подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей. 14. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и 13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится. 15. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации. 16. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату, федеральному списку кандидатов составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за 12 часов до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится. Статья 47. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов 1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через десять дней после приема подписных листов (после поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) и приема иных необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов обязана принять решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема подписных листов (поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) и приема иных необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. В решении о регистрации указываются ее дата и время. 2. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат используют в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе в течение пяти дней со дня истечения срока представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать при проведении предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом. 3. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может одновременно состоять в зарегистрированном списке кандидатов другого избирательного объединения, избирательного блока. 4. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком. 5. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, состоявшаяся ранее, а решение о регистрации, принятое позднее, отменяется соответствующей избирательной комиссией, если в течение суток зарегистрированный кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся ранее. 6. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, федеральный список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, избирателю, избирателям, выдвинувшим кандидата, либо уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть: а) существенное нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка сбора подписей; б) отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в статьях 37, 40 и 45 настоящего Федерального закона; в) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке, в случае, если для регистрации не был внесен избирательный залог; г) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с настоящим Федеральным законом, если недостоверность этих сведений носит существенный характер (недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в федеральный список кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, может служить основанием только для исключения из заверенного федерального списка кандидатов соответствующих кандидатов); д) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и расходования средств соответствующего избирательного фонда; е) нарушение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 4 статьи 41 настоящего Федерального закона; ж) иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 7. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку данного кандидата, соответствующего федерального списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога. 8. В случае обнаружения признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона. 9. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии со статьями 37, 40 и 45 настоящего Федерального закона, установлена после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации кандидата (об исключении кандидата из федерального списка кандидатов), а за 15-1 день до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (исключении его из федерального списка кандидатов). 10. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд субъекта Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок. 11. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. Соответствующие избирательные комиссии передают средствам массовой информации зарегистрированные федеральные списки кандидатов со сведениями о кандидатах и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в течение 48 часов после регистрации. Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах и федеральных списках кандидатов с указанием сведений, перечисленных в пунктах 7 и 8 статьи 37 настоящего Федерального закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о выбытии зарегистрированных кандидатов из федеральных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и об избирательных объединениях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях. 12. В случае, если за 45 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. ГЛАВА VII. СТАТУС ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ Статья 48. Равенство зарегистрированных кандидатов 1. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. 2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности категории "А", а также зарегистрированные кандидаты, замещающие выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного положения. 3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 4. Перечень нарушений принципа равного избирательного права, связанных с использованием преимуществ должностного и служебного положения, установлен пунктом 2 статьи 41 настоящего Федерального закона. 5. Зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Данное правило не действует при использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного времени на каналах государственных и муниципальных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона. 6. Должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций средств массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами, либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. 7. Соблюдение установленных настоящей статьей ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и обязанностей перед избирателями. 8. Не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов или выдвинувшие кандидата, зарегистрированного по одномандатному избирательному округу, избирательные объединения, входящие в состав избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов или выдвинувших зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, доверенные лица и уполномоченные представители указанных избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц или организаций. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей и доверенных лиц. Статья 49. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата 1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. В случае освобождения от работы, службы соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, более чем в 10 раз. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы или службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска. 2. Кандидату в депутаты, зарегистрированному по одномандатному избирательному округу, возмещается стоимость проездных билетов при поездках на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего округа. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидату в депутаты, зарегистрированному по одному из этих округов, транспортные расходы возмещаются в размере стоимости проездных билетов по городу. Если зарегистрированный кандидат проживает вне пределов одномандатного избирательного округа, в котором он баллотируется, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы за четыре поездки железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования либо за две поездки авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. Оплата поездок зарегистрированного по одномандатному избирательному округу кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. 3. Зарегистрированному кандидату, включенному в общефедеральную часть зарегистрированного федерального списка кандидатов, возмещается стоимость проездных билетов при совершении двух поездок в пределах территории Российской Федерации на любом виде междугородного транспорта общего пользования. Зарегистрированному кандидату, включенному в региональную группу кандидатов зарегистрированного федерального списка кандидатов, возмещается стоимость проездных билетов на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах региона, в котором кандидат включен в региональную группу кандидатов. Если зарегистрированный кандидат проживает вне пределов региона, в котором он включен в региональную группу кандидатов, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы за четыре поездки железнодорожным, водным или автомобильным транспортом общего пользования либо за две поездки авиационным транспортом в регион и обратно. Оплата этих поездок производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. 4. Транспортные расходы возмещаются зарегистрированным кандидатам со дня их регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Транспортные расходы при пользовании такси и заказными рейсами не возмещаются. Транспортные расходы на пригородном и междугородном транспорте возмещаются по предъявлении проездных билетов на поездку (от пункта отправления до пункта прибытия), а на городском транспорте - по предъявлении проездных билетов за соответствующий срок. 5. Выплата денежной компенсации и возмещение транспортных расходов не производятся после сдачи в установленные настоящим Федеральным законом сроки в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. 6. В течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 7. Зарегистрированный кандидат в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не может быть без согласия Генерального прокурора Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче такого согласия Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. 8. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, имеют право на получение в соответствующей окружной избирательной комиссии списка избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования. Статья 50. Доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков 1. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, - до 500 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются соответственно окружной избирательной комиссией или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения, избирательного блока о назначении доверенных лиц и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. В заявлении либо представлении относительно каждой кандидатуры доверенного лица указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), серия и номер паспорта или заменяющего его документа, дата его выдачи. 2. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения. На указанный в пункте 1 статьи 49 срок администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. 3. Доверенные лица осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя. 4. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен других, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом зарегистрированного кандидата, избирательное объединение, избирательный блок. 5. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой своего статуса назначившим их зарегистрированным кандидатом или с утратой статуса всеми кандидатами, выдвинутыми в составе федерального списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком, назначившими их, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, но не позднее официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным на нарушения настоящего Федерального закона, ведется судебное разбирательство - не позднее окончательного решения суда. Статья 51. Выбытие кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков 1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное уведомление не подлежит отзыву. 2. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление кандидата. В случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия обязана взыскать с него полученные им на проведение избирательной кампании средства федерального бюджета. 3. Кандидат, зарегистрированный кандидат, состоящий в федеральном списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного федерального списка кандидатов, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение суток исключает кандидата, зарегистрированного кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов. 4. Действия, перечисленные в пунктах 1-3 настоящей статьи, не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому одномандатному избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 5. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отозвать федеральный список кандидатов по решению органа, выдвинувшего федеральный список кандидатов, подав соответствующее письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. 6. Избирательное объединение, входящее в избирательный блок, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного избирательного блока по решению уполномоченного на то органа соответствующего избирательного объединения, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательное объединение, отказавшееся от дальнейшего участия в выборах в составе избирательного блока, вправе выступить в качестве самостоятельного избирательного объединения или войти в другой избирательный блок в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Если после заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии списка (списков) кандидатов, выдвинутых избирательным блоком, от участия в выборах откажутся все избирательные объединения, входящие в данный избирательный блок, за исключением одного избирательного объединения, это избирательное объединение вправе продолжать участвовать в выборах в качестве избирательного блока с использованием наименования и символики и сохранением прав и обязанностей избирательного блока, представившего соответствующий список кандидатов. Данное правило не распространяется на случай отказа в регистрации федерального списка кандидатов или отмены его регистрации в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи. 7. Отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него избирательные объединения права на участие в этих выборах, для чего необходимо повторное выдвижение кандидатов и осуществление иных избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 8. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, исключить некоторых кандидатов (зарегистрированных кандидатов) из федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 9. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, отозвать выдвинутого им по одномандатному избирательному округу кандидата, зарегистрированного кандидата, подав письменное заявление об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию. В случае отзыва зарегистрированного кандидата окружная избирательная комиссия взыскивает с избирательного объединения, избирательного блока полученные зарегистрированным кандидатом средства федерального бюджета. 10. Избирательная комиссия, принявшая решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию решения. 11. В случае, если число кандидатов, зарегистрированных кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов, по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее (в ред. Федерального закона от 12 апреля 2001 года N 35-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1532). 12. Не допускается дополнительное включение в список лиц, равно как и перемещение в списке кандидатов, кроме случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов, а также случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 38 настоящего Федерального закона. Внесение изменений в федеральный список кандидатов в порядке, соответствующем настоящему Федеральному закону, а также уставу избирательного объединения, соглашению о создании избирательного блока, не может служить основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов, отмены решения о регистрации федерального списка кандидатов. 13. В случаях отзыва избирательным объединением, избирательным блоком выдвинутого им федерального списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, либо в случае отмены регистрации федерального списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации взыскивает с соответствующего избирательного объединения, избирательного блока полученные им средства федерального бюджета. 14. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется один зарегистрированный кандидат, а равно если в федеральном избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного федерального списка кандидатов либо останется только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев в одномандатном избирательном округе и не более трех месяцев в федеральном избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 15. При наступлении указанных в пункте 14 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат снял свою кандидатуру, либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, либо регистрация кандидата была отменена в соответствии с пунктом 3 или 5 статьи 91 настоящего Федерального закона, либо избирательное объединение, избирательный блок без вынуждающих к тому обстоятельств отозвали зарегистрированный федеральный список кандидатов, либо регистрация федерального списка кандидатов была отменена в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, пунктом 3 или 5 статьи 91 настоящего Федерального закона, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Если обязанность произвести возмещение средств возлагается на избирательный блок, то указанные средства распределяются в равных долях между избирательными объединениями, входящими в этот блок на день принятия соответствующего решения избирательным блоком либо принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения об отмене регистрации федерального списка кандидатов, если иное распределение не предусмотрено в решении о его создании, представленном в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. 16. В настоящем Федеральном законе под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение, избирательный блок к отзыву федерального списка кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим обстоятельствам либо в связи со смертью или с признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части федерального списка кандидатов, более чем 50 процентов (но не менее шести) кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов, более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов. ГЛАВА VIII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 52. Предвыборная агитация и формы ее проведения 1. Предвыборная агитация может проводиться: а) через средства массовой информации; б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий); в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; г) в иных не запрещенных законом формах. 2. Предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах. При этом зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно избрать форму и характер своей предвыборной агитации. 3. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы: а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления; б) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения; в) воинским частям, военным учреждениям и организациям; г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям; д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Статья 53. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. 2. Предвыборные агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. Статья 54. Опросы общественного мнения 1. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. 2. Со дня окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов организации, проводящие связанные с выборами опросы общественного мнения в целях опубликования их в средствах массовой информации, а также организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, направляют копии этих публикаций соответственно в окружную избирательную комиссию или Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для формирования информационного банка, данные которого должны предоставляться лицам, указанным в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также иностранным (международным) наблюдателям по их запросам для ознакомления или копирования. 3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 55. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков к средствам массовой информации 1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равные условия проведения предвыборной агитации, представления избирателям своих предвыборных программ в случае, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) в случае, если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 2. Организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, и редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, обязаны предоставлять возможность проведения предвыборной агитации избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. Перечень указанных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. 3. Организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и редакции периодических печатных изданий, распространяемых на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, обязаны предоставить возможность проведения предвыборной агитации соответственно региональным группам кандидатов и кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, на равных условиях. Перечень указанных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, вырабатывающих и осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. 4. Не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны предоставлять равные возможности для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в случае, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий или их редакций являются органы местного самоуправления либо если указанные организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами местного самоуправления. Предвыборная агитация на каналах указанных организаций телерадиовещания и в указанных периодических печатных изданиях начинается после окончания регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов. Допускается отказ указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их полного неучастия в агитационной деятельности в какой бы то ни было форме. 5. Избирательное объединение, избирательный блок самостоятельно определяют формы своего участия в предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях. 6. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в общефедеральную часть федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, не вправе использовать бесплатные эфирное время и печатную площадь на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 2 настоящей статьи. 7. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и в то же время включенный в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения, избирательного блока, вправе использовать бесплатные эфирное время и печатную площадь на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо как кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. 8. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пунктов 1 и 4 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить за плату эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональным группам кандидатов. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Сведения о размере оплаты должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на двадцатый день после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь избирательным объединениям, избирательным блокам, а в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов. 9. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и представлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации - по кандидатам, зарегистрированным по соответствующим одномандатным избирательным округам, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации - по избирательным объединениям, избирательным блокам, в том числе по кандидатам зарегистрированного федерального списка кандидатов в общефедеральной его части и региональных группах кандидатов, а также по запросам соответственно избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на выполнение платных работ и оплату услуг. 10. Для специализированных организаций телерадиовещания и специализированных средств массовой информации (культурно - просветительских, детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии полного их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Статья 56. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона и осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). 2. В течение недели по завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов проводится жеребьевка в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи в целях распределения бесплатного эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками, подавшими заявку на участие в этой жеребьевке. 3. Бесплатное эфирное время на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, предоставляется в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и оканчивается за день до дня голосования, по рабочим дням. 4. В целях проведения предвыборной агитации на бесплатной основе избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать эфирное время на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а кандидаты, зарегистрированные по одномандатным избирательным округам, и региональные группы кандидатов - на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона. 5. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням в период, установленный пунктом 3 настоящей статьи. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, выделяет для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в этот же период, а в случае, если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четвертой части общего времени вещания. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. 6. Объем эфирного времени, предоставляемого в каждом субъекте Российской Федерации региональной группе кандидатов организацией телерадиовещания, подпадающей под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, исчисляется путем умножения объема эфирного времени, предоставленного организацией телерадиовещания зарегистрированному по одномандатному избирательному округу кандидату в соответствующем субъекте Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов в этом субъекте Российской Федерации, но не может превышать этот объем более чем в три раза. При этом организации телерадиовещания предоставляют равный объем эфирного времени зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, региональным группам кандидатов с учетом указанного соотношения. 7. Одна треть общего объема выделяемого организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, региональным группам кандидатов для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. При выделении эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, расчет и выделение эфирного времени производятся раздельно для зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов с учетом соотношения, указанного в пункте 6 настоящей статьи. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, региональные группы кандидатов соответственно должны быть допущены на равных основаниях. 8. Отказ зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях, указанных в пункте 7 настоящей статьи, не влечет увеличения объема эфирного времени, бесплатно предоставляемого им в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи. 9. Оставшаяся часть (две трети) бесплатного эфирного времени, предоставляемого организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях соответственно между зарегистрированными кандидатами, между региональными группами кандидатов, между избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов. 10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в периодических печатных изданиях, указанных соответственно в пунктах 2 и 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. 11. Расходы организаций телерадиовещания, связанные с бесплатным предоставлением эфирного времени зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, региональным группам кандидатов, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций телерадиовещания. 12. Организации телерадиовещания, подпадающие под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками на платной основе. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликованы организациями телерадиовещания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем эфирного времени, резервируемого для платного предоставления каждой организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, но не может превышать его более чем в два раза. 13. Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов и региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 6 настоящей статьи) либо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. 14. Эфирное время, указанное в пункте 12 настоящей статьи, должно предоставляться организацией телерадиовещания в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи. Дата и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов определяются жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи. Эфирное время предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки. 15. В случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, региональная группа кандидатов после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, они обязаны не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить об этом соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации. 16. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, не подпадающих под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, может начинаться непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между организацией телерадиовещания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. 17. Оплата эфирного времени зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, как и его предоставление на каналах организаций телерадиовещания, не подпадающих под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, осуществляется на равных условиях. Организации телерадиовещания, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время для целей предвыборной агитации. 18. В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. 19. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации. 20. Оплата эфирного времени должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 21. В случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок нарушат условия, установленные настоящим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации. 22. Запрещается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе рекламой товаров, работ и услуг. 23. Запрещается перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков на каналах организаций телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, трансляцией иных теле- и радиопрограмм. 24. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе и по времени освещения их предвыборной деятельности. 25. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени, указанные в пункте 9 статьи 55 настоящего Федерального закона, в течение пяти лет со дня голосования. Статья 57. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона и выходящих не реже чем один раз в неделю, на равных условиях (объем предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия). 2. В течение недели после завершения регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов проводится жеребьевка в целях распределения бесплатной печатной площади между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками, подавшими заявки на участие в этой жеребьевке. 3. Бесплатная печатная площадь предоставляется редакциями периодических печатных изданий, подпадающими под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, в период, который начинается за 40 дней до дня голосования и оканчивается за один день до дня голосования. 4. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий, подпадающих под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, бесплатно предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо избирательным объединениям, избирательным блокам, должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 3 настоящей статьи. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей предвыборной агитации в течение периода, установленного пунктом 3 настоящей статьи, декларируется редакцией данного издания не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. 5. Объем печатной площади, предоставляемой в каждом субъекте Российской Федерации региональной группе кандидатов редакцией периодического печатного издания, подпадающей под действие пункта 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, исчисляется путем умножения объема печатной площади, предоставляемой соответствующей редакцией периодического печатного издания зарегистрированному по одномандатному избирательному округу кандидату в данном субъекте Российской Федерации, на число одномандатных избирательных округов в данном субъекте Российской Федерации, но не может превышать этот объем более чем в три раза. При этом указанные редакции периодических печатных изданий предоставляют равный объем печатной площади зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам, региональным группам кандидатов с учетом указанного соотношения. 6. Общий объем бесплатной печатной площади, декларированной редакцией периодического печатного издания, распределяется между зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками путем деления общего объема выделяемой печатной площади на общее число зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 5 настоящей статьи) либо избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих право на бесплатную публикацию предвыборных агитационных материалов в данном периодическом печатном издании. 7. Даты бесплатных публикаций предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков устанавливаются жеребьевкой, проводимой в течение недели после завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. 8. Расходы редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатной печатной площади для целей предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования редакций периодических печатных изданий. 9. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, обязаны резервировать печатные площади для проведения предвыборной агитации на платной основе зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками. Размер оплаты печатных площадей должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления редакцией периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, но не может превышать этот объем более чем в два раза. 10. Каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число соответственно зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов (с учетом требований пункта 5 настоящей статьи) либо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. 11. Печатная площадь, указанная в пункте 9 настоящей статьи, должна предоставляться редакцией периодического печатного издания в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, региональной группы кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков. Жеребьевка должна проводиться в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии, а также лица, указанные в пункте 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. 12. В случае, если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, региональная группа кандидатов после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации. 13. Редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, вправе публиковать предвыборные агитационные материалы непосредственно после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с договором, заключенным между редакцией периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов. 14. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, предоставляемой им редакциями периодических печатных изданий, не подпадающими под действие пунктов 1 и 4 статьи 55 настоящего Федерального закона, осуществляется на равных условиях. Редакции периодических печатных изданий, не соблюдающие эти требования, а также требования пункта 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам печатную площадь для целей предвыборной агитации. 15. Оплата печатной площади зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется в соответствии с договорами, заключенными ими с редакциями периодических печатных изданий после проведения жеребьевки. Платежное поручение филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должно быть представлено зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня публикации. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается. Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее следующего операционного дня после получения платежного поручения. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации. 16. Оплата печатной площади должна осуществляться исключительно из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. 17. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. 18. Редакции периодических печатных изданий, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательную кампанию. 19. Требования о предоставлении на равных условиях печатной площади не распространяются на редакции периодических печатных изданий в случаях, если редакция и (или) периодическое печатное издание учреждены зарегистрированным кандидатом (зарегистрированными кандидатами), избирательным объединением, избирательным блоком, а также входящим (входящими) в избирательный блок избирательным объединением (избирательными объединениями) и не подпадают под действие пункта 1 статьи 55 настоящего Федерального закона. 20. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация предвыборных агитационных материалов была осуществлена бесплатно в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации. Статья 58. Условия предвыборной агитации посредством проведения массовых мероприятий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, группам избирателей в организации и проведении собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. 2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения предвыборных массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из зарегистрированных кандидатов, избирательному объединению, избирательному блоку, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку в предоставлении помещения на таких же условиях. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении предвыборных массовых мероприятий. 4. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе на договорной основе арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности на эти здания и помещения, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий. 5. Для агитационных целей не могут предоставляться здания и сооружения, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 6. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается. Встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов (их уполномоченных представителей). 7. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборных массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 59. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным избирательным округам кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов. 3. Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 56 и 57 настоящего Федерального закона) должны содержать наименования и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. 4. Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть получены от зарегистрированного кандидата соответствующей окружной избирательной комиссией либо территориальной избирательной комиссией, от избирательного объединения, избирательного блока избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Вместе с указанными материалами в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не допускаются. 5. Распространение предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, запрещается. 6. Органы местного самоуправления по предложению окружной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную на них информацию. Зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Зарегистрированные по одномандатному избирательному округу кандидаты, а также уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. 7. В случаях, не предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников, владельцев указанных объектов. 8. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования или у входов в них. 9. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении предвыборных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 3, 4, 7 и 8 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов. Статья 60. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, злоупотребление свободой массовой информации в иных формах, запрещенных законодательством Российской Федерации. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. 2. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их уполномоченным представителям, доверенным лицам, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. 3. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда на основаниях, предусмотренных пунктом 17 статьи 56, пунктами 14 и 20 статьи 57 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не |