,  Московского  -  А.М.
Староху,  Поволжского  -  А.А.  Вагина,  Северо  -  Западного  -  В.А.
Шамахова,  Северо - Кавказского - А.Ф.  Епифанова,  Татарского -  Н.М.
Коцюбенко об их персональной ответственности за отсутствие надлежащего
контроля и недостаточную  организацию  работы  подчиненных  таможенных
органов с товарами, обращенными в федеральную собственность.
     2. Начальникам  региональных  таможенных   управлений,   таможен,
непосредственно подчиненных ГТК России:
     - проанализировать акты проверок контрольно -  ревизионных  служб
Министерства финансов Российской Федерации и государственных налоговых
инспекций  и  обсудить  их   на   заседании   коллегии   регионального
таможенного  управления  или  на  совещаниях таможен,  непосредственно
подчиненных ГТК России;
     - привлечь    к   дисциплинарной   ответственности   заместителей
руководителей   таможен,   начальников   отделов,   ответственных   за
организацию    работы    с   товарами,   обращенными   в   федеральную
собственность,  которые  своевременно  не   обеспечили   контроль   за
деятельностью должностных лиц таможни, осуществляющих учет, хранение и
реализацию конфискованных товаров и допустивших нарушения,  отмеченные
в актах проверки указанных выше финансовых и налоговых органов,  о чем
до 01.05.97  доложить  в  ГТК  России  с  указанием  должностных  лиц,
привлеченных к дисциплинарной ответственности;
     - до 15 апреля 1997 года провести аттестацию начальников  отделов
по  работе  с  конфискатами и взиманию штрафов подчиненных таможен,  в
деятельности которых вскрыты недостатки,  и при необходимости провести
ротацию  кадров  в соответствии с Приказом ГТК России от 12.01.96 N 21
"О ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации";
     - до  1 апреля 1997 года доложить о выполнении плана мероприятий,
обеспечивающих полноту и своевременность поступления денежных  средств
от  реализации  товаров,  обращенных  в  федеральную собственность,  в
соответствии с  п.  17  Приказа  ГТК  России  от  11.04.96  N  229  "О
дополнительных   мерах   по  улучшению  работы  таможенных  органов  с
товарами,  обращенными  в  федеральную  собственность,   и   взысканию
штрафов",  а  также  принятых  мерах  по  выявлению  фактов  нарушения
таможенного законодательства  в  части  работы  таможенных  органов  с
конфискованным имуществом;
     - дать указание начальникам таможен о проведении до  1  мая  1997
года:
     а) совещания   с   руководителями   соответствующих   структурных
подразделений таможни по вопросу детального изучения акта проверки КРУ
Минфина России и ГНС России и разработать  мероприятия  по  устранению
допущенных   недостатков   с  назначением  лиц,  ответственных  за  их
выполнение, и указанием сроков их реализации;
     б) служебных  расследований  по каждому факту недостачи,  потери,
порчи и необоснованного уничтожения товаров,  обращенных в федеральную
собственность,   с   привлечением   к  дисциплинарной  ответственности
должностных лиц,  а при необходимости решать вопрос  о  привлечении  к
уголовной   ответственности   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации должностных лиц,  по вине которых  были  допущены
нарушения,  и  в трехнедельный срок доложить в региональные таможенные
управления по подчиненности о принятых мерах и представить список лиц,
привлеченных к дисциплинарной и материальной ответственности;
     в) проверки возбужденных дел о НТП в части сроков их рассмотрения
и  вынесения  постановлений по ним,  установленных Таможенным кодексом
Российской Федерации, и обеспечить контроль за их соблюдением;
     г) анализа  видов  реализации  конфискованных  товаров,   обратив
внимание   на   продажу   их  на  таможенных  аукционах,  организуемых
предприятиями, подведомственными ГТК России.
     3. Начальникам таможен:
     - обеспечить неукоснительное соблюдение Порядка бухгалтерского  и
складского  учета  конфискованных,  принятых на хранение и задержанных
квитанций,  товаров,  валюты и ценностей  в  части  учета  и  хранения
конфискатов,  а  также  своевременной  передачи  на хранение в местное
учреждение банка изъятой валюты и  ценностей  и  пересылки  в  Госфонд
России драгоценных металлов и других камней и изделий из них;
     - соблюдать установленные сроки передачи на  реализацию  товаров,
обращенных  в  федеральную собственность,  а также зачисления средств,
вырученных от реализации,  на депозитный счет таможни,  с  последующим
перечислением их на депозитный счет ГТК России;
     - не допускать  образования  дебиторской  задолженности  торговых
организаций, для чего производить реализацию конфискованных товаров на
условиях  предоплаты,  предварительно  изучив   финансовое   состояние
комиссионера,  наличие  права на ведение торговой деятельности и,  при
необходимости,  лицензии на торговлю товарами,  передаваемыми  ему  на
реализацию.  Принимать  своевременные  меры  по защите государственных
интересов, в том числе в судебном порядке, в случаях неисполнения либо
ненадлежащего   исполнения   комиссионерами   своих   обязательств   в
соответствии с договорами комиссии по реализации товаров, обращенных в
федеральную собственность;
     - включать в состав комиссии  по  оценке  товаров,  обращенных  в
федеральную собственность,  представителя бюро судебной экспертизы или
отделения Торгово - промышленной палаты, а при отсутствии их на местах
-    экспертов   региональных   таможенных   лабораторий.   В   случае
невозможности привлечения экспертов указанных  организаций  привлекать
специалистов  прочих учреждений,  имеющих на то право в соответствии с
законодательством;
     - производить   списание  и  уничтожение  товаров,  обращенных  в
федеральную собственность,  в  случаях,  предусмотренных  действующими
нормативными   документами,   с  отнесением  расходов  по  уничтожению
имущества за счет средств статьи 111004 бюджетной классификации  сметы
расходов таможенного органа;
     - государственные  награды  Российской  Федерации,  обращенные  в
федеральную  собственность,  которые  были  изъяты  у  лиц,  незаконно
владеющих ими,  а также государственные награды,  владелец которых  не
установлен,  направлять, в соответствии с Положением о государственных
наградах  Российской   Федерации,   утвержденным   Указом   Президента
Российской  Федерации  от  02.03.94  N  442 (редакции Указа Президента
Российской Федерации от 01.06.95  N  554),  в  Службу  государственных
наград Президента Российской Федерации;
     - не допускать перечисления  средств,  вырученных  от  реализации
вещественных   доказательств,   переданных   органам  предварительного
следствия,  в  местные  бюджеты,  а  в  случае  непоступления  их   на
депозитный   счет   таможни   обращаться   в   исполнительные   органы
соответствующих  субъектов  Российской   Федерации   и   муниципальных
образований,   а   также   в   органы   прокуратуры   с  целью  защиты
государственных интересов;
     - при подготовке товаров, обращенных в федеральную собственность,
к  реализации  публиковать  в  рекламных  и  информационных   изданиях
сведения  обо всех товарах с указанием их цены по акту описи и оценки,
а  также   перечень   нереализованных   товаров,   в   том   числе   и
узкоспециализированного оборудования. Оплату расходов на опубликование
указанной информации в печатных изданиях производить за счет  средств,
полученных от реализации конфискованных товаров;
     - при вынесении постановлений о наложении взысканий  по  делам  о
нарушениях   таможенных   правил,  непосредственным  объектом  которых
являются машины  и  оборудование  узкоспециализированного  назначения,
использовать  возможность  применения  взыскания  стоимости  товаров и
транспортных средств, не применяя в этих случаях их конфискации.
     4. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий):
     - разработать программу проверок  работы  таможенных  органов  по
обращению  товаров  в федеральную собственность и распоряжению ими,  а
также перечислению средств, вырученных от их реализации, на депозитный
счет  ГТК  России.  При  проведении  ревизий финансово - хозяйственной
деятельности таможенных органов уделять особое внимание работе таможен
с товарами, обращенными в федеральную собственность, и осуществлять ее
проверку на основании вышеназванной программы;
     - обеспечить   постоянный   контроль   за   сокращением  остатков
нереализованных товаров  и  оказание  практической  помощи  таможенным
органам,  имеющим  наибольший  уровень  остатков по отношению к объему
товаров, обращенных в федеральную собственность;
     - проводить   методические  совещания  с  выездом  в  регионы  по
консультированию сотрудников таможенных органов по вопросам  работы  с
товарами, обращенными в федеральную собственность;
     - по итогам работы таможенных органов в  1996  году  с  товарами,
обращенными  в  федеральную  собственность,  представить  мне  отчет о
состоянии дел с конкретными предложениями по улучшению работы  таможен
с указанными товарами.
     5. Признать утратившими силу абзац 3 п.  9 Приказа ГТК России  от
11.04.96  N 229 "О дополнительных мерах по улучшению работы таможенных
органов  с  товарами,  обращенными  в  федеральную  собственность,   и
взысканию штрафов", п. 3 и абзац 4 п. 4 Приказа ГТК России от 29.05.96
N  326  "О  ходе  реализации   товаров,   обращенных   в   федеральную
собственность  в  I  квартале  1996  года,  и  мерах  по усилению этой
работы", в связи с чем безвозмездная передача обращенных в федеральную
собственность   лекарственных   средств,  детского  питания  и  других
предметов   первой   необходимости   учреждениям   сферы   социального
обслуживания  может  осуществляться  таможенными  органами  только  на
основании указаний ГТК России.
     6. Контроль   за   исполнением  настоящего  Приказа  осуществлять
начальнику Финансового управления П.Г. Городецкому.

Председатель ГТК России
                                                          А.С. КРУГЛОВ
30 декабря 1996 г.
N 803