ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕДАКЦИЯ НА 23.12.2002). Постановление. Правительство РФ. 19.09.97 1204

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         19 сентября 1997 г.
                                N 1204
   
                                (ЮИАИ)




     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое  Типовое   положение   об   образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                        В. ЧЕРНОМЫРДИН
19 сентября 1997 г.
N 1204


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 19 сентября 1997 года
                                                                N 1204


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
         ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
                    И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                          I. Общие положения

     1. Образовательное  учреждение  для  детей дошкольного и младшего
школьного   возраста   (далее   именуется   -   учреждение)   является
образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы
дошкольного и начального общего образования.
     2. Основные  цели  учреждения  -  осуществление  образовательного
процесса  путем  обеспечения  преемственности   между   дошкольным   и
начальным   общим  образованием,  оптимальных  условий  для  охраны  и
укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников
и обучающихся.
     3. Учреждение создается в  качестве  образовательного  учреждения
для  детей  с  3-х  до  10  лет,  а в исключительных случаях - с более
раннего возраста.
     4. Настоящее  Положение  является  типовым  для  следующих  видов
государственных и муниципальных учреждений:
     начальной школы - детского сада;
     начальной школы  -  детского  сада  компенсирующего  вида   -   с
осуществлением  квалифицированной  коррекции отклонений в физическом и
психическом развитии воспитанников и обучающихся;
     прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений развития воспитанников и  обучающихся  (интеллектуального,
художественно - эстетического, физического и др.).
     Для иных образовательных учреждений этого типа настоящее  Типовое
положение является примерным.
     5. На   основе   настоящего   Типового    положения    учреждение
разрабатывает свой устав.
     6. В своей деятельности учреждение  руководствуется  федеральными
законами,  указами  и  распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,
решениями  соответствующего органа управления образованием,  настоящим
Типовым положением.
     7. Учреждение  несет в установленном законодательством Российской
Федерации   порядке   ответственность   за    невыполнение    функций,
определенных    его    уставом;   нарушение   конституционного   права
воспитанников и обучающихся на  получение  бесплатного  дошкольного  и
начального    общего    образования    в   пределах   государственного
образовательного   стандарта;   реализацию   не   в   полном    объеме
образовательных программ и их качество; соответствие применяемых форм,
методов и средств организации  образовательного  процесса  возрастным,
психо   -  физиологическим  особенностям,  склонностям,  способностям,
интересам и потребностям воспитанников и обучающихся; жизнь и здоровье
воспитанников   и   обучающихся,   работников   учреждения   во  время
образовательного процесса.
     8. Учреждение  создается  учредителем по собственной инициативе и
регистрируется  уполномоченным  органом  в  заявительном   порядке   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     9. Учредителем (учредителями) государственного  учреждения  могут
быть  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     Учредителем муниципального  учреждения  является  орган  местного
самоуправления.
     10. Отношения  между  учредителем  (учредителями)  и  учреждением
определяются  договором,  заключенным  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     11. Право  на  ведение  образовательной  деятельности  и  льготы,
установленные   законодательством   Российской  Федерации,  учреждение
получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     12. Учреждение  является  юридическим  лицом,  владеет  на  праве
оперативного управления закрепленным за ним имуществом,  имеет  устав,
самостоятельный   баланс,   расчетный  и  другие  счета  в  банковских
учреждениях,  печать установленного образца,  штамп,  бланки со  своим
наименованием.
     13. Аттестация   и   государственная   аккредитация    учреждения
осуществляются  в порядке,  установленном Законом Российской Федерации
"Об образовании".
     14. Учреждение   может   быть   реорганизовано,  ликвидировано  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации  (изменении  организационно  -  правовой формы,
статуса)  учреждения   его   устав,   лицензия   и   свидетельство   о
государственной аккредитации утрачивают силу.
     Ликвидация учреждения  может  осуществляться   по   решению   его
учредителя    (учредителей)    либо    органа    юридического    лица,
уполномоченного на то учредительными документами;  по решению  суда  в
случае   осуществления   деятельности  без  надлежащей  лицензии  либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
     Ликвидация сельского  учреждения  допускается  только  с согласия
схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
     15. В   порядке,   установленном   законодательством   Российской
Федерации, учреждение вправе устанавливать прямые связи с иностранными
предприятиями,     учреждениями    и    организациями,    осуществлять
внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и
других кредитных организациях.

               II. Организация деятельности учреждения

     16. Учреждение может размещаться как в одном,  так и в нескольких
отдельно стоящих зданиях.
     Помещения (групповые  и  классные комнаты,  спальни,  медицинские
кабинеты, раздевальни, пищеблоки, санитарные узлы и другие необходимые
помещения)  должны  отвечать  санитарно  -  гигиеническим требованиям,
обеспечивающим  условия  для  разных  видов  двигательной,  игровой  и
умственной активности воспитанников и обучающихся.
     17. Количество  групп  и  классов   в   учреждении   определяется
учредителем   (учредителями)   и   устанавливается  в  зависимости  от
санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного
процесса  (исходя  из  предельной наполняемости,  принятой при расчете
норматива бюджетного финансирования).
     Предельная наполняемость  определяется  в зависимости от возраста
воспитанников и обучающихся:
     в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;
     в разновозрастных группах при наличии  воспитанников  любых  трех
возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;
     при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3  до
6 лет) - 20 воспитанников;
     в классах - 25 обучающихся.
     18. Количество   и   наполняемость  групп  и  классов  учреждения
(включая  малокомплектное),  расположенного  в   сельской   местности,
определяется исходя из потребностей населения.
     19. При  наличии   необходимых   условий   и   средств   возможно
комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.
     При проведении занятий по иностранному языку  в  1  -  4  классах
допускается   деление  класса  на  две  группы  при  наполняемости  25
обучающихся в городских учреждениях,  не  менее  20  обучающихся  -  в
сельских.
     20. При  приеме  в  учреждение   последнее   обязано   ознакомить
родителей  (законных  представителей) с уставом и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
     21. Учреждение    с    учетом   интересов   родителей   (законных
представителей) и по согласованию с учредителем  (учредителями)  может
открывать  группы  продленного дня,  дошкольные группы компенсирующего
вида,   классы   компенсирующего   обучения,   а   также   специальные
(коррекционные)  группы  и  классы  для  воспитанников и обучающихся с
отклонениями в развитии при наличии условий для коррекционной работы.
     Перевод (направление)  воспитанников  и обучающихся в специальные
(коррекционные)  группы  и   классы,   а   также   группы   и   классы
компенсирующего  обучения  осуществляется  только с согласия родителей
(законных представителей) и по заключению психолого - педагогической и
медико - педагогической комиссий.
     22. Медицинское   обслуживание   воспитанников   и    обучающихся
обеспечивается    штатным   или   специально   закрепленным   органами
здравоохранения за учреждением медицинским персоналом,  который наряду
с  администрацией  несет  ответственность  за  здоровье  и  физическое
развитие   воспитанников   и   обучающихся,   проведение   лечебно   -
профилактических  мероприятий,  соблюдение  санитарно  - гигиенических
норм, режим и качество питания.
     Учреждение предоставляет  помещение и соответствующие условия для
работы медицинского персонала.
     Штатные работники  учреждения  проходят  периодическое бесплатное
медицинское  обследование,  которое   проводится   за   счет   средств
учредителя (учредителей).
     23. Организация  питания  в   учреждении   возлагается   органами
местного  самоуправления  на  администрацию  учреждения  и организации
общественного питания.
     Режим и    кратность    питания   воспитанников   и   обучающихся
устанавливаются  в  соответствии  с  длительностью  их  пребывания   в
учреждении и рекомендациями органов здравоохранения.

              III. Организация образовательного процесса

     24. Участниками  образовательного процесса являются воспитанники,
обучающиеся,  их  родители  (законные  представители),  педагогические
работники.
     25. Взаимоотношения между  учреждением  и  родителями  (законными
представителями)  воспитанников  регулируются договором,  включающим в
себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие
в процессе воспитания и обучения.
     Взаимные права,  обязанности  и  ответственность   учреждения   и
родителей   (законных   представителей)   обучающихся,  возникающие  в
процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном между
ними договоре в соответствии с уставом учреждения.
     26. Преемственность общеобразовательных  программ  дошкольного  и
начального    общего    образования    обеспечивается   по   следующим
направлениям:
     развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как
основы развития познавательных способностей обучающегося;
     формирование творческого      воображения     как     направления
интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;
     развитие коммуникативности  -  умения  общаться  со  взрослыми  и
сверстниками как одного  из  необходимых  условий  успешности  учебной
деятельности.
     27. На  основе   реализуемых   общеобразовательных   программ   в
учреждении обеспечивается:
     формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
     обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
     развитие познавательных и речевых способностей;
     формирование интереса  к  родному  языку  как важнейшему средству
речевого общения;
     формирование культуры,  самостоятельности  мышления  и  целостной
картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
     Общеобразовательные программы  реализуются  через специфичные для
каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности:  игру,
лепку, конструирование, рисование и др.
     28. Содержание    образования    в    учреждении     определяется
образовательными   программами,   разрабатываемыми,   принимаемыми   и
реализуемыми   им    самостоятельно    на    основе    государственных
образовательных стандартов.
     Организация образовательного процесса в учреждении  по  программе
начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым
календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми  учреждением  самостоятельно  в соответствии с примерным
учебным планом.
     29. Режим работы дошкольных групп,  длительность пребывания в них
воспитанников,  а  также  учебные  нагрузки  обучающихся  определяются
уставом  учреждения  и  не должны превышать нормы предельно допустимых
нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.
     30. Продолжительность  каникул  для обучающихся устанавливается в
течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель.   Для   обучающихся   в   первых   классах   в   течение  года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
     31. Дисциплина  в  учреждении  поддерживается  на основе уважения
человеческого  достоинства  воспитанников,  обучающихся  и  педагогов.
Применение  методов  физического и психического насилия по отношению к
воспитанникам и обучающимся не допускается.
     32. Язык  (языки),  на  котором  ведется  воспитание и обучение в
учреждении,  определяется учредителем (учредителями) и  (или)  уставом
учреждения.
     Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение
русского  языка  как  государственного  языка Российской Федерации при
реализации программы начального  общего  образования  регламентируется
государственным образовательным стандартом.
     33. Деятельность  воспитанников  и  обучающихся  в  свободное  от
занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья
и интересов и направлена на  удовлетворение  их  потребностей,  в  том
числе  физиологических  (сон,  питание,  отдых,  пребывание  на свежем
воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
     34. Учреждение  самостоятельно  в выборе форм,  средств,  методов
воспитания  и  обучения,  определенных  законодательством   Российской
Федерации,   а  также  в  выборе  системы  оценок,  формы,  порядка  и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся в  соответствии  со
своим уставом.
     35. Учреждение  в  соответствии  со  своими  уставными  целями  и
задачами  может реализовывать дополнительные образовательные программы
и  оказывать  дополнительные  образовательные  услуги   за   пределами
определяющих его статус соответствующих образовательных программ.
     Виды и формы дополнительных образовательных услуг,  в  том  числе
платных, определяются уставом учреждения.
     Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен  и  в
рамках    основной    образовательной    деятельности,   финансируемой
учредителем (учредителями).

                      IV. Управление учреждением

     36. Управление  учреждением  осуществляется  в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится
на принципах единоначалия и самоуправления.
     Формами самоуправления   учреждения  являются  совет  учреждения,
попечительский совет,  общее  собрание,  педагогический  совет  и  др.
Порядок  выборов  органов  самоуправления  учреждения и их компетенция
определяются уставом учреждения.
     37. Непосредственное    руководство    учреждением   осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
     38. Прием   на   работу   директора  государственного  учреждения
осуществляется в соответствии с уставом и законодательством Российской
Федерации.
     Директор муниципального учреждения  назначается  решением  органа
местного самоуправления,  если иной порядок назначения не предусмотрен
решением органа местного самоуправления.
     39. Подбор директора и его заместителя по учебно - воспитательной
работе с учетом специфики учреждения осуществляется  исходя  из  того,
что один из них должен быть специалистом в области общего образования,
другой - в области дошкольного образования.
     40. Порядок комплектования работников учреждения регламентируется
его уставом.
     На педагогическую  работу  принимаются лица,  имеющие необходимую
профессионально   -   педагогическую   квалификацию,   соответствующую
требованиям  квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
     Для обеспечения   образовательного   процесса   и   при   наличии
необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог  -
психолог и учитель - логопед.
     41. К педагогической деятельности не  допускаются  лица,  которым
она  запрещена приговором суда или по медицинским показаниям,  а также
лица, имевшие судимость за определенные преступления.
     42. Права,  социальные  гарантии  и  льготы работников учреждения
определяются   законодательством   Российской    Федерации,    уставом
учреждения, трудовым договором (контрактом), условия которого не могут
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
     43. Работники учреждения имеют право:
     на участие  в  управлении  учреждением  в  порядке,  определяемом
уставом;
     на защиту профессиональной чести и достоинства.
     44. Педагогические работники учреждения имеют право:
     свободно выбирать и использовать методики обучения и  воспитания,
учебные   пособия   и   материалы,   учебники,  методы  оценки  знаний
обучающихся;
     повышать квалификацию;
     аттестовываться на   добровольной   основе   на   соответствующую
квалификационную категорию;
     на сокращенную рабочую неделю,  удлиненный  оплачиваемый  отпуск,
получение   пенсии   за   выслугу   лет   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации;
     на дополнительные    льготы,    предоставляемые    педагогическим
работникам  общеобразовательных   учреждения   по   месту   нахождения
учреждения.

                  V. Имущество и средства учреждения

     45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за
учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.
     46. Земельные   участки   закрепляются   за   государственным   и
муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
его оперативном управлении.
     47. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное
использование закрепленной за ним собственности.
     48. Изъятие и (или)  отчуждение  собственности,  закрепленной  за
учреждением,  допускается только в случаях и порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
     49. Финансирование    учреждения    осуществляется    на   основе
государственных (в  том  числе  ведомственных)  и  местных  нормативов
финансирования,  определяемых  в  расчете  на  одного  воспитанника  и
обучающегося в зависимости от вида учреждения.
     Для малокомплектных  сельских  учреждений норматив финансирования
должен учитывать затраты,  не зависящие от количества воспитанников  и
обучающихся.
     50. Привлечение учреждением дополнительных средств не  влечет  за
собой   снижения   нормативов   и   (или)   абсолютных   размеров  его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
     51. Учреждению  принадлежит  право  самостоятельно  распоряжаться
денежными средствами,  имуществом  и  иными  объектами  собственности,
переданными  ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара,
пожертвования или  по  завещанию,  а  также  доходами  от  собственной
деятельности  учреждения  и  приобретенными  на  эти  доходы объектами
собственности.
     52. При  ликвидации  учреждения  денежные средства и иные объекты
собственности,  принадлежащие ему на праве собственности,  за  вычетом
платежей  по покрытию своих обязательств направляются на цели развития
образования в соответствии с уставом учреждения.
     53. Источниками   формирования  имущества  и  финансовых  средств
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им
органом);
     плата, взимаемая  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации   и   уставом   с   родителей   (законных    представителей)
воспитанников и обучающихся;
     добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
     кредиты банков и других кредитных организаций;
     другие источники в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     54. Взимание  платы  с  родителей  (законных  представителей)  за
содержание  воспитанников  учреждения  производится  в  соответствии с
законодательством  Российской  Федерации.   Размер   указанной   платы
определяется   исходя  из  общих  затрат  содержания  воспитанников  в
учреждении с учетом длительности их пребывания,  а также режима работы
учреждения.
     55. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады)  работникам  на  основе  единой тарифной сетки по оплате труда
работников   бюджетной   сферы   в   соответствии    с    тарифно    -
квалификационными  требованиями  и на основании решения аттестационной
комиссии;  определяет виды и размеры надбавок,  доплат и других выплат
стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на
оплату труда,  а также структуру управления  деятельности  учреждения,
штатное расписание, распределение должностных обязанностей.