ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 18.12.02 4452

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)
           В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО
           И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          18 декабря 2002 г.
                                N 4452

                                 (Д)


     С целью   оказания   методической   помощи  учреждениям  высшего,
среднего   и   дополнительного   профессионального    образования    в
использовании  при  организации  образовательного процесса современных
информационных технологий приказываю:
     1. Утвердить   прилагаемую   Методику   применения  дистанционных
образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных
учреждениях  высшего,  среднего  и  дополнительного  профессионального
образования Российской Федерации.
     2. Контроль   за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра Л.С. Гребнева.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
18 декабря 2002 г.
N 4452

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
24 декабря 2002 г.
N 4071


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                        Приказом Минобразования России
                                               от 18 декабря 2002 года
                                                                N 4452

                               МЕТОДИКА
                       ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
              ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО
           ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
             СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности
образовательных     технологий,     при    которых    целенаправленное
опосредованное  или   не   полностью   опосредованное   взаимодействие
обучающегося  и  преподавателя  осуществляется  независимо от места их
нахождения  и  распределения  во  времени  на   основе   педагогически
организованных    информационных    технологий,    прежде    всего   с
использованием средств телекоммуникации.
     Основными дистанционными  образовательными  технологиями являются
кейсовая  технология,  интернет  -  технология,   телекоммуникационная
технология. Допускается сочетание основных видов технологий.
     2. Целью   дистанционного   обучения   является    предоставление
обучающимся  непосредственно  по  месту  жительства  или временного их
пребывания  возможности  освоения  основных  и  (или)   дополнительных
профессиональных   образовательных   программ   высшего   и   среднего
профессионального  образования  (далее  -  образовательные  программы)
соответственно  в  образовательных  учреждениях  высшего,  среднего  и
дополнительного профессионального образования (далее - образовательные
учреждения).
     3. Образовательный  процесс   с   использованием   дистанционного
обучения  может  осуществляться  образовательным учреждением по очной,
очно - заочной (вечерней),  заочной формам  получения  образования,  в
форме экстерната или при сочетании указанных форм.
     Повышение квалификации    и    профессиональная    переподготовка
специалистов   в  образовательном  учреждении  повышения  квалификации
проводятся с отрывом от работы,  без отрыва  от  работы,  с  частичным
отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения <*>.
--------------------------------
     <*> Постановление    Правительства    Российской   Федерации   от
26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении  дополнительного  профессионального  образования (повышения
квалификации) специалистов"  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации от 03.07.1995, N 27, ст. 2580.

     Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как
самостоятельно,  так  и  через  сеть  своих  обособленных  структурных
подразделений - филиалов и представительств <*>.
--------------------------------
     <*> Здесь  и  далее  понятие "представительство" образовательного
учреждения относится исключительно к представительствам высших учебных
заведений.

     4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в
установленном порядке.
     5. В  целях  оказания  студентам,  обучающимся  по  заочной форме
обучения,  помощи в освоении образовательных программ  непосредственно
по  месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе
осуществлять   консультации,   текущий   контроль    успеваемости    и
промежуточную  аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно
- педагогических  работников  высшего  учебного  заведения  на  основе
учебно - материальной базы представительства <*>.
--------------------------------
     <*> Постановление    Правительства    Российской   Федерации   от
05.04.2001 N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении     высшего     профессионального    образования    (высшем
образовательном   учреждении)   Российской   Федерации"   -   Собрание
законодательства Российской Федерации от 16.04.2001, N 16, ст. 1595.

     Указанная деятельность    осуществляется    с   согласия   органа
управления  образованием  субъекта  Российской  Федерации   и   органа
местного    самоуправления,    на    территории    которых   находится
представительство.
     6. Образовательное   учреждение   может   реализовать   одну  или
несколько образовательных программ с использованием  в  частичном  или
полном  объеме  дистанционного  обучения.  По  отдельным  направлениям
(специальностям)   <*>    и    профилям    программ    дополнительного
профессионального   образования  может  вводиться  ограничение  на  их
освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
--------------------------------
     <*> Из числа тех,  по которым получение высшего профессионального
образования в форме экстерната не допускается.

     Образовательные программы      признаются      реализуемыми     с
использованием в полном объеме дистанционного обучения в  том  случае,
если  не  менее 70%  объема часов учебного плана обучающиеся осваивают
посредством дистанционных образовательных  технологий.  При  этом  для
образовательных   программ   высшего   и   среднего  профессионального
образования  посредством  дистанционных   образовательных   технологий
реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально -
экономических, математических и общих естественно - научных дисциплин.
     Организация учебного    процесса   по   очной   форме   получения
образования с использованием в полном объеме  дистанционного  обучения
допускается  с  учетом установленных требований к организации учебного
процесса по данной форме получения образования.
     7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по
образовательным  программам,  реализация  которых   осуществляется   с
использованием  в полном объеме дистанционного обучения,  предлагается
ознакомиться с этим условием под роспись.
     8. Права  и обязанности обучающихся,  осваивающих образовательные
программы  с  использованием  дистанционного  обучения,   определяются
законодательством  Российской  Федерации  в  соответствии с той формой
получения образования, на которую они зачислены.
     9. Наряду   с   традиционными   информационными   ресурсами   для
обеспечения процесса дистанционного  обучения  используются  следующие
средства   дистанционного   обучения:  специализированные  учебники  с
мультимедийными сопровождениями,  электронные  учебно  -  методические
комплексы,   включающие   электронные   учебники,   учебные   пособия,
тренинговые   компьютерные   программы,   компьютерные    лабораторные
практикумы,  контрольно - тестирующие комплекты,  учебные видеофильмы,
аудиозаписи,  иные  материалы,   предназначенные   для   передачи   по
телекоммуникационным каналам связи.
     10. В  качестве  основного  информационного  ресурса  в   учебном
процессе   используются   методически   (дидактически)   проработанные
информационные базы  данных  дистанционного  обучения,  обеспечивающие
современный  уровень требований на момент их использования,  по своему
объему  и  содержанию  соответствующие   требованиям   государственных
образовательных    стандартов    основных   образовательных   программ
определенного  уровня  или  требованиям  к  содержанию  дополнительных
профессиональных образовательных программ.
     База данных дистанционного обучения включает в  виде  изданий  на
различных   типах   носителей   фонд   основной  учебной  и  учебно  -
методической литературы;  фонд периодических изданий, укомплектованный
отраслевыми  изданиями,  соответствующими  профилям подготовки кадров,
справочно -  библиографическими,  а  также  массовыми  центральными  и
местными   общественно   -   политическими   изданиями;  фонд  научной
литературы,  представленный  монографиями  и  периодическими  научными
изданиями по профилю каждой образовательной программы.
     11. При   дистанционном   обучении   образовательное   учреждение
обеспечивает  каждому  обучающемуся  возможность  доступа  к средствам
дистанционного обучения и основному информационному ресурсу  в  объеме
часов   учебного   плана,  необходимых  для  освоения  соответствующей
образовательной программы или ее части.
     С целью   обеспечения   доступа   обучающихся   к   базам  данных
дистанционного обучения,  иным  средствам  дистанционного  обучения  в
базовом  образовательном  учреждении,  филиалах,  представительствах и
индивидуально   образовательное   учреждение    использует    средства
телекоммуникации.
     При отсутствии необходимых  аппаратно  -  программных  средств  у
обучающегося    индивидуально    образовательное    учреждение   может
предоставлять  ему   эти   средства   на   условиях   и   в   порядке,
предусмотренных действующим законодательством.
     12. При   дистанционном   обучении   образовательное   учреждение
осуществляет  научную и учебно - методическую помощь обучающимся через
консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств
телекоммуникации.
     13. Текущий  контроль  и  промежуточная  аттестация   обучающихся
осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами,
или с использованием электронных средств (электронное  тестирование  и
пр.),  обеспечивающих  идентификацию  личности.  Обязательная итоговая
аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
     14. Профессорско  - преподавательский и преподавательский состав,
осуществляющий   дистанционное    обучение,    может    состоять    из
педагогических  работников образовательного учреждения,  его филиалов,
проживающих в различных городах  и  населенных  пунктах,  объединенных
организационно  и  методически  средствами  телекоммуникаций,  ведущих
образовательный процесс  в  филиалах  и  осуществляющих  консультации,
текущий  контроль  успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся
по заочной форме обучения в  представительствах  в  сетевом  режиме  с
использованием  телекоммуникационных  и  иных  средств,  независимо от
места нахождения педагогических работников.
     15. Образовательное  учреждение  может  по  одной  или нескольким
реализуемым им образовательным программам организовать образовательный
процесс  с  использованием  в  полном объеме дистанционного обучения в
сети своих филиалов  и  осуществлять  консультации,  текущий  контроль
успеваемости  и  промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме
обучения в  представительствах,  обеспечив  единство  образовательного
процесса.
     16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких
образовательных    программ   с   использованием   в   полном   объеме
дистанционного   обучения   образовательное   учреждение   <*>   может
обратиться  в Минобразование России с заявлением о проведении проверки
такой готовности в соответствии со  следующими  и  иными  требованиями
настоящей методики:
--------------------------------
     <*> Из       образовательных      учреждений      дополнительного
профессионального образования Минобразование России может подтверждать
готовность  реализовать  образовательные  программы с использованием в
полном объеме дистанционного обучения тех образовательных  учреждений,
которые находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти,
а    также    иных    образовательных    учреждений    дополнительного
профессионального   образования   по  аккредитованным  образовательным
программам.

     наличие электронных учебно - методических  комплексов  по  каждой
учебной  дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов
учебно  -  методических  материалов  с  использованием  мультимедийных
средств);
     наличие специальной    корпоративной    информационной    системы
документооборота   (в  т.ч.  электронного),  полностью  обеспечивающей
администрирование образовательного процесса;
     наличие преподавателей,  специально  подготовленных  для работы в
новой информационно - образовательной среде;
     наличие специальных  (в  т.ч.  электронных)  форм проверки знаний
обучающихся.
     В этом  случае объем требований,  предъявляемых к образовательным
учреждениям,  при  проведении  проверки  и   порядок   ее   проведения
устанавливаются  Минобразованием России с учетом типа образовательного
учреждения и особенностей используемой  дистанционной  образовательной
технологии.
     При организации проверки  целесообразно  участие  государственных
органов управления образованием субъектов Российской Федерации,  а для
образовательных    учреждений    дополнительного     профессионального
образования  -  также  федеральных  ведомственных  органов  управления
образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
     Отсутствие подтверждения     такой     готовности    не    лишает
образовательное   учреждение   права   реализовывать   образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
     17. Образовательное  учреждение  осуществляет   в   установленном
порядке  прием  на обучение по образовательным программам,  переводы и
отчисление обучающихся.
     18. При  организации  дистанционного  обучения целесообразно учет
результатов учебного процесса и внутреннее  делопроизводство  вести  в
электронном  виде  с  применением  положений  Федерального  закона  от
10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
     19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации,
оснащенность  учебного  процесса  специализированным  и   лабораторным
оборудованием   (как  собственным,  так  и  арендованным),  средствами
доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении,  филиалах  и
индивидуально   должны   в   реальном  режиме  времени  или  в  записи
обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
     20. Образовательное  учреждение  может  обеспечивать полный объем
аудиторной    нагрузки    обучающегося    по    каждому    направлению
(специальности)    подготовки    с    применением   занятий,   имеющих
дидактическое  обеспечение  для   их   проведения   в   телевизионных,
компьютерных, сетевых и других средах.
     При этом  все  обучающиеся   обеспечиваются   учебными   рабочими
местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
     Оснащенные учебные   рабочие   места   обеспечивают   обучающимся
возможность  доступа  к  средствам  дистанционного обучения и основным
информационным ресурсам.
     21. Для  проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и
практических   занятий   образовательное   учреждение    предоставляет
обучающимся  возможность  участия  в  этих  занятиях  реально  либо  с
применением дистанционного обучения (виртуальная  лабораторная  работа
или работа в лаборатории удаленного доступа).
     22. В  зависимости  от  принятой  дистанционной   образовательной
технологии  образовательному учреждению необходимо располагать набором
специально   оборудованных   помещений,   обеспечивающих    проведение
образовательного   процесса  по  всем  дисциплинам  в  соответствии  с
государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие
места должны соответствовать установленным требованиям.
     23. Образовательное    учреждение    обеспечивает     обучающимся
возможность    прохождения   учебных   и   производственных   практик,
предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные
практики  обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и
(или)  дистанционного  обучения.  Производственные  практики  (включая
технологические  и  преддипломные) обучающиеся проходят,  как правило,
традиционно.
     24. Образовательному   учреждению   рекомендуется  организовывать
профессиональную   переподготовку    или    повышение    квалификации:
профессорско  -  преподавательского состава - для преподавания в новой
информационно -  образовательной  среде,  преподавателей  и  учебно  -
вспомогательного    персонала    -    для   работы   с   дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объемом
обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
     25. Для  образовательного  учреждения   (филиала),   реализующего
образовательные   программы   с   использованием   в   полном   объеме
дистанционного   обучения,    предельная    численность    контингента
обучающихся  рассчитывается  и фиксируется в лицензии образовательного
учреждения  с   учетом   применяемой   дистанционной   образовательной
технологии.