ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 19 сентября 1997 г. N 1204 (ЮИАИ) Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Председатель Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН 19 сентября 1997 г. N 1204 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1204 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I. Общие положения 1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (далее именуется - учреждение) является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. 2. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. 3. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. 4. Настоящее Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений: начальной школы - детского сада; начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.). Для иных образовательных учреждений этого типа настоящее Типовое положение является примерным. 5. На основе настоящего Типового положения учреждение разрабатывает свой устав. 6. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением. 7. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; нарушение конституционного права воспитанников и обучающихся на получение бесплатного дошкольного и начального общего образования в пределах государственного образовательного стандарта; реализацию не в полном объеме образовательных программ и их качество; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо - физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников и обучающихся; жизнь и здоровье воспитанников и обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса. 8. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем муниципального учреждения является орган местного самоуправления. 10. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 12. Учреждение является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления закрепленным за ним имуществом, имеет устав, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 13. Аттестация и государственная аккредитация учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании". 14. Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При реорганизации (изменении организационно - правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. Ликвидация сельского учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. 15. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учреждение вправе устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях. II. Организация деятельности учреждения 16. Учреждение может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях. Помещения (групповые и классные комнаты, спальни, медицинские кабинеты, раздевальни, пищеблоки, санитарные узлы и другие необходимые помещения) должны отвечать санитарно - гигиеническим требованиям, обеспечивающим условия для разных видов двигательной, игровой и умственной активности воспитанников и обучающихся. 17. Количество групп и классов в учреждении определяется учредителем (учредителями) и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования). Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся: в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников; в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников; при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников; в классах - 25 обучающихся. 18. Количество и наполняемость групп и классов учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения. 19. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью. При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских учреждениях, не менее 20 обучающихся - в сельских. 20. При приеме в учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении. 21. Учреждение с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем (учредителями) может открывать группы продленного дня, дошкольные группы компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и обучающихся с отклонениями в развитии при наличии условий для коррекционной работы. Перевод (направление) воспитанников и обучающихся в специальные (коррекционные) группы и классы, а также группы и классы компенсирующего обучения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий. 22. Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников и обучающихся, проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм, режим и качество питания. Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала. Штатные работники учреждения проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя (учредителей). 23. Организация питания в учреждении возлагается органами местного самоуправления на администрацию учреждения и организации общественного питания. Режим и кратность питания воспитанников и обучающихся устанавливаются в соответствии с длительностью их пребывания в учреждении и рекомендациями органов здравоохранения. III. Организация образовательного процесса 24. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники. 25. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения. Взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся, возникающие в процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном между ними договоре в соответствии с уставом учреждения. 26. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям: развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося; развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности. 27. На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается: формирование и развитие воспитанников и обучающихся; обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета; развитие познавательных и речевых способностей; формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения; формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни. Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. 28. Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом. 29. Режим работы дошкольных групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки обучающихся определяются уставом учреждения и не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения. 30. Продолжительность каникул для обучающихся устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. 31. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускается. 32. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом учреждения. Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации при реализации программы начального общего образования регламентируется государственным образовательным стандартом. 33. Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении. 34. Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, определенных законодательством Российской Федерации, а также в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом. 35. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус соответствующих образовательных программ. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом учреждения. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем (учредителями). IV. Управление учреждением 36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения. 37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. 38. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством Российской Федерации. Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления. 39. Подбор директора и его заместителя по учебно - воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования. 40. Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог - психолог и учитель - логопед. 41. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. 42. Права, социальные гарантии и льготы работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 43. Работники учреждения имеют право: на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом; на защиту профессиональной чести и достоинства. 44. Педагогические работники учреждения имеют право: свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; повышать квалификацию; аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию; на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам общеобразовательных учреждения по месту нахождения учреждения. V. Имущество и средства учреждения 45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. 46. Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. 47. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. 48. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 49. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника и обучающегося в зависимости от вида учреждения. Для малокомплектных сельских учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников и обучающихся. 50. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей). 51. Учреждению принадлежит право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, имуществом и иными объектами собственности, переданными ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходами от собственной деятельности учреждения и приобретенными на эти доходы объектами собственности. 52. При ликвидации учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом учреждения. 53. Источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом); плата, взимаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом с родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; кредиты банков и других кредитных организаций; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. 54. Взимание платы с родителей (законных представителей) за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения. 55. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельности учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. |