О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТОВ ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ (РЕДАКЦИЯ НА 28.06.2002). Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 27.08.96 01-15/15652

            О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТОВ ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ
                       (Редакция на 28.06.2002)
 
                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          27 августа 1996 г.
                            N 01-15/15652
 
                                (ЮИАИ)


   

     С целью  подготовки  к обсуждению на коллегии ГТК России итогов и
перспектив осуществления таможенными органами валютного контроля прошу
представить  в  Управление  валютного  контроля  ГТК  России  отчеты о
результатах осуществления валютного контроля таможенными  органами  за
период   с   января  1995  года  по  сентябрь  1996  года,  содержащие
аналитические материалы.
     Для подготовки сводного отчета необходимо:
     - таможням   представить   отчеты   в   региональные   таможенные
управления по подчиненности в срок до 05.10.96;
     - региональным таможенным управлениям организовать  подготовку  и
представление отчетов таможнями, обобщить материалы таможен по региону
в своем отчете и представить  его  с  приложением  отчетов  таможен  в
Управление валютного контроля ГТК России к 15 октября 1996 года.
     При подготовке отчетов необходимо отразить  поставленные  вопросы
по предлагаемой структуре (прилагается).
     Обращаю внимание  на  особую  важность  представления  в   период
подготовки  к  коллегии  всех  иных  предусмотренных  информационных и
отчетных материалов по валютному  контролю  в  установленные  для  них
сроки.

Заместитель Председателя
ГТК России
                                                        В.А. МАКСИМЦЕВ
27 августа 1996 г.
N 01-15/15652



                                                            Приложение


              РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
                   ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

         1. Вопросы организации валютного контроля таможенным
                    органом (для РТУ - по региону)

     Структура и  численность  подразделений  (групп),  осуществляющих
валютный контроль.
     (Необходимо представить    сведения     об     укомплектованности
структурных   подразделений,   осуществляющих  валютный  контроль,  об
изменениях штатной численности в связи с передачей штатных единиц  для
создания  и  укрепления  иных подразделений,  проанализировать влияние
изменения численности на осуществление функций валютного  контроля,  в
том  числе на проведение проверок участников ВЭД,  с учетом перспектив
введения контроля за исполнением бартерных  сделок  и  распространения
действующих  технологий  контроля  на экспорт и импорт некоторых видов
услуг).

     Организация выполнения функций валютного контроля  в  торговом  и
неторговом обороте.
     (Необходимо представить:
     - конкретные   схемы  организации  выполнения  функций  валютного
контроля при таможенном оформлении товаров и пропуске физических  лиц,
обратив   внимание  на  порядок  действий  при  обнаружении  нарушений
установленных  требований  к  оформлению  документов  и   в   случаях,
требующих  решения  на  более  высоком  уровне,  с  учетом  положений,
введенных Приказом ГТК России от 29.12.95 N 796;
     - схему  организации  ведения  базы  данных  валютного контроля и
осуществления предусмотренного информационного обмена;
     - схему организации работы с нарушителями валютного и таможенного
законодательства,  уделив особое внимание порядку проведения проверок,
взаимодействию  с  подразделениями,  ведущими  производство по делам о
НТП).

     Оснащенность подразделений,  осуществляющих  валютный   контроль,
вычислительной и оргтехникой.
     (Необходимо дать  оценку   оснащенности   с   учетом   увеличения
количества  решаемых  задач,  объемов  нормативно-справочной и текущей
информации   по   контролируемым   операциям,   а    также    развития
информационного обмена).

     Проблемные вопросы  организации  валютного  контроля  для данного
таможенного органа.
     (Необходимо провести    анализ   и   представить   информацию   о
специфических особенностях (при наличии таковых)  данного  таможенного
органа,  связанных  с  географическим  положением региона,  спецификой
хозяйственной деятельности,  структурой  таможенных  органов  региона,
товарных и пассажирских потоков, наличием средств связи и транспорта и
т.д.,  влияющих на  качество  и  полноту  выполнения  задач  валютного
контроля  в  соответствии с действующими технологиями;  определить,  к
постановке  каких  вопросов  совершенствования  технологий   валютного
контроля приводят отмеченные особенности).


            2. Результаты осуществления валютного контроля
                         в 1995 - 1996 годах

     Общие показатели,  характеризующие результаты валютного  контроля
внешнеторговой деятельности, включая общую характеристику экспортных и
импортных операций, осуществляемых участниками ВЭД региона.

     Показатели валютного контроля в неторговом обороте.
     (Помимо иных  показателей,  требуемых  для аналитических разделов
отчета, необходимо представить:
     - сведения о конфискации валюты Российской Федерации,  ввозимой с
нарушением требований Положения "О порядке ввоза и вывоза и  пересылки
в  Российскую  Федерацию  и вывоза и пересылки из Российской Федерации
валюты Российской Федерации";  сведения о возврате,  в том  числе:  по
решению ГТК России, по решению суда, на основании представления лицом,
перемещающим валюту Российской Федерации,  документов,  подтверждающих
право ввоза;
     - сведения о выявленных расчетах наличными: количество выявленных
случаев  и суммы в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте,
количество фактов,  переданных в налоговые органы,  и  соответствующие
суммы в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте).

     Результаты работы   с   нарушителями   таможенного   и  валютного
законодательства.
     (Необходимо в произвольной форме привести сведения, требуемые для
анализа   ситуации   с    нарушениями    валютного    и    таможенного
законодательства участниками ВЭД региона,  качества организации работы
с нарушителями.
     В обязательном    порядке    включить    в    отчет   показатели,
характеризующие результаты работы таможенного органа  с  нарушителями,
по  итогам  работы  за 1995 год (уточненные) и за 9 месяцев 1996 года.
Данные показатели представить по форме 4А-ТМ (РТУ представить  сводную
форму для региона,  а также форму только с собственными показателями).
Необходимо дать объяснение причин расхождения между суммой выявленного
необоснованного  непоступления  валютной выручки и стоимостью товаров,
явившихся непосредственным объектом правонарушения.
     В приложении   к  отчету  необходимо  представить  информацию  по
состоянию на  01.10.96  о  работе  по  привлечению  участников  ВЭД  к
ответственности  за  нарушения валютного законодательства,  являющиеся
одновременно нарушениями таможенных правил,  на магнитном носителей  в
формате   DBF-файла,   сформированного  с  использованием  стандартных
средств  управления  базами  данных   в   структуре,   предусмотренной
приложением  N  3  к указанию ГТК России от 29.07.96 N 01-14/843.  При
этом заполнению подлежат только поля:  N 2 - N 12,  N 17 - N 19,  N 20
(1)  - N 27 (1) (в эти поля вносится информация о последнем решении по
данному делу о НТП),  N 28 - N 33, N 38 - N 41. Число записей в данном
файле  должно  быть  равно количеству возбужденных дел о НТП по фактам
необоснованного незачисления валютной выручки от  экспорта  товаров  и
соответствовать  сведениям,  представленным  в  отчетах  о  работе  по
осуществлению валютного контроля (форма 4А-ТМ).  При заполнении  полей
данного   файла   следует  руководствоваться  порядком,  установленным
приложением N 2 к указанию ГТК России от 29.07.96 N 01-14/843).

        3. Анализ динамики статистических данных, качественных
             изменений внешнеэкономической деятельности и
        взаимоотношений участников ВЭД с таможенными органами.
          Оценка влияния валютного контроля на эти процессы.

     Торговый оборот.
     (Необходимо проанализировать  изменения  характера внешнеторговой
деятельности, объемов, структуры торговых операций, состава участников
ВЭД по категориям, финансовых условий контрактов и т.д. Характеристика
состояния  внешнеторговой  деятельности  в  регионе  должна  содержать
информацию  об  изменениях  направлений и интенсивности товаропотоков,
связанных с исключением стран СНГ  из  общей  технологии  таможенно  -
банковского   валютного   контроля   за   обоснованностью  платежей  в
иностранной валюте за импортируемые товары в связи с  ранее  введенным
порядком   упрощенного  таможенного  оформления  товаров,  ввозимых  и
происходящих из стран  СНГ,  а  также  отменой  таможенной  границы  с
Республикой  Беларусь.  Дополнительно  следует отразить,  какая доля в
общем объеме товаров,  происходящих и ввозимых из стран СНГ,  проходит
таможенное  оформление  в  упрощенном  порядке  (согласно  Приказу ГТК
России от 22.03.95 N 174).  Необходимо  провести  анализ  особенностей
предъявляемых  к  таможенному  оформлению  бартерных  контрактов  и их
исполнения).

     Неторговый оборот.
     (Анализ перемещения валюты в неторговом обороте,  контролируемого
таможенными органами региона, должен содержать следующие материалы:
     - анализ  перемещения  иностранной  валюты юридическими лицами на
основании ГТД,  в том числе основные тенденции,  динамика  перемещения
валюты  банками,  на  которые  приходятся наибольшие по региону объемы
ввоза и вывоза, с отражением изменения схем доставки валюты;
     - оценка  объемов  ввоза  и  вывоза  наличной  иностранной валюты
физическими лицами на основании данных статистического  наблюдения  за
"челноками"  и  выборочного (за малый представительный период времени)
подсчета   сумм   ввозимой   и   вывозимой   иностранной   валюты   на
"некоммерческих  рейсах";  оценка  динамики  перемещения,  определение
(ориентировочно) сумм  наличной  иностранной  валюты,  наиболее  часто
вывозимых и ввозимых на "коммерческих" и "некоммерческих" рейсах).

     Взаимоотношения с участниками ВЭД.
     (Необходимо отразить  изменения   в   составе   участников   ВЭД,
соблюдении   ими   требований  законодательства  и  правил  оформления
документов,  динамику  НТП,  влияние  привлечения  участников  ВЭД   к
ответственности за НТП на их дальнейшую работу,  вероятность повторных
нарушений.
     Необходимо проанализировать      причины     неисполнения     или
несвоевременного исполнения постановлений  о  наложении  взыскания  за
нарушения    валютного   законодательства,   являющиеся   одновременно
нарушениями   таможенных   правил,   сформулировать   реализуемые    и
перспективные    направления   работы   по   повышению   эффективности
привлечения к ответственности за НТП данной категории).

            4. Предложения по совершенствованию и развитию
                 валютного контроля, осуществляемого
                         таможенными органами

     (В данный раздел на основании данных и  аналитических  материалов
разделов   1   -   3   выносятся  предложения  таможенного  органа  по
совершенствованию валютного контроля в разрезах:
     - нормативной базы;
     - технологии валютного контроля;
     - информационного обмена в рамках технологии валютного контроля;
     - форм отчетности;
     - организации работы с нарушителями;
     - организационно - штатных вопросов).
     Примечание. При  подготовке  отчетов с целью обобщения материалов
необходимо  соблюдать  единую  систему  единиц  изменения   данных   и
показателей:
     - объемы торговых  операций,  суммы  оплаты  в  счет  контрактов,
поступление,   непоступление  выручки,  товаров,  суммы  НТП,  расчеты
наличными в иностранной валюте, перемещение валюты, штрафы, наложенные
на участников ВЭД, - тыс. долл. США;
     - взысканные   суммы   штрафов,   конфискация,   возврат   валюты
Российской Федерации,  расчеты наличными в валюте Российской Федерации
- млн. руб.