ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 26 июня 1995 г. N 612 (ЮИАИ) Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе - интернате. Председатель Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН 26 июня 1995 г. N 612 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 612 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и финансово - хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ - интернатов. Положение является типовым для следующих видов общеобразовательных школ - интернатов: общеобразовательных школ - интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий - интернатов, лицеев - интернатов. Для негосударственных общеобразовательных школ - интернатов Типовое положение выполняет функцию примерного. 2. Общеобразовательная школа - интернат (далее именуется - школа - интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. 3. Деятельность школы - интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования. 4. Школа - интернат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением. II. Организация деятельности школы - интерната 5. Школа - интернат создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. Порядок открытия, реорганизации и ликвидации школы - интерната определяется законодательством Российской Федерации. 7. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно - правовую форму школы - интерната. Учредителем (учредителями) государственной школы - интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем (учредителями) муниципальной школы - интерната является орган местного самоуправления. Допускается совместное учредительство школы - интерната, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц. Учредительными документами школы - интерната являются решение учредителя (договор между учредителями) о ее создании, а также ее устав, утвержденный учредителем (учредителями). 8. Отношения между учредителем (учредителями) и школой - интернатом определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Права юридического лица у школы - интерната в части ведения уставной финансово - хозяйственной деятельности возникают с момента ее государственной регистрации. Как юридическое лицо она имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 10. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у школы - интерната с момента выдачи ей соответствующей лицензии (разрешения). 11. Школа - интернат проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании". 12. Школа - интернат в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. 13. В школы - интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе - интернате. 14. Количество классов в школе - интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса. 15. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы школы - интерната не должна превышать 20 человек. При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью. 16. При проведении занятий по иностранному языку в 4 - 11 классах, трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, а также во время практических занятий по информатике и вычислительной технике, физике и химии допускается деление на две группы класса с наполняемостью: в городских школах - интернатах - 20 человек, в сельских - 15 человек. При наличии необходимых средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении иностранного языка. III. Образовательный процесс и организация быта воспитанников 17. Образовательный процесс в школе - интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой - интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. 18. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе - интернате. 19. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. 20. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно - массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности. Принуждение воспитанников школы - интерната к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 21. Воспитанники школы - интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы - интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях. 22. В период летних каникул администрация школы - интерната оказывает содействие в организации отдыха воспитанников в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха. 23. По просьбе родителей (законных представителей) директор школы - интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам - и в другие дни. IV. Участники учебно - воспитательного процесса, работники школы - интерната, их права и обязанности 24. Участниками учебно - воспитательного процесса в школе - интернате являются воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников (законные представители). 25. Направление детей в школу - интернат осуществляется государственным или муниципальным органом управления образованием. Прием детей в школу - интернат осуществляется в порядке, определяемом ее уставом. Дети - члены одной семьи (братья и сестры) подлежат направлению в одну школу - интернат, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание должно осуществляться раздельно. 26. Зачисление детей в школу - интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. 27. В школу - интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). В тех районах, где отсутствуют образовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу - интернат могут быть приняты данные категории детей. Порядок приема детей в школы - интернаты с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии - интернаты и лицеи - интернаты определяется учредителем (учредителями) и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе - интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения. 28. При приеме воспитанника в школу - интернат он и его родители (законные представители) должны быть ознакомлены с ее уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в этой школе - интернате. 29. Права и обязанности воспитанников и их родителей (законных представителей) определяются уставом школы - интерната и иными, предусмотренными этим уставом актами. 30. За содержание воспитанников в школе - интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в установленном порядке. В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе - интернате полностью или частично. 31. Воспитанники школы - интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно - письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем. 32. Воспитанники школы - интерната обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания. 33. По окончании школы - интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения. Воспитанникам, выбывающим из школы - интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании. 34. Воспитанники школы - интерната имеют право на: получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг на договорной основе; участие в управлении школой - интернатом в форме, определяемой ее уставом; уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. 35. Воспитанники обязаны выполнять устав и правила внутреннего распорядка школы - интерната в части, относящейся к ним, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы - интерната. Взаимоотношения педагогов и воспитанников школы - интерната строятся на основе уважения человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. 36. Медицинское обслуживание воспитанников школы - интерната осуществляется штатным или специально закрепленным за школой - интернатом органом здравоохранения медицинским персоналом, который наряду с администрацией школы - интерната несет ответственность за сохранность жизни и здоровья, физическое развитие воспитанников, проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм и режима дня. 37. Выпускникам школы - интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью общеобразовательной школы - интерната. 38. Порядок комплектования персонала школы - интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы - интерната работодателем является данная школа - интернат. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. К педагогической деятельности в школе - интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. 39. Работники школы - интерната имеют право на участие в управлении этой школой - интернатом в порядке, определенном ее уставом, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 40. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники школы - интерната имеют право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников. 41. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам школы - интерната, определяются законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением, уставом школы - интерната, правилами внутреннего распорядка, квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений. 42. Педагогические работники школы - интерната периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств ее учредителя (учредителей). 43. В обязанности медицинских работников школы - интерната входят: наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; организация и проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и лечебно - оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности; контроль за выполнением санитарно - гигиенического и противоэпидемического режима, организацией и качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников; формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников и работников школы - интерната, а также ведение санитарно - просветительской работы среди родителей воспитанников (законных представителей). V. Управление школой - интернатом 44. Управление школой - интернатом осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Типовым положением и ее уставом. 45. Управление школой - интернатом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет школы - интерната, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом школы - интерната. 46. Непосредственное управление школой - интернатом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Наем (прием) на работу директора государственной школы - интерната осуществляется в порядке, определяемом ее уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор муниципальной школы - интерната назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок. 47. Директор школы - интерната несет ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы - интерната. VI. Имущество и средства школы - интерната 48. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за школой - интернатом. Земельные участки закрепляются за государственной или муниципальной школой - интернатом в постоянное (бессрочное) пользование. Объекты собственности, закрепленные за школой - интернатом, находятся в ее оперативном управлении. Школа - интернат владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за школой - интернатом, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за школой - интернатом имущества осуществляется собственником этого имущества (уполномоченным им органом). Имущество школы - интерната составляют также здания, сооружения, оборудование, инвентарь и иное имущество, приобретенные ею за счет собственных средств, а также денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию. 49. Школа - интернат должна быть обеспечена в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями и оборудованием, необходимыми для осуществления образовательного процесса, проведения спортивно - массовых мероприятий, оказания медицинской помощи, организации питания, хозяйственно - бытового и санитарно - гигиенического обслуживания, досуга, быта и отдыха воспитанников. 50. Школа - интернат в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно - производственные мастерские. 51. Деятельность школы - интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы - интерната являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; кредиты банков и других кредиторов; имущество, закрепленное за школой - интернатом собственником (уполномоченным им органом); другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. 52. Финансирование школы - интерната осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида школы - интерната. Привлечение школой - интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя (учредителей). 53. Школа - интернат вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность. 54. Школа - интернат устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников школы - интерната на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно - квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда. 55. Школа - интернат может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |