ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ И ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРА. Постановление. Правительство РФ. 28.08.97 1117

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 августа 1997 г.
                                N 1117
   
                                (ЮИАИ)




     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое  Типовое  положение  об  оздоровительном
образовательном  учреждении санаторного типа для детей,  нуждающихся в
длительном лечении.
     2. В    абзаце    втором   пункта   1   Типового   положения   об
общеобразовательной школе -  интернате,  утвержденного  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.  N 612 (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1995,  N  28,   ст.   2671),
исключить   слова:   "санаторно  -  лесных  школ,  санаторных  школ  -
интернатов".
     3. В  пункте  1  Типового положения об образовательном учреждении
для детей  -  сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,
утвержденного  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г.  N 676 (Собрание законодательства  Российской  Федерации,
1995, N 28, ст. 2693), исключить абзац шестой.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                        В. ЧЕРНОМЫРДИН
28 августа 1997 г.
N 1117


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 августа 1997 года
                                                                N 1117


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
            ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
               САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
                         В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ

                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Типовое   положение   регулирует   образовательную,
финансово    -    хозяйственную,    реабилитационную   и   лечебно   -
оздоровительную    деятельность    оздоровительных     образовательных
учреждений  санаторного  типа  для  детей,  нуждающихся  в  длительном
лечении.
     Настоящее Положение   является   типовым  для  государственных  и
муниципальных оздоровительных образовательных  учреждений  санаторного
типа  для  детей,  нуждающихся в длительном лечении (санаторных школ -
интернатов,  санаторно - лесных школ,  санаторных  детских  домов  для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
     Для оздоровительных образовательных учреждений  санаторного  типа
для  детей,  нуждающихся  в длительном лечении,  иной организационно -
правовой  формы  настоящее   Типовое   положение   выполняет   функции
примерного.
     На основе   настоящего   Типового    положения    оздоровительное
образовательное  учреждение санаторного типа для детей,  нуждающихся в
длительном лечении (далее именуется - учреждение),  разрабатывает свой
устав.
     2. Учреждение  создается  в  целях  оказания   помощи   семье   в
воспитании    и    получении   образования,   обеспечения   проведения
реабилитационных и лечебно - оздоровительных мероприятий,  адаптации к
жизни в обществе,  социальной защиты и разностороннего развития детей,
нуждающихся в длительном лечении.
     3. Деятельность учреждения осуществляется на принципах демократии
и гуманизма,  общедоступности,  приоритета общечеловеческих ценностей,
свободного  развития  личности,  автономности  и  светского  характера
образования.
     4. Учреждение  несет в установленном законодательством Российской
Федерации  порядке  ответственность  перед  органами   государственной
власти, органами местного самоуправления, обучающимися и их родителями
(законными  представителями)  за  реализацию  конституционного   права
граждан  на получение бесплатного образования,  качество образования и
его  соответствие  государственным  образовательным   стандартам,   за
адекватность   применяемых   форм,   методов   и  средств  организации
образовательного    процесса,    реабилитационной    и    лечебно    -
оздоровительной  работы  возрастным психофизиологическим особенностям,
склонностям,  способностям,  интересам,  требованиям  охраны  жизни  и
здоровья детей.
     5. Учреждение в своей деятельности  руководствуется  федеральными
законами,  указами  и  распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,
решениями  соответствующего органа управления образованием,  настоящим
Типовым положением.

               II. Организация деятельности учреждения

     6. Учреждение создается учредителем  (учредителями)  при  наличии
необходимых  условий  для обучения,  воспитания,  лечения и проживания
детей и  регистрируется  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     7. Порядок  открытия,  реорганизации  и   ликвидации   учреждения
определяется законодательством Российской Федерации.
     8. Статус учредителя (учредителей)  определяет  организационно  -
правовую форму учреждения.
     Учредителями государственного учреждения могут  быть  федеральные
органы  исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
     Учредителями муниципального  учреждения  являются органы местного
самоуправления.
     Допускается совместное учредительство учреждения.
     Учредительными документами  учреждения  являются  решение  о  его
создании или договор учредителей, а также устав учреждения.
     Передача государственного учреждения в ведение  органов  местного
самоуправления допускается только с согласия этих органов.
     9. Отношения  между  учредителем  (учредителями)  и   учреждением
определяются  договором,  заключенным  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     10. Права  юридического лица в части ведения уставной финансово -
хозяйственной     деятельности,     направленной     на     подготовку
образовательного  процесса,  возникают  у  учреждения  с  момента  его
регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав, закрепленное за ним
имущество,  расчетный и другие счета в банковских учреждениях,  печать
установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
     11. Право  на  ведение  образовательной  деятельности  и  льготы,
предоставляемые законодательством Российской  Федерации,  возникают  у
учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     12. Учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию
в    порядке,   установленном   Законом   Российской   Федерации   "Об
образовании".
     13. Учреждение  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  вправе  участвовать  в  образовании  объединений  в   форме
ассоциаций и союзов.
     14. Количество классов в учреждении определяется в зависимости от
санитарных    норм    и   условий,   необходимых   для   осуществления
образовательного процесса и лечебно - оздоровительной работы.
     При наличии  соответствующих  санитарно - гигиенических условий в
учреждении могут открываться группы для  детей  дошкольного  возраста.
Работа  в  них  осуществляется  в  соответствии с Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении.
     15. В  городском  учреждении  предельная наполняемость классов не
должна превышать 20 человек,  а воспитательных групп - 10,  в сельских
учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
     При наличии  необходимых  условий  и   средств   (в   том   числе
внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с
меньшей наполняемостью.
     При проведении занятий в 4 - 11 классах по иностранному языку,  в
5  -  11  классах  по  трудовому  обучению,  в  10  -  11  классах  по
информатике,   вычислительной   технике,  физике  и  химии  (во  время
практических занятий),  в  1  -  11  классах  по  лечебной  физической
культуре, в бассейне допускается деление класса на две группы.
     При наличии  необходимых  условий  и   средств   (в   том   числе
внебюджетных)   возможно   деление   на   группы   классов  с  меньшей
наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении иностранного языка.

                     III. Образовательный процесс

     16. Учреждение  реализует  образовательные  программы  начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
     Образовательный процесс в  учреждении  осуществляется  на  основе
учебного   плана,   разрабатываемого   и   утверждаемого   учреждением
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с
учетом лечебно - охранительного режима,  предусматривающего проведение
комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми.
     17. Режим   дня,  обеспечивающий  научно  обоснованное  сочетание
обучения,   труда,   лечения   и   отдыха,   составляется   с   учетом
продолжительности пребывания детей в учреждении.
     Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года
не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10 недель.
     Для обучающихся в первом классе в  течение  года  устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
     18. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения
обучения   с  приобретением  трудовых  навыков  с  учетом  медицинских
показаний и рекомендаций врачей - специалистов учреждения.
     19. В  учреждении  могут  создаваться  различные  клубы,  секции,
кружки, студии и другие объединения по интересам.
     20. В  соответствии  с  законодательством Российской Федерации об
образовании    учреждение    может    реализовывать     дополнительные
образовательные   программы   и   оказывать   платные   дополнительные
образовательные  услуги  за  рамками  соответствующих  образовательных
программ и государственных образовательных стандартов.

           IV. Участники учебно - воспитательного процесса,
             работники учреждения, их права и обязанности

     21. Участниками учебно - воспитательного  процесса  в  учреждении
являются   дети,  педагогические  и  медицинские  работники,  родители
(законные представители).
     22. Направление   детей   в  учреждение  осуществляется  органами
управления  образованием  в   порядке,   установленном   Министерством
образования   Российской  Федерации  и  Министерством  здравоохранения
Российской    Федерации,    при    согласии    родителей     (законных
представителей).
     Прием детей в учреждение осуществляется в  порядке,  определяемом
его уставом.
     23. Зачисление  детей  в  учреждение  производится  по  заявлению
родителей  (законных  представителей),  а  в  отдельных  случаях  - по
решению  органов  опеки  и   попечительства,   муниципальных   органов
управления   образованием  в  соответствии  с  заключением  клинико  -
экспертной комиссии  амбулаторно  -  поликлинического  учреждения  или
комиссии  противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка
на  основании  документов,  перечень  которых   определяется   уставом
учреждения.
     24. Срок пребывания детей в  учреждении  зависит  от  медицинских
показаний  по  перечню,  утверждаемому  Министерством  здравоохранения
Российской Федерации.  Конкретные сроки пребывания детей в  учреждении
определяются врачами - специалистами данного учреждения.
     25. Плата за содержание детей в учреждении с родителей  (законных
представителей) не взимается.
     26. При поступлении в учреждение дети  должны  иметь  необходимый
комплект одежды и обуви,  указанный в путевке (направлении),  выданной
соответствующим органом управления образованием.
     27. Администрация  учреждения  при поступлении детей в учреждение
обязана  ознакомить  родителей  (законных  представителей)  с  уставом
данного учреждения.
     28. Права   и   обязанности   детей,   их   родителей   (законных
представителей)    определяются    уставом    учреждения    и   иными,
предусмотренными этим уставом актами.
     29. Порядок       комплектования      работниками      учреждения
регламентируется его уставом.  Для работников учреждения работодателем
является администрация данного учреждения.
     На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица,  имеющие
необходимую    профессионально    -   педагогическую   и   медицинскую
квалификацию,     соответствующую     требованиям     квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании.
     30. Отношения  работника  и администрации учреждения регулируются
трудовым   договором   (контрактом),   условия   которого   не   могут
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
     Срок действия   трудового   договора   (контракта)   определяется
работником и работодателем при его заключении.
     31. Работники учреждения имеют  право  на  участие  в  управлении
учреждением  в  порядке,  определяемом уставом учреждения,  а также на
защиту своей профессиональной чести и достоинства.
     32. Права   и   обязанности   работников   учреждения,   а  также
предоставляемые  им  социальные   гарантии   и   льготы   определяются
законодательством Российской Федерации,  настоящим Типовым положением,
уставом     учреждения,     правилами     внутреннего      распорядка,
квалификационными    характеристиками    работников    образовательных
учреждений и учреждений здравоохранения.
     33. Психологическую   реабилитацию   детей,   консультативную   и
психопрофилактическую  работу   с   педагогическими   и   медицинскими
работниками,   родителями  (законными  представителями)  в  учреждении
осуществляет педагог - психолог.
     34. Медицинские  работники  доводят  до  сведения  педагогических
работников результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по
их медико - педагогической реабилитации; совместно с педагогами решают
вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их
участия в трудовой деятельности.
     35. Медицинские работники  совместно  с  педагогом  -  психологом
оказывают    помощь    педагогическим    работникам    в   организации
индивидуального   и   дифференцированного   подхода   к   детям    при
осуществлении  образовательного  процесса  с  учетом  особенностей  их
развития и состояния здоровья,  в выполнении медико -  психологических
рекомендаций;  ведут  просветительскую  работу среди детей,  родителей
(законных представителей), педагогических работников по ознакомлению с
санитарно    -   гигиеническим   режимом   учреждения,   особенностями
медицинской  реабилитации,  формирования  у  детей  навыков  здорового
образа жизни.

           V. Организация лечебно - оздоровительной работы

     36. Лечебно  -  оздоровительные,  реабилитационные,  санитарно  -
гигиенические  и   профилактические   мероприятия,   направленные   на
оздоровление детей,  осуществляются в учреждении штатными медицинскими
или закрепленными за учреждением органами здравоохранения медицинскими
работниками, а также педагогическими работниками учреждения.
     В своей    работе    медицинские    работники     руководствуются
соответствующими  нормативными  и  методическими  материалами  органов
здравоохранения.
     37. Под   руководством   врачей   -   специалистов  в  учреждении
проводятся лечебно - оздоровительные и  реабилитационные  мероприятия,
направленные  на  профилактику  рецидивов болезни и улучшение здоровья
детей.
     Учреждение помимо осуществления медико - оздоровительных программ
и  гарантированного  объема  бесплатной   медицинской   помощи   может
оказывать  в  установленном  порядке  дополнительно  платные  лечебные
услуги.
     Занятия по  лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной
физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
     38. Режим  дня  устанавливается с учетом максимального пребывания
детей  на  воздухе,  где   предусматривается   проведение   уроков   и
внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон.
     Принятие процедур,  определенных курсом лечения,  планируется для
каждого  ребенка  индивидуально при условии согласования с расписанием
занятий.
     В целях   охраны  здоровья  детей  в  период  проведения  лечения
медицинские  работники  могут   рекомендовать   детям   со   сниженной
работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней
отдыха в течение недели,  а также выделение одного  дня  в  неделю  на
проведение  занятий  физической  культурой,  спортивных мероприятий на
воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
     39. В  учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта,
выписка из которой выдается  родителям  (законным  представителям)  по
окончании срока пребывания ребенка в учреждении.
     40. Контроль   за   организацией    и    проведением    комплекса
реабилитационных  и лечебно - оздоровительных мероприятий в учреждении
осуществляется   органами   управления   здравоохранением   по   месту
нахождения данного учреждения.
     Органы управления здравоохранением оказывают помощь учреждению  в
укомплектовании    его   штата   медицинским   персоналом,   повышении
квалификации   медицинских   работников,    привлечении    научно    -
исследовательских    и    медицинских    институтов    для    оказания
консультативной помощи и во внедрении современных  методов  лечебно  -
оздоровительной работы.

                      VI. Управление учреждением

     41. Управление   учреждением   осуществляется  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
     42. Управление    учреждением    осуществляется    на   принципах
единоначалия  и  самоуправления.  Формами  самоуправления   учреждения
являются  совет  учреждения,  попечительский  совет,  общее  собрание,
педагогический совет и  др.  Порядок  выборов  органов  самоуправления
учреждения и их компетенция определяются его уставом.
     43. Непосредственное   руководство    учреждением    осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
     Найм (прием)  на  работу  директора  государственного  учреждения
осуществляется   в  порядке,  определяемом  уставом  учреждения,  и  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     44. Директор учреждения несет ответственность за исполнение своих
функциональных   обязанностей,    предусмотренных    квалификационными
требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.

                 VII. Имущество и средства учреждения

     45. Собственник  имущества  (уполномоченный  им орган) в порядке,
установленном  законодательством  Российской   Федерации,   закрепляет
имущество за учреждением.
     Земельные участки  закрепляются  за  учреждением   в   постоянное
(бессрочное) пользование.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
его оперативном управлении.
     Учреждение владеет,  пользуется  и  распоряжается закрепленным за
ним на праве  оперативного  управления  имуществом  в  соответствии  с
назначением    имущества,    уставом,   законодательством   Российской
Федерации.
     Изъятие и    (или)   отчуждение   имущества,   закрепленного   за
учреждением,  допускается  только  в  случаях  и  в  порядке,  которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
     46. Учреждение в соответствии с установленными нормативами должно
иметь    необходимые    помещения,    сооружения    для    организации
образовательного процесса, лечебно - оздоровительной работы, трудового
обучения, быта и отдыха обучающихся.
     Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль
за  его  эксплуатацией и ремонт проводятся по договорам организациями,
имеющими государственную лицензию на выполнение этих работ.
     47. Учреждение    несет   ответственность   перед   собственником
имущества (уполномоченным им органом)  за  сохранность  и  эффективное
использование  имущества.  Контроль за деятельностью учреждения в этой
области  осуществляется  собственником  имущества  (уполномоченным  им
органом).
     48. Деятельность   учреждения   финансируется   его   учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
     Источниками формирования   имущества   и   финансовых    ресурсов
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, закрепленное за  учреждением  собственником  имущества
(уполномоченным им органом);
     кредиты банков и других кредитных организаций;
     средства спонсоров;   добровольные   пожертвования  физических  и
юридических лиц и другие источники в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     Финансирование учреждения      осуществляется      на      основе
государственных  (в  том  числе  ведомственных) и местных нормативов в
расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.
     Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования  из
бюджета учредителя (учредителей).
     49. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную  хозяйственную
деятельность   и   распоряжаться   доходами  от  этой  деятельности  в
соответствии  со  своим  уставом  и  с  законодательством   Российской
Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
     50. Учреждение устанавливает работникам ставки  заработной  платы
(должностные  оклады)  на основе Единой тарифной сетки по оплате труда
работников   бюджетной   сферы   в   соответствии    с    тарифно    -
квалификационными  требованиями  и на основании решения аттестационной
комиссии,  виды  и  размеры   надбавок,   доплат   и   других   выплат
стимулирующего  характера  в пределах средств,  направляемых на оплату
труда,  а  также   определяет   структуру   управления   деятельностью
учреждения,     штатное    расписание,    распределение    должностных
обязанностей.
     51. Учреждение  может осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     52. При ликвидации учреждения учитываемые  на  отдельном  балансе
доходы,    полученные    от    предпринимательской   деятельности,   и
приобретенное за счет этих  доходов  имущество  за  вычетом  платежей,
связанных   с   выполнением  обязательств,  направляются  на  развитие
образования в соответствии с уставом учреждения.